Законы плановой экономики

Виды экономических систем

Экономическая система — это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика. Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества — альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы — как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика. Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются «невидимой рукой рынка».

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии — тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co.

Смешанная экономика

Смешанная экономика. Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия — кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики — народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Что такое плановая экономика: её преимущества и недостатки перед рынком

Человеческое общество в ходе своего развития использовало и использует разные экономические системы. Одной из них является плановая экономика, отличие которой от других систем заключается в подходах и методах решения главных экономических задач.

Данный тип экономики – государственная экономическая система, при которой все важнейшие материальные ресурсы, включая природные ископаемые вкупе со средствами производства — являются государственной (общественной) собственностью и не могут ни при каких обстоятельствах передаваться в частное владение.

При плановой экономике государство определяет важнейшие вопросы, а именно: объемы производства, регуляцию цен, баланс отраслей производства, инвестиции и пр.

Плановые задания предприятиям направляются непосредственно из центра посредством министерств. Таким же образом планируется обмен товарами и проходит через систему предприятий госторговли к потребителю.

Подобный тип экономики сопровождается, как правило, жесткой централизацией, когда решения на предприятиях принимаются исключительно с оглядкой на государственные органы отрасли.

Плановая экономическая система не исключает рыночных элементов, как пример — успешное развитие артелей при Сталине, а также современное развитие Китая.

Недостатки плановой экономики

Основным недостатком подобной системы является отсутствие конкуренции, а также недостаточное стимулирование производителей к улучшению качества товаров вкупе с повышением показателей производства. Итогом становится стагнация, рецессия.

Трудоемкость процесса планирования, а также сложность оперативного реагирования так же оказывают свое пагубное влияние. Возможно с развитием вычислительной техники эти проблемы решаться, во всяком случае на более мелких масштабах, например в рамка ритейл бизнеса — у крупных компаний, вроде Валмарт, это решается, причём очень успешно. Даже в плане прогнозирования.

Плановая экономика может сопровождаться волюнтаристскими действиями государственных деятелей, вызванные исключительно их желаниям и устремлениями, однако не соответствующими экономическим законам. Например, легендарные хрущевские целинные и кукурузные эпопеи. И более мелкие масштабы вроде цеховиков. Оба случая решаются либо карательными органами, либо системой сдержек-противовесов, если речь заходит о крупных представителях гос. власти.

В чистом виде административно плановая система на даёт свободу творчеству, предпринимательской активности. В СССР пытались заменить конкуренцию социалистическим соревнованием, движениями (Стахановцы), однако подобные решения действуют точечно и имеют более психологический эффект (см. Карнеги).

Впрочем, главный негатив плановой экономики в состоявшемся опыте её использования: крушение СССР, которое стало тяжелейшим испытанием для жителей страны, во многом состоялось из-за недостатков плановой системы.

Преимущества плановой экономики

Между тем плановая экономическая система имеет определенные достоинства перед рыночной.

При плановой экономике практически отсутствует безработица, средства производства не являются частной собственностью, сдерживается социальное расслоение, удерживается достойный уровень социальных гарантий обеспечивается государством.

Плановая экономика позволяет государству концентрировать усилия на важнейших проектах.

Плановая система, при адекватном управлении, более бережно относится к ресурсам. Как пример, многие вещи, выпущенные в СССР работают и сейчас, меж тем, то что производится сегодня, даже в США, Японии, тем паче — Китае — обычно имеет менее долгий ресурс работы. При рынке выгодно выпускать вещи с искусственно сниженным сроком эксплуатации, так потребитель быстрее купит новое. А это приводит к неразумному потреблению и к преступному расточительству ресурсов планеты.

Учитывая исчерпаемость ресурсов Земли и отсутствие реальных достижений по добыче ресурсов на других объектах солнечной системы, плановая экономика может стать единственным решением при надвигающейся экологической катастрофе, с учётом быстрого роста населения. Тем важнее опыт СССР, Китая и других стран «соц. лагеря» для идущей экономической глобализации.

Плановая экономика становится выходом для государства (пусть даже ранее рыночного) в состоянии войны, в состоянии изоляции и санкций, она позволяет максимально быстро переориентировать производства на потребности внутреннего рынка и фронта (пример есть в истории Бритиш Петролиум).

Компромисс

Необходимо отметить, что и рыночная, и плановая системы сегодня в абсолютном виде почти не представлены.

Например, социалистические страны неоднократно ослабляли контроль над экономикой, чтобы дать толчок для роста экономических показателей. Иногда такая практика становится постоянной, например, Китай, который допустил ряд поблажек для частных собственников и бизнесменов.

Обратным примером может служить США, когда великая депрессия вынудила государство применить элементы командной системы. Чтобы высадить человека на Луну, в США были исключены рыночные механизмы в финансировании и планировании миссии, для такой сложной задачи понадобилась концентрация в стиле СССР.

В России сегодня можно наблюдать использование элементов плановой экономики, правда, в не совсем привычной форме. Президентом РФ был подписан закон «О стратегическом планировании», в котором получила развитие концепция «пятилеток» правительства.

Потребность в плановой системе экономики значительно возросла, т.к. решения в социальной, оборонной, технологической сферах экономики приобретают все более долгосрочный характер.

Законы плановой экономики

Плановая и рыночная экономика

Решил написать статью о том, чем отличаются плановая и рыночная экономика. На сегодняшний день мы живем в условиях рыночной экономики, однако еще на земном шаре есть страны, в которых сохранилась плановая экономика или экономика смешанного типа, включающая в себя черты обеих этих систем с преобладанием плановой.

Наиболее развитые страны мира длительное время развивали свои экономические системы по рыночным принципам, и их нынешние успехи и достижения в экономическом развитии – лучший показатель эффективности таких систем. В постсоветских странах рыночная экономика зародилась сравнительно недавно – после распада Союза, и она пока еще во многом далека от классических рыночных моделей, тому есть разные причины. При этом есть люди, которые утверждают, что плановая экономика эффективнее рыночной, как правило, они из числа ностальгирующих по СССР – в экономической модели этого государства были свои плюсы.

В этой статье я рассмотрю, что такое плановая экономика и рыночная экономика в своем традиционном понимании, в чем отличия, преимущества и недостатки этих систем. В конце я сделаю свой вывод, а вы можете сделать свои. В рассмотрении я постараюсь быть максимально объективным. Итак, начнем.

Плановая экономика.

Плановая экономика – это модель экономического развития, при которой спрос на товары и услуги и их предложение определяются органами государственной власти и не зависят от ситуации на рынке.

То есть, при плановой экономике госорганы, отвечающие за экономику страны, определяют:

  • Какие товары и услуги производить;
  • Сколько этих товаров и услуг производить;
  • Когда производить эти товары и услуги;
  • Где (на каких предприятиях) производить эти товары и услуги;
  • Какими должны быть эти товары и услуги (стандарты качества).

Более полно эту модель называют “планово-распределительная экономика”, потому что государство планирует и распределяет между субъектами хозяйствования все эти показатели. Также можно встретить название “командная экономика” – все определяется командами “сверху”.

Для расчета всех этих параметров органы власти отталкиваются от двух факторов:

  1. Статистические данные (количество населения, количество предприятий разных сфер, и т.д.).
  2. Политические задачи и принципы, идеология (что власть считает необходимым развивать в государстве, а что – нет).

При плановой экономике все предприятия страны преимущественно государственной формы собственности, развитие частного бизнеса, который ориентируется на спрос и предложение, не имеет смысла, а часто и запрещено, так как законы страны этому противоречат. Точно так же в странах с плановой экономикой или полностью запрещена, или находится на крайне низком уровне развития индивидуальная предпринимательская деятельность граждан: люди заняты только в работе на государственных предприятиях. Главная причина запрета частного бизнеса заключается в том, что он будет нарушать установленные государством нормы производства товаров и услуг, что для плановой экономики недопустимо.

В странах с плановой экономикой нет рыночной конкуренции, одни предприятия не стремятся в чем-то быть лучше, чем другие – им это просто не нужно. Поэтому все предприятия выпускают примерно одинаковую продукцию, соответствующую нормам, установленным государством.

Понятие “конкуренция” часто подменяется соревновательной системой, когда предприятия соревнуются друг с другом по установленным государством правилам, например, по критерию объема выпущенной продукции. Предприятие-победитель в этом случае получает поощрение в виде какой-нибудь государственной награды, а его сотрудники тоже могут получить поощрение за общий результат. Но оно не обязательно носит материальный характер, а может быть представлено, например, в виде путевок на отдых (то есть, фактически, для обеспечения работой других предприятий).

При плановой экономике всегда ярко выражено и регулирование цен на товары и услуги государством. При чем, цены формируются не спросом и предложением на рынке, а на основе статистики потребностей граждан или предприятий, пользующихся этими товарами и услугами. А эти потребности также диктует государство, исходя из своей политической идеологии.

Одна из важнейших особенностей плановой экономики – ее социальная ориентированность. К примеру, новые предприятия здесь могут создаваться не потому, что есть потребность в производстве товаров или услуг, а потому, что есть потребность создать новые рабочие места.

Заработные платы, пенсии и другие доходы граждан при плановой экономике примерно равны и не имеют большого разброса. Например, руководитель предприятия может получать зарплату на 20-30% выше, чем сотрудники низших должностей этого же предприятия, а пенсия может быть процентов на 10 ниже, чем зарплата.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки плановой экономики.

Плановая экономика: преимущества.

  1. Социальная справедливость. При плановой экономике все люди находятся в примерно равном положении. Доходы предприятия почти равнозначно распределяются между его работниками. Все люди имеют примерно равные финансовые возможности. Товары и услуги примерно в равной степени распределяются по регионам страны и между ее гражданами.
  2. Минимальная безработица. Показатели занятости населения при планово-распределительной экономике близки к 100%. Потому что и занятость входит в число показателей, планируемых и распределяемых государством.
  3. Отсутствие кризисов перепроизводства. Вероятность таких ситуаций минимальна, товаров и услуг производится примерно столько, сколько их необходимо, исходя из статистики потребления, поэтому переизбыток практически исключен.

Плановая экономика: недостатки.

  1. Потери в качестве товаров и услуг. Из-за отсутствия конкуренции предприятия не борются за клиентов, и не заботятся о повышении качества производимых продуктов. К тому же, страны с плановой экономикой обычно отстают в технологическом развитии: опять же, основная причина – отсутствие конкуренции и борьбы за рынки сбыта.
  2. Дефицит определенных товаров и услуг. Расчет спроса органами власти никогда не может быть совершенным, кроме того, не стоит забывать, что есть и идеологические принципы (вот эти товары и услуги нам нужны, а эти нет). Поэтому на определенные группы товаров и услуг часто можно наблюдать дефицит.
  3. Убыточность предприятий. При плановой экономике многие предприятия работают в убыток, т.к. не могут сами регулировать цену на продукцию, определять объемы производства, искать варианты более дешевого сырья, регулировать зарплаты сотрудников и другие расходы. Такие предприятия финансируются (дотируются) из государственных и местных бюджетов, а это немалые расходы.

Примеры стран с плановой экономикой. Показательным примером стран с плановой экономикой можно считать Советский Союз. На сегодняшний день плановая экономика в чистом виде осталась только в Северной Корее и чуть менее – на Кубе. Однако, отдельные ее элементы (государственное планирование и распределение в отдельных отраслях производства) сохраняются еще в ряде стран: Индия, Китай, Вьетнам, и даже в некоторых странах Западной Европы: Норвегия, Бельгия, Франция, Финляндия.

Рыночная экономика.

Рыночная экономика – это модель экономического развития, основанная на механизме свободного (рыночного) формирования спроса на товары и услуги.

В странах с рыночной экономикой основные экономические процессы регулируются рынком, а не государством, однако, государство в какой-то степени тоже может выступать регулятором, например, в стратегически важных отраслях экономики. Органы власти в этом случае не являются главными “двигателями” экономики, но принимают законы, способствующие ее оптимальному развитию (например, в области трудового права, предпринимательской деятельности, антимонопольного регулирования и т.д.).

Для рыночной экономики характерно преобладание частного бизнеса над государственным. Основу экономики здесь составляет здоровая конкуренция, которая и стимулирует экономическое развитие. При этом какая-то доля бизнеса может оставаться и в руках государства (как правило, это стратегически важные предприятия), и даже эта доля может быть довольно крупной, все зависит от страны. Однако, рыночная экономика предусматривает передачу государственных предприятий частным инвесторам – это всем известная приватизация.

Основу рыночной экономики составляют не только производственные, но и торговые предприятия. Причем, один и тот же товар, пока он поступит от непосредственного производителя к непосредственному потребителю, может перепродаваться несколько раз, каждый раз “обрастая” все большей наценкой.

При рыночной экономике предложение товаров и услуг всегда более разнообразно, чем при планово-распределительной. Также более разнообразен и спрос: жители сами определяются с тем, какими товарами и услугами пользоваться. Все это является хорошим стимулом для постоянного развития: предприятия борются за клиентов, совершенствуя технологии производства, качество товаров и услуг, качество обслуживания. С другой стороны, такая конкурентная борьба неизбежно приводит и к вытеснению с рынка слабых представителей бизнеса более сильными, то есть, к банкротству.

Цены при рыночной экономике тоже устанавливаются рынком, исходя из спроса и предложения. Поэтому нередко возникают ситуации, когда определенные товары и услуги недоступны в финансовом плане для некоторых, более бедных слоев населения, если на них хватает спроса со стороны более богатых слоев.

Так мы плавно подошли к тому, что в странах с рыночной экономикой доходы населения не распределяются так равномерно, как в странах с плановой. Здесь и предприятия платят разным сотрудникам существенно разную зарплату, такую, которую считают экономически целесообразной, и каждый человек имеет возможность создать свой бизнес и зарабатывать больше. При рыночной экономике у человека больше возможностей, но не каждый способен ими воспользоваться.

Здесь предприятия создаются ради получения прибыли, а не ради создания рабочих мест, поэтому острее стоит проблема безработицы: особенно в кризисные периоды она может достигать очень высоких отметок. Также при рыночной экономике наблюдается инфляции или дефляция, чего практически нет при плановой.

Рассмотрим ключевые преимущества и недостатки рыночной экономики.

Рыночная экономика: преимущества.

  1. Борьба за качество товаров и услуг. Высокая конкуренция стимулирует постоянное повышение качества, внедрение новых технологий, то есть, высокий уровень развития как в производстве, так и в торговле.
  2. Отсутствие дефицита. Если есть спрос на какой-либо товар или услугу, то дефицит этого продукта маловероятен: всегда найдутся представители бизнеса, которые захотят заработать на этом спросе.
  3. Минимум убыточных предприятий. При рыночной экономике владелец (будь то государство или частный инвестор) вряд ли будет долго содержать и финансировать убыточное предприятие. Такие предприятия или закрываются или перепродаются.
  4. Возможности для развития и самореализации граждан, наличие выбора. В странах с рыночной экономикой всегда намного больше выбора направлений развития и самореализации для ее граждан. Каждый вправе сам решать, кем ему быть, где работать, развивать ли свой бизнес, куда инвестировать и т.д., тогда как при плановой экономике частный бизнес и инвестиции в принципе практически недоступны, и единственный вариант заработка – это традиционная работа на дядю.

Рыночная экономика: недостатки.

  1. Наличие безработицы. Причем, она может быть достаточно высокой, даже 10-20% трудоспособного населения и более. Количество рабочих мест регулируется преимущественно ситуацией на рынках.
  2. Вероятность перепроизводства. При рыночной экономике периодически можно наблюдать явление, которое получило название “кризис перепроизводства”. Это когда в определенной отрасли производится слишком много товаров или услуг, которые не находят сбыта. Как следствие – падение цен, банкротство предприятий, сокращение рабочих мест и другие негативные явления в экономике.

Примеры стран с рыночной экономикой. Сюда относятся все страны, кроме тех, что перечислены выше в разделе “плановая экономика”. Разница в том, что рыночная экономика в разных странах имеет разный уровень развития. Например, в США, Германии, Японии, Швейцарии она развита на очень высоком уровне, а в России, Украине, Беларуси находится в еще довольно “незрелом” состоянии. Поэтому и экономические проблемы в этих странах разные.

Отличие плановой экономики от рыночной.

В общем то, я думаю, что уже и так в целом понятно, чем отличается плановая экономика от рыночной, однако, хочу сформулировать главное отличие:

Теперь вы знаете, чем отличаются плановая и рыночная экономика. В заключение хочу сказать, что во многих странах (как я уже приводил в примерах) экономические модели имеют признаки обоих типов. Но конечно, если смотреть в мировом масштабе, то рыночная экономика существенно преобладает, и уже доказала свою эффективность и преимущества в сравнении с плановой.

На сегодня прощаюсь с вами. Увидимся в других публикациях на Финансовом гении. Успехов вам и финансового благополучия!

Хотите получать уведомления на email о выходе новых публикаций?

Россия возвращается к плановой экономике

Еще до санкций некоторые депутаты вносили предложения вернуться к плановой экономике и отчитываться каждые пять лет о проделанной работе. Сегодня многие страны развиваются в условиях плановой экономики, самый яркий пример — Франция, где, по мнению многих, есть признаки именно такой экономической модели. А нужна ли в России плановая экономика?

Бывает ли при капитализме плановая экономика

Заглянем для начала в учебник экономики для 10-11 классов обычной российской школы. Вот только некоторые цитаты оттуда: «Элементы демократической плановой экономики успешно применяются многими развитыми странами рыночной экономики, а также некоторыми развивающимися странами… Например, в Индии с 1951 года по настоящее время разрабатываются пятилетние планы социально-экономического развития страны, которые способствуют координации экономической деятельности».

То есть то, что плановая экономика как таковая в мире есть, в России признается, хотя бы на уровне подрастающего поколения. Но признают ли это люди, которые постарше, да еще и где-нибудь на самом верху, допустим, в правительстве?

Оказываются, признают. Если вспомнить лихие 90-е и количество не только публикаций в прессе, но и «антисоветских» решений на самом высоком государственном уровне, то можно даже утверждать: наши нынешние правительственные экономисты еще какие плановики по сравнению с теми… Правда, судя по публикациям последних лет и даже месяцев, у них уже произошла некая трансформация: они сейчас не отрицают возможностей плановой экономики как таковой, но в то же время ориентируются на экономику рыночную.

Впрочем, кто сказал, что план полностью отвергает рынок? Они вполне могут совмещаться, дополнять и помогать друг другу. Может ли быть плановая экономика при капитализме? Опубликовано немало материалов о том, что сейчас рынок и план чаще всего умудряются дружить. Больше всего примеров такой дружбы разных способов хозяйствования оказалось во Франции, много есть в Германии, а вот примеров из США мало.

Зато про Китай — целое море публикаций. Всего лишь одна цитата: «Де-факто капиталистическая Поднебесная до сих пор живет в социализме де-юре, и не горюет, причем плановый, чисто социалистический метод хозяйствования не мешает ей претендовать на рыночное лидерство в капиталистической мировой экономике». А что у нас?

Плановая экономика помогает оптимизировать все процессы

«Все новое — это хорошо забытое старое, — заявила в интервью Правде.Ру известный российский экономист, член редколлегии журнала «Наука и экономика» Светлана Криворучко. — Естественно, что плановая экономика — это достаточно хороший инструмент, помогающий оптимизировать все процессы и увязать работу отраслей между собой. Другой вопрос, что в Советском Союзе плановая экономика приняла такие уродливые формы, которые сделали у нас этот термин нарицательным в негативном варианте.

А между тем, планирование действительно широко используется в разных странах, и введение элементов планирования в российскую экономику, но только в разумных пределах, вполне целесообразно».

Своя точка зрения у эксперта и на то, каким образом плановая экономика может помочь России преодолеть экономические трудности: «Если бы она способствовала повышению эффективности за счет более четкой организации работы отраслей, за счет их развития, то, безусловно, это внесло бы свой вклад в экономический рост. Чтоб не было диспропорций в развитии, когда, с одной стороны, есть какие-то излишки, с другой стороны, есть недопроизводства, перепроизводства в тех или иных отраслях экономики.

Планирование должно быть таким, чтобы программы были не по принципу «залить проблему», а чтобы планово ставились какие-то задачи, под них планировались соответствующие ресурсы. И тогда это поспособствовало бы нашему экономическому росту».

Кому нужна мутная вода

«По-моему, сейчас все поняли, что без плана ничего невозможно сделать, — рассказал в беседе с корреспондентом Правды.Ру профессор кафедры международных финансов МГИМО, экономист Валентин Катасонов. — План — это цель, это средство, а если нет ни цели, ни средства, тогда начинается хаос. Это уже проверено. Конечно, есть экономики, которые обслуживают хозяев денег, а хозяевам денег нужна мутная вода. Поэтому им как раз план не нужен. А план нужен такой модели общества, в которой главными и единственными бенефициарами являются люди».

Экономист отметил, что Франция действительно где-то после Второй мировой войны использовала советский опыт плановой экономики, там были так называемые планы Моне, но они сильно отличались от советских. Советские планы, по его мнению, были директивными, каждый план оформлялся как закон, который исполнялся. А там были индикативные планы. То есть некие пожелания, рекомендации.

И модель индикативного планирования не была достаточно эффективной. Японцы очень внимательно изучали наш опыт и тоже использовали планирование. И когда Советский Союз разваливался, он говорили: что вы делаете, вы разрушаете систему, которая показала свою эффективность.

И ответ на вопрос, почему плановую экономику связывают именно с периодом застоя в СССР, у эксперта весьма своеобразен, если не сказать, оригинален. «Период застоя — это уже 70-80-е годы, это другая эпоха, которую можно назвать социалистической экономикой. План был, но планирование было уже и не директивное, и не индикативное. Происходили частые корректировки этих планов, манипуляции с показателями. Но все это делалось для того, чтобы чиновники не несли никакой ответственности, а с другой стороны, это делалось, чтобы такие корректировки позволяли получать незаслуженные доходы», — подчеркнул Валентин Катасонов.

Тем не менее, помогла бы плановая экономика России преодолеть экономические трудности, пусть даже не сразу и не быстро?

«Существовал план определенной социально-экономической модели, просто не надо воспринимать план как некую палочку-выручалочку, — говорит Валентин Катасонов. — Чтобы он был эффективным инструментом экономики, для этого необходимо, чтобы было централизованное управление экономикой, чтобы был мощный государственный сектор, чтобы была государственная денежно-кредитная система, а не такая, как у нас сегодня. Для этого необходима государственная валютная монополия, то есть это целостная система. Но планирование является важнейшим условием для того, чтобы мы вышли из нынешнего кризисного состояния».

При этом экономист отметил, что нынешняя антикризисная программа — это просто некий пиар: «Бюджетные деньги в огромном количестве фактически перекачиваются в банковский сектор. А реальный сектор экономики ничего не получает. А поскольку банковский сектор на протяжении многих лет отработал технологию вывода денег в офшоры, то понятно, что это просто огромная панама под названием антикризисная программа.

По моему мнению, эти деньги просто уйдут из страны. Тут вообще никаким планированием не пахнет. Для того чтобы воровать, чтобы выводить из страны гигантские суммы денег, нужна мутная вода. Они эту мутную воду называют рыночной экономикой».

Панацеи нет, но рецепт найдется

Ответы на вопросы, вынесенные в анонс, я нашел на официальном сайте Московского экономического форума. Традиционно именно на этом форуме проводится анализ противоречий доминирующего сегодня курса развития России, оценивается потенциал альтернативного развития и возможности для его реализации.

Цитата: «Российское правительство переходит на планирование экономического и социального развития на более длительный период — план мероприятий по достижению страной целевых показателей будет разрабатываться на пять лет. Составленный план будет рассматриваться на заседании правительства и утверждаться специальным постановлением».

То есть оказывается, к плановой экономике, пусть даже в какой-то ее ранее непривычной форме, мы уже и переходим! Причем без особого шума в прессе, без стенаний либеральных экономистов, без оглядки на западных экономических светил…

Вспомним также, что в минувшем году президент уже подписал закон «О стратегическом планировании», в который как раз укладывается концепция «будущих пятилеток» правительства. Прошлогодняя цитата из «Известий»: «В последнее время необходимость такой системы значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер».

Короче, изолированное импортозамещение вовсю уже рвет ураганом экономику России, ломает наши представления об экономике последних десятилетий, и как тут без стратегических планов, скажите?

ГЛАВА 2. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА — ИСХОДНЫЙ ПУНКТ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Рассмотрим основные черты этой экономики.

1. Государственная собственность на ресурсы.

Это означало, что только государство могло принимать экономические решения. Вся экономическая жизнь подчинялась административным распоряжениям органов власти. Частная собственность вместе с рынком и рыночным регулированием отрицались. В плановой экономике не было места человеку как самостоятельному экономическому субъекту: работники были отчуждены от владения и распоряжения средствами производства. Реальным собственником была административно-бюрократическая верхушка государства («номенклатура»).

Государственная собственность предполагала плановое развитие экономики. Это означало, что все экономические решения принимались центральными, плановыми органами или, по их поручению, плановыми органами нижестоящего уровня (например, республиканского или областного) и носили характер обязательного задания для исполнителя. Иными словами, все решения об объеме и ассортименте производства, потребляемых ресурсах, ценах, заработной плате, поставках потребителям и т.д. принимались не теми, кто непосредственно руководит производством или торговлей, а государственными плановыми органами. При этом государство исходило не из объективных экономических потребностей и критериев сбалансированного развития и роста эффективности, а из потребности в решении политических, экономических и социальных задач, установленных руководством КПСС.

Например, цены не выполняли функции балансирования спроса и предложения и информировании производителей о структуре и объеме спроса. Такая задача и не могла ставиться в условиях нерыночной экономики. Цены выполняли главным образом, функцию учета производимой продукции, так как производственные задания предприятиям доводились не только в натуральной, но и в стоимостной форме. На предметы потребления цены тоже устанавливались государственным органом (Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР). Они устанавливались на 5-7 лет (в соответствии со сроками основного вида планирования – среднесрочного) и вносились в прейскуранты. По окончании этого срока они единовременно пересматривались по всей стране и издавались новые прейскуранты. Прейскурантные цены были обязательны как для производителей, так и для потребителей продукции. Методической основой для их расчета являлась трудовая теория стоимости К. Маркса.

Цены по сравнению с мировыми были чрезвычайно низкими, так как не учитывали затрат на так называемые «даровые блага природы» и многие затраты по воспроизводству рабочей силы, а также «мертвые издержки», хотя на необходимость учета последних в ценах указывал еще А. Смит. «Мертвые издержки» — это издержки, компенсирующие потери в связи с опасностями кругооборота капитала (стихийными бедствиями, техногенными авариями, пожарами и т.д.). Если их не компенсировать с помощью цены, то производитель не будет заинтересован в продолжении процесса производства. К. Маркс считал, что эти издержки должны покрываться за счет прибавочной стоимости. В соответствии с этим предприятиям не разрешалось включать расходы по страхованию в себестоимость продукции.

2. Бюрократическая система управления (хозяйственный механизм социалистического общества).

В теории марксизма – ленинизма утверждалось, что в социалистическом обществе управление основано на общественной собственности на средства производства. Целью управления является развитие и совершенствование производства, общественных отношений, все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют обществом непосредственно или через представительные органы сами трудящиеся. В их интересах и осуществляется управление. Каждый член общества является и управляющим и управляемым одновременно.

Научное управление обществом возможно и необходимо только с утверждением социализма. Главными субъектами управления являются правящая партия и государство, которые осуществляют управление в тесном единстве с широкими массами трудящихся. Диспропорции в народном хозяйстве объяснялись недостаточной степенью познания обществом объективных экономических законов социализма (закон планомерного, пропорционального развития, основной экономический закон, закон стоимости и т.д.). Признавалось наличие стихийных регуляторов развития производства. По мере возрастания степени познания объективных экономических законов якобы сокращается объем и значение стихийных регуляторов (в качестве таковых признавались «некоторые явления природы», оказывающие заметное влияние на сельское хозяйство).

Планомерность всего общественного производства предполагает организацию хозяйствования из единого Центра. На стадии социализма таким Центром является государство, управляющее народным хозяйством на основе единого народнохозяйственного плана.

Механизм планомерного хозяйствования имел сложное строение.

Основными элементами этого механизма были:

— централизованное планирование (базовый элемент);

— организация управления (структура управления; формы организации экономических связей; участие масс в управлении);

— хозрасчетное стимулирование: оплата труда; ценообразование; финансово-кредитные рычаги.

В теории утверждалось, что планирование является центральным звеном, сердцевиной хозяйственного механизма социалистического общества. Оно якобы придает развитию экономики организованность и упорядоченность, обеспечивая согласованность и пропорциональность в развитии всех сфер и отраслей народного хозяйства, дает возможность концентрации сил и средств на главных его направлениях.

Хозяйственный механизм экономики СССР в главных своих чертах сложился еще в 30-е годы ХХ в. и просуществовал до начала 90-х годов. Сходные хозяйственные механизмы (системы управления экономикой) сложились и в других странах. Каковы же характерные черты хозяйственного механизма социалистического общества?

Прежде всего, тенденция к абсолютизации административных методов хозяйствования, а, следовательно, к преувеличению роли государства в экономическом развитии. Это была административно-командная система управления. При этом, разумеется, речь идет лишь о преобладании командных методов, ибо чисто административной, как и чисто экономической системы управления, в реальной жизни не существует.

Централизованное планирование было практическим воплощением социалистической идеи об управлении экономикой из единого центра. Три черты характеризовали его как метод управления социалистическим хозяйством. Во-первых, это всеохватность, во-вторых, директивность или обязательность для исполнения, и, в-третьих, адресность, то есть доведение задания до конкретного предприятия-исполнителя. Кроме того, советские экономисты-теоретики подчеркивали «научность» планирования как его фундаментальную особенность и преимущество перед анархическим развитием капитализма. На самом деле директивная обязательность плановых заданий приводила к произволу при их составлении, сокрытию резервов, частой корректировке плановых заданий, стремлению выполнять планы любой ценой, не считаясь с затратами. Это вело к убыточности многих предприятий и целых отраслей.

Твердые адресные задания как фундамент планирования, в свою очередь, вызывали необходимость централизованного распределения ресурсов.

На этом была основана система фондированного материально-технического снабжения с громоздким механизмом предварительных заявок, порождавшая полную зависимость потребителей от производителей, дефицит, стремление обезопасить себя путем накопления производственных запасов.

