Механизм обсе по урегулированию споров

§ 6. Механизмы и инструменты ОБСЕ по мирном] урегулированию споров

Одним из важнейших принципов деятельности ОБС] фиксированном в Декларации принципов Хельсинкскогс лючительного акта СБСЕ 1975 г., является принцип ми] разрешения споров.

За годы существования этой авторитетной междунарс организации сложилась система механизмов и инструмент мирному урегулированию споров.

ОБСЕ в своем распоряжении имеет две подкрепляюида друга формы деятельности в этой области: 1) принятие со: тных политических решений по правилу консенсуса; 2) пр действия с использованием согласованных механизмов, щ няемых ограниченным числом государств-участников.

Имеющиеся в настоящее время механизмы использую отношении событий в военной области («Венский механи: необычной военной деятельности»); человеческого измер («Московский механизм»); серьезных чрезвычайных сит) («Берлинский механизм»). Функционирование данных мех; мов основано на поэтапном подходе. На первом этапе f няется ситуация путем проведения консультаций межд; посредственно заинтересованными государствами, после назначаются встречи в рамках ОБСЕ в целом с возможны! пользованием процедур установления фактов. Указанные i низмы могут приводиться в действие по инициативе ограш

н^го числа государств. Наряду с этим могут предприниматься дейвтвия по оперативной инициативе Действующего председателя, а также уполномоченных им сотрудников и институтов.

ОБСЕ также имеет в своем распоряжении четыре вида инструментов по мирному урегулированию споров.

С 1994 г. действует Конвенция по примирению и арбитражу 1992 г. По положениям Конвенции в Женеве создается Суд по примирению и арбитражу.

Суд образуют примирительные комиссии и арбитражные трибуналы, а точнее, мировые посредники и арбитры. Примирительная комиссия и Арбитражный трибунал создаются для каждого спора. В состав Комиссии входят мировые посредники, выбираемые из списка, составляемого государствами — участниками Конвенции. Каждое государство-участник назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один должен быть гражданином этого государства. Мировые посредники назначаются на 6-летний срок с возможностью назначения на новый срок. Они должны быть лицами, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и обладать признанной компетентностью в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Каждое государство-участник также назначает одного арбитра и одного его заместителя, которые могут быть его гражданами или гражданами других государств — членов ОБСЕ. Арбитры назначаются на 6-летний срок с возможностью назначения еще на один срок и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения в своих странах на самые высокие должности в судебных органах, или быть юристами, обладающими признанной компетентностью в области международного права. Фамилии мировых посредников и арбитров сообщаются Секретарю, который включает их в список, передаваемый в Секретариат ОБСЕ для направления государствам — членам организации. Административное руководство Суда осуществляет Президиум, состоящий из Председателя, Вице-председателя и трех членов, избираемых из мировых посредников и арбитров.

Примирительная комиссия рассматривает дела, переданные ей по согласию двух или более государств. В Конвенции 1992 г. также предусмотрена обязательная процедура, в соответствии с которой государство-участник может в одностороннем порядке представить для примирения любой спор с другим государством, участвующим в Конвенции, если этот спор не был урегулирован «в разумный промежуток времени».

§ 4. Разрешение споров в рамках ОБСЕ

Приверженность государств — участников Организации по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) урегулированию споров между ними мирными средствами является одним из краеугольных камней дея­тельности ОБСЕ.

В соответствии с Хельсинкским Заключительным актом все десять принципов Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, будут применяться одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с уче­том других.

В Итоговом документе Венской встречи государства-участники под­твердили свою приверженность принципу мирного урегулирования спо­ров, будучи убеждены в том, что он является существенным дополнени­ем к обязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, причем оба эти фактора являются существенными для под­держания и укрепления мира и безопасности.

В Парижской хартии для новой Европы государства-участники тор­жественно провозгласили свою полную приверженность десяти принци­пам, закрепленным в Хельсинкском Заключительном акте с целью под­держания и укрепления демократии, мира и единства в Европе.

Для осуществления принципа, согласно которому все споры должны решаться исключительно мирными средствами, требуются соответст­вующие процедуры урегулирования споров. Такие процедуры в рамках ОБСЕ разработаны и закреплены, в частности, в следующих документах: Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров (Валлетта, 8 февраля 1991 г.); Результа­ты Совещания СБСЕ по мирному урегулированию споров (Женева, 12—23 октября 1992 г.). В случае возникновения спора участники ОБСЕ обращают особое внимание на то, чтобы не допускать такого развития любого спора между ними, которое будет представлять угрозу междуна­родному миру и безопасности. Они предпринимают соответствующие шаги для надлежащего доведения своих споров до урегулирования. В этих целях государства-участники: а) рассматривают споры на раннем этапе; б) воздерживаются в течение спора от любых действий, которые могут ухудшить положение и сделать более трудным мирное урегулиро­вание спора или воспрепятствовать ему; в) стремятся, используя все со­ответствующие средства, достичь договоренностей, позволяющих сохра­нить между ними добрые отношения, в том числе принимать временные меры, которые не наносят ущерба их юридическим позициям в споре. В целях согласования соответствующей процедуры урегулирования спо­ра заинтересованные государства — участники ОБСЕ, в частности, кон­сультируются друг с другом на как можно более раннем этапе. В случае невозможности урегулирования спора между собой государства — члены ОБСЕ прилагают усилия к тому, чтобы согласовать процедуру урегули­рования, соответствующую характеру и особенностям конкретного спо­ра. Если спор подлежит передаче на согласованную сторонами процеду-

РУ урегулирования спора, то государства разрешают данный спор по­средством этой процедуры.

