Налоговая имеет право проверять

Налоговая имеет право проверять

Камеральная проверка предполагает проверку документов в самом налоговом органе. Проверяются налоговые декларации, бухгалтерские документы, т.е. те документы, на основе которых исчисляются суммы налога.

Выездная проверка проводится по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка

Срок проведения проверки — три месяца. Другим словами, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня её подачи.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:

  • все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком;
  • правильно ли они оформлены;
  • вовремя ли они представлены;
  • правильно ли рассчитана сумма налога;
  • правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога;
  • правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).

Выездная налоговая проверка

Круг действий налоговых органов при проведении выездной проверки намного шире, чем при проведении камеральной. Сюда входит проверка всех бухгалтерских документов, договоров, актов о выполнении договоров, всех внутренних документов организации (приказов, распоряжений и т.д.). Кроме того, при проведении выездной проверки может быть проведен осмотр различных предметов и помещений, проведена инвентаризация имущества налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Внимание! Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период их уплаты.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Но существуют следующие исключения из этого правила:

  • вышестоящий налоговый орган в исключительных случаях может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев;
  • если организация имеет филиалы и представительства, срок выездной проверки увеличивается на один месяц для каждого филиала или представительства, т.е. если у Вашей организации два филиала — срок проверки увеличивается на два месяца.

Налоговые органы могут проверять филиалы и представительства налогоплательщика, не проверяя при этом головную организацию.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Вносить какие-либо изменения в решение о проведении налоговой проверки инспекторы не могут. Поэтому в решении, предъявленном руководителю проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, не должно быть поправок или зачеркиваний. В случае, если налоговый инспектор не имеет постановления на проверку, то он не уполномочен проводить выездную проверку, следовательно, в соответствии со статьей 21 НК РФ, налогоплательщик вправе не исполнять требования такого проверяющего.

Решение о проведении проверки вручается руководителю или главному бухгалтеру организации. Но его может получить и уполномоченный представитель. В таком случае, инспектор должен удостовериться, что у этого представителя есть необходимые полномочия. Налоговый кодекс РФ прямо не предусматривает каких-либо наказаний за уклонение руководителя предприятия от получения решения о проверке. Но это не значит, что Вы сможете избежать проверки. В таком случае, решение высылается по почте заказным письмом.

Если известие о назначении выездной проверки и вручение решения о её проведении достаточно часто являются неожиданностью, то приступить сразу же к проверке документов налоговики не могут. Перед этим инспектор должен вручить представителю предприятия требование представить необходимые документы. Заметим, что налоговое законодательство не требует, чтобы этот документ составлялся руководителем налоговой инспекции. Но это не значит, что требование может подготовить любой сотрудник инспекции, в которой Вы стоите на налоговом учете. Готовит это требование тот инспектор, который уполномочен проверять данный субъект предпринимательской деятельности.

После того, как Вам предъявили требование, у Вас есть пять дней на то, чтобы подготовить документы (ст. 93 НК РФ). Если Вы не уложились в этот срок либо представили не все документы, указанные в требовании, будьте готовы заплатить за каждый не представленный документ штраф (ст. 126 НК РФ). Однако, этот штраф может быть наложен только в том случае, если затребованный документ у предпринимателя есть. Если есть веские обоснования отсутствия документа (пожар, кража и т.д.), штрафа можно избежать, представив подтверждающие документы из милиции или пожарной инспекции.

Налоговый инспектор имеет право проверять все то, что имеет какое-либо отношение к налогам и финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. Таким образом, налоговый инспектор имеет право истребовать у предпринимателя такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, кассовый журнал, свидетельства регистрации предпринимателя, патенты, лицензии или иные правоустанавливающие документы, трудовой договор с продавцом и т.п. Исключение составляют лишь документы, являющиеся коммерческой тайной.

При наличии у осуществляющих выездную проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы, об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

Выемку нельзя проводить в ночное время, если нет понятых, либо их менее двух человек, отсутствуют директор, бухгалтер и другие должностные лица, у которых производится выемка документов. Как правило, изымаются копии документов. Однако, если проверяющие решат, что Вы можете уничтожить оригиналы, они могут забрать их. Но, в таком случае, Вам должны вручить копии этих документов, заверенные должностным лицом налогового органа (п. 8 ст. 94 НК РФ). При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов, налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

По окончании проверки, независимо от её результатов, составляется справка о проведении проверки. А в течение двух месяцев после этого должен быть составлен акт поверки. В акте указываются факты выявленных налоговых правонарушений или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и применению конкретных мер ответственности. Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. В течение двух недель со дня его получения налогоплательщик может представить свои возражения на имя руководителя той инспекции, сотрудники которой были на проверке. Возражения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Срок для подачи письма с Вашими возражениями будет исчисляться со дня подписания Вами акта при вручении, поэтому обязательно ставьте число, когда подписываете акт проверки или сохраняйте конверт, в котором акт проверки Вам направлялся.

В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления налогоплательщиком протокола разногласий по акту налоговой проверки, руководитель налогового органа знакомится с материалами проверки, иными документами. При наличии возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителей (п. 1 ст. 101 НК РФ). По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа принимает решение. Его копия передается налогоплательщику. Если принято решение о привлечении к ответственности, то на его основании налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вынесения решения направляется требование об уплате недоимки и пени.

Когда решение по акту уже вынесено, жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Пока идет разбирательство, налоговая инспекция вправе списать с Вашего расчетного счета доначисленные суммы налогов и пени. Штраф же взыскивается через суд. Но Вы можете подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения (п. 2 ст. 141 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В случае, когда налогоплательщиком добровольно не исполнено требование об уплате недоимки и пени, налоговый орган может принять решение о взыскании налога и пени. Это решение может быть принято до истечения срока, установленного для исчисления срока исполнения требования об уплате налога. Если решение о взыскании принято за пределами этого срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит. В этой ситуации налоговый орган может взыскать налог и пени только в судебном порядке. В соответствии с вышеуказанным, решение о взыскании доводится до налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании финансовых санкций. Срок обращения с соответствующим иском — 6 месяцев со дня обнаружения и составления соответствующего акта.

До обращения в суд налоговый орган должен предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Недоимки и пени по налогам уплачиваются добровольно или взыскиваются в бесспорном порядке, налоговые санкции подлежат уплате в добровольном или судебном порядке.

Налоговые проверки. Советы бухгалтеру

В жизни любой компании наступает день, когда налоговая инспекция решает провести проверку. Налоговики при проверках должны соблюдать нормы Налогового кодекса и не превышать свои полномочия. Именно для этого руководителю и бухгалтеру компании необходимо знать свои права и права контролеров, чтобы проверка проходила в рамках закона и ее результаты были верными. Мы попросили Елену Ивановну Читая, заместителя начальника отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 48 по городу Москве, помочь разобраться в сложных вопросах, которые могут возникнуть при проведении налоговых проверок.

Елена Ивановна, в каких случаях налоговая инспекция может продлить срок выездной проверки?

Выездная налоговая проверка может быть продлена

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок проверки может

быть продлен до четырех, а в некоторых ситуациях — до шести месяцев. В Налоговом кодексе перечислен ряд случаев, в которых проверка может быть приостановлена 1 . Например, руководитель инспекции или его заместитель вправе приостановить проведение выездной проверки для истребования документов (информации) у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой компании-налогоплательщика 2 .

Кстати, о контрагентах. Инспекторы имеют право требовать у них только документы или могут проводить устные опросы?

Инспекторы могут требовать у контрагентов компании документы и опрашивать устно

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля 3 . Иными словами, да, проверяющие могут опрашивать контрагентов устно. Однако для подтверждения устной информации им понадобятся документы.

Документы во время проверки, как известно, передаются в виде копий. Если компания представила не копии, а оригиналы документов, это считается нарушением?

Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Налоговая инспекция имеет право в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов.
Вопрос представления оригиналов неоднозначный, но по нему есть арбитражная практика в пользу компаний. Судьи отмечают, что привлечение организации к ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса неправомерно, если вместо копий представлены подлинники 4 .

Елена Ивановна, а если документы поданы в виде копий, но на обратной стороне листов содержится информация, не имеющая отношения к предмету проверки, это имеет значение?

Делать на черновиках копии документов, которые передаются на проверку, нельзя

Налоговые органы вправе затребовать документы по установленным формам. Установленными формами документов

предусматривается отражение в них только той информации, которая необходима для целей налогового контроля.
В соответствии с правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 5 копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы.
По ГОСТ заверенная копия документа — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу 6 .
Согласно ГОСТ при подготовке и оформлении документов в состав реквизитов входит отметка об исполнителе 7 . На оборотной стороне последнего листа документа предусмотрено расположение отметки об испол­нителе этого документа (инициалы и фамилия исполнителя и номер его телефона) 8 .
Таким образом, копии, сделанные на черновиках, подавать нельзя, листы должны полностью повторять оригиналы документов.

Проблем с копиями можно избежать, если обмениваться с инспекцией документами по телекоммуникационным каналам связи. Какие возможности электронного документооборота у обеих сторон во время проведения проверки?

По Интернету можно получать от инспекции требования и посылать необходимые документы

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ были внесены изменения в статью 93 Налогового кодекса.

Они касаются возможности представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), то есть требование о представлении документов может быть передано по ТКС, истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган по ТКС.
В электронном виде можно передавать только те документы, для которых существуют установленные форматы.

Если компания выслала документы по Интернету без ЭЦП (элект¬ронно-цифровой подписи), какие последствия могут ее ожидать?

Требование о представлении документов или истребуемый документ не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом) в том числе в случае отсутствия (несоответствия) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика) 9 . То есть без цифровой подписи передавать и получать документы по Интернету нельзя. Без нее они не считаются принятыми и переданными.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Документ без ЭЦП считается непредставленным. Компании грозит штраф

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для

осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А если проверяющие в налоговой не могут открыть полученный электронный документ? Например, возникли проблемы с кодировкой, программным обеспечением у налоговиков. Будут ли последствия для компании?

Если квитанция о получении документа не пришла, значит, налоговая его не получила

При получении от налогоплательщика истребуемого документа в элект¬ронном виде и в отсутствие оснований для

отказа в приеме указанного документа налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет налогоплательщику. Если налоговики не могут открыть документ, они не смогут сформировать

квитанцию о получении. Если налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию о приеме, он направляет истребуемый документ налоговому органу на бумажном носителе в срок, установленный Налоговым кодексом. Опять же повторюсь, что ответственность в виде штрафов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.

Елена Ивановна, а если документы не дошли до налоговой вовремя по вине оператора связи?

Если документ не дошел до инспекции по вине оператора связи, компания не будет привлечена к ответст¬венности за непредставление документа

По общему правилу ответственность за непредставление налоговому органу сведений (опоздание считается

непредставлением в срок), необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена статьей 126 Нало¬гового кодекса. Это штрафы, о

которых мы говорили выше. Однако если у компании имеется подтверждение специализированного оператора связи о приеме документов, то, руководствуясь статьей 109 Налогового кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налого¬вого правонарушения в связи с отсутствием его вины. Хочется также отметить, что в соответствии с правилами оказания услуг связи 10 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) поль¬зователем.

Это обнадеживает. Поговорим о правах налоговиков во время проверки. Могут ли они проводить осмотр зданий и территории компании или имеют право работать только с до¬кументами?

Да, конечно, в ходе проведения выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр как помещений, так и территорий компании,

в отношении которой проводится проверка. Осмотр производится в присутствии понятых.
Замечу, что действующее законодательство не запрещает проводить осмотр (обследование) помещений, используемых для деятельности компании, и в ходе камеральной проверки 11 .

А могут ли проверяющие кроме документов изымать предметы (например, образцы продукции)?

Проверяющие вправе осматривать помещения, производить выемку документов, изымать образцы продукции, если они имеют отношение к предмету проверки

Могут, если на это есть объективная причина 12 . Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которая ведет выездную проверку 13 . При выемке должны присутствовать понятые и лица, у которых производится выемка документов и предметов, в необходимых случаях для участия в проведении выемки приглашается специалист. То есть, например, образцы продукции налоговики затребовать вправе, так как они относятся к основной деятельности компании. Не подлежат изъятию документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки.

Беседу провела
Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству

1 п. 9 ст. 89 НК РФ
2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ
3 подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ
4 пост. ФАС ВВО от 17.10.2006 № А82-17975/2005-28, ФАС ПО от 22.11.2007 № А57-755/07, ФАС УО от 04.02.2008 № Ф09-107/08-С3
5 п. 4 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 15.06.2009 № 477
6 подп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98
7 подп. 27 п. 2 ГОСТ Р 6.30-2003
8 п. 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003
9 п. 14 разд. I Порядка, утв. приказом Минфина России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected]
10 подп. «б» п. 67 разд. VI Правил, утв. пост. Правительства РФ от 23.01.2006 № 32
11 пост. ФАС ЗСО от 22.03.2011 № А75-6609/2010
12 письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03-02-07/1-113
13 п. 8 ст. 94 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!

Консалтинговое агентство может помочь в подготовке к предстоящей налоговой проверке, привести необходимые документы в надлежащий вид, проверить правильность начисления и уплаты налогов. Это может сократить риски финансовых потерь компании.

Систематическое проведение оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности — шанс для налогоплательщика своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства.

Избежать плановой выездной налоговой проверки практически невозможно, но, воспользовавшись услугой «Сопровождение выездной налоговой проверки», можно свести к минимуму штрафные санкции и финансовые потери и избежать привлечения к ответственности.

Услуга «Аналог выездной налоговой проверки» — это генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к визиту специалистов налоговой службы, выявив и устранив слабые места.

Результат налоговой проверки — штрафы и доначисления — можно оспорить. Для проведения такого мероприятия стоит воспользоваться услугами компетентных специалистов, разбирающихся в налоговом законодательстве.

В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки. Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

Что такое выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления налогов и их своевременная уплата организацией, если дополнительно не предписано, например, «установление соответствия показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и их участникам» (пункт 4 статьи 89 НК РФ). При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1–26.5 НК РФ), предмет проверки — «все налоги и сборы». Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.

Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении:

  • полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • предмет проверки;
  • периоды, за которые проводится проверка (см. также письма ФНС России от 29 мая 2012 года № АС-4-2/8792 «О пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации»; от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» и от 17 июля 2015 года № СА-4-7/[email protected] «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года»);
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников, которые проводят проверку.

Основными задачами выездной проверки являются:

  • исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов;
  • выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета;
  • анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации;
  • доначисление (при необходимости) сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено.

При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика. Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Другой вопрос, что чаще всего он не интересует ФНС (ведь период, в котором назначена процедура, всегда успеют проверить), если только на вас «не выставлен прицел». Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год. Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени.

Основания для проведения налоговой проверки

По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения:

  1. В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.
  2. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.

Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Но поскольку всех охватить проверками невозможно, налоговые органы делают тщательный отбор на основе информации о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, изложенной в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/[email protected]). Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, разработанные в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, приводятся в приложении № 2 данного приказа.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами:

  1. Низкая налоговая нагрузка.
  2. Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.
  3. Низкая рентабельность.
  4. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе.
  5. Значительные суммы налоговых вычетов за отчетный период (свыше 89% от НДС).
  6. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Например, в плане УСН: остаточная стоимость активов стремится к 150 млн рублей, доходы — на уровне 60 млн рублей, численность — около 100 человек, доля участия иных компаний приближается к 25%.
  7. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации.
  8. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.

Если деятельность компании подпадает под критерии высокого риска, это еще не означает, что бизнесу грозят «налоговые санкции». Проведение выездной проверки предприятия не тождественно налоговому правонарушению, за которое предусмотрена ответственность, о чем говорится в письме ФНС России от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505.

Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям:

  • для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа;
  • в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.

Процедура проверки

Процедура проверки подробно прокомментирована в пункте 5 письма ФНС РФ от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства (см. соглашение Банка России № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/[email protected] от 29 июня 2010 года «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», действующее в редакции с 30 января 2017 года, а также «Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы», утвержденное Росприроднадзором № 3-д и ФНС РФ № М-25-21/2, действующее со 2 марта 2007 года, и др.). Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки. Их можно разделить на три группы.

  1. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы.
  2. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.
  3. Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов.

При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов:

  • Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах. Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых.
    Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод.
  • Тематическая или комплексная проверка. Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену.

Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры:

  • Инвентаризация (пункт 13 статьи 89 НК РФ) проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.
  • Осмотр (статьи 91 и 92 НК РФ). Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт (пункт 3 статьи 91 НК РФ). Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.
  • Истребование документов (статьи 93 и 93.1 НК РФ). Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы.
  • Выемка (статья 94 НК РФ). Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время (с 22.00 до 6.00 местного времени).
  • Экспертиза и получение экспертного заключения (статья 95 НК РФ). Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.
  • Допрос (статья 90 НК РФ). При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители. При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания (пункт 2 статьи 90 НК РФ).

Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого.

Результаты выездной налоговой проверки

В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки, форма которого регламентируется приложением № 23 к приказу ФНС России от 8 мая 2015года № ММВ-7-2/189. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ).
  2. Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  3. Непредоставление налоговой декларации (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  4. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
  5. Неуплата или неполная уплата налогов и сборов (статья 122 НК РФ).
  6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 НК РФ).
  7. Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
  8. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (статья 129.2 НК РФ).

Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Составленный и подписанный акт под расписку вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты его составления. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

По итогам проведения выездной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.

Во втором случае в решении отсутствуют штрафы, но могут быть начислены налоги и пени.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По действующим правилам срок проведения выездной налоговой проверки не может быть больше двух месяцев. Он исчисляется с момента вынесения решения о ее проведении и заканчивается датой составления справки. Однако в некоторых случаях по решению руководителя налогового органа срок проверки может быть увеличен до четырех или шести месяцев (пункты 6, 8 статьи 89 НК РФ, письмо Минфина России от 11 июля 2011 года № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований, которые могут повлиять на увеличение срока, изложен в пункте 2 Приложения № 4 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected], в их числе:

  1. Проверка крупнейшего налогоплательщика.
  2. Наличие у налогового органа информации о нарушении налогового законодательства, требующей дополнительной проверки.
  3. На территории, где идет проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства — пожар, затопление.
  4. Несвоевременное предоставление налогоплательщиком требуемой информации.
  5. Наличие у проверяемой организации филиалов и обособленных подразделений.
  6. Иные обстоятельства, включая большое количество документов или проверяемых налогов.

В некоторых случаях выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции. Это делается для истребования информации о проверяемой организации у других лиц, для проведения экспертизы, для перевода документов с иностранного на русский язык. Приостанавливать проверку налоговая инспекция может неоднократно, при этом общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки с учетом продления и приостановления составляет 12 месяцев.

Типовые нарушения, выявляемые налоговыми органами

В ходе выездной проверки налоговых инспекторов больше всего интересуют документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Именно в этой сфере чаще всего и обнаруживаются нарушения, позволяющие налоговому органу накладывать штрафы и предписывать доначисление налогов. Поэтому тщательная подготовка перед выездной проверкой необходима по следующим пунктам:

  1. Книга учета доходов и расходов (для организаций на общем режиме). Доходы и расходы, отраженные в этой книге, будут сверены с банковскими выписками и кассовыми отчетами (фискальным, Z-отчетом и журналом кассира-операциониста). По указанным в книге расходам будет проведена тщательная проверка обоснованности произведенных затрат и наличие подтверждающих их первичных документов.
  2. Книга покупок (общий режим). Ее сверят с декларацией по НДС, также будет проверено наличие документов, на основании которых в книге были произведены записи.
  3. Книга продаж (общий режим). Будет проверена полнота и современность отражения выручки.
  4. Счета-фактуры. Проверка коснется наличия и правильности заполнения счетов-фактур и их соответствия действующему законодательству.
  5. Накладные проверяют на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей.
  6. Платежные документы и банковские выписки проверяются для выявления основных контрагентов проверяемого, а также правильности отражения безналичных доходов в книге учета доходов и расходов и книге продаж.

Очень часто в ходе налоговых проверок выявляются ошибки в заполнении документов, например, неправильное указание реквизитов контрагентов, занесение информации не в те графы документа или простые арифметические ошибки в расчетах. При подготовке к проверке на них также нужно обращать внимание, поскольку налоговая инспекция посчитает это нарушением.

Как снизить риски, или Услуги генеральной репетиции визита налоговиков

Как правильно подготовиться к визиту налоговой службы и что следует предпринять, рассказал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Избежать плановой налоговой проверки практически невозможно, но можно снизить риски ее проведения. Для этого необходима подготовка и тщательный анализ возможных ошибок. Самостоятельно сделать это для компании практически невозможно, поскольку компетенция сотрудников может оказаться недостаточной, особенно в области налогового законодательства. Мы предлагаем своим клиентам аналог выездной налоговой проверки силами нашей компании. Это в прямом смысле генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к проверке, выявив и устранив все слабые места.

В ходе мероприятия мы помогаем сформировать наиболее правильную правовую позицию, рассмотреть различные варианты поведения при проверке, подготовиться к ответам на самые вероятные вопросы налоговых органов. Аналог проверки помогает сформировать реальную картину деятельности организации и выявить недочеты еще до того момента, когда они будут обнаружены налоговыми службами.

В рамках «репетиции» наши специалисты изучают уровень предусмотрительности компании при работе с контрагентами, соответствие зафиксированных операций реальному движению товаров и денежных средств, целевую направленность деятельности.

Кроме того, мы диагностируем налоговые риски, разрабатываем рекомендации по их устранению и при необходимости оспариваем результаты проверки в налоговых органах».

Еще по теме:

  • Детские пособия дата Когда перечислят детские пособия Сроки перечисления детских пособий зависят от источника выплаты. Есть несколько вариантов получения социальных пособий, через: работодателя (только в тех регионах, которые еще не подключены к пилотному проекту по прямому перечислению средств […]
  • Образец заявления о предоставлении отгулов в счет отпуска Отгул в счет отпуска (образец) Обновление: 20 сентября 2017 г. Заявление на отгул в счет отпуска (образец) Любой работник может оказаться в ситуации, когда в определенный день по каким-либо причинам он не может присутствовать на работе. Такую проблему можно решить, взяв отгул. Если […]
  • Продление права наследования Как восстановить пропуск срока на принятие наследства? Законом предусмотрен срок на совершение всех юридически значимых действий. Отношения, возникающие по вопросам наследования, четко ограничены по времени выполнения. Однако жизнь диктует свои правила, и часто срок принятия наследства […]
  • Алименты матери одиночки Подача на алименты и установление отцовства матерью-одиночкой Содержание Законодательство нашей страны защищает матерей, которые самостоятельно содержат и воспитывают ребенка. Для матерей-одиночек предусмотрены от государства привилегии и льготы в области налогообложения, труда, […]
  • Конкурс субсидий Конкурс субсидий обсудят на портале «Душевная Москва» Как будет дальше развиваться конкурс субсидий, обсудят на портале «Душевная Москва» и в социальных сетях. Для этого на сайте запущена специальная рубрика «За и против». Эти вопросы уже поднимали на хакатоне 16 февраля, участники […]
  • Минсельхоз кбр о субсидиях Минсельхоз кбр о субсидиях МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 21 июня 2017 года N 45 О СТАВКАХ СУБСИДИЙ НА 2017 ГОД НА ПОДДЕРЖКУ ПЛЕМЕННОГО ЖИВОТНОВОДСТВА (в редакции Приказа Минсельхоза Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2017 N 55) гос. […]
  • Групповой иск в арбитражный суд ГРУППОВЫЕ ИСКИ В РОССИЙСКОМ АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Как известно, с 1 января 2010 г. вступили в силу изменения к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (далее - АПК РФ), дополнившие данный нормативный правовой акт, […]
  • Верстка правила Верстка правила Правила верстки и типичные ошибки в оформлении При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования к качеству работы дизайнера, макетировщика или верстальщика. Без выполнения этих требований не может быть и речи, чтобы работа считалась сделанной […]