Переселение ариев

Переселение ариев

Завоевание арийцами Индии в 12 век-7 век до н.э.

(Цивилизация Магадха-Андхры, предыстория.)

О том, когда и какая область в Индии была завоевана арийцам, очень мало достоверных данных.

Основная ошибка, которую допускают историки, пишущие о Древней Индии, заключается в том, что вторжения в Индию, подобного вторжению в Азию Александра Македонского не было и не было полного захвата арийцами всех азиатских территорий, которые мы сейчас называет Древней Индией (под территорией Древней Индии подразумеваются территории – Ирана, Пакистана, и Бангладеш). Индию осваивали арийские племена постепенно, подчиняя своему влиянию, то одно, то другое местное племя.

Это был длительный процесс, который происходил, даже не десятки, а сотни лет.

Известный историк, написавший много работ об истории Индии, Г.М. Бонгард-Левин писал: «В течение многих десятилетий ученые вдут спор по различным вопросам арийской проблемы, пытаясь решать, когда, откуда и каким путем индоарийские племенам пришли в Индию.

Г.М. Бонгард-Левин так же отмечает индоарии – это древние индийцы и древние иранцы. Область, где жили древние иранцы и древние индийцы, называвшие себя ариями – «страны ариев».

Не будем рассматривать, когда и как образовывалась область «страны ариев», нас интересует момент, когда эта область окончательно сформировалась, и какую территорию она занимала, и когда началось разделение древних индийцев и древних иранцев.

Далее Г.М Бонгард-Левин пишет: «Древние индийцы и древние иранцы, несомненно, жили вместе, о чем говорит близость языков этих народов и их древних письменных источников («Авеста» у древних иранцев и «Регведа» у древних индийцев), большое сходство религиозных верований и многих древних социальных институтов. Территория совместного проживания, по мнению некоторых ученых Средняя Азия, и из этой области было продвижение племен в Иран и Индию. Возможно, что было длительное проникновение двумя или несколькими путями и несколькими волнами».

Согласимся с тем, что арии в древности жили в Средней Азии, более точно в Центральной Азии, эту область включает территорию занимаемые бывшими среднеазиатскими советскими республиками и территорию Афганистана, и северо-восток Ирана. Эту область они занимали в 13 веке до н.э.

Из Афганистана в Пакистан началось проникновение ариев в 12 веке до н.э.

В 12 веке до н.э. было великое переселение народов, когда арии начались активно вторгаться и завоевывать территории в Индии, Иране и проникать в Европу.

Изначально арийцами были завоевания на северо-западе Древней Индии. Был завоеван север Пакистана, Пенджаб и далее продвинулись арийцы до верховий рек Джамны и Ганга.

В верховьях Джамны и Ганга и образовалось индоарийское государство или несколько государственных образований. Дальнейшее продвижение арийцев было остановлено. Большая часть Индии в конце 2 начале 1 тысячелетия до н.э. не была подвластна арийцам.

Г.М Бонгард-Левин пишет: «Данные ведийских текстов и материалы археологии позволяют в общих чертах проследить продвижение индоарийских племен на восток и освоение имя и областей Гангской долины. Это был длительный процесс, занявший несколько столетий. В тот период происходили военные столкновения с местными племенами, между собой враждовали и индоарийские племена. Продвижение по местам, покрытым густым лесом, было далеко не легким предприятием. К середине первого тысячелетия до н.э. завершается освоение основных районов Гангской долины, процесс расселения индоариев по Северной Индии ».

Взаимодействие арийцев с мундскими племенами, заселявшими долину Ганга, в первой половине первого тысячелетия до н.э. рождало новую культуру, которая стала общей для значительной части населения Северной и восточной Индии, это культура ведийских племен эпохи «Рагведы».

Характерной чертой ведийского мировоззрения соединение идеи космического миропорядка с ритуальной практикой жрецов.

Боги индуистского пантеона времен «Ригветы»

Трем сферам вселенной – небо, земле и воздушному пространству – соответствует три группы богов. К первой из них принадлежали Сурья (солнце), Ушас (заря), Варуна (божество вод и миропорядка), ко второй — жертвенный огонь – Агни, бог всего что дышит и двигается, дающий потомство людям и коровам Праджапати (отожествляется с Сомой) и др.

третьей – боги ветра — Ваю, грозы — Рудра, молния, грома и разрушительной стихии – Индра.

Индра был царь богов, воплощение физической силы, мужества и бесстрашия. Бог восседал на колеснице, которую везли могучие кони. И поражал врагов космическими молниями. Его основная задача борьба с титанами, символизирующими темные силы и хаос.

Потом в мифологию вошел бог скотоводов Северной Индии Кришна вступивший в соперничество с самим Индрой…и Индра признал превосходство соперника.

Вишну,стал выступать вместо бога солнца Сурья, и дальше стал отожествляться в Кришной.

Позже бога Рудру стали отождествлять с местным индийским богом Шивой. Другая местная богиня Ума стала супругой Шивы, известная под имена Парвати, Дурга, Кали. (Это Богини-матери различных индийских племен, ставшие в мифологии супругами Шивы-Рудру).

Позже в мифологию вошли дети Шивы, это дети Шивы и Парвати: Ганеша (со слоновьей головой) и воинственный Сканда, которого позже стали отожествлять с богом тамилов Муруганой и т.д.

Праджапати позже отождествляется с Брахмой (Брамой) творцом и охранителем Вселенной.

В 7 веке до н.э. э стали применяться орудия труда из железа и стали более интенсивно осваиваться лесные районы долины Ганга, стало применяться искусственное орошение. Железо способствовало и развитию ремесел. Применение железа дало толчок к росту производительности труда, увеличению производства продовольствия и, как следствие, к росту населения. Стала развиваться торговля.

Наиболее экономически развитым районом индоарийских государственных образований в 7 веке до н.э. стала Магадка, область, которую арии завоевали одной из последних. В 684 году до н.э. эры в этой области пришла к власти династия Прадьйота, которая стало формировать государственное образование Магадха со столицей Раджагриха.

Переселение ариев

Прародина ариев. Хотя некоторые авторы утверждают, что Индия была прародиной ариев1, общепринято считать, что арии пришли в Индию либо из Центральной Азии, либо из какой-нибудь европейской страны. При нынешнем несовершенстве наших знаний мы можем принять в качестве гипотезы теорию о том, что первоначально арии обитали в районе, который мы теперь называем Венгрией, Австрией и Чехословакией. Эта теория, повидимому, соответствует большинству тех сведений о жизни первобытных ариев, которые собраны этнографами и лингвистами.

Время иммиграции ариев в Индию. Трудно установить даже приблизительно время, когда начались переселения ариев. Возможно, что естественный рост населения заставил их покинуть свою родину, маленькую страну, окруженную горами, и искать пищу и кров в далеких странах. Они, вероятно, выдержали много битв с народами тех стран, которые они пытались захватить, и этот период в их истории длился, очевидно, несколько веков. Знаменитые надписи Богаз-Коя, обнаруженные несколько лет назад немецкими археологами в Каппадокии, повидимому, свидетельствуют о том, что около 1400 года до н.э. ариям удалось навязать культ некоторых своих богов народу (известному под названием митанни), жившему в этом районе. Этот факт, однако, не исключает возможности того, что переселение ариев в Индию началось раньше 1400 гола до н. э.

Общепризнано, что арии, поселившиеся в Индии, с расовой точки зрения, были сродни древним иранцам. Этот вывод основан прежде всего на лингвистических данных. Язык арийских переселенцев в Пенджабе был очень близок древнеперсидскому языку и языку «Авесты». Винтерниц указывает, что «разница между языком Вед и этим первобытным индо-иранским языком, повидимому, меньше, чем разница между. санскритом и пали». Дифференциация нндо-арийского и иранского диалектов началась, возможно, позднее того времени, к которому относятся надписи Богаз-Коя.

Для того чтобы установить время прихода ариев в Индию, мы должны определить возраст «Ригведы». «К сожалению, – говорит Винтерниц, – мнения крупнейших ученых по вопросу о возрасте «Ригведы» расходятся, причем это расхождение измеряется не веками, а тысячелетиями. Некоторые считают, что гимны «Ригведы» не могли быть составлены ранее 1000 года до н. э., в то время как другие полагают, что эти гимны возникли между 3000 и 2500 годами до н. э.» Это замечание Винтерница все еще остается справедливым. Вероятно, мы не очень ошибемся, если отнесем зарождение ведической литературы примерно к 2000 или 2500 году до н. э. При исчислении возраста этой литературы определяющее значение имеет тот факт, что джайнизм и буддизм уже предполагают ее существование. Если более ранние гимны «Ригведы» были составлены около 2000 – 2500 годов до н. э., то основные «Упанишады», которые, безусловно, были известны джайнам и буддистам, должны относиться по крайней мере к 500 году до н. э.

1 На санскрите – арья или айрья, на пехлеви в «Авесте» – ария. Первоначальное значение этого слова – «верные», «люди одной расы». В ведических гимнах этот эпитет употреблялся их составителями «для того, чтобы отличить людей своего племени от врагов, то есть от бочее ранних обитателей Индии, которых они называли даса (дасью).

Ранние арийские поселения в Индии. Мы приходим, следовательно, к выводу, что арии появились в Северо-Западной Индии не позднее 2000 года до н. э. Большая часть гимнов «Ригведы», повидимому, была создана в области знаменитой реки Сарасвати, к югу от современной Амбалы. Захват ариями Афганистана и Пенджаба доказывается упоминанием в «Ригведе» рек Кабул, Сват, Куррам, Гумал, Инд, Джелам, Ченаб, Рави, Биас и Сатледж. Имеется несколько упоминаний о Джамне и Ганге. Совершенно не упоминается Нарбада. Из гор ариям того времени лучше всего были известны Гималаи, но гор Виндхья они не знали. Эти упоминания в «Ригведе» показывают, что арийские поселения того времени ограничивались районом Восточного Афганистана, Пенджаба и отчасти нынешнего штата Уттар Прадеш. Большая часть этой территории была известна под названием Саптасиндху (Страна семи рек).

Распространение ариев в поздний ведический период. «Ригведа» изобилует упоминаниями о непрекращавшейся борьбе с дасами, или дасью(т. е. не-ария-ми). Перед нашими глазами встает картина продвижения ариев на восток, В «Брахманах» Пенджаб постепенно теряет свое значение и все чаще и чаще упоминаются земли, лежащие к востоку от него. В этот период главным центром арийской культуры была Мадхьядеша, простиравшаяся от реки Сарасвати до двуречья Ганга – Джамны. Нам часто попадаются упоминания о Курукшетре, Косале (современный Ауд), Каши (Бенарес), Видехе (северный Бихар), Магадхе (южный Бихар) и Анге (восточный Бихар). Куру и панчалы были главными арийскими племенами этого периода. Повидимому, были установлены связи с югом: имеются упоминания о народе андхра долины Годавари, а также и пулинда и савара, населявших леса горной местности Виндхья. Образ жизни этих племен еще не был полностью перестроен на арийский лад, поскольку о них упоминается как о людях, стоящих вне общества. Арийская цивилизация лишь только начинала просачиваться сквозь горы Виндхья.

Переселение ариев

Общество и культура древних ариев

Современное население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев – носителей языков так называемой индоиранской группы индоевропейских языков, делящейся, в свою очередь, на две подгруппы – иранскую и индоарийскую. Выяснение прародины общеиндоиранского единства, истории его распада на общности индо-ариев и ираноязычных племен, их местообитания и хода расселений – одна из самых сложных проблем в истории древности. Общепринятого и вполне доказанного решения этих проблем в настоящее время не существует. Достаточно уверенно можно говорить лишь о том, что к концу III тыс. до н. э. индоиранское этноязыковое единство еще существовало и занимало обширные пространства степей, тянувшихся от Дуная до Алтая через Северное Причерноморье и современный Казахстан.

В конце III – начале II тыс. до н. э. внутри этого единства обособились друг от друга протоиранская и протоиндоарийская племенные общности, в результате чего их языки к середине II тыс. до н. э. окончательно разделились на индийские и иранские. Общим самоназванием индоиранцев, сохранившимся у обеих ветвей, было арии, что значит «ритуально чистый, лучший человек». Такие термины с дословным значением «настоящие люди» принимали в качестве самоназвания многие этнические группы древности.

Древние арии этого времени были скотоводами, стоявшими на предгосударственной стадии развития. Ранее их главным занятием было земледелие, об этом свидетельствует индоевропейская земледельческая терминология, долгое время сохранявшаяся у них. Но из-за климатических перемен оно отошло на второй план.

В течение II тыс. до н. э. племена ариев несколькими волнами расселились на юг, заняв территории Ирана и Северной Индии. Археологические и лингвистические материалы позволяют исследователям утверждать, что иранцы попали в Иран скорее через Кавказ, чем из Средней Азии. По-видимому, в начале II тыс. до н. э. предки индоариев расселялись в западной части степей, в Предкавказье, а предки ираноязычных племен – на востоке. Судя по реликтовым представлениям, уцелевшим в «Авесте» – священной книге зороастризма – поздней религии иранцев, изначально известный ираноязычной традиции мир простирался от Алтая и Тянь-Шаня до бассейна Волги с востока на запад и от Западно-Сибирской равнины до Амударьи с севера на юг. Это огромное пространство делилось на семь частей, центральной из которых была Хванирата – родина самих иранцев. Археологически это время господства катакомбной культуры между Днепром и Кавказом.

В XVIII–XVII вв. до н. э., как показывают данные раскопок, происходит массовое переселение племен через Кавказ на юг, по маршруту Предкавказье – Северный Иран – далее на восток вплоть до Инда. Решающую роль в нем сыграли, по-видимому, протоиндоарии Предкавказья. На своем пути они разорили аборигенов Ирана, те, в свою очередь, сместились на восток, тесня друг друга и вызывая новые цепные переселения. В итоге возникла полоса индоарийского расселения, простиравшаяся от Кавказа через северно-центральный Иран и Афганистан до рубежей Индии, которых достигли передовые отряды индоарийской миграции.

По дороге некоторые группы индоариев отстали от основного потока. В частности, одна из них в это время попала на Армянское нагорье и поселилась на Верхнем Евфрате, у рубежей Верхней Месопотамии. Переднеазиатские источники XVIII–XVII вв. до н. э. называют ее «воины манда» (в науке они известны как переднеазиатские арии). Отсюда арии-«манда», слившись с хурритами, проникли в хурритский мир. Из их среды в XVII–XVI вв. до н. э. вышли династы Митанни и некоторых царств хурритской Палестины. За верхнеевфратской областью ариев сохранилось название «Манда», и правивший ею много веков спустя армянский княжеский род назывался по ней Мандакуни. Часть индоариев так и осталась в Предкавказье и существовала там еще в античную эпоху (как показали исследования О. Н. Трубачева, реликтовыми индоариями оказались хорошо известные по античным источникам синды и меоты).

В результате во 2-й четверти – середине II тыс. до н. э. зона протоиндоарийского расселения лежала в основном к югу от линии Кавказ – Каспий, а протоиранская – к северу от этой линии, так что между ними образовался существенный территориальный разрыв. Именно в это время их языки, по-видимому, разошлись окончательно. Для степи это было время существования двух главных археологических культур: многоваликовой в степях к западу от Урала – Волги и андроновской на территории Казахстана. Есть все основания связывать андроновскую культуру с общеиранским этнокультурным единством.

В XVI/XV–XIV вв. до н. э. происходит второе крупное переселение древних ариев примерно по тому же маршруту, что и первое. Адроновские племена продвигаются из-за Волги на запад и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь особую срубную культуру, в то время как к востоку от Волги продолжается собственно андроновская традиция.

Одновременно ираноязычные племена распространяются из-за Кавказа в Северо-Западный и Северный Иран. Эти племена уже знают железо, и для них характерна особая серая керамика. В конце этого периода миграций ираноязычные племена продвинулись через Иран на восток вплоть до позднейшей Бактрии и долины Амударьи включительно. (Само название «Бактрия», возможно, означает по-ирански «восточная страна», так как сюда иранцы пришли с запада.) Вероятно, именно под их постепенно усиливающимся давлением индоарии и смещаются в Северную Индию в XIV–XIII вв. до н. э.

В Иране индоарии были в основном вытеснены или ассимилированы своими пришлыми ираноязычными родственниками, хотя на стыке их ареалов сохранялась некая область смешанного иранско-индоарийского заселения, занимавшая значительную часть современного Афганистана. Так, одна и та же территория с центром в позднейшем Кандахаре известна по индийским источникам как индоарийское царство Камбоджа, а по иранским – как страна с иранским названием Харахвати (античная Арахосия). По индоарийской именовательной основе «камбодж-» вообще можно опознать трассу индоарийских миграций (ср. область Камбисену в Восточном Закавказье, упоминаемую античными авторами, царское имя Камбуджия [Камбиз] у персов и упомянутое царство Камбоджа на территории современного Афганистана, не говоря о занесении индийскими колонистами этого названия на территорию Индокитая, откуда пошло современное употребление этого названия).

В результате второго цикла арийских миграций расселение ираноязычных племен приняло следующий вид, сохранявшийся в общих чертах в конце II – начале I тыс. до н. э.: 1) к востоку от рек Урал и Волга обитали носители андроновской культуры – предки скифо-сакских племен, известных прежде всего по античным данным, и племен тура, о которых повествует «Авеста»; 2) степь к западу от Урала и Волги занимали носители срубной культуры – непосредственные предки племен, которых греки обобщенно именовали «киммерийцами»; 3) большая часть западно-центрального и Северного Ирана была занята общностью, из которой позднее вышли мидийские и персидские (западноиранские) племена; 4) при Амударье – Хильменде обособилась группа племен, получившая в науке название авестийские арии (сами себя они называли «арья», свою территорию – «Арйанам-Вайджа», досл. «Простор Ариев», и «Арйошйана», досл. «Страна Ариев», и именно с ними происходили события, отраженные в «Авесте», ядро которой формировалось в их же среде).

Авестийские арии были потомками авангардной, дальше всего продвинувшейся на восток части того же миграционного потока, основная часть которого, оставшаяся в Центральном Иране, была представлена мидо-персидскими племенами. Однако авестийские арии, продвигаясь на восток, оторвались от своих западноиранских родственников и оказались отделены от них областями Юго-Восточного Прикаспия (Варна в авестийской терминологии), где обитали аборигены, которых авестийская традиция описывает как страшных и могущественных врагов, и соляной пустыней Дешт-и-Кевир. Это не позволяло авестийским ариям поддерживать контакт с ираноязычными племенами Иранского плато и привело к тому, что в следующие века они развивались независимо друг от друга.

В результате постепенной ассимиляции аборигенного населения Ирана ираноязычными племенами все пространство между Тигром, Индом и Амударьей около середины I тыс. до н. э. стало именоваться Арйана (досл. «Арийская [земля]»; поздней формой этого слова и является современное «Иран»).

Для ранних иранских (как и индоарийских) обществ характерна одна и та же, восходящая к общеиндоиранской практике, трехсословная организация: общество делилось на наследственные сословия жрецов, воинов и рядовых общинников – скотоводов и земледельцев. На уровне племенных союзов соответствующие роли часто присваивались целым племенам: так, в шестиплеменном союзе мидян жреческие функции были монополизированы племенем магов (откуда значение слова «маг» в европейских языках).

Менталитету индоиранцев была присуща ритуально-языковая этническая самоидентификация: те, кто осуществлял правильные ритуалы на чистом языке, почитая соответствующих богов, считались этнически «своими» независимо от кровного родства. Это существенно облегчало ассимиляцию аборигенного населения. Жрецы являлись наиболее почитаемым сословием, но власть вождя (впоследствии царя), согласно нормативному кодексу, должен был осуществлять кто-либо из сословия воинов. Вождь и рассматривался в первую очередь как глава военной организации племени.

Религиозные представления индоиранцев реконструируются по данным о верованиях отдельных индоиранских народов. Боги делились на два «класса» – дайвов и ахур (инд. асуры), в какой-то мере противопоставленных друг другу. Аналогичное деление известно во многих мифологиях, в том числе в шумеро-аккадской. К началу II тыс. до н. э. у индоариев и независимо от них у иранцев это деление было переосмыслено как ценностное: боги одного из «классов» стали рассматриваться как «добрые» (распространяющие радость, жизнь, созидание), а другого – как «злые» (насаждающие смерть, страдания и разрушения). При этом иранцы считали ахур добрыми богами, а дайвов злыми, в то время как индоарии – наоборот. Соответственно наиболее могущественные и однозначно благодетельные боги, как, например, Митра, бог солнца и человеческой справедливости, охранитель клятв, зачислялись разными народами в разные категории: у иранцев Митра – ахура, у индоариев – дайва. Все индоиранцы почитали Яму (Йиму), первопредка человечества и владыку Царства мертвых, а также поклонялись ветру, солнцу, луне и огню. Исключительное значение придавалось ритуальным формулам и правильному их произнесению.

Арии: как они попали в Индию и Ирак

О древнем народе ариев сложено немало легенд, научных гипотез, философских или даже эзотерических концепций. Таинственные предки славян и других европейских народов, чьи следы находят в Индии, Ираке и других странах, уже довольно долго будоражат умы ученых. Арии внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Большая часть современных людей говорят на языках, произошедших от древнеарийского. Как же эти люди попали в Ирак и Индию?

Кто они такие?

Арии – это представители этноса, от которого произошли многие народы Европы, Ближнего Востока, Индии и Ирана. По мнению большинства ученых, древнее племя протоариев возникло в IV тысячелетии до н.э. предположительно на севере Евразии. Хотя ведется много споров о том, какой регион можно назвать прародиной ариев. Одни исследователи удостаивают этой чести Переднюю Азию, другие полагают, что этот древнейший народ зародился на Балканах, третьи – на юге России.

Происхождение этнонима «арья» также вызывает множество гипотез. Но в основном считается, что самоназвание этноса можно перевести как «благородный» или «свободный», или «гостеприимный».

Именно язык древних ариев стал основой для индоевропейской семьи, в этом сходятся все лингвисты. Более 2,5 миллиарда человек являются носителями языков этой крупнейшей группы. В нее входят: санскрит, фарси, славянские, германские, кельтские, романские и многие другие языки. Считается, что название такой страны, как Иран, изначально означало «земля ариев».

Примечательно, что санскрит, на котором говорит большинство населения современной Индии, во многом похож на славянские языки. Сравните: «бхратар» – «брат»; «швета» – «свет»; «агни» – «огонь»; «джани» – «жена»; «джива» – «живой»; «мритью» – «смерть»; «двара» – «дверь» и т.п.

Поскольку родство народов можно точно установить, сравнив их языки, арийское происхождение славян, как и других европейцев, не вызывает вопросов. Так что представители Третьего рейха просто узурпировали право называться потомками древних ариев, несправедливо сопоставив их наследие с идеологией фашизма.

Многие ученые связывают так называемую «ямную культуру», археологические следы которой найдены на юге России и востоке Украины, с народом ариев. Предположительно, они поселились на этих землях около 4,5 тысячи лет назад.

Арии были народом, занимавшимся как земледелием, так и животноводством. Их культуру характеризует развитое гончарное дело. Кроме того, это были хорошие воины, использовавшие в сражениях боевые колесницы. Благодаря ариям жители Индии и Ближнего Востока впервые увидели лошадей.

Великое переселение

Известно, что представители древнего этноса заселяли Индию постепенно. Археологи пришли к выводу, что различные племена ариев мигрировали в эту страну из Ирана и Ирака через Пакистан или Афганистана примерно с 2000 по 1300 годы до н.э.

Почему эти люди решились пересечь Гималаи? Возможно, они искали пристанище в теплых краях, спасаясь от очередного ледникового периода. Или их с исконных земель вытеснили засухи. А может, всему виной воинственные соседи. Или пассионарный толчок, идентичный тому, который заставил испанцев переплыть Атлантический океан на утлых суденышках. Высказывается немало версий на этот счет.

Еще один вопрос, на который ученым еще предстоит ответить: как именно шли миграционные потоки в эпоху великого переселения народов? Почему одни племена ариев перебрались в Европу, отправившись на запад, а другие подались на юг? И может ли так быть, что из обжитой Индии некоторые арии в массовом порядке отправились обратно, на исконные для них земли, став предками славян?

Как видите, пока вопросов явно больше, чем ответов.

Как они мигрировали?

Переселение народа – процесс длительный. Отправляясь на неизведанные земли, люди не могли точно знать, что их там оджидает. Обозы с женщинами и детьми нуждаются в обустройстве временных стоянок хотя бы для пополнения провианта. Поэтому отдельные племена ариев строили по пути небольшие укрепленные городки, которые могли бы уберечь их от нападения недружественных соседей. Одной из таких стоянок ученые считают легендарный Аркаим, который философы и эзотерики уже успели воспеть как столицу древнего народа.

В 1987 году члены Урало-Казахстанской экспедиции археологов обнаружили в Челябинской области укрепленное поселение, датированное концом III – началом II тысячелетия до н.э. На юге Урала и Западной Сибири ученые обнаружили несколько подобных городов с хорошо сохранившимися оборонительными сооружениями. Все они относятся к культуре Синташты, которую причисляют к Андроновской исторической общности.

Считается, что города, вроде Аркаима, были построены древними ариями во время индоевропейской миграции. Прожив около двух веков на юге Урала, эти люди отправились дальше, чтобы однажды преодолеть Гималаи.

Пришельцы с севера

Известный индийский исследователь Бал Гангадхар Тилак еще в конце XIX века высказал предположение, что прародиной ариев была Арктика. Тогда эта гипотеза была воспринята в научном мире Западной Европы с изрядной долей скептицизма, сейчас она уже представляется более достоверной.

Индийский ученый проанализировал тексты Авесты (священной книги древних иранцев), а также индийские Веды, авторство которых принадлежит ариям, и нашел там описание земли, которую авторы указывают как колыбель всего человечества или, по крайней мере, их прародину. Согласно описанию, которое удивительным образом совпадает в различных источниках, арии изначально жили там, где около 10 месяцев в году земля покрыта снегом. Священные тексты иранцев и индийцев точно отображают природу северного сияния, замерзающих и оттаивающих водоемов, а также полярную ночь.

Бал Гангадхар Тилак первым из ученых предположил, что народ ариев поселился в Заполярье в теплую климатическую эпоху, а последовавший затем ледниковый период заставил этих людей мигрировать на юг.

В Индию из Ирана и Ирака

Историческое наследие ариев потрясает воображение. Одни лишь священные тексты ведической культуры – повод для множества открытий. Например, изучая Ригведу и древнейшую часть Авесты, которые были созданы примерно в одну эпоху (1700-1000 гг. до н.э.), ученые наткнулись на примечательный факт: слово «дэва» для индийских ариев означало «бог», а для представителей иранской ветви этого народа – «демон». В то время как «ахура» для ариев, поселившихся в Иране и Ираке, служило обозначением божества, а для их индийских собратьев похожее слово «асура» – это, наоборот, демон.

Значит, между различными племенами ариев во II тысячелетии до н.э. мог разгореться религиозный конфликт, что и побудило часть этого народа перебраться в Индию. Очевидно, когда-то единый этнос раскололся на сторонников ведических воззрений и адептов идеологии зороастризма.

Интересно, что государство Митанни, которое существовало на территории современного Ирака в XVI-XIII веках до н.э., было также создано ариями. Об этом свидетельствуют не только сохранившиеся в исторических памятниках имена правителей этой страны, но и то, что они поклонялись ведическим богам: Митре, Варуне и Индре.

До наших времен дошел текст торгового договора между правителем Митанни и царем хеттов, населявших территорию современной Сирии. В этом документе властительный ариец клянется выполнить свою часть договора, упоминая имена ведических божеств. Очевидно, их культ сохранялся в Митанни и после религиозного раскола.

Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев

Древние арии и их переселения на юг. Общество и культура древних ариев

С конца II тыс. до н. э. и по сей день население Ирана и Индии в большинстве своем этнически происходит от особой ветви индоевропейцев – носителей языков индоиранской группы индоевропейцев, делящейся, в свою очередь, на две подгруппы – иранскую и индоарийскую. К концу III тыс. до н. э. индоиранское этноязыковое единство еще существовало и занимало пространство степей, тянущихся от Дуная до Алтая через Северное Причерноморье и современный Казахстан.

В конце III – начале II тыс. до н. э. внутри этого единства обособились друг от друга протоиранская и протоиндоарийская племенные общности. Общим самоназванием их было «арии» (досл. «ритуально чистые, лучшие люди»). Древние арии этого времени были скотоводами, стоявшими на предгосударственной стадии развития. В течение II тыс. до н. э. они несколькими волнами расселились на юг, заняв территории Ирана и Северной Индии; при этом следует думать, что иранцы попали в Иран скорее через Кавказ, чем из Средней Азии. Более подробную картину их переселений можно воссоздать только гипотетически. По-видимому, в нач. II тыс. до н. э. предки индоариев расселялись в западной части степей, в Предкавказье (где в то время господствовала катакомбная культура), а предки ираноязычных племен – на востоке. Судя по «Авесте», священной книге зороастрийцев, изначально известный иранцам мир простирался от Волги через степи до Амударьи и Алтая; это огромное пространство делилось на семь частей, центральной из которых была Хванирата – родина самих иранцев.

В XVIII–XVII вв. до н. э., как показывают данные раскопок, происходит массовое смещение племен через Кавказ на юг, по маршруту Предкавказье – Северный Иран – далее на восток вплоть до Инда. Решающую роль в этом переселении сыграли, по-видимому, протоиндоарии Предкавказья; на своем пути они разоряли аборигенов Ирана и гнали их перед собой; те, смещаясь на восток, теснили друг друга и вызывали новые цепные переселения. В итоге возникла полоса индоарийского расселения, простиравшаяся от Кавказа через северо-центральный Иран и Афганистан до рубежей Индии, которых достигли передовые отряды индоарийской миграции.

По дороге некоторые группы индоариев отстали от основного потока; в частности, одна из них попала на Армянское нагорье и поселилась на Верхнем Евфрате, у рубежей Верхней Месопотамии, где ее и фиксируют под названием «воины манда» переднеазиатские источники XVIII–XVII вв. до н. э. (в науке они известны как переднеазиатские арии). Отсюда арии-манда, вступая в симбиоз с хурритами, глубоко проникают в Переднюю Азию. За верхнеевфратской областью ариев сохранилось название Манда, и правивший ею много веков спустя армянский княжеский род назывался по ней Мандакуни. Другая часть индоариев так и осталась в Предкавказье и существовала там еще в античную эпоху (как показали исследования О. П. Трубачева, реликтовыми индоариями были хорошо известные по античным источникам синды и меоты).

В результате во второй четверти – середине II тыс. до н. э. зона протоиндоарийского расселения лежит в основном к югу от линии Кавказ – Каспий, а протоиранская – к северу от этой линии. В это время их языки и разошлись окончательно. Для степи это время существования двух главных археологических культур – многоваликовой в степях к западу от Урала – Волги и андроновской на территории Казахстана; последнюю надо приписывать общеиранскому этнокультурному единству.

В XVI/XV–XIV вв. до н. э. происходит второе крупное переселение древних ариев примерно по тому же циркумкаспийскому маршруту, что и первое: андроновские племена продвигаются из-за Волги на запад и, смешиваясь с местными племенами, образуют здесь особую срубную культуру (в то время как к востоку от Волги продолжается собственно андроновская традиция). Одновременно ираноязычные племена распространяются из-за Кавказа в северо-западный и северный Иран (принося с собой начало железного века в Иране и характерную серую керамику), а оттуда – на восток вплоть до позднейшей Бактрии (само название которой означает по-ирански «восточная страна», так что сюда иранцы пришли с запада) и долины Амударьи. Вероятно, именно под их постепенно усиливающимся давлением индоарии и смещаются в Северную Индию в XIV–XIII вв. до н. э. В Иране индоарии были в основном вытеснены или ассимилированы своими пришлыми ираноязычными родственниками, хотя на стыке их ареалов сохранялась широкая полоса чересполосного иранско-индоарийского существования и симбиоза.

В итоге этого второго цикла арийских миграций расселение ираноязычных племен приняло следующий вид, сохранявшийся в общих чертах в конце II – начале I тыс. до н. э. К востоку от Урала и Волги обитали носители андроновской культуры – предки скифо-сакских племен, известных прежде всего по античным данным, и племен «тура», о которых повествует «Авеста». К западу от Урала и Волги обитали носители срубной культуры, которых греки обобщенно именовали киммерийцами. Большая часть западно-центрального и северного Ирана была занята общностью, из которой позднее вышли мидийские и персидские (западноиранские) племена.

В регионе Амударьи – Хильменда обособилась группа племен, известная в науке под названием авестийских ариев (сами себя они называли «арья», свою территорию – Арйанам-Вайджа, т. е. «Простор Ариев», и Арйошайана, т. е. «Страна Ариев»). Именно с ними происходили события, отраженные в «Авесте», ядро которой формировалось в их же среде. Авестийские арии были потомками передовой части того же миграционного потока, основная часть которого, оставшаяся в центральном Иране, была представлена мидо-персидскими племенами. Однако авестийские арии, продвигаясь на восток, оторвались от своих западноиранских родственников и оказались отделены от них областями юго-восточного Прикаспия с аборигенным неиранским населением и соляной пустыней Дешт-и-Кевир. Это не позволяло авестийским ариям поддерживать контакт с ираноязычными племенами плато, и в следующие века их история развивалась двумя независимыми потоками.

В результате постепенной ассимиляции аборигенного населения Ирана ираноязычными племенами все пространство между Тигром, Индом и Амударьей около середины I тыс. до н. э. стало именоваться Арйана. Поздней формой этого слова и является современное Иран.

Для ранних иранских обществ характерно одно и то же, восходящее к общеиндоиранской практике деление на три наследственных сословия – жрецов, воинов и рядовых общинников – скотоводов и земледельцев. В племенных союзах подобные роли часто играли целые племена: так, в союзе мидян жреческие функции были монополизированы племенем магов (откуда пошло европейское значение этого слова).

Согласно религиозным представлениям индоиранцев боги четко делились на два класса – дайвы и ахуры (индийск. асуры), в какой-то мере противопоставленные друг другу (такое деление известно во многих мифологиях, в том числе шумеро-аккадской). К концу II тыс. до н. э. у индоариев, а независимо от них и у иранцев это деление было осмыслено как ценностное: боги одного из классов стали рассматриваться как «добрые» (распространяющие радость, жизнь, созидание), а другого – как «злые» (насаждающие смерть, страдания и разрушения). При этом иранцы расценили ахур как добрых богов, а дайвов – как злых, а индоарии – наоборот. Соответственно, наиболее могущественные и однозначно благодетельные боги зачислялись разными народами в разные категории (например, Митра, бог Солнца, у иранцев относился к ахурам, у индоариев – к дайвам).

Еще по теме:

  • Жилье сиротам новый закон Предоставление жилья детям-сиротам в 2018 году Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу […]
  • Кассация в арбитражном суде Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 1999 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (с изменениями и дополнениями) Постановление Пленума Высшего […]
  • Ребенок усыновлен материнский капитал Материнский капитал при усыновлении ребенка Материнский (семейный) капитал представляет собой особую государственную программу, которая реализуется на федеральном уровне с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2018 г., если правительством не будет принято решение о дальнейшем ее продлении еще […]
  • Вышел ли закон о продаже алкоголя с 21 года Действительно ли вышел закон о продаже алкоголя с доставкой? Здравствуйте слышал что с 1 января 2018 года разрешили доставку не крепкого алкоголя на дом (пиво, винная продукция и т.д) 1) Правда ли то что я слышал? 2) Если правда, то доставка, как я понимаю только до 23:00? 21 Февраля […]
  • Предложения на тему правила хорошего тона с не Предложения на тему правила хорошего тона с не Ассоциации к слову «правила хорошего тона» Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне […]
  • Законы рк Об образовании Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319-III Статья 17. Образовательные программы технического и профессионального образования Сноска. Заголовок статьи 17 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти […]
  • Осаго статистика 2014-2018 Российские водители массово отказываются от полиса ОСАГО (слишком дорого!) Поделиться МВД России фиксирует резкий рост количества водителей, которые выезжают на дороги без страхового полиса ОСАГО. И такое массовое явление вызвано, в том числе, чисто экономическими причинами: полисы для […]
  • Приказы в доу 2018 гобразец Приказ об утверждении номенклатуры дел - образец (2018) Отправить на почту Приказ об утверждении номенклатуры дел - образец его может понадобиться, когда необходимо официально закрепить структуру документооборота фирмы. Рассмотрим, для чего нужен такой приказ и как он оформляется, в […]