Закон медосмотр работников

Как работодатель должен оплачивать медосмотры работников?

Минфин России, отвечая на вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров, высказал позицию о неправомерности такой распространенной среди работодателей практики, при которой работники проходят указанные осмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов (письмо Минфина России от 8 февраля 2018 г. № 03-15-06/7527).

Вправе ли работодатель требовать прохождения предварительного медицинского осмотра от лиц, для которых такой осмотр не является обязательным? Ответ – в материале «Предварительный медицинский осмотр» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указали в ведомстве, предусмотренные ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не предусмотрена.

Отметим, что ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка их проведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 мая 2015 г.№ 12-232/2015).

Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22 ноября 2011 г. № 33-3776, определение Мурманского областного суда от 5 июня 2013 г. № 33-1940-2013).

Обязательные медосмотры для работников образовательного учреждения

Обязанность прохождения медосмотров работниками образовательных учреждений.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

Пунктом 18 Приложения N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н установлено, что работники, выполняющие работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также в детских организациях, не осуществляющих образовательной деятельности (спортивных секциях, творческих, досуговых детских организациях и т.п.), обязаны проходить ежегодные обязательные медицинские осмотры в следующем объеме:

— осмотр врачами: дерматовенерологом, оториноларингологом, стоматологом, инфекционистом;

— лабораторные и функциональные исследования: рентгенографию грудной клетки, исследование крови на сифилис, мазки на гонорею при поступлении на работу, исследования на гельминтозы при поступлении на работу и в дальнейшем — не реже одного раза в год либо по эпидпоказаниям;

— выявление дополнительных медицинских противопоказаний, а именно заболеваний и бактерионосительства: брюшного тифа, паратифов, сальмонеллеза, дизентерии; гельминтозов; сифилиса в заразном периоде; лепры; заразных кожных заболеваний: чесотки, трихофитии, микроспории, парши, актиномикоза с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; заразных и деструктивных форм туберкулеза легких, внелегочного туберкулеза с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук; гонореи (всех форм) — только для работников медицинских и детских дошкольных учреждений, непосредственно связанных с обслуживанием детей, — на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля; озены.

Из изложенного следует, что обязательные медицинские осмотры обязаны проходить все без исключения работники образовательных учреждений.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательного медицинского осмотра (обследования), а также обязательного психиатрического освидетельствования в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность работодателя в проведении медосмотров работников.

Обязанность работодателя в проведении медосмотров работника и несении затрат на их проведении установлена Трудовым кодексом РФ, Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Так согласно требований ст. 212 ТК РФ Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров .

Статьей 213 ТК РФ установлено, что «Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

В п. 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (далее — Порядок), сказано, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При этом в медицинской организации должна быть создана постоянная комиссия, в состав которой входят врачи, прошедшие специальное повышение квалификации (п. 5 Порядка). Работник проходит предварительный медицинский осмотр по направлению, выданному работодателем, а в направлении указывается медицинское учреждение, в котором необходимо пройти предварительный медицинский осмотр (п. п. 7 и 8 Порядка).

Из смысла п. п. 6, 35 и 36 Порядка следует, что работодатель обязан заключить договор с медицинской организацией, имеющей право на проведение предварительного и последующего медицинских осмотров. Этот момент подтверждается и п. 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, утвержденных Минздравсоцразвития России 14.12.2005.

Таким образом, работодатель обязан заключить договор с медицинской организацией на проведение предварительного медицинского осмотра работников при приеме их на работу, а также периодических осмотров работников. Работодатель направляет работника в медицинскую организацию, с которой заключен договор, так как в данной медицинской организации есть врачебная комиссия, состоящая из квалифицированных врачей, имеющих разрешение на проведение медицинского осмотра по факторам, имеющим значение для работодателя. В направлении на предварительный медицинский осмотр указывается медицинское учреждение, в котором необходимо пройти медицинский осмотр.

Источник финансирования затрат работодателя на предварительные и периодические медосмотры.

