Правила применения оружия ведомственной охраны

Статья 15. Применение специальных средств

Статья 15 . Применение специальных средств

Работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств в случаях:

1) отражения нападения на охраняемые объекты;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) пресечения сопротивления, оказываемого правонарушителем работникам ведомственной охраны при исполнении возложенных на них должностных обязанностей;

4) задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

5) оказания противодействия работникам ведомственной охраны при доставлении задержанных лиц в служебное помещение ведомственной охраны или орган внутренних дел;

6) необходимости остановить на охраняемых объектах транспортное средство, водитель которого не выполнил требования работников ведомственной охраны.

В качестве специальных средств работниками ведомственной охраны могут применяться:

резиновые палки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 3 части первой настоящей статьи;

слезоточивый газ — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;

наручники — в случаях, предусмотренных пунктами 3 — 4 части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;

служебные собаки — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 5 части первой настоящей статьи.

См. Инструкцию по приобретению и содержанию служебных собак ведомственной охраной Минтранса России, утвержденную приказом Минтранса России от 28 апреля 2016 г. N 120

Все перечисленные специальные средства могут применяться также в случаях, предусмотренных частью первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости работники ведомственной охраны при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Правовые основы и порядок применения служебного оружия

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятий по правовой подготовке

тема: «Правовые основы и порядок применения

служебного оружия»

Пояснительная записка

Дисциплина: Правовая подготовка.

Тема: 2 «Правовые основы и порядок применения служебного оружия».

Цель обучения: Ознакомить охранный персонал с правовыми основами и порядком применения служебного оружия.

Категория обучаемых: производственный персонал

Время обучения: 2 час (90 мин.)

Метод проведения: Лекция

Место проведения: Учебный класс

Учебные вопросы и расчет времени:

Вступление. Проверка уровня знаний и подготовки слушателей к занятию –5 мин.

1-й учебный вопрос.

Правовые основы применения служебного оружия работниками охраны – 20 мин.

2-й учебный вопрос.

Порядок, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и служебного оружия работниками охраны. Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны – 25 мин.

3-й учебный вопрос.

Правила ношения работниками охраны огнестрельного оружия – 25 мин.

4-й учебный вопрос.

Охрана труда при обращении с оружием и специальными средствами–15 мин.

1-й учебный вопрос.

С принятием Федерального закона «Об оружии» в Российской Федерации была создана нормативная правовая база, позволяющая осуществлять охрану потенциально опасных и критически важных объектов стратегических организаций топливно-энергетического комплекса собственными вооруженными подразделениями охраны.

Законодательный акт наделил работников охраны и юридических лиц правами с особыми уставными задачами. Закон также предоставил подразделениям охраны этих организаций право применять гражданское и служебное оружие и специальные средства в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. № 77 -ФЗ «О ведомственной охране».

Статья 4.1. Обеспечение охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.

  1. Стратегические предприятия, стратегические акционерные общества и их дочерние общества, осуществляющие эксплуатацию магистральных нефтепроводов и являющиеся их собственниками, и организация — собственник Единой системы газоснабжения (далее также — стратегические организации) после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел имеют право приобретать гражданское и служебное оружие в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (далее — Федеральный закон «Об оружии») в целях обеспечения охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества.
  2. Перечни объектов, которые предназначены для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, и при охране которых используется гражданское и служебное оружие и специальные средства, утверждаются стратегической организацией по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  3. Перечень должностей работников стратегических организаций, которые при выполнении возложенных на них обязанностей, связанных с обеспечением охраны продукции, поставляемой по государственному контракту, объектов, предназначенных для добычи, переработки, транспортирования, хранения такой продукции, иного необходимого для выполнения государственных контрактов имущества, имеют право на хранение, ношение и применение гражданского и служебного оружия и специальных средств, перечень дочерних обществ стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, работники которых наделяются таким правом, а также виды, типы, модели и количество данного оружия и специальных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  4. Указанные в настоящей статье работники стратегических организаций применяют гражданское и служебное оружие и специальные средства в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ «О ведомственной охране».
  5. Стратегические организации обязаны приобретать гражданское и служебное оружие и специальные средства, вести учет, хранить и осуществлять их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.».