Государства члены ОБСЕ впервые в практике разрешения споров на региональном уровне приняли на себя более твердые обязательства, чем они установлены общими нормами международного права. В част­ности, они прилагают усилия к включению в свои будущие договоры по­ложений, предусматривающих урегулирование споров, которые возни­кают в связи с толкованием или применением этих договоров, и к рас­смотрению возможности выполнения третьей стороной соответствующей роли обязательного или необязательного характера. Государства взяли обязательство воздерживаться, насколько это возмож­но, от оговорок к процедурам урегулирования спора. Государства рас­сматривают возможность принятия обязательной юрисдикции Междуна­родного суда посредством либо договора, либо одностороннего заявле­ния в соответствии с п. 2 ст. 36 Статута Суда и сведения к минимуму, где это возможно, любых оговорок в связи с таким заявлением. Члены ОБСЕ рассматривают возможность на основе специального соглашения передачи в Международный суд или в Арбитраж, используя в случае не­обходимости Постоянную палату третейского суда, таких споров, кото­рые подпадают под разрешение посредством подобных процедур. Нако­нец, государства рассматривают возможность признания юрисдикции международных органов по мирному урегулированию споров или кон­трольных механизмов, созданных в соответствии с многосторонними до­говорами, касающимися среди прочего защиты прав человека, или сня­тия существующих оговорок (если они имеются) в отношении подобных механизмов.

Участники Совещания стран СБСЕ в октябре 1992 г. одобрили изме­нения к Валлеттским положениям о процедуре СБСЕ по мирному урегу­лированию споров и Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ.

Согласно этим документам механизм ОБСЕ по урегулированию спо­ров состоит из одного или более членов, выбираемых при общем согла­сии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначающим институтом. В список включаются до четырех фа­милий лиц, назначаемых каждым государством-участником, изъявив­шим желание стать участником механизма. Ни один из членов механиз­ма не может быть гражданином какого-либо вовлеченного в спор госу­дарства или постоянно проживать на его территории. По соглашению между сторонами в число членов могут включаться лица, чьи фамилии не значатся в списке.

Если стороны в споре не достигли соглашения о составе механизма в течение двух месяцев со времени первоначального обращения одной из сторон с просьбой о создании механизма, старшее должностное лицо назначающего института в консультации со сторонами в споре выбирает из списка семь человек.

Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ от 23 ок­тября 1992 г. регламентирует создание Суда. Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала.

Механизмы и инструменты ОБСЕ по мирному урегулированию споров

Одним из важнейших принципов деятельности ОБСЕ, зафиксированным в Декларации принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г., является принцип мирного разрешения споров. За годы существования этой авторитетной международной организации сформировалась система механизмов и инструментов мирного урегулирования споров.

ОБСЕ имеет две взаимно подкрепляемые формы деятельности в этой сфере: 1) принятие совместных политических решений по правилу консенсуса; 2) прямые действия с использованием согласованных механизмов, применяемых ограниченным количеством государств-участников.

Механизмы, имеющиеся сегодня, используются относительно событий в военной сфере («Венский механизм с необычной военной деятельности»); человеческого измерения («Московский механизм»); серьезных чрезвычайных ситуаций («Берлинский механизм»). Эти механизмы основываются на поэтапном подходе. На первом этапе выясняется ситуация путем проведения консультаций между непосредственно заинтересованными государствами, после чего созываются встречи в рамках ОБСЕ в целом с возможным использованием процедур установления фактов. Указанные механизмы могут приводиться в действие по инициативе ограниченного количества государств. Вместе с тем действия могут осуществляться по оперативной инициативе действующего председателя, а также уполномоченных им сотрудников и институтов.

ОБСЕ также имеет четыре инструменты мирного урегулирования споров.

С 1994 г. действует Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. За положениями Конвенции в Женеве создается Суд по примирению и арбитражу.

Суд образуют примирительные комиссии и арбитражные трибуналы, а точнее мировые посредники и арбитры. Примирительная комиссия и Арбитражный трибунал создаются для каждого спора. В состав Комиссии входят мировые посредники, избранные из списка, состоящего государствами — участницами Конвенции. Каждое государство-участник назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один должен быть гражданином этого государства. Мировые посредники назначаются на 6-летний срок с возможностью назначения на новый срок. Они должны быть лицами, которые занимают или занимали высокие государственные или международные посты и обладать признанной компетентностью в области международного права, международных отношений или урегулирования споров. Каждое государство-участник также назначает одного арбитра и одного заместителя, которые могут быть ее гражданами или гражданами других государств — членов ОБСЕ. Арбитры назначаются на 6-летний срок с возможностью повторного назначения и должны иметь квалификацию, необходимую для назначения в своих странах на высшие должности в судебных органах, или быть юристами, обладающими признанной компетентностью в области международного права. Фамилии мировых посредников и арбитров сообщают Секретарю, который вносит их в реестр, который передается в Секретариат ОБСЕ для направления государствам — членам Организации. Административное руководство Суда осуществляет президиум, состоящий из председателя, вице-председателя и трех членов, избранных из мировых посредников и арбитров.

