Нужно ли возвращать субсидии

Эксперты объяснили, нужно ли возвращать субсидию при продаже квартиры

Постановлением правительства Украины утверждены правила возвращения потребителями средств, полученных по субсидии.

В Украине в 2017 году субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получали более 8,8 млн семей, пишет Хроника.инфо со ссылкой на domik.ua

При этом у некоторых украинцев возникают опасения, что полученную компенсацию необходимо возвращать в случае продажи или дарения квартиры или частного дома, оплата ЖКУ в которые субсидировалась. Портал Domik.ua информирует, кто и как должен вернуть сумму компенсации, начисленной на оплату коммунальных услуг.

По информации Министерства социальной политики Украины, субсидия на оплату ЖКУ — это безвозвратная государственная помощь. Получение компенсации не влечет за собой изменения формы собственности жилья.

В ведомстве отметили, что при продаже, дарении, получении жилья в наследство средства, начисленные по субсидии украинцам возвращать не нужно. Те, кто получает субсидию, должны информировать органы социальной защиты населения об изменениях в составе семьи. Такое правило прописано в постановлении кабинета министров Украины №848 от 21 октября 1995 года .

Получение имущества в подарок не влияет на оформление субсидии. «На получение компенсации не влияет стоимость имущества, подаренного или полученного в наследство или в подарок. Этот доход не включается в совокупный доход семьи и не учитывается при расчете размера субсидии», — говорится в сообщении на сайте teplo.gov.ua.

В каких случаях субсидия подлежит возврату

Согласно постановлению Кабмина №848, украинцы должны вернуть субсидию, если ее размер был завышен из-за предоставления потребителем неправильных данных. Утверждено 2 варианта возвращения перечисленных компенсаций:

— возвращение средств потребителем;

— списание средств из личных счетов потребителей в компаниях-поставщиках коммунальных услуг.

Средства возвращаются по требованию управления социальной защиты населения.

Нужно ли возвращать субсидию при продаже квартиры в 2016 году?

Нужно ли возвращать субсидию на коммунальные услуги при продаже дома в 2016 году?

Чтобы, получая субсидию, не маяться мыслью о том, что ее возвращать придется, надо все возникающие вопросы уточнять в организациях, которые эти субсидии назначают. Потому что в каждом государстве свои законы: и о порядке назначения субсидии на услуги ЖКХ и об изменениях в процессе ее получения.

Например, в Украине субсидия на оплату коммунальных платежей назначается по итогам финансового состояния проживающих в доме/квартире за предыдущий год. То есть крупные покупки, получение значительных сумм (в т.ч. и от продажи квартиры) в 2016 году, могут повлиять на субсидию, которая будет назначена/пересчитана на 2017 год.

Более того, расчет ведется отдельно на отопительный и неотопительный сезон. Так что, не с января 2017 этот вопрос будет рассматриваться, а с апреля-мая или сентября-октября. Это зависит от того, когда первоначально человек обращается в соответствующие службы.

Логично, конечно, ближе к отопительному сезону документы подавать. Летом платежи невелики и субсидия нулевая чаще всего. Зато очереди поменьше, в отличие от начала осени.

Так что, точный ответ на этот вопрос можно получить примерно через год. А за это время много чего измениться может в плане доходов семьи.

И еще, бывает, что продается родительская квартира, а дети взрослые, семейные, у каждого свое жилье имеется. Вот в этом случае есть смысл подумать над оформлением договора купли продажи, в котором будут указаны суммы, получаемые каждым наследником. Возможно, они не будут превышать тот предел (на сегодня это 50 тыс.грн для Украины), при котором субсидия может быть отменена.

Нужно ли возвращать субсидию при продаже квартиры или получении жилья в наследство?

Задай вопрос – получи ответ специалиста. В ДнепрОГА стартовал новый проект. Взять в руки «свободный микрофон» может каждый желающий. Сегодня возникает немало вопросов по субсидии. Один из них: нужно ли возвращать субсидию при продаже или получении в наследство квартиры?

ДнепрОГА открыла новую видеорубрику «Задай вопрос – получи ответ». Ее участники – жители Днепропетровщины.