Для третьего звена хозяйственного механизма было характерно то, что товарно-денежные отношения были формальными, преобладали перераспределительные процессы и безвозмездное изъятие средств. Известно, что удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий в экономике ССР достиг к средине 80-х годов ХХ в. значительных размеров (около 40%). Спрашивается, почему в течение многих лет такие предприятия могли существовать? Только потому, что государство изымало средства у тех предприятий, которые работали рентабельно, и передавало их нерентабельным предприятиям. Соответствие трудового вклада и дохода при этом нарушалось, что вело к уравниловке, иждивенчеству и получению не заработанных средств, как отдельными работниками, так и целыми коллективами.

3) Советской системе хозяйства была свойственна высокая степень милитаризации народного хозяйства, непомерно высокий удельный вес производства средств производства, излишне большая армия, громадные внешние долги. Все это существовало за счет низкого жизненного уровня населения, здоровья людей, социальной необеспеченности, слабого развития образования, науки, культуры и т.д. Все это снижало эффективность народного хозяйства. Так, милитаризация привела к образованию уродливой неэффективной отраслевой структуры народного хозяйства.

4) Социалистическая система хозяйства характеризовалась крайне низкой мотивацией трудовой деятельности, ибо реальная система распределения созданного продукта была близка к уравнительной.

Вместе с тем известно, что плановая экономика просуществовала довольно длительное время, особенно в СССР (около 70 лет). Это объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика обладает рядом положительных черт и, во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются. К числу положительных черт плановой экономики можно отнести: способность к значительной концентрации ресурсов; высокую маневренность; быстроту действия приказа; возможность макроэкономического планирования и прогнозирования. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих черт: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количество хозяйственных связей; преобладание экстенсивного типа экономического роста.

Эти условия имели переходящий характер. По мере их исчезновения нарастал кризис плановой экономики.

Кризис плановой экономики – это кризис ее как системы. Сущность его состоит в том, что плановая экономика неспособна обеспечить эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от развитых рыночных стран.

Кризис плановой экономики возник «не вдруг», он развертывался постепенно, начиная с 50-х годов ХХ в.

С попытками преодоления нарастающего кризиса были связаны реформы 60-80–х годов ХХ в. Реформы не принесли успеха: все прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. История показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход – отказ от плановой системы, ее замена рыночной системой.

5) Социалистическая плановая экономика – экономика дефицита.

Выдающийся вклад в исследование механизма функционирования социалистического хозяйства внес венгерский ученый Янош Корнаи. В своих работах «Антиравновесие», «Дефицит» и многих других, вышедших в свет в 60-70-е годы ХХ в., Я. Корнаи создал новое направление анализа командной экономики, прежде всего на микроуровне. Основные положения этой теории можно свести к следующему.

Как известно, любой производитель в процессе свой хозяйственной деятельности сталкивается с рядом ограничений. Я. Корнаи выделяет три группы ограничений:

I. Ограничения, обусловленные ресурсами

(1) Реальные затраты i-го Имеющееся в наличии на

ресурса для всех видов ? текущий момент реальное

производственной деятельности количество i-го ресурса

II. Ограничения, обусловленные спросом

(2) Реализация i-го продукта ? Спрос потребителя на

i-й продукт при заданных ценах

III. Бюджетные ограничения

(3) Денежные расходы ? Сумма денежных фондов и

предприятия денежных доходов предприятия

Первая группа выражает материальные или физические ограничения, а вторая и третья выражают закономерности поведения субъектов хозяйства. Корнаи выделил два типа систем, в которых масштабы экономического роста регулируются принципиально разными «ограничителями»: спросом или ресурсами. Это спросоограниченная и ресурсоограниченная системы.

В спросоограниченной системе рост производства ограничивается спросом (платежеспособной потребностью). Это означает, что масштаб расширения производства своим критерием имеет спрос на рынке, который, в свою очередь, выражает объем и структуру наличных потребностей в обществе. Принципиально важно, что в данном случае расширение производства осуществляется в меру существующих и изменяющихся потребностей (в конечном счете — потребления). Здесь существует прямая связь производства и потребностей, опосредуемая деньгами. Спросоограниченная система в этом смысле есть гибкая, постоянно перестраивающаяся производственная система, относительно быстро меняющая свою структуру вместе с изменением потребностей в обществе. Цель ее функционирования и состоит в удовлетворении этих потребностей, опосредуемых денежной формой. Спросоограниченная система, как видим, это система, характерная для рыночной экономики, где механизм экономических связей опосредован товарно-денежными отношениями.

В ресурсоограниченной системе масштабы расширