О передаче полномочий по 131 фз

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Соглашения о передаче полномочий органам местного самоуправления подлежат обязательному опубликованию

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 ноября 2014 г. N 89-КГПР14-4

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Анишиной В.И.,

судей Абакумовой И.Д. и Хаменкова В.Б.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Тюменского муниципального района о признании недействующим со дня принятия решения Думы Мальковского муниципального образования от 3 декабря 2012 г. N 49 «Об исполнении представления прокуратуры Тюменской области» в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 и приложения N 1 по представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на постановление президиума Тюменского областного суда от 27 февраля 2014 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Думы Мальковского муниципального образования Гурьяновой Н.А., поддержавшей кассационное представление, представителя администрации Тюменского муниципального района Прохоренко Л.З., возражавшей против удовлетворения кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., поддержавшей доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Думой Мальковского муниципального образования (далее по тексту — Дума Мальковского МО) принято решение от 3 декабря 2012 г. N 49 «Об исполнении представления прокуратуры Тюменской области» (далее — Решение N 49), которым, в частности, внесены изменения в Правила землепользования и застройки Мальковского муниципального образования (далее — Мальковское МО), утвержденные решением Думы Мальковского МО от 22 января 2009 г. N 11. Указанный муниципальный правовой акт официально опубликован 7 декабря 2012 г. в газете «Красное знамя».

Администрация Тюменского муниципального района обратилась в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим со дня принятия Решения N 49 в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 и приложения N 1.

В обоснование заявления представитель администрации Тюменского муниципального района ссылался на то, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят Думой Мальковского МО с превышением полномочий, осуществление которых по соглашению от 31 декабря 2010 г. N 179-10, заключенному между главой администрации Мальковского муниципального образования и главой Тюменского муниципального района (далее — Соглашение N 179-10), передано органам местного самоуправления Тюменского муниципального района.

Кроме того, представитель администрации Тюменского муниципального района указал, что Думой Мальковского МО была нарушена процедура принятия оспариваемого муниципального правового акта, установленная статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Тюменского районного суда Тюменской области от 17 апреля 2013 г. заявленные требования удовлетворены. Решение N 49 признано недействующим со дня его принятия в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6 и приложения N 1.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 1 июля 2013 г. решение суда первой инстанции отменено. Производство по делу прекращено.

Постановлением президиума Тюменского областного суда от 27 февраля 2014 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 1 июля 2013 г. отменено, оставлено в силе решение Тюменского районного суда Тюменской области от 17 апреля 2013 г.

В кассационном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. ставит вопрос об отмене постановления президиума Тюменского областного суда от 27 февраля 2014 г. и оставлении без изменения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 1 июля 2013 г.

Относительно доводов, изложенных в кассационном представлении, Думой Мальковского МО подан отзыв, администрацией Тюменского муниципального района — возражения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2014 г. кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. с делом передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48) нарушением компетенции, в частности, следует считать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом или его частью тех отношений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат регулированию нормативными правовыми актами, издаваемыми заинтересованными лицами, обратившимися в суд. В заявлении должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение оспариваемым нормативным правовым актом или его частью компетенции соответствующего должностного лица или органа.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) утверждение планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе планов поселения документации по планировке территории, относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как установлено судами, Соглашение N 179-10 о передаче осуществления части полномочий Мальковского МО органам местного самоуправления Тюменского муниципального района по вопросам местного значения, в том числе в части решения градостроительных и земельных вопросов, заключено сроком на 5 лет (до 31 декабря 2015 г.), одобрено решением Думы Тюменского муниципального района от 2 декабря 2010 г. N 29 и решением Думы Мальковского МО от 14 декабря 2010 г. N 61.

Пунктом 1.1. и подпунктами 1.1.1. и 1.1.2. статьи 1 Соглашения N 179-10 предусмотрена передача органам местного самоуправления Тюменского муниципального района осуществления полномочий Мальковского МО по подготовке генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, а также по подготовке на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории в части разработки документации, подготовки изменений и корректировок в нее.

Как следует из положений статей 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется на основе соответствующего проекта, разработанного комиссией, действующей в соответствии с частями 6-8 статьи 31 Кодекса, и прошедшего необходимые проверки и процедуру публичных слушаний.

Таким образом, исходя из статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации и указанных положений Соглашения N 179-10 внесение изменений в правила землепользования и застройки должно осуществляться органами Мальковского МО на основании проекта правил землепользования и застройки, разработанного органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.

Дума Мальковского МО приняла Решение N 49 в отсутствие указанного проекта, что, по мнению администрации Тюменского муниципального района, привело к нарушению компетенции органов местного самоуправления Тюменского муниципального района в части полномочий, переданных им в соответствии с Соглашением N 179-10.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда, прекращая производство по делу, указала, что Соглашение N 179-10 относится к муниципальным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, однако оно не было официально опубликовано и не вступило в силу. Таким образом, по мнению суда, Решение N 49 принято в пределах полномочий Мальковского МО и не нарушает компетенцию администрации Тюменского муниципального района.

Президиум Тюменского областного суда, отменяя определение суда апелляционной инстанции, указал, что Соглашение N 179-10 не затрагивает права и свободы человека и гражданина, не является муниципальным правовым актом и вступает в силу с момента его подписания.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта осуществление полномочий по подготовке проекта правил землепользования и застройки было передано в соответствии с Соглашением N 179-10 органам местного самоуправления Тюменского муниципального района.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом президиума Тюменского областного суда.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 35 Устава Мальковского МО соглашения, вытекающие из публично-правовых отношений, заключаемые органами и должностными лицами муниципального образования, входят в систему муниципальных правовых актов.

Согласно части 3 статьи 31 Устава Тюменского муниципального района, принятого решением Думы Тюменского муниципального района от 9 декабря 2005 г. и действовавшего на момент принятия оспариваемого акта, решения районной Думы входят в систему муниципальных правовых актов.

В части 2 статьи 47 Закона N 131-ФЗ (действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Аналогичный порядок закреплен в части 12 статьи 35 Устава Мальковского МО, утвержденного постановлением Совета депутатов Мальковского МО от 16 июня 2005 г. N 27 и статье 59 Устава муниципального образования Тюменский муниципальный район, принятого решением Думы Тюменского муниципального района от 9 декабря 2005 г.

Кроме того, в целом Соглашение N 179-10 отвечает признакам нормативного правового акта, установленным пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48.

Соглашением N 179-10 существенно изменена компетенция органов Мальковского МО и Тюменского муниципального района по вопросам землепользования, застройки и градостроительной деятельности, в том числе по вопросам выдачи разрешения на строительство, резервирования земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд.

Следовательно, Соглашение N 179-10 непосредственно затрагивает права и обязанности неограниченного круга лиц, обращающихся в указанные органы местного самоуправления за совершением необходимых действий и получением документов, и рассчитано на неоднократное применение в течение периода его действия.

В частности, в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект изменений в правила землепользования и застройки подготавливается на основе предложений, направляемых физическими или юридическими лицами в инициативном порядке, либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Таким образом, Соглашение N 179-10 подлежало обязательному опубликованию.

Как усматривается из материалов дела, указанное соглашение не было официально опубликовано, не вступило в законную силу, следовательно, не был соблюден установленный законом порядок передачи осуществления части полномочий Мальковского МО органам местного самоуправления Тюменского муниципального района. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемым муниципальным правовым актом не нарушена компетенция администрации Тюменского муниципального района, и правомерно прекратил производство по делу в соответствии со статьей 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежит удовлетворению, постановление президиума Тюменского областного суда от 27 февраля 2014 г. — отмене с оставлением в силе апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 1 июля 2013 г.

постановление президиума Тюменского областного суда от 27 февраля 2014 г. отменить.

Оставить в силе апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 1 июля 2013 г.

Администрация Ленинградской области

Порядок передачи полномочий с уровня поселения

на уровень муниципального района

В соответствии c положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существуют два способа передачи полномочий местной администрации поселения местной администрации муниципального района.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 142.5 БК РФ).

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема соответствующих межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального района.

На практике обычно на уровень муниципальных районов передаются следующие полномочия:

  • формирование и исполнение бюджета поселения;
  • организация в границах поселения тепло-, электро- и газоснабжения населения;
  • утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;
  • организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований на территории поселения;
  • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131 -ФЗ полномочия по решению вопросов местного значения местной администрации поселения, являющегося административным центром муници­пального района, могут быть переданы местной администрации данного муни­ципального района еще одним способом. Такая передача полномочий может осу­ществляться не путем заключения соглашений между указанными муниципаль­ными образованиями, а посредством внесения изменений в уставы обоих упомянутых муниципальных образований (т. е. не в договорном, а в нормативно-правовом порядке).

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муни­ципального района и поселения, являющегося его административным центром, мо­жет быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения. В этом случае в указанном поселении местная администрация не образу­ется. При этом данное поселение сохраняет статус муниципального образования, и в нем осуществляют полномочия представительный орган муниципального обра­зования, глава муниципального образования, а также, если это предусмотрено его уставом, иные органы местного самоуправления.

Данные положения Федерального закона № 131 -ФЗ предоставляют возможность оптимизировать систему муниципального управления в указанных муниципальных образованиях и обеспечить сокращение расходов соответствующих местных бюд­жетов на содержание органов местного самоуправления, но только в тех случаях, когда для этого в соответствующих муниципальных образованиях существуют объ­ективные потребности. Важно также обратить внимание на то, что указанная норма не носит императивный характер и ее применение зависит исключительно от добро­вольного волеизъявления депутатов представительных органов каждого муници­пального образования (раздельно поселения, являющегося административным цент­ром муниципального района, и муниципального района), вносящих соответствующие изменения в уставы своих муниципальных образований. Внесение таких изменений в устав только одного из муниципальных образований (района или поселения) каких-либо правовых последствий для другого муниципального образования или его ор­ганов местного самоуправления не несет. Ни органы государственной власти субъ­ектов РФ, ни органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе оказывать административное воздействие на представительные органы упомянутых поселений в целях принятия ими решений.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося его администра­тивным центром, необходимо определить субъектов, наделенных полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муници­пального района полномочий администрации поселения, являющегося его адми­нистративным центром. Данным правом могут быть наделены представительные органы указанных муниципальных образований, а также их главы. При этом важно предусмотреть количество голосов, необходимых для поддержания данной ини­циативы. Представляется, что это может быть как простое большинство, так и боль­шинство в две трети голосов от установленной численности депутатов соответ­ственно представительного органа поселения и представительного органа муни­ципального района.

В случае если указанная инициатива будет поддержана необходимым количе­ством голосов депутатов, для согласования дальнейшей процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципаль­ного района представляется целесообразным заключить соглашение между пред­ставительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществле­ния полномочий администрации поселения.

В настоящее время наиболее простым и эффективным способом передачи полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципаль­ного района, местной администрации муниципального района является заключение между ними соглашений. В данном случае местная администрация поселения долж­на формально сохраняться в структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования. Однако структура и штат данной местной администра­ции, а также расходы местных бюджетов на ее содержание могут быть минимизиро­ваны. В то же время в случае заключения указанного соглашения органы местного самоуправления поселения, являющегося административным центром муниципаль­ного района, и органы местного самоуправления муниципального района смогут избежать финансовых и правовых проблем, связанных с полной ликвидацией местной администрации такого поселения.

Пример соглашения о передаче полномочий поселения по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района (скачать)

Дата редактирования: 23-03-2017 в 17:47 Редактор Авляханова Оксана Викторовна

Как увеличить содержимое сайта?

Для этого нужно нажать клавишу «Ctrl» и удерживая её, масштабировать сайт с помошью клавиш «+», «–» или колёсика мыши.

Соглашения о передаче полномочий

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено:

органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Статья 49 Устава муниципального образования Тюменский муниципальный район определяет, что передаче подлежат конкретные полномочия представительных органов муниципальных образований, контрольно-счетных органов муниципального образования и (или) местных администраций, предусмотренные федеральными законами и (или) уставами соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от принадлежности передаваемых полномочий соглашения могут заключаться:

1) между представительными органами муниципального района и поселения, входящего в его состав;

2) между администрациями муниципального района и поселения, входящего в его состав.

Соглашения заключаются между органами местного самоуправления муниципального района и поселения, входящего в его состав, в следующих случаях:

1) передача полномочий представительного органа муниципального образования;

2) передача полномочий представительного органа муниципального образования и местной администрации совместно в рамках одного соглашения;

3) передача полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Проекты таких соглашений утверждаются на заседаниях представительных органов муниципальных образований и вступают в силу с момента подписания соглашения главами местных администраций.

Соглашения заключаются между администрациями муниципального района и поселения, входящего в его состав, в случае передачи полномочий местной администрации.

Такие соглашения утверждаются и подписываются главами местных администраций и вступают в силу с момента подписания соглашения.

Требования, предъявляемые к соглашениям:

1) соглашения должны заключаться на определенный срок;

2) соглашения должны содержать:

а) положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;

б) порядок определения ежегодного объема указанных в частях 1, 2 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

3) соглашения должны предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

При необходимости изменения текста соглашения, расторжения соглашения заключается дополнительное соглашение к соглашению в порядке, установленном для заключения соглашения частями 5, 6 настоящей статьи.

Передача полномочий органа (органов) местного самоуправления посредством соглашения не снимает с указанного органа (органов) ответственность за надлежащее осуществление переданных полномочий, за исключением тех полномочий, которые переданы в части документационного и (или) нормативно-методического обеспечения.

Согласно Порядку заключения соглашений с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района, о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденному решением Думы Тюменского муниципального района от 29.12.2014 № 688 внесение изменений и дополнений в Соглашения осуществляется путем подписания Сторонами дополнительных Соглашений в соответствии с настоящим Порядком.

Органы местного самоуправления Тюменского муниципального района организуют размещение Соглашений на официальном сайте Администрации Тюменского муниципального района.

© Тюменский муниципальный район, 1923—2018

625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115
[email protected]

Сайт является средством массовой информации и официальным сайтом Тюменского муниципального района. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26997 от 18 января 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

О передаче полномочий по 131 фз

В связи с принятием Федерального закона от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 136-ФЗ) Главным редактором журнала «Управление развитием территорий» А.Н. Береговских в адрес Минрегиона России было направлено обращение о разъяснении вопроса разграничения полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений, в частности при утверждении генеральных планов сельских поселений, документации по планировке территории сельского поселения, а также при выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в случае нахождения земельного участка в сельском поселении, и о внесении соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

25 июля 2014 г. Минрегионом России подготовлен ответ на указанное обращение (далее – ответ на обращение), содержащий следующие разъяснения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) в редакции ФЗ № 136-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесены следующие вопросы:

— составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

— владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

— обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

— создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

— обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

— формирование архивных фондов поселения;

— утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре;

— содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

— организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

— оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

Таким образом, из полномочий сельских поселений исключены важнейшие полномочия в области земельно-имущественных отношений, градостроительной деятельности:

— утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;

— выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;

— утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

— резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;

— осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Как отмечается Минрегионом России в ответе на обращение, ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ № 131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Таким образом, осуществлять отдельные полномочия в области градостроительства и земельно-имущественных отношений органы местного самоуправления сельских поселений смогут только при наличии заключенных соглашений с органами муниципального района и бюджетного финансирования на осуществление переданных полномочий.

По вопросу внесения изменений в ГрК РФ в части приведения его в соответствие с изменениями, внесенными ФЗ № 136-ФЗ, Минрегионом России сообщается, что в настоящее время в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 22 июня 2014 г. № Пр-1448 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 26 мая 2014 г. и перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 30 июня 2014 г № ДМ-П16-4824 Минрегион России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет разработку проектов федеральных законов, направленных на приведение федеральных законов в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления, в соответствие с ФЗ № 131-ФЗ в редакции ФЗ № 136-ФЗ.

Как указано на сайте Президента Российской Федерации, реализация указанных поручений должна быть осуществлена в срок до 1 сентября 2014 г.

С ответом на обращение Минрегиона России можно ознакомиться в приложении к настоящей новости.

Еще по теме:

  • Возврат это зерна Возврат, полигонизация и рекристаллизация При нагреве до температур ниже (0,2-0,3) от температуры плавления Тпл начинается процесс возврата, под которым понимают снятие искажений кристаллической решетки, которые произошли в деформированном образце до нагрева. В процессе возврата […]
  • Оформить кредит в сбербанке по интернету Как взять кредит наличными в Сбербанке? Сегодня редко можно встретить человека, который полностью доволен своим финансовым состоянием. Мы ходим на работу, получаем за это деньги, но зачастую их не хватает для решения поставленных задач. Поэтому нам приходится искать дополнительные […]
  • Обязательность прививок закон У работника нет прививки? Ответит работодатель Сегодня о вакцинации говорят часто. В основном бои идут вокруг пользы или вреда прививок, то есть сугубо в медицинской плоскости. Однако у вопроса есть и юридический аспект. Недавно один знакомый работодатель рассказал, что после очередной […]
  • На юриста сыктывкар Мы окажем Вам все виды юридических услуг! Трудовое право Гражданское право Семейное право Жилищное право Земельное право Корпоративное право Страхование Наследство Автомобильное право Залоговое право Административное право Защита прав потребителя Исполнительное […]
  • Закон о защите прав ребенка в свердловской области Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" (с изменениями и дополнениями) Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" С изменениями и дополнениями от: 30 апреля, 5 декабря 1997 г., 22 декабря 2000 г., 28 декабря […]
  • Экспертиза краски автомобиля после дтп Применение экспертизы ЛКП (лакокрасочная) Окрашенные детали машин и других автотранспортных средств, а также детали статичных конструкций и сооружений, относятся к рассматриваемым элементам происшедших событий, требующим расследования. Экспертные исследования производятся над всем […]
  • Какой возраст детей считается несовершеннолетним Информация для детей и родителей Памятка для родителей и детей «КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС ДЛЯ ДЕТЕЙ» - когда нельзя гулять одним Памятка даёт ответы на возможные вопросы в связи с применением закона об ограничениях для детей, связанных с их безопасным пребыванием в общественных местах в ночное […]
  • Правила связи 8-с Правила связи 8-с ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СпН Разборка и сборка оружия. ( АКС-74, ПКМ, СВД, РПГ-7д, ПМ). Установка прицелов НСПУ, ПСО-1, ПГО-7 и ПБС, ГП-25. Заряжание АКС-74, ПКМ, СВД, РПГ-7д, ПМ, ГП-25. […]