Закон о саморегулируемых аудиторских организациях

Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ часть 1 статьи 7 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

1. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

О применении федеральных стандартов аудиторской деятельности до признания международных стандартов аудита см. статью 23 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ в часть 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным международными стандартами аудита, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) не могут противоречить международным стандартам аудита;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

3. Кодекс профессиональной этики аудиторов — свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

4. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ ст 10 (ред. от 23.04.2018)

Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

1. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества работы. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

3. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

4. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

5. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

6. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

7. Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации.

8. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации и индивидуальном аудиторе в реестр аудиторов и аудиторских организаций:

1) в отношении аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, — не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;

2) в отношении индивидуальных аудиторов и иных аудиторских организаций — не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

9. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.

10. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации и саморегулируемой организацией аудиторов.

11. Утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.

Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ № 3 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Дата публикации: 09.11.2009

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ № 3
в связи с вступлением в силу
Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ
“Об аудиторской деятельности”

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”), и обращает внимание аудиторских организаций и аудиторов, а также пользователей аудиторских услуг на следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг осуществляется только аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющая юридическим лицом по законодательству Российской Федерации.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности. При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” при проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” при проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе самостоятельно определять количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит.

Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 7 “Контроль качества выполнения заданий по аудиту”, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696, аудиторская группа — работники, выполняющие задание по аудиту, включая всех экспертов, привлеченных аудиторской организацией к выполнению этого задания. Требования к формированию аудиторской группы установлены указанным федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

4. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (до 1 января 2010 г. – с учетом положений пунктов 2 и 3 части 1 статьи 23 Федерального закона). Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов (до 1 января 2010 г. – с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 23 Федерального закона).

Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” не содержит положений, предусматривающих обязательное членство аудитора, являющегося работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, в той же саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, работником которой является этот аудитор.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”.

Помимо требований к порядку осуществления аудиторской деятельности Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” предусмотрены, в частности, следующие вопросы, регулируемые федеральными стандартами аудиторской деятельности: перечень сопутствующих аудиту услуг (часть 4 статьи 1); требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения (часть 3 статьи 6); принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (часть 1 статьи 10); принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля (часть 6 статьи 10).

6. Исходя из статьи 7 Федерального закона “Об аудиторской деятельности” обязательными для аудиторских организаций и аудиторов являются: федеральные стандарты аудиторской деятельности (пункт 3 части 1) и стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов (пункт 4 части 2).

Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” (пункт 1 части 1 статьи 7).

Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг (пункт 1 части 2 статьи 7).

7. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона “О саморегулируемых организациях” саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее — стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.

Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” установлены особенности содержания, разработки и установления следующих стандартов и правил саморегулируемой организации аудиторов: стандартов аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов (статьи 7); правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (статья 15); кодекса профессиональной этики аудиторов (статья 7).

Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” не содержит положений, устанавливающих особенности содержания, разработки и установления каких-либо иных стандартов и правил саморегулируемой организации аудиторов.

8. В соответствии с Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организации проводится, если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) этой организации за предшествующий отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

Исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, “О бухгалтерском учете”, “Об аудиторской деятельности” решение о проведении обязательного аудита принимается на основе установленных Федеральным законом “Об аудиторской деятельности” финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.

9. Исходя из Федерального закона “Об аудиторской деятельности” действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2009 г., а также выданные с 1 января 2009 г. до 1 января 2011 г., не подлежат обмену после 1 января 2011 г. Лица, имеющие указанные квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.

С 1 января 2011 г. названные лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”. В случае, если названные лица пожелают с 1 января 2011 г. участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в аудиторской деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”, они должны сдать квалификационный экзамен в упрощенном порядке (до 1 января 2013 г.), который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо в общем порядке (с 1 января 2013 г.), установленном статьей 11 Федерального закона “Об аудиторской деятельности”.

10. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Исходя из этого, аудиторская организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов, обязана сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения об участии в такой саморегулируемой организации, равно как обо всех случаях участия в других российских и иностранных организациях.

Департамент регулирования государственного
финансового контроля, аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Статья 23. Заключительные положения

1. До 1 января 2010 года:
1) аудиторские организации, аудиторы обязаны выполнить установленные настоящим Федеральным законом требования к членству в саморегулируемых организациях аудиторов, кроме того, аудиторские организации должны также привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона;
2) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых не истек, вправе осуществлять аудиторскую деятельность;
3) аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых истекает в период с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года, вправе осуществлять аудиторскую деятельность без переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии;
4) аудиторы, не выполнившие установленное настоящим Федеральным законом требование к членству в саморегулируемых организациях аудиторов, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность);
5) профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и приведшие учредительные документы в соответствие с установленными настоящим Федеральным законом требованиями к саморегулируемым организациям аудиторов, имеют право подать в установленном порядке в уполномоченный федеральный орган заявление о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
2. С 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

3. До 1 января 2010 года в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются:
1) лицензионный контроль в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
2) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов;
3) подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации.
4. Со дня вступления в силу частей
1 — 8 статьи 11 настоящего Федерального закона аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до этого дня, вправе:
1) до 1 января 2012 года участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора;
2) до 1 января 2013 года сдавать квалификационный экзамен, предусмотренный настоящим Федеральным законом, в упрощенном порядке. Упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена для указанных лиц устанавливается уполномоченным федеральным органом. При этом в отношении указанных лиц не применяется установленное пунктом 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона требование о том, что не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации.
4.1. С 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
5. До 1 января 2013 года организации и физические лица при вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов вправе представлять в саморегулируемые организации аудиторов рекомендации не менее трех аудиторов, имеющих действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее чем за три года до дачи рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию претендента.

6. Реестр аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию саморегулируемыми организациями аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов до 1 января 2010 года, на их официальных сайтах в сети Интернет не позднее 1 февраля 2010 года.

7. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию уполномоченным федеральным органом на его официальном сайте в сети Интернет не позднее 1 марта 2010 года.

8. До создания совета по аудиторской деятельности, предусмотренного настоящим Федеральным законом, его функции исполняет совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе, созданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. До утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9.1. До года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации, и федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные уполномоченным федеральным органом.

9.2. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории Российской Федерации.
Утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2017 N 96-ФЗ.

10. До одобрения советом по аудиторской деятельности, создаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, кодекса профессиональной этики аудиторов, предусмотренного настоящим Федеральным законом, обязательным для аудиторских организаций, аудиторов является кодекс этики аудиторов России, одобренный советом по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

11. Саморегулируемые организации аудиторов, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов до 1 июля 2010 года, обязаны не позднее 1 сентября 2010 года создать единую аттестационную комиссию, предусмотренную настоящим Федеральным законом.

12. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат:
1) одобрению советом по аудиторской деятельности, создаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, не позднее 1 октября 2010 года;
2) принятию саморегулируемыми организациями аудиторов не позднее 31 декабря 2010 года.

13. Порядок признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации не позднее 1 октября 2015 года.

14. Международные стандарты аудита подлежат признанию для применения на территории Российской Федерации не позднее двух лет со дня вступления в силу порядка признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации.

15. До признания международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации:
1) саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности в порядке, одобренном советом по аудиторской деятельности;
2) совет по аудиторской деятельности рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;
3) уполномоченный федеральный орган утверждает федеральные стандарты аудиторской деятельности.

16. Порядок обмена саморегулируемыми организациями аудиторов действительных квалификационных аттестатов аудитора, выданных до 1 января 2011 года, в случаях изменения фамилии, имени, отчества либо иных сведений, содержащихся в них, утверждается уполномоченным федеральным органом. Плата за обмен квалификационных аттестатов аудитора в случаях, установленных настоящей частью, взимается в соответствии с частью 7 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Саморегулируемые организации аудиторов: анализ деятельности и тенденции развития

В 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307­ФЗ). Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО аудиторов).

Закон № 307­ФЗ направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России.

С введением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.– лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организации аудиторов.

В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»;
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон № 315­ФЗ).

Иными значимыми актами, регулирующими отдельные вопросы осуществления аудиторской деятельности, являются федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации, аудиторов, а также кодекс профессиональной этики аудиторов.

Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Следует также отметить, что Законом № 307­ФЗ предусмотрено принятие каждой из СРО аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения в принимаемый на уровне СРО кодекс дополнительных требований.

Кроме того, Законом № 307­ФЗ определен новый порядок получения квалификационного аттестата аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 1 января 2013 г., до указанного срока Законом № 307­ФЗ предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке.

Для проведения квалификационного экзамена всеми СРО аудиторов создается единая аттестационная комиссия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области аудиторской деятельности – Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 185).

Состояние отрасли и тенденции саморегулирования
По состоянию на декабрь 2009 г. было выдано 7500 лицензий, из них 6700 – аудиторским организациям, 800 – индивидуальным аудиторам.

Следует отметить, что на протяжении последних лет фактически аудиторскую деятельность осуществляло около 4500–5000 тысяч субъектов рынка. Указанная оценка подтверждается в том числе численностью аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов в 2010 г. (по состоянию на сентябрь 2010 г.?– 5044 аудиторских организаций).

После вступления в силу Закона № 307­ФЗ в 2009 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 6 СРО аудиторов (численность приведена по состоянию на сентябрь 2010 г.):

1.?Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России» (НП АПР) – численность НП АПР составляет 7805 членов, в том числе 1163 ауди­торских организации (23,1% общего числа организаций) и 6642 аудитора (27,1% общего числа аудиторов).

2.?Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов» (НП ИПАР) – численность НП ИПАР составляет 2691 член, в том числе 291 аудиторская организация (5,8% общего числа организаций) и 2400 аудиторов (9,8% общего числа аудиторов).

3.?Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП) – численность МоАП составляет 6114 членов, в том числе 1074 аудиторских организаций и (21,3% общего числа организаций) 5040 аудиторов (20,6% общего числа аудиторов).

4.?Некоммерческое партнерство «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» (НП «Гильдия аудиторов ИПБР») – численность НП «Гильдия аудиторов ИПБР» составляет 5932 члена, в том числе 1091 аудиторская организация (21,6% общего числа организаций) и 4841 аудитор (19,8% общего числа аудиторов).
5.?Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (НП «РКА»). Численность НП «РКА» – 3781 член, в том числе 741 аудиторская организация (14,7% общего числа организаций) и 3041 аудитор (12,4% общего числа аудиторов).

6.?Некоммерческое партнерство «Аудиторская Ассоциация Содружество» (НП ААС) – члены «ААС» представлены следующим составом: аудиторы – физические лица: 2381 (10,2% общего числа аудиторов); аудиторы – индивидуальные предприниматели: 125; аудиторские организации: 684 (13,6% общего числа организаций).

По состоянию на 31 декабря 2009 г. членами указанных СРО аудиторов являлись 3648 ауди­торских организаций и 18?257 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов). По информации Минфина России, на конец 2009 г. СРО аудиторов объединяли приблизительно 70% аудиторов и аудиторских организаций, фактически осуществлявших аудиторскую деятельность в 2009 г. К середине 2010 г. указанный показатель составил порядка 95% – членами указанных СРО аудиторов стали 5044 аудиторских организаций и 24?470 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов).

Распределение субъектов аудиторской деятельности по СРО аудиторов по состоянию на сентябрь 2010 г. представлено на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Распределение аудиторских организаций по СРО аудиторов (в %)

Распределение аудиторов – физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) по СРО аудиторов (в %)

Имущественная ответственность членов саморегулируемых организаций аудиторов Законом о саморегулируемых организациях предусмотрено право СРО применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
создание системы личного и (или) коллективного страхования;
формирование компенсационного фонда.

В свою очередь, Законом № 307­ФЗ в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда. При этом формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Законом № 313­ФЗ.

Размер взносов физических и юридических лиц в компенсационный фонд СРО аудиторов, составляет 3 и 5 тыс. рублей соответственно.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности для целей обеспечения имущественной ответственности СРО применяется механизм солидарной ответственности, что в условиях незначительных объемов компенсационных фондов существенно осложняет вопрос управления компенсационным фондом и возмещения ущерба, поскольку заявитель может напрямую и нелимитировано претендовать на средства компенсационного фонда, что, во-первых, может вести к регулярному истощению компенсационных фондов и необходимости их пополнения в первую очередь за счет средств добросовестных участников рынка, а во?вторых, так до конца и не решает вопрос достаточного покрытия возникающих в связи с осуществлением аудиторской деятельности рисков.

По состоянию на сентябрь 2010 г. величина компенсационного фонда по СРО аудиторов составляла:
НП АПР – 25?642?000 рублей:
НП ИПАР – 8?655?000 рублей:
НП МоАП – 20?490?000 рублей;
НП «Гильдия аудиторов ИПБР» –16?018?000 рублей;
НП «РКА» –16?018?000 рублей;
НП ААС – 10?098?862 рублей.

НП АПР, помимо формирования компенсационного фонда, предъявляет к своим членам требование об обязательном страховании профессиональной ответственности. У остальных организации в качестве механизма обеспечения ответственности предусмотрено только формирование компенсационного фонда. Выплаты из компенсационных фондов СРО аудиторов до настоящего времени не производились.

Контроль

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в области аудиторской деятельности.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 155 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно­правовое регулирование в области аудиторской деятельности, является Минфин России.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется Минфином России путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Согласно Закону № 307­ФЗ плановые проверки СРО проводятся не чаще одного раза в два года. Порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, план проверок, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России. Следует отметить, что до настоящего момента указанные документы не утверждены.

Закон № 307­ФЗ предусматривает право руководителя проверяемой СРО аудиторов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Минфина России.

Основанием для осуществления внеплановой проверки СРО аудиторов может являться поданная в Минфин России жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Минфин России аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими СРО аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки Минфином России СРО аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день, по информации Минфина России, внеплановые проверки СРО аудиторов не проводились.

Осуществление СРО аудиторов контроля (надзора) за осуществлением своими членами аудиторской деятельности Согласно ст. 10 Закона № 307­ФЗ СРО аудиторов в отношении своих членов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Закона № 307­ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов, так и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово?бюджетной сфере, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, является Росфиннадзор.

В соответствии со ст. 20 Закона № 307­ФЗ в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить меры дисциплинарного воздействия, предписание об устранении нарушений, предупреждение, наложение штрафа, решение о приостановлении членства в СРО или исключении.

Дополнительно следует отметить, что до принятия Закона № 307-ФЗ, предусматривающего переход рынка аудиторских услуг от лицензирования к механизмам саморегулирования, аудиторская деятельность регламентировалась Федеральным законом от 7.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 119-ФЗ), которым предусматривалось осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Так, ранее на аудиторские организации и индивидуальных предпринимателей возлагалась обязанность по установлению и соблюдению правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к таким правилам, регламентировались федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливалась Минфином России, который мог проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации могло послужить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

Так, в 2009 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведена 611 проверка. По экспертным оценкам, проверками было охвачено порядка 13% всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, приведено в табл. 1:

Таблица 1
Число внешних проверок качества работы аудиторских организации

Количество проведенных проверок

Еще по теме:

  • Постановление верховного суда рф от 23122010 31 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2017 г. № 41 “О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации” В связи с изменением законодательства, а также имеющимися в судебной практике вопросами Пленум Верховного Суда Российской […]
  • Закон 210 от 30122004 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" С […]
  • Приказ об увольнении с военной службы 2014 Увольнение с военной службы И здравствуйте снова! Являюсь военнослужащим по контракту. Написала рапорт об увольнение по сроку окончания контракта 2 октября 2014 г. (контракт закончился 23 октября 2014 г.) В отделе кадров вопросом моего увольнения никто не занимается, поэтому когда будет […]
  • Приказ минтранса по медосмотр Приказ Минтранса РФ от 16 июля 2010 г. N 154 "Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минтранса РФ от 16 июля 2010 г. N 154"Об утверждении […]
  • Закон о кпк Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ"О кредитной кооперации" С изменениями и дополнениями от: 21, 30 ноября 2011 г., 7 июня, 23 июля, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 28 июня 2014 […]
  • Военный суды фз Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ"О военных судах Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 4 декабря 2006 г., 29 […]
  • Федик прокурор Прокурор Днепропетровской области Роман Федик за $ 400 000 взятки освобождает из СИЗО чиновника-коррупционера (ДОКУМЕНТЫ) Днепропетровской области Роман Федик получил взятку в размере четырехсот тысяч долларов США за освобождение из-под стражи Владимира Зарицкого – бывшего заместителя […]
  • Нововведение в судах Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 […]