Налогооблагаемой базы по земельному налогу

Содержание страницы:

Налогооблагаемой базы по земельному налогу

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ЛЬГОТЫ, УВЕДОМЛЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Наряду с организациями, налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица. Обязанность по уплате земельного налога возникает у физических лиц с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога.
Из этой статьи Вы узнаете, в каком порядке уплачивают земельный налог физические лица, какие для них предусмотрены льготы, и какая наступает ответственность за неуплату земельного налога.

Итак, налогоплательщиками земельного налога, наряду с организациями, признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (статья 388 НК РФ).
Отметим, что на сегодняшний день земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование физическим лицам не предоставляются, что следует из пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ (далее — ЗК РФ). До вступления в силу ЗК РФ, то есть до 25.10.2001 г., физические лица располагали возможностью воспользоваться указанным выше правом. А согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка. Такая норма закреплена пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Доказательством существования указанных выше зарегистрированных прав признается запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).
Напомним, что Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2017 г. До указанной даты государственная регистрация осуществлялась на основании Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) посредством внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).
Со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения ЕГРП считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения (пункт 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как рассчитывается земельный налог

1. Кто обязан платить земельный налог?

Уплачивать земельный налог обязаны граждане, которые обладают земельными участками:

  • на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Не обязаны платить налог лица, земельные участки которых находятся в праве безвозмездного пользования, или переданы им по договору аренды.

2. Как рассчитывается земельный налог?

Земельный налог рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости участка. Налоговая служба начисляет его, основываясь на сведениях из Росреестра.

Объект налогообложения, налоговая база, сумма налога и срок уплаты указываются в едином налоговом уведомлении, которое налоговая служба направляет налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до срока уплаты.

3. Кто имеет право на льготы по земельному налогу?

Для граждан некоторых

  • героев Советского Союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II группы;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации и участвовавших в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС;
  • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  • «>льготных категорий , а также пенсионеров налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 600 кв. м площади земельного участка на одного налогоплательщика в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

    Кроме федеральной льготы в Москве

  • инвалидов I, II групп, инвалидов детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, в том числе граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации и участвовавших в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС;
  • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
  • одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  • «>для некоторых категорий граждан действует дополнительное уменьшение налоговой базы по земельному налогу на одного налогоплательщика на один миллион рублей.

    Полностью освобождены от уплаты земельного налога лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

    Обратите внимание! Налоговые льготы не распространяются на земельные участки, сдаваемые в аренду.

    Для оформления льготы вам потребуются:

    • заявление о предоставлении льготы;

    • уведомление о выбранных объектах налогообложения;

    • документы, подтверждающие право на льготу.

    Предъявить документы можно в удобную вам налоговую инспекцию или любой центр госуслуг «Мои документы». Сделать это нужно до 1 ноября того года, начиная с которого будет предоставляться льгота.

    В случае если вы уже оформляли московские льготы по земельному налогу, а также федеральные льготы по другим видам налогов, направлять заявление и документы в налоговую не нужно. Если у вас в собственности несколько земельных участков, и вы не предоставите уведомление о выбранных объектах налогооблажения, льгота будет предоставлена в отношении земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

    4. Нужно ли самостоятельно сообщать в налоговую о своем земельном участке?

    Информацию о земельных участках, подлежащих налогообложению, налоговая инспекция получает из Росреестра.

    Однако, если вы никогда не получали единого налогового уведомления и при этом не относитесь к льготным категориям, вы обязаны сообщить в налоговую о своем имуществе. Если вы не сделаете этого, с вас могут взыскать штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении этого земельного участка. Такое правило действует с 1 января 2017 года.

    В налоговую нужно представить:

    • сообщение об имуществе (можно заполнить как от руки, скачав бланк на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС), так и в электронном виде, использовав специальную программу в личном кабинете налогоплательщика);
    • копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов.

    Подать документы можно:

    • лично или через представителя (требуется нотариально удостоверенная доверенность) в удобную вам налоговую инспекцию или в любой центр госуслуг «Мои документы»;
    • по почте с описью вложения;
    • онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

    5. Как уплатить налог?

    Указанную в едином налоговом уведомлении сумму налога нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговый период представляет собой один календарный год). Уплачивается налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления.

    Уплатить налог можно:

    • лично (в банке);
    • онлайн, при помощи специального сервиса на сайте ФНС.

    На сайте налоговой службы также можно сформировать квитанцию для уплаты в банковском отделении.

    Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН, выбрать налог, адрес местонахождения и сумму.

    Узнать актуальные налоговые ставки можно на сайте ФНС.

    Земельный налог для организаций

    Платите налоги в несколько кликов!

    Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

    Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

    • налоговые ставки;
    • порядок и сроки уплаты налога;
    • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Какие организации платят земельный налог?

    Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

    Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

    Объект налогообложения по земельному налогу

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

    • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
    • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
    • земельные участки из состава земель лесного фонда;
    • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
    • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

    Налоговая база по земельному налогу

    Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

    Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

    • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
    • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

    Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

    Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

    Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

    Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

    Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

    Налоговый и отчетный период по земельному налогу

    Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

    Налоговая ставка по земельному налогу

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

    Ставки не могут превышать:

    — 0,3 %

    • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
    • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
    • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
    • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    — 1,5 % для прочих земельных участков.

    По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

    Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

    Налоговые льготы по земельному налогу

    От налогообложения освобождаются:

    • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
    • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
    • общероссийские общественные организации инвалидов;
    • «сколковцы».

    Полный список сморите здесь.

    Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

    Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

    • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
    • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
    • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

    Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

    Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

    Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

    По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

    Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

    Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

    Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

    • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
    • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

    Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

    Когда сдавать декларацию по земельному налогу

    Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

    Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

    Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

    Земельный налог: изменения в порядке определения налоговой базы связаны с кадастровой стоимостью (Сиротина Е.А.)

    Дата размещения статьи: 15.05.2015

    Какие изменения в порядке определения налоговой базы, исчисления и уплаты земельного налога вступают в силу 1 января 2015 г.? Нарушения каких норм законодательства могут быть допущены при некорректном заполнении декларации? Какие санкции применяются к кредитным организациям и их должностным лицам за нарушения налогового законодательства? Какие изменения в земельном законодательстве начнут действовать с 1 января 2015 г.?

    Порядок налогообложения земельных участков определен гл. 31 НК РФ. Земельный налог является местным налогом и зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

    Плательщиками налога признаются организации, владеющие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ. Организации не признаются налогоплательщиками в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Определение налоговой базы

    В соответствии с законодательством земельный налог уплачивается и кредитными организациями, имеющими земельные участки в собственности. С участков земли, которые арендуются, налог не уплачивается.

    Для правильного расчета налога на землю необходимо знать кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку, закрепленную на региональном уровне местными органами власти. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

    Под кадастровой стоимостью в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ) понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

    В соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который в свою очередь в течение 10 рабочих дней вносит их в Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

    Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 225-ФЗ) в ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка применения сведений о кадастровой стоимости.

    Так, сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с момента их внесения в ГКН, за исключением случаев изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда. Тогда в соответствии со ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Новые положения ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о ее пересмотре, поданных после дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ (п. 8 ст. 3).

    Изменения в порядке определения налоговой базы с 1 января 2015 года

    В соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ с 1 января 2015 г. вступают в силу следующие изменения в порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога.

    Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

    Перечень объектов, не подлежащих налогообложению, дополнен земельными участками, входящими в состав общего имущества многоквартирного дома (ст. 389 НК РФ).

    Внесены уточнения в порядок определения полных месяцев владения земельным участком. Полным месяцем владения считается месяц, в котором возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца. Если возникновение указанного права на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) права в расчете не учитывается.

    Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме следующих случаев:

    1) если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменена вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка;

    2) если кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ. В этом случае сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ГКН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

    Банки — плательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основе сведений Государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Если банк не является единоличным собственником земельного участка, являющегося объектом налогообложения, при расчете земельного налога необходимо руководствоваться следующим.

    Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого налогоплательщика — собственника данного земельного участка в равных долях пропорционально его доле в общей долевой собственности.

    Налоговая ставка

    В зависимости от категории земель или разрешенного использования участка ставка земельного налога для организации не может быть выше:

    — 0,3% — для земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые используются в сельскохозяйственном производстве, заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных или предоставленных для жилищного строительства;

    — 1,5% — для остальных земельных участков.

    Размер земельного налога юридические лица рассчитывают самостоятельно, руководствуясь гл. 31 НК РФ, и уплачивают налог в ИФНС по месту расположения. После окончания налогового периода, не позже 1 февраля, кредитная организация должна представить в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу на землю. Налоговым периодом считается календарный год.

    Заполнение декларации

    Декларация по земельному налогу заполняется только по участкам, предназначенным для предпринимательской деятельности.

    Основной нормативный документ, регламентирующий декларацию по земельному налогу, — Приказ ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения» (с изменениями и дополнениями) (далее — Приказ N ММВ-7-11/[email protected]).

    Форма состоит из титульного листа, разд. 1 (сумма земельного налога), разд. 2 (расчет земельного налога). При наличии нескольких участков у одного налогоплательщика заполняется несколько листов с разд. 2 (на каждый из участков).

    Титульный лист

    Организация указывает ИНН и КПП, которые присвоены ей тем налоговым органом, в который представляется декларация.

    Если декларация первичная, по реквизиту «Номер корректировки» проставляется «0», при представлении уточненной декларации указывается номер по порядку: «1», «2» и т.д.

    В графе «Налоговый период» ставится «34» — код, обозначающий календарный год; при реорганизации (ликвидации) организации (при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) вместо «34» ставится «50».

    Код «По месту нахождения» указывается в зависимости от того, в какую инспекцию документ подается:

    — в инспекцию, где организация учтена как крупнейший налогоплательщик (код 213);

    — по месту учета правопреемника как крупнейшего налогоплательщика (код 216);

    — по месту расположения земельного участка, его доли (код 270).

    Коды форм реорганизации (если таковая происходит): 1 — преобразование, 2 — слияние, 3 — разделение, 5 — присоединение, 6 — разделение с одновременным присоединением, 0 — ликвидация.

    Раздел 1

    Раздел 1 является сводным, заполняется сразу на все участки: в нем указывается общая сумма налога на участки и земельные доли, принадлежащие одному налогоплательщику на данной территории. Одинаковые строки (например, от 010 до 040) заполняются отдельно для каждой единицы административного характера, к которой будет причислен налог. Коды бюджетной классификации отличаются в зависимости от места расположения в городском округе, сельских поселениях или межселенных территориях.

    Раздел 2

    Графа «Код по ОКАТО» заменена на «Код ОКТМО» — Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОК 033-2013), утвержденный в 2013 г.

    По общему правилу в графе «Кадастровая стоимость» указываются сведения по состоянию на 1 января, а если участок образовался в течение налогового периода, — то на момент образования участка.

    В графу «Доля налогоплательщика в праве» заносится информация из правоустанавливающего документа для участков, находящихся в общей долевой собственности.

    Доля налогоплательщика в праве на земельный участок в общей долевой или совместной собственности отражается по строке 060. Значение указывается в виде правильной простой дроби.

    Приложение 6

    Приложение 6 к Порядку заполнения декларации содержит коды налоговых льгот, которые надлежит вписать в строку 090. Для льготников предусмотрены графы «Не облагаемая налогом сумма» и «Код налоговой льготы в виде доли необлагаемой площади земельного участка».

    Последние редакции Приказа N ММВ-7-11/[email protected] доведены до налогоплательщиков Письмом ФНС России от 30.05.2014 N БС-4-11/10399.

    Контрольные соотношения

    В соответствии с поручением Правительства РФ, обязавшим ФНС России публиковать разъяснения о действующих контрольных внутри- и междокументных соотношениях, которые позволят выявлять и исправлять ошибки в декларациях (расчетах) по разным налогам и сборам до того, как они представлены в контролирующие органы, ФНС России опубликовала Контрольные соотношения показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности по земельному налогу . Таблица контрольных соотношений содержит также ссылки на нормативные документы, описывающие нарушения законодательства, указание на возможные ошибки налогоплательщиков, допущенные при заполнении декларации. С помощью этой информации можно проверить правильность заполнения отчетности.

    Письмо ФНС России от 25.03.2014 N 11-1-05/[email protected] (http://www.Nalog.ru/rN77/taxatioN/taxes/zemelNy/zem_ul).

    Все ошибки, которые налогоплательщик может допустить при составлении налоговой декларации по земельному налогу, можно разделить на арифметические (ошибки в подсчетах) и логические (допущенные при отражении взаимоувязанных строк декларации).

    Специалисты ФНС разделяют проверки на проверки между показателями декларации и проверки между показателями налоговой отчетности и внешними источниками, предназначенные для осуществления налогового контроля. Соответственно, в таблице контрольные соотношения разделены на внутридокументные КС и междокументные КС.

    В отношении земельного налога внешним источником является форма 1114235 «Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в т.ч. земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества», утвержденная Приказом Минфина России и ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/[email protected] Указанный документ содержит кадастровый номер земельного участка (строка 1.1 листа А) и кадастровую стоимость (долю кадастровой стоимости) земельного участка (строка 1.10 листа А).

    В налоговой декларации кадастровый номер отражается в разд. 2 под названием раздела, кадастровая стоимость (доля кадастровой стоимости) земельного участка — в строке 050 разд. 2.

    Аналогично проверяется правильность указанных в декларации ОКТМО, ИНН и КПП налогоплательщика, а также размер доли в праве собственности.

    Практически все проверки налоговые инспекции осуществляют в автоматическом режиме. Однако есть и такие контрольные соотношения, которые компьютер не проверит. К примеру, КС 1.34 и 1.35, в которых анализируется применение налоговой льготы в виде снижения ставки налога в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ.

    При выявлении любого несоответствия налоговый инспектор направляет письменное уведомление налогоплательщику о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если исправления не будут внесены, инспектор вправе в течение 10 дней после окончания камеральной проверки составить акт налоговой проверки (ст. 100 НК РФ).

    Ответственность банков за нарушения налогового законодательства

    Неисполнение обязанностей по уплате любого налога является правонарушением, за которое установлена налоговая, административная и уголовная ответственность. Административная и уголовная ответственность применяется к должностным лицам организации (индивидуальным предпринимателям), налоговая — к налогоплательщику в целом.

    Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена ст. ст. 15.3 — 15.6, 15.11 КоАП РФ. За налоговое правонарушение налагаются налоговые санкции, применяются меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Уголовный кодекс РФ определяет состав налоговых преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

    За нарушения по исчислению и уплате земельного налога налогоплательщик несет такую же ответственность, как и за неисполнение законодательства и нормативных требований, касающихся всех других налогов и сборов (см. таблицу).

    Таблица

    Налоговые правонарушения и ответственность за них

    Налоговая и административная ответственность

    Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа (ст. 133 НК РФ)

    Штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки (в отношении налогоплательщика);

    от 4000 до 5000 руб. (в отношении должностных лиц налогоплательщика) (ст. 15.8 КоАП)

    Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (п. 1 ст. 135 НК РФ)

    Штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования, но не более 0,2% за каждый день просрочки (в отношении налогоплательщика);

    от 4000 до 5000 руб. (в отношении должностных лиц налогоплательщика) (ст. 15.8 КоАП)

    Совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, налогового агента, счете инвестиционного товарищества, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа (п. 2 ст. 135 НК РФ)

    Штраф в размере 30% от суммы, не поступившей в результате таких действий (в отношении налогоплательщика);

    от 4000 до 5000 руб. (в отношении должностных лиц налогоплательщика) (ст. 15.8 КоАП)

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

    Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

    Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно (ст. 122 НК РФ)

    Штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора)

    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

    Штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ

    Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган (п. 1 ст. 119 НК РФ)

    Штраф в размере 5% от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (в отношении налогоплательщика);

    от 300 до 500 руб. (в отношении должностных лиц налогоплательщика) (ст. 15.5 КоАП)

    Уплата налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п. 4 ст. 75 НК РФ)

    Штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы за каждый день просрочки

    Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере (ст. 199 УК РФ)

    Штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арест на срок от четырех до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

    То же деяние, совершенное:

    — группой лиц по предварительному сговору;

    — в особо крупном размере

    Штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

    Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере (ст. 199.1 УК РФ)

    Штраф от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арест на срок от четырех до шести месяцев или лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

    То же деяние в особо крупном размере

    Штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

    Сокрытие денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере (ст. 199.2 УК РФ)

    Штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

    Не следует забывать также и о другой мере наказания: налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет налогоплательщика, если тот вовремя не представит декларацию. Так, в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято в случае непредставления налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

    В этом случае ограничения для суммы блокировки не установлены (Письмо Минфина России от 17.04.2007 N 03-02-07/1-182).

    Блокировка счета означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, кроме платежей первой и второй очереди согласно Гражданскому кодексу РФ.

    Изменения Земельного кодекса в 2015 году

    Поскольку ставка земельного налога и сам факт отнесения земельных участков к объектам налогообложения зависят от категории, устанавливаемой земельным законодательством, рассмотрим изменения, вступающие в силу в ближайшее время.

    В 2015 г. в Земельный кодекс РФ будет внесено несколько существенных изменений.

    С 1 января 2015 г. вступит в действие Федеральный закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 234-ФЗ), в котором приняты и поправки к ЗК РФ. Новая редакция Кодекса содержит статьи о целях охраны земель и их госмониторинге, обновлены целые главы. Дополнен перечень видов госконтроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок. В него включены земельный госнадзор и муниципальный земельный контроль.

    Одной из важнейших инноваций Закона N 234-ФЗ является введение административного исследования земельного участка, каковым будет считаться определение фактического использования участка или какой-то его части. Данная процедура будет осуществляться на основе информации из архивных фондов и информационных ресурсов. Также информация для осуществления административного исследования может изыматься на основе государственного мониторинга участка, дистанционного зондирования участка, а также непосредственного осмотра земель.

    Еще одним нововведением в Земельный кодекс в 2015 г. станет создание особых условий организации и планирования проверок в целях контроля за соблюдением земельного законодательства. Будет определен порядок проведения таких проверок. Они будут проводиться как в отношении органов местного самоуправления и государственной власти, так и в отношении граждан. Прописана компетенция должностных лиц федеральных органов власти, уполномоченных осуществлять надзор. Они будут вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии акта о назначении проверки получать доступ на участки, проводить административное обследование объектов земельных отношений. При выявлении признаков нарушений результаты обследования являются основанием для внеплановых проверок.

    В Госдуме 26 сентября 2014 г. принят в первом чтении законопроект N 555658-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Комитетом по земельным отношениям и строительству летом 2014 г. В законопроекте рассматривается целесообразность внесения изменений в процесс общественного и муниципального земельного контроля, пересматриваются полномочия органов муниципального земельного контроля, а также разрабатываются новшества в их работе.

    До окончания текущего года в Росреестре должны разработать и утвердить комплекс подзаконных актов, которые смогут обеспечить действие нового закона. Кроме того, будут приняты отдельные положения о государственном земельном надзоре, процессе взаимодействия органов муниципального земельного контроля с органами государственного надзора, а также положения о проведении административного исследования участков. Органы государственной власти всех субъектов России в свою очередь обязаны принять нормативные акты для определения порядка проведения муниципального земельного контроля. Также планируется внесение поправок в нормативно-правовую базу для осуществления контроля за соблюдением земельного законодательства.

    Еще по теме:

    • Акт разрешения на проведение занятий в доу "Центр развития ребенка - детский сад №65" муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 65» 144009, г.о. Электросталь, ул. Юбилейная, д.3б АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ № 1 на использование спортивных малых форм для игр детей на участках МДОУ № 65 от […]
    • Осаго коэффициент возраст стаж Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО-2017: проверяем страховщиков перед покупкой Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для покупки полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах […]
    • Законы денег бодо шефер Законы Денег и Философия Богатства Давайте, начнем с того, что дадим определение слову Деньги. Прежде всего — это мера стоимости товаров и услуг. Тогда сделаем вывод: чтобы появились Деньги нужно что-то произвести или оказать какую-то услугу. Если мы хотим стать богатыми, нужно много и […]
    • Кому положено детское ежемесячное пособие Как оформить ежемесячное пособие на ребенка до 14 лет: обзор видов пособий На сегодняшний день семьи, в которых имеются дети в возрастной категории до четырнадцати лет, совершенно законно имеют право на получение детского пособия дополнительного типа. Сегодня средний размер этой […]
    • Приказ временно исполняющий обязанности директора Назначение исполняющего обязанности директора: образец приказа 2018 Как составить приказ о назначении исполняющего обязанности директора? Руководитель организации часто бывает в разъездах: служебные командировки занимают немалую часть его рабочего времени. К тому же, как и другие […]
    • Витилиго передается ли по наследству Передается ли витилиго по наследству? Уважаемые читатели, приветствую вас на сайте о здоровье кожи! Витилиго — это мало изученная болезнь, обесцвечивающая участки кожного покрова. Точные причины ее возникновения пока не установлены. Бытует мнение, что заболевание с большой вероятностью […]
    • Срок определенный в нк рф днями исчисляется по общему правилу в Сроки в налоговом законодательстве Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, регулируется статьей 6.1 НК РФ. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, могут определяться (п. 1): Указанием на событие, которое должно неизбежно […]
    • Расчет пособия на ребенка в 2012 Калькулятор пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Сегодня 18 августа 2018 г., 16:23 Калькулятор расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет поможет правильно определить ежемесячную сумму выплаты, полагающуюся работнице, находящейся в отпуске по уходу за ребенком. Пособие по уходу […]