Основные логические законы применение логических законов и правил

Содержание страницы:

Основные логические законы применение логических законов и правил

1. Понятие логических законов

Законы логики известны еще с античных времен – закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Все они были открыты Аристотелем. Закон достаточного основания был открыт Лейбницем. Они имеют большое значение для науки, являются столпами логики, ибо без этих законов логика немыслима.

Логические законы – это объективно существующие и необходимо применяемые правила построения логического мышления.

Как и любые законы окружающего мира, открытые в рамках науки (например, естественной), законы логики объективны. От законов юриспруденции логические законы отличаются тем, что их нельзя отменить или изменить. Таким образом, они характеризуются постоянством. Можно сравнить законы логики, например, с законом всемирного тяготения. Он существует независимо от чьей-либо воли. Поэтому логические законы едины для всех. Однако, несмотря на наличие общих черт с законами природы, логические законы имеют свою специфику. Законы логики есть законы правильного мышления, но не окружающего мира.

Как уже было сказано выше, законы логики представляют собой своеобразный фундамент науки логики. Все, что есть в ней, основано на этих основополагающих правилах. Иногда их называют еще принципами, а их применение распространено повсеместно. Сознательно или бессознательно, но каждый человек в повседневной жизни – на работе, отдыхе, в магазине или на улице применяет логические законы на практике. Иногда высказывания, случайно или намеренно, не подчиняются логическим законам. Чаще всего это сразу заметно и, как говорится, «бросается в глаза». Поэтому многие люди и говорят о бесполезности логики как науки – ведь всегда понятно, когда человек строит свое суждение неверно. Однако не стоит забывать, что, помимо повседневной жизни, где достаточно логики обывательской, есть наука, которая характеризуется более высоким уровнем познания. Именно здесь и необходима точность, правильность мышления. То, что можно простить в простом разговоре, недопустимо в научной дискуссии. И по этому поводу не должно быть никаких сомнений. Достаточно на минутку представить себе проектировщика атомных электростанций, который на глаз рисует схемы, и важность логических законов становится очевидной.

Логика — доступно для всех

Основные законы логики: их содержание и применение.

Закон мышления, или логический закон, — это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Основными законами являются законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Их принято называть основными формально-логическими законами.

1. Закон тождества – делает мышление определённым.

«Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе». Это означает, что любое понятие, суждение, мысль должны иметь одно содержание на всём протяжении мысли.

2. Закон непротиворечия. Два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них ложно.

Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений — и противоположных и противоречащих. Противоположными или контрарными суждениями называются такие, в одном из которых что-либо утверждается, в другом то же самое отрицается о каждом предмете некоторого множества. Эти суждения не могут быть одновременно истинными. Но такие суждения могут быть одновременно ложными.

Противоречащими или котрадикторными являются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом отрицается (утверждается) о некоторой части этого множества. Такие утверждения не могут быть ни истинными ни ложными одновременно; если одно истинно, другое ложно, и наоборот.

3. Закон исключённого третьего. Он уточняет закон непротиворечия и действует в противоречивых суждениях.

«Из двух противоречивых суждений одно истинно, другое ложно. А третьего не дано». Т.е. из двух отрицающих суждений одно непременно истинно.

4. Закон достаточного основания запрещает что-либо принимать на веру.

«Всякая мысль истина, если имеет достаточное основание». Мысль признаётся истинной, если она достаточно обоснована. Только истинную мысль можно обосновать.

В качестве обоснования используют: А) Личный опыт человека; Б) Общечеловеческий опыт (законы науки, теории, аксиомы и т.д.)

5. Логика и другие науки о мышлении. Место и значение логики в процессе познания.

