Закон о рекламе ст14

Закон РБ О рекламе
Статья 14. Реклама на транспортном средстве

1. Размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве не должно угрожать безопасности движения.

2. Размещение (распространение) рекламы на автомобиле, трамвае, троллейбусе, колесном тракторе, автопоезде организацией, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом либо гражданином, осуществляющим ремесленную деятельность или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, допускается после согласования рекламы с соответствующим Минским городским, городским (города областного подчинения), районным исполнительным комитетом, на территории которого зарегистрировано данное транспортное средство. Такое согласование осуществляется после получения указанным местным исполнительным и распорядительным органом согласования рекламы с соответствующим управлением Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлением Государственной автомобильной инспекции управления внутренних дел областного исполнительного комитета, на территории которого зарегистрировано данное транспортное средство. Такие согласования осуществляются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

3. Размещение (распространение) на автомобиле, трамвае, троллейбусе, колесном тракторе, автопоезде рекламы об организации или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих на данном транспортном средстве перевозку пассажиров и (или) грузов в соответствии с законодательством, либо о собственнике данного транспортного средства, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, используемых для обозначения товаров организации и (или) индивидуального предпринимателя, изображения товаров указанных лиц, а также информации о продаже данного транспортного средства допускается без согласования с органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

4. Размещение (распространение) на транспортных средствах рекламы, сопровождаемой звуком, за исключением размещения (распространения) такой рекламы внутри салонов транспортных средств, не допускается.

Закон о рекламе ст14


Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ
(текст по состоянию на 02.02.2017 г.)

Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе

В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Статья 7. Товары, реклама которых не допускается

Не допускается реклама:
1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;
3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;
4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;
5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.

Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Примечание: Одним из самых результативных видов рекламы, является реклама, размещенная на карманных календарях. Используя конструктор календарей , имеющийся на сайте www.vizitka.com Вы cможете самостоятельно подобрать стиль Вашей рекламной компании на карманных календарях.

Статья 9. Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Статья 10. Социальная реклама

1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.
2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.
6. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

Статья 11. Срок действия рекламы, признаваемой офертой

Если в соответствии с Гражданским кодексом России реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Статья 12. Сроки хранения рекламных материалов

Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное.

Статья 13. Предоставление информации рекламодателем

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕКЛАМЫ

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

1. Прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
2. При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна:
1) занимать более чем семь процентов площади кадра;
2) накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.
3. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в т.ч. такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в т.ч. спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа.
4. Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» следующие телепередачи:
1) религиозные телепередачи;
2) телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
5. Указанные в части 4 настоящей статьи телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.
6. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.
7. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 15 минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 1 минута и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 1 минута. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 25 минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 1,5 минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 1,5 минуты.
В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 40 минут, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 2,5 минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 2,5 минуты. В детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет 1 час и более, допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 3 минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 3 минуты.
8. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.
9. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20 % фактического времени трансляции спортивного соревнования.
10. Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты.
11. Требования, установленные частями 1 — 10, 14.1 настоящей статьи, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.
12. При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня гро
мкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 настоящего Федерального закона.
13. В телепередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее — Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»), распространение рекламы не допускается.
14. В телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
14.1. Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации, под которой понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации указанным требованиям устанавливается федеральным антимонопольным органом. Не признается производством национальной продукции средства массовой информации деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного средства массовой информации. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
15. Ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок.
16. Требования частей 1 — 11 и 13 — 15 настоящей статьи не распространяются на:
1) размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу;
2) логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.

Закон о рекламе ст14

С 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный Закон «О рекламе», в которых содержится ряд положений, допускающих различные толкования.

Юридическая служба «СТП Контент» предполагает, что они должны быть прояснены регуляторами в ближайшее время.

Краткий комментарий к принятым изменениям В закон «О рекламе».

Неопределенность положений принятых изменений сводится, в основном, к следующему:

Накладывая на телеканалы запрет на размещение рекламы, документ не раскрывает понятие «доступа исключительно на платной основе». Скорее всего, речь идет все-таки о телеканалах, распространение которых осуществляется на основе платной подписки или иной подобной модели, предусматривающей внесение зрителем (абонентом) платы в пользу вещателя.

Если исходить из этой логики, кабельные и спутниковые каналы, которые распространяют контент без получения оплаты собственно за просмотр распространяемых программ, под ограничение попадать не должны.

Но в тексте говорится о «платной основе». Кто, кому и за что должен платить, в поправках к закону и в самом законе не разъясняется. Поэтому сделанные предположения остаются предположениями до корректировки закона или появления какой-то формы его официального и надежного толкования.

Остаётся вопрос, как быть с телеканалами, которые распространяются в нескольких средах (эфир, кабель, спутник, интернет), часть из которых доступна зрителям (абонентам) за плату.

Мнение Роскомнадзора официально сформулировано в разъяснениях «О зоне действия изменений в федеральный закон «О рекламе», опубликованных на сайте ведомства 15.07.2014 года, если кабельные и спутниковые телеканалы, распространяются, в том числе, и в эфире, то они в целях закона «не могут быть отнесены к платным».

Впрямую из формулировки закона это не вытекает. При применении закона может быть избран другой вариант его толкования, при котором при распространении в эфире телеканала «Х» никаких ограничений на рекламу нет, но при попадании его в кабель, на спутник или в Интернет, вступает в действие запрет на рекламу (при условии платного доступа к просмотру).

Не ясно, как распределяются полномочия регуляторов. Федеральная антимонопольная служба сделала заявление о том, что ФАС не будет определять какие каналы относятся к «платным». Такое определение ведомство ожидает от Роскомнадзора.

Позиция Роскомнадзора состоит в том, что он не является органом, имеющим полномочия в сфере регулирования распространения рекламы.

Новая редакция ст.14 ФЗ «О рекламе», по нашему мнению, будет в самое ближайшее время разъяснена.

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

Статья 14. Реклама в телепрограммах и телепередачах

1. Прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

2. При совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна:

1) занимать более чем семь процентов площади кадра;

2) накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 325-ФЗ

3. Общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 3.4 с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ

3.4. В телепрограмме телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, дополнительная продолжительность совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» не может превышать пять процентов времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена частью 3.5 с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 489-ФЗ

3.5. В информационных и развлекательных телепередачах телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, дополнительная продолжительность совмещения рекламы с каждой такой телепередачей способом «бегущей строки» не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа сверх продолжительности рекламы в телепрограмме, предусмотренной частями 3 и 3.4 настоящей статьи.

4. Не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом «бегущей строки» следующие телепередачи:

1) религиозные телепередачи;

2) телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

5. Указанные в части 4 настоящей статьи телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает тридцать секунд.

6. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и законодательством Российской Федерации о референдуме.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 3 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 325-ФЗ

7. В детских телепередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 настоящего Федерального закона. Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

8. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования (в том числе спортивных матчей, игр, боев, гонок) может прерываться рекламой, в том числе спонсорской рекламой, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок.

9. Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать двадцать процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.

10. Иные телепередачи, в том числе художественные фильмы, могут прерываться рекламой таким образом, чтобы продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не превышала четыре минуты.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ в часть 11 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

11. Требования, установленные частями 1 — 10, 14.1 настоящей статьи, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет восемьдесят и более процентов времени фактического вещания в течение суток.

Информация об изменениях:

Часть 12 изменена с 14 июля 2018 г. — Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 182-ФЗ

12. При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 настоящего Федерального закона.

13. В телепередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее — Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»), распространение рекламы не допускается.

14. В телепрограммах не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. N 5-ФЗ часть 14.1 статьи 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

14.1. Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. Распространение рекламы допускается по указанным телеканалам в случае распространения не менее чем семидесяти пяти процентов национальной продукции средства массовой информации, под которой понимается продукция на русском языке или других языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского средства массовой информации), которая произведена гражданами Российской Федерации, и (или) зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации организациями, и (или) по заказу российского средства массовой информации и российские инвестиции в производство которой составляют не менее чем пятьдесят процентов. В качестве национальной продукции средства массовой информации признается также продукция средства массовой информации, созданного в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Порядок подтверждения соответствия национальной продукции средства массовой информации указанным требованиям устанавливается федеральным антимонопольным органом. Не признается производством национальной продукции средства массовой информации деятельность по переводу, дублированию, субтитрированию продукции зарубежного средства массовой информации. Не признаются телеканалами, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств, общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории Российской Федерации с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 270-ФЗ часть 15 статьи 14 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

15. Ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров в телепрограммах, не распространяются на рекламу, размещенную в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 338-ФЗ в часть 16 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении двухсот дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

16. Требования частей 1-11 и 13-15 настоящей статьи не распространяются на:

1) размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу;

2) логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Закон о рекламе ст14

Новый закон о рекламе : Плюсы и минусы для СМИ и аудитории

Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»[1] призван, по замыслу его авторов, провести консолидацию регулирования рекламных отношений в рамках одного законодательного акта, актуализировать регулирование, отразив в законодательстве новые способы распространения рекламной информации, упорядочить уже сложившуюся систему правоотношений, устранив нефункционирующие механизмы и более четко распределив ответственность между субъектами[2]. Как представляется, не все из перечисленных целей были в полной мере реализованы в конечном варианте закона, и его действие может быть сопряжено с рядом сложностей, связанных с его толкованием в правоприменительной практике.

Закон о рекламе, как и любой другой нормативный акт, неизбежно отражает определенные интересы, обладает определенным уровнем качества регулирования, корректирует в определенном отношении действия субъектов правоотношений в сфере регулирования. Оценка этих аспектов нового закона[3] представляет наибольший интерес в контексте незначительного объема практики его применения.

В данном исследовании основные положения нового закона исследованы в контексте интересов двух субъектов правоотношений в сфере рекламы: рекламораспространителей, а именно средств массовой информации, и потребителей.

Законодательство о рекламе и положение нового закона в нем

Новый закон подтвердил сложившееся за время действия своего предшественника status quo: как и прежде он указывает на то, что законодательство о рекламе состоит исключительно из актов федерального уровня. Данный подход, несмотря на критику ряд экспертов в его адрес, ранее получил подтверждение правомерности со стороны Конституционного Суда, и в нынешнем законе только укрепил свои позиции. В частности, произошел отказ от регулирования неэтичной рекламы, которую можно было признать скорее относящейся к сфере регулирования законодательства о культуре, находящегося в совместном ведении федерации и ее субъектов. Именно аргумент об отнесении регулирования рекламных правоотношений к этой сфере традиционно преподносится исследователями как подтверждающий неправомерность выраженного в законодательстве подхода[4].

Следует согласиться с Конституционным Судом РФ, указавшим в Постановлении от 4 марта 1997 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе»[5] на то, что реклама, исходя из определения, данного законом, является средством продвижения товаров на общий рынок России и, следовательно, призвана содействовать формированию единого экономического пространства. В этом смысле законодательство о рекламе, по мнению Суда, устанавливает такие нормы, которые в силу их характера и значения для формирования рыночных отношений относятся к правовым основам единого рынка. Необходимо отметить, что определение рекламы, предложенное в новом законе, в еще большей степени подтверждает эту идею, напрямую провозглашая в качестве цели рекламной информации продвижение на рынке тех или иных объектов рекламирования (п. 1 ст. 3).

В тоже время, в законе содержаться институты, которые по-прежнему выпадают из обозначенной концепции. В частности, таковым может быть признана социальная реклама. Мнение экспертов, выступающих против ее включения в предмет регулирования закона как принципиально отличающейся от «коммерческой» рекламы, представляются вполне обоснованными[6]. Определяя социальную рекламу как информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (п. 11 ст. 3), законодатель четко отделяет данный вид информации от «коммерческой» рекламы, направленной на продвижение товаров на рынке. Исходя из определения социальной рекламы, можно сделать вывод о том, что данный институт относится к законодательству о благотворительной деятельности, которое относится к предмету совместного ведения федерации и ее субъектов.

С практической точки зрения отнесение регулирования рекламы к сфере исключительной компетенции Российской Федерации может быть расценено скорее как положительное для средств массовой информации явление. Как показывала практика первых лет действия Федерального закона от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе»[7], принимаемые в субъектах Российской Федерации акты, регулирующие распространение рекламы, чаще вводили ограничения в отношении деятельности СМИ[8].

Формулировки нового закона предоставляют самому закону исключительное место в законодательстве о рекламе. Во-первых, ст. 4 в первом предложении говорит о том, что такое законодательство состоит из данного закона. В следующем предложении указывается, что отдельные отношения в сфере рекламы могут регулироваться другими нормативными правовыми актами при условии их соответствия закону «О рекламе». Кроме того, ч. 2 ст. 40 указывает, что впредь до приведения действующих нормативных правовых актов в соответствие с новым законом, указанные акты применяются постольку, поскольку они ему не противоречат. Приоритетность закона «О рекламе» перед другими актами ставит вопрос об их дальнейшей судьбе. Закон говорит об абстрактном приведении законодательства в соответствие с ним, не перечисляя акты, подлежащие корректировке, не возлагая такой обязанности на конкретные органы власти и не устанавливая сроков проведения гармонизации правового регулирования. В такой ситуации правоприменителю каждый раз придется самостоятельно принимать решение о соответствии актов новому закону по своему усмотрению, не всегда при этом руководствуясь только правовыми аргументами.

Например, положения Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[9], устанавливающие запрет рекламы в СМИ алкогольной продукции, содержащей более 15 процентов этилового спирта, как неоднократно указывали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), впредь применяться не будут.

В то же время, непонятно, какой будет судьба положения ч. 4 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[10] от 12 июня 2002 года, № 67-ФЗ, в соответствии с которым в день голосования и в предшествующий ему день, реклама коммерческой деятельности определенных участников избирательного процесса, не допускается. Данная норма должна быть признана противоречащей новому закону «О рекламе». Во-первых, рекламный закон исключает из сферы своего регулирования только политическую рекламу, но не коммерческую рекламу в выборный период. Во-вторых, закон «О рекламе» устанавливает исчерпывающий перечень ограничений на распространение рекламы в средствах массовой информации, среди них нет запрета, аналогичного содержащемуся в избирательном законе. Таким образом, исходя из приоритета закона «О рекламе» как lex specialis и lex posterior, следует считать норму избирательного закона не подлежащей применению. Однако, вызывает сомнение готовность органов государственной власти, особенно избирательных комиссий, последовать этой логике.

Общие требования к рекламе

Проблемы терминологии. Задача достижения терминологической целостности и непротиворечивости не была полностью реализована в законе, что особенно очевидно при анализе общих положений. Например, п. 4 ч. 2 ст. 2 указывает на то, что закон не распространяет действие на сообщения органов власти, при условии, что в них не содержатся «сведения рекламного характера». Определение данного термина закон не дает. Легальная дефиниция рекламы исходит из того, что она представляет определенный вид информации (п. 1 ст. 3 Закона «О рекламе»). Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[11] определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Таким образом, с точки зрения информационного законодательства разницы между рекламой и сведениями рекламного характера нет. В таком случае непонятно, для каких целей из сферы действия закона выводится информация, которая a priori не может в ней находиться: очевидно, что если информация не является рекламой, то на нее действие закона «О рекламе» не распространяется. На данную проблему было обращено внимание в официальном заключении Правительства Российской Федерации[12], однако, депутаты не прислушались к этому мнению, в результате чего появилась фактически недействующая норма.

При этом проблема, которую пытались разрешить создатели закона при помощи такой неудачной попытки, сохранилась. Поле для возможностей органов государственной власти по продвижению рекламных материалов под видом официальных сообщений, сохраняется, и средства массовой информации не будут иметь аргументов для отказа в их опубликовании.

Идентификация рекламы. Негативные последствия для потребителей может повлечь отказ от требования о распознаваемости рекламных сообщений. Наряду с этим отказом, в новый закон не были включены нормы, запрещавшие целенаправленное обращение внимания потребителей рекламы на конкретный объект рекламирования для формирования и поддержание интереса к нему без предварительного сообщения об этом и размещение рекламы за плату под видом информационного, редакционного или авторского материала. Кроме того, новый закон не распространяет свое действие на упоминания об объектах рекламирования, которые «органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства», и сами по себе не являются «сведениями рекламного характера», а также на справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке (п. 1, 9 ч. 2 ст. 2).

Несмотря на то, что действовавшее прежде регулирование не было достаточно эффективным для противодействия размещению заказных материалов, за что неоднократно подвергалось критике[13], оно образовывало основу для борьбы с указанным явлением. Теперь такая база полностью ликвидирована. Более того, в законодательстве заложены существенные возможности для активного продвижения товаров, услуг посредством так называемого product placement и завуалированной рекламы.

Возможным способом противостояния завуалированной рекламе, как представляется, может стать обращение к институтам саморегулирования. Ст. 11 Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты[14] устанавливает требование к распространению рекламы в СМИ: она должна быть безошибочно отличима от редакционных материалов. Органы саморегулирования, руководствующиеся положениями указанного кодекса, обязаны привлекать к ответственности своих членов, использующих завуалированную рекламу.

Другим таким способом может стать имплементация на территории России Европейской Конвенции о трансграничном телевидении, ст. 13 которой требует, чтобы реклама была четко отличима и выделялась из ряда других видов программ с помощью зрения или слуха[15]. Она также запрещает скрытую рекламу, в частности, презентацию товаров или услуг в программах, если это делается в рекламных целях. Вероятность включения данного международного договора в российскую правовую систему весьма высока в свете принятия в июле 2006 года Правительством РФ решения о целесообразности присоединения России к Конвенции.

Реклама в отдельных видах средств массовой информации

К положительным сторонам закона может быть отнесено стремление ограничить объем рекламы на телевидении. Ч. 3 ст. 14 предусматривает, что общий объем распространяемой в телепрограммах и телепередачах рекламы не может превышать 15 процентов времени вещания в течение суток (норма вступает в действие с 1 января 2008 года). Однако это ограничение может иметь как сложности с точки зрения применения для СМИ, так и негативные последствия для аудитории. Проблему для СМИ представляет подвергавшийся критике и в рамках старого закона подход к ограничениям времени вещания при помощи неопределенно сформулированной категории «час». Закон не уточняет, как должен измеряться час: с ноля минут каждого наступившего астрономического часа, с момента начала вещания (если телекомпания вещает не 24 часа в сутки), наконец, с произвольно выбранной минуты. Очевидно, что применение разных методик определения времени вещания, может привести к появлению у органов власти, осуществляющих контроль в сфере рекламной деятельности, инструмента для дискриминационного применения мер ответственности к средствам массовой информации. Возможно, уточнение понятия «час вещания», содержащаяся в законе, могла бы внести ясность в этот вопрос.

Что же касается сложностей, которые возникнут у аудитории после полного введения в действие закона, то сочетание 15-процентного лимита объема рекламы с другими ограничениями может привести к некомфортной для восприятия зрителями структуры размещения рекламной информации. Снятие запретов на частоту прерывания передач и художественных фильмов рекламой и ограничение максимальной продолжительности отдельного рекламного блока (п. 10 ст. 14) неизбежно породят практику множественных и коротких перерывов в трансляции практически всех видов программ. Ответ на вопрос о том, что больше раздражает потребителей — длинные, но редкие или короткие, но частые паузы, — не является однозначным.

Исключение из закона запрета на прерывание художественных фильмов в корне противоречит европейским стандартам регулирования рекламы. К примеру, Европейская Конвенция о трансграничном вещании устанавливает следующие требования к прерыванию показа художественных и телевизионных фильмов: трансляция таких произведений (за исключением сериалов, легких развлекательных программ и документальных фильмов), при условии их продолжительности свыше сорока пяти минут, может прерываться один раз после каждого периода в сорок пять минут (ч. 3 ст. 14).

Наконец, нельзя не упомянуть о доминировании рекламы пива и напитков, произведенных на его основе, в вечерних программах, ожидающем аудиторию в недалеком будущем. К этому приведет сочетание 15-процентного лимита объема рекламы с ограничениями по времени распространения «пивной» рекламы, установленными в ст. 22 Закона «О рекламе».

Новый закон устанавливает весьма высокий показатель минимального объема рекламы, распространяемой телепрограммами для получения статуса рекламных 80 процентов. В этой связи неясно, что делать тем СМИ, которые хотят, имея статус рекламных, распространять рекламу свыше 15 процентов от общего объема эфира, но не имеют возможности набрать ее в таком количестве. Рекламные рынки в некоторых регионах России просто не обладают той степенью насыщенности, которая необходима для заполнения 80 процентов эфира телестанции.

Существует и еще одно требование закона, которое будет отныне нелегко выполнить рекламным электронным СМИ: не допускается размещение рекламы в теле- и радиопрограммах в дни траура, объявленного в Российской Федерации (ст. 14, 15). Данное, безусловно, обоснованное и заслуживающее одобрения нововведение, тем не менее, ставит рекламные СМИ в специфическую ситуацию: в траурные дни им придется либо пытаться найти 80 процентов информации не рекламного содержания, либо отказаться от вещания вообще.

Требования к рекламе отдельных видов товаров (услуг)

Регулирование отдельных видов товаров и услуг, в основном, получило более четкое и детальное регулирование. В особенности, это можно сказать о регулировании рекламы оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, финансовых услуг. Были упорядочены правила рекламирования алкогольной продукции, пива и производимых на его основе продуктов, табака и курительных принадлежностей.

Тем не менее, описанное выше специфическое позиционирование закона о рекламе в системе законодательства может внести путаницу и при реализации его положений, относящихся к отдельным категориям товаров и услуг.

В частности, вопрос вызывает регулирование рекламы ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[16], как и закон «О рекламе», содержит ряд норм, посвященных рекламе. При этом, можно найти целый ряд «нестыковок» в двух законах. В частности, п. 6 ст. 29 нового закона «О рекламе» указывает, что реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется. Закон «О рынке ценных бумаг» запрещает рекламу ценных бумаг до регистрации их выпуска. Таким образом, законы связывают возможность размещения рекламы ценных бумаг с разными событиями. Данный момент важен применительно к рекламе тех ценных бумаг, для которых не установлена обязательность регистрации их проспекта. Непонятно, с какого момента допускается реклама этих бумаг, и следует ли руководствоваться при ее распространении положениями Закона «О рынке ценных бумаг».

Новая версия закона «О рекламе», как представляется, в значительной степени отражает интересы рекламодателей и рекламораспространителей, и в меньшей защищает права потребителей рекламы. Позиционирование закона в действующей правовой системе не является оптимальным: оно неизбежно породит конфликты с другими нормативными правовыми актами.

Несмотря на то, что по новому закону общий объем рекламы уменьшается, особенно в электронных средствах массовой информации, частота ее появления увеличится, что, очевидно, не скажется в лучшую сторону в восприятии ее потребителями. Апофеозом такой практики может стать полное разрушение целостности художественных произведений.

Новый закон не соответствует установившимся мировым стандартам рекламной практики и европейским стандартам правового регулирования рекламной деятельности, и его существование в нынешнем виде будет затруднять интеграцию России в европейское экономическое пространство и глобальную экономику в целом.

[1] Российская газета, № 51, 15.03.2006.

[2] Пояснительная записка к проекту закона «О рекламе» доступна в сети Интернет, на официальном сайте Государственной Думы : www.duma.gov.ru

[3] В данном исследовании в целях разграничения вступившего в действие Закона «О рекламе» и Федерального закона от 18 июля 1995 года «О рекламе», первый будет именоваться «закон о рекламе» или «новый закон», ссылка на последний будет сопровождаться указанием на год принятия.

[4] См.: Ю. Вольдман. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения. // Хозяйство и право, № 7 (234), июль 1996 – С. 41.

[5] Российская газета, № 53, 18.03.1997.

[6] См., например: Страунинг Э.Л. Некоторые проблемы общей теории рекламных правоотношений. — М.: «Лекс-Книга», 2004 — С. 67.

[7] Российская газета, № 142, 25.07.1995.

[8] См., к примеру, Закон Республики Башкортостан от 3 января 1996 года № 17-з «О порядке применения на территории Республики Башкортостан Федерального закона «О рекламе».

[9] Российская газета, № 231, 29.11.1995.

[10] Российская газета, № 106, 15.06.2002

[11] Российская газета (Федеральный выпуск) № 4131, 27.07.2006.

[12] Заключение Правительства Российской Федерации доступно в сети Интернет, на официальном сайте Государственной Думы : www.duma.gov.ru

[13] См., например, М.А. Федотов. Право массовой информации в Российской Федерации. Ї М.: Международные отношения, 2002. – С. 270.

[14] Текст Кодекса доступен в сети Интернет по адресу: http://www.a-z.ru/assoc/osr/meg.htm.

[15] Текст Европейской Конвенции о трансграничном вещании доступен в сети Интернет по адресу: http://www.medialaw.ru/laws/other_laws/european/conv_tr_tv.htm.

[16] Российская газета, № 79, 25.04.1996.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Еще по теме:

  • Субсидии выделяются бюджетным учреждениям на Субсидии на иные цели. Отражение в учете и отчетности (Лунина О.) Дата размещения статьи: 02.08.2015 Особому контролю со стороны учредителя подвергаются расходы, произведенные учреждением за счет средств целевых субсидий. Отражение в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных и […]
  • График выплаты пенсий в гатчине Муниципальное образование Дружногорское городское поселение Дата выплаты по графику Дата фактической выплаты 3 3 мая 4 - 5 4 мая 6 - 7 5 мая 8 - 9 8 мая 10 10 мая 11 - 12 11 мая 13 12 мая 14 - 15 15 мая 16 16 мая 17 17 мая 18 - 19 18 мая 20 - 21 19 мая Выплата не полученных пенсий по […]
  • Осаго екатеринбург на уралмаше Страховой брокер «Будь Уверен» О ПРИЕМУЩЕСТВАХ РАБОТЫ С НАМИ Все услуги предоставляемые нашим магазином для Вас абсолютно БЕСПЛАТНЫ! Мы работаем только с крупнейшими, проверенными временем страховыми компаниями Защищаем Ваши интересы при возникновении разногласий со […]
  • Амнистия по штрафам к 70 летию победы в 2018 году Амнистия в 2017 году к 100-летию Октябрьской революции: кому и что простит государство В Совете по правам человека РФ разработали проект постановления об амнистии в 2017 году. Правозащитники готовы списать штрафы ГИБДД, а также долги перед бюджетом за нарушение экономического и […]
  • Образец справки подтверждающей стаж работы Образец архивной справки Наиболее распространенные запросы Чаще всего граждане ищут следующие информационно-справочные документы: о так называемом гражданском состоянии (сейчас бы мы сказали — о персональных данных: месте и дате рождения или смерти, вступлении в брак или расторжении […]
  • Налог на садово-огородный участок В России принят новый закон для дачников и садоводов: что в нем важного? В России принят новый федеральный закон, по которому с 1 января 2019 года начнут жить примерно 60 млн дачников и садоводов. По сути «дачная конституция», как уже назвали принятый акт, касается каждого второго жителя […]
  • Разрешение на продажу квартиры образец Требуется ли согласие на продажу квартиры? Продажа недвижимости – ответственный шаг, к которому необходимо предварительно подготовиться. Важно изучить все вопросы, касающиеся этой процедуры, в том числе необходимо узнать, требуется ли согласие на продажу квартиры от супруга или органов […]
  • Неустойка в процентах по закону Неустойка в процентах по закону Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Неустойка (пени) […]