Примирительная комиссия рассматривает дела, переданные ей по согласию двух или более государств. В Конвенции 1992 г. также предусмотрена обязательная процедура, согласно которой государство-участник может в одностороннем порядке представить для примирения любой спор с другим государством, что участвует в Конвенции, если этот спор не был урегулирован «в разумный период времени».

Арбитражный трибунал может быть создан, если стороны договорятся об этом или если они заранее заявят, что признают как обязательную юрисдикцию Трибунала на основе принципа взаимности, то есть арбитражная процедура имеет факультативный характер. Заявление о согласии на арбитражную процедуру может быть сделано без ограничения срока или на определенный срок. Это заявление может распространяться на все споры или исключать споры, касающиеся территориальной целостности государства, его национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами. Комиссия и Трибунал не могут привлекаться к рассмотрению какой-то споры, если стороны спорят, уже договорились о других способах его урегулирования. После представления конкретного дела на рассмотрение Суда ее рассматривают или Примирительная комиссия или Арбитражный трибунал в зависимости от характера спора.

Примирительная комиссия после окончания своих слушаний предоставляет сторонам спора доклад, с тем чтобы они в течение 30 дней решили, готовы ли они согласиться с выводами, содержащимися в ней, или нет. Если одна из сторон не соглашается с выводами доклада, вторая имеет право не считать себя связанной своим согласием с ними. В случае недостижения согласия в течение 30 дней доклад направляется в Арбитражный трибунал, решение которого обязательно для сторон в споре. Решение Трибунала окончательное и обжалованию не подлежит.

Решение Примирительной комиссии и Арбитражного трибунала принимаются большинством голосов их членов. Если голоса делятся поровну, право решающего голоса принадлежит председательствующему.

Соответствующий механизм мирного разрешения споров закреплен в Валетських положениях процедуры ОБСЕ по мирному урегулированию споров 1991 г. В них предусматривается возможность создания примирительной механизма для выработки рекомендаций, не имеющих обязательной силы.

ОБСЕ также может использовать процедуры «директивного примирения», с помощью которых Совет министров или совет Управляющих (ранее КСПО) имеет право директивно указать государствам, спорят, на необходимость достичь примирения. Еще одним возможным вариантом мирного решения споров является создание примирительной комиссии.

Механизм мирного разрешения споров международными организациями

Уставы международных организаций предусматривают наличие механизмов по мирному разрешению споров. Рассмотрение между­народных споров органами международных организаций ведется, как правило, политическими средствами. Решения носят рекомендатель­ный характер.

Мирное урегулирование споров в рамках ООН.По Уставу ООН Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея являются органами, наделенными полномочиями в области мирного разрешения споров. Согласно главе VI Устава ООН «Мирное разрешение споров», речь идет в первую очередь о спорах, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности занимает центральное место в разрешении таких споров. В соответствии со ст. 34 Устава Совет Безопасности уполномочен провести расследование любого спора или любой си­туации, которая может привести к международным трениям или вы­звать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. На основании этой статьи Совет Безопасности осуще­ствляет функции международной следственной процедуры. Рассле­дование может осуществляться самим Советом или специально со­зданными для этой цели комиссиями, выезжающими на места. В ходе расследования Совет не только устанавливает фактическую сторону спора или ситуации, но и определяет степень их опасности для под­держания международного мира и безопасности. Этим расследова­ние, проводимое Советом, отличается от традиционной следствен­ной процедуры.

Установив характер спора или ситуации, Совет Безопасности вправе предпринять ряд действий. Он может потребовать от сторон, когда сочтет это необходимым, разрешения их спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, при помощи тех средств, которые перечислены в ст. 33 Устава ООН. Наряду с этим для указанной категории споров и ситуаций Совет может рекомендовать сторонам надлежащую про­цедуру или методы урегулирования с учетом уже принятой сторонами процедуры разрешения спора (ст. 36 Устава). Совет также принимает во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

Если же Совет Безопасности определил, что продолжение спора, переданного сторонами на рассмотрение Совета Безопасности, в действительности могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он может рекомендовать не только надле­жащую процедуру и методы урегулирования, но и такие условия раз­решения спора, какие найдет подходящими (ст. 37 Устава).

Совет Безопасности уполномочен заниматься не только спорами указанного выше характера, но и любыми спорами, если все стороны, участвующие в таком споре, попросят об этом, и делать сторонам ре­комендации с целью мирного разрешения этого спора (ст. 38 Устава). При выполнении перечисленных положений Устава Совет Безопас­ности может выступать с функциями добрых услуг, посредничества, примирения, создавая в случае необходимости соответствующие органы, которые в своих действиях не должны выходить за рамки предоставленных им Советом полномочий.

Генеральная Ассамблея также разрешает споры и рассматривает ситуации, продолжение которых может угрожать поддержанию меж­дународного мира и безопасности, и делает рекомендации по их уре­гулированию. При этом Генеральная Ассамблея не может делать никаких рекомендаций в отношении спора или ситуации, если они рассматриваются Советом Безопасности и если Совет не запросит об этом (ст. 12 Устава).

Полномочия Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи по мирному разрешению споров распространяются как на государст­ва — члены ООН, так и на нечлены при условии, что они примут на себя обязательства мирного разрешения споров, предусмотренные Уставом.

Специализированные учреждения и другие организации системы ООН предусматривают в своих учредительных актах процедуры мир­ного урегулирования споров, в том числе рассмотрение спора в глав­ном органе Организации. Такие споры касаются толкования или при­менения учредительных актов или решений главных органов.

Региональные организации также предусматривают в своих учре­дительных документах механизмы мирного разрешения споров.

В ст. 33 Устава ООН предусматривается обращение спорящих сто­рон наряду с другими средствами и к региональным органам или соглашениям. Государства, заключившие такие соглашения или вхо­дящие в такие органы, должны приложить все усилия для достижения мирного разрешения местных споров (ст. 52, п. 2, Устава ООН). Обра­щение к региональным соглашениям или органам может иметь место либо по инициативе заинтересованных государств, либо по инициа­тиве Совета Безопасности. При этом Совет должен поощрять мирное разрешение местных споров при помощи таких региональных согла­шений или региональных органов (ст. 52, п. 3, Устава ООН).

Мирное урегулирование споров в рамках ОБСЕ. Врамках ОБСЕ разработана система мирного разрешения споров, состоящая из че­тырех элементов: Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Вал-леттский механизм), Комиссии ОБСЕ по примирению, Суда по при­мирению и арбитражу и процедуры директивного примирения.

В основе Механизма ОБСЕ по урегулированию споров лежат Принципы по мирному урегулированию споров и Положения про­цедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров, принятые в Вал­летте в феврале 1991 года и одобренные с изменениями на Стокгольм­ском заседании Совета в декабре 1992 года.

Валлеттский механизм выполняет функции согласительного и примирительного органа. Его отличительной чертой является то, что он приводится в действие по одностороннему обращению любой из сторон в споре. Как отмечено в разделе IV Положения, любая из сторон в споре может обратиться с просьбой о создании Механизма СБСЕ по урегулированию споров путем уведомления другой стороны или сторон в споре. Такой Механизм образуется одним или несколь­кими членами, выбираемыми при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных кандидатов, который ведется назначаю­щим институтом. Его функции были поручены Центру по предот­вращению конфликтов в Вене. В список включаются до четырех лиц, назначаемых каждым государством-участником, желающим это сде­лать. При образовании Механизма в его состав не могут включаться граждане из государств — сторон в споре.

Задача Механизма по урегулированию споров состоит в оказании помощи сторонам в определении подходящих процедур урегулиро­вания спора. В этих целях Механизм может предлагать общие или конкретные замечания или советы, имеющие рекомендательный характер. Подобные же замечания и советы он может давать и по существу спора по требованию любой из сторон в споре.

Предусмотренная процедура не применяется, если одна из сторон считает, что спор затрагивает вопросы, касающиеся территориаль­ной целостности или национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдик­цию над другими районами.

Вторым элементом системы ОБСЕ по мирному урегулированию споров является Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная Положением о ней, одобренным в Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение к Валлеттскому механизму. Спор между государствами — участниками ОБСЕ может быть передан Комиссии, если об этом до­говорятся стороны в споре. Однако в соответствии с разделом II По­ложения государство-участник может в любое время заявить, что оно на условиях взаимности согласится с процедурой примирения Ко­миссии в отношении споров между ними и другими государствами-участниками. В этом случае становится возможным обращение к Комиссии в одностороннем порядке.

Каждая сторона в споре должна назначить одного мирового по­средника из Валлеттского списка, который ведется в целях Валлетт-ского механизма по урегулированию споров. Указанные посредники должны назначить третьего мирового посредника, который будет председателем Комиссии.

Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Однако в соответствии с разделом XIV Положения государство-участник может сделать заявление, что в общем порядке или в связи с кон­кретным спором оно будет считать обязательными, на условиях взаимности, любые условия урегулирования, предложенные Комис­сией.

Третьим элементом системы является Суд по примирению и ар­битражу, создание которого предусмотрено Конвенцией по прими­рению и арбитражу в рамках СБСЕ, принятой в Стокгольме 15 де­кабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997 году. Ее участниками являются 20 государств. Россия не участвует. Местом пребывания Суда является Женева.

Каждое государство — участник Конвенции после вступления ее в силу назначает двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является гражданином этого государства, а также одного арбитра и одного заместителя арбитра, которые могут быть ее граж­данами или гражданами любого другого государства — участника СБСЕ. Мировые посредники и арбитры образуют в совокупности Суд. Для рассмотрения споров могут создаваться Примирительные комиссии и Арбитражные трибуналы.

Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему заявлению государства — участника Конвенции. Она может также создаваться по соглашению между государствами — участниками Конвенции и другими государствами — членами ОБСЕ, не участвую­щими в Конвенции. Каждая сторона в споре назначает одного миро­вого посредника из списка таких посредников. Президиум Суда на­значает еще трех посредников в состав Примирительной комиссии. Он может увеличить или сократить их число при условии, что оно остается нечетным. Главная цель Комиссии — оказывать помощь сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии с между­народным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.

Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают условия этого урегулирования в резюме выводов, под­писываемое представителями сторон и членами Комиссии. На этом разбирательство завершается. Если стороны не пришли к согласию, Комиссия составляет заключительный доклад с предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до сведения сторон. В случае несогласия сторон в 30-дневный срок с предлагаемым урегу­лированием доклад направляется в Совет министров ОБСЕ.

Арбитражный трибунал может создаваться по обоюдному обра­щению спорящих сторон или по одностороннему заявлению одной из сторон по истечении 30 дней после предоставления доклада При­мирительной комиссии Совету министров ОБСЕ. Государства — участники Конвенции, сделав соответствующее заявление, могут признать обязательную юрисдикцию Арбитражного трибунала.

