Земельный налог правовой режим

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

Понятие платности землепользования

Институт платы за землю — это комплекс правовых норм, которые регламентируют отношения, связанные с исполнением собственниками земли, землевладельцами и землепользователями публичных повинностей в виде стабильных платежей в пользу государства.

Плата за пользование земельными участками имеет многолетнюю историю. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1942 «О местных налогах и сборах» предусматриваюсь взимание земельной ренты за «застроенные и незастроенные земли, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам в бессрочное пользование и по договорам о праве застройки» (ст. 18). Предусматривалось освобождение полностью или частично отдельных видов земель и землепользователей от платежей. Для расчета земельной ренты с остальных плательщиков все поселения делились на шесть классов, в зависимости от административного значения, численности населения и иных условий.

Наряду с земельной рентой как прообразом земельного налога в годы советской власти существовала аренда земли и арендная плата, причем отношение законодателя к аренде земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов было различным. Например, постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.06.1937 «О воспрещении сдачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения» аренда сельскохозяйственных земель была запрещена как вне городской черты, так и в ее пределах. Земли застройки в черте поселений могли быть переданы по договору аренды во временное пользование гражданам и юридическим лицам с взиманием за это арендной платы.

Однако радикальное изменение законодательного подхода к плате за землю произошло после принятия Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю». Данным Законом были установлены три формы такой платы: земельный налог; арендная плата; нормативная цена земли. Именно с тех пор сохраняется четкое различение юридической природы земельного налога и арендной платы: земельный налог — обязательный императивный платеж, устанавливаемый в соответствии с НК РФ органами местного самоуправления; арендная плата устанавливается в соответствии с договором по согласованию сторон. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Правовые основы взимания земельного налога

Земельный налог относится к числу местных налогов (ст. 15 НК РФ), устанавливается в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территории. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, определенных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения. Не платят земельный налог лица, обладающие земельными участками на праве аренды (они платят арендную плату), сервитута, а также на праве безвозмездного срочного пользования. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается Н К РФ и законами этих субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действие в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов РФ и обязателен к уплате на их территории.

Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в границах соответствующих муниципальных образований. При этом не признаются объектом налогообложения две разновидности земельных участков (ст. 389 НК РФ):

а) изъятые из оборота земельные участки, перечень которых указан в п. 4 ст. 27 ЗК РФ как исчерпывающий. В их число входят земли, занятые объектами организаций федеральной службы безопасности; зданиями, строениями, сооружениями, в которых размещены военные суды; участки под воинскими и гражданскими захоронениями и т.д.;

б) земельные участки, ограниченные в обороте, в том числе: занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список Всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Применительно к земельным участкам налоговая бала определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию па 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного гола подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; инвалидов с детства; ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий и ряда иных категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

а) 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся па объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

б) 1,5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Согласно ст. 61, 61.1 и 61.2 БК РФ в бюджеты поселений и городских округов зачисляются налоговые доходы от земельного налога по нормативу 100%. В бюджет муниципальных районов по нормативу 100% зачисляются налоговые доходы от взимания земельного налога на межселенных территориях.

Освобождаются от налогообложения (ст. 395 НК РФ):

а) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

б) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

в) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

г) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

д) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

с) учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

ж) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

з) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

и) организации — резиденты особой экономической зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

Запросы о проверке конституционности той или иной нормы, определяющей размер ставки земельного налога, являются наиболее распространенными по сравнению с другими земельно-правовыми запросами в Конституционный Суд РФ. Споры о правильности и обоснованности начисления размера земельного налога или арендной платы, а также вопросы нарушения сроков их уплаты являются самой массовой категорией земельных споров, рассматриваемых арбитражными судами РФ. Не имея возможности прокомментировать все запросы в Конституционный Суд РФ, кратко отметим здесь лишь наиболее характерные.

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 № 13-П «По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году»».

ТОО «СКАМ» обратилось в Конституционный Суд РФ с просьбой признать неконституционным Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» по содержанию, порядку принятия и введения в действие. По мнению заявителя, ставки земельного налога должны определяться органами местного самоуправления Санкт-Петербурга исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю». Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, изменив границы зон градостроительной ценности и установив на 1995 г. новые ставки земельного налога по указанным зонам, вышло за пределы своих полномочий и осуществило конституционные полномочия органов местного самоуправления.

Заявитель, не оспаривая закрепленное в Законе РФ «О плате за землю» право Правительства РФ индексировать ежегодно установленные федеральным законом ставки земельного налога, указывает, что оспариваемым Законом Санкт-Петербурга ставки земельного налога завышены. Заявитель полагал, что данному Закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, в нарушение требований ст. 57 Конституции РФ придана обратная сила. Рассмотрев указанный запрос, Конституционный Суд РФ признал оспариваемые статьи Закона Санкт-Петербурга не соответствующими Конституции РФ.

2. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 № 186-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Северо-западный колхозный рынок» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 17 Закона Российской Федерации «О плате за землю». Федерального закона «Об индексации ставок земельного налога» и статьи 14 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год»».

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ ЗЛО пыталось оспаривать конституционность ст. 17 Закона РФ «О плате за землю», согласно которой учет плательщиков и начисление земельного налога производится ежегодно по состоянию па 1 июня, с юридических лиц и граждан налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка, суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября, а органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога; Федерального закона от 14.12.2001 № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога», согласно которому ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2,0, а также ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год», согласно которой ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению данной жалобы.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.2003 № 276-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О. П. Михайловой о проверке конституционности части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю» и жалобы гражданина А. А. Жукова на нарушение его конституционных прав той же нормой».

В своих обращениях заявители утверждали, что ч. 5 ст. 8 Закона РФ «О плате за землю» в системной связи с ч. 1 той же статьи — в той мере, в какой она допускает взимание с граждан, не достроивших жилье на принадлежащем им земельном участке, земельного налога в большем размере, чем с граждан, завершивших строительство и зарегистрировавших право собственности на жилой дом, — противоречит ст. 19,36,40 (ч. 1, 2), 55 (ч. 3) и 57 Конституции РФ. Заявители считали также, что налоговые органы дают толкование закона, фактически многократно увеличивая размер налоговых обременении, принятых на практике до 2001 г., вопреки требованиям ст. 1, 3 и 54 ПК РФ; по их мнению, земельное законодательство устанавливает единый правовой режим как основание налогообложения для собственников земельных участков одного и того же целевого назначения, независимо от окончания строительства жилья и сроков сдачи его в эксплуатацию. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запросов к рассмотрению.

4. Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 № 209-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Вита Холдинг» на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю»».

В жалобе ООО «Вита Холдинг» оспаривалась конституционность следующих положений ст. 8 Закона РФ «О плате за землю»: ч. 1, согласно которой налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (табл. 1,2,3) к названному Закону; ч. 2, согласно которой средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов; границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.

Конституционный Суд РФ указал, что вопрос об определении средней ставки налога за городские (поселковые) земли уже был предметом его рассмотрения. В Постановлении от 08.10.1997 по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга «О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году» Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов РФ при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Между тем в федеральном законодательстве вообще не содержатся нормативные предписания о порядке расчета — на основе средней ставки — ставок земельного налога, дифференцированных по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно, так как в силу различных методик расчетов ставок земельного налога средняя ставка лишается какого-либо смысла.

Поскольку понятие средней ставки требует единообразного истолкования, что предполагает разработку единых правил расчета на ее основе дифференцированных ставок земельного налога, Конституционный Суд РФ в указанном Постановлении возложил на Федеральное Собрание и Правительство РФ обязанность обеспечить разработку и принятие единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Однако до настоящего времени это предписание Конституционного Суда РФ не исполнено. В принятии жалобы к рассмотрению отказано.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 № 34-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год», статьи 18 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», статьи 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», статьи 1 Федерального закона «Об индексации ставок земельного налога» и статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации»».

По результатам проведенной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Петроградскому району города Санкт-Петербурга камеральной проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 г. был установлен факт расчета заявителем суммы земельного налога без учета повышающих коэффициентов. В связи с этим налоговый орган решением от 13.04.2004, признанным законным решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2004, доначислил заявителю к уплате сумму задолженности по земельному налогу. Заявитель полагал, что оспариваемые нормы нарушают право уплачивать законно установленные налоги, вносят неопределенность в порядок применения коэффициентов индексации ставок земельного налога, приняты федеральным законодателем с превышением полномочий, а потому не соответствуют ст. 57, 73 Конституции РФ. Ссылаясь на ранее сформулированные правовые позиции по аналогичным делам, Конституционный Суд РФ отказал в принятии данной жалобы к рассмотрению.

Земельный налог: ассорти вопросов

Автор: С. Н. Зайцева

Организация приобрела земельный участок. С какого момента она становится плательщиком налога? Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы по исчислению, уплате в бюджет и отражению в декларации земельного налога.

Организация приобрела земельный участок. С какого момента она становится плательщиком земельного налога?

Если земельный участок расположен в пределах муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), на территории которого введен земельный налог, покупатель – собственник земельного участка становится налогоплательщиком. Это следует из п. 1 ст. 388 и п. 1 ст. 389 НК РФ.

Поскольку право собственности на земельный участок возникает с момента его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 1 ст. 25 ЗК РФ, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), с момента внесения соответствующих записей в ЕГРП у организации – покупателя земельного участка и возникнет обязанность плательщика земельного налога.

Представленная позиция подтверждена письмами Минфина России от 07.12.2012 № 03-05-05-02/120,от 23.04.2009 № 03-05-05-02/24,Постановлением Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 (п. 1), Определением ВС РФ от 21.09.2015 № 309-КГ15-10978 по делу № А50-11789/2014.

Индивидуальный предприниматель – собственник нежилого помещения, в котором оборудован салон красоты. По своему виду деятельности коммерсант уплачивает ЕНВД. Обязан ли он платить земельный налог в отношении земельного участка, расположенного под многоквартирным домом с указанным нежилым помещением?

Вообще обязанность уплаты земельного налога не зависит от применяемой системы налогообложения. Иными словами, «вмененщик» (организация или индивидуальный предприниматель) при определенных обстоятельствах может стать плательщиком этого налога.

В отличие от организаций, индивидуальные предприниматели, как и физические лица, не зарегистрированные в данном качестве, с 01.01.2015 уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция (п. 4 ст. 397 НК РФ[1]). То есть определение налоговой базы и исчисление суммы налога к уплате в отношении участков, которыми владеют коммерсанты, является обязанностью налоговых органов (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ).

Однако в рассматриваемом случае такого уведомления индивидуальный предприниматель не получит, поскольку обязанности уплаты земельного налога у него не возникает. В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ[2] земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения.

Таким образом, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом, земельный налог не платят (см. также Письмо ФНС России от 06.11.2014 № БС-2-11/[email protected]).

Организация передала земельный участок в аренду. Является ли она плательщиком земельного налога?

Организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, в силу п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются плательщиками земельного налога. Таким образом, передача участка в аренду не освобождает арендодателя от уплаты этого налога, что подтверждает и Минфин (Письмо от 01.11.2012 № 03-05-05-02/113).

По какой ставке арендодателю земельного участка рассчитать земельный налог? Может ли он применить пониженную ставку по землям сельскохозяйственного назначения?

В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Минфин в Письме от 12.01.2012 № 03-05-04-02/03 подчеркнул, что для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения нужно, чтобы земельный участок:

  • относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

Таким образом, если налогоплательщик сможет доказать целевое использование земли сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 7 ЗК РФ), он вправе применить пониженную ставку налога. И не имеет значения, кто именно этим занимается – арендодатель (собственник участка) или арендатор. Минфин придерживается того же мнения – см., например, Письмо от 14.03.2008 № 03-05-05-02/12. Указанный подход поддержан и судьями.

Так, ФАС МО в Постановлении от 22.04.2013 по делу № А41-27239/12 пришел к выводу, что организация правомерно исчислила земельный налог по пониженной ставке, установленной для земель сельхозназначения и дачных хозяйств (п. 1 ст. 394 НК РФ), так как арендаторы использовали землю для ведения сельского и дачного хозяйства. Суд отверг довод налогового органа о том, что налогоплательщик не вправе использовать пониженную ставку, поскольку сам не являлся сельхозпроизводителем и не вел дачное хозяйство.

В Постановлении ФАС СЗО от 21.10.2011 по делу № А66-1280/2011 кассационная инстанция сочла правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что для применения в рассматриваемом деле налоговой ставки 0,3% не имеет значения факт использования спорного земельного участка по назначению не обществом непосредственно, а арендатором на основании заключенного с обществом договора аренды. Суд обоснованно указал на то, что из положений пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ не следует, что пониженная налоговая ставка применяется в отношении субъектов землепользования. Напротив, из этой нормы следует, что такая ставка применяется в отношении объекта налогообложения, используемого в соответствии с его назначением. Аналогичную позицию занял и Минфин в Письме от 08.08.2006 № 03-06-02-02/119.

Таким образом, факт использования земельного участка по назначению не собственником, а арендатором не является препятствием для применения пониженной ставки.

Сохраняется ли право на пониженную ставку, если организация использует для сельскохозяйственного производства лишь часть земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения?

Налоговое законодательство не предусматривает применение различных налоговых ставок к отдельным частям одного и того же земельного участка исходя из характера их фактического использования.

Налоговая база определяется лишь по частям земельного участка, расположенным на территориях разных муниципальных образований или находящимся в общей долевой собственности нескольких владельцев (п. 1 и 2 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, если организация использует для сельскохозяйственного производства лишь часть земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, право на пониженную ставку у нее сохраняется.

Подтверждение можно найти в Письме от 04.03.2008 № 03-05-05-02/10, в котором Минфин не возражал против применения льготного (пониженного) размера ставки земельного налога по участку (собственность налогоплательщика), отнесенному к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, значительная часть которого занята Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству под земельные отвалы, образовавшиеся при строительстве автодороги к промышленным зонам, что делает невозможным использование участка для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Схожие выводы прослеживаются и из арбитражной практики. В качестве примера приведем Постановление АС ЦО от 10.02.2015 № Ф10-4674/2014 по делу № А23-739/2014.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС проведена камеральная проверка «уточненки», представленной организацией. По результатам составлен акт и принято решение о доначислении земельного налога за 2012 год, пени и применении штрафа. В обоснование налоговым органом положено постановление Управления Россельхознадзора о назначении административного наказания в отношении генерального директора организации. (В данном постановлении указывалось, что в течение длительного времени (более трех лет подряд) не использовалась часть земельного участка сельскохозяйственных угодий по назначению[3].)

Ссылаясь на нецелевое использование обществом земельного участка, инспекция доначислила земельный налог по ставке, установленной «для прочих земельных участков», в размере 1,5% кадастровой стоимости участка.

Между тем в постановлении административного органа указано, что обществом не используется только часть земельного участка (191 га), в отношении остальной большей части участка постановление никаких выводов не содержит и налоговым органом доказательства неиспользования остальной части земельного участка в материалы дела не представлены. И в постановлении нет сведений о том, на основании каких расчетов определен размер части участка, которая не используется. В решении налогового органа такие расчеты тоже не приведены.

При таких обстоятельствах АС ЦО признал необоснованными доводы налогового органа о применении ставки налога 1,5%. Суды правильно указали, что участок является единым объектом, имеет единый кадастровый номер и подлежит налогообложению как единый объект, в связи с чем право на применение пониженной ставки налога по данному участку распространяется на весь спорный участок.

Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался п. 7 ст. 3 НК РФ и правомерно указал, что вопрос о размере ставки земельного налога в случае частичного неиспользования предоставленного налогоплательщику земельного участка законом не регламентирован.

Вместе с тем из разъяснений чиновников в последние годы для ситуаций, аналогичных представленной выше, следуют довольно четкие указания: если земельный участок признан органом Россельхознадзора не используемым для сельскохозяйственного производства и представлены в налоговый орган копии протокола об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, то при налогообложении такого земельного участка земельный налог исчисляется в отношении всего этого участка по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающем 1,5% (Письмо ФНС России от 17.03.2015 № ЗН-4-11/[email protected])[4].

В отношении периода применения повышенной налоговой ставки следует руководствоваться разъяснениями Минфина, изложенными в Письме от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879[5]: если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по повышенной ставке начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03-05-04-02/32131).

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Какой вывод следует из сказанного?

Если участок (часть участка) не был признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства согласно установленным критериям, применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%. (Применение нескольких налоговых ставок в подобных случаях невозможно.)

Если земельный участок (часть участка) признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Вправе ли коммерческая организация применить пониженную ставку в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» («для дачного хозяйства»)?

На протяжении ряда лет Минфин разъясняет: рассчитывать земельный налог в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» коммерческой организации нужно по повышенной ставке налога, установленной «для прочих земельных участков»[6]. Свою позицию финансисты обосновывают нормами ЗК РФ (системным толкованием п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78): применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий – отнесения участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использования для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

В своих письмах финансисты также ссылаются на судебную практику, в которой отражена данная правовая позиция (Определение ВАС РФ от 22.03.2011 № ВАС-2745/11, постановления ФАС СЗО от 17.12.2010 № А26-3024/2010 и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 № А26-3024/2010).

Впрочем (стоит отметить), в судебной практике можно увидеть иной подход, согласно которому размер ставки применяется исходя из установленного уполномоченными органами назначения земельного участка, его правового режима, который не зависит от статуса и вида деятельности его собственника, а определяется сведениями о целевом назначении и виде разрешенного использования земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости (Постановление АС МО от 29.08.2014 по делу № А41-69327/13).

ФАС МО в Постановлении от 18.11.2013 по делу № А41-50168/12 сделал схожий вывод: применение пониженной ставки обществом правомерно, поскольку это предусмотрено в отношении земельных участков с видом разрешенного использования для дачного строительства. Довод налоговиков о том, что общество, являясь коммерческой организацией, не могло использовать земельные участки для дачного строительства, подлежит отклонению, поскольку определение ставки налога не ставится в зависимость от отнесения плательщика налогов к категории коммерческой или некоммерческой организации в случае, если налогоплательщиком представлены надлежащие доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к конкретной категории земель.

Однако нет смысла приводить положительные решения дальше, ведь летом этого года наметилась иная тенденция в развитии судебной практики. Причина тому – позиция, обозначенная по этому вопросу Верховным судом[7]. В Определении 18.05.2015 по делу № 305-КГ14-9101, А41-63325/13, в частности, высшие арбитры, не поддержав своих коллег (судей нижестоящих инстанций), заняли сторону налоговой инспекции и указали: в отношении принадлежащих налогоплательщику на праве собственности участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства» и «для дачного строительства», подлежит применению ставка земельного налога 1,5%.

Свою позицию суд обосновал так: пониженная ставка земельного налога установлена для земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, которым в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в то время как общество является коммерческой организацией, использующей земельные участки в целях извлечения прибыли (строительство дачного комплекса для последующей реализации), а не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для ведения дачного хозяйства. Доводы налогоплательщика о том, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, были отклонены.

Теперь суды выносят решения, учитывая позицию, отраженную ВС РФ в Определении 18.05.2015 № 305-КГ14-9101 (см., например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 по делу № А41-3273/15, АС СЗО от 02.07.2015 № Ф07-3772/2015 по делу № А56-67918/2014, определения ВС РФ от 04.06.2015 № 305-КГ15-4977 по делу № А41-28967/2014, от 14.07.2015 № 305-КГ15-7012 по делу № А40-58321/14).

Таким образом, коммерческая организация не вправе применить пониженную ставку в отношении участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» («для дачного хозяйства»).

Кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода изменена в результате перевода земель из одной категории в другую. Учитывается ли данный момент при определении налоговой базы?

На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Измененная кадастровая стоимость при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах не учитывается (абз. 4 названной нормы). Однако из данного правила есть и исключения, в частности, если изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло:

  • вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении Государственного кадастра недвижимости (ГКН). В этом случае изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);
  • по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ). (Например, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в этом же году, новая кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015. Разъяснения на этот счет приведены в письмах ФНС России от 14.04.2015 № БС-4-11/[email protected], от 26.03.2015 № БС-4-11/[email protected])

Как видим, рассматриваемая ситуация (изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода в результате перевода земель из одной категории в другую) к исключениям из общего правила не отнесена. Значит, измененная кадастровая стоимость такого земельного участка не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Налогоплательщик учтет ее в следующем налоговом периоде.

Аналогичный вывод можно сделать из Письма от 17.08.2015 № 03-05-05-02/47450, в котором Минфин разъясняет, как определить налоговую базу по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в результате изменения вида его разрешенного использования в течение налогового периода. В этом случае измененная кадастровая стоимость земельного участка учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде. Так же считает Верховный суд (см. Определение от 21.09.2015 № 304-КГ15-5375 по делу № А46-12281/2014).

Крупнейший налогоплательщик имеет несколько объектов налогообложения на территории одного муниципального образования и в ведении одного налогового органа. Вправе ли он предоставить одну декларацию по земельному налогу?

На основании п. 4 ст. 398 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации[8] по земельному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В налоговой декларации крупнейшие налогоплательщики указывают код налогового органа по месту нахождения земельного участка (п. 2.10 Порядка заполнения налоговой декларации).

Согласно п. 3.2 названного порядка КПП указывается на основании уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (форма 9-КНУ).

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют в налоговый орган по месту учета в качестве таковых декларации по земельному налогу, заполняемые отдельно в установленном порядке по местонахождению земельного участка, указывая КПП, присвоенное налогоплательщику-организации по месту учета в качестве крупнейшего (см. Письмо ФНС России от 04.06.2014 № БС-4-11/10563).

При наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования, на каждый объект (долю земельного участка, расположенного в границах муниципального образования, долю в праве на земельный участок) заполняется отдельный лист разд. 2 налоговой декларации, в том числе на каждую долю в праве на земельный участок, приходящуюся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации).

Если земельные участки, принадлежащие налогоплательщику, находятся на территориях нескольких муниципальных образований и в ведении одного налогового органа, то представляется одна налоговая декларация с заполнением разделов по соответствующим кодам ОКТМО.

Таким образом, налогоплательщик, отнесенный к категории крупнейших, имеющий несколько объектов налогообложения, находящихся на территории одного муниципального образования и в ведении одного налогового органа, представляет в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков одну декларацию по земельному налогу, при этом на каждый объект заполняет отдельный лист разд. 2 декларации.

Организации принадлежат (на праве собственности) земельные участки, находящиеся на территории одного муниципального образования, администрируемого разными налоговыми органами. Может ли организация уплачивать земельный налог и отчитываться по нему в ИФНС по месту постановки на налоговый учет, поскольку код ОКАТО для уплаты земельного налога единый?

Согласно п. 2.11 Порядка заполнения налоговой декларации при наличии у налогоплательщика нескольких объектов налогообложения на территории одного муниципального образования на каждый объект заполняется отдельный лист разд. 2 налоговой декларации. Данное правило определяет лишь порядок заполнения (а не представления налоговому органу) декларации.

Каких-либо особенностей в порядке представления деклараций по земельному налогу в случае нахождения земельных участков на территориях, подведомственных разным налоговым органам, но в пределах одного муниципального образования, Налоговым кодексом не предусмотрено.

В силу п. 1 ст. 398 НК РФ декларация по земельному налогу представляется налогоплательщиками-организациями – собственниками земельных участков в налоговый орган по месту нахождения такого участка.

Пунктом 2.8 Порядка заполнения налоговой декларации предписано указывать в верхней части каждой страницы ИНН и КПП. То есть КПП, соответствующий причине постановки на учет организации в налоговом органе, в частности по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка), указывается в декларации в обязательном порядке.

Таким образом, когда участки расположены на территориях, администрируемых разными налоговыми органами (хоть и находящихся в одном муниципальном образовании), налогоплательщик (согласно п. 1 ст. 398 НК РФ) представляет в налоговый орган, в ведении которого находится соответствующая территория, отдельную налоговую декларацию.

Сформулированный подход согласуется с разъяснениями ФНС, данными в Письме от 07.08.2015 № БС-4-11/13839.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано 16.03.2015, а прекращено (в связи с продажей участка) 06.04.2015. Данный факт подтвержден выпиской и копией свидетельства о госрегистрации права собственности, представленной новым владельцем. Надо ли организации уплачивать земельный налог и подавать налоговую декларацию?

В силу п. 1, 2 и 5 ст. 83 НК РФ обязательная постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, осуществляются на основании сведений, сообщаемых регистрирующими органами, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений[9].

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в силу п. 4 ст. 85 НК РФ обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Датой постановки на учет (снятия с учета) организации в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации права (прекращения права) собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на недвижимое имущество, которая содержится в сведениях, сообщенных органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК РФ.

После регистрации права собственности на приобретенный земельный участок в ЕГРП организация признается плательщиком земельного налога (ст. 388 НК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу) в отношении данного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Причем, если возникновение права собственности на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. И, напротив, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается, если право собственности на землю возникло после 15-го числа месяца или прекратилось до 15-го числа месяца включительно (см. также Письмо ФНС России от 03.04.2012 № БС-4-11/5540).

Непосредственно для рассматриваемого случая: право собственности на участок перешло к организации 16 марта (то есть после 15-го числа), прекращено 6 апреля (до 15-го числа). То есть ни месяц покупки, ни месяц продажи участка в формуле для расчета налога или авансовых платежей по нему не учитываются. Следовательно, сумма земельного налога по данному участку равна нулю.

Но поскольку в течение календарного года (налогового периода по земельному налогу) организация была собственником земельного участка (в нашем случае – 22 дня), она считается плательщиком этого налога (ст. 388 НК РФ) и должна подать (не позднее 01.02.2016) декларацию по земельному налогу (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Кадастровая стоимость приобретенного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано 23.03.2015, – 1 000 000 руб.

В ноябре право собственности на этот земельный участок прекращено, что подтверждается выпиской, датированной 05.11.2015, а также копией свидетельства о госрегистрации права собственности, представленной новым владельцем. Как заполнить декларацию по земельному налогу?

При ответе на вопрос заострим внимание лишь на тех строках налоговой декларации, по которым у налогоплательщика могут возникнуть вопросы.

Работу целесообразнее начать с разд. 2.

По строке 130 этого раздела будет отражена налоговая база по приобретенному организацией земельному участку – 1 000 000 руб.

По строке 140 – налоговая ставка (1,5%).

Количество полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода – семь (март и ноябрь не включаются). Это значение, следуя указаниям п. 5.17 Порядка заполнения налоговой декларации, «помещаем» в строку 150.

По строке 160 указывается коэффициент (Кв), который применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода. В нашем случае такой коэффициент равен 7/12 или, с точностью до десятитысячных долей (как требует п. 5.18 порядка), 0,5833.

Показатель строки 170 «Сумма исчисленного налога» определяется так: (строка 130 х строка 140 х строка 160) / 100.

В нашем случае сумма земельного налога, подлежащая перечислению в бюджет, равна 8 750 руб. (1 000 000 руб. х 1,5% х 7/12).

Поскольку в условиях примера указано на отсутствие льгот у организации, строки со 180 по 270 разд. 2 не заполняются. (Разъяснения по заполнению этих строк см. в п. 5.20 – 5.29 Порядка заполнения налоговой декларации.)

Соответственно, значение в строке 280 будет тем же, что и в строке 170.

Значение строки 280 из разд. 2 (8 750 руб.) переносится в строку 021 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период» разд. 1.

Далее в разд. 1 указываются суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в I (строка 023), II (строка 025) и III (строка 027) кварталах.

В нашем примере право собственности на земельный участок зарегистрировано 30.03.2015, поэтому авансовый платеж за I квартал не уплачивается (строка 023, соответственно, не заполняется).

Суммы авансовых платежей за II и III кварталы 2015 года – 3 750 руб. (1 000 000 руб. х 1,5% / 4). Значения строк 025 и 027 декларации, соответственно, – 3 750 руб.

По строке 030 отображается сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика по соответствующим кодам КБК и ОКТМО. Она определяется так: строка 021 — строка 023 — строка 025 — строка 027.

Сумма, подлежащая перечислению в бюджет по результатам 2015 года, равна 1 250 руб. (8 750 руб. — 3 750 руб. х 2 кв.).

Кадастровая стоимость земельного участка – 1 000 000 руб. Ставка по земельному налогу – 1,2%. Налог, подлежащий уплате в бюджет за год, соответственно, равен 12 000 руб.

За I, II и III кварталы организация перечислила авансовые платежи – по 2 000 руб. за каждый квартал. При заполнении налоговой декларации именно эти суммы ей нужно отражать по строкам, предназначенным для авансовых платежей (разд. 1)?

В налоговой декларации, которую представляют в налоговый орган не позднее 1 февраля, по строкам 023, 025 и 027 разд. 1 указываются суммы, подлежащие уплате в бюджет за I, II и III кварталы соответственно. Об этом сказано в пп. 4 – 6 п. 4.3 Порядка заполнения налоговой декларации.

В силу п. 6 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Используя формулу, следующую из представленной выше нормы, для рассматриваемого случая получаем сумму авансовых платежей, равную 3 000 руб. (1 000 000 руб. х 1,2% х 1/4). Именно этот платеж подлежит перечислению в бюджет в установленные сроки.

В отношении участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, при расчете земельного налога учитывается повышающий коэффициент: 2 – при строительстве в течение трех лет[10], 4 – при строительстве свыше трех лет. Об этом говорится в п. 15 ст. 396 НК РФ. Квартальный авансовый платеж для таких случаев, соответственно, будет выражен следующей формулой: сумма авансового платежа = налоговая база х повышающий коэффициент х ставка налога х 1/4.

Суммы авансовых платежей, подлежащие уплате (а не фактически уплаченные!), и следует отразить в декларации по земельному налогу по строкам 023, 025 и 027 разд. 1. Эти суммы будут начислены на лицевом счете по земельному налогу по срокам уплаты авансов. Соответственно, у организации возникнет недоимка по авансовым платежам, которую нужно доплатить.

В силу абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ неуплата или несвоевременная уплата авансового платежа влечет начисление пеней на сумму, не перечисленную в установленный срок. Особенности начисления пеней по авансовым платежам разъяснил Пленум ВАС в п. 14 Постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Организация приобрела в собственность земельный участок в IV квартале (ноябрь 2015 года). Как ей заполнить декларацию по земельному налогу (интересуют, в частности, строки декларации по авансовым платежам)?

Предположим, что право собственности на участок, кадастровая стоимость которого 1 000 000 руб., зарегистрировано до 15.11.2015. Тогда коэффициент для расчета земельного налога будет равен 0,17 (2 мес. (ноябрь – декабрь) / 12 мес.).

При ставке налога для категории «прочие земли» 1,5%, отсутствии льгот и при том, что данный участок не используется для жилищного строительства, сумма земельного налога составит 2 550 руб. (1 000 000 руб. х 1,5% х 0,17).

Эту сумму надо указать по строке 021 разд. 1 декларации, а вот строки 023, 025 и 027 этого раздела не заполняются, поскольку авансовых платежей не будет.

Организация 27.07.2015 приобрела в собственность земельный участок, кадастровая стоимость которого на 01.01.2015 (и впоследствии) не определена, что подтверждено соответствующей справкой из Росреестра. Однако организация обладает данными о нормативной стоимости земельного участка. Вправе ли она, исходя из этих данных, начислить земельный налог?

До 01.03.2015 действовала норма, согласно которой при отсутствии кадастровой стоимости земли (если таковая была не определена) в целях уплаты земельного налога следовало применять нормативную цену земли[11].

С 01.03.2015 эта норма не действует[12], а значит, с указанной даты нормативная цена земли для целей обложения земельным налогом не используется.

Соответственно, если в отношении этого земельного участка в течение 2015 года кадастровая стоимость так и не будет определена, земельный налог по итогам года не рассчитывается (из-за отсутствия налоговой базы). Однако организации необходимо представить нулевую декларацию в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка (п. 1 ст. 398 НК РФ).

Если налог (авансовые платежи) не уплачен в установленные сроки по не зависящим от налогоплательщика причинам, ни пени, ни штрафы по налогу начисляться не должны, что подтверждено Письмом Минфина России от 06.06.2006 № 03-06-02-02/75[13].

[1] В редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ.

[2] Норма введена в НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ и действует с 01.01.2015.

[3] На пашне не проводились работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, на сенокосах не производилось сенокошение, на пастбищах не производился выпас скота, произрастают сорные растения, деревья и кустарники.

[4] См. также Письмо ФНС России от 18.02.2015 № БС-4-11/2541.

[5] Направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944.

[6] См. письма от 04.12.2013 № 03-05-06-02/52781, от 11.02.2013 № 03-05-04-02/3224, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/76, от 21.05.2012 № 03-05-05-02/74.

[7] Напомним, на страницах журнала мы уже обращались к данной теме – см. статью К. С. Стриж «О льготных ставках в отношении участков «для дачного строительства», № 8, 2015.

[8] Форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу утв. Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected]

[9] Пункт 8 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, утв. Приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н. См. также Письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-05-01/47601.

[10] Если строительство окончено и госрегисрация объекта произведена раньше обозначенного срока, сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается излишне уплаченной и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в установленном порядке.

[11] Пункт 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», письма Минфина России от 14.10.2013 № 03-05-04-02/42680, от 25.09.2013 № 03-05-06-02/39682, ФНС России от 13.10.2011 № ЗН-4-11/[email protected], Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54.

[12] Федеральный закон № 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[13] Направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 18.07.2006 № ММ-6-21/[email protected]

Еще по теме:

  • К формам множественности преступления относят К формам множественности преступления относят В теории уголовного права вопрос о формах множественности пре ступлений - один из наиболее дискуссионных. Прежде чем погружаться в проблематику форм множественности преступлений обратимся к законодательному урегулированию данного института. […]
  • Непрерывный стаж больничный лист Стаж для больничного листа в 2017/2018 году Актуально на: 27 декабря 2017 г. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа заболевшего работника. О том, как величина стажа влияет на величину больничного, расскажем в нашей консультации. Что такое страховой […]
  • Тбилисская суд Тбилисский районный суд Краснодарского края Датой образования Тбилисского района является 31 декабря 1934 года. Надо полагать, что уже с начала 1935-го началось формирование всех ветвей власти в районе, в том числе и судебной, а значит летоисчисление районного правосудия можно было бы […]
  • Возврат поворотника Возврат поворотника У меня та же фигня, только когда салон сильно нагрет. З.Ы. оказывается не я один такой. Тенденсия однако аналогично тока в жару и тока левый кстати от шеви нивы с родными такого не было или не успели еще . _________________ А попробуйте подрулевой переключатель чуть […]
  • Осаго с дня покупки авто Сколько можно ездить без ОСАГО по договору купли-продажи? Покупая автомобиль, человек заключает договор купли-продажи с продавцом и оформляет бумаги, которые необходимы для участия в дорожно-транспортном движении. К ним относится водительское удостоверение, полис ОСАГО, а также пакет […]
  • Таможенная пошлина это федеральный налог Таможенная пошлина После изучения тридцатой главы студент будет: – экономическое содержание и виды таможенной пошлины; – методы определения таможенной стоимости товара; – виды ставок таможенной пошлины и их характеристику; – классификацию тарифных льгот и преференций; – порядок […]
  • Отсутствует основание иска Предмет и основание иска Статьи по теме В исковом заявлении в суд важно верно указать предмет и основание иска, а в случае ошибки вовремя внести уточнения в иск. Читайте в нашей статье: Компания направляет исковое заявление в суд. Если ошибиться в предмете и основании иска, истец […]
  • Мусульманские правила Мусульманские правила Многие знают: то, что считается естественным и обычным во многих странах мира, может осуждаться в мусульманских государствах, где нормы поведения полностью регулируются Кораном. Мало мировых религий, которые накладывали бы на повседневную жизнь верующих такой же […]