Деятельность Работодателя — образовательного учреждения (ОУ) финансируется его учредителем, которым для государственного образовательного учреждения г. Москвы – субъект РФ город Москва в лице его уполномоченного органа – Департамента образования города Москвы.

Финансирование деятельности ОУ осуществляется за счет выделяемых денежных средств в виде субсидии (бюджетных ассигнований) на выполнение государственного задания образовательным учреждением.

Так согласно п. 4 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Государственное задание общеобразовательному учреждению выдается на выполнение государственной услуги — реализация общеобразовательных программ соответствующего уровня образования ( дошкольного, начального общего, основного общего) как это определено в уставных и лицензионных документах ОУ. (Приказ Департамента образования города Москвы №823 от 09 декабря 2013 года «Об утверждении ведомственного перечня госуслуг»).

Таким образом, выделяемые средства субсидии должны быть целевым образом использованы на обеспечение осуществления государственной услуги — реализацию программ соответствующего уровня образования.

Основным ресурсом обеспечения исполнения государственной услуги для ОУ является обеспечение учреждения штатом работников, допущенных к педагогической деятельности в отношении обучающихся.

Одним из основных условий допущения педагогических работников к педагогической деятельности помимо обеспечения ОУ наличия у них соответствующей профессиональной квалификации, является обеспечение ОУ охраны здоровья обучающихся, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, что обеспечивается за счет проведения ОУ предварительных и периодических медицинских осмотров работников образовательного учреждения.

Таким образом, есть основания полагать, что использование средств субсидии, выделяемой на основании государственного задания на выполнение государственной услуги — реализация общеобразовательных программ соответствующего уровня, правомерно на покрытие затрат образовательного учреждения на обеспечение прохождения его работниками обязательных медицинских осмотров, в отсутствие которых согласно действующему законодательству работники не могут быть допущены к педагогической и иной деятельности в образовательном учреждении согласно ТК РФ.

Данное положение подтверждается письмом Департамента образования города Москвы от 25.09.2013 г. № 01-08-2671/13 в адрес начальников окружных управлений образования и руководителей образовательных учреждений г.Москвы которым разъясняется, что что средства субсидии на выполнение государственного задания на 2013/2014 уч.г. могут быть использованы на следующие цели:

Формирование фонда оплаты труда;

Приобретение расходных материалов, связанных с оказанием государственных услуг (работ), учебные расходы, приобретение мягкого инвентаря;

оплату услуг связи, транспортных и прочих услуг;

С учетом выше приведенной аргументации под прочими услугами возможно понимать и услуги медицинских организаций по проведению обязательных предварительных и последующих медицинских осмотров работников образовательного учреждения на основании заключенных договоров с такими организациями в отношении своих работников.

Процедура заключения государственным образовательным учреждением договора на проведение обязательных медицинских осмотров работников.

Согласно действующего законодательства в сфере закупок для государственных нужд государственные бюджетные учреждения обязаны размещать закупки в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. посредством проведения конкурентных и неконкурентных процедур (закупки у единственного поставщика).

Каких-либо исключений для заключения договора на проведение обязательных медицинских осмотров образовательным учреждением данный закон не предусматривает.

Таким образом закупки, предметом которых является оказание медицинских услуг по проведению обязательных предварительных и последующих медицинских осмотров работников осуществляются образовательным учреждением в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Приложение- Письмо Департамента образования города Москвы от 25.09.2013 г. № 01-08-2671/13

Как и зачем проводится периодический медицинский осмотр работников?

Прохождение периодического медосмотра рекомендуется для выявления заболеваний, их своевременного лечения и предупреждения несчастных случаев. Все обследования можно пройти в частной клинике.

Медицинский осмотр по приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н предусматривает прохождение следующих специалистов: ЛОР, терапевт, хирург и офтальмолог.

При заключении договора с частным медцентром на плановые осмотры сотрудников компания может сэкономить на расходах.

Экономьте время и деньги — прохождение плановых осмотров сотрудников в профильных медцентрах рядом с метро!

Стоит помнить: проведение регулярных осмотров сотрудников допускается в частных медцентрах, имеющих соответствующую лицензию.

Периодический медицинский осмотр работников предприятия — требование приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н. Процедура необходима и самому работодателю, и тем, кто трудится на его предприятии. Такие осмотры позволяют контролировать здоровье работников и быть уверенным, что они могут выполнять свои должностные обязанности, не подвергая риску себя и окружающих.

Цели проведения обязательных медицинских осмотров работников

Существует несколько типов медосмотров работников:

Предварительные. Их цель — выяснить, позволяет ли состояние здоровья кандидата выполнять ту или иную работу. Для некоторых категорий работников такие осмотры обязательны. Например, предварительный медосмотр при поступлении на работу должны проходить:

  • люди, чья профессиональная деятельность связана с управлением сложными механизмами и устройствами (крановщики, электрики);
  • люди, которые трудятся в опасных условиях (промышленные альпинисты, моряки, работники нефтяной и газовой промышленности, работающие на Крайнем Севере);
  • люди, управляющие транспортными средствами (водители, пилоты);
  • работники пищевой промышленности;
  • работники детских и медицинских учреждений и другие.

Периодические. Проводятся для того, чтобы выявить на ранних сроках заболевания, которые могут быть опасны для окружающих или делают человека непригодным для выполнения определенного типа работ, отследить динамику изменения здоровья, а также для того, чтобы выявить возможные профессиональные заболевания и свести к минимуму вред, причиненный здоровью и самочувствию работника. Сотрудники в возрасте до 21 года должны проходить медосмотр ежегодно.

Внеочередные. Проводятся в особых случаях — по просьбе самих сотрудников, при выявлении профессиональных заболеваний во время последнего планового медосмотра, в случаях, если у кого-то в коллективе выявлено опасное инфекционное заболевание, а также по требованию Роспотребнадзора.

Требования к периодичности и порядку проведения медосмотров прописаны в Трудовом кодексе РФ (ст. 212, 213 и 266). А в статье 5.27.1 КоАП РФ установлено, что допуск к работе без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 15 000–25 000 рублей, на юридических лиц — 110 000–130 000 рублей.

Категории работников, обязанных проходить периодические медицинские осмотры

По инициативе руководства предприятия или самого коллектива проходить периодические медицинские осмотры могут люди любых профессий, но законодательство определяет лишь некоторые специальности, представители которых в обязательном порядке должны проходить регулярные медосмотры. К ним относятся:

  • люди, выполняющие верхолазные и высотные работы;
  • работники сферы общественного питания;
  • работники детских, образовательных и медицинских (а также профилактических) учреждений;
  • сотрудники санитарно-гигиенических учреждений (к которым, в частности, относятся салоны красоты, сауны, прачечные и пр.);
  • сотрудники фармацевтических предприятий;
  • клинеры;
  • работники, чья деятельность связана с системами водоснабжения;
  • работники птицеферм и животноводческих предприятий;
  • работники, занятые на опасном или вредном производстве;
  • сотрудники, не достигшие возраста 21 года.

Порядок проведения медосмотров работников предприятий

Организация медосмотра — это ответственность руководства предприятия, оно же и оплачивает это мероприятие. Вкратце схема организации медосмотра для работников предприятия выглядит так:

Шаг 1. Формирование списка контингента работников, которых следует направить на медосмотр. Список в срок до 10-ти дней необходимо направить в территориальный отдел Роспотребнадзора своего административного округа.

Шаг 2. Заключение договора на осмотр работников с медицинским центром. Согласование сроков проведения медосмотра.

Шаг 3. Подписание приказа о периодичности медицинского осмотра и очередности его прохождения. Сотрудников необходимо ознакомить с этим документом как минимум за 10 дней до начала медосмотра.

Шаг 4. Выдача направлений на медосмотр. Направления оформляются в организации в произвольном виде.

Шаг 5. Сбор подписанных и заверенных печатью заключений с результатами медосмотра. Заключение подписывается в двух экземплярах — один из них отдают работнику, другой остается в учреждении, проводившем медосмотр.

Шаг 6. Медицинский центр составляет заключительный акт. На это может потребоваться время, как правило — до 30-ти дней. Заверенный акт, подписанный медицинским учреждением и организацией, направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора по своему административному округу на согласование.

Работники обязаны явиться в медицинский центр, с которым был заключен договор, точно в указанный в направлении срок. С собой полагается иметь паспорт и собственно направление. Если сотрудник не явился, работодатель должен отстранить его от работы без начисления зарплаты до тех пор, пока осмотр не будет пройден. В случае если осмотр был пропущен по вине работодателя или же по причинам, которые не зависят ни от сотрудника, ни от работодателя, недопущение к выполнению обязанностей расценивается как простой и оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты работника.

Как правило, во время периодического медицинского осмотра работники посещают несколько специалистов и проходят различные инструментальные и лабораторные исследования. Конкретный список зависит от типов работ и вредных производственных факторов. Комиссию формирует медицинский центр, с которым был заключен договор на проведение медосмотра. В нее обязательно входит врач-профпатолог, а также другие специалисты.

Расходы на прохождение профосмотров

Как уже было сказано, все расходы по организации обязательного планового медосмотра берет на себя работодатель: это требование статей 212 и 213 Трудового кодекса РФ. Стоимость медицинского осмотра одного работника колеблется от 1500 до 5000 рублей, в зависимости от состава медицинской комиссии, количества и типов лабораторных и инструментальных исследований. Чем больше работников, тем ниже цена, поскольку многие медучреждения предоставляют скидки крупным организациям. Государство компенсирует часть затрат организации на проведение медосмотров через Фонд социального страхования.

Пе­ри­о­дич­ность про­хож­де­ния осмот­ров за­ви­сит от про­фес­сии. Для боль­шинст­ва спе­ци­аль­нос­тей, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых обя­за­ны про­хо­дить ре­гу­ляр­ный мед­о­смотр, а так­же для ра­бот­ни­ков мо­ло­же 21 го­да он про­во­дит­ся еже­год­но, а мед­ра­бот­ни­ки, кро­ме то­го, обя­за­ны раз в по­лго­да про­хо­дить от­дель­ные до­пол­ни­тель­ные об­сле­до­ва­ния. В осталь­ных слу­ча­ях осмот­ры долж­ны про­во­дить­ся не ре­же, чем раз в 2 го­да.

Приказ Минздрава 302н: актуальные изменения и дополнения

Смотрите также:

Организация медосмотров на некоторых предприятиях является обязательным. А допуск сотрудников к работе без его прохождения влечет серьезные правовые последствия для работодателя. Мы решили детально разобраться и расскажем вам, в каких случаях работники обязаны проходить медосмотр, что грозит нанимателю за допуск к работе без осмотра и как оформить направление.

Согласно статье 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ , медицинский осмотр – это комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний у работников. Таким образом, это не только полезное для работников мероприятие, позволяющее на ранних стадиях выявить опасные заболевания, но и хорошая возможность для работодателей избежать несчастных случаев на производстве со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Виды медосмотров

В статье 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ выделены следующие виды медосмотров:

  • профилактический – направлен на ранее выявление опасных заболеваний и состояний;
  • предварительный – проводится при приеме на работу;
  • периодический – проводится на предприятиях в установленные нормативными актами периоды, с целью выявления и профилактики профессиональных и иных заболеваний;
  • предсменные, или предрейсовые – производятся непосредственно перед выходом работника на смену;
  • послесменные, или послерейсовые – проводятся по окончании трудового дня.

Все перечисленные виды медосмотров, согласно статьям 212 и 213 Трудового кодекса , должны проводиться за счет работодателя. А на время его прохождения за работником должна быть сохранена средняя заработная плата и должность. Об этом говорится в статьях 185 , 212 и 219 ТК РФ .

Приказ №302 н о прохождении медосмотров

Приказ №302н от 12.04.2011 , принятый Минзравсоцразвитием, устанавливает обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для работников, связанных с опасными типами производства и контактирующими с вредными для здоровья факторами. В приказе №302н имеется приложение 1, которое содержит перечень вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные медосмотры. Их утверждение стало одным из основных нововведений в сфере мониторинга здоровья работников. Информация в данном нормативном акте представлена в виде таблицы, в которой помимо наименования вредных явлений на производстве, указана периодичность проведения осмотров, а также список врачей, которых должны посетить работники. Например, работники имеющие контакт с соединениями азота, должны посещать оториноларинголога и дерматовенеролга один раз в два года.

Что касается списка работ, при которых обязательно проходить медосмотры, в приказе №302н приложении 2 содержится соответствующая информация. В таблице представлен непосредственно перечень видов деятельности, частота посещения врачей, их список, а также виды необходимых анализов и противопоказания для продолжения трудовой деятельности. Например, водители наземного транспорта должны один раз в два года посещать невролога, офтальмолога, оториноларинголога, хирурга и дерматовенеролога.

Особо отметим, что работники в возрасте до 18 лет подлежат обязательному медицинскому осмотру, а сотрдуники в возрасте до 21 года обязаны проходить медицинский осмотр ежегодно.

Порядок проведения медосмотра

Порядок проведения медицинского осмотра работников регламентируется главами 1 и 3 302-го приказа Минздрава. В этом документе содержится подробный алгоритм организации мероприятия. Порядок проведения предварительного и периодического осмотров несколько отличаются друг от друга. Рассмотрим оба алгоритма подробнее.

Предварительный медосмотр

Данный вид осмотра проводится при приеме сотрудника на работу на основании направления. Этот документ заполняется на основании списка контингентов, для которых медосмотр является обязательным. Существующим законодательством не предусмотрена унифицированная форма направления. Тем не менее, в 302-ом приказе по медосмотрам имеется список сведений, которые необходимо указывать. Таким образом, каждое предприятие может самостоятельно разработать бланк этого документа. Однако, на практике, работодатели стараются использовать формы, применяющиеся в лечебных учреждениях, поскольку это позволяет избежать спорных моментов.

В направлении на медосмотр должны содержаться следующие данные:

  • наименование работодателя;
  • форма собственности и вид экономической деятельности;
  • наименование медицинского учреждения, его адрес и код ОГРН;
  • вид осмотра;
  • ФИО работника;
  • дата рождения;
  • наименование структурного подразделения и должности;
  • опасные факторы и виды работ, с которыми предстоит столкнуться работнику;
  • ФИО и подпись лица, уполномоченного за выдачу направления;
  • подпись работника;
  • ФИО сотрудника, ответственного за учет выданных направлений.

Образец направления представлен ниже.

После получения этого документа, кандидат на вакансию отправляется в медицинское учреждение, где он предоставляет направление, паспорт, паспорт здоровья (при наличии) и при необходимости психиатрическое заключение. Затем на работника заводят медицинскую карту и паспорт здоровья, куда вносят заключения специалистов.

В результате медосмотра, работнику выдается заключение, в котором обозначен результат осмотра. А именно, выявлены ли какие-либо противопоказания для осуществления конкретного вида деятельности. Этот документ составляется в двух экземплярах. Один из них прикрепляется к амбулаторной карте, а второй выдается работнику.

Периодический медосмотр

Рассматриваемый вид осмотров проводится на основании поименных списков. В них включают всех сотрудники, занятых на опасных или вредных работах, с указанием должности и вредного фактора. Список должен быть подготовлен не позднее чем за два месяца до начала медосмотра.

Важным нововведением стало то, что непосредственно перед прохождением медосмотра, работодатель должен вручить сотруднику направление, которое оформляется так же как и при предварительном осмотре.

Медицинская организация, с которой у работодателем должен быть заключен договор, подготавливает календарный план осмотров, который должен быть предоставлен работодателю не позднее чем за 14 дней до начала осмотра. Далее процесс медосмотра проходит в том же порядке, что и предварительный и завершается выдачей сотрудникам заключений. Затем медицинская организация обобщает, полученные результаты и отражает их в заключительном акте. В этом документе указывается:

  • количество работников прошедших осмотр;
  • количество сотрудников, имеющих противопоказания;
  • сколько сотрудников нуждаются в лечении и дополнительном обследовании и так далее.

Акт составляется в четырех экземплярах, которые заверяются главой комиссии. Один экземпляр отсылается на предприятие, второй – остается в медицинском учреждении, третий – в центр профпатологии, четвертый – в территориальный орган исполнительной власти, ответственный за санитарно-эпидемиологическую ситуацию.

Ответственность работодателя и сотрудника за допуск к работе без медосмотра

Существующее законодательство предусматривает ответственность для работодателей, допустивших сотрудников к работе без прохождения обязательного медицинского осмотра. Наказание за такое правонарушение предусмотрено частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Согласно этой норме, должностным лицам грозит штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей. Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица – от 15 000 до 25 000 рублей. Юридическим лицам сулит штраф от 110 000 до 130 000 рублей. При этом стоит читывать, что размер штрафа зависит от количества незаконно допущенных к труду работников. Если из-за уклонения от прохождения медосмотра, здоровью сотрудника будет нанесен вред или наступит его смерть, действия работодателя будут квалифицироваться в соответствии с нормами Уголовного кодекса.

Что касается сотрудников, отказывающихся по каким-либо причинам, проходить медицинский осмотр, то они должны быть отстранены от работы до того момента, пока у них не будет заключения, подтверждающего пригодность к труду. Такую ответственность предусматривает статья 76 ТК РФ . Подчеркнем, что на время отстранения заработная плата за работником не сохраняется и он должен быть ознакомлен с этим фактом.

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

Еще по теме:

  • Платят ли алименты после 18 лет если ребенок учится в колледже Алименты после 18 лет В 2018 году принципы алиментных отношений в части обязанности родителей содержать своих детей не изменились. В соответствии с нормами Семейного кодекса РФ, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия. Согласно этому определению и правилам главы 13 СК РФ, […]
  • Программа детского оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания Программа организации отдыха и оздоровления детей на базе загородного детского оздоровительного лагеря «Заря» Транскрипт 1 Загородный детский оздоровительный лагерь "Заря" Программа организации отдыха и оздоровления детей на базе загородного детского оздоровительного лагеря «Заря» […]
  • Могу ли я использовать материнский капитал на строительство Как получить материнский капитал на строительство дома – условия 2018 года + советы юриста по оформлению документов Журнал «ХитёрБобёр» приветствует своих читателей! На связи Эдуард Стембольский, эксперт по экономическим и юридическим вопросам. Тема данной публикации – строительство дома […]
  • Гражданское право Развод и раздел имущества Раздел движимого и недвижимого имущества при разводе. Грамотный раздел квартиры, дома, машины Как поделить имущество между супругами, потратив наименьшее количество денег и нервов - об этом наша статья. Я постарался наиболее полно ответить на все основные вопросы и грамотно […]
  • Налог для производителей сельскохозяйственной продукции в рб Налог для производителей сельскохозяйственной продукции в рб ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ИЗМЕНЕНИЯ С 2017 ГОДА Законом Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» внесены […]
  • К чему сниться переселение К чему снится? :: Сонник Значение снов — сонник К чему снится Переселение - сонник Переселение Если Вам снится Переселение и Вы хотите узнать к чему снится Переселение, то в первую очередь нужно обратиться к значению слова Переселение: ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, переселения, ср. Действие по глаг. […]
  • Как оформить карточку в метро кэш энд керри Как получить карту физическому лицу Вопрос, как получить карту metro cash and carry юридическому лицу или ИП легко решаем с помощью официального сайта и предоставления собственных документов. Чаще всего, карточку METRO приобретают ради оптовых покупок, предприниматели малого и среднего […]
  • Будет ли повышение пенсий по старости в 2018 году Индексация пенсий по старости в 2018 году - последние новости Как все знают, власти страны каждый год проводят индексацию пенсионных выплат гражданам, которые вышли на свой законный отдых. В этом году также планируется проведение увеличения пенсии. Два этапа проведения индексации Начиная […]