Арбитражный трибунал для рассмотрения конкретного спора соз­дается из арбитров спорящих сторон, назначенных ими в состав Суда, и арбитров, назначенных Президиумом Суда из списка арбитров. Трибунал решает споры в соответствии с международным правом. Он может также разрешать дело ex aequo et bono при согласии на это сторон в споре. Арбитражное решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

Последний, четвертый элемент системы мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ — это процедура директивного примирения, предусмотренная Положениями о директивном примирении, также принятая в Стокгольме в декабре 1992 года.

Другие международные региональные организации также преду­сматривают процедуры мирного разрешения споров.

В соответствии с Пактом Лиги арабских государствСовет наде­лен функциями арбитражного и примирительного органа, в котором решения принимаются большинством голосов. Согласно ст. 5, спо­ры, подлежащие разрешению Советом ЛАГ, подразделяются на две категории. К первой относятся споры, не затрагивающие независи­мости, суверенитета и территориальной целостности государств. Если обе спорящие стороны обратятся к Совету для разрешения та­кого спора, то его решение будет обязательным и окончательным. При этом спорящие государства не будут принимать участия в обсуж­дениях и решениях Совета. Ко второй категории относятся споры, которые могут привести к войне между двумя государствами — чле­нами ЛАГ или между государством — членом Лиги и третьей сторо­ной. В этом случае Совет вправе сам проявлять инициативу и пред­лагать свои услуги в разрешении любого такого спора.

В практике ЛАГ споры и конфликтные ситуации рассматрива­лись также периодически созываемой Конференцией глав государств и правительств. Разрешению споров способствовала практика созда­ния комиссий по посредничеству и примирению, в состав которых входили, как правило, генеральный секретарь Лиги, председатель Совета, а также представители ряда государств — членов ЛАГ.

Хартия Организации африканского единствапредусматривает в ст. 3, что спорные вопросы должны разрешаться путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража. Комиссии по посредни­честву, примирению и арбитражу отводилась роль особого органа для мирного разрешения международных споров. Однако на практике деятельность ее оказалась незначительной. Главную роль в урегули­ровании межгосударственных споров и конфликтов, включая терри­ториальные и пограничные, играют ее руководящие органы — Ас­самблея глав государств и правительств и Совет министров. Наиболее часто в практике разрешения споров в рамках ОАЕ используется создание следственных и согласительных комиссий, а также арбит­ражных органов.

Система разрешения споров между американскими государства­ми закреплена в Уставе Организации американских государств.Принятый в 1948 году Американский договор о мирном разрешении споров (Боготинский пакт) ни разу на практике не применялся. В нем участвуют не все американские государства, а многие из участ­вующих сделали весьма существенные оговорки, ограничивающие сферу применения Пакта.

Протоколом поправок Картахены 1985 года проведена реформа системы мирного разрешения споров, предусмотренная Уставом ОАГ, в частности упразднена Межамериканская комиссия по мир­ному решению споров и усилены полномочия Постоянного совета. Постоянный совет уполномочен следить за поддержанием друже­ственных отношений между государствами — членами ОАГ и в этой связи способствовать мирному разрешению споров между ними (ст. 83 Устава ОАГ). Любая сторона в споре может просить Посто­янный совет об оказании добрых услуг для урегулирования спора. Совет оказывает помощь сторонам и может рекомендовать им про­цедуры, которые сочтет подходящими для мирного урегулирования спора (ст. 84). Он может также с согласия спорящих сторон созда­вать комиссии ad hoc. Такие комиссии наделяются полномочиями по согласованию в каждом конкретном случае Постоянным советом со спорящими сторонами (ст. 85). Постоянный совет может также с согласия спорящих сторон проводить расследование спора, включая расследование фактов на территории любого из спорящих государств с разрешения его правительства (ст. 86). В случае, если рекомен­дованная процедура не будет принята сторонами или если одна из них заявит, что спор не может быть урегулирован предложенным способом, Постоянный совет информирует об этом Генеральную Ассамблею.

Среди других соглашений между американскими государствами о мирном разрешении споров наиболее важным является Устав Орга­низации центральноамериканских государств, предусматривающий учреждение Центральноамериканского суда.

Что касается Содружества Независимых Государств, то в его Уста­ве, ст. 18, предусмотрено, что Совет глав государств правомочен на любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать под­держанию мира или безопасности в Содружестве, рекомендовать сто­ронам надлежащую процедуру или методы его урегулирования.

1. Раскройте понятие мирных средств разрешения меж­дународных споров.

2. Объясните отличие добрых услуг от посредничества.

3. Каковы особенности следственной и согласительной процедур ?

4. В чем заключаются сходство и различие арбитражной и судебной процедур мирного разрешения международных споров?

5. Каковы последствия признания обязательной юрис­дикции Международного Суда ООН?

6. В чем особенности разбирательства споров в Между­народном Суде ООН?

7. Каков механизм ОБСЕ по урегулированию споров?

Литература

Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения междуна­родных споров (конфликтов). — Л., 1975.

Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. Международный Суд ООН. — М„ 1971.

Лазарев С Л. Международный арбитраж. — М., 1991.

Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. — М„ 1977.

Пушнин Э.А. Мирное разрешение международных споров. — М., 1974.

Энтин МЛ. Международные судебные учреждения. — М., 1984.