Логику обычно определяют как науку о правильном мышлении. Мышление имеет
различные аспекты, чем и обусловлено наличие ряда наук, изучающих его. Ряд важных проблем, в том числе сущность мышления, его генезис и отношение к материальному миру, а также его познавательные возможности изучает философия. Физиология, в свою очередь, интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды, чувств. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования человеческого мышления. Свою специфическую сторону мышления изучает логика. Логика — это наука о формах и приемах познания на ступени абстрактного мышления, о законах, которые составляют основу правильных методов, и языке как средстве познания. Когда говорят, что логика изучает приемы и методы познавательнойдеятельности, имеют в виду действия именно логического характера, т.е.такие приемы и

методы познания, которые не связаны со специфическим
содержанием тех или иных наук. Каждая из конкретных наук имеет в качестве предмета исследования ту или иную область природы или общественной жизни, логика же изучает то, каким образом осуществляется мыслительно-познавательная деятельность в различных науках. Наряду с исследованием законов и форм, выводов и доказательств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структуры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними. Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. Описание и объяснение мыслительных процедур с точки зрения логики направлено, в первую очередь, на выработку определенных требований, норм и правил, предъявляемых к мыслительным процедурам. Логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических
познавательных средств. Логика справедливо трактуется как некоторая грамматика мышления.

ЛЕКЦИЯ № 14 Логические законы

1. Понятие логических законов

Законы логики известны еще с античных времен — закон тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Все они были открыты Аристотелем. Закон достаточного основания был открыт Лейбницем. Они имеют большое значение для науки, являются столпами логики, ибо без этих законов логика немыслима.

Логические законы — это объективно существующие и необходимо применяемые правила построения логического мышления.

Как и любые законы окружающего мира, открытые в рамках науки (например, естественной), законы логики объективны. От законов юриспруденции логические законы отличаются тем, что их нельзя отменить или изменить. Таким образом, они характеризуются постоянством. Можно сравнить законы логики, например, с законом всемирного тяготения. Он существует независимо от чьей-либо воли. Поэтому логические законы едины для всех. Однако, несмотря на наличие общих черт с законами природы, логические законы имеют свою специфику. Законы логики есть законы правильного мышления, но не окружающего мира.

Как уже было сказано выше, законы логики представляют собой своеобразный фундамент науки логики. Все, что есть в ней, основано на этих основополагающих правилах. Иногда их называют еще принципами, а их применение распространено повсеместно. Сознательно или бессознательно, но каждый человек в повседневной жизни — на работе, отдыхе, в магазине или на улице применяет логические законы на практике. Иногда высказывания, случайно или намеренно, не подчиняются логическим законам. Чаще всего это сразу заметно и, как говорится, «бросается в глаза». Поэтому многие люди и говорят о бесполезности логики как науки — ведь всегда понятно, когда человек строит свое суждение неверно. Однако не стоит забывать, что, помимо повседневной жизни, где достаточно логики обывательской, есть наука, которая характеризуется более высоким уровнем познания. Именно здесь и необходима точность, правильность мышления. То, что можно простить в простом разговоре, недопустимо в научной дискуссии. И по этому поводу не должно быть никаких сомнений. Достаточно на минутку представить себе проектировщика атомных электростанций, который на глаз рисует схемы, и важность логических законов становится очевидной.

Похожие главы из других книг

ЛЕКЦИЯ № 23 Софизмы. Логические парадоксы

ЛЕКЦИЯ № 23 Софизмы. Логические парадоксы 1. Софизмы. Понятие, примеры Раскрывая данный вопрос, необходимо сказать, что любой софизм является ошибкой. В логике выделяют также паралогизмы. Отличие этих двух видов ошибок состоит в том, что первая (софизм) допущена умышленно,

А. Логические формы мыслей

А. Логические формы мыслей 1. Что такое логическая форма Каким же образом логика может выполнить свою задачу? Как она может установить общие условия правильности всех мыслей? Ведь мыслей существует бесчисленное множество, и они очень разнообразны: мысли о музыке, о дне

b. Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законы

b. Наблюдение самосознания в его чистоте и в его отношении к внешней действительности; логические и психологические законы Наблюдение природы находит понятие реализованным в неорганической природе, находит законы, моменты которых суть вещи, которые в то же время

ЛОГИЧЕСКИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

ЛОГИЧЕСКИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Подавляющее большинство рассуждений, претендующих на то, чтобы считаться логичными, таковыми на самом деле не являются. Они являются псевдологичными, логичнообразными или в лучшем случае лишь частично логичными. Логичными являются рассуждения

Глава XIX. ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЛОГИЧЕСКИЕ ТАВТОЛОГИИ

ЛОГИЧЕСКИЕ ТАВТОЛОГИИ В обычном языке слово «тавтология» означает повторение того, что уже было сказано; «Жизнь есть жизнь» или «Не повезет так не повезет».Тавтологии бессодержательны и пусты, они не несут никакой информации. От них стремятся избавиться как от ненужного

§ 1. Логические ошибки

§ 1. Логические ошибки Обычно каждый учебник по логике содержит главу, посвященную ошибкам в рассуждении. В целом данные ошибки классифицируются следующим образом: А) чисто логические, или формальные, В) полулогические, или вербальные, С) материальные.A. Формальные

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ «. Практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом». В. И. Ленин «Свои способности человек может узнать, только шлифуя их».

Логические модальности

§ 6. Логические операции с понятиями

§ 6. Логические операции с понятиями Основными логическими операциями с понятиями являются: обобщение и ограничение понятий, их определение и деле­ние. В основе данных операций лежат родо-видовые отношения между понятиями.Логические операции обобщения и ограничения

Глава 8 ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Глава 8 ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Мышление как отражение объективного ми­ра в сознании человека протекает не хаотично, не стихийно, а закономерно. Это означает, что мысли находятся в объективной закономерной связи между собой. Логическая правильность

4. Логические операции с теориями

4. Логические операции с теориями По аналогии с понятиями и суждениями, — только, разумеется, тоже в более высоком смысле, — можно говорить о логических операциях с теориями. И здесь налицо определенное сходство.Прежде всего следует выделить логические операции

Глава I. Основные формально-логические законы

Глава I. Основные формально-логические законы Основными в формальной логике считаются четыре закона — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они освящены многовековой традицией логической науки и играют важную роль в любом, в том числе

Глава I. Основные формально-логические законы

Глава I. Основные формально-логические законы Помните, что за значками и буквами ее сложных формул стоят великие логические законы, которым подчиняется все, что совершается в мире. И. Петрянов 1. Логический закон как форма связи между мыслями 1. С действием каких основных

Первая лекция, или же лекция в воскресенье Misericordias об искусстве стилистов

Третья лекция, или же лекция в воскресенье Cantate о поэтической поэзии

Третья лекция, или же лекция в воскресенье Cantate о поэтической поэзии Я прождал битый час, прежде чем начать, тем более что не было ни одного слушателя. Наконец, когда я решил не ждать больше, появился один, — то был тот самый незнакомый мне юноша; обрадовавшись, я,

Законы логики

Законы логики (или логические законы) — это общее название множества законов, образующих основу логической дедукции (см. Дедукция). Понятие о логическом законе восходит к античному понятию о логосе (см. Логос) как о предпосылке объективной («природной») правильности рассуждений. Поскольку логика (см. Логика) изучает характер связи мыслей в процессе рассуждения, существуют определённые формальные и содержательные правила, следование которым обязательно. Различные по своей структуре и степени сложности рассуждения подчиняются разным правилам. Среди них можно выделить основные и производные: основные правила имеют более общий характер, производные — выводятся из основных. Наряду с этим существует такой тип правил логики, которые можно назвать всеобщими. Обычно такие правила называют законами мышления. Под законом вообще имеют в виду внутреннюю, необходимую и существенную связь явлений. Законы мышления представляют собой операциональные директивы мышления. Их происхождение обусловлено рациональной активностью субъекта. Выраженная в правилах, нормах, рекомендациях, целесообразная активность находит своё воплощение в принципах, имеющих всеобщий характер. В отличие от законов естествознания, которые описывают связь явлений природы, многократно повторяемую в идентичных условиях, законы мышления предписывают определённые способы интеллектуальной деятельности. Цель законов логики — сформулировать основания правил и рекомендаций, следуя которым можно достичь истины. Поэтому законы мышления не являются законами в том смысле, в котором указанный термин используется для описаний явлений природы. Таким образом, законы логики представляют собой законы правильного мышления человека о мире, а не законы самого мира.

Правила мышления впервые получают логическое содержание у Аристотеля, положившего начало систематическому описанию и каталогизации таких схем логических связей элементарных высказываний в сложные, истинность которых вытекает из одной только их формы, а точнее — из одного только понимания смысла логических связей, безотносительно к истинностному значению элементарных высказываний. Большинство логических законов, открытых Аристотелем, представляют собой законы силлогизма. Позже были открыты и другие законы, и даже было установлено, что совокупность законов логики бесконечна. В некотором смысле рассмотреть эту совокупность удаётся с помощью различных формальных теорий логического рассуждения — так называемых логических исчислений, в которых интуитивное понятие «логический закон» реализуется в точном понятии «общезначимой формулы» данного исчисления, что, в свою очередь, делает понятие «логический закон» относительным. Однако типом логического исчисления полагаются одновременно и границы этой относительности. При этом тип исчисления, как правило, не является делом произвольного выбора, а диктуется (или подсказывается) «логикой вещей», о которых хотят рассуждать, а также нашей субъективной уверенностью в том или ином характере этой логики. Исчисления, основанные на одной и той же гипотезе о характере «логики вещей», являются эквивалентными в том смысле, что в них каталогизируются одни и те же логические законы. Например, исчисления, основанные на гипотезе двузначности, несмотря на всё их внешнее разнообразие, описывают одну и ту же область классических законов логики — мир тождественных истин (или тавтологий), издавна получивших философскую характеристику «вечных истин» или «истин во всех возможных мирах» (см. Возможные миры). Логикой вещей, отражением которой исторически явились логические законы так называемой интуиционистской логики, является логика умственных математических построений — «логика знания», а не «логика бытия».

Логические законы отличаются от логических правил вывода. Первые представляют класс общезначимых выражений и формулируются в объектном языке исчисления. Вторые служат для описания фактов логического следования (см. Логическое следование) одних выражений из других, не обязательно общезначимых, и формулируются в метаязыке исчисления. В отличие от законов логики, правила вывода имеют вид предписаний и носят, по существу, нормативный характер. При построении исчислений без правил вывода обойтись нельзя, а без законов логики, в принципе, можно (именно так и поступают в исчислениях естественного вывода). Тем не менее, изучение логических законов образует естественный исходный пункт логического анализа приемлемых (логически правильных) способов рассуждений (умозаключений), поскольку понятие «приемлемое» или «логически правильное» рассуждение уточняется через понятие «логический закон».

В традиционной формальной логике термин «закон логики» имел узкий смысл и применялся только к четырём так называемым основополагающим законам правильного мышления — к закону тождества, закону непротиворечия, к закону исключённого третьего и к закону достаточного основания:

  1. Закон тождества. В процессе умозаключения всякое высказывание и суждение должны оставаться тождественными самим себе (см. Закон тождества).
  2. Закон непротиворечия. Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении (см. Закон непротиворечия).
  3. Закон исключённого третьего. Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано (см. Закон исключённого третьего).
  4. Закон достаточного основания. Никакое суждение не может утверждаться без достаточного основания (см. Закон достаточного основания).

Указанная «канонизация» термина «закон логики» в настоящее время является данью традиции и не отвечает действительному положению вещей. Тем не менее, эти законы можно принять в методологическом смысле как определённые принципы (или постулаты) теоретического мышления, так как они являются наиболее общими и используются при оперировании понятиями и суждениями, в умозаключениях, доказательствах и опровержениях, и поэтому присутствуют практически во всех логических системах.

В этом смысле закон тождества (lex identitatis) истолковывается как принцип постоянства или принцип сохранности предметного и смыслового значений суждений (высказываний) в некотором заведомо известном или подразумеваемом контексте (в выводе, доказательстве, теории). В языке логических исчислений указанная сохранность обычно выражается формулой AA. Принятие закона тождества для суждения A не означает, вообще говоря, принятия самого A. Но если A принято, то закон тождества принимается с необходимостью для исчислений с общезначимой формулой A ⊃ (AA). Для исчислений, включающих отрицание, это сведение абстракции постоянства суждения к принятию самого суждения имеет форму закона: (A ⊃ ¬ (AA) ⊃ ¬ A), то есть если при допущении суждения для него отрицается закон тождества, то тем самым отрицается и само это суждение.

Закон непротиворечия (lex contradictionis) указывает на недопустимость одновременного утверждения (в рассуждении, в тексте или теории) двух суждений, из которых одно является логическим отрицанием другого, то есть суждений вида A и ¬ A или их конъюнкции, или эквиваленции, или — в более широком смысле — утверждений о тождестве заведомо различных объектов, поскольку обычно правила логики таковы, что позволяют из противоречия выводить произвольные суждения, что обесценивает содержательный смысл умозаключений или теорий. Наличие противоречия в рассуждении (теории) создаёт парадоксальную ситуацию и нередко указывает на несовместимость посылок, положенных в основу рассуждения (теории). Этим обстоятельством часто пользуются в косвенных доказательствах.

Закон исключённого третьего (lex exclusii tertii) на логическом языке записывается формулой A ⌵ ¬ A и утверждает, что нет ничего среднего (промежуточной оценки) между членами противоречивой пары (отсюда другое латинское название этого закона — tertium non datur). В методологическом плане этот закон выражает конструктивно неоправданную идею о разрешимости (потенциально осуществимом указании на истинность или ложность) произвольного суждения. В отличие от формулы, соответствующей закону противоречия, формула, соответствующая закону исключённого третьего, не выводима в интуиционистских и конструктивных исчислениях, хотя и неопровержима в них. Дихотомия установленных истины и лжи неоспорима, но дихотомия утверждения и отрицания оспаривалась неоднократно. Наиболее последовательную критику закона исключённого третьего дал Л. Э. Я. Брауэр. В свете его критики этот закон следует рассматривать только как принцип (или постулат) классической логики.

Закон достаточного основания (lex rationis determinatis seu sufficientis) выражает методологическое требование обоснованности всякого знания, всякого суждения, которое мы хотели бы принять за отображение истинного (действительного) положения вещей. В этом смысле он применим не только к выводному знанию (в частности, к аксиомам и постулатам научных теорий), но и ко всей области фактических истин, не имеющих отношения к формальной логике. Не случайно Г. В. Лейбниц, который ввёл этот принцип в научный обиход, относил его в первую очередь не к логике, а ко всем событиям, которые случаются в мире.

В приложениях логических законов к конкретным ситуациям с особой наглядностью обнаруживается их общая черта: все они представляют собой тавтологии и не несут содержательной, «предметной» информации. Это — общие схемы, отличительная особенность которых в том, что, подставляя в них любые конкретные высказывания (как истинные, так и ложные), мы обязательно получим истинное выражение. Указанные законы мышления имеют в логике такое же значение, какое в математике имеют аксиомы (см. Аксиома) или постулаты и обладают таким же формальным характером, как и формулы алгебры: в последних не говорится о том, по отношению к каким числовым значениям они выполняются, а законы мышления не содержат в себе содержательных характеристик, то есть не квалифицируют то, что именно должно или не должно отождествляться, что именно и чему должно или не должно противоречить, и так далее. Именно в этом и заключается их обобщающий характер как операциональных директив правильного мышления и рассуждения.

Основные логические законы применение логических законов и правил

Современные условия общественного развития определили новые ориентиры высшего профессионального образования. Система высшего образования России, сохраняя лучшие национальные традиции, приводится в соответствие с мировыми стандартами. Принятие системы ступеней высшего образования, сопоставимой с европейским образованием, предусматривает подготовку бакалавров и магистров во всех образовательных областях высшего образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности. В рамках единой двухлетней программы подготовки магистров четырехлетняя программа подготовки бакалавров содержит необходимый минимум фундаментальных и общепрофессиональных дисциплин, создает предпосылки для достижения магистерского уровня образованности в соответствующем образовательном направлении. Уровень бакалавриата предполагает изучение общих математических и естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, дисциплин направления, а также специальных, формирующих начала специализации и выработки навыков выполнения научно-исследовательских работ, которые углубляются в магистратуре. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.

Магистр – это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет практический опыт их применения для решения профессиональных проблем в области, определяемой направлением и программой подготовки.

В соответствии с ФГОС ВПО магистерская программа включает в себя две составные части – образовательную и научно-исследовательскую [7].

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду профессиональной деятельности, на который ориентирована программа магистратуры.

В области научно-исследовательской деятельности – это компетенции:

– способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

– готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6) [7].

Содержание научно-исследовательской работы магистранта определяется индивидуальным планом.

Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также объем научных исследований, установленный в соответствии с индивидуальным планом работы, и прошедший все виды практик, допускается к итоговой аттестации. Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР), а также государственный экзамен (ГЭ). Требования к ВКР устанавливаются решением ученого совета вуза. ВКР в соответствии с основной образовательной программой магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации (МД). Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную, логически завершенную ВКР, связанную с решением задач направления подготовки.

«Магистерская диссертация представляет собой ВКР научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема – быть актуальной» [4, с. 14].

С одной стороны, МД должна обладать, основным признаком, который присущ любым диссертационным работам: диссертация – это научно-исследовательская работа, интегративным показателем качества которой принято считать соответствие всех структурных и содержательных составляющих определенным методологическим характеристикам, определяющим вектор и стратегию планируемой работы и составляющим методологический каркас исследования [1].

С другой стороны, МД должна представлять собой новый и специфический вид квалификационной работы. С учетом того, что магистерская подготовка – это, по сути, лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последующей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в вузе, не может считаться научным произведением, поскольку степень магистра – это не ученая степень, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпускника вуза и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику. МД, хотя и является самостоятельным научным исследованием, все же относится к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений, а ее научный уровень соответствует программе обучения. Выполнение такой работы не ставит задачу решения научных проблем, а служит свидетельством того, что ее автор овладел компетенциями, позволяющими самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

Программа академической магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» ориентирована на научно-исследовательский и педагогический вид профессиональной деятельности, а МД относится к педагогическим исследованиям.

Педагогические исследования, представляя собой особую форму освоения духовного мира, отличаются, например, от исследований в точных науках.

А.Ф. Лосев отмечает, что чистая наука есть «система логических и числовых закономерностей» [5]. Соглашаясь с данным утверждением, отметим, что текст магистерской диссертации, как текст любой научной работы, должен отличаться своей логичностью, а конструирование методологического аппарата исследования должно опираться на логические законы и правила [2].

Знание законов логики упрощает и облегчает анализ изучаемых явлений и фактов, придает исследователю уверенность в справедливости его научной позиции.

В научном тексте МД используются понятия и суждения, а потому именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «магистрант», «учитель», «учебный процесс». Всякое понятие имеет содержание и объем, содержанием понятия называется совокупность всех взаимосвязанных существенных свойств объекта, а объемом – класс обобщаемых в нем объектов. Одной из задач исследования в МД часто является задача обоснования понятийного аппарата исследования или уточнения какого-либо научного понятия. Определение (или дефиниция) понятия раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. Определение понятий подчиняется определенным логическим правилам. Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тексте – подмену понятий. Подмена понятий может быть неосознанной или преднамеренной и случается, когда либо определяющее понятие шире определяемого понятия («игра – это форма проявления активности личности» или «дидактика – это отрасль педагогики»), либо когда определяющее понятие уже определяемого понятия («логопедия – это наука, изучающая недостатки речи»). Определение должно быть четким, ясным и не допускать двусмысленностей. Не допускается подмена определений метафорами, сравнениями («повторение – это мать учения»). Наряду с точным определением в науке и при обучении правомерно использовать и другие способы введения понятий: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение.

Суждение – это следующая смысловая единица, которая должна удовлетворять требованию определенности при конструировании методологического аппарата магистерского исследования. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. В традиционной логике суждение может быть либо истинным, либо ложным. Все позиции автора МД должны опираться на теоретические положения (суждения) педагогики, истинность которых научно установлена, причем истина всегда конкретна, то есть зависит от условий существования того или иного педагогического явления, от определенных условий места и времени того или иного события. Суждения, независимые от условий, называют категорическими («студент, успешно завершивший курс обучения в вузе, получает диплом о высшем образовании»), в противном случае суждение называется модальным («выпускник средней школы является абитуриентом»). В тексте МД суждения представляются в виде повествовательных предложений.

Логические ошибки, допускаемые авторами при написании МД, сводятся в конечном счете к нарушению требований того или иного логического закона. В логике существует бесчисленное множество законов, однако исторически из этого множества были выделены четыре, которые по традиции рассматриваются как основополагающие законы формальной логики. Законы: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания – лежат в основе различных логических операций с понятиями, суждениями и используются в ходе конструирования методологического аппарата магистерской диссертации.

Формулировка закона тождества: «В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе» означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим [6]. Недопустимо тождественные мысли выдавать за различные мысли, а различные мысли – за тождественные мысли (к примеру, понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» нельзя выдавать за различные понятия, а понятия «учебная задача» и «учебная проблема» – за тождественные понятия). Иными словами, в процессе написания МД всякое понятие и суждение не должно менять своего содержания на протяжении всей исследовательской работы.

Познавательное значение закона тождества состоит в применении на основе этого закона абстракции покоя, обозначающего неизменность педагогической действительности в процессе его познания.

Формулировка закона противоречия «Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении» утверждает качественную определенность понятий и суждений, относительную устойчивость их свойств [6]. Утверждать, что какое-либо суждение истинно вместе с его отрицанием, значит утверждать заведомую ложь. Сознательное использование этого закона для научной работы помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснении фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение к неточностям научной информации.

Закон противоречия обычно используется в доказательствах: если установлено, что одно из противоположных суждений истинно, то отсюда вытекает, что другое суждение ложно. Уличение в противоречивости является сильнейшим аргументом против любых утверждений.

Однако закон противоречия не действует, если в педагогических исследованиях явления рассматриваются в разное время, или в разном отношении. Например, в ситуациях: «умение решать задачи проверялось для одних и тех же учеников в начале учебного года и в конце учебного года»; «учениками 4 класса учебный материал по математике усвоен на высоком уровне», «ученики 4 класса не достигли высоких результатов в олимпиаде по математике» – закон противоречия не применим.

В научной работе нельзя игнорировать и требование закона исключенного третьего, который утверждает, что из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано [6].

Противоречащими являются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете. В другом то же самое об этом же предмете отрицается, поэтому они не могут быть оба истинными или оба ложными, одно из них истинно, а другое ложно. Такие суждения являются отрицающими друг друга. Закон требует в процессе рассуждения с отрицающими суждениями доводить дело до определенного утверждения или отрицания, в этом случае истинным оказывается одно из двух отрицающих друг друга суждений.

В педагогическом исследовании закон исключенного третьего помогает сделать четкий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив, требует соблюдения последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий. К примеру, если гипотеза исследования не подтвердилась (суждение признано истинным), то другое (гипотеза исследования подтвердилась) необходимо признать ложным и не искать третье, несуществующее суждение, так как третьего не дано.

Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, имеющий следующую формулировку: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной [6].

Соблюдение этого закона означает, что для каждого доказываемого суждения должно быть представлено его доказательство [3].

Речь идет о необходимости обоснования истинных мыслей и проявляется в том, что все позиции автора МД опираются на теоретические положения, истинность которых уже доказана, (напомним, что в математической логике суждение, в котором из истинного суждения следует ложное суждение, является ложным).

В МД в качестве достаточного основания (аргументов) для подтверждения истинной мысли используются другие (истинные) суждения, в педагогической науке это могут быть: теория и законы науки, цифровой и статистический материал, полученный экспериментальным путем. Педагогические исследования не просто описывают научные факты, в них требуется проведение всестороннего и многомерного анализа социальных и психолого-педагогических явлений, изучение педагогических ситуаций, причин их появления и для установления истинности каждого пункта гипотезы достаточным основанием является решение одной конкретной исследовательской задачи, описанию которой посвящен соответствующий параграф диссертации, из этого параграфа выводится положение, выносимое на защиту. «В идеале структурная связка выглядит следующим образом: «один пункт гипотезы – одна исследовательская задача – один параграф диссертации – одно положение, выносимое на защиту» [1, с. 101].

Знание законов логики поможет магистранту правильно выстроить не только методологический аппарат работы, но и следовать принципам правильного рассуждения в ходе доказательства истинных суждений в содержании самой работы, а при оформлении диссертации позволит избежать всевозможных нестыковок. Такими нестыковками могут быть: отсутствие связи между поставленными задачами и содержанием работы, замена аналитического обзора современного состояния и степени разработанности темы исследования лишь констатацией фактов, изложение затронутых вопросов теории вместо их научных объяснений. Безусловно, магистранту для написания качественной диссертации потребуется совокупность логических умений для осуществления библиографического поиска и работы с интернет-ресурсами, для отыскания оптимального сочетания теоретических и практических методов исследовательской деятельности, обработки и грамотной интерпретации полученных экспериментальных результатов.

Еще по теме:

  • Бухпроводки по претензиям Учет расчетов по претензиям на счете 76.2 (с примерами) 76 счет бухгалтерского учета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» имеет несколько субсчетов, на каждом из которых происходит учет определенных операций. На субсчете 1 учитывается имущественное и личное страхование, подробно […]
  • Как лечиться по страховке Лечение зубов по страховке. Лечебная стоматология по страхованию Лечение зубов по страховке Сейчас в России набирает темпы программа по добровольному медицинскому страхованию, в которое, ко всему прочему, входит и оказание населению стоматологических услуг, а именно- лечение зубов по […]
  • Кимовск нотариус Нотариусы Тульской области Нотариусы Тулы Нотариусы в области г.Новомосковск, ул.Московская, д.11 Заокский р-н, п. Заокский, ул. Ленина, д. 58 г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 2а пос. Плеханово, ул. Заводская, 15 г.Богородицк, ул.Урицкого, 30 г.Венев, м/р-н "Южный", д.47 […]
  • Требования к пожарным насосам на судах Правило 4. Пожарные насосы, пожарные магистрали, краны и рукава 7 Пожарные рукава 7.1 Пожарные рукава должны изготавливаться из одобренного Администрацией износостойкого материала, а их длина должна быть достаточной для подачи струи воды в любое из помещений, в которых может […]
  • Возврат за садик соцзащита Компенсация за детский сад. Сумма компенсации за первого, второго, третьего и последующих детей в 2018 году Посещение детского сада в наше время – платное удовольствие. Иногда родителям сложно оплачивать посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, однако это необходимая […]
  • Штрафы гибдд без света Штраф за езду без дневных ходовых огней Правилами дорожного движения запрещена эксплуатация транспортного средства при негорящих или отсутствующих осветительных приборах. Данный запрет также распространяется на невключенные габаритные огни, расположенные сзади. При условии идентификации […]
  • Помощник юриста чита вакансии Помощник юриста Прямой работодатель "ВТБ 24" ищет работника на вакантное место в своей организации на должность "Помощник юриста". Реклама для Вас: Реклама для Вас: Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: не требуется. Тип занятости на вакантном месте […]
  • Субсидия на коммуналку для пенсионеров Как пенсионеру получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг? Чтобы уменьшить расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, многие пенсионеры, как, впрочем, и работающие россияне, вправе подать заявление в органы социальной защиты о назначении субсидий. Кто имеет право на […]