Работникам охраны разрешено применять специальные средства и служебное оружие в соответствии с Федеральным законом «О ведомственной охране». Правовые нормы этого закона содержат требования, определяющие условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии с законом работники охраны имеют право на применение специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление на объектах охраны.

2-й учебный вопрос.

При применении специальных средств или огнестрельного оружия работники охраны:

  • стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;
  • предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

— обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате
применения, специальных средств или огнестрельного оружия, доврачебную
медицинскую помощь;

— доложить по подчиненности о каждом случае применения,
специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица охранных подразделений обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Порядок и способы предупреждения о применении охранником специальных средств и огнестрельного оружия.

Прежде чем применить огнестрельное оружие и специальные средства охранник обязан:

  • представиться правонарушителю, что он является охранником и находится при исполнении обязанностей охранника;
  • предупредить о намерении использовать специальные средства или огнестрельное оружие;

3)предоставить достаточно времени для выполнения своих требований.
Способы предупреждения:

  1. Голосом. Суть этого предупреждения состоит в требовании охранника к правонарушителю прекратить действия, посягающие на жизнь и здоровье охранника, охраняемую собственность.
  2. Предупредительный выстрел в воздух о намерении применить огнестрельное оружие.

Охранник вправе производить предупредительный выстрел в воздух только в тех случаях, когда у него имеется право на применение оружия, если правонарушитель не выполнил его требование. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности за стрельбу в населенном пункте.

Предоставление достаточного времени для выполнения требований охранника определяется исходя из конкретной ситуации, то есть зависит от того, какие действия во исполнение требования охранника должен был выполнить правонарушитель и сколько с учетом здравого смысла необходимо для этого времени.

Способ предупреждения (голосом и с помощью предупредительного выстрела) выбирает сам охранник исходя из конкретной обстановки.

Условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия работниками ведомственной охраны

Согласно статье 13 Закона о ведомственной охране работники ведомственной охраны имеют право на применение специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, а также вне охраняемых объектов при преследовании лиц, совершивших преступление или административное правонарушение на охраняемых объектах.

При применении специальных средств или огнестрельного оружия работники ведомственной охраны обязаны:

— стремиться в зависимости от характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой вред, причиняемый при этом, был минимальным;

— предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо работников ведомственной охраны или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

— обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь (абзац в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2009 года Федеральным законом от 25 ноября 2009 года N 267-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

— доложить по подчиненности о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия.

Соответствующие должностные лица органов ведомственной охраны обязаны незамедлительно уведомить орган внутренних дел и прокурора о каждом случае ранения или смерти в результате применения специальных средств или огнестрельного оружия.

Превышение полномочий при применении специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Применение огнестрельного оружия «Статья 16».

Работники охраны в качестве крайней меры имеют право на применение служебного огнестрельного оружия в случаях:

  • защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;
  • отражения нападения на работников охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при
совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности,
охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих
вооруженное сопротивление работникам охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые
объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

  • предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;
  • остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов, либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться, либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

— оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам охраны;

— совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

Гарантии личной безопасности работников ведомственной охраны «Статья 17».

Кроме этого, работники охраны вправе привести в готовность к стрельбе огнестрельное оружие, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные Федеральным законом о ведомственной охране.

Попытки лица, задерживаемого работниками охраны с приведенным в готовность к стрельбе огнестрельным оружием, приблизиться к работникам охраны, сократив при этом указанное ими расстояние, или прикоснуться к их оружию предоставляют указанным работникам право на применение огнестрельного оружия в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 16 Федерального закона о ведомственной охране.

3-й учебный вопрос.

Правила ношения работниками охраны огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об оружии» правила ношения оружия определяются Правительством РФ, и в частности, Постановлением Правительства № 814 от 21 июня 1998 г. Указанное Постановление (пункты 62, 63, 67, 68) устанавливает следующие правила ношения огнестрельного оружия работниками юридических лиц с особыми уставными задачами — при исполнении служебных обязанностей:

  1. Ношение оружия осуществляется на основании разрешения на
    хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, выданного
    органом внутренних дел.
  2. Ношение оружия будет законным только при исполнении охранником служебных обязанностей.
  3. Ношение длинноствольного оружия должно осуществляться в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином или барабаном, поставленном на предохранитель.
  4. Ношение короткоствольного огнестрельного оружия разрешается при
    наличии соответствующего снаряжения: кобуры, ремня, револьверного шнура
    (приказы МВД от 16.08.1993 г. и. 1.8 и от 17.04.1999 г. № 938), со
    снаряженным магазином или барабаном, поставленном на предохранитель.

Следует отметить, что законодатель не определяет, какая кобура (открытая или закрытая) может быть использована в охранной деятельности, равно как и не содержит запрета на ношение короткоствольного оружия в открытой кобуре.

  1. Досылание патрона в патронник разрешается только при
    необходимости применения оружия, либо для защиты жизни, здоровья и
    собственности в состоянии необходимой обороны или крайней
    необходимости.
  2. При ношении оружия охранник обязан иметь при себе документы,
    удостоверяющие личность, а также выданное органом внутренних дел разрешение на ношение и хранение оружия.
  3. При ношении оружия охранник обязан выполнять установленные правила безопасного обращения с ним.

Порядок использования огнестрельного оружия в охранной деятельности.

Охранные организации вправе использовать огнестрельное оружие только при наличии лицензии на приобретение оружия и только для оказания услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников.

Используемое в негосударственной (частной) охранной деятельности служебное длинноствольное оружие, а также короткоствольное оружие, внешне сходное с автоматическим боевым, подлежит с 1 марта 2006 г. специальной окраске. Цвет краски и места ее нанесения на оружие определяются предприятием-изготовителем по согласованию с МВД России.

Запрещается использовать технически неисправные оружие и патроны, а также оружие, находящееся на незаконном основании или найденное. Оно подлежит незамедлительной сдаче в орган внутренних дел.

4-й учебный вопрос.

Охрана труда при обращении с оружием и специальными средствами.

Охранник при исполнении служебных обязанностей с использованием служебного оружия обязан:

Обеспечить сохранность полученного служебного оружия, патронов к нему и специальных средств.

Выполнять установленные правила безопасного обращения с оружием и спецсредствами, обращаться с оружием так, как будто оно заряжено и готово к выстрелу, а со спецсредствами — так, как будто они готовы к применению.

При следовании работника на пост или с поста, а также при нахождении на посту оружие находится в следующем положении:

Пистолет — на страховочном ремешке, пристегнутом к поясному (брючному) ремню, только в закрытой кобуре, находящейся на брюшном, надежно застегнутом поясном ремне поверх форменной одежды.

Гладкоствольное длинноствольное оружие — на ремне, стволом вверх, а с прикладом в сложенном состоянии — на ремне, стволом вниз.

Спецсредства — на ременных креплениях или в предусмотренных для их ношения укрепленных гнездах на форменной одежде.

Руки вооруженного работника на посту, при следовании на пост и с поста должны быть свободны от любых предметов, кроме случаев, когда он обязан держаться за что-либо во исполнение требований правил техники
безопасности.

Работники в составе мобильной группы размещают гладкоствольное длинноствольное огнестрельное оружие в специальных креплениях оборудованных автомобилей либо на руках стволом, направленным в днище или глухую стенку моторного отсека. В иных случаях транспортирование такого оружия осуществляется в зачехленном состоянии.

Oт момента получения до момента сдачи (передаче по смене) разряжать, разбирать, без необходимости вынимать из кобуры оружие, снимать его с предохранителя, досылать патрон в патронник (взводить курок).

Чистить оружие на постах, за исключением случаев оборудования специальных мест для чистки оружия и только в присутствии ответственного лица.

Передавать оружие кому-либо, включая лиц, которым работник охраны подчинен, за исключением уполномоченных должностных лиц, в присутствии которых производится передача оружия по смене.

Направлять оружие на людей, независимо от того, заряжено оружие или нет, в сторону мест хранения опасных грузов и возможного появления людей.

Затыкать канал ствола и держать в руках заряженное оружие стволом вниз, в стороны по горизонту без намерения eгo применения. Необходимо избегать направления оружия на всё, от чего в случае непроизвольного выстрела может произойти рикошет пули.

Заходить в общественные места вооруженному работнику, если это не предусмотрено должностными обязанностями и маршрутами патрулирования, выходить за пределы территории охраняемого объекта или самостоятельно изменять или отклоняться от установленного маршрута движения, кроме случаев,
если это вызвано крайней служебной необходимостью. При применении огнестрельного оружия и специальных средств работники охраны обязаны:

Производить досылание патрона в патронник оружия только при необходимости его применения в установленных законодательством случаях, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Предупредить о намерении применить оружие и спецсредства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, а в исключительных случаях, когда промедление с их применением создает
непосредственную опасность для жизни и здоровья работников охраны или других граждан, либо может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения.

Вопросы для проверки:

  1. Основания, условия и порядок применения оружия при охране
    объектов;

2.Обстоятельства, исключающие применение оружия;

  1. Действия охранника после применения оружия;
  2. Действия охранника по сохранению следов преступления;
  3. Ответственность охранника за неправомерное применение оружия;
  4. Обязательные требования, выполнение которых необходимо при
    применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работниками охраны;
  5. Каковы порядок и способы предупреждения о применении
    охранником физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия?;
  6. Назовите порядок использования огнестрельного оружия в охранной
    деятельности;
  7. В каких случаях работники охраны могут
    применять огнестрельное оружие?;
  8. Каковы правила ношения работникам охраны огнестрельного оружия?

Руководитель занятия ____________________ /____________ /

«Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 1999 г. n 77-ФЗ «О ведомственной охране» (постатейный) (Черненко М.Д.) («Юстицинформ», 2010)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
ОТ 14 АПРЕЛЯ 1999 Г. N 77-ФЗ «О ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЕ»
(Постатейный)
М.Д. ЧЕРНЕНКО
Черненко Михаил Данилович, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра по исследованию проблем деятельности уголовного розыска ВНИИ МВД России, полковник милиции, кандидат юридических наук, доцент, автор более 40 научных, учебных и учебно-методических работ по борьбе с преступностью. В 1980 году окончил филологический факультет Сумского государственного педагогического института им. А.С. Макаренко; в 1993 году — Юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. На службе в органах внутренних дел с 1983 года.
14 апреля 1999 года N 77-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЕ
Комментарий к преамбуле
Настоящий Федеральный закон определяет организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны.
Федеральным законом от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее — Закон, настоящий Федеральный закон) устанавливается организационно-правовая основа создания и деятельности подразделений ведомственной охраны.
В соответствии с настоящим Федеральным законом разрабатываются положения, которыми регламентируются конкретные вопросы практической деятельности подразделений ведомственной охраны, ведомственные нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, наделенного правом создавать ведомственную охрану при своих организациях и учреждениях, определяется структура и штатная численность соответствующих подразделений ведомственной охраны.
Основными задачами, которые призваны в соответствии с Законом решать подразделения ведомственной охраны, являются:
защита объектов, переданных им под охрану, от преступных и иных противоправных посягательств;
принятие и проведение предупредительно-профилактических мероприятий с целью предотвращения нападений на охраняемые объекты.
Подразделениями ведомственной охраны защищаются объекты государственной собственности Российской Федерации, в первую очередь здания, сооружения и территория государственных унитарных предприятий.
Для выполнения установленных настоящим Федеральным законом задач подразделения ведомственной охраны самостоятельно осуществляют профессиональную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение своих работников в пределах полномочий, которыми они наделены Законом.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
С целью исключения двусмысленности в понимании специальных терминов, употребляемых в Законе, в настоящей статье дается их однозначное толкование.
Под ведомственной охраной понимается совокупность специальных военизированных подразделений, образованных уполномоченными на их создание настоящим Федеральным законом федеральными органами исполнительной власти, с целью охраны управляемой ими государственной собственности с использованием огнестрельного оружия, средств связи, специализированного автотранспорта и других технических средств.
К объектам, которые могут находиться под охраной подразделений ведомственной охраны, отнесены:
здания, строения и сооружения, а также связанные с ними территории и акватории;
автомобили, морские, речные и маломерные суда и иные транспортные средства;
перевозимые и находящиеся на хранении материальные ценности, деньги и иное имущество.
Нахождение объекта под охраной означает, что подразделение ведомственной охраны принимает на себя обеспечение его сохранности от преступного завладения, повреждения и иных противоправных посягательств.
Пропускной режим — это совокупность правил, требующих обязательного получения от соответствующего должностного лица подразделения ведомственной охраны разрешения пройти (проехать) на территорию охраняемого объекта. Документальным подтверждением получения такого разрешения является пропуск, который сдается при выходе (выезде) из охраняемого объекта. Пропускной режим устанавливается не только в отношении граждан, транспорта, но и имущества. Целью установления пропускного режима является исключение неконтролируемого пересечения охраняемых пределов объекта, на котором он установлен. Для входа (въезда) на отдельные участки охраняемой территории, помещения охраняемого здания может быть определен более строгий пропускной режим.
Под внутриобъектовым режимом подразумевается необходимость соблюдения работниками предприятия и другими гражданами, находящимися на охраняемом объекте, определенных правил поведения, установленных руководителем подразделения ведомственной охраны. Данные правила должны учитывать внутренний трудовой распорядок работы организации, требования пожарной, санитарно-эпидемиологической, радиационной безопасности, других видов безопасности.
Статья 2. Основные задачи ведомственной охраны
Комментарий к статье 2
В качестве основных задач, стоящих перед ведомственной охраной, данная статья Закона называет:
защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств, которая состоит в недопущении действий, направленных на нарушение внутриобъектового режима охраняемого объекта;
обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, которое заключается в действиях сотрудников ведомственной охраны по контролю входа граждан и въезда автомобильного (железнодорожного, морского, речного) транспорта на территорию охраняемого объекта, а также соответственно их выхода и выезда за пределы данного объекта, контролю также подвергаются переносимые физическими лицами предметы и вещи, перевозимый автомобилем груз;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Правовое понятие преступления закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Статья 14. Понятие преступления
———————————
Не приводится.
Предупреждение преступлений выражается в общей и частной превенции, исходящей от Уголовного кодекса Российской Федерации.
Общая превенция заключается в предупреждении совершения преступлений гражданами вследствие воздействия на их сознание уголовно-правовых норм, в основном запретительного характера.
Общая превенция обусловлена наличием в УК РФ не только уголовно-правовых запретов, но и правовых норм дозволительного характера, так как такие правовые нормы также способствуют предупреждению преступлений, например правовые нормы, определяющие понятие и действие необходимой обороны и крайней необходимости.
Частная превенция состоит в предупреждении преступных посягательств отдельными гражданами, которые ранее подвергались уголовному наказанию за совершение преступлений. Закрепленная в ст. 18 «Рецидив преступлений» УК РФ возможность назначения судом таким лицам более строгого наказания направлена на предотвращение рецидива преступлений.
Понятие административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 «Административное правонарушение» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 данной статьи КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения. Главные признаки и юридическая характеристика административных правонарушений содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние, т.е. действие или бездействие, — это осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП РФ. Деяние включает цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.
Действие — это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.
Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.
Общественная опасность. Законодатель при определении в ст. 2.1 КоАП РФ административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность в отличие от понятия преступления. В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, административный проступок характеризуется лишь вредоносностью. Их вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание КоАП РФ. Вместе с тем нельзя не назвать общественно опасными административные правонарушения, которые посягают на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, нарушают правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного охотничьего или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и т.д.
Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред; нарушает упорядоченность и согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).
Противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом. При этом противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности обычно достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.
Следует иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например конституционного, гражданского, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
Виновность — это действие или бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица.
Вина — это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме умысла либо неосторожности. При совершении (административного правонарушения) административного проступка вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. Наличие вины правонарушителя является необходимым признаком административного правонарушения.
Вина юридического лица в ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ определена довольно специфическим образом.
«Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
Наказуемость. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют юридический состав, являющийся основанием административной ответственности правонарушителя.
Под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка — внешние признаки, характеризующие противоправные действия или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения.
Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.
В качестве родового объекта административного проступка выступают личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, государственный и общественный порядок, отношения в сфере экономики, установленный порядок управления.
Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан при мелком хулиганстве).
Объективная сторона состава характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.
Содержание объективной стороны административного правонарушения характеризуют определенные квалифицирующие признаки:
повторность — совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание;
неоднократность — совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП РФ;
злостность — упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиниться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждениям полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица, например неповиновение

Еще по теме:

  • Судить имеет право Имеет право суд судить без меня? Здравствуйте, по существу заданного Вами вопроса могу пояснить следующее: Звонить из суда никому никогда не будут, тот факт, что Вам не пришло уведомление-это нормально, суд не обременяет себя подобными вещами, а доказать этот факт нереально, сошлются на […]
  • Платиться налог 13 процентов Налог на наследство При получении наследства часто возникает вопрос – является ли наследство доходом и нужно ли платить с него 13% подоходного налога? В этой статье мы рассмотрим вопросы налогообложения наследства. Наследство не облагается налогом на доходы При получении наследства в […]
  • Первая часть преступление и наказание Преступление и наказание (часть 1, глава 6) Впоследствии Раскольникову случилось как-то узнать, зачем именно мещанин и баба приглашали к себе Лизавету. Дело было самое обыкновенное и не заключало в себе ничего такого особенного. Приезжее и забедневшее семейство продавало вещи, платье и […]
  • Нотариусы москвы нагатинская Нотариус в Москве без выходных! Нотариусы Москвы обеспечивают защиту правовых интересов граждан, способствуют изучению прав и свобод жителей страны. В соответствии с Конституцией РФ они беспристрастны и независимы. Нотариусы г Москвы предоставляют широкий спектр услуг. Например, […]
  • Алексинского городского суда тульской области Алексинский городской суд Тульской области Датой рождения судебной власти в Алексине, как и в других древних городах Тульского края (Белеве, Богородицке, Веневе, Ефремове, Одоеве, Черни), можно считать 21-22 декабря 1777 года. В эти дни в Туле согласно указу Екатерины II об учреждении […]
  • Финансовых претензий не имеет Соглашение о расторжении договора аренды Соглашение о расторжении договора аренды заключается между арендодателем и арендатором в случаях, когда по каким-либо причинам одна из сторон не имеет возможности выполнять обязательства по ранее заключенному договору аренды. Соглашение, как […]
  • Политика налогов минимальная налоговая нагрузка на экономику Налоговая политика минимальных налогов Данная модель налоговой политики характеризуется установлением минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. В […]
  • Правила хранения документов в аптеке Делопроизводство в аптеке Управленческая деятельность тесно связана с работой с документами. Принятие и выработка управленческих решений происходит на базе полученной и (или) переработанной информации, носителем которой служит документ на бумажной основе. Документ – объект труда в сфере […]