Действующее международное право. В трех томах. — Т. I. — М.. 1996. — Разд. XIII.

МЕХАНИЗМ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

Уставы международных организаций предусматривают наличие механизмов по

мирному разрешению споров. Рассмотрение между­народных споров органами

международных организаций ведется, как правило, политическими средствами.

Решения носят рекомендатель­ный характер.

Мирное урегулирование споров в рамках ООН. По Уставу ООН Совет

Безопасности и Генеральная Ассамблея являются органами, наделенными

полномочиями в области мирного разрешения споров. Согласно главе VI Устава ООН

«Мирное разрешение споров», речь идет в первую очередь о спорах, продолжение

которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

Совет Безопасности занимает центральное место в разрешении таких споров. В

соответствии со ст. 34 Устава Совет Безопасности уполномочен провести

расследование любого спора или любой си­туации, которая может привести к

международным трениям или вы­звать спор, для определения того, не может ли

продолжение этого спора шеи ситуации угрожать поддержанию международного мира

и безопасности. На основании этой статьи Совет Безопасности осуще­ствляет

функции международной следственной процедуры. Рассле­дование может

осуществляться самим Советом или специально со­зданными для этой цели

комиссиями, выезжающими на места. В ходе расследования Совет не только

устанавливает фактическую сторону спора или ситуации, но и определяет степень

их опасности для под­держания международного мира и безопасности. Этим

расследова­ние, проводимое Советом, отличается от традиционной следствен­ной

Установив характер спора или ситуации, Совет Безопасности вправе предпринять

ряд действий. Он может потребовать от сторон, когда сочтет это необходимым,

разрешения их спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию

международного мира и безопасности, при помощи тех средств, которые

перечислены в ст. 33 Устава ООН. Наряду с этим для указанной категории споров

и ситуаций Совет может рекомендовать сторонам надлежащую про­цедуру или

методы урегулирования с учетом уже принятой сторонами процедуры разрешения

спора (ст. 36 Устава). Совет также принимает во внимание, что споры

юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в

Если же Совет Безопасности определил, что продолжение спора, переданного

сторонами на рассмотрение Совета Безопасности, в действительности могло бы

угрожать поддержанию международного мира и безопасности, то он может

рекомендовать не только надле­жащую процедуру и методы урегулирования, но и

такие условия раз­решения спора, какие найдет подходящими (ст. 37 Устава).

Совет Безопасности уполномочен заниматься не только спорами указанного выше

характера, но и любыми спорами, если все стороны, участвующие в таком споре,

попросят об этом, и делать сторонам ре­комендации с целью мирного разрешения

этого спора (ст. 38 Устава). При выполнении перечисленных положений Устава

Совет Безопас­ности может выступать с функциями добрых услуг, посредничества,

примирения, создавая в случае необходимости соответствующие органы, которые в

своих действиях не должны выходить за рамки предоставленных им Советом

Генеральная Ассамблея также разрешает споры и рассматривает ситуации,

продолжение которых может угрожать поддержанию меж­дународного мира и

безопасности, и делает рекомендации по их уре­гулированию. При этом

Генеральная Ассамблея не может делать никаких рекомендаций в отношении спора

или ситуации, если они рассматриваются Советом Безопасности и если Совет не

запросит об этом (ст. 12 Устава).

Полномочия Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи по мирному разрешению

споров распространяются как на государст­ва — члены ООН, так и на нечлены при

условии, что они примут на себя обязательства мирного разрешения споров,

Специализированные учреждения и другие организации системы ООН

предусматривают в своих учредительных актах процедуры мир­ного урегулирования

споров, в том числе рассмотрение спора в глав­ном органе Организации. Такие

споры касаются толкования или при­менения учредительных актов или решений

Региональные организации также предусматривают в своих учре­дительных

документах механизмы мирного разрешения споров.

В ст. 33 Устава ООН предусматривается обращение спорящих сто­рон наряду с

другими средствами и к региональным органам или соглашениям. Государства,

заключившие такие соглашения или вхо­дящие в такие органы, должны приложить

все усилия для достижения мирного разрешения местных споров (ст. 52, п. 2,

Устава ООН). Обра­щение к региональным соглашениям или органам может иметь

место либо по инициативе заинтересованных государств, либо по инициа­тиве

Совета Безопасности. При этом Совет должен поощрять мирное разрешение местных

споров при помощи таких региональных согла­шений или региональных органов

(ст. 52, п. 3, Устава ООН).

Мирное урегулирование споров в рамках ОБСЕ. В рамках ОБСЕ

разработана система мирного разрешения споров, состоящая из че­тырех элементов;

Механизма ОБСЕ по урегулированию споров (Валлеттский механизм), Комиссии ОБСЕ

по примирению, Суда по при­мирению и арбитражу и процедуры директивного

В основе Механизма ОБСЕ по урегулированию споров лежат Принципы по мирному

урегулированию споров и Положения про­цедуры ОБСЕ по мирному урегулированию

споров, принятые в Вал­летте в феврале 1991 года и одобренные с изменениями

на Стокгольм­ском заседании Совета в декабре 1992 года.

Валлеттский механизм выполняет функции согласительного и примирительного

органа. Его отличительной чертой является то, что он приводится в действие по

одностороннему обращению любой из сторон в споре. Как отмечено в разделе IV

Положения, любая из сторон в споре может обратиться с просьбой о создании

Механизма ОБСЕ по урегулированию споров путем уведомления другой стороны или

сторон в споре. Такой Механизм образуется одним или несколь­кими членами,

выбираемыми при общем согласии сторон в споре из списка квалифицированных

кандидатов, который ведется назначаю­щим институтом. Его функции были

поручены Центру по предот­вращению конфликтов в Вене. В список включаются до

четырех лиц, назначаемых каждым государством-участником, желающим это

сде­лать. При образовании Механизма в его состав не могут включаться граждане

из государств — сторон в споре.

Задача Механизма по урегулированию споров состоит в оказании помощи сторонам

в определении подходящих процедур урегулиро­вания спора. В этих целях

Механизм может предлагать общие или конкретные замечания или советы, имеющие

рекомендательный характер. Подобные же замечания и советы он может давать и

по существу спора по требованию любой из сторон в споре.

Предусмотренная процедура не применяется, если одна из сторон считает, что

спор затрагивает вопросы, касающиеся территориаль­ной целостности или

национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или

одновременных притязаний на юрисдик­цию над другими районами.

Вторым элементом системы ОБСЕ по мирному урегулированию споров является

Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная Положением о ней, одобренным в

Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение к Валлеттскому механизму. Спор

между государствами — участниками ОБСЕ может быть передан Комиссии, если об

этом до­говорятся стороны в споре. Однако в соответствии с разделом II

По­ложения государство-участник может в любое время заявить, что оно на

условиях взаимности согласится с процедурой примирения Ко-. миссии в

отношении споров между ними и другими государствами-участниками. В этом

случае становится возможным обращение к Комиссии в одностороннем порядке.

Каждая сторона в споре должна назначить одного мирового по­средника из

Валлеттского списка, который ведется в целях Валлеттского механизма по

урегулированию споров. Указанные посредники должны назначить третьего

мирового посредника, который будет председателем Комиссии.

Решения Комиссии носят рекомендательный характер. Однако в соответствии с

разделом XIV Положения государство-участник может сделать заявление, что в

общем порядке или в связи с кон­кретным спором оно будет считать

обязательными, на условиях взаимности, любые условия урегулирования,

Третьим элементом системы является Суд по примирению и ар­битражу, создание

которого предусмотрено Конвенцией по прими­рению и арбитражу в рамках ОБСЕ,

принятой в Стокгольме 15 де­кабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997

году. Ее участниками являются 20 государств. Россия не участвует. Местом

пребывания Суда является Женева.

Каждое государство — участник Конвенции после вступления ее в силу назначает

двух мировых посредников, из которых по крайней мере один является

гражданином этого государства, а также одного арбитра и одного заместителя

арбитра, которые могут быть ее граж­данами или гражданами любого другого

государства — участника ОБСЕ. Мировые посредники и арбитры образуют в

совокупности Суд. Для рассмотрения споров могут создаваться Примирительные

комиссии и Арбитражные трибуналы.

Примирительная комиссия может создаваться по одностороннему заявлению

государства — участника Конвенции. Она может также создаваться по соглашению

между государствами — участниками Конвенции и другими государствами — членами

ОБСЕ, не участвую­щими в Конвенции. Каждая сторона в споре назначает одного

миро­вого посредника из списка таких посредников. Президиум Суда на­значает

еще трех посредников в состав Примирительной комиссии. Он может увеличить или

сократить их число при условии, что оно остается нечетным. Главная цель

Комиссии — оказывать помощь сторонам в споре в поисках урегулирования в

соответствии с между­народным правом и их обязательствами в рамках ОБСЕ.

Если стороны придут к взаимоприемлемому урегулированию, то они включают

условия этого урегулирования в резюме выводов, под­писываемое представителями

сторон и членами Комиссии. На этом разбирательство завершается. Если стороны

не пришли к согласию, Комиссия составляет заключительный доклад с

предложениями по мирному урегулированию спора и доводит его до сведения

сторон. В случае несогласия сторон в 30-дневный срок с предлагаемым

урегу­лированием доклад направляется в Совет министров ОБСЕ.

Арбитражный трибунал может создаваться по обоюдному обра­щению спорящих

сторон или по одностороннему заявлению одной из сторон по истечении 30 дней

после предоставления доклада При­мирительной комиссии Совету министров ОБСЕ,

Государства — участники Конвенции, сделав соответствующее заявление, могут

признать обязательную юрисдикцию Арбитражного трибунала.

Арбитражный трибунал для рассмотрения конкретного спора соз­дается из

арбитров спорящих сторон, назначенных ими в состав Суда, и арбитров,

назначенных Президиумом Суда из списка арбитров. Трибунал решает споры в

соответствии с международным правом. Он может также разрешать дело по

справедливости при согласии на это сторон в споре. Арбитражное решение

является окончательным и обжалованию не подлежит.

Последний, четвертый элемент системы мирного урегулирования споров в рамках

ОБСЕ — это процедура директивного примирения, предусмотренная Положениями о

директивном примирении, также принятая в Стокгольме в декабре 1992 года.

Другие международные региональные организации также преду­сматривают

процедуры мирного разрешения споров.

