Преступление и наказание по судебнику хаммурапи

Преступления и наказания

Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).

Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: (1) преступления против праведного поведения : лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и (2) преступления против семейного долга , совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была (3) кража разных видов : наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались (4) членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и (5) нарушения профессиональных обязанностей : плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом . А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.

Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью . За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины . За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания : могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь. Часть этих наказаний налагалась по принципу талиона : «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы , которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.

Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям : бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.

Законы, записанные по судебным решениям Хаммурапи, несмотря на свою древность и значительную архаику отдельных правоположений, заложили основы всей системы юридических принципов и институтов, присущих праву Ближнего Востока в целом, а впоследствии и античному праву. В них впервые в праве было обосновано соотношение преступления с наказанием и то, что ответственность настигает виновного, принцип ответственности за ущерб и связь этой компенсации с причинами, приведшими к нему, предпочтение интересов делового человека злостному «таскальщику», наконец, то, что обязательство двусторонне и связывает обе стороны. Это сходство древнего права с позднейшими правовыми системами более неожиданно, чем очевидные различия в конкретных правилах.

Преступление и наказание по законам Хаммурапи с примерами статей

Законы вавилонского царя Хаммурапи являются первой удачной попыткой навести порядок в правовых вопросах и спорах среди граждан страны. Создание порядка, последовательности и системы наказаний за различные виды преступлений можно считать большим достижением в государственности Древнего Вавилона.

Вавилонский царь Хаммурапи

Царь Вавилона Хаммурапи, который правил примерно в 1792-1750 годах до н. э., был родом из династии Амореев. Он являлся искусным полководцем и политиком своей эпохи, с которой связывают расцвет Вавилона. Это первый царь, оставивший после себя зафиксированные на клинописных табличках и стелле из черного диорита указы.

В них рассматривалось возведение храмов, городских оборонительных стен, строительство каналов, политические события и военные конфликты. А также содержались записи, которые в дальнейшем были названы законами Хаммурапи, и наказания за преступления, описанные в этих законах. После восхождения Хаммурапи на трон государство начинает развиваться и крепнуть.

Проводится ряд важнейших реформ:

  • Страна делится на административные единицы – номы. Ими руководят чиновники.
  • Все храмы подчиняются управлению самого Хаммурапи, а его власть объявляется божественной.
  • Устанавливается новый порядок сбора налогов.
  • Вводятся ограничения на торговлю, которая начинает контролироваться государством.
  • Запрещается продажа земли.
  • Создаются законы Хаммурапи. Наказания за преступления ужесточаются.

Законы Хаммурапи как фактор развития судебной системы

Главным вкладом в развитие Вавилона и его государственности была организация и развитие судебной системы. Законы Хаммурапи на сегодняшний день являются самыми древними, дошедшими до нашего времени. Судебник Хаммурапи был записан приблизительно в 1750-х годах до н. э., что говорит о том, какой развитой была страна.

После начала использования законов произошли существенные изменения:

  • Официально закрепляется государственный строй, а именно – рабовладельческий.
  • Организовываются судебная система и система исполнения законодательства.
  • Определяется основной господствующий класс – рабовладельцы.

Введение законов Хаммурапи и наказаний за преступления, описанных в кодексе, преследовало несколько целей. Во-первых, создание нового права, а во-вторых, сохранение уже имеющейся правовой системы, основанной на законах Эшнунны, но только с уточнениями, дополнениями и существенными изменениями.

Структура свода законов

Текст свода законов Хаммурапи разделен на три части:

  • В водной части говорится о том, как он был получен. Указывалось, что царь принял законы от бога солнца Шамаша. Любой, кто не будет им следовать и пойдет против повелений Хаммурапи и бога Шамаша, будет наказан, а весь род виновника будет проклят.

  • Во второй части клинописного текста находятся 282 параграфа законов Хаммурапи и наказания за преступления. Кратко рассмотрев перечень параграфов, которые касались всех сфер жизнедеятельности человека того времени, можно сказать, что наказания были весьма жесткими. А также видна разница в санкциях для полноправных и неполноправных граждан Вавилона.
  • В третьей части описаны различные виды проклятий, которые постигнут каждого жителя страны и его род за нарушение законов, посланных богом солнца Шамашем.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи. Статьи

В первых пяти статьях говорилось о лжесвидетельстве, магии и ответственности судей за неправомочный приговор. За эти преступления предусматривалась смертная казнь, а судья лишался должности и платил большой штраф.

Содержание прочих выглядело следующим образом:

  • Положения об охране всего принадлежащего царю, его приближенным и храмам, другой собственности, включая рабов. За нарушения по этим статьям предполагалась смертная казнь.
  • Статьи за незаконное использование чужих землевладений. Наказания были весьма суровыми, например, телесные либо крупный штраф. Если виновный не мог оплатить штраф, то он отправлялся в рабство на три года к потерпевшему.
  • Правила ведения торговых операций.
  • Описание семейных правовых отношений.
  • Статьи законов Хаммурапи и наказания за преступления, касающиеся нанесения вреда здоровью – как умышленного, так и неумышленного.
  • Параграфы, поясняющие правила операций с таким имуществом, как рабы и скот.

Смертная казнь грозила воинам, посылавшим в военные походы вместо себя наемников. Это было обусловлено тем, что воины получали в долгосрочную аренду земли, которые они по наследству оставляли своим детям.

Общество древнего Вавилона

Общество в Древнем Вавилоне делилось на три сословия: авилумы, мушкены и вардумы.

Авилумы – это члены общины, свободные люди, полноправные граждане Вавилона, права которых в основном и защищали законы Хаммурапи. Они являлись создателями большинства материальных благ в стране. Авилумы были наиболее защищенным в правовом смысле сословием в сравнении с мушкенами и вардумами.

Мушкены – падающие ниц – имели полную свободу в правовых и гражданских отношениях, однако состояли на службе у авилумов и полностью зависели от последних. Они имели в аренде землю и рабов в собственности, но платили налог дворцу и были военнообязанными. При нарушении прав мушкенов им полагались значительно меньшие суммы компенсации за понесенный вред нежели авилумам.

Вардумы – рабы, занимавшие самое низкое положение в обществе и не имевшие никаких прав. Исключением были лишь царские слуги, у которых частично права все-таки имелись. Обычный же раб был, по сути, движимым имуществом, с которым хозяин мог делать все, что угодно – дарить, продавать, сдавать в аренду и использовать как средство платежа.

Система преступлений и наказаний по законам Хаммурапи

Санкции по кодексу Хаммурапи были порою весьма жестоки. При этом телесные наказания, которые применялись к рабам, не распространялись на авилумов и мушкенов, они заменялись штрафом. Если авилуму или мушкену не могли материально компенсировать понесенный ущерб, полагалась отдать им во владение раба сроком на три года.

Если виновник преступления не был рабовладельцем, то он мог отдать потерпевшему любого из членов своей семьи, либо сам стать рабом на тот же период. Вардумам никакой компенсации вообще не предоставлялось, более того, они не имели права голоса не то что в суде, но и перед хозяином. Наказания для них были телесными, в некоторых случаях им отрубали конечности и даже убивали.

На первый взгляд, законы царя Хаммурапи и наказания за преступления кажутся крайне несовершенными и жестокими. Однако стоит учитывать, что до введения этого кодекса правовая система отсутствовала вообще, и решения в судах принимались на усмотрение судей. А также нельзя забывать, что законы были приняты во II тысячелетии до н. э. – во времена, когда убийство и рабство считались обычными явлениями. Заслуга же Хаммурапи состоит в том, что он осуществил первые шаги по пути к цивилизации общества в правом аспекте.

Преступления и наказания по законам Хаммурапи

Преступление и наказание, суд и процесс по Судебнику Хаммурапи

Виды преступлений по законам Хаммурапи:

К преступлениям против личности относились: неумышленное или же умышленное убийство, оскорбление действием или словом, повреждение тела, а также ложное обвинение.

Преступления против собственности включали в себя: уничтожение или повреждение чужого имущества (при этом, особо ценилась и охранялась собственность храмов или дворцов), а также мошенничество, грабёж и кража, снятие знака рабства с рабов и пр.

Преступления против семьи: подмена или похищение детей, изнасилование, распутное поведение и супружеская измена (со стороны жены), а также кровосмешение.

К другим видам преступлений относились: должностные преступления (например, взятка или шантаж) и особые воинские правонарушения.

Наказания по законам Хаммурапи:

Законы Хаммурапи включали в себя следующие виды наказаний за совершённые преступления:

· Смертная казнь – сажание на кол, сожжение, а также утопление

· Телесные наказания – наказание при помощи нанесений ударов плетью

· Членовредительство (принцип талиона) – отрезание ушей или же отсечение конечностей

· Иные виды наказаний – система штрафов, изгнание из общины, рабство. При этом сумма штрафа могла быть равносильна смерти преступника, если он не мог его оплатить.

Размер штрафов и тяжесть членовредительских наказаний зависели исключительно от социального положения потерпевшего и самого преступника. При этом членовредительство применялось в том случае, если социальные положения обеих сторон были равны. В качестве наказания за повреждение рабу было возмещение хозяину половины его стоимости.

В судоустройстве не было разделения между гражданским процессом и уголовным. Обвинение поддерживало частное лицо, штраф полагается потерпевшей стороне и выплачивается только по инициативе этой стороны.

В качестве доказательств использовались: клятва, ордалия (испытания водой), показание свидетелей. Также велись и судебные протоколы на глиняных табличках, в которых фиксировались клятвы сторон, их показания, имена и показания свидетелей, а также приговор.

Истец или ответчик согласно судейскому приказу брали на себя обязательства (в письменном виде), которые передавались противоположной стороне. Если же они не выполнялись, на них накладывался штраф или знак бесчестия.

В отдельных случаях имел место самосуд – мародёр, крадущий при пожаре, мог быть лишён жизни без всякого суда.

Преступление и наказание по судебнику хаммурапи

§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.

Преступление и наказание в Законах царя Хаммурапи

Важное место в Законах Хаммурапи отведено преступлениям и наказаниям. Относительно общих понятий уголовного права, то они почти не раскрыты. Лишь кое-где принято во внимание намерение лица, совершившего преступление, обстоятельства, исключающие, смягчающие или усиливающие ответственность. Все преступления, упоминаемые в сборнике, можно разделить на несколько групп:

1) преступления против личности (убийство, причинение телесных повреждений, оскорбление, клевета);

2) преступления против собственности (повреждение или уничтожение имущества, кража, грабеж, разбой);

3) преступления против семьи (супружеская измена, разврат, половые сношения с близкими родственниками);

4) должностные преступления (злоупотребление служебным положением);

5) преступления против правосудия (лжесвидетельство, подкуп свидетелей).

Законы Хаммурапи совсем не упоминают о государственных и религиозных преступления. Речь идет лишь о сокрытии лиц, посягающие на государственный строй. Законодатель, очевидно, умалчивает эти тяжкие преступления только потому, что смертная казнь за них считалась делом очевидной.

Цель наказания — это, прежде всего, запугивание, поэтому наказание были чрезвычайно жестокими. Правонарушитель обычно старались не перевоспитать, а отомстить ему, и, по возможности, возместить убытки потерпевшему.

Высшей степени наказания была смертная казнь, что в законах царя Хаммурапи упоминается более 30 раз, ее видами были: сожжение, втеплення, посадки на кол, повешение, разрезания на части. Часто упоминаются членоушкоджувальни наказания (отрубание ноги, руки; отрезание носа, уха, языка и т.д.). Практиковалось клеймения преступников.

Наказанием также было: обращение в рабство, конфискация имущества, ссылка, денежные штрафы, возмещение убытков.

Много статей Законов Хаммурапи о наказании базировались на принципе талиона — «око за око, зуб за зуб». Талион мог быть обычным (ст. 200), зеркальным (ст. 230) и символическим (ст. 195). Его применение происходило, когда преступник и потерпший были равными. Если же, например, авилум выколол глаз мушкену, то он платил только денежное возмещение, а если рабу — половину стоимости хозяину. Всего наказания (его вид, степень) зависели от кастовой принадлежности человека.

Еще по теме:

  • Закон 47 от 2003 Закон Ленинградской области от 2 июля 2003 г. N 47-оз "Об административных правонарушениях" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 24 июня 2003 года) (с изменениями и дополнениями) Закон Ленинградской области от 2 июля 2003 г. N 47-оз"Об административных […]
  • Налог при покупке садового участка Налоговый вычет при покупке дачи Многие уже знают о том, что покупая недвижимость, можно вернуть себе часть налогов обратно. Мы уже рассказывали как получить вычет при покупке квартиры . А как воспользоваться имущественный вычетом при покупки дачи? Об этом и пойдет речь в статье. Что […]
  • Иро рб приказ об аттестации Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан НИМЦ Структура, сотрудники Дошкольное образование ФГОС Аттестация Аттестация руководителей Аттестация педагогических работников Объявления Образцы заполнения документов […]
  • Что такое промежуточное наследование Неполное доминирование. Промежуточное наследование Материал из Vladimir У некоторых организмов при скрещивании не выполняются закономерности, установленные Г. Менделем. Известно, что в гетерозиготном организме доминантный ген не всегда подавляет проявление рецессивного гена. В некоторых […]
  • Ук рф укрытие преступления Статья 316. Укрывательство преступлений Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на […]
  • Что такое ppi разрешение В чем разница между DPI и PPI: Что такое разрешение изображения и что такое разрешение печати, или что такое ppi и dpi? Для понимания таких важных и основополагающих понятий в полиграфии как ppi и dpi нужно понимать основы компьютерной графики в целом. Для начала следует уяснить, что […]
  • 292 статья ук рф часть 1 Статья 292. Служебный подлог 1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, […]
  • Правила пересечение границы детьми Правила пересечения границы с детьми Правила пересечения границы с детьми до 18 лет в Российской Федерации регламентируются: Федеральным законом №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 и постановлением Правительства РФ №273 от […]