Летное пособие

Содержание страницы:

Методическое пособие по заполнению летной книжки членов кабинного экипажа (составлено на основании требований Инструкции 44/И от 19 декабря 1988 г. Положение о классификации специалистов гражданской авиации, ФАП-128, ФАП-147) (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 12 февраля 2010 г.)

Методическое пособие по заполнению летной книжки членов кабинного экипажа
(составлено на основании требований Инструкции 44/И от 19 декабря 1988 г. Положение о классификации специалистов гражданской авиации, ФАП-128, ФАП-147)
(утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 12 февраля 2010 г.)

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила разработаны в целях упорядочения и унификации записей, вносимых в летную книжку бортпроводника

1.2. Летная книжка является документом строгой отчетности, отражающим летную работу и уровень профессиональной подготовки бортпроводника. Она заводится на каждого специалиста, имеющего действующее свидетельство бортпроводника, на основании приказа о назначении специалиста на летную работу в ГА и ведется постоянно до завершения им летной работы.

1.3. Место хранения летной книжки определяется фактом приписки владельца летной книжки к подразделению Службы бортпроводников. Условия хранения летных книжек должны исключать возможность их порчи, хищения или уничтожения.

1.4. Ответственность за организацию хранения и учета, а также за достоверность внесенных в ЛК данных, возлагается на инструкторский состав Службы бортпроводников или на лиц, ответственных за ведение летно-штабной документации, назначаемых руководителем подразделения по приказу.

1.5. Летные книжки учитываются и выдаются с использованием «Бланка учета выдачи летных книжек личного состава» по следующей форме:

Учебник пилота

Вся информация по теоретической подготовке представлена здесь

РАЗЛИЧНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ И РУКОВОДЯЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВЫПОЛЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ВП РФ

  • Федеральные авиационные правила полетов в ВП РФ Приказ от 31 марта 2002г — (формат *.zip /0,87Mb/) — Скачать
  • Наставления по производству полетов (формат *.zip /0,41Mb/) — Скачать
  • ФАП «Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам АОН» Приказ Минтранса РФ от 27 марта 2003 г. N 29
  • Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1999 г.) (формат *.zip /51,3Kb/) — Скачать
  • ФАП «Использование воздушного пространства РФ» (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084) (формат *.zip /81,8Kb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-2 (общие сведения; ТТХ; подготовка к полету; эксплуатация систем и т.д.) — (формат *.pdf /2,85Mb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-2 (Эксплуатационные ограничения и общие эксплуатационные указания, подготовка к полету, выполнение полетов, расчет радиуса, дальности и продолжительности полета, действия летчика при отказах, обязанности бортового техника, летно-технические характеристики и аэродинамические особенности вертолета) — (формат *.pdf /3,14Mb/) — Скачать
  • Рекомендации летному составу по действиям при возникновении в полете аварийной ситуации на вертолетах Ми-2 — (формат *.pdf /0,14Mb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-52 (общие сведения; ТТХ; подготовка к полету; выполнение полета; особые случаи в полете; эксплуатация систем.) — (формат *.pdf /0,94Mb/) — Скачать
  • Руководство по летной эксплуатации самолета ЯК-18Т (общие сведения; эксплутационные ограничения; подготовка к полету; выполнение полета; особые случаи в полете; эксплуатация систем.) — (формат *.pdf /0,65Mb/) — Скачать
  • Самолет Як — 18Т конструкция и эксплуатация — учебное пособие для летных училищ гражданской авиации под редакцией В. Л. Пришкольник, Ю. И. Янкевич — (формат *.pdf /2,69Mb/) — Скачать
  • Конструкция самолета Як-52 — (формат *.pdf /1,37Mb/) — Скачать
  • Конструкция двигателя М-14П (Як-52) — (формат *.pdf /2,32Mb/) — Скачать
  • Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-52 — (формат *.pdf /0,73Mb/) — Скачать
  • Эксплуатация авиационной техники (основные положения по технической эксплуатации авиатехники и выписка из РЛЭ Як-52) — (формат *.pdf /0,36Mb/) — Скачать
  • Самолетовождение (включает в себя следующие темы: краткие сведения по картографии, измерение времени, курс самолета, авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение, высота полета, устройство и применение барометрических высотомеров, воздушная скорость полета, устройство и применение указателей воздушной скорости, влияние ветра на полет самолета, визуальная ориентировка, применение радиотехнических средств самолетовождения, штурманская подготовка к полету, штурманские правила выполнения полета по маршруту, безопасность самолетовождения) — (формат *.pdf /1,99Mb/) — Скачать
  • Практическая аэродинамика (включает в себя следующие темы: основные свойства воздуха, аэродинамические силы, силовая установка самолета, горизонтальный полет самолета, подъем самолета, планирование самолета, взлет самолета, посадка самолета, устойчивость и управляемость самолета, штопор (прямой, обратный), фигуры простого пилотажа, фигуры сложного пилотажа, фигуры высшего пилотажа, дальность и продолжительность полета) — (формат *.pdf /2,84Mb/) — Скачать
  • Авиационная метеорология (включает в себя следующие темы: метеорологические элементы, опасные для авиации явления погоды, анализ и оценка метеорологической обстановки по синоптическим картам, метеорологическое обеспечение полетов и перелетов) — (формат *.pdf /0,79Mb/) — Скачать
  • Метеорология — Облака
  • Радиосвязь и РТО полетов (включает в себя следующие темы: основные положения по организации радиосвязи при выполнении полетов в воздушном пространстве, правила радиообмена, средства связи и РТО полетов, разучивание (прием) радиотелеграфных знаков) — (формат *.pdf /0,23Mb/) — Скачать
  • Теория пилотирования (фигуры высшего пилотажа) — (формат *.pdf /0,21Mb/) — Скачать
  • Авиационная медицина (включает в себя следующие темы: особенности летного труда, влияние высоты полета на организм летчика, влияние перегрузок на организм летчика, пути и средства повышения работоспособности и выносливости, медицинский контроль за летным составом и его значение в повышении безопасности полетов, самопомощь и взаимопомощь) — (формат *.pdf /0,79Mb/) — Скачать
  • Парашютно-спасательная подготовка (включает в себя следующие темы: материальная часть парашютов, укладка и эксплуатация парашютов, парашютные страхующие приборы, теоретические основы прыжка с парашютом, отработка на земле элементов прыжка с парашютом, особые случаи при выполнении прыжков с парашютом, вынужденные прыжки с парашютом, правила и способы вынужденного покидания самолета) — (формат *.pdf /1,28Mb/) — Скачать

Подготовка летного состава

С 2016 года российские специалисты включились в работу группы «Подготовка летного состава» (IE-PTG – «Pilot Training Group»), созданной в рамках Европейской региональной экспертной группы ИКАО по безопасности полетов (IE-REST).

В сентябре 2017 года на очередном заседании ЛМС Росавиации было принято решение о создании рабочей группы с аналогичным названием в рамках ЛМС Росавиации.

Целью рабочей группы «Подготовка летного состава» ЛМС Росавиации является содействие повышению общей культуры подготовки летного состава в нашей стране через внедрение новых и передовых подходов, стандартов и методик, на основе рекомендацийи стандартов ИКАО, международной организации, регламентирующей деятельность всей гражданской авиации.

Рабочая группа стремится к достижению своих целей через изучение, пропаганду и поддержку реализации всего передового российского и зарубежного опыта.

Задачи работы рабочей группы «Подготовка летного состава» ЛМС Росавиации:

  • изучение рекомендаций и стандартов ИКАО, а, также, наилучших мировых и российских практик, методик и технологий подготовки летного состава, с целью их оптимальной адаптации и применения в российских авиакомпаниях;
  • обмен информацией и опытом подготовки летного состава между всеми участниками российской авиационной системы, а также посредством возможностей IE-REST;
  • рассмотрение и всестороннее обсуждение проектов наиболее важных нормативных правовых актов по вопросам подготовки пилотов; подготовка обоснований и предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, касающиеся подготовки пилотов;
  • установление единства в терминологии, понимании и применении методов обучения и подготовки летного состава;
  • выявление недостатков ианализ связанных с ними рисков для безопасности полетов при подготовке летного составана всех этапах, от первоначального обучения в учебных заведениях гражданской авиации до курсов повышения квалификации, переподготовки на новый тип ВС, курсов инструкторов и т.д.;
  • разработка рекомендаций по выявленным недостаткам, их реализация и сопровождение с целью совершенствования системы подготовки, оценки компетенций, поддержания и повышения квалификации летного состава;
  • повышение эффективности использования комплексных тренажеров, разработка рекомендаций по совершенствованию программ тренажерной подготовки;
  • участие в разработке новых учебных и методических пособий, новых технических систем обучения, поддержания знаний и тестирования, совместно с российскими авиакомпаниями и образовательными (квалификационными) центрами гражданской авиации.

Направления работы рабочей группы «Подготовка летного состава» ЛМС Росавиации:

1. С 26 по 27 апреля 2018 года в Москве под эгидой ИКАО проведен международный семинар «Подготовка персонала на основе анализа фактических данных» ( материалы конференции ).

2. Внедрение концепции CBT (Competency Based Training) с учетом Поправки 5 к документу ИКАО «Правила аэронавигационного обслуживания. Подготовка персонала» (PANS-TRG, Doc 9868). Подготовка обоснованных предложений для пересмотра определений терминов, касающихся компетенций, описание того, как взаимосвязаны концепции, относящиеся к компетенциям, а также разработка общей методики разработки системы подготовки и оценки на основе компетенций.

3. Разработка «дорожной карты» по внедрению EBT с учетом рекомендаций документа ИКАО «Руководство по подготовке персонала на основе анализа фактических данных» (Doc 9995).

© 2010 – 2018 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

  1. Библиотека
  2. Руководства
  3. Руководства по летной эксплуатации

Самолет Ан-148-100. Руководство по летной эксплуатации

Ан-148 — Украинско-российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, рассчитанный на перевозку от 70 до 99 пассажиров. Максимальная дальность полёта: — 4400 км, при максимальном количестве пассажиров (Ан-148-100Е); — 6240 км, с максимальной платной нагрузкой, крейсерская скорость — 800–870 км/ч. Ан-148 был создан Авиационным научно-техническим комплексом О. К. Антонова, совместно с 240 пред.

Самолет Ан-74-200. Руководство по летной эксплуатации. Книга 1

Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-74-200, оборудованного для полетов по международным трассам, разработано на основе РЛЭ самолета Ан-74 и является основным техническим документом, определяющим и регламентирующим конкретные правила его летной эксплуатации, технику и методику выполнения полета с учетом особенностей его пилотирования, — в объеме необходимом для обеспечения летной годн.

Самолет Ан-74-200. Руководство по летной эксплуатации. Книга 2

Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-74-200, оборудованного для полетов по международным трассам, разработано на основе РЛЭ самолета Ан-74 и является основным техническим документом, определяющим и регламентирующим конкретные правила его летной эксплуатации, технику и методику выполнения полета с учетом особенностей его пилотирования, — в объеме необходимом для обеспечения летной годн.

Самолет Л-29. Руководство по летной эксплуатации.

Аэро L-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО — Maya) — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963—1974 годах, построено около 3500 самолётов. В дальнейшем был заменён н.

Самолет Л-39. Конструкция и эксплуатация самолета и двигателя

Пособие предназначено для курсантов летных училищ ВВС и написано в полном соответствии с учебной программой дисциплины «Конструкция и эксп­луатация учебного самолета и двигателя». Учебный материал пособия охватывает весь объем знаний по эксплуатации систем самолета Л-39 и двигателя АИ-25ТЛ на земле и в полете. Конструкция систем излагается в объеме, достаточном для понимания т.

Самолет Л-39. Руководство по летной эксплуатации

Двухместный учебно-тренировочный самолет Л-39 с двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-25ТЛ предназначен для первоначального обучения курсантов летных училищ ВВС и учебных организаций ДОСААФ технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью, обучения элементам боевого применения, связанным с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также д.

Самолет СУ-27СК. Руководство по летной эксплуатации. Книга 1

Настоящие Руководство, как составная часть эксплуатационной документации, является основным документом, определяющим и регламентирующим правила летной эксплуатации самолёта СУ-27СК. Детальное изучение самолёта позволит обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию самолёта.Руководство предназначено для летного состава, имеющего соответствующую общую летную и техническую подготовку, необходим.

Самолет СУ-27СК. Руководство по летной эксплуатации. Книга 2

Настоящие Руководство, как составная часть эксплуатационной документации, является основным документом, определяющим и регламентирующим правила летной эксплуатации самолёта СУ-27СК. Детальное изучение самолёта позволит обеспечить безопасную и эффективную эксплуатацию самолёта.Руководство предназначено для летного состава, имеющего соответствующую общую летную и техническую подготовку, необходим.

Самолет Ш-2 с мотором М-11Д. Летно-техническая эксплуатация

Ш-2 (АШ-2) — первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Эксплуатировался до середины 1960-х годов. В 1929 году прошёл успешные испытания построенный В. Б. Шавровым самолёт-амфибия Ш-1. По их результатам конструктору было поручено создать самолёт с более мощным отечественным двигателем М-11 мощностью 100 л. с. (взамен 85-сильного чехословацкого «Вальтера&ra.

Самолет Як-54. Руководство по летной эксплуатации

Як-54 — учебно-тренировочный двухместный самолёт Як-54 разработан в ОКБ им. А. С. Яковлева на базе пилотажного Як-55М в 1993 году. Предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту.Як-54 поставляется на экспорт в Австралию, Великобританию, Словакию, США.На базе Як-54 разработан учебно-тренировочный самолёт первонача.

МЕТОДИКА ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ) МЕТОДИКА ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ Учебное пособие Ульяновск 2011

2 ББК О5р.я7 М 54 Методика летного обучения : учеб. пособие / сост. В. Д. Задорожный. Ульяновск : УВАУ ГА(И), с. Рассмотрены педагогические основы обучения, базовые понятия дидактики как основы обучения. Даны цели и задачи методики летного обучения. Приведены основные положения «Курса учебно-летной подготовки на самолете Як-18Т», ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов / полетным диспетчерам гражданской авиации», «Типовых программ подготовки пилотов сухопутных многодвигательных самолетов с многочленным составом летного экипажа в гражданской авиации Российской Федерации». Содержатся вопросы международного воздушного права в части, касающейся выдачи свидетельств летному составу. Представлены основные особенности технологии работы экипажей из двух человек. Изложены основные принципы обучения пилотированию и действиям пилота в особых ситуациях в полете. Рассмотрены особенности подготовки летного состава на современных тренажерах, а также виды, назначение и содержание учебных полетов. Предназначено для курсантов и студентов заочной формы обучения специализаций Летная эксплуатация гражданских воздушных судов, Летная эксплуатация силовых установок и функциональных систем воздушных судов. Печатается по решению Редсовета училища. Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), 2011

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 5 Глава 1. Педагогические основы обучения Основные педагогические понятия-категории Общее понятие дидактики как основы обучения Определение термина «дидактика» Базовые понятия дидактики Методы обучения Глава 2. Цели и задачи методики летного обучения Основные понятия и определения Содержание и задачи методики летного обучения Глава 3. Курсы и программы подготовки пилотов Курс учебно-летной подготовки Типовые программы подготовки пилотов Система свидетельств (лицензий) пилотов Система свидетельств пилотов в России Система лицензий пилотов в США Система лицензий пилотов в странах Евросоюза Требования для получения свидетельств (лицензий) пилотов Требования для получения свидетельства РPL Требования для получения свидетельства CPL Требования для получения свидетельства АТPL Программа начальной подготовки MPL Глава 4. Учебно-методические приемы обучения пилотированию Структура и содержание учебно-методических приемов обучения пилотированию Особенности оценки техники пилотирования Приемы обучения пилотированию Учебно-методические приемы формирования образа полета Этапы формирования летных навыков Стадии формирования летных навыков Обучающая деятельность инструктора Особенности технологии работы экипажа из двух человек. 51

4 Глава 5. Обучение действиям в особых ситуациях Общие положения Основные приемы и методы обучения действиям в особых ситуациях Особенности обучения действиям в особых ситуациях Особенности психической деятельности летного состава при возникновении особой ситуации Глава 6. Тренажерная подготовка летного состава Необходимость проведения тренажерной подготовки Классификация тренажеров и виды тренажерной подготовки Задачи, решаемые посредством тренажерной подготовки Требования Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» к тренажерной подготовке Программы LOFT и CRM Глава 7. Виды учебных полетов Критерии качественного обучения летного состава Ознакомительные полеты Вывозные полеты Контрольные полеты Самостоятельные полеты Библиографический список. 78

5 ВВЕДЕНИЕ Профессиональная подготовка летного состава является основополагающим элементом в обеспечении безопасности и регулярности полетов в гражданской авиации. В последние годы значительно изменилась отечественная нормативно-правовая база подготовки пилотов. Несмотря на то, что СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) еще в 1970 г., только в гг. в Российской Федерации приняты ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов / полетным диспетчерам гражданской авиации» и «Типовые программы подготовки пилотов сухопутных многодвигательных самолетов с многочленным составом летного экипажа в гражданской авиации Российской Федерации». Эти документы полностью соответствуют положениям Чикагской конвенции [19], регламентирующим требования к обладателям свидетельств (лицензий) пилотов. В последние годы, в связи с интенсивным освоением эксплуатантами иностранных магистральных воздушных судов с двучленным экипажем, повысились требования к работе пилотов. Летная эксплуатация воздушных судов данного вида имеет значительные отличия. Это другая логика технологии работы экипажа, высокая автоматизация всех этапов полета и повышенные требования к знанию английского языка. Несмотря на то, что принципы первоначальной летной подготовки практически не изменились за последние десятилетия и остаются достаточно эффективными, современные условия требуют модификации традиционных подходов к профессиональной подготовке летного состава. Цель данного пособия познакомить курсантов и студентов с современным состоянием проблемы профессиональной подготовки летного состава, основными нормативно-правовыми документами отечественной и мировой гражданской авиации в этом направлении. В пособии приведены основные положения закономерностей освоения летной деятельности, которые позволят сформировать у обучающихся компетенции в учебно-методической и тренировочной областях деятельности выпускника. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 5

6 Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ 1.1. Основные педагогические понятия-категории Наука одна из форм человеческого сознания наряду с искусством и религией. Наука это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета. Известно, что каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Слово «педагогика» происходит от греческих слов пайдос «дитя» и аго «вести». Педагогос в переводе с греческого означает буквально «детоводитель». Так в древней Греции звали раба, который водил в школу ребенка своего господина. На современном этапе развития педагогики как науки ее можно определить следующим образом: педагогика наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Воспитание социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на личность, и воспитание в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ее взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Воспитание конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 6

7 На ранних стадиях развития человечества воспитание было слито с социализацией, т. е. осуществлялось в процессе участия детей в жизни взрослых (производственной, общественной, ритуальной, игровой). Оно ограничивалось усвоением жизненно-практического опыта и житейских правил, передававшихся из поколения в поколение. С усложнением труда и жизнедеятельности увеличился объем знаний, умений, навыков, которые должен был усвоить человек. Это привело к выделению воспитания в особую сферу общественной жизни. Все более важную роль стало играть систематическое обучение, основная функция которого заключалась в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. С развитием производственных отношений воспитание становится одной из важнейших функций государства. Ставя перед воспитанием задачи эффективного формирования необходимого для него типа гражданина, государство все больше внимания начинает уделять совершенствованию системы воспитания. Современная педагогическая наука, занимаясь интенсивными исследованиями проблем содержания, форм, методов воспитания, конструируя различные технологии, в центр исследований ставит развитие личности на основе общечеловеческих ценностей. Решение этой задачи требует признания приоритетной роли воспитания в социально-экономической политике государства, гуманизации и демократизации его. Будучи сложным социальным явлением, воспитание является объектом изучения ряда наук. Философия формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства. Социология изучает проблему социализации личности, выявляет социальные проблемы ее развития. Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, существующий у разных народов «канон» воспитания и его специфические особенности. Экономическая наука определяет роль воспитания в росте эффективности общественного производства, финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 7

8 Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Важнейшая функция воспитания передача новому поколению накопленного человечеством опыта осуществляется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Через специально организованные образовательные учреждения, которые объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. В буквальном смысле слово «образование» означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Это ядро образования обучение. Содержание учебного материала Цель обучения Деятельность преподавания Методы обучения Средства обучения Деятельность учения Результат Организационные формы обучения Модель структуры учебного процесса НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 8

9 Обучение процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Процесс обучения в виде модели структуры учебного процесса представлен на рисунке Общее понятие дидактики как основы обучения Определение термина «дидактика» По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором didaktikos означает «поучающий», а didasko «изучающий». Впервые в научный оборот его ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке ( ) в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский ( ), опубликовав в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Дидактика теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научнотеоретическая функция дидактики Базовые понятия дидактики Обучение целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 9

10 Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией. Содержание образования специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Несомненно, обучение процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» личности служит мировая культура духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человечеством опыта. Основными принципами обучения являются: наглядность обучения; активность и сознательность обучения; прочность обучения; систематичность и последовательность обучения; доступность обучения; научность обучения Методы обучения Одна из важнейших проблем дидактики проблема методов обучения остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 10

11 Термин «метод» происходит от греческого слова methodos, что означает «путь, способ продвижения к истине». В табл. 1 приведена классификация методов обучения. Основания Классификация методов обучения Группы методов 1. Источник знаний Словесные, наглядные, практические Таблица 1 2. Этап обучения Подготовки к изучению нового, изучения нового, конкретизации, углубления, приобретения умений и навыков, контроля и оценки 3. Способ руководства Объяснения педагога, самостоятельная работа 4. Логика обучения Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические 5. Дидактические цели Организации деятельности, стимулирования и релаксации, проверки и оценки 6. Характер деятельности обучаемых Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 11

12 Глава 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ЛЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ 2.1. Основные понятия и определения Получение любым человеком знаний зависит от применяемых в обучении эффективных средств, способов, методов и приемов, которые составляют методику обучения. Основу методики летного обучения (МЛО) составляют такие понятия, как: методика, методика обучения и методика летного обучения. Методика совокупность способов, методов и приемов, необходимых для систематического, последовательного и наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В условиях летной практики термин «методика» следует понимать как методы и способы пилотирования воздушного судна. Методика обучения направление педагогической науки, которое излагает методы преподавания какого-либо предмета или вида деятельности. Задачи методики обучения состоят в изучении закономерностей обучения, установлении на их основе нормативных требований к преподавательской деятельности педагога. Знание методики обучения позволяет педагогу с минимальными затратами времени, сил, средств помочь освоить учащимся изучаемую дисциплину или вид деятельности. МЛО имеет определенные отличия от методик обучения по другим направлениям человеческой деятельности. Это связано, в частности, со следующими факторами: высокой степенью опасности деятельности человека в условиях полета; выполнением полетов в сложных погодных условиях; широкой географией полетов; повышенной загруженностью летного состава, вызванной переходом к полетам на магистральных воздушных судах с экипажем из двух человек; переходом на эксплуатацию ВС с многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами, заменившими аналоговые авиационные приборы; повышенными экономическими требованиями эксплуатантов к каждому полету; высокой стоимостью учебных полетов на современных ВС и тренажерной подготовки на современных подвижных тренажерах; повышенными требованиями отечественных и международных документов к уровню безопасности полетов; НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 12

13 необходимостью выработки у пилота устойчивых навыков в длительном пилотировании ВС при отказах двигателей и систем самолета, например, при полетах по правилам полетов на увеличенную дальность на магистральных самолетах с двумя газотурбинными двигателями (ETOPS); необходимостью выработки у пилота умений безопасного полета на ВС с наличием неисправностей, согласно минимального перечня исправного оборудования (MEL). Перечисленные факторы обязывают инструкторский и командно-летный составы изыскивать наиболее эффективные средства, формы, методы и приемы обучения пилотов (экипажей), т. е. использовать знания МЛО. Методика летного обучения (МЛО) раздел педагогической науки, исследующий закономерности освоения летной деятельности и являющийся научной теорией обучения и воспитания летного состава. МЛО, развившаяся в самостоятельную научную теорию, изучает и обобщает практику летного обучения и на этой основе разрабатывает, уточняет, конкретизирует содержание, методы, формы обучения и воспитания летного состава. Предметом МЛО является процесс воспитания и обучения пилотов (экипажей) сложному комплексу пилотирования, самолетовождения и эксплуатации оборудования и систем ВС в полете. В исследованиях процесса обучения и воспитания летного состава МЛО неразрывно связана с авиационной психологией, физиологией высшей нервной деятельности, авиационной медициной, логикой, информатикой, эргономикой, однако теснее всего она контактирует с общей педагогикой. Единство и взаимосвязанность теории и практики летного обучения являются руководящими принципами построения МЛО, способной обеспечить высокую эффективность и высокие качества учебно-воспитательной работы при минимально необходимых затратах времени и материальных средств. Поэтому МЛО необходимо рассматривать как систему правил, методов, способов и принципов оптимального проведения летного обучения. Кроме того, МЛО раскрывает пути преодоления затруднений в летной подготовке пилотов (экипажей). МЛО состоит из двух частей: общей, присущей летному обучению в целом, и конкретных методик обучения пилотов (экипажей) на определенном типе ВС. В общей части МЛО рассматриваются принципиальные положения (дидактические принципы, методы и формы обучения), которые являются обязательными и отправными для всех конкретных методик, объединенных НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 13

14 единством общей цели, стоящей перед обучением и воспитанием летных экипажей гражданской авиации (ГА). Излагается сам процесс обучения и воспитания пилотов (экипажей) и разрабатываются методы его научного исследования. Определяются общие задачи летной подготовки, научно-теоретические основы ее содержания, обучения и воспитания с учетом закономерностей усвоения знаний, умений, навыков обучаемых на различных этапах овладения летным мастерством. Конкретные методики разрабатывают содержание и методические основы обучения и воспитания применительно к конкретным курсам (программам) летной подготовки пилотов, членов экипажей на осваиваемом типе ВС. Важнейшая и наиболее сложная часть всего методического комплекса подготовки и профессионального совершенствования летного состава обучение в полете. Оно органически связано с этапами обучения на земле в процессе теоретической, тренажерной, наземной (общей, предварительной, предполетной) подготовок и является их продолжением. Освоение МЛО формирует педагогическое и методическое мировоззрение командно-летного состава ГА, систему взглядов на преподавание летного дела, воспитывает уважение к педагогической профессии, вооружает знанием методов и приемов обучения и воспитания, накопленных учебной практикой и предлагаемой наукой, умением отбирать наиболее эффективные из них для конкретных условий. Кроме того, МЛО ориентирует на творческий подход пилота-инструктора к своему делу, предупреждает возможные методические ошибки и избавляет его от поисков того, что давно до него уже было установлено и проверено, и тем самым дает ему возможность экономнее расходовать силы, средства и время на обучение Содержание и задачи методики летного обучения Подготовка квалифицированного пилота, в первую очередь, определяется содержанием обучения, т. е. объемом и уровнем полученных знаний, умений и навыков в процессе теоретической, наземной, тренажерной и летной подготовок. Знания, умения и навыки образуют целостный образовательный процесс любого вида обучения. Знания информационная осведомленность обучаемого об изучаемых объектах, процессах, правилах, событиях в данной области науки и техники. Умения способность применять полученные знания на практике. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 14

15 Навыки доведенные до автоматизма действия по решению поставленных задач. Особое значение в летной эксплуатации ВС имеют летные навыки, составляющие основную компоненту профессиональной подготовки пилота и обеспечивающие безопасное выполнение полетного задания. Летные навыки навыки, выработанные в результате пилотирования ВС. Они представляют собой совокупность умственных, сенсорных, двигательных и волевых навыков, характеризуются чрезвычайной сложностью, гибкостью, пластичностью, реализуются в ситуациях временной неопределенности и большого эмоционального воздействия вредных факторов (ускорения, вибрации, перегрузки и т. п.). Рассмотрим роль каждого компонента летных навыков. Умственные навыки, основанные на полученных знаниях, опыте, позволяют уяснить поставленную задачу, оценить обстановку, принять нужное решение и производить различные расчеты. Сенсорные навыки, основанные на органах чувств, позволяют определить положение ВС в пространстве, расстояние до земли, окружающих ориентиров, распределять и переключать внимание на приборы, определять на слух режим работы двигателей и т. п. Двигательные навыки, являющиеся ответной реакцией пилота на принятое решение, осуществляются соразмерными, четкими, своевременными действиями и достигают высокой степени автоматизации. Волевые навыки приобретаются в процессе обучения и на протяжении всей производственной деятельности путем систематической, планомерной подготовки пилота и реализуются в умении безошибочно, уверенно, хладнокровно и настойчиво действовать при возникновении в полете различных усложнений и особых ситуаций. При выработке навыка необходимо отличать полезную автоматизацию от вредного автоматизма. Под автоматизмом понимается действие, выполняемое бессознательно, машинально, когда в сознании человека нет представления о действии в целом или его частях. Содержание летного обучения обусловлено целью обучения, требуемым уровнем подготовленности будущего пилота и определяется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), учебными планами и программами учебных заведений, а также директивами, приказами, инструкциями, руководствами Федерального агентства воздушного транспорта. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 15

16 В настоящее время отечественные программы подготовки пилотов гармонизированы (согласованы) с аналогичными программами Федеральной авиационной администрации США (FAA), Объединенной авиационной администрации стран Евросоюза (JAA) и учитывают требования Международной организации гражданской авиации (ICAO) в данной области деятельности. Эти программы устанавливают, чему обучать летный состав, какие учебные дисциплины он должен изучать, какими видами деятельности овладеть. При первоначальном обучении и переучивании в летных училищах, летных школах, авиационных учебных центрах содержание летного обучения отражено в Курсах учебно-летной подготовки (КУЛП), разработанных для конкретного типа ВС. В него включены наземная, тренажерная и летная подготовки. В летных подразделениях эксплуатантов, где летное обучение предусматривает ввод в строй, совершенствование профессионального мастерства в различных условиях и видах полетов, а также периодические проверки уровня подготовки пилотов, содержание летного обучения отражено в специальном разделе «Руководства по производству полетов» (РПП), которое разрабатывается на основе «Типовых программ подготовки пилотов» (ТППП). Методика летного обучения обязывает при разработке КУЛП, программ и других учебных документов учитывать наличие в них: четко сформулированной цели и задач, направленных на подготовку требуемых авиаспециалистов; конкретного содержания, обеспечивающего выполнение поставленной цели; оптимального объема теоретической, тренажерной и летной подготовок; рациональной последовательности в освоении теоретических знаний и практических навыков; определения требований к обучающим в учебном процессе; полной ясности в применении организационных форм, методов и приемов обучения; квалифицированных рекомендаций обучаемому о том, что следует изучить, твердо знать, как воспринимать изучаемый материал, осмысливать его и как действовать в полете; четкого взаимопонимания и взаимодействия инструктора и обучаемого в процессе выполнения полета. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 16

17 В целом, обучающие программы представляют собой систему, отражающую конкретную методику обучения на данном типе ВС. МЛО, исследуя закономерности освоения летной деятельности и являясь теорией обучения и воспитания летного состава, решает следующие основные задачи: определяет цели, специфику, содержание и объем летной подготовки в зависимости от вида обучения (при начальном обучении, переучивании, вводе в строй и дальнейшей тренировке и проверке летного состава в производственных условиях); обосновывает наиболее рациональные, экономичные и эффективные формы, методы и приемы обучения в зависимости от сложности полета и уровня подготовки обучаемого (полетного задания, условий полета, психофизиологических особенностей, летных навыков и работоспособности обучаемого); разрабатывает условия и пути успешного усвоения обучаемыми специальных знаний и умений, навыков (т. е. обеспечивает отчетливое восприятие, ясное понимание, твердое запоминание учебного материала и применение его в летной практике); учитывает передовые технологии обучения, развитие тренажерной базы и средств программного обеспечения учебного процесса; вырабатывает общий подход у летно-инструкторского и команднолетного составов ГА о методике первоначального обучения, переучивания, ввода в строй летного состава, а также проверки техники пилотирования; позволяет командно-летному составу ГА освоить передовые педагогические приемы и методы для квалифицированного проведения летного обучения; разрабатывает методы научного анализа ошибок, допускаемых летным составом в процессе пилотирования, самолетовождения и эксплуатации авиационной техники, в целях повышения уровня летного мастерства и безопасности полетов; исследует процессы летного обучения, учебно-методическую работу командно-инструкторского состава и научно обосновывает наиболее приемлемые пути успешной подготовки к этой деятельности. Решение далеко не полного комплекса перечисленных задач позволяет, с одной стороны, квалифицированно, со знанием дела обучать и воспитывать летный состав, с другой совершенствовать летное мастерство, повышать регулярность, эффективность и безопасность полетов в ГА. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 17

18 Глава 3. КУРСЫ И ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ 3.1. Курс учебно-летной подготовки КУЛП является основным нормативным документом, регламентирующим первоначальную подготовку пилотов, который подробно излагает процедуру приобретения первичных летных навыков обучаемыми. Приведем краткое содержание этого документа на примере КУЛП самолета Як-18Т, включающего семь разделов. В Разделе I «Указания по проведению учебно-летной работы» даны методические указания командно-летному и инструкторскому составам и курсанту, рекомендации по планированию летного обучения, руководству и разборам полетов, приводится содержание наземной, предварительной и предполетной подготовок. Отдельной главой рассмотрены вопросы обучения в полете. В данном разделе также представлена программа летного обучения с указанием задач и упражнений, а также объема наземной подготовки и налета часов в вывозных, контрольных и самостоятельных полетах. В табл. 2 в качестве примера приведено содержание упражнений первой задачи КУЛП самолета Як-18Т. упр. Содержание упражнений первой задачи первого раздела Наименование упражнений курса учебно-летной подготовки Як-18Т Вывозные полеты 1 а Задачи и цель обучения курсантов на самолете Як-18Т 1 б Таблица 2 Проверка знаний конструкции самолета, двигателя, оборудования кабины и правил их эксплуатации на земле и в воздухе. Меры безопасности на стоянке самолетов 1 в Отработка последовательности действий перед полетом и после полета 1 г 1 д 1 е Подготовка к выполнению горизонтального полета, разворотов, набора высоты и снижения на различных режимах работы двигателя с убранными и выпущенными шасси и щитком Подготовка к выполнению взлета, построению прямоугольного маршрута, расчета на посадку и посадки Изучение документов, регламентирующих летную работу. Обязанности лиц стартового наряда НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 18

19 упр. 1 ж 1 з 1 и Наименование упражнений Окончание табл. 2 Практическая уборка и выпуск шасси и щитка нормальным, аварийным способом. Тренировка в работе с оборудованием кабины Тренировка в запуске, прогреве, пробе и остановке двигателя. Руление и ведение радиосвязи Изучение инструкции по производству полетов на аэродроме, района аэродрома в радиусе 100 км 1 к Изучение правил вынужденного покидания самолета Як-18Т с парашютом 1 л Розыгрыш полета по прямоугольному маршруту и зачет на допуск к полетам 1 Ознакомительный полет по кругу а 4 5 а 5 6 а Вывозные полеты в зону и по прямоугольному маршруту для отработки горизонтального полета, разворотов, набора высоты и планирования с убранным и выпущенным шасси Вывозные полеты по кругу при встречном и боковом ветре. Обучение взлету, расчету на посадку и посадке Подготовка к выполнению полетов в зону для отработки виражей с креном 30 60, полета на минимально допустимой скорости, парашютирования, ввода и вывода самолета из штопора, спирали и скольжения Вывозные полеты в зону для отработки виражей с креном 30 60, полета на минимально допустимой скорости, парашютирования, ввода и вывода самолета из штопора, спирали и скольжения Подготовка к полетам на исправление отклонений в расчете на посадку и при посадке. Обучение посадке с убранным щитком. Уход на второй круг с высоты 50 м и высоты начала выравнивания. Выполнение полетов по дублирующим приборам Вывозные полеты по кругу для обучения исправлению отклонений в расчете на посадку и при посадке с убранным щитком, уходу на второй круг, полетам по дублирующим приборам и принятию решения в особых случаях полета Зачет по знанию РЛЭ самолета и инструкции по производству полетов на аэродроме 6 Шлифовочные полеты по кругу перед самостоятельным вылетом 7 Зачетные полеты на допуск к самостоятельному вылету Раздел II «Порядок и условия выполнения задач и упражнений программы летного обучения» содержит порядок выполнения видов учебных полетов: вывозных, контрольных и самостоятельных, полетов по приборам, полетов ночью и маршрутных полетов. Например, первой задачей данного раздела являются вывозные полеты, которые имеют цель подготовить курсанта к самостоятельному вылету и научить его правилам эксплуатации самолета и двигателя. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 19

20 По каждой задаче КУЛП устанавливает объем наземной подготовки, минимум, максимум и среднее значение количества полетов и летного времени. В Разделе III «Подготовка к полету» изложены вопросы осмотра, проверки самолета и его оборудования, его подготовки к полету, рассмотрены процедуры запуска, прогрева и опробования двигателя на земле. В Разделе IV «Выполнение полетов» приводятся процедуры пилотирования самолета на всех этапах при полетах по прямоугольному маршруту, полетах в зону для выполнения пилотажа. В данном разделе также представлены характерные ошибки при пилотировании, их причины и порядок устранения. В Разделе V «Особые случаи полета и действия курсанта (пилота)» изложен порядок действий пилота при отказах и неисправностях оборудования, функциональных систем самолета в полете, а также приведен алгоритм действий пилота при непроизвольном срыве самолета в штопор и вынужденном покидании самолета с парашютом. В Разделе VI «Эксплуатация систем и оборудования в полете» даны рекомендации по применению в полете радиоэлектронного и приборного оборудования. В Разделе VII «Тренировка на тренажере ТПО-Як-18T» изложена программа подготовки на тренажере первоначального обучения. В КУЛП самолета Як-18Т указывается, что необходимо обеспечить такое усвоение курсантами учебного материала, чтобы они были в состоянии воспроизвести его в памяти как в учебных, так и в производственных условиях. Для закрепления знаний необходимо, чтобы: учебный материал преподносился ясно, наглядно, доходчиво; объем информации на занятиях и нагрузка в учебных полетах не превышали реальных возможностей обучаемых; учебное занятие способствовало накоплению новых знаний и навыков, а также повторению и закреплению ранее полученных; при повторении задания или упражнения обучаемым обеспечивалось повышение качества его выполнения; при заучивании правил, понятий, определений, отдельных статей, наставлений и руководств обучаемый добивался глубокого понимания смысла заучиваемого, а не сводил его к механическому запоминанию; осуществлялся объективный систематический и эффективный контроль усвоенных знаний, отработанных навыков и умений; НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 20

21 в ходе обучения обеспечивалась высокая дисциплина и четкая организация занятий, учебных полетов. В КУЛП указывается, что командно-летный и инструкторский составы должны обеспечить проведение летного обучения в соответствии с требованиями курса учебно-летной подготовки, добиваясь высокого качества выполнения каждого элемента полета и всего полета в целом. Каждый летный командир и инструктор обязаны знать: содержание задач и упражнений, последовательность их прохождения; методику и технику выполнения элементов полета; порядок распределения внимания и осмотрительности в полетах; порядок ведения радиообмена Типовые программы подготовки пилотов С 15 июня 2009 г. Распоряжением ФАВТ от 9 июня 2009 ГК-101-р введены в действие «Типовые программы подготовки пилотов сухопутных многодвигательных самолетов с многочленным составом летного экипажа в гражданской авиации Российской Федерации» [15]. Программы подготовки пилотов по типам ВС регламентируют подготовку пилотов для допуска к самостоятельной работе и виду работ, а также периодическую подготовку и подтверждение их квалификации. Программы подготовки состоят из задач и упражнений, объединенных в разделы, определяющие этапы подготовки. Основным видом теоретической подготовки пилотов является самостоятельная подготовка. Инструктор консультирует (при необходимости) и контролирует уровень знаний специалиста. Практические занятия / упражнения при прохождении программ подготовки выполняются специалистами до отработки всех элементов. Особое внимание уделяется умению действовать при усложнении условий полета и в аварийных ситуациях. В программах подготовки пилотов, применяемых эксплуатантами, объем задач и упражнений тренажерной и летной тренировок указывается минимальным и максимальным количеством полетов (посадок), а в необходимых случаях минимальным и максимальным полетным временем, но не менее установленных ТППП. Требуемый объем подготовки в пределах минимального и максимального объема определяется инструктором. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 21

22 Данные программы распространяются на обладателей свидетельств: линейного пилота (ATPL); пилота коммерческой авиации (CPL) с квалификационной отметкой о праве выполнения полетов по приборам; пилота многочленного экипажа (MPL). ТППП включают три программы: 1. Программа 1 «Подготовка пилотов к самостоятельной работе». 2. Программа 2 «Специальные виды подготовки». 3. Программа 3 «Периодическая подготовка и подтверждение квалификации». Каждая программа состоит из задач и упражнений, объединенных в разделы, определяющие этапы подготовки. Программа 1 «Подготовка пилотов к самостоятельной работе» включает следующие разделы: 1) подготовка пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота; 2) подготовка второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС; 3) подготовка к полетам в качестве командира ВС; 4) подготовка пилота-инструктора. Варианты Программы 1 определяют объемы подготовки в зависимости от профессионального уровня и предыдущего опыта полетов пилотов по шести вариантам. I вариант подготовки к полетам в качестве командира ВС предусматривает подготовку в объеме задачи 1 «Наземная подготовка» раздела 1 «Подготовка пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота» и раздела 3 «Подготовка к полетам в качестве командира ВС» в полном объеме. II вариант подготовки к полетам в качестве командира ВС предусматривает подготовку в объеме задачи 1 «Наземная подготовка», задачи 2 «Рейсовая тренировка второго пилота с инструктором» и задачи 3 «Контрольнопроверочные полеты на допуск к самостоятельным полетам в качестве второго пилота» раздела 1 «Подготовка пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота»; задачи 2 «Проверочные полеты перед допуском к вводу в строй в качестве командира ВС» раздела 2 «Подготовка второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС» и раздела 3 «Подготовка к полетам в качестве командира ВС» в полном объеме. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 22

23 III, IV, V и VI варианты подготовки к полетам в качестве командира ВС предусматривают прохождение раздела 1 «Подготовка пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота», раздела 2 «Подготовка второго пилота к вводу в строй в качестве командира ВС» и раздела 3 «Подготовка к полетам в качестве командира ВС» в полном объеме. Выпускники летных учебных заведений ГА и других ведомств проходят подготовку по варианту VI, который является самым объемным и содержательным. Программа 2 «Специальные виды подготовки» включает следующие разделы: 1) подготовка пилотов к заходам на посадку и посадкам в условиях II/III категории ICAO; 2) подготовка к полетам по правилам ETOPS; 3) подготовка к полетам в воздушном пространстве MNPS Северной Атлантики; 4) подготовка к перегонке самолета с одним неработающим двигателем; 5) подготовка к облетам ВС. Программа 3 «Периодическая подготовка и подтверждение квалификации» включает следующие разделы: 1) подтверждение права выполнения полетов; 2) подтверждение права выполнения заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ICAO; 3) подтверждение права выполнения визуальных заходов на посадку и заходов на посадку с применением визуального маневрирования по кругу (Circle-to-Land) командиром ВС; 4) подтверждение права выполнения полетов командиром ВС с правого пилотского сиденья; 5) подтверждение права выполнения полетов по правилам ETOPS; 6) подтверждение права выполнения полетов в воздушном пространстве MNPS (минимального навигационного обслуживания) Северной Атлантики; 7) подтверждение права перегонки самолета с одним неработающим двигателем; 8) подтверждение права выполнения облетов ВС; 9) подтверждение полномочий пилота-инструктора. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 23

24 Наиболее актуальным для выпускников летных учебных заведений ГА является раздел 1 «Подготовка пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота» Программы 1. Содержание данного раздела заключается в следующем. После установления варианта прохождения подготовки по разделу 1 пилот закрепляется за инструктором для прохождения задач 1 и 2 раздела 1. После прохождения переподготовки, на основании свидетельства (сертификата) о завершении переподготовки на новый тип ВС, уполномоченным органом в свидетельство пилота вносится соответствующая квалификационная отметка. В раздел 1 Программы 1 включены следующие задачи. Задача 1 «Наземная подготовка» включает следующие упражнения: ознакомление пилота с программой подготовки; навигационная подготовка: в процессе занятий проверяются знания и практические навыки пилота по выполнению навигационных процедур при выполнении полетов по закрепленным трассам и аэродромам; изучение характерных авиационных происшествий и информации по безопасности полетов: изучаются характерные летные происшествия, инциденты и отказы систем на эксплуатируемом ВС, изучается текущая информация по безопасности полетов; порядок расчета эксплуатационных характеристик ВС, получение практики по порядку расчета фактических и допустимых взлетных и посадочных масс, центровок ВС, данных для взлета на пониженном режиме работы двигателей; порядок ведения полетной документации: дается необходимый уровень знаний по порядку ведения полетной документации; процедуры и порядок выполнения полетов при наличии допустимых неисправностей: дается необходимый уровень знаний по применяемым процедурам и порядку выполнения полетов при наличии допустимых неисправностей; противообледенительная обработка ВС, изучение (повторение) правил и порядка противообледенительной обработки ВС перед полетом; тренировка в определении способа и порядка обработки ВС, определения времени защитного действия противообледенительной жидкости (Hold Over Time); применяемые топлива, их характеристики и заправка ВС, изучение (повторение) правил и порядка контроля за характеристиками топлива перед полетом (удельный вес, точка замерзания, сопроводительные документы на топливо), порядок заправки (дозаправки) ВС, в том числе с пассажирами на борту; НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 24

25 подтверждение знаний ограничений (Limitations), определение уровня знаний пилота по ограничениям, применяемым в авиакомпании при эксплуатации ВС; подтверждение знаний инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа, определение уровня знаний пилота применяемой в авиакомпании инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа, в том числе с кабинным экипажем; подтверждение знаний РПП авиакомпании, оценка уровня знаний пилотом правил, установленных в авиакомпании; розыгрыш полета, определение готовности пилота к прохождению задачи 2. Задача 2 «Рейсовая тренировка второго пилота с инструктором» включает следующие упражнения: рейсовая тренировка в качестве пилота-наблюдателя I вариант II вариант III вариант IV вариант V вариант VI вариант может не проводиться не менее 2 полетов не менее 2 полетов не менее 4 полетов не менее 4 полетов не менее 6 полетов Цель: ознакомить пилота с работой экипажа при выполнении полетов. Подготовку проводит пилот-инструктор, назначенный для ввода в строй. Второй пилот включается в задание на полет в качестве пилота-наблюдателя. В полете занимает место дополнительного члена экипажа, следит за технологией работы и взаимодействием в экипаже, прослушивает радиосвязь. По окончании полета участвует в послеполетном разборе; пилот-инструктор акцентирует внимание пилота на допущенных экипажем отклонениях; рейсовая тренировка в качестве второго пилота I вариант не проводится II вариант не менее 10 полетов (из них не менее 5 как пилотирующий пилот) III вариант не менее 12 полетов (из них не менее 8 как пилотирующий пилот) IV вариант не менее 16 полетов (из них не менее 10 как пилотирующий пилот) НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 25

26 V вариант не менее 26 полетов и не менее 100 часов (из них не менее 18 как пилотирующий пилот) VI вариант не менее 50 полетов и не менее 150 часов (из них не менее 35 как пилотирующий пилот) Цель: отработать навыки по управлению самолетом, ведению радиосвязи, работе с оборудованием и взаимодействию в экипаже при выполнении полетов. Подготовка по данному упражнению должна быть начата не позднее 90 дней со дня прохождения квалификационной проверки на тренажере. В состав экипажа дополнительно включается пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на данном типе ВС. Пилот-инструктор занимает левое пилотское сиденье. Второй пилот в ходе тренировки выполняет функции пилотирующего и непилотирующего пилота. После прохождения подготовки по упражнению пилот должен: уметь пилотировать самолет в ручном и автоматическом режимах на всех этапах полета на оценку не ниже «хорошо»; вести радиосвязь на русском (английском) языках в соответствии с установленными правилами; выполнять технологию работы экипажа без существенных замечаний. Задача 3 «Контрольно-проверочные полеты на допуск к самостоятельным полетам в качестве второго пилота». Выполняется не менее 2 полетов (не менее 1 взлета и не менее 1 посадки как пилотирующий пилот). Цель: определить готовность второго пилота выполнять самостоятельные полеты в составе экипажа в рейсовых условиях. Проверка проводится пилотом-экзаменатором. В состав экипажа дополнительно включается пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на данном типе ВС. При проверке дополнительно оценивается готовность пилота к выполнению полетов в незакрепленном составе экипажа. На основании заключения о возможности допуска пилота к самостоятельным полетам в качестве второго пилота в установленном эксплуатантом порядке издается приказ о его допуске к самостоятельным полетам. В приказе указывается состав экипажа, в котором закрепляется пилот, или допуск к полетам в незакрепленном составе экипажа. НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 26

27 В необходимых случаях на основании приказа в летную книжку пилота (раздел «Допуск к полетам») вносится запись: «Допущен к выполнению полетов на самолете в качестве второго пилота в незакрепленном составе экипажа». Задача 4 «Подготовка второго пилота к полетам в незакрепленном составе экипажа». Подготовку по данной задаче проходят вторые пилоты, которые после выполнения контрольно-проверочных полетов по задаче 3 раздела 1 не допущены к полетам в незакрепленном составе экипажа. Задача включает следующие упражнения: летная тренировка I вариант II вариант III вариант IV вариант V вариант VI вариант может не проводиться может не проводиться не менее 10 полетов не менее 16 полетов не менее 200 часов не менее 300 часов Цель: закрепить навыки по управлению самолетом, работе с оборудованием и взаимодействию в экипаже в полете. Второй пилот выполняет полеты в составе закрепленного экипажа, выполняя функции как пилотирующего, так и непилотирующего пилота. После прохождения подготовки по упражнению второй пилот должен уметь пилотировать самолет в ручном и автоматическом режимах на всех этапах полета на оценку не ниже «хорошо», уверенно выполнять взлет и посадку; выполнять технологию работы экипажа без существенных замечаний; проверочные полеты. Проверка осуществляется пилотом-инструктором на тренажере. Цель: проверить готовность второго пилота к выполнению полетов в незакрепленном составе экипажа. При выполнении проверки на тренажере проверяющий находится в кабине, не занимая рабочего места командира ВС. В установленном эксплуатантом порядке издается приказ о допуске пилота к полетам в незакрепленном составе экипажа. На основании приказа в летную книжку пилота (раздел «Допуск к полетам») вносится запись: «Допущен к выполнению полетов на самолете в качестве второго пилота в незакрепленном составе экипажа». НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 27

28 3.3. Система свидетельств (лицензий) пилотов Существует несколько типов свидетельств пилотов. Каждый последующий тип отражает способность пилота эффективнее и безопаснее управлять ВС, основываясь на все возрастающем опыте и багаже теоретических знаний. К некоторым типам пилотских свидетельств могут выдаваться дополнительные допуски, определяющие возможность полетов в разное время суток, в разных метеорологических условиях, на разных типах самолетов. В разных странах системы свидетельств пилотов несколько отличаются друг от друга. Можно выделить три большие зоны, в которых выдается свидетельство пилота: Россию, США и страны Евросоюза Система свидетельств пилотов в России Система свидетельств пилотов и основания для их выдачи регламентированы ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», действующими с 2009 г. Свидетельство пилота необходимо для управления сверхлегким ВС, планером, аэростатом, дирижаблем, самолетом или вертолетом. Существуют следующие виды свидетельств пилота: свидетельство частного пилота (до 2009 г. в нормативных документах свидетельство пилота-любителя); свидетельство коммерческого пилота; свидетельство пилота многочленного экипажа; свидетельство линейного пилота; свидетельство пилота планера; свидетельство пилота свободного аэростата; свидетельство пилота сверхлегкого ВС. Свидетельство частного или коммерческого пилота может быть выдано пилоту самолета, вертолета или дирижабля. Свидетельство пилота многочленного экипажа выдается только пилоту самолета. Свидетельство линейного пилота может быть выдано пилоту самолета или вертолета. В свидетельстве пилота в обязательном порядке должна стоять квалификационная отметка о классе или типе ВС, к полетам на котором допущен НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2012 г 28

Еще по теме:

  • Приказ мз рф 928н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения" (не вступил в силу) В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах […]
  • Приказ минрегиона no 44 Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, […]
  • 106н об утверждении правил Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N […]
  • Законы гибдд с 1 июля Новые поправки в ПДД - изменения с 1 июля: дорожные знаки, перевозка детей, электронный ПТС, об ОСАГО и другие нововведения Минтранс не перестает совершенствовать Правила дорожного движения. С 1 июля ПДД РФ ожидает воплощение в новой редакции. Водители обязаны знать об изменениях в […]
  • Прокуроров алексеи алексеевич Алексей Прокуроров: старт и финиш легендарного лыжника 10 октября 2008 года во Владимире погиб в автокатастрофе, которая произошла по вине пьяного водителя, Алексей Прокуроров, великий советский и российский лыжник, олимпийский чемпион и чемпион Мира. В то время Прокуроров готовил […]
  • Коновалов закон Коновалов закон Законы Коновалова устанавливают связи между изменениями состава, давления и температуры в двойных двухфазных системах, они лежат в основе теории перегонки и ректификации бинарных смесей. Законы были обоснованы Коноваловым [19] путем оригинального, строго […]
  • Разрешение на выполнение электромонтажных работ Лицензия на проведение электромонтажных работ Добрый день. Я планирую открыть ИП, по электромонтажным работам, работы в квартирах и частных домах (коттеджи). Никак не могу понять, для того чтоб мне проводить эти работы, нужна ли лицензия (входить в СРО), а так же иметь группу допуска на […]
  • Закон о защите детей от информации причиняющей вред их здоровью 2010 Закон о защите детей от информации причиняющей вред их здоровью 2010 МИНИСТЕРСТВОСВЯЗИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(Минкомсвязь России) Тверская ул., 7, Москва, 125375.Справочная: 771-8100По документам: 771-81-21Факс: 771-80-02Телетайп: 114158 MSRF RUE-mail: […]