В соответствии с Пактом Лиги арабских государств

[10] Совет наде­лен функциями арбитражного и примирительного

органа, в котором решения принимаются большинством голосов. Согласно ст. 5,

спо­ры, подлежащие разрешению Советом ЛАГ, подразделяются на две категории, К

первой относятся споры, не затрагивающие независи­мости, суверенитета и

территориальной целостности государств. Если обе спорящие стороны обратятся к

Совету для разрешения та­кого спора, то его решение будет обязательным и

окончательным. При этом спорящие государства не будут принимать участия в

обсуж­дениях и решениях Совета. Ко второй категории относятся споры, которые

могут привести к войне между двумя государствами — чле­нами ЛАГ или между

государством — членом Лиги и третьей сторо­ной. В этом случае Совет вправе сам

проявлять инициативу и пред­лагать свои услуги в разрешении любого такого

В практике ЛАГ споры и конфликтные ситуации рассматрива­лись также

периодически созываемой Конференцией глав государств и правительств.

Разрешению споров способствовала практика созда­ния комиссий по

посредничеству и примирению, в состав которых входили, как правило,

генеральный секретарь Лиги, председатель Совета, а также представители ряда

государств — членов ЛАГ.

Временное местонахождение Генерального секретариата ЛАГ – г. Тунис.

Официальный язык – арабский.

Хартия Организации африканского единства

[11] предусматривает в ст. 3, что спорные вопросы должны

разрешаться путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража. Комиссии

по посредни­честву, примирению и арбитражу отводилась роль особого органа для

мирного разрешения международных споров. Однако на практике деятельность ее

оказалась незначительной. Главную роль в урегули­ровании межгосударственных

споров и конфликтов, включая терри­ториальные и пограничные, играют ее

руководящие органы — Ас­самблея глав государств и правительств и Совет

министров. Наиболее часто в практике разрешения споров в рамках ОАЕ

используется создание следственных и согласительных комиссий, а также

Система разрешения споров между американскими государства­ми закреплена с Уставе

Организации американских государств[12]

Принятый в 1948 году Американский договор о мирном разрешении споров

(Боготинский пакт) ни разу на практике не применялся. В нем участвуют не все

американские государства, а многие из участ­вующих сделали весьма

существенные оговорки, ограничивающие сферу применения Пакта.

Протоколом поправок Картахены 1985 года проведена реформа

системы мирного разрешения споров, предусмотренная Уставом

ОАГ, в частности упразднена Межамериканская комиссия по мирному решению

споров и усилены полномочия Постоянного совета. Постоянный совет уполномочен

следить за поддержанием дружественных отношений между государствами — членами

этой связи способствовать мирному разрешению споров между ними

(ст. 83 Устава ОАГ). Любая сторона в споре может просить Постоянный совет об

оказании добрых услуг для урегулирования спора. Совет оказывает помощь

сторонам и может рекомендовать им процедуры, которые сочтет подходящими для

мирного урегулирования спора (ст. 84). Он может также с согласия спорящих

сторон создавать комиссии ad hoc. Такие комиссии наделяются полномочиями по

согласованию в каждом конкретном случае Постоянным советом со спорящими

сторонами (ст. 85). Постоянный совет может также с согласия спорящих сторон

проводить расследование спора, включая расследование фактов на территории

любого из спорящих государств с разрешения его правительства (ст. 86). В

случае, если рекомендованная процедура не будет принята сторонами или если

одна из них заявит, что спор не может быть урегулирован предложенным

способом. Постоянный совет информирует об этом Генеральную Ассамблею.

Среди других соглашений между американскими государствами о мирном разрешении

споров наиболее важным является Устав Организации центральноамериканских

государств, предусматривающий учреждение Центральноамериканского суда.

Что касается Содружества Независимых Государств, то в его Уставе, ст. 18,

предусмотрено, что Совет глав государств правомочен на любой стадии спора,

продолжение которого могло бы угрожать под­держанию мира или безопасности в

Содружестве, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы его

Еще по теме:

  • Отделы организации опек Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК ОРГАНИЗАЦИЯ CTPAH-ЭКСПОРТЁРОВ НЕФТИ, ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Соuntries, OPEC), — межправительственная организация, координирующая и унифицирующая нефтяную политику стран-членов и разрабатывающая пути и методы защиты их […]
  • Закон о библиотечной деятельности Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ"О библиотечном деле" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г., 23 июля, 27 октября 2008 г., 3 июня, 27 декабря […]
  • Действие уголовного закона во времениВремя совершения преступления Действие уголовного закона во времени Действие уголовного закона во времени Вполне очевидно, что применению подлежит только тот уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее на момент совершения преступления. Между тем, в результате совершенствования уголовного законодательства […]
  • Закон о поставках для государственных и муниципальных нужд Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ"О поставках продукции для федеральных государственных нужд" С изменениями и дополнениями от: 19 июня […]
  • После вступления в силу федерального закона Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и […]
  • Закон джексона-веника Поправка Джексона-Вэника Поправка Джексона-Вэника — дискриминационная поправка в закон о торговле США, которую принял Конгресс США в 1974 году (стала действовать с 3 января 1975 года). Поправка ограничила торговлю со странами, которые препятствуют свободной эмиграции своих граждан, а […]
  • Самые знаменитые адвокаты Список самых знаменитых адвокатов России Россия практически никогда не испытывала недостатка в сильных и квалифицированных адвокатах. Но лишь единицы из них стали настоящими лицам адвокатуры, и все благодаря ярким и впечатляющим успехам на профессиональном поприще. Имена этих знаменитых […]
  • Приказ минтруда 792 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2013 г. № 792 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания” 1. Утвердить Кодекс этики и служебного поведения работников […]