«Я счастливая обладательница субсидии. Меня интересует, не заберут ли субсидию при продаже квартиры или вступлении в наследство?» – жительница Днепра Любовь Слинько.

Отвечает начальник отдела льгот и субсидий департамента соцзащиты населения ДнепрОГА Александра Довыдовская:

«Субсидия – безвозвратна, и ее получение не связано с изменением формы собственности жилья. При продаже, дарении или передаче в наследство жилья средства полученной субсидии не возвращаются. Если состав зарегистрированных в квартире или доме изменяется, то об этом надо сообщить в управление соцзащиты. Срок – в течение месяца. Начисление субсидии прекращается в случае переезда семьи на другое место или смерти одинокого человека, который получал адресную госпомощь».

За назначением государственной социальной помощи можно обращаться в любое время. Это просто. Надо подать в местное управление соцзащиты лишь два документа – заявление и декларацию о доходах. Можно это сделать лично, направить по почте или через портал igov.org.ua.

Срок действия субсидии – 12 месяцев, а не отопительный сезон.

За дополнительной информацией обращайтесь в департамент социальной защиты Днепропетровской ОГА по телефонам: (056) 713-65-60, 713-66-18, 713-63-09, 713-62-21 или бесплатно и круглосуточно на правительственную «горячую линию» 15-45.

Возвращать ли остаток субсидии?

С целью ответа на вопрос о возврате субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в случае его неисполнения выполнено исследование нормативных правовых актов Российской Федерации.

Результаты этого исследования могут оказать методическую помощь органам местного самоуправления в сфере образования, государственным и муниципальным автономным и бюджетным организациям по вопросам возврата остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в случае его невыполнения (далее — задание).

Вопрос о возможности использования остатков субсидии на выполнение заданий для бюджетных учреждений до недавнего времени регулировался статьей 30 Федерального закона 83-ФЗ [1] , в которой предусматривалась возможность использования бюджетными учреждениями остатков субсидий в последующем году для достижения целей, ради которых учреждения созданы.

Однако с декабря 2015 года возможность использования этих остатков уточнена. Теперь остатки неиспользованных субсидий могут остаться в распоряжении бюджетных учреждений, только при одном условии — учреждение выполнило задание в полном объеме.

Аналогичные правовые требования установлены и для автономных учреждений статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

В случае невыполнения задания, или выполнения его не в полном объеме, федеральные учреждения (бюджетные, автономные) обязаны вернуть остаток субсидии соответствующий объему невыполнения. По итогам выполнения заданий за 2015 год федеральные учреждения обязаны были вернуть остатки субсидий, соответствующие объему невыполнения задания, в федеральный бюджет до 1 июля 2016 года. [ 2]

Недостижение установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ) должно определяться на основании отчета о выполнении задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений.

Законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение задания соответственно учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания указанными учреждениями.

Следовательно, субъект РФ или представительный орган муниципального образования должны принять решение о возврате (или не возврате) в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение задания в случае его невыполнения. Кроме того, должен быть установлен порядок расчета объема остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, связанного с его невыполнением.
Для федеральных учреждений Министерством финансов даны рекомендации по определению объема остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение заданий, образовавшихся в связи с недостижением установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ). [ 3]

Расчет остатка предлагается выполнить по следующей методике:

  • Ni — нормативные затраты на оказание i-й услуги;
  • Vi невып — объем невыполненного задания по ней.

Последний показатель определяют по формуле:

  • Vi гз — объем услуги, установленный в задании;
  • Vi откл — возможное отклонение, установленное учредителем;
  • Vi факт — фактическое значение объема услуги за отчетный период.

Однако, применить эту методику можно только в том случае, если субъект РФ или орган местного самоуправления установили порядок формирования заданий аналогичный федеральному, т. е. установленному постановлением Правительства РФ. [ 4] Названное постановление предусматривает возможность для учредителя автономного (бюджетного) учреждения при формировании задания предусматривать допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объемов и качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным (процентов). Так, в соответствии с этим порядком, Минобрнауки РФ установило, что для подведомственных учреждений задание считается выполненным, если отклонение не превышает 10%. Следовательно, если учреждение выполнило задание по объему услуг на 90%, то возврат остатка субсидии не производится.

