Методическое пособие изо неменский

Учебно-методический комплект: Неменский Б.М. (5-8)

Линия учебно-методических комплектов под редакцией Б. М. Неменского. Изобразительное искусство. 5-8 классы.

Неменская Л. А., Полякова И. Б., Мухина Т. А. и др. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс. (Школа Неменского)

Пособия для учителей и методистов

Неменский Б. М., Полякова И. Б., Мухина Т. А. и др. / Под.ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс.

Пособия для учителей и методистов

Горяева Н. А. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)

Рабочие тетради

Горяева Н. А. / Под ред. Неменского Б. М.
Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Рабочие тетради

Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (Школа Неменского).

Учебники

Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)

Учебники

Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. (Школа Неменского).

Учебники

Неменская Л. А. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

Учебники

Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под ред. Неменского Б. М.
Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы. Учебник для общеобразовательных организаций.

Учебники

Уроки изобразительного искусства. 1-4 классы. Поурочные разработки. Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева Е.И. и др.

2-е изд. — М.: 2013. – 2 40 с.

Пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Адресовано учителям, работающим по учебным комплектам, которые разработаны под руководством Б.М. Неменского по программе «Изобразительное искусство. 1-4 классы». Книга содержит конкретные поурочные разработки и рассматривает подробно тему каждого урока. Особое внимание уделено развитию универсальных учебных действий средствами изобразительного искусства, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов на уроках. Читатель-педагог также узнает, как работать с учебными комплектами — учебниками и рабочими тетрадями, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. В конце книги — словарь терминов, методические рекомендации по использованию музыки на уроках изобразительного искусства, рекомендуемая литература.

СОДЕРЖАНИЕ
Изобразительное искусство в жизни ребёнка и школы 3
Учебно-методический комплект для 1—4 классов 7
Особенности содержания учебно-методического комплекта по изобразительному искусству —
Учебник — дети — учитель 14
Инновационные формы и технологии проведения уроков изобразительного искусства 19
Метапредметный подход на уроках изобразительного искусства в начальной школе 21
1 класс. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ 28
2 класс. ИСКУССТВО И ТЫ 71
3 класс. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС 114
4 класс. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК 157
Словарь терминов 209
Методические рекомендации по использованию музыки на уроках изобразительного искусства в начальной школе 218
Рекомендуемая литература 239

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Методическое пособие по ИЗО 5 класс (для работы по программе Б. М. Неменского)

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

для учителя и ученика

Новосибирск 2016 г.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (ДПИ) И ЧЕЛОВЕК.

Ты живёшь в окружении различных предметов. Среди их многообразия есть: скромные на вид и искусно украшенные.

ДЕКОР (лат. «украшать»)-

ДЕКОРАТИВНЫЙ -украшенный, нарядный.

ДПИ самое древнее искусство, возникшее в первобытные времена, и необходимое по сей день.

ДПИ огромно и разнообразно, как окружающий нас мир. У каждого народа в процессе исторического развития складывались свои формы предметов, орнаменты, образы, мотивы, цветовые сочетания, созвучные краскам родной природы.

ТРАДИЦИЯ – передача из поколения в поколение обычаев.

При создании предметов, использовались разнообразные материалы:

Глина: керамика (Гжель, Скопино),

игрушки: дымковская, филимоновская,

Дерево: роспись (Северные: мезенская, пермогорская и др.

Южные: Городец, хохлома и др.)

резьба (по виду рельефа)

Ткачество: ткань (батик, набойка, лоскутная мозаика)

Гобелен, различные плетения поясов.

Камень: посуда, скульптура, бижутерия.

Металл: подносы, самовары, оружие, монеты и др.

Художественные средства выразительности предметов ДПИ: форма, объём, линия, цвет, фактура — при работе с различными материалами по своему.

ДПИ имеет свой образный язык :

— конструктивная явность формы,

— обобщённость и условность изображения.

Природные мотивы: р астения и цветы, птицы, животные и человек – в ДПИ выглядят иначе, они лишены мелких деталей.

Природный мотив становится элементом узора (орнамента)

ОРНАМЕНТ — узор на изделии, состоящий из раппортов.

РАППОРТ — повторяющиеся элементы.

МАСТЕР народный умелец

РЕМЕСЛЕННИК человек занимающийся своим ремеслом.

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

СИМВОЛЫ — знаки, несущие смысл

круглые розетки конь олень

ЧУДО-СУЩЕСТВА (задание 2)

Русалка. Дух утопленницы. Появляются в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды. Спасают добрых людей, а злых — способны защекотать насмерть или утопить в воде. Название появилось от языческого весеннего праздника русалии .

Огромный добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он на половину бравый генерал, а туловище – как у коня. На груди у Полкана солнце или солярные знаки.

ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗБЫ ( Задание 4 )

КОНСТРУКЦИЯ И ДЕКОР ПРЕДМЕТОВ НАРОДГОГО БЫТА

КОВШ-СКОБПРЬ – ковш, в котором подавали квас

Ковш утица – олицетворял хозяйку.

им черпали из большого сосуда

ЕНДОВА- круглая чаша с носиком для разлива вина.

ХЛЕБНИЦА — предмет для хранения хлеба.

РУБЕЛЬ — древний утюг

ВАЛЬКИ – приспо-собление для вы-колачивания белья

БУРАК (туес) – предмет цилин-дрической фор-мы для хране-ния еды( хорошо сохраняется из-за антигрибкового

вещества в содер-жащегося бересте)

( Задание 6) ПРЯЛКА – приспособление для пряжи нитей.

Украшалась прялка резьбой и росписью.

( Спутница женщины. Дарил жених, чтобы выразить свой интерес к интересующей его девушке. Если девушке парень нравился она принимала подарок )

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА (Задание 7)

Нити изготавливали из:

ТКАТСКОМ СТАН – приспособление для изготовления ткани.

Помимо одежды делали рушники.

РУШНИК — старинное полотенце, используемое в обрядах.

Ширинка –тоже что и рушник, называли из-за того что его изготавливали по ширине ткатского станка.

Виды рушника: для красного угла, венчания, похорон.

БЕЛЫЙ – свет, чистота (женское начало).

КРАСНЫЙ – огонь, красота, сила (мужское начало).

— покупная ткань с узорами

-из однотонной домотканины

Зимой: душегрея, шуба, зипун и др.

Костюм делился по возрасту

до свадьбы (на выдане)

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИЧНЫЕ ОБРЯДЫ

(периоды жизни Христа)

Благовещение, Святки (6.01), Рождество (7.01) , Крещение Христа, Пасха, Троица, Спасы: медовый, яблочный, ореховый.

(сезонные – по временам года)

праздник русской берёзки,

обряды по посеву урожая.

Лето – Иван Купала(7.07),

Осень — обряды по сбору урожая

Зима — Новый год

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

Глиняные игрушки (Задание 9)

Отличаются по цвету, узорам, форме.

Матрёшки (Задание 10)

Богородские игрушки – деревянные двигающиеся игрушки.

РОСПИСЬ – декоративное украшение красками на изделие.

200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины. Их украшала много-цветная роспись – МАЙОЛИКА.

В след за майоликой появилась светло-голубая гжель. Ей расписывали ФАЯНС- более тонкая посуда.

В жарком пламени печи обжигалась глиняная посуда (керамика), становилась прочной. Вслушайся в слово «гжель» — ты услышишь что-то общее со словами «жечь», «обжигать».

растительные Задание 11.

Создай узор на вазе

борецкая

Городецкая роспись (из Нижнего Новгорода, г. Городец)

растения и конь

Геометрическим орнаментом украшают край изделия.

Хохломская роспись (на Волге, недалеко от Городца)

Цвета: золотой, красный, чёрный, белый, зелёный.

Задание 13. Создай узор на дощечке.

Жостовская роспись (с. Жостово, подмомковье)

200 лет назад началась роспись подносов. Край подноса украшен геометрическим орнаментом. Основным украшение подноса является растительный орнамент.

Задание 14 . Создай узор на подносе.

ПТИЦА СЧАСТЬЯ — деревянная игрушка, изготовленная с помощью резьбы, украшенная мезенской росписью .

Место происхождения — Архангелогородская губерния . Одно из названий игрушки «Поморский голубок». Образ голубя — связан с образом Святого духа — хранителя домашнего очага и благополучия.

Птицу подвешивали в «красном» углу. Когда на стол ставили кипящий самовар, птица вращалась вокруг оси…

ИЗГОТОВЛЕНИЕ. Из цельного бруска, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания. Из дерева сосны, ели, пихты или сибирского кедра.

Этапы традиционного изготовления из дерева.

Этапы изготовления из бумаги.

Задание 15. Изготовь птицу-счастья из бумаги

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БЕРЕСТЫ

БЕРЕСТА -верхний слой берёзовой коры. Содержит БЕТУЛИН – вещество с антигрибковым свойством.

Техники украшения изделий бересты:

роспись

Техники берестяного промысла:

из полосок (плетение)

Виды изделий : туеса, короба, кузова, коробушки.

Задание 16. Разгадай кроссворд.

1.Мужские штаны в старину. 2.Конь на избе. 3.Декоративное украшение изделия красками. 4.Роспись по металлу. 5.Лавка в мужском углу. 6.Растение, из которого ткали ткань 7. Северная роспись. 8.Старинное полотенце. 9.Украшение ткани нитками. 10.Приспособление для пряжи нитей. 11.Южная роспись с золотой краской. 12. Передача из поколения в поколение обычаев. 13. Узор на изделии… 14. Символ солнца. 15.Роспись по керамике. 16.Знаки, несущие смысл. 17.Весенний праздник. 18.Угол, где находилась икона. 19.Предмет… для хранения еды. 20. Верхний слой берёзовой коры. 21.Народный умелец. 22.Деревянная игрушка. 23.Глинянная игрушка. Роспись из нижнего Новгорода.

ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ УКРАШЕНИЯ

ОБЕРЕГ — вещь, оберегающее от злых духов.

Украшение определяло статус хозяина.

Отличались: орнаментом (символами), материалом, цветом.

Задание: рисунок амулета и браслета в египетском стиле.

Символика Др. Египта :

змея – власть(1), ладья -день и ночь, левый глаз – луна(2), правый глаз – удача(3), скарабей – бог Солнца(4), лотос — красота, бессмертие, вечная жизнь(5),(6)-Анх-знак жизни.

Символика цвета Др. Египта:

золото -солнце, белый – луна, зелёный – плодородие, синий – небо, вода.

ОДЕЖДА ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ

ФАРАОН — правитель Египта.

Головные уборы фараона:

КЛАФТ – полосатый платок(7).

ТИАРА-(8) двойная корона, олицетво- ряющая Верхний и Нижний Египет.

ХЕПРЕЖ (13)– головной убор.

СКИПЕТР (9)- изогнутый жезл.

ТРЁХХВОСТЫЙ БИЧ (10)

НАБЕДРЕННИК (11)-передник, прикреплённый к поясу спереди.

НАКЛАДНАЯ БОРОДА(12), ПАРИК

Задание 17 : рисунок фараона

Царица Египта была одета: в парик, украшения,

КАЛАЗИС-платье на лямках

Сокровенная мечта египтянина продолжение жизни после смерти – культ мёртвых.

Египет славится ПИРАМИДАМИ — это усыпальницы фараона. Тело фараона было положено в саркофаг.

САРКОФАГ-предмет погребальной церемонии

Их было несколько. Каждый саркофаг вкладывался один в другой.

Задание 18 : рисунок царицы Египта

Цвет и символика древнего Китая.

Халаты были шёлковые до пола.

Задание 19 : рисунок дракона

ГЕРБ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ГЕРБ – эмблема (знак рыцаря), изображённая на щите. ГЕРАЛЬДИКА — наука, изучающая гербы.

Каждый знак и цвет в гербе имели определённое значение и символически рассказывали о том, кто этот человек.

дуб, медведь — сила, факел, раскрытая книга – знание, пчела – трудолюбие, лавр – слава, крылатый змей – зло, дракон – могущество, рука — храбрость, змея – мудрость.

Золото – богатство, серебро – чистота, красный – любовь, голубой – красота, величие, зелёный — изобилие,

багровый – могущество, чёрный – мудрость.

Задание 20. Создай свой герб и объясни его значение.

Задание 21. Нарисуй костюм эпохи средневековья.

17 ВЕК – ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Костюм того времени необычайно пышный и неудобный.

Мужчины и женщины аристократии носили парики и туфли на каблуках. Воротник — самая дорогая часть одежды.

Дополнение к костюму женщины были веер и перчатки.

ЖЮСТОКОР – мужской длинный кафтан до колена.

КОСТЮМ – одежда, указывающая на принадлежность человека к определённому сословию (статусу в обществе).

Задание 22. Нарисуй костюм эпохи возрождения.

Задание 23. Разгадай кроссворд.

1.Какую обувь носили в эпоху возрождения. 2.Платье в др. Египте. 3.Эмблема в средневековье. 4.Правитель др. Египта. 5.Где изображали герб. 6.Вешь, оберегающая от злых духов. 7.Эпоха с длинной обувью. 8.Что носили в др. Египте и эпоху возрождения. 9. Наука, изучающая гербы.

10. Животное, символ императора в др. Китае. 11.Самая дорогая часть одежды в эпоху возрождения. 12.Предмет погребальной церемонии в др. Египте. 13.Двойная корона в др. Египте. 14.Мужской длинный кафтан. 15.Культ в др. Египте

СОВРЕМЕННОЕ ВЫСТАВОЧНОЕ ИСКУССТВО

КЕРАМИКА — изделия из обожжённой глины.

О свойстве глины становиться крепкой после обжига заметили ещё в первобытное время. Женщина чтобы не просыпать зерно, намазала дно корзины глиной. Проходя мимо костра, она случайно уронила корзину. Во время того как разгребали пепел увидели что глина стала твёрдой.

После изобрели ручной и ножной гончарные круги.

Поэтому мастера по керамике называют — ГОНЧАР

литые изделия. Заливая ШЛИКЕР – разведённую глину, в гипсовую форму. После чего гипс впитывал воду и глина высыхала. Оставшийся шликер сливали. И вынимали получившийся ОТТИСК- обратное отражение поверхности.

Чтобы гончарное изделие было глянцевое и нарядное из покрывают – глазурями и эмалями – получается МАЙОЛИКА. Первые не покрытые глазурью изделия — ТЕРРАКОТА

Керамические изделия разнообразны — различаются: формой, декором, ФАКТУРОЙ — характер поверхности.

Задание 24. Нарисуй керамическое изделие.

Стеклодув – мастер по стеклу. Выдувая нагретое стекло, он вращает расплавленную каплю стекла.

Из стекла методом выдувания делают посуду, статуэтки.

Средства выразительности стекла это форма, декор, цвет.

Задание 25. Нарисуй стеклянное изделие.

ВИТРАЖ-мозаика из стекла. Соединившиеся цвет и чёрная контурная линия , превращаются в диковинный узор. Впервые витраж появился в эпоху средневековья и являлся одним из главных украшений готического храма.

Задание 26. Нарисуй витраж.

Художественная обработка металла

КУЗНЕЦ-мастер по металлу.

Используемые металлы: железо, бронза, медь.

Задание 27. Нарисуй любое изделие из металла.

ГОБЕЛЕН-тканный ковёр. Как живописец из цветных нитей мастер (-ТКАЧ) создаёт полотно. Декоративность цветных пятен и фактура придают выразительность изделию.

Задание 28. Нарисуй эскиз гобилена..

БАТИК- искусство росписи ткани.

Краски по ткани : анилиновые и акриловые.

Используемая ткань должна быть из натуральных нитей: шёлк, хлопчатобумажная.

Первая техника – горячий батик, она пришла к нам с острова Индонезии. Мастера окрашивали ткань, в нужном месте покрывали воском, замет погружали в другой цвет.

В холодном батике рисунок выполняется специальным составом — РЕЗЕРВОМ. Резерв, проникая в ткань, создаёт перегородку, которая не пропускает краску. Именно по этому линии рисунка замкнутые.

Свободный батик выполняется только кистью и красками.

Задание 29. Нарисуй любую технику батика.

Задание 30. Разгадай кроссворд.

1.Мозаика из стекла. 2.Керамика сделана из… 3.Техника батика. 4.Где используется шликер. 5.Искусство росписи ткани. 6.Техника изготовления оружия. 7.Мастер по керамике.

8.Техника изготовления монет. 9.Мастер по металлу. 10.Тканый ковёр. 11.Разновидность ткани. 12.разведённая глина. 13.мастер по стеклу. 14. Характер поверхности керамического изделия. 15.Что использовали в древности для изготовления керамики. 16приспособление для изготовления ткани. 17.Обратное отражение поверхности. 18.Керамика, не покрытая глазурью. 19.Соединение металла при его нагревании. 20. В каком батике используют резерв.

Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) по теме:
Пояснительная записка. ИЗО 1 класс «Школа России»

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе «Школа России».

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана согласно Закону РФ «Об образовании» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011.

2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.

Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.

Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

Пропорции фигуры человека и животных.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.

Основы художественного языка.

Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.

Учимся на традициях своего народа

Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.

Основы художественного языка

Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение с натуры, по воображению и памяти.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Содержание учебного предмета

Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров в содержании
учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство»

В итоге освоения программы учащиеся должны:

– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);

– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);

– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;

– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по искусству.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Научно-популярная литература по искусству.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

4. Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный компьютер.

4. Образовательные ресурсы (диски).

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

4. Бумага цветная.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

6. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Гипсовые геометрические тела.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта.

7. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к алендарно- тематическому планированию по обучению грамоте 1 класса (ФГОС «Школа России).

Данная программа составлена к учебнику Зелениной «Русский язык» .

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе «Школа России».

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе «Школа России».

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе «Школа России».

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса «Литературное чтение» («Школа России») ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения.

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса «Математика» («Школа России») ФГОС, содержание учебного предмета, предметные результаты изучения курса, место учебного предмета в учебном план.

Еще по теме:

  • Размер базовой части пенсии 2013 Индексация трудовых и социальных пенсий Коэффициенты индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости с 01.01.2018 - 1,037 с 01.02.2017 - 1,054 с 01.02.2016 - 1,040 с 01.02.2015 - 1,114 с 01.04.2014 - 1,017 с 01.02.2014 - 1,065 с 01.04.2013 - 1,033 с […]
  • Образец приказ о проведении организационно-штатных мероприятий АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ при проведении организационно-штатных мероприятий в государственном органе. - презентация Презентация была опубликована 2 года назад пользователемЛюдмила Владимирова Похожие презентации Презентация на тему: " АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ при проведении организационно-штатных […]
  • Закон сэя состоит История Экономических учений: Развитие идей классической экономической теории. Жан Батист Сэй. Отход от трудовой теории стоимости. Закон Сэя. Теория трех факторов производства. Становление политэкономии как науки связано с именем А.Смита, впервые исследовавшим законы, управляющие […]
  • Социальная пенсия в башкирии в 2018 году Какая минимальная пенсия будет в 2018 Об индексировании пенсионных выплат сегодня возникает много вопросов. Какие будут пенсии, будут ли индексированы уже существующие пособия? Эти вопросы очень актуальны для большого количества людей. Какая минимальная пенсия будет в 2018 О том, какая […]
  • Спид приказ рк Законодательство Приказ МЗСР РК №602 от 8 июля 2016 года Приказ МЗСР РК №602 от 8 июля 2016 года Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 августа 2016 года № 14090. О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики […]
  • Приказ мчс россии 163 Приказ МЧС РФ от 23 марта 2009 г. N 163 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 06.05.2003 N 236" (не вступил в силу) Внести изменения в приказ МЧС России от 06.05.2003 N 236 "Об утверждении Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими […]
  • Ип платит налоги за физ лицо Какой договор заключить ИП с физ.лицом, чтоб не платить НДФЛ и взносы День добрый! Я ИП без работников УСН(6%) оказываю диспетчерские услуги (Яндекс.Такси)по предоставлению заказов водителям( не ИП). Должен ли быть у меня заключен агентский договор или какой иной с водителями которые […]
  • Способы их разрешения конфликтов в организации Конфликты в организации. Методы разрешения конфликтов Конфликт – это активное несогласие сторон, при которой каждая из сторон добивается от другой, чтобы она приняла ее взгляды. Классификация конфликтов С точки зрения повышения эффективности организации и достижения, поставленных перед […]