Приказ по школе на экстернат

о получении общего образования

в форме экстерната

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Магадана «Открытая (сменная) общеобразовательная школа»

1.1 Настоящее положение определяет порядок получения общего образования в форме экстерната, предусмотренного п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ, 1992г. №30, стр. 1797 Собрание законодательства РФ, 1996г., №3, ст. 150; 1997г. №47 ст. 5347). Разработано на основании Положения «Об экстернате», утвержденного приказом Министерства образования России от 17.04.2001г. №1728, Устава МБОУ «ОСОШ» и Положения «О промежуточной и итоговой аттестации экстернов».

1.2 С учетом потребностей и возможностей обучающихся, общеобразовательные программы могут осваиваться в форме экстерната. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в МБОУ «ОСОШ», имеющей государственную аккредитацию.

1.3 Для экстерната, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный стандарт.

1.4 Настоящее Положение определяет порядок организации получения общего образования в форме экстерната в МБОУ «ОСОШ».

2. Организация экстерната

2.1 Экстерн – лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность проходить промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию.

Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:

— обучающиеся государственных, муниципальных, негосударственных общеобразовательных учреждений 2 и 3 ступени общего образования (основного общего и среднего (полного) общего);

— граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования;

— обучающиеся, не имеющие возможность посещать общеобразовательное учреждение;

— граждане РФ, проживающие на территории СНГ.

— другие желающие получить общее образование в форме экстерната.

2.2 Деятельность МБОУ «ОСОШ», обеспечивающего аттестацию экстернов, финансируется учредителем.

2.3 МБОУ «ОСОШ» по желанию экстернов может оказаться дополнительные платные образовательные услуги.

2.4 Администрация МБОУ «ОСОШ» знакомит экстернов с Уставом школы, настоящим Положением, учебными планами, порядком проведения аттестации.

3. Порядок зачисления и отчисления экстернов

3.1 Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации в МБОУ «ОСОШ» устанавливаются с момента подачи заявления до 30 мая. Сроки прохождения государственной (итоговой) аттестации устанавливаются Министерством образования Российской Федерации. Подача заявления о прохождении государственной (итоговой) аттестации производится в срок не позднее, чем за три месяца до ее начала.

3.2 Вместе с явлением экстерн предоставляет документы, подтверждающие освоение общеобразовательных программ: справка об обучении в общеобразовательном учреждении начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального образования; справка о промежуточной аттестации; документ об основном общем образовании.

3.3 Экстерн имеет право:

— получать необходимые консультации (в пределах 2-х часов перед каждым экзаменом) или в форме группового экстерна;

— брать учебную литературу из библиотеки фонда школы;

— посещать лабораторные и практические занятия в кабинетах школы.

3.4 Экстернам, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

4. Аттестация экстернов

4.1 Государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ.

4.2 Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию имеют право пройти государственную итоговую аттестацию по общеобразовательным программам основного общего в традиционной форме и среднего (полного) общего образования в форме и по материалам ЕГЭ.

4.3 Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс переводного класса, переводятся в следующий класс.

4.4 Экстерн выбирает иностранный язык и указывает в заявлении о зачислении.

4.5 По решению руководителя МБОУ «ОСОШ» экстерну могут быть перезачтены отметки по предметам, полученные ранее в другом общеобразовательном учреждении.

4.6 Количество экзаменов при промежуточной аттестации не должно быть более 12 в год.

4.7 Промежуточная аттестация экстернов отражаются в протоколах экстернов с пометкой «Экстернат», которые подписываются председателем и всеми членами аттестационной комиссии. К протоколам прилагаются письменные материалы экзамена.

4.8 Промежуточная и государственная (итоговая) аттестация могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.

4.9 Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздоровевшие до ее окончании, предоставляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, не могут быть допущены к последующим экзаменам.

4.10 Для проведения государственной (итоговой) аттестации экстернов за курс основной школы руководителем школы издается приказ о создании аттестационной комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.

4.11 Экстернам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем образовании.

4.12 Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, выдаваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в порядке экстерната, регистрируются в книгах установленного образца с пометкой «экстернат».

4.13 Журнал регистрации заявлений экстернов МБОУ «ОСОШ», протоколы итоговой и промежуточной аттестации экстерном МБОУ «ОСОШ», письменные экзаменационные работы экстернов МБОУ «ОСОШ» хранятся в установленном порядке.

4.14 Экстерны, освоившие общеобразовательные программы 10 – 11(12) классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации по всем учебным предметам в объеме программ 3 ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных учреждений Российской Федерации.

Организация экстерната в гимназии

В начале 2007/2008 учебного года к администрации нашей гимназии обратилась мама учащегося 8-го класса с просьбой перевести ее ребенка на другую форму обучения для возможности получения неполного среднего образования в конце данного учебного года, так как на следующий год у ребенка не будет возможности поступить в театральное училище (не будет набора в 10-е классы). Административная команда гимназии обратилась к закону РФ «Об образовании» (ст. 10 «Формы получения образования»), где определены различные формы получения образования, в т. ч. в форма экстерната. В целях совершенствования организации получения гражданами Российской Федерации общего образования в форме экстерната Минобразование России разработало Положение о получении общего образования в форме экстерната, утв. приказом Минобразования России от 23.06.00 № 1884 (с изм. и доп., утв. приказом Минобразования России от 17.04.01 № 1728). Этот документ определяет порядок получения общего образования в форме экстерната (приложение 1). Согласно данному положению, получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Решение о предоставлении гражданам возможности получить общее образования в форме экстерната в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель. Поскольку данная форма обучения оговорена в Уставе гимназии, проанализировав способности учащегося, мы предложили ему и его родителям форму обучения – экстернат. Так как на начало учебного года ребенок являлся учеником гимназии, поэтому на его обучение были выделены средства как на учащегося, обучающегося по классно-урочной системе. В силу того, что экстерн в гимназии один, среди педагогического коллектива, надо отдать ему должное за понимание ситуации, не возник вопрос дополнительной оплаты.

На основе положения об экстернате (Приложение 1) мною было разработано положение об экстернате в гимназии. Законных представителей ребенка ознакомили с положением, мама написала заявление. На основании заявления и приказа директора я провела малый педсовет с педагогами, работающими в 8, 9 классах по вопросу организации обучения учащегося в форме экстерната. На педсовете коллеги ознакомились с заявлением, выслушали доводы классного руководителя и администрации и решили дать согласие на перевод учащегося на форму обучения – экстернат. Ему разрешили посещать учебные занятия с учащимися 8 класса, записав его в журнал одного из классов с пометкой экстерн, для выставления текущих оценок. На педсовете были определены возможные формы аттестации по предметам: тематический контроль, тематические контрольные работы, собеседование, годовая контрольная работа, лабораторные работы, проектная деятельность, тестирование, реферат. Оговорен предварительный график промежуточной аттестации за полный курс 8 класса. Было учтено, что количество экзаменов на должно превышать 12, такие предметы как трудовое обучение, музыка, искусство и физическая культура на аттестацию в виде экзамена не выносились. Мною были разработаны следующие формы документов: ведомость промежуточной аттестации (Приложение 2), в которой педагог аттестует экстерна по основным темам курса, график консультаций (Приложение 3). Педагог совместно с экстерном составляет график консультаций, фиксируются темы работы. Если педагог не имеет возможности консультировать, то экстерн не имеет право требовать консультации согласно положению об экстернате в гимназии, экзаменационный протокол (Приложение 4). Все документы по экстернату были выделены в отдельное делопроизводство.

По заявлению мамы о предоставлении возможности ее сыну прохождения промежуточной аттестации за 8 класс были изданы приказы о допуске к промежуточной аттестации и о порядке проведения промежуточной аттестации экстерна. По окончании срока промежуточной аттестации все оценки выставлены в справку о промежуточной аттестации (Приложение 5), по решению педсовета на основании итогов промежуточной аттестации учащегося перевели в 9 класс с III четверти 2007/2008 учебного года. Издан приказ о переводе в 9 класс, решением малого педсовета экстерну разрешено посещать классно-урочные занятия, определены формы и сроки аттестации по каждому предмету. По окончании данного учебного года планируем успешно вывести его на итоговую аттестацию за курс неполного среднего образования.

В завершении хотелось бы отметить следующее, что форма обучения экстернат накладывает огромную ответственность и на учащегося, и на его родителей, и на педагогический коллектив, и на администрацию образовательного учреждения. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.

Статья «Экстернат — одна из форм получения образования в школе»

Экстерн (от лат. externus — внешний, посторонний) — лицо, самостоятельно изучающее программы начального, основного и среднего общего образования, сдающее промежуточные и итоговые (государственные) экзамены.

В Законе РФ «Об образовании» (ст. 10) и приказе Минобразования РФ от 23 июня 2000 года № 1884 четко определено, что экстернат — это бесплатная форма получения образования. Выбор данной формы — право каждого учащегося, независимо от возраста, а предоставить возможность выбора — обязанность каждого образовательного учреждения.

В основе экстерната — самостоятельная образовательная деятельность. Экстернат в нашей стране касается лишь такого его варианта, когда содержание образования четко определено стандартами, а государство контролирует качество усвоения программ и выдает сертификат, удостоверяющий соответствие образования установленным нормам и требованиям. Существует ПОЛОЖЕНИЕ о получении общего образования в форме экстерната (Приложение № 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 23.06.2000 № 1884), опубликованное в СМИ (журнал «Открытая школа», сайт МО РФ). Разумеется — следует руководствоваться этим документом. Но в практике возникает немало организационных и методических вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание.

У экстерната — давняя история. Наиболее привычной для России формой общеобразовательного экстерната являлось зачисление претендентов в гимназические классы по фактическому уровню подготовленности, выявленному в процессе вступительных испытаний. Во времена единого и обязательного образования экстернат был как исключение для вундеркиндов. Сегодня вновь есть социальный заказ — в нём нуждаются дети по различным причинам, не имеющие возможности регулярно посещать занятия в школе. Спрос на экстернат растет. Сегодня экстернат — мобильная образовательная структура, максимально ориентированная на человека, оказавшегося в нестандартной жизненной ситуации. Особая категория сегодня – дети мигрантов с большими проблемами в образовании, демобилизованные, которые до армии не успели завершить свое образование, и слабые выпускники техникумов и ПТУ. Безработная молодежь, обучающаяся в вечерней школе, видит в экстернате возможность ускорить решение проблем социализации.

В вечерней (сменной) общеобразовательной школе №1 г. Белгорода экстернат существует уже несколько лет.

Например, в начале 2005/2006 учебного года было подано 17 заявлений на обучение в форме экстерната, но уже после первого экзамена промежуточной аттестации многие отказались, осталось на конец года 11 человек. Курс основного общего образования – 1 человек (посещая занятия в 8 классе, в I полугодии сдал 12 экзаменов за 8 класс, во II полугодии за 9 класс – 6 экзаменов в промежуточную и 6 – в итоговую аттестацию); курс среднего полного образования – 10 человек (из них 5 – обучались по ускоренной программе (11 и 12 класс)). Кроме того, за курс среднего полного образования учащиеся — экстерны должны были сдать астрономию (реферат) в течение II полугодия. В конце учебного года все экстерны 9, 12-х классов успешно сдали экзамены государственной (итоговой) аттестации и получили соответствующие документы об образовании

Изучив и проанализировав информацию по данному вопросу можно сделать выводы: обучение экстернов проводится в следующих основных вариантах:

1. Освоение предметов школьной программы за 10— 11 классы (базовый уровень).

2. Углубленное изучение отдельных предметов для подготовки к поступлению в вуз.

3. Профильное обучение — подготовка школьников на профильном уровне по 14 предметам базисного учебного плана за 10—11 классы.

4. Ликвидация пробелов в знаниях по отдельным предметам школьной программы — преодоление отставания по отдельным предметам, отработка навыков решения задач определенного типа.

Но, как показывает практика, этих вариантов бывает недостаточно.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ЭКСТЕРНАТА
(нашедшие применение в вечерней школе)

1. РАЗНИЦА В УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ

Большая группа — выпускники специальных учебных заведений, желающие получить полноценное образование. Даже диплом с отличием не позволяет им использовать право на поступление в вузы. Ведь многие общеобразовательные предметы изучались обзорно либо не изучались вовсе. Такие учащиеся зачисляются в 12 класс или 12 сессионную группу вечерней школы на форму обучения — экстернат. Прием заявлений осуществляется, согласно Положению не позднее, чем за три месяца до итоговой аттестации. При приеме заявлений от таких экстернов необходимо сопоставить учебный план школы и приложение к аттестату (диплому) о полученном ранее образовании. Иными словами, созданная в вечерней школе комиссия, состоящая из 5 человек (директора школы, его заместителей и методистов) выясняет, какой школьный предмет и с какого уровня необходимо подготовить и досдать, прежде чем получить допуск к выпускным экзаменам, что фиксируется в «Заключении комиссии по определению соответствия количества часов по предметам общеобразовательного цикла учащимся, до поступления в МВСОУ-ВСОШ №1 получавших образование в средних специальных учреждениях» (сравнивается количество часов по предметам в Учебном плане ВСОШ №1 и документах учащихся). На основании «Заключения…» составляется индивидуальное расписание экзаменов. После сдачи промежуточной аттестации экстерны допускаются к выпускным экзаменам (государственной (итоговой) аттестации).

В 2006-2007 учебном году экстернов данного варианта в вечерней школе обучалось 7 человек. Ранее эти учащиеся обучались в Белгородском педагогическом колледже, колледже культуры, индустриальном колледже, Саратовском государственном техническом университете. Все они не могут обучаться в очной форме, т.к. либо в семье трудное материальное положение и учащиеся вынуждены работать (с выездами из города), либо проживают за пределами города, либо по состоянию здоровья.

УСКОРЕННОЕ ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММ

Эта форма — для подготовленных ребят. При этом речь может идти как об отдельных предметах за учебный год или несколько лет обучения, так и обо всем комплексе предметов за определенный класс (классы).

Решение принимает педсовет по заявлению учащегося и его родителей с учетом мнения учителей (утверждают приказом по школе). При этом четко определяются содержание и порядок промежуточной аттестации (какие сдаются предметы и за какие классы; в какое время и в какой форме; состав комиссии и т.д.). Результаты по протоколам экзаменационных комиссий подводит педсовет (оформляют приказом по школе за каждый класс).

Выпускные экзамены сдаются в общий экзаменационный период.

В 2006-2007 учебном году по данному варианту обучалось в вечерней школе 8 человек. В начале учебного года было 9 человек, но 1 девочка не справилась с нагрузкой и была переведена в 11 класс на очную форму. Это учащиеся, решившие и имеющие возможность продолжить обучение в высших и средних специальных учебных заведениях уже в этом году. 7 из них 10 класс закончили в вечерней школе преимущественно на «хорошо» и «отлично». 1 человек пришёл из ПУ №33. В начале учебного года все они были зачислены в 11 класс или заочную группу, посещали занятия, но параллельно готовились к сдаче промежуточной аттестации за курс 11 класса. До 31 декабря 2006 года они успешно сдали 12 экзаменов за курс 11 класса и решением педагогического совета были переведены в 12 класс или 12 сессионную группу (форма обучения – экстернат). Итоги экзаменов заносятся в «Справку о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении» каждому учащемуся. Во втором полугодии экстерны сдали промежуточные (7 экзаменов) за курс 12 класса, остальные 6 экзаменов были вынесены на итоговую (государственную) аттестацию (русский язык, алгебра и начала анализа (письменно), литература, физика, химия, экономика (устно)).

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В 2006-2007 учебном году по данному варианту обучалось в вечерней школе:

в 7 классе – 2 человека, ранее обучавшиеся в СОШ №29 и СОШ №43 г. Белгорода. Один из них не желал посещать занятия в дневной школе, условно осужден на 1,5 года и по решению суда зачислен в вечернюю на экстернат, другой, неоднократно оставленный на повторный курс обучения в дневной школе, не желал посещать занятия и в вечерней, но согласился изучать школьную программу самостоятельно, т. е. обучаться экстерном.

В 10 классе – 1 человек, ранее обучался в БПТЛ №17, но посещать занятия в вечерней школе не имел возможности, т.к. проживает за городом и работает по скользящему графику.

Для каждого из этих экстернов, в соответствии и Положением о получении образования в форме экстерната, составлено зам. директора по УВР расписание экзаменов и консультаций за курс 7 и 10 класса соответственно. Каждый экстерн, в соответствии и Положением о получении образования в форме экстерната, получает по 2 индивидуальных консультации по каждому изучаемому предмету. На этих консультациях учитель-предметник:

1) знакомит экстерна с вопросами экзаменационных билетов, необходимой литературой по предмету;

2) разъясняет «трудный» материал.

Сюда можно отнести — вновь прибывших, т.е. учащихся специальных учебных заведений, прибывших в школу в середине учебного года, не желающих, либо не имеющих возможности получать ранее выбранную специальность. При зачислении таких учащихся в вечернюю школу на дневную форму обучения, в первую очередь, сопоставляется учебный план и академическая справка об успеваемости, т.е. вышеупомянутая комиссия выясняет, какой школьный предмет и с какого уровня необходимо подготовить и досдать, прежде чем продолжать обучение в соответствующем классе, что также фиксируется в «Заключении комиссии по определению соответствия количества часов по предметам общеобразовательного цикла учащимся, до поступления в МВСОУ-ВСОШ №1 получавших образование в средних специальных учреждениях». На основании «Заключения…» составляется индивидуальное расписание промежуточных экзаменов, успешная сдача которых обеспечивает зачисление в соответствующий класс. В противном случае, на основании Положения о получении образования в форме экстерната, по решению педсовета издаётся приказ по школе о зачислении в предыдущий класс.

В I полугодии 2006-2007 учебного года в ВСОШ №1 обучалось 18 человек данного варианта обучения. Они были условно зачислены в 12 класс или 12 сессионную группу и в течение 2-3 месяцев досдали недостающие предметы (до 5). Итоги экзаменов были зафиксированы в «Справке о промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении» каждого учащегося. Успешно ликвидировав задолженности, учащиеся приказом по школе были зачислены в 12 класс или 12 сессионную группу на очную форму обучения. Во II полугодии, с января по март зачислены условно в 12 классы ещё 10 учащихся, которым необходимо ликвидировать от 1 до 5 выявленных комиссией несоответствий с Учебным планом. Все эти учащиеся пришли к нам из педагогического колледжа, медицинского училища, БМТК, БСК, БПЛ №17, ПЛ №10, ПУ №5, ПТУ №33, СОШ №27, 28, 40, ПУ №23, ПЛ №20, БИК, Дубовская СШ. Причём, из общеобразовательных школ города – пришли учащиеся, либо по состоянию здоровья, либо по семейным обстоятельствам (возраст, свой ребёнок).

Также в литературе по данному вопросу встречаются следующие варианты экстерната:

УГЛУБЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА И ИЗУЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Некоторые учащиеся желают иметь в документе запись об углубленной подготовке по одному или нескольким предметам, хотя учебным планом школы они и не предусмотрены. Такие образовательные услуги возможны в форме экстерната в той же или другой школе. Аттестация производится по стандартам углубленного обучения и соответствующим экзаменационным билетам для таких классов. Консультировать и экзаменовать могут свои или приглашенные педагоги из школ, где эти предметы ведутся. Это касается и случая, когда учащийся обычной школы претендует на аттестат специализированной. В случае изучения дополнительного предмета аттестация ведется на уровне, заявленном учащимся.

Школа вправе отказать претенденту, т. к. эти услуги выходят за рамки ее основных программ, но может и пойти ему навстречу. В таком случае оплата — по варианту в разделе «Платные образовательные услуги».

ДОСРОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРИЗЫВНИКОВ

Юридически законной формой такой аттестации и основанием для оплаты дополнительных образовательных услуг является экстернат. В этом случае программу индивидуальной образовательной деятельности составляет непройденная часть предметов класса, в котором учится призывник.

На основании повесток РНК и заявлений учащихся педсовет принимает решение и издается приказ по школе об организации экстерната в связи с призывом в армию. Дальнейший порядок организации экстерната аналогичен случаю индивидуального или группового экстерната (при большом количестве призывников из параллельных классов).

Экзаменационные материалы составляются в школе и утверждаются в управлении образования (если они не готовятся в специальном порядке Министерством образования). Управление образования вправе обратиться в военкомат с просьбой о компенсации расходов на экстернат, если такого рода компенсация не предусмотрена на уровне Министерств образования и обороны.

Образец приказа о зачислении экстерна для прохождения ГИА

Главные вкладки

«__» _________ 20___ г. N ___

О зачислении экстерна для прохождения

промежуточной и (или) государственной

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

1. Зачислить ________________ ________________ _, получающего образование

в форме ________________ ________________ ________________ ________________ ___

(семейного образования, самообразования)

и изучающего ________________ ________________ ___________ иностранный язык,

с «____» __________ 20___ г. по «___» __________ 20___ г. для прохождения

промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации за курс _________

класса по предмету(ам) ________________ ________________ ________________ ___.

2. Утвердить следующий график проведения промежуточной аттестации:

Форма проведения промежуточной аттестации

Сроки проведения промежуточной аттестации

3. Утвердить следующий график проведения консультаций по предметам:

Сроки проведения консультаций

4. Заместителю руководителя образовательной организации по УВР ________

осуществлять контроль за своевременным проведением консультаций и

проведением промежуточной аттестации педагогическими работниками, ведением

журнала учета проведения консультаций.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель образовательной организации _________/ ________________ /

С приказом ознакомлены

Задать свой вопрос и получить ответ

Разъяснения по теме

Разъяснения и советы

Популярные разъяснения

Актуальные материалы

Об usperm.ru

© Служба поддержки участников образовательного процесса

© Пермская региональная организация «Гражданское участие»

Проект «Школа и право» реализуется ПРОО «Гражданское участие» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов в период с июня 2018 по июнь 2019 года.

Школьный экстернат до и после принятия нового Закона об образовании

Статья представляет собой обзор развития школьного экстернат-образования в нашей стране начиная с его введения в 1935 году и заканчивая ситуацией, сложившейся в результате принятия нового Закона об образовании, отменившего экстернат как самостоятельную форму обучения.

Коротко об этимологии понятия. Экстернат (от латинского слова «externus» – посторонний) подразумевает обучение вне учебного учреждения с последующей аттестацией в форме экзаменов. Считается, что впервые такая форма обучения возникла при публичных школах Германии в городе Гота (земля Тюрингия). Позже эта система и понятие приживаются в России, на становление образовательной системы которой Германия оказала большое влияние. Помимо России экстернат в качестве термина чаще используется в романоязычных европейских странах. Тогда как в англоязычной традиции предпочтение отдается понятиям «хоумскулинг» (homeschooling) или «анскулинг» (unschooling), которые переводятся у нас как «домашнее или семейное обучение». Несмотря на некоторое сходство домашнего обучения и экстерната, это две отдельные формы образования. Исторически домашнее обучение возникло гораздо раньше, поскольку изначально образование, доступное только привилегированным слоям общества, происходило именно в стенах дома. Началом истории экстерната принято считать время возникновения первых публичных школ.

Предлагаемый обзор – это реконструкция истории российского экстерната начиная с советского периода. Выделенные этапы, неравнозначные по своей длительности, отражают качественные перемены в становлении и развитии школьного экстерната. Отдельно следует выделить периоды с 1935 по 1985 год, годы перестройки (1985-1991-е годы), ставшие периодом легитимации школьного экстерната, 90-е годы XX века, по сути, заложившие основу школьного экстерната как целостной системы; «нулевые» (первое десятилетие XXI века), когда проходила проверка экстерната на жизнеспособность, и, наконец, ситуация, сложившаяся 1 сентября 2013 года после вступления в силу нового Закона об образовании, отменившего экстернат как самостоятельную форму обучения.

СОВЕТСКИЕ ГОДЫ. ЭКСТЕРНАТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Школьный экстернат был введен в СССР в 1935 году формально как одна из форм получения восьмилетнего и общего среднего образования, но фактически представлял собой разновидность заочного образования для «работающей молодежи и взрослых». Предприятия и учреждения обязывались законом предоставлять экстернам дополнительный отпуск с сохранением зарплаты. Особо подчеркивалось, что к сдаче экзаменов за курс восьмилетней школы допускались лица не моложе 16 лет, средней школы — не моложе 18 лет [3].

В советское время существовал прецедент и «детского» экстерната, поскольку не исключалась возможность для наиболее одаренных детей раньше своих сверстников завершить школьное образование. Это были крайне редкие исключения из общего правила, нестандартные образовательные сюжеты, о которых, например, упоминают в своих биографиях академики С. Королев и Н. Амосов, Э. Рязанов и Л. Дуров. Решение по каждому такому случаю принималось отдельно, родителям будущего экстерна предстояло преодолеть немало бюрократических препятствий, чтобы получить особое распоряжение главы районо. Сложности прибавляло то, что сдавать экзамены экстерном можно было далеко не в каждой школе. Учебные учреждения, имеющие право принять экзамены экстерном, назначались специальным постановлением областного (краевого) отдела образования или Министерством просвещения народного образования автономной (союзной) республики.

ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. ЛЕГИТИМАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЭКСТЕРНАТА

Ситуация меняется в пользу «детского» экстерната в 1985 году с выходом положения, предлагающего алгоритм подготовки школьников, желающих ускорить свое обучение в общеобразовательной школе или закончить школу, не посещая уроки. Этот алгоритм был уточнен и закреплен в принятом в 1991 году Законе об образовании. Таким образом, произошла легитимация школьного экстерната, создавшая законодательные условия для возможности выбора образовательных сценариев. Речь не шла о превращении экстерната в массовую форму получения образования. По-прежнему преобладающей оставалась классно-урочная система. Но для тех, кто по разным причинам чувствовал себя в этой системе некомфортно, появилось право выбрать нечто другое, а для перехода учащегося на экстернат стало достаточно заявления его родителей на имя директора школы.

Важно отметить, что по закону 1991 года правом выбора «иного» образовательного сценария были наделены и учебные учреждения. То, что новым правом в первую очередь воспользовались не дневные общеобразовательные, а вечерне-сменные школы, можно объяснить как конгруэнтностью идеи экстерната концепции образования взрослых, так и особенностью развития российской (советской) образовательной системы, а именно преемственностью школьного экстерната школам рабочей молодежи.

Вечерние общеобразовательные школы обрели позитивное символическое содержание не столько благодаря советскому кинематографу (фильмы «Весна на Заречной улице», «Большая перемена»), сколько благодаря тому, что здесь на практике применялись андрагогические принципы, подразумевающие уважение личности учащегося, учитывая его индивидуальный жизненный опыт, а также особенности руководства учебной деятельностью взрослого субъекта со стороны профессиональных педагогов [9, с. 29]. В популярной современной концепции непрерывного образования не случайно идет переосмысление различий между образованием взрослых и детским школьным образованием, цели которого начинают трактоваться не как простая передача учащимся определенного набора готовых знаний, а как формирование способности эффективно «учиться у самой жизни» [5, с. 462].

С 90-х годов XX века, когда общей тенденцией стало появление новых образовательных форм и направлений, таких как дистанционное, религиозное, политическое образование, дополнительные формы социокультурного образования и т. д. [10, с. 21], тематика школьного экстерната начинает рассматриваться как часть дискуссии о принципах и перспективах непрерывного образования [12, с. 352]. В этих условиях вечерние школы не превратились лишь в отголосок советского прошлого. Многие новации, гибкие и интенсивные формы обучения, к которым только подступалась массовая общеобразовательная школа, давно были в практике «вечерки». Закономерно, что вечерние школы первыми проявили мобильность и в плане развития на своей базе школьного экстерната, открыв свои двери как взрослым учащимся, так и детям [13].

90-Е ГОДЫ XX ВЕКА. ШАГ К СТАНОВЛЕНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ЭКСТЕРНАТА

Дневные общеобразовательные школы, как показал опыт 90-х годов XX века, к освоению нового направления оказались не готовы. Для успешного функционирования экстерната школам требовалось не просто овладеть новыми технологиями, но и изменить психологию взаимоотношения с учащимися и их родителями, переосмыслить саму концепцию образования. Сосуществование же в пространстве одной школы двух разных педагогических систем зачастую вело к выхолащиванию идеи экстерната, что для самой школы оборачивалось дополнительной головной болью вместо ожидаемых дополнительных бонусов. Поэтому когда возникала необходимость перевести учащегося с дневного обучения на экстернат, сделать это в «родной» школе было далеко не всегда возможно.

Проблема не ограничивалась нежеланием школьной администрации использовать новую форму обучения. Часто причиной перехода от дневного обучения к экстернату служил школьный конфликт, разрешить который в «старых» стенах было практически невозможно. А поскольку за желающими перейти на экстернат (не только за учеником, но и за его родителями) тут же закреплялась репутация «трудных, скандальных клиентов», директора «чужих» школ не торопились взять на себя подобную ношу. Все это происходило на фоне интриг, взаимных претензий, взяток, извечного недоверия к новому. Из интервью: «У моей подруги за оформление экстерната попросили взятку и намекнули, что потом платить придется за каждый экзамен. В некоторых школах требуют посещать платные лекции, без них не допускают к экзамену» [8].

В такой ситуации, несмотря на законодательные подвижки, экстернат-образование рисковало остаться преимущественно сектором сферы образования взрослых, если бы не рождение феномена частных экстернат-школ (один из результатов «бума» частных школ [1], последовавшего за принятием Закона об образовании 1991 года). Рискнем предположить, что именно этим школам удалось повернуть ситуацию в сторону практического формирования школьного экстерната как целостной образовательной системы.

Будучи ориентированными на совершенно новый тип отношений с учеником и его родителями, частные экстернат-школы находили свою целевую аудиторию (учеников, мотивированных на новый образовательный сценарий и родителей, готовых и способных этот сценарий оплачивать) и тем самым удовлетворяли назревший социальный заказ. Устойчивость социального заказа на экстернат подтвердилась устойчивостью положения частных экстернат-школ в годы кризиса. Зафиксированное в это время некоторое уменьшение количества экстернов эксперты объясняют не столько падением платежеспособности клиентов, сколько тем, что годы экономического кризиса совпали с пиком кризиса демографического.

Закономерно, что большинство частных экстернат-школ возникали в больших городах (Москва, Санкт-Петербург), где существовал более полный спектр клиентов. Но вместе с тем сеть экстернат-школ расширялась, включая новые города. Директора этих школ, стараясь популяризовать экстернат, отмечали, что заменяя научение развитием навыков самообразования, экстернат оказывается способным воплотить в биографиях своих экстернов теоретическое положение И. Иллича о том, что человеку с высокой мотивацией, не имеющему особых трудностей в учении, часто не нужна никакая помощь, кроме показа того, чему он хочет научиться [4, с. 104]. В уставах экстернат-школ декларировалось, что продуманные алгоритмы методического сопровождения каждого учащегося, акцент на самообразование и грамотное распределение собственного времени обеспечат успешность образовательных карьер экстернов и после получения аттестата о среднем образовании. И, действительно, в своих отзывах бывшие экстерны отмечают, что, в отличие от выпускников обычной школы, они избавлены от трудностей адаптации после поступления в вуз.

НАЧАЛО XXI ВЕКА. ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ

С 2000 года любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, получила право внести в школьный устав пункт об экстернате [7]. Формирующийся рынок экстернат-услуг больше не ограничивался сферой вечерне-сменных школ и частного сектора, пункты о возможности получить образование в форме экстерната все чаще включали в свои уставы и государственные общеобразовательные школы. Потребителю нужно было научиться ориентироваться в этом новом рынке. Выбирая экстернат, следовало понять: 1) нужен экстернат с сокращенными сроками обучения, например, 10-11 классы за один год, или без сокращения; 2) нужны дополнительные занятия в школе или учащийся сможет подготовиться к экзаменам самостоятельно; 3) достаточно экстерната на базе обычных общеобразовательных школ или нужны школы с углубленным изучением английского языка, лицеи, центры образования, вечерние школ (этот пункт важен, так как определяет, какое учебное заведение будет указано в аттестате); 4) нужны или нет дополнительные занятия, если да, то какие это занятия: групповые или индивидуальные, регулярный интенсив по тем предметам, по которым предстоит экзамен, или занятия с учителем по мере необходимости.

С введения обязательного Единого государственного экзамена отдельным пунктом стал вопрос, какое место в экстернат-образовании должна занять подготовка к ЕГЭ. Желание быть конкурентоспособными заставляло администрацию школ проводить тщательный отбор среди преподавателей, отдавая предпочтение тем, кто обладал опытом подготовки к ЕГЭ. Некоторые школы, рекламируя себя, отмечали, что у них работают педагоги высшей квалификации, многие из которых «принимают участие не только в оценке работ при проведении ЕГЭ, но и в разработке экзаменационных вариантов и методических пособий. Они знают все подводные камни сдачи ЕГЭ, а благодаря многолетнему опыту и прекрасному представлению того, что такое экстернат, преподаватели могут гарантировать максимальное качество подготовки» [15]. В доказательство приводились цифры, подтверждающие, что разработанные в школе методики позволяют учащимся показывать все лучшие результаты при подготовке и сдаче ЕГЭ. На сайтах экстернат-школ появились слоганы на подобие: «Готовим к ЕГЭ, как Гагарина в космос. Очная и онлайн-подготовка, тьютор, бесплатная диагностика. Будь готов к ЕГЭ!». Противники экстерната парировали рассуждениями о том, что в итоге экстернат еще больше, чем обычная школа, выхолащивает образование, превращаясь в «натаскивание на ЕГЭ».

В первые годы XXI века школьный экстернат был представлен главным образом старшеклассниками, желающими быстрее закончить школу и выбирающими экстернат сознательно. Подчеркнем, что выбор экстерната чаще был выбором не родителей, а самого подростка, мотивированного, например, желанием поступить в институт, чтобы избежать призыва в армию, или просто стремлением к большей самостоятельности. Отношение родителей к экстернату менялось не так быстро. Прежде всего, сохранялось предубеждение, что экстернат – это не столько способ получения образования, сколько средство приобретения аттестата. Примерно к 2005 году отмечен качественный сдвиг и в родительском восприятии экстерната. Появился новый тип «клиентской семьи», выбирающей экстернат не как палочку-выручалочку из сложной ситуации, а как оптимальную форму обучения.

К концу «нулевых» стали формироваться первые «клиентские династии»: вслед за старшими детьми, закончившими школу-экстернат, в эту же школу родители приводили своих младших. Школьный экстернат перестал рассматриваться как только компенсаторная мера для неуспевающих учащихся. Среди экстернов все больше становилось талантливых учеников, а лучшей рекламой экстернат-школам служили успешные образовательные карьеры их выпускников, наглядно демонстрирующие, что, в отличие от выпускников обычной школы, экстерны избавлены от трудностей адаптации после поступления в вуз. В итоге, в экстернат-школы начинали обращаться по рекомендации тех, кто уже эту школу закончил. Нередко это были младшие братья или сестры не самих бывших экстернов, а их сокурсников, оценивших преимущества экстернат-подготовки для учебы в вузе. В такой преемственности можно увидеть признаки зарождения новых возможностей формирования молодежной солидарности, в основе которой – образовательные стратегии, нацеленные на достижение индивидуального успеха.

Одним из последствий изменения отношения к экстернату стало заметное снижение его возрастных рамок. Все чаще экстернат выбирали не только старшеклассники, но и учащиеся 5-8 классов. А к концу первого десятилетия нынешнего столетия в сферу экстерната стали вовлекаться и учащиеся начальной школы, что размывало границы между школьным экстернатом и семейным обучением. Получение образования в семье – форма (как и экстернат), закрепленная Законом об образовании от 1991 года. Однако оба положения (и об экстернате, и о семейном образовании) под предлогом, что их нужно доработать, специальными указами были отменены. После чего в 2000 году положение об экстернате было действительно доработано и принято, и на него могли опираться все образовательные учреждения, оказывающие экстернат-услуги. Доработанного положения о получении образования в семье так и не вышло. В итоге, сложилась двойственная ситуация, когда по закону получение образования в семье считалось легальным, но юридического сопровождения для этой формы обучения в виде специального положения не существовало. Отсюда нередко на бумаге форма «семейное обучение» подменялась экстернатом.

Контингент экстерната расширялся. По мотивационному признаку выделялись следующие группы: 1) «конфликтные» дети, не нашедшие понимания в прежних школах; 2) физически ослабленные, спасающиеся от изматывающей школьной нагрузки, в том числе дети-инвалиды; 3) сильные ученики, которым скучна школьная программа; 4) старшеклассники, нацеленные на поступление в конкретный вуз и желающие сконцентрировать свои усилия на определенном блоке предметов; 5) учащиеся, получающие не только общее, но и серьезное дополнительное образование, и имеющие профессионально мотивированные цели (юные спортсмены, музыканты, художники, фотомодели, для которых сложно принять традиционный алгоритм школьной жизни); б) юноши, стремящиеся пораньше закончить школу и поступить в вуз, чтобы избежать призыва в армию; 7) учащиеся, мотивированные на занятие бизнесом еще до скончания школы; 8) так называемые хронические «троечники» и те, для кого экстернат – шанс получить аттестат; 9) учащиеся младших классов, родители которых были не готовы отдать своих детей в массовую школу; 10) учащиеся из «глубинки», желающие получить образование в губернских или столичных городах; 11) дети иностранцев, с трудом адаптирующиеся к российской школе; 12) учащиеся, недавно приехавшие из ближнего зарубежья или других регионов России, которым сложно адаптироваться в массовой школе; 13) российские дети, выехавшие с родителями за границу, но не желающие там получать школьное образование; 14) взрослые клиенты, в силу разных обстоятельств не получившие в свое время школьный аттестат.

Подобная классификация говорит скорее не в пользу тех, кто критиковал экстернат за потакание подростковой асоциальности и абсолютизировал при этом роль массовой школы как института социализации. Экстернат как нетрадиционный образовательный сценарий предполагает и нетрадиционные алгоритмы социализации, что следует рассматривать как путь к жизненному успеху, нежели провалу. Об этом говорят и выводы американских социологов, согласно которым у детей-экстернов не только лучше успеваемость, но и выше контактность с другими школьниками [2].

Между тем против экстерната довольно энергично выступали психологи, настоятельно рекомендующие не переоценивать степень готовности ребенка заниматься самостоятельно. Подвергался критике практикуемый в экстернате интенсивный подход к обучению как огромное давление на еще не окрепшую нервную систему подростка. Доставалось экстернату за превращение детей в заложников родительских амбиций и обладателей «комплекса вундеркинда», за образовательные темпы, приучающие ребенка к цейтноту и к роли «вечно догоняющего». Учителя экстернат-школ нередко клеймились как халтурщики, использующие экстернат в качестве дополнительного заработка (справедливости ради надо добавить, что подобная критика еще чаще звучит в адрес массовой школы).

Экстернат критиковался и как слишком дорогое удовольствие. Хотя сдача экзаменов экстерном – по закону процедура бесплатная, для того чтобы к ней подготовиться вне школьных стен, редко кто обходился (и обходится) без дополнительных платных образовательных услуг. Осуждению подвергалась правовая и финансовая непрозрачность школьного экстерната, что служило основанием для целого ряда «теневых» практик: от подмены самообразования вынужденным репетиторством до закамуфлированной торговли школьными аттестатами.

Положение усугублялось юридической непроработанностью финансового аспекта. Так, по мнению экспертов, подсчитать фактическое количество экстернов, прошедших через вечерние школы, оказалось совершенно не реально, потому что практически все экстерны в «вечерках» шли «вне контингента», то есть элементарно не включались в алфавитные списки. 8 противном случае на каждого такого учащегося нужно было бы оформлять отдельное финансирование, что явно не выгодно представителям районо. С. другой стороны, сокрытие реального количества учащихся позволяло школе не раскрывать все свои источники доходов. Вычислить экстернов вечерней школы можно было бы, сравнив алфавитные списки учащихся с книгой выдачи аттестатов. Но вряд ли это было бы возможно.

Закон 1991 года гарантировал каждому школьнику, независимо от того, в какой форме он изучал учебную программу, фиксированное финансовое сопровождение. Следовательно, если обучение проходило не в стенах школы, родители, взявшие на себя обучение своего ребенка, должны были получать от государства определенную финансовую поддержку. Сама процедура этих выплат оставалась непродуманной. А в результате финансовые проблемы дополнялись проблемами методологическими. Как уже было отмечено, при отсутствии доработанного положения о получении образования в семье родители младших школьников все чаще обращались к экстернату. Школьный экстернат и в прежние годы не был однороден. Он различался по своему социальному составу, по мотивировке выбора этой формы обучения, по способностям учащихся к обучению (главным образом к самообразованию), по индивидуальному предшествующему школьному опыту. Но это, как правило, была определенная возрастная группа, на которую и было ориентировано методическое сопровождение экстернов. С появлением в школе учащихся младших классов стало понятно, что этих детей надо сначала качественно подготовить, прежде чем использовать для них такой способ освоения программы средней школы. Но система экстерната основывается на принципах самообразования, а дополнения, касающиеся домашнего образования, было сложно включить в школьный устав, так как нужного положения не существовало.

Можно предположить, что подобные дискуссии, помноженные на слухи, привели к тому, что при разработке нового Закона об образовании особенно обсуждалось то, быть ли в дальнейшем форме обучения «экстернат» или нет. Обсуждение новой редакции Закона об образовании шло по разным каналам, в том числе в Общественной палате, критиковать которую за то, что на ее заседаниях фактически ничего не решается, стало почти правилом хорошего тона.

В вопросах образования очень многие полагают себя экспертами. Поэтому особенно важно разводить обывательские разговоры и профессиональное обсуждение. На практике и тематические круглые столы часто собирают полупрофессиональную аудиторию. Приглашенная на заседание Общественной палаты директор частной экстернат-школы вспоминает, что пыталась перевести разговор на конструктивный лад: «Надо сказать, после моего выступления народ активизировался: «А вы что получаете бюджетное финансирование?». Я говорю: «Да, я получаю бюджетное финансирование». Они удивляются: «А как это возможно?! У вас экстернат и вы получаете бюджетное финансирование?». «Да, мы получаем бюджетное финансирование». И вот на вопрос, как же мне удалось это сделать, я ответила, что я создавала ШКОЛУ. Я не просто хотела выучить двух-трех детей, я сразу делала другой формат, создавала свою экстернат-школу! Вот если бы получилось это обсудить со школьными директорами, которые сразу понимают суть вопроса!».

Конструктивного разговора с руководителями экстернат-школ, позволившего проанализировать как успехи, так и трудности экстерната, не получилось. Основное время дискуссии заняли не обсуждения экстерната в качестве общественной ценности или, скажем, потребительской практики, а эмоциональные выступления представителей от семейных школ, критикующих недостатки существующей образовательной системы [11].

НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ». ЭКСТЕРНАТ В ПОДСТРОЧНИКЕ

Возникший в рамках демократизации образовательной системы школьный экстернат оказался в системной бюрократической ловушке. Для сохранения экстерната в рамках системы государственного образования нужно было доказать, что экстернат в эту систему вписывается. А поскольку обсуждение свелось главным образом к критике этой самой системы, участь экстерната была предрешена. Зачем дорабатывать финансовый аспект проблемы, разводить довольно зыбкие границы между экстернатом, семейным образованием, дистанционным и интернет-образованием, если волевым решением все эти формы обучения легко оставить в прошлом. Разработчики закона утверждают, что такой поворот не перечеркивает весь накопленный опыт, но дает ему новое концептуальное обоснование.

Новый Закон «Об образовании в РФ» сохраняет понятие «экстерн», а в качестве форм обучения называются две, в рамках которых образование можно получать либо в школьном учреждении, либо вне его [6].

И если индивидуальный выбор сделан в пользу получения образования вне учебного учреждения, ребенок имеет право сдать экзамены экстерном и получить аттестат. Таким образом, законом утверждена смена и образовательной парадигмы, и понятийного аппарата. Если раньше под формами обучения подразумевались дневное, вечернее, очное, заочное, экстернат, домашнее и пр., то теперь в качестве таковых называются или обучение в рамках образовательного учреждения, у которого есть лицензия, или обучение вне его.

Высказывается мнение, что прописанная в новом законе форма аттестации экстерном ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому закону. «Ведь и прежде все взаимоотношения учащихся и образовательного учреждения сводились именно к аттестации. Все остальное, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось только как платные образовательные услуги» [15]. Каждый экстерн, как и прежде, имеет право получать бесплатные консультации (два часа по каждому предмету перед каждым экзаменом); брать учебную литературу в школьной библиотеке; посещать лабораторные и практические занятия; принимать участие в олимпиадах, конкурсах и централизованном тестировании; каждые полгода экстерн должен сдавать промежуточные экзамены – не более двенадцати в год. Особый акцент делается на том, что экстерн имеет право прийти в школу и совершенно бесплатно сдать экзамены, чтобы получить школьный аттестат. Но, по замечанию эксперта, «проблема в том, что просто так этого ребенка никто не возьмет», так как его знания находятся не на достаточном уровне.

Итак, мы возвращаемся к теме, что учащемуся, выбравшему обучение вне образовательного учреждения, необходимо грамотное методологическое сопровождение. Кто его сможет лучше оказать? Очевидно, те учреждения, что накопили богатый опыт экстернат-образования. Но чем обернулся для уже бывших экстернат-школ новый концептуальный поворот – вопрос на сегодняшний момент почти не выясненный. Проблема становится настолько сенситивной, что мало кто из руководителей этих школ идет на откровенный разговор, боясь бюрократических последствий, потому как новый закон к прежним трудностям добавляет и новые унизительные тактики приспособления. Остаться на образовательном рынке смогли те школы, что, во-первых, вовремя прошли лицензирование, а во-вторых, предусмотрительно внесли в свои уставы помимо экстернат-образования другие формы обучения и теперь могут позиционировать себя как обычные общеобразовательные учреждения. Из интервью с директором бывшей экстернат-школы: «Мы и на сайте убрали из своего названия «экстернат-школа». Мы можем делать все только по закону. К счастью, в нашем уставе изначально было написано, что у нас возможны все формы. Думали, мало ли что, может у нас какой очный класс появится. И это нас выручило. Теперь у нас обычная общеобразовательная школа, но мы работаем в индивидуальном режиме».

Что плохого в том, чтобы жить «по закону»? Экстернат-образование и раньше предполагало индивидуальный гибкий режим для каждого экстерна, который складывался из очного посещения индивидуальных или групповых занятий, школы дистанционного обучения (интернет-обучения) и самообразования. Сейчас эти компоненты также можно прописать в учебном плане, добавился только эзопов язык, поскольку само слово «экстернат» оказалось в ряду запрещенных. В итоге, все самое новаторское укромно теперь прячется «в подстрочнике».

Чтобы понять, как работать в изменившихся условиях, начиная с лета 2013 года российские школы (не только экстернат) старались осмыслить предписанный им формат жизни, что было непросто. Недостижимой задачи разобраться в законе целиком и полностью никто из работающих педагогов и школьных администраторов перед собой не ставит. Каждый пытается разобраться в том, что касается непосредственно их. И, как уже было не раз, инициативных и неравнодушных спасают законодательные лакуны.

В новой ситуации у всех работающих в школе особое раздражение вызывает навязываемый дискурс о необходимости новаций в образовании. Из интервью: «Говорят о новации и каких-то проектах. Но какая инновация, если у всех стандарты? У всех стандарт, и он мертвый! Должно быть 72 часа и, если даже два-три часа по какой-то причине пропущено – это невыполнение стандарта». Поэтому больше обычного школы страшатся проверяющих комиссий, которые могут сделать лишь два заключительных вывода: либо стандарты выполняются, либо нет. Половинчатых суждений не бывает. Единственно разрешается отклонение от стандарта в четыре часа при двухсотчасовом курсе. То есть, если всего, например, 72 часа, вообще никаких отклонений быть не может. О каких инновациях можно вести речь в таких жестких рамках?

Из интервью: «Мы, конечно, держимся изо всех сил. Мы выигрываем гранты на выпуск методических пособий. Наши пособия котируются за рубежом. Мы делали свои выставки в Скандинавии, в Италии. На этом только и держимся, потому что когда приходят проверяющие, претензий к нам у них масса».

Такой подход оборачивается дамокловым мечом, прежде всего для «малогабаритных» частных школ, специализирующихся на экстернат-услугах и арендующих, как правило, небольшие помещения. Из интервью: «Нас на щелчок можно задавить именно этим!». Безвыходность положения провоцирует на заключение фиктивных договоров с фитнес-центрами, которые якобы предоставляют помещение для уроков физкультуры, с различными столовыми и кафе, которые школу «как бы кормят» и т. п. Ситуация для школы как минимум нестабильная и некомфортная. Вместо радости творчества – вынужденное лукавство, на которое толкает стандарт. Из интервью: «Мы только что прошли через очень большую проверку. Мы показали, что все требования у нас соблюдены, и комиссия посчитала, что это можно засчитать за выполнение условий. Но не факт, что следующий проверяющий также примет это. А у нас в прошлом году из 62 выпускников 12 мастеров спорта заканчивали, понимаете? Какой им спортивный школьный зал нужен, когда у них по две тренировки в день? Или, наоборот, девочка, у которой лейкемия в третьей стадии. У другого ребенка сахарный диабет и ему вшит аппарат, который каждый определенный интервал времени впрыскивает ему инсулин. В обычную школу его отдать просто страшно. И таких детей много. Для чего им этот спортзал? Но все эти «детали» никому сейчас не интересны. Когда я начинала в середине 90-х, я все это обосновывала в своей диссертации: личностно-ориентированный подход, проникновение, понимание, поддержка. А сейчас это все вообще не существует! Сейчас либо «да», стандарт пройден спортивным залом и питанием, либо «нет», он не пройден. И как в этом жить?».

«Как в этом жить?» — вопрос не праздный. То, что по закону экстерната как бы нет, не отменяет социальный заказ на экстернат-образование. Более того, география этого заказа расширяется. Так только в одной школе Санкт-Петербурга экстернат-образование получают ребята, которые вместе с родителями живут в Шри-Ланке, Таиланде, Турции, Швейцарии, Канаде, в Америке, Испании. Расширяется и российская география потребителей экстерната. Например, отмечается, что среди детей, которые проживают на территории РФ и учатся экстерном в петербургских школах, в последнее время все больше учеников из Татарстана, недовольных тем, что «там очень сильно стали учить татарский язык».

Важнейшим каналом, через который потребитель, читающий подстрочник уставных документов, выходит на тех, кто предоставляет качественные экстернат-услуги, в последнее время выступает виртуальное пространство. Онлайн экстернат «как бы есть». И есть он в первую очередь даже не на школьных сайтах, которые тоже должны соответствовать букве закона, а в социальных сетях. Именно «сетевое радио», свободное от бюрократического контроля, называет вещи своими именами и ориентирует потенциальных потребителей в рынке экстернат-услуг.

Татьяна Юрьевна ШМАНКЕВИЧ, кандидат социологических наук, заместитель директора ресурсного центра Санкт-Петербургского государственного университета «Центр социологических и интернет-исследований», г. Санкт-Петербург

Опубликовано в журнале «Сибирский учитель», № 2 (93) март – апрель 2014

Список литературы

1. Альтернативное образование: доступность выбора, социальная ниша для маргиналов или институт неравенства? Исследование негосударственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: отчет по проекту. СПб.: Изд-во ЦНСИ, 2007.

2. «Безотказный» экстернат. URL: http://extern-mos.ru/bezotkaznyi-externat (дата обращения: 26.03.2014).

3. Вечерняя школа: справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых. М., 1973. С. 396-402.

4. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: фрагменты из работ разных лет / пер. И. Иллич; под ред. Т. Шанина. М., 2006.

5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации № 273 ФЗ. URL: http://www.zakonrf.mfo/zakou-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 26.03.2014).

7. Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната: приказ Минобрнауки России от 23 июня 2000 г. № 1884. URL: http://base.garant.ru/182287 (дата обращения: 26.03.2014).

8. Один дома // Невское время. 2 июня 2009 г.

9. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.; Воронеж, 1995.

10. Смирнова Е. Э. Введение в социологию образования. СПб.: Ингперсоцис, 2006.

11. Шманкевич Т. Ю. Школьный экстернат как общественная ценность и потребительская практика // Потребление как коммуникация: мат-лы VI Междунар. конференции, 25-26 июня 2010 г. СПб., 2010. С. 384-386.

12. Шманкевич Т. Ю. Школьный экстернат. Историко-социологический экскурс // Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 12. Вып. 1. С. 352-357.

Еще по теме:

  • Уставные суды субъектов федерации Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации Наименование суда - Ф.И.О. председателя Почтовый адрес суда, телефоны Дата образования, количество судей Конституционный суд Республики Адыгея - […]
  • Гост правила приемки и методы испытания Гост правила приемки и методы испытания Правила приемки и методы испытаний Glycerine. Acceptance rules and test methods МКС 11.120.10 71.100.70ОКСТУ 9146 Дата введения 1998-01-01 1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом жиров (ВНИИЖ) и Межгосударственным техническим […]
  • Борис законе Борис законе Красиловский Борис Михайлович родился 20 февраля 1952 года в Душанбе. 30 июня 1995 года задержан в Москве, аэропорт «Домодедово». В 1996 году суд г. Душанбе вынес постановление. 08.07.1997 года у дома 12 корп.1 по ул. Б.Черкизовская двумя неизвестными преступниками была […]
  • Песчанокопский районный суд Песчанокопский районный суд Ростовской области До 1 января 1997 года наш суд назывался Песчанокопским районным народным судом. С 1 января 1997 года введен в действие Федеральный конституционный закон от 31.12.1997 года 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Ст. 36 […]
  • 379 приказ минздрава Приказ Минздрава РФ № 379 от 14.11.1996 г. «Об организации на базе санатория «Шафраново» федерального подчинения отделения для лечения детей, страдающих неспецифическими заболеваниями легких, с родителями» Приказ Минздрава РФ № 379 от 14.11.1996 г. «Об организации на базе санатория […]
  • Закон про государственную службу Рада приняла новый закон о государственной службе. Что изменится и чего ожидать чиновникам Депутаты приняли законопроект и начали готовиться к "позитивным" изменениям. Сегодня, 10 декабря, во время заседания Верховной Рады была принята новая редакция закона "О государственной […]
  • Приказ 169 мю рф Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы" Приказ Минюста РФ от 27 августа 2012 г. N 169"Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки […]
  • Суды еврейской автономной области Арбитражный суд Еврейской автономной области Наши судьи Арбитражные суды Полезные ссылки Правовые основы от 12 августа 2002 года № 885 от 07 июня 2012 года № 74 от 13 июня 1996 г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ Федеральный закон от 15 февраля 2002г. N 30-ФЗ Уважаемые […]