Этот механизм очень актуален в сфере образования, где финансовый и учебный год не совпадают по срокам их исполнения, и возникают отклонения объективно независящие от деятельности учреждения. Например, изменила место дислокации воинская часть, и дети поменяли место жительства и образовательное учреждение. Или в результате эпидемии гриппа снизилась посещаемость детей в дошкольном образовательном учреждении.

Если порядком формирования заданий не предусмотрены возможные отклонения, то в случае необходимости возврата остатка субсидии в связи с невыполнением задания, должен быть определен порядок расчета этого остатка.

Так, в Московской области установлено, что в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов остаток субсидии на выполнение государственного задания автономными и бюджетными учреждениями Московской области в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания указанными учреждениями, подлежит возврату в бюджет Московской области. [ 5] В результате расчет возвращаемого остатки производится как произведение норматива стоимости услуги на объем не оказанных услуг.

Правительством Московской области установлено, что учреждение обязано возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в задании. Учреждению предоставлено право обращаться к учредителю с предложением об изменении размера субсидии в связи с изменением в государственном задании показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), т. е. с предложением об уменьшении показателей задания и размера субсидии. [ 6] Таким образом, учреждению предусмотрена возможность своевременно подстраховаться и скорректировать размер субсидии в соответствии с ожидаемым объемом предоставляемых услуг.

Однако, этот вариант достаточно рискован. Например, если в классе присутствую 23 человека, вместо 25 предусмотренных заданием, учреждение не сократит расходы на оплату труда учителя, не сократит расходы на отопление и освещение, осуществит расходы в соответствии с планом закупок. В этом случае правильным будет сделать вывод о том, что учреждение допустило неэффективное расходование средств, которое ревизоры зачастую называют ущербом бюджету. Может возникнуть ситуация, когда при сокращении объема субсидии, учреждение не сможет оплатить труд работников или рассчитаться по ранее заключенным договорам. Вот поэтому так необходимо устанавливать допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объемов и качества государственной услуги, в пределах которых государственное задание считается выполненным и размер субсидии не корректируется.

Анализ решений других субъектов РФ по рассматриваемому вопросу показывает разнообразность этих решений и способов расчета возвращаемого остатка.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос: за счет каких средств возвращать остаток субсидии?

Хорошо, если он есть у учреждения. А если нет? Возместить за счет средств субсидии текущего года? Есть риск предоставить некачественные услуги в текущем году.

Возможно возместить за счет доходов от платных услуг иной приносящей доход деятельности. А если и этих средств недостаточно? Может быть, предоставить возможность учреждению заработать средства за счет платных услуг, или принять меры к сокращению расходов за счет субсидии текущего года? Возможно. При этом надо предусмотреть гибкие сроки возврата. Все эти варианты должны быть предусмотрены в соответствующих нормативных правовых актах — законах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах.

В заключение необходимо сказать, что окончательное решение вопроса за субъектами Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований.

Примечания

  1. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
  2. Постановление Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 (ред. от 04.04.2016, с изм. от 17.05.2016) «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год».
  3. Письмо Минфина России от 5 февраля 2016 г. № 02-01-09/5870 «О расчете объема остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, связанного с его невыполнением».
  4. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (вместе с «Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания»).
  5. Статья 55 Закона Московской области от 03.12.2015 N 213/2015-ОЗ «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».
  6. п.2.3. Постановления Правительства МО от 28.12.2010 № 1212/60 (ред. от 06.02.2015) «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетным и автономным учреждениям Московской области».

Субсидия безвозвратна, но…

Читатели газеты «Время» продолжают задавать вопросы о субсидиях. Тем более что вокруг субсидий ходит много слухов.

Самый распространенный из них — субсидию придется возвращать в случае изменения количества зарегистрированных в квартире лиц и при продаже квартиры. Причину живучести таких устойчивых опасений видят в том, что в документах на оформление субсидии нет четкого указания на ее безвозвратность. Раньше такие указания имелись.
Во Фрунзенском районном управлении труда и социальной защиты корреспонденту «Времени» недвусмысленно ответили: «Субсидия — это безвозвратная адресная помощь. При ее назначении граждане не берут на себя обязательства по ее возвращению в случае продажи жилого дома или возврата субсидии наследниками в случае смерти заявителя. Получение субсидии не связано и не влечет за собой изменения формы собственности жилья.
Согласно постановлению №106 от 28.02.2015 года «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» доход семьи, который задекларирован в поданных документах, проверяется, и если после проверки окажется, что человек предоставил ложную (неточную) информацию, то субсидию будет необходимо вернуть в двойном размере. Поэтому неправильный расчет годового дохода может иметь те же неприятные последствия, что и заведомый обман.
Когда вы заполняете документы на субсидию, внизу написано: вы несете ответственность и обязуетесь информировать, если произошли какие-то изменения в семье. Право на получение субсидии меняется от количества зарегистрированных в квартире. Если вы продаете квартиру, люди снимаются с регистрации. Меняется хозяин, меняется и состав семьи, и лицевые счета. Тогда, а также в случае смерти или выписки жильца, вам дается месяц, чтобы сообщить об этом в управление социальной защиты населения по месту регистрации. Кроме этого, ничего делать не нужно. Возвращать выплаченную субсидию вы не должны.
Это обстоятельство принципиально отличает субсидию от займов, кредитов и других видов договорных обязательств, когда человек должен возвращать полученные на определенных условиях средства. Получение субсидии не влечет за собой изменения формы собственности жилья».
Председатель экспертного совета Гильдии риэлторов Украины Сергей Шкилев подчеркивает, что при сделках купли-продажи жилых помещений вопрос, начислена ли субсидия, не имеет значения. «Субсидия безвозвратна, и ее наличие или отсутствие риэлтора не касается. Никто ее не должен возвращать. После сделки покупатель самостоятельно решает вопрос о ее прекращении или назначении заново».
Сергей Чепижный.

На днях украинские СМИ облетела информация о том, что изменились правила оплаты за электроэнергию.

В частности, планируется повысить на 42% тариф на холодную воду

Еще по теме:

  • Борис законе Борис законе Красиловский Борис Михайлович родился 20 февраля 1952 года в Душанбе. 30 июня 1995 года задержан в Москве, аэропорт «Домодедово». В 1996 году суд г. Душанбе вынес постановление. 08.07.1997 года у дома 12 корп.1 по ул. Б.Черкизовская двумя неизвестными преступниками была […]
  • Следственный комитет по дфо Руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю Решетников Петр Геннадьевич Родился в 1969 году в Свердловской области. С 1990 года по 1995 обучался в Уральской государственной юридической академии. С 1993 года работал в органах […]
  • Проигравший гражданский суд Возмещение судебных расходов При обращении в суд в качестве ответчика или истца всегда возникают определенные расходы, связанные с самим процессом: затраты на юридические услуги, транспортные расходы, оплата няни для ребенка и т. д.. Законодательством в связи с этими обстоятельствами […]
  • Образец заполнения заявления на возврат ндфл при покупке квартиры Заявление на возврат НДФЛ при покупке квартиры Актуально на: 14 февраля 2017 г. ​Образец заявления на возврат НДФЛ Мы рассказывали в отдельной консультации о перечне документов, представляемых в налоговую инспекцию при использовании имущественного налогового вычета. О заявлении на […]
  • Приказ на инвентаризацию с контрагентами образец Приказ о проведении инвентаризации (бланк и образец) Обновление: 9 февраля 2017 г. ​Бланк приказа о проведении инвентаризации Кроме случаев обязательной инвентаризации, организации самостоятельно определяют события, требующие проведения сличительной проверки, ее время и правила. Каждая […]
  • Передача автомобиля без страховки Чем грозит передача управления лицу, не вписанному в страховку? Всего есть несколько вариантов того, как могут развиваться события в плане страховки авто: передача управления лицу, не вписанному в страховку, совершается под присмотром и с согласия собственника автомобиля или же водитель […]
  • Детское пособие в 2018 году до 14 лет Детские пособия после трех лет в 2018 году Пособия на ребенка от государства являются хорошей финансовой поддержкой для семей с неблагоприятным материальным положением. Размер пособия определяется возрастом детей, а также состоянием их здоровья. Кроме того, предусмотрены дополнительные […]
  • Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов 2018 образец Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября […]