Камеры наблюдения законы

Видеонаблюдение: юридические аспекты

Установка системы видеонаблюдения и ее использование является весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка на предприятии, помогает пресекать противоправные действия сотрудников и посетителей. Тем не менее применение такой системы может нести в себе определенные риски.

В действующем российском законодательстве нет самостоятельного нормативного акта, регулирующего деятельность по организации и осуществлению видеонаблюдения. Регулирования, касающиеся различных отдельных правовых аспектов видеонаблюдения, содержатся фрагментарно в кодифицированных актах РФ (ГК, ТК, КоАП), а также в специальных законодательных актах:

• Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — «Закон о персональных данных»);
• Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
• и др.

Настоящая статья анализирует основные законодательные требования к осуществлению видеонаблюдения и возможность применения санкций за их несоблюдение.

В качестве базовых — и с точки зрения нормативного регулирования принципиально разных — вариантов осуществления видеонаблюдения следует рассматривать видеонаблюдение, с одной стороны, в местах общего доступа и, с другой стороны, в помещениях с ограниченным доступом.

В рамках настоящей статьи под видеонаблюдением будет пониматься:

1. непосредственное осуществление видеонаблюдения посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объектах и помещениях; а также
2. запись полученного изображения и его хранение для последующего использования.

Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа

Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа предполагает, что появление любого физического лица или объекта может быть зафиксировано системой видеонаблюдения.

Следовательно, заранее определить круг лиц, которые могут попасть в зону видеонаблюдения (в отличие от наблюдения за помещениями с ограниченным доступом), невозможно. Таким образом, в поле обзора видеокамер работодателя могут оказаться как работники, так и иные лица. То есть мы в данном случае не можем говорить о видеонаблюдении как о направленном на конкретного индивида действии.

Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает правовую охрану изображения гражданина как нематериального блага. Соответственно, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением. Тем не менее указанной статьей ГК предусмотрены изъятия из общего запрета — например, когда видеосъемка производится в местах, открытых для общего доступа. Таким образом, можно заключить, что если видеонаблюдение осуществляется в таких местах, как, например, общие коридоры, холлы, торговые залы, гостевые парковки, у граждан не возникает права на запрет получения своего изображения, как это предусмотрено положениями ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ.

Как правило, в указанных зонах видеонаблюдение осуществляется с целью документальной фиксации возможных противоправных действий, которые могут нанести вред имуществу. Предполагается, что в случае необходимости материалы видеозаписей, полученных камерами видеонаблюдения, будут использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве:

1. для доказывания факта совершения противоправного действия; а также
2. для установления личности лица, совершившего соответствующее противоправное действие.

Однако, как следует из ч. 2 ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ, допустимыми судом признаются лишь доказательства, отвечающие, в частности, критерию законности.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, данные, позволяющие осуществить идентификацию лица, считаются персональными.

Соответственно, к таким данным применяются специальные требования, соблюдение которых обязательно изначально при осуществлении видеонаблюдения.

Часть 1 статьи 22 закона «О персональных данных» среди общих требований к обработке персональных данных устанавливает необходимость предварительного уведомления Федерального агентства по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи —например, обработка персональных данных в рамках трудовых отношений и т. д.

Таким образом, прежде чем приступать к установке системы видеонаблюдения и предполагая использовать ее для получения доказательств совершения неправомерных действий, работодателю необходимо уведомить Роскомнадзор. Форма такого уведомления введена приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706. Роскомнадзор вносит указанные в уведомлении сведения в реестр операторов, который является общедоступным.

Информация, полученная с камер системы видеонаблюдения в отсутствие предварительного уведомления Роскомнадзора, не будет иметь юридической силы по смыслу ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ.

Принимая в качестве общего правила, что система видеонаблюдения устанавливается и эксплуатируется организацией самостоятельно, тем не менее, отмечаем распространенную практику, когда осуществление видеонаблюдения поручается стороннему охранному предприятию.

В таких случаях обязательно уведомление посетителей о том, что в помещениях производится видеонаблюдение в силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Для выполнения такого требования достаточно установить хорошо читаемые таблички в наиболее доступных для посетителей местах. Каких-либо дополнительных специальных требований к содержанию либо формату таких табличек действующее законодательство не устанавливает.

Видеонаблюдение в зонах, закрытых для свободного доступа (Вход только для сотрудников)

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, позволяющая, прямо или косвенно идентифицировать конкретное лицо. Статья 85 Трудового кодекса РФ под обработкой персональных данных понимает их получение, хранение, комбинирование или передачу или любое иное использование персональных данных работника.

Соответственно, в том случае, если система видеонаблюдения позволяет отслеживать деятельность сотрудников на рабочем месте или иных помещениях, закрытых для общего доступа, такое наблюдение будет считаться обработкой персональных данных.

Таким образом, при осуществлении видеонаблюдения за объектами, имеющими режим ограниченного доступа, работодателю необходимо руководствоваться не только соображениями обеспечения законности получения доказательств, но и дополнительно соблюдать ограничения, связанные с регулированием процесса обработки персональных данных. В данном случае, предполагая, что круг лиц, имеющих доступ в помещение, где осуществляется видеонаблюдение, ограничен, то есть заранее определен, справедливо будет сделать вывод, что видеонаблюдение имеет своей целью только строго установленный круг лиц. Следовательно, осуществление такого видеонаблюдения изначально будет рассматриваться как получение и обработка персональных данных.

В отсутствие иных нарушений запись, полученную с соблюдением законодательства о персональных данных, можно использовать в качестве доказательства. Исключение, пожалуй, составляют лишь случаи несанкционированного проникновения в помещения, имеющие режим ограниченного доступа. Представляется, что для таких случаев полного соблюдения требований, установленных законодательством о персональных данных, достаточно уведомления Роскомнадзора об эксплуатации системы видеонаблюдения за таким помещением.

Основываясь на системном толковании норм закона «О персональных данных», можно установить, что для обработки персональных данных работника, работодателю необходимо:

• заключить с работниками соглашение о сборе и обработке персональных данных (или включить соответствующие положения в трудовой договор) с указанием целей обработки, предполагаемыми источниками получения персональных данных, способами ее получения, последствиями отказа работников от дачи согласия на ее получение;
• принять локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников и связанные с этим права работников;
• осуществлять надлежащую охрану полученных данных;
• указать работников, ответственных за обработку персональных данных в данном локальном нормативном акте.

Следовательно, если на предприятии впервые вводится система видеонаблюдения, потребуется внесение соответствующих изменений в положение о персональных данных. Указанное справедливо и в случае осуществления видеонаблюдения силами частной охранной организации.

Срок хранения записей системы видеонаблюдения

Действующим законодательством РФ не установлено специальных требований к сроку хранения самих по себе записей системы видеонаблюдения.

Статья 5 закона «О персональных данных», однако, устанавливает применительно к персональным данным, что они должны храниться не более срока, необходимого для выполнения целей обработки (подразумевается, что после выполнения таких целей все персональные данные будут автоматически уничтожены).

Соответственно, в случае обработки персональных данных работника срок хранения таких данных ограничен периодом действия трудового договора: с увольнением соответствующего работника прекращает существовать цель обработки его персональных данных работодателем (за исключением случаев необходимости использования данных в судебном разбирательстве про-
тив такого работника).

Отметим, однако, что работник, скорее всего, не сможет эффективно отследить факт такого уничтожения. Тем не менее права работника в отношении его персональных данных не прекращаются с прекращением трудовых отношений. То есть, в случае если по каким-либо причинам, пусть и не зависящим от работодателя, после прекращения трудовых отношений с работником персональные данные последнего не будут уничтожены, а в последующем будет допущена их утечка, для работодателя наступает риск привлечения к ответственности (административной и гражданско-правовой).

Возможная ответственность

Говоря о мерах ответственности в рассматриваемом случае, мы главным образом подразумеваем административную и гражданско-правовую ответственность.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных в ст. 13.11 —штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб.; должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб., который может быть наложен по итогам проверки Роскомнадзором соблюдения законодательства о персональных данных.

В свою очередь, ч. 2 ст. 24 закона «О персональных данных» налагает обязанность возместить причиненный ущерб (включая моральный вред) лицу, пострадавшему в результате разглашения персональных данных, в нарушение положений данного закона по иску такого лица. Доказыванию в данном случае подлежат обстоятельства, установленные ст. 151 Гражданского кодекса РФ.

Скрытое видеонаблюдение

Отдельно следует рассмотреть вопрос организации скрытого видеонаблюдения. Данный вид наблюдения представляет собой форму получения информации с помощью устройств, предназначенных для ее негласного получения. Осуществление такого наблюдения в принципе запрещено физическим и юридическим лицам в соответствии с ч. 6 ст. 6 закона «Об оперативной и розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Кроме того, ст. 138.1 Уголовного кодекса РФ воспрещает приобретение и использование устройств, предназначенных для негласного получения информации под страхом лишения свободы сроком до 4 лет.

Таким образом, даже неофициальное использование скрытого видеонаблюдения несет в себе риск применения достаточно жестких санкций.

Заключение

Итак, действующее российское законодательство в принципе позволяет осуществлять видеонаблюдение без необходимости получения какой-либо разрешительной документации.

В то же время обработка материалов системы видеонаблюдения прочно связана с обработкой персональных данных, охрана которых обеспечивается законом «О персональных данных».

Соответственно, для целей обработки персональных данных работодателю необходимо соблюдать требования Трудового кодекса, закона «О персональных данных» и иных нормативных источников.

Законность видеонаблюдения

Законность видеонаблюдения

Сегодня практически в каждом учреждении и во многих офисах установлены камеры видеонаблюдения. С одной стороны, они обеспечивают нашу безопасность, с другой – всё чаще возникает вопрос: «законно ли видеонаблюдение?», «не нарушаются ли наши личные права?».

Тема «Законность видеонаблюдения» в последнее время становится всё более популярной у различных слоёв населения. Это неудивительно: у каждого на этот счёт имеется своё мнение, исходя из конкретной позиции и ситуации. Видеонаблюдение ведется на дорогах, в магазинах, в учебных заведениях, в офисах. Во избежание неприятных ситуаций, использовать видеонаблюдение следует, строго соблюдая закон.

Некоторые требования

Все рекомендации основаны на официально закрепленных принципах защиты персональных данных, и они должны соблюдаться на всем протяжении жизненного цикла систем видеонаблюдения и при любых операциях с их использованием. Требования к видеонаблюдению регулируют использование замкнутого ТВ, осуществляющих запись изображений идентифицируемых физических лиц либо информации, имеющей к ним непосредственное отношение, в следующих целях: выявление того, чем занят гражданин — к примеру, при наблюдении в помещении магазина либо на улице; осуществление определенных действий по отношению к гражданину — например, передача его изображений в полицию для применения в целях расследования преступления; использование изображений граждан, могущее каким-либо образом нарушить их право на неприкосновенность частной жизни — к примеру, передача видеоматериалов телекомпании. Требования к видеонаблюдению относятся, прежде всего, к коммерческим структурам и организациям, постоянно практикующим видеозапись граждан на находящиеся в их распоряжении техсредства охранного телевидения.

Использовать видеонаблюдение адекватно целям безопасности

Имеется в виду, что необходимо выбирать оборудование и места размещения камер таким образом, чтобы достигались именно цели безопасности. И фиксированные, и перемещаемые камеры должны располагаться таким образом, чтобы в зону обзора не попадали участки территории, не представляющие оперативного интереса и не могущие быть поставленными под видеонаблюдение по закону — например, объекты частной собственности граждан. Расположение камер должно обеспечивать достаточно высокое техническое качество изображений.

Законно ли видеонаблюдение в местах, где предполагается максимальный уровень приватности — например, в раздевалках и туалетных комнатах? – Да, но с учётом требований: камеры должны использоваться лишь в исключительных случаях при условии наличия серьезных оснований для их применения. В данной ситуации следует известить граждан о том, что за ними ведется наблюдение. В противном случае, законность видеонаблюдения будет нарушена.

Предупреждение о съемке

Вы обязаны известить людей о том, что они находятся в зоне, находящейся под наблюдением. Предупреждение о съёмке наиболее эффективно и в то же время традиционно осуществляется посредством размещения чётко различимых знаков на входе в контролируемую зону и присутствие внутри смой зоны дублирующих знаков. Хорошо заметные и визуально понятные знаки, в частности, весьма важны там, где камеры находятся не на виду, а также в местах, где граждане могут не предполагать, что за ними ведется видеонаблюдение. В общем случае, более частое и бросающееся в глаза размещение знаков должно быть там, где люди меньше ожидают применения охранного телевидения. В исключительных случаях, когда ведется запись звуковой информации, об этом должно сообщаться ясно и недвусмысленно. Знаки предупреждения о видеосъёмке должны быть: чёткими, хорошо читаемыми; содержать информацию об организации, осуществляющей эксплуатацию системы видеонаблюдения; иметь достаточные физические размеры, соотносящиеся с содержанием сообщения — к примеру, предназначенные для пешеходов либо водителей.

Предоставление видеоинформации

Предоставление видеоинформации должно также быть подконтрольным и соответствовать цели, с которой изначально она внедролась. К примеру, если видеонаблюдение устанавливалась с целью предотвращения и выявления преступных действий, видеоматериалы следует предоставлять правоохранительным структурам, занимающимся расследованиями преступлений, однако передавать идентифицируемые видеоизображения людей представителям средств массовой информации и размещать их в сети Интернет запрещается. Лишь в особых случаях, для облегчения идентификации изображения могут быть предоставлены СМИ, однако в общем случае это должно осуществляться уполномоченными представителями правоохранительных органов.

Закон о ведении видеонаблюдения

Использование видеонаблюдения становится популярнее с каждым днем. При слежении за домом, например, разумно установить камеру в целях предупреждения опасности. При наблюдении за сотрудниками на предприятии существуют определенные риски нарушения Федерального Законодательства Российской Федерации.

Какие законы регламентируют процедуру ведения видеонаблюдения?

В Законодательстве Российской Федерации не предусмотрен отдельный закон о ведении видеонаблюдения. В некоторых нормативных актах, таких как ФЗ «О персональных данных», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовном Кодексе Российской Федерации и других, присутствуют некоторые замечания по ведению видеонаблюдения.

Скачать законы по ссылке:

Видеонаблюдение в местах общего доступа

Предписания закона гласят, что устанавливать и использовать аппаратуру для видеонаблюдения можно в любом общественном месте, если:

  • видеосъемка не содержит материалов касательно частной жизни человека;
  • кадры видеонаблюдения не порочат честь и достоинство человека;
  • установка видео согласована с человеком;
  • в общественных местах присутствуют специальные таблички, которые предупреждают о ведении видеонаблюдения.

Видеонаблюдение в местах общего доступа предполагает, что появление любого человека может быть зафиксировано. В последствии эти записи сохраняются.

Обычно, установка камер видеонаблюдения осуществляется с целью установки противоправных действий, таких как порча имущества или кража. В этих случаях запись является доказательством нарушения закона и используется в суде.

В статье №22 в пункте 1 ФЗ «О персональных данных» говорится о том, что данные, позволяющие идентифицировать личность являются персональными, а по отношению к ним предусмотрены более жесткие меры. Необходимо предварительно оповестить Федеральное агенство по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (Роскомнадзор), об установке камер видеонаблюдения. Исключения указаны в статье № 2 — это съемка на предприятиях в рамках трудовых отношений. Роскомнадзор вводит указанные данные в реестр, и видеонаблюдение становится общедоступным. Если не получить разрешение на установку камеры, то данные съемки не будут иметь юридической силы при фиксации преступления.

Когда видеонаблюдение ведется сторонним предприятием, необходимо обязательное оповещение посетителей в местах общего доступа.

Видеонаблюдение в закрытых зонах

Видеонаблюдение в местах, скрытых от общего доступа, подразумевают обработку и хранение данных, например, на рабочем месте. Чтобы законно установить камеры слежения работодателю необходимо:

  • заключить специальный договор об обработке персональных данных с сотрудниками;
  • регламентировать права сотрудников при ведении видеонаблюдения;
  • выделить помещение для хранения данных под охраной;
  • указать должностных лиц, ответственных за обработку данных.

Нормы данного закона следует соблюдать и частным детективам, осуществляющим деятельность согласно ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности».

Срок хранения записей

В статье № 5 Федерального Закона «О персональных данных» учтен порядок обработки записей с камер видеонаблюдения. Персональные данные допускаются к сохранению до полной целевой обработки. При увольнении сотрудника работодатель обязан удалить все видеозаписи с его участием. Исключения составляют случаи, когда необходимо предоставить запись в суд.

Скрытое видеонаблюдение

Установка скрытого видеонаблюдения запрещена законом РФ (Статья № 5 ФЗ»О персональных данных»). Исключение составляют уполномоченные органы власти, такие как МВД, ФСО и другие.

Приобретение и использование специальной аппаратуры наказуемо (лишение свободы до 3 лет или привлечение к административной ответственности).

Штрафы и наказание по закону

Ответственность за нарушение процедуры видеонаблюдения бывает гражданско-правовая и административная. Обработка и утечка персональных данных влечет за собой выплату штрафа:

  • для физического лица в размере от 300 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц в размере от 500 до 2000 рублей;
  • для юридических лиц от 5 до 10 тысяч рублей.

Помимо выплаты штрафа виновного обяжут возместить моральный ущерб.

ЗАКОННОСТЬ УСТАНОВКИ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

Одной из главных составляющих систем безопасности сегодня является система видеонаблюдения, камеры которой ведут непрерывную трансляцию и запись всего происходящего на охраняемом объекте.

Использование камер позволяет не просто фиксировать, а предотвращать кражи имущества, посягательства на личную безопасность граждан, нарушения режима объектов и т. д. Полученные таким способом видеозаписи принимаются в суде в качестве доказательств.

Но всегда ли установка камер, особенно скрытых от посторонних глаз, будет законной процедурой? Подобная деятельность в ряде случаев может быть расценена как нарушение одного из конституционных прав человека — на неприкосновенность частной жизни. За подобное нарушение грозит весьма серьезное наказание. Разберемся, какие положения закона могут воспрепятствовать желанию собственника обезопасить свое имущество.

ЗАКОННОСТЬ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ

С юридической точки зрения, установка камер видеонаблюдения в общественных местах будет полностью законной. Дело в том, что заранее определить, кто именно попадет на съемку в таких местах, невозможно. Иными словами, речь идет о неопределенном круге лиц, причем целью ставится не получение их изображения, а наблюдение непосредственно за самим объектом (магазином, парковкой, городской площадью, коридором учреждения и т. д.).

Однако есть ряд моментов, о которых необходимо помнить, планируя установку систем видеонаблюдения в публичном месте:

    Необходимо предупреждать граждан, о том, что такое наблюдение ведется. Для это используют объявления по громкой связи, правила посещения или информационные таблички, где помимо письменной информации размещают понятный всем рисунок видеокамеры.

Если предполагается присутствие на охраняемом объекте иностранцев, то надписи дублируются на наиболее распространенных языках. Как правило, это английский, но могут быть и другие, в зависимости от местной специфики (например, китайский).

  • Для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать записи с видеокамер в качестве доказательств по гражданским искам, административным или уголовным делам, о наличии такой аппаратуры и намерении ее установить необходимо уведомить Роскомнадзор.
  • Даже в местах, подпадающих под определение публичных, использование видеокамер далеко не везде возможно. Так, под понятие «частной жизни», защищенной от вторжения и фиксирования без согласия гражданина, подпадают общественные туалеты, раздевалки спортивных центров и бассейнов, кабинеты врачей, номера гостиниц и т. д.

    Ведение в них съемки будет расценено судом как нарушение прав посетителей, а отснятый материал никоим образом не будет принят в качестве доказательств, даже при совершении преступления. Владельцев камер в подобных местах ждет крупный штраф.

  • Ведение скрытой съемки или использование так называемых «шпионских камер» запрещено законом. Это не означает, что следует обязательно выставлять видеокамеру на всеобщее обозрение. Достаточно того, что посетители будут знать о ее наличии.
  • ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

    Обязательного размещения видеокамер в некоторых организациях напрямую требуют нормативные акты. Например, в медицинских и образовательных учреждениях, с целью соблюдения норм противопожарной безопасности и противодействия терроризму.

    Однако, это скорее исключение, чем правило. В остальном, работодателям необходимо руководствоваться законом и нормами о защите частной жизни граждан.

    Детальной правовой регламентации организации видеонаблюдения за сотрудниками, например, в офисе на сегодняшний день не существует. Нет и прямого запрета на установку камер на рабочих местах. Работодатель вправе это сделать, если считает, что такой способ повысит производительность или убережет его собственность от порчи и хищения. Необходимо только убедиться, что права работников при этом не окажутся нарушенными.

    Для этого необходимо их о ведущемся наблюдении проинформировать. Табличек и устных объявлений для этого недостаточно.

    Отснятые таким способом материалы подпадают под категорию персональных данных работника и требуют соблюдения норм об их получении, обработке и хранении. В частности, руководителю необходимо включить нормы о видеоматериалах в Положение о защите персональных данных, действующее в организации, и назначить сотрудника, ответственного за соблюдение требований закона в отношении такой информации.

    Отметим, что хранение видеозаписей, полученных законным путем, также подпадает под нормы, относящиеся к персональным данным сотрудника. Как правило, после увольнения они должны быть уничтожены. Исключением может быть только использование их в качестве доказательства в трудовом споре, например, при увольнении за дисциплинарный проступок или взыскании материального ущерба.

    Обнародование записей, сделанных на рабочем месте, имеет те же последствия, что и иная утечка персональных данных. По обращению сотрудника, правоохранительные органы могут оштрафовать работодателя, а суд — обязать выплатить сотруднику компенсацию за понесенный им материальный ущерб или причиненный моральный вред. Публикация же видеосъемки, сделанной в публичном месте, таких последствий не влечет.

    ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЕ В ЖИЛЫХ ДОМАХ И НА ЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ

    Наибольшее число спорных моментов связано с установкой камер гражданами в жилых домах для защиты своей собственности. Сложность заключается в разграничении пространства общественного и частного. Придомовая территория многоквартирного дома и его подъезды, с одной стороны, являются частной собственностью, с другой — общественным местом. Поэтому установка видеокамер для наблюдения не запрещена, но требует согласия всех собственников.

    Правила установки систем видеонаблюдения будет теми же, что и для прочих общественных мест:

    • запрет на ведение скрытого наблюдения и использование замаскированной аппаратуры;
    • информирование неопределенного круга граждан о ведущейся видеосъемке путем размещения соответствующих табличек;
    • уведомление Роскомнадзора для возможности в дальнейшем использовать информацию с видеокамер для использования в качестве доказательной базы в суде.

    Важно, чтобы установка видеоаппаратуры была согласована со всем собственниками помещений в доме, так как обслуживание аппаратуры потребует финансовых затрат. Подобные вопросы решаются, как правило, общим собранием дома. Поскольку речь идет о безопасности и сохранности имущества, возражения редки и связаны больше со стоимостью услуг. Если большинство жильцов проголосовало «за», монтаж выполняется.

    Иная ситуация, если видеонаблюдение решает вести только один из жильцов. На собственном земельном участке, в доме или квартире он это может это делать вполне законно, не информируя об этом соседей и власти.

    Нарушением закона такая съемка не будет ровно до того момента, пока не затрагивает права иных граждан.

    Однако более эффективна и законна все же установка камер в открытую, с обязательным информированием об их наличии. Это, с одной стороны, отпугнет возможных злоумышленников и воров, а с другой — позволит использовать материал видеосъемки для доказательства нанесения ущерба конкретным лицом при обращении в суд. Для достижения наилучшего результата стоит заказать монтаж специалистам.

    Таким образом, установка систем видеонаблюдения и видеофиксации вполне законна, если соблюсти ряд условий и ограничений. Главным из них является информирование заинтересованных лиц и соблюдение норм хранения и распространения полученной в результате информации.

    Закон прямо запрещает ведение скрытой съемки и не допускает использование ее результатов в качестве судебных доказательств. Более того, если подобные действия нарушили права граждан, то владельцу аппаратуры грозит крупный штраф, а в крайнем случае — до четырех месяцев ареста.

    © 2014-2018 г.г. Все права защищены.
    Материалы сайта имеют исключительно ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и нормативных документов.

    Камеры наблюдения законы

    Установка системы видеонаблюдения и ее использование является весьма эффективным способом контроля за соблюдением надлежащего порядка на предприятии, помогает пресекать противоправные действия сотрудников и посетителей. Тем не менее применение такой системы может нести в себе определенные риски.

    В действующем российском законодательстве нет самостоятельного нормативного акта, регулирующего деятельность по организации и осуществлению видеонаблюдения. Регулирования, касающиеся различных отдельных правовых аспектов видеонаблюдения, содержатся фрагментарно в кодифицированных актах РФ (ГК, ТК, КоАП), а также в специальных законодательных актах:

    • Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — «Закон о персональных данных»);
    • Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
    • и др.

    Настоящая статья анализирует основные законодательные требования к осуществлению видеонаблюдения и возможность применения санкций за их несоблюдение.

    В качестве базовых — и с точки зрения нормативного регулирования принципиально разных — вариантов осуществления видеонаблюдения следует рассматривать видеонаблюдение, с одной стороны, в местах общего доступа и, с другой стороны, в помещениях с ограниченным доступом.

    В рамках настоящей статьи под видеонаблюдением будет пониматься:
    1. непосредственное осуществление видеонаблюдения посредством использования видеокамер для получения видеоинформации об объектах и помещениях; а также
    2. запись полученного изображения и его хранение для последующего использования.

    Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа

    Осуществление видеонаблюдения в местах общего доступа предполагает, что появление любого физического лица или объекта может быть зафиксировано системой видеонаблюдения.

    Следовательно, заранее определить круг лиц, которые могут попасть в зону видеонаблюдения (в отличие от наблюдения за помещениями с ограниченным доступом), невозможно. Таким образом, в поле обзора видеокамер работодателя могут оказаться как работники, так и иные лица. То есть мы в данном случае не можем говорить о видеонаблюдении как о направленном на конкретного индивида действии.

    Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ устанавливает правовую охрану изображения гражданина как нематериального блага. Соответственно, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением. Тем не менее указанной статьей ГК предусмотрены изъятия из общего запрета — например, когда видеосъемка производится в местах, открытых для общего доступа. Таким образом, можно заключить, что если видеонаблюдение осуществляется в таких местах, как, например, общие коридоры, холлы, торговые залы, гостевые парковки, у граждан не возникает права на запрет получения своего изображения, как это предусмотрено положениями ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ.

    Как правило, в указанных зонах видеонаблюдение осуществляется с целью документальной фиксации возможных противоправных действий, которые могут нанести вред имуществу. Предполагается, что в случае необходимости материалы видеозаписей, полученных камерами видеонаблюдения, будут использованы в качестве доказательства в уголовном или гражданском судопроизводстве:
    1. для доказывания факта совершения противоправного действия; а также
    2. для установления личности лица, совершившего соответствующее противоправное действие.

    Однако, как следует из ч. 2 ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса РФ, допустимыми судом признаются лишь доказательства, отвечающие, в частности, критерию законности.

    Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, данные, позволяющие осуществить идентификацию лица, считаются персональными.

    Соответственно, к таким данным применяются специальные требования, соблюдение которых обязательно изначально при осуществлении видеонаблюдения.

    Часть 1 статьи 22 закона «О персональных данных» среди общих требований к обработке персональных данных устанавливает необходимость предварительного уведомления Федерального агентства по надзору в сфере связи, информационных технологий, массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи —например, обработка персональных данных в рамках трудовых отношений и т. д.

    Таким образом, прежде чем приступать к установке системы видеонаблюдения и предполагая использовать ее для получения доказательств совершения неправомерных действий, работодателю необходимо уведомить Роскомнадзор. Форма такого уведомления введена приказом Роскомнадзора от 19 августа 2011 г. № 706. Роскомнадзор вносит указанные в уведомлении сведения в реестр операторов, который является общедоступным.

    Информация, полученная с камер системы видеонаблюдения в отсутствие предварительного уведомления Роскомнадзора, не будет иметь юридической силы по смыслу ч. 2 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 50 Конституции РФ.

    Принимая в качестве общего правила, что система видеонаблюдения устанавливается и эксплуатируется организацией самостоятельно, тем не менее, отмечаем распространенную практику, когда осуществление видеонаблюдения поручается стороннему охранному предприятию.

    В таких случаях обязательно уведомление посетителей о том, что в помещениях производится видеонаблюдение в силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Для выполнения такого требования достаточно установить хорошо читаемые таблички в наиболее доступных для посетителей местах. Каких-либо дополнительных специальных требований к содержанию либо формату таких табличек действующее законодательство не устанавливает.

    Видеонаблюдение в зонах, закрытых для свободного доступа (Вход только для сотрудников)

    Согласно п. 2 ст. 3 Закона «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, позволяющая, прямо или косвенно идентифицировать конкретное лицо. Статья 85 Трудового кодекса РФ под обработкой персональных данных понимает их получение, хранение, комбинирование или передачу или любое иное использование персональных данных работника.

    Соответственно, в том случае, если система видеонаблюдения позволяет отслеживать деятельность сотрудников на рабочем месте или иных помещениях, закрытых для общего доступа, такое наблюдение будет считаться обработкой персональных данных.

    Таким образом, при осуществлении видеонаблюдения за объектами, имеющими режим ограниченного доступа, работодателю необходимо руководствоваться не только соображениями обеспечения законности получения доказательств, но и дополнительно соблюдать ограничения, связанные с регулированием процесса обработки персональных данных. В данном случае, предполагая, что круг лиц, имеющих доступ в помещение, где осуществляется видеонаблюдение, ограничен, то есть заранее определен, справедливо будет сделать вывод, что видеонаблюдение имеет своей целью только строго установленный круг лиц. Следовательно, осуществление такого видеонаблюдения изначально будет рассматриваться как получение и обработка персональных данных.

    В отсутствие иных нарушений запись, полученную с соблюдением законодательства о персональных данных, можно использовать в качестве доказательства. Исключение, пожалуй, составляют лишь случаи несанкционированного проникновения в помещения, имеющие режим ограниченного доступа. Представляется, что для таких случаев полного соблюдения требований, установленных законодательством о персональных данных, достаточно уведомления Роскомнадзора об эксплуатации системы видеонаблюдения за таким помещением.

    Основываясь на системном толковании норм закона «О персональных данных», можно установить, что для обработки персональных данных работника, работодателю необходимо:

    • заключить с работниками соглашение о сборе и обработке персональных данных (или включить соответствующие положения в трудовой договор) с указанием целей обработки, предполагаемыми источниками получения персональных данных, способами ее получения, последствиями отказа работников от дачи согласия на ее получение;
    • принять локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обработки персональных данных работников и связанные с этим права работников;
    • осуществлять надлежащую охрану полученных данных;
    • указать работников, ответственных за обработку персональных данных в данном локальном нормативном акте.

    Следовательно, если на предприятии впервые вводится система видеонаблюдения, потребуется внесение соответствующих изменений в положение о персональных данных. Указанное справедливо и в случае осуществления видеонаблюдения силами частной охранной организации.

    Срок хранения записей системы видеонаблюдения

    Действующим законодательством РФ не установлено специальных требований к сроку хранения самих по себе записей системы видеонаблюдения.

    Статья 5 закона «О персональных данных», однако, устанавливает применительно к персональным данным, что они должны храниться не более срока, необходимого для выполнения целей обработки (подразумевается, что после выполнения таких целей все персональные данные будут автоматически уничтожены).

    Соответственно, в случае обработки персональных данных работника срок хранения таких данных ограничен периодом действия трудового договора: с увольнением соответствующего работника прекращает существовать цель обработки его персональных данных работодателем (за исключением случаев необходимости использования данных в судебном разбирательстве против такого работника).

    Отметим, однако, что работник, скорее всего, не сможет эффективно отследить факт такого уничтожения. Тем не менее права работника в отношении его персональных данных не прекращаются с прекращением трудовых отношений. То есть, в случае если по каким-либо причинам, пусть и не зависящим от работодателя, после прекращения трудовых отношений с работником персональные данные последнего не будут уничтожены, а в последующем будет допущена их утечка, для работодателя наступает риск привлечения к ответственности (административной и гражданско-правовой).

    Возможная ответственность

    Говоря о мерах ответственности в рассматриваемом случае, мы главным образом подразумеваем административную и гражданско-правовую ответственность.

    Кодекс об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение порядка обработки персональных данных в ст. 13.11 —штраф для граждан в размере от 300 до 500 руб.; должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; юридических лиц — от 5 до 10 тыс. руб., который может быть наложен по итогам проверки Роскомнадзором соблюдения законодательства о персональных данных.

    В свою очередь, ч. 2 ст. 24 закона «О персональных данных» налагает обязанность возместить причиненный ущерб (включая моральный вред) лицу, пострадавшему в результате разглашения персональных данных, в нарушение положений данного закона по иску такого лица. Доказыванию в данном случае подлежат обстоятельства, установленные ст. 151 Гражданского кодекса РФ.

    Скрытое видеонаблюдение

    Отдельно следует рассмотреть вопрос организации скрытого видеонаблюдения. Данный вид наблюдения представляет собой форму получения информации с помощью устройств, предназначенных для ее негласного получения. Осуществление такого наблюдения в принципе запрещено физическим и юридическим лицам в соответствии с ч. 6 ст. 6 закона «Об оперативной и розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

    Кроме того, ст. 138.1 Уголовного кодекса РФ воспрещает приобретение и использование устройств, предназначенных для негласного получения информации под страхом лишения свободы сроком до 4 лет.

    Таким образом, даже неофициальное использование скрытого видеонаблюдения несет в себе риск применения достаточно жестких санкций.

    Оборудование для систем видеонаблюдения: юридические вопросы

    Документ выглядит пугающе, и в первом прочтении вам может показаться, что всё без исключения оборудование попадает под полный запрет. Однако это не так, рассмотрим документ подробно, и попробуем пересказать его человеческим языком. В первых строках этого документа достаточно понятно написано: монополией на скрытые видео и аудиосъемку в нашей стране имеют только государственные органы. Далее достаточно подробно описывается, что нужно для того чтобы все же ввезти в страну и иметь право продавать специальные технические устройства (СТС) — так в дальнейшем мы будем называть все устройства, который с точки зрения нашего УК «вне закона».

    Далее в документе перечислен «СПИСОК ВИДОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ВВОЗ И ВЫВОЗ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖАТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ», трактовки которого вызывают наибольшее количество вопросов, сомнений и споров. Попробуем разобраться, так ли страшен черт как его малюют и по возможности, подкрепим это аргументами.

    Пункт №1: «Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации» — этим в принципе все сказано. Под запретом оказались все подслушивающие устройства — в простонародье «жучки». Если посмотреть коды ТНВЭД, то мы увидим что под запретом жучки как для съема аудиосигнала, так и для перехвата радиосигнала, сигнала сотовых сетей, а также перехвата сигнала в сетях передачи данных. В принципе, ничего страшного мы пока не увидели, идем дальше.

    Пункт №2: «Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
    а) фотокамеры (коды ТНВЭД 9006510000, 9006520009, 9006531000) относятся исключительно к пленочным камерам и нам неинтересны.
    б) телевизионные и видеокамеры, закамуфлированные под бытовые предметы; имеющие вынесенный зрачок входа (PIN — HOLE); работающие при низкой освещенности объекта (0,01 лк и менее) или при освещенности на приемном элементе 0,0001 лк и менее; (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 718) (см. текст в предыдущей редакции) Код ТНВЭД 8525 80 000000″.

    Именно этот пункт вызывает максимальное количество проблем и споров. Давайте посмотрим, какие подводные камни скрыты в этой поистине шедевральной формулировке.

    1. Под указанный ТНВЭД попадают практически все без исключения цифровые и аналоговые камеры, использующиеся в системах CCTV.

    2. «закамуфлированные под бытовые предметы» — если камера закамуфлирована под любой бытовой предмет, она с вероятностью 150% будет признана СТС, со всеми вытекающими. Это касается камер, встроенных в зажигалки, флэшки, авторучки и прочую бытовую утварь.

    Первый пример — ручка со встроенной видеокамерой

    Здесь можно скачать полное заключение Центра криминалистики Федеральной Службы Безопасности. Окончательный диагноз — шпионское устройство.

    Делаем вывод: любая маскировка камеры под предметы обихода — противозаконна, и может обернуться судебным преследованием как для продавца, так и для инсталлятора. Впрочем, это не мешает ни интернет-магазинам, ни торговцам на рынках.

    3. «имеющие вынесенный зрачок входа (PIN — HOLE)» — тут правоприменительная практика расходится. Впрочем, большинство экспертов склоняются на сторону здравого смысла и признают «вынесенным зрачком» физически вынесенный из устройства объектив.

    Вот три компактных камеры которые параноики могут отнести к средствам скрытого наблюдения. А вот заключение экспертов, которое доказывает что данные камеры к таковым средствам не относятся.

    А вот другое еще одно заключение — на этот раз подтверждающее принадлежность камеры к специальным техническим средствам. Дело в том, что зрачок этой камеры замаскирован под шляпку шурупа или самореза.

    Как видим, эксперты достаточно лояльно относятся к малым объективам, исключение — опять-таки явно замаскированный под винт объектив (помним, камуфляж — незаконен!).

    Пункты № 3,4,5 описывают средства для негласного прослушивания телефонных переговоров, негласного перехвата информации с различной техники, средства контроля почтовых сообщений, негласного исследования предметов, средства контроля за перемещением транспортных средств и даже «негласной идентификации личности» и к видеонаблюдению никакого отношения не имеют.

    Что же касается видеокамер, не попадающих под эти характеристики, в их отношении действует золотое юридическое правило: «Что не запрещено, то разрешено».

    Соблюдение конституционных прав

    Чаще всего тут юристы ссылаются на Конституцию. Вот пункты, которые могут относиться к видеонаблюдению:
    Cтатья 23 часть 1 — Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
    Статья 24 часть 1 — Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

    Стоит отметить, что точного описания того, что относится к частной жизни, найти не удалось. Тем не менее, доказанный в суде факт нарушения этих статей может повлечь за собой довольно серьезные последствия, предусмотренные двумя статьями Уголовного Кодекса РФ. Однако камеры стоят повсюду — в торговых центрах и парковках, на улицах и в офисах. Давайте разберемся, как и где все же можно устанавливать камеры наблюдения.

    Первый и самый простой случай: частная собственность

    Вы вправе устанавливать в собственном жилище любую систему видеонаблюдения, если она не запрещена законом (помните, скрытое наблюдение по-прежнему незаконно) — мой дом, моя крепость, что хочу то и ставлю. Если камера направлена на вашу собственность, то вы закон не нарушаете. Информировать кого-то о том, какими средствами вы оберегаете свой дом, вы также не обязаны. Если речь идет об установке камер по внешнему фасаду жилого комплекса, то решение на установку принимается ТСЖ или управляющей компанией. Если Вы жилец дома, то ТСЖ или УК должны получить Ваше согласие на установку системы видеонаблюдения. Если нет — Вы находитесь на чужой земле и никто перед Вами отчитываться не обязан. Главное, чтобы камеры смотрели на землю, отмежеванную под данный жилой комплекс.

    Эффективность применения домашнего видеонаблюдения для защиты своего дома доказана неоднократно.

    Второй случай — предприятие\офис

    Если системы видеонаблюдения расположены на каком-то предприятии, то дополнительно вступает в силу еще и статья 20 Трудового Кодекса РФ, в которой говорится о том, что работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, в т.ч. за способами контроля в отношении его производственной деятельности. Для использования видеонаблюдения в работе охранных структур включается еще и ч.3 ст.12 Закона РФ № 2487-1 от 11.03.92 г. О частной детективной и охранной деятельности в РФ.

    И первый, и второй документ прямо указывают на то, что сотрудник предприятия должен быть уведомлен о том, что ведется видеонаблюдение. Иначе он может здорово оконфузиться, ковыряя пальцем в носу, будучи уверенным, что его никто не видит. Итак: ставим табличку «Ведется видеонаблюдение!» И спокойно фиксируем всё, что происходит на вверенном вам объекте. Подписывая трудовой договор, сотрудник автоматически дает работодателю разрешение на подобные меры.

    Третий случай — торговый зал или иное помещение, предназначенное для клиентов

    Вы обращали внимание, что во всех крупных торговых центрах висят таблички «Зал находится под видеонаблюдением» или что-то в этом роде? Таким образом, владельцы магазинов оповещают своих посетителей об установленных видеокамерах, а себе обеспечивают безопасность от исков на предмет нарушения статей конституции гарантирующих право на частную жизнь. Такую же табличку целесообразно размещать в тех частях офисного здания, которые предназначены для приема клиентов — в случае если там установлены системы видеонаблюдения. Как мне пояснил знакомый юрист, входя в дверь, на которой размещена табличка «Ведется видеонаблюдение», человек автоматически дает согласие на то, что его действия будут фиксироваться видеокамерами. Причем отговорки в духе «А я табличку не видел» суд обычно не принимает.

    Четвертый случай — автовидеорегистраторы

    Это явление относительно новое, но стремительно набирающее популярность. Юридически такой автовидеорегистратор можно отнести к категории любительской видеоаппаратуры, а его использование — к любительской видеосъемке. Оно и логично — строго говоря, даже камера мобильного телефона является видеорегистратором.

    Улица города является местом общественного пользования. Частных автодорог у нас пока что нет и в обозримом будущем не предвидится. Закона запрещающего использование любительской видеотехники в местах общественного пользования нет. Что не запрещено — то разрешено.

    Особый случай — сотрудники ГИБДД

    Им может оказаться не по нраву автовидеорегистратор. В таких случаях господа дорожные полицейские могут заявить, что они находятся при исполнении и снимать их запрещено. Это неправда — сотрудник ГИБДД не является секретным агентом, чья личность должна быть залегендирована ради интересов гос.безопасности. Он одет в форму, на груди должен иметь знак с личным номером, и он стоит на общественной автодороге, а не посреди секретного бункера. А главное — чаще всего именно ГИБДДшник обращается к Вам, а не Вы к нему. Следовательно, он обязан убедить Вас в своих полномочиях — предъявить удостоверение в развернутом виде. Вы же имеете право зафиксировать все его данные — неважно запишите ли Вы их в блокнот ручкой, снимите на фотоаппарат или зафиксируете при помощи видеорегистратора.

    Не бойтесь использовать свой регистратор по назначению: фиксируя работу сотрудника ГИБДД Вы не нарушаете закон.

    Видеокамера — друг юриста

    Конечно, всегда есть шанс, что какой-то человек, увидев видеокамеру, сочтет себя ущемленным и обиженным и побежит писать исковое заявление о нарушении собственного права на приватность. Однако шансы выиграть дело в суде у этого человека, мягко говоря, не велики. А сколько проблем, в том числе и юридических, снимает видеонаблюдение!

    Например, на предприятии сотрудник может оспорить решение о собственном увольнении и работодателю может быть довольно трудно предъявить суду основания для таких мер. Если конечно у этого работодателя нет видеозаписи, подтверждающей, что сотрудник не соблюдал требования трудового договора.

    Другой пример из собственной жизни. Моя соседка часто жаловалась на то, что ее посадки на дачном участке часто бывают поломаны-покусаны парой собак. Забор не помог — маленький деревянный заборчик не помеха двум здоровым ротвейлерам, а строить большой и прочный у пожилой женщины не на что. Владельцы собак — собственники соседнего дачного участка отвергали обвинения в адрес их «милых» барбосов и всячески убеждали ее, что это все вина бездомных собак. Я одолжил соседке собственную камеру и помог в ее установке-настройке. Камера исправно зафиксировала веселых ротвейлеров и моя соседка радостно написала заявление в суд. Ознакомившись с видеозаписью и поговорив с адвокатом, владельцы ротвейлеров почли за лучшее пойти на мировую и выплатили соседке компенсацию, а также за свой счет поставили на границе участков забор, способный остановить их собак.

    А сколько конфликтов происходит на парковках, когда один автомобиль задевает другой и их владельцы потом по полгода судятся, решая кто кому должен компенсировать ущерб? Видеозапись снимает вопросы мгновенно.

    Так что видеонаблюдение решает куда больше юридических вопросов, чем создает.

    Заключение

    Итак, действующее российское законодательство в принципе позволяет осуществлять видеонаблюдение без необходимости получения какой-либо разрешительной документации.

    В то же время обработка материалов системы видеонаблюдения прочно связана с обработкой персональных данных, охрана которых обеспечивается законом «О персональных данных».

    Соответственно, для целей обработки персональных данных работодателю необходимо соблюдать требования Трудового кодекса, закона «О персональных данных» и иных нормативных источников.

    Что не запрещено, то разрешено — видеонаблюдение не запрещено, а значит легально. Конечно, со временем в законе могут появиться новые формулировки относительно этого явления, но это не повод бояться использовать те возможности, которые предоставляют видеокамеры. Просто ко всему надо подходить с умом — к законам в первую очередь.

    Еще по теме:

    • Нотариус ивановского района ивановской области Нотариусы Иваново Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Бабашова Ольга Михайловна Телефон: +7(4932)417717 Адрес: 153002, г.Иваново, ул.Жиделева, 27-а Часы […]
    • Кого можно фотографировать без разрешения Можно ли снимать человека без его разрешения? Можно ли снимать человека, без его разрешения в общественном месте. Публиковать я это никуда не собирался Ответы юристов (2) Здравствуйте! Можно если он не является основным объектом съёмки. Согласно п. 1 ст.152. 1 ГК РФ Обнародование и […]
    • Закон новой системе оплаты труда от 2008 г О некоторых правовых проблемах введения новой системы оплаты труда работников образования О некоторых правовых проблемах введения новой системы оплаты труда работников образования Н. М. Сенников, директор юридического исследовательского центра профсоюзного права, кандидат юридических […]
    • Угловое правило Правила строительные У каждого мастера, который заботится о качестве своей работы, среди строительных инструментов обязательно есть алюминиевое правило. Алюминиевые правила не подвержены коррозии, прочные и легкие. В основном, правила имеют форму трапеции, как у профессионального […]
    • Ломбардный кредит банка это кредит под залог чего Ломбардный кредит под залог имущества, депозита Многие банки имеет программу, по которой выдается займ под залог какого-либо имущества. Самый популярный ломбардный кредит – это ипотечный, когда имеющаяся или приобретаемая недвижимость становится объектом залога. Так же можно получить […]
    • Роскомнадзор электронные формы заявлений Роскомнадзор электронные формы заявлений В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», организации, осуществляющие обработку персональных данных, уведомляют уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных путем подачи […]
    • Закон 144-з от 2010 Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской […]
    • Сч пенсия Правительство РФ предложит индексировать пенсии ежегодно с 1 января Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - Правительство РФ ко второму чтению пенсионного законопроекта в Госдуме намерено внести изменения в порядок индексации пенсий - ежегодно с 1 января. "В данный момент времени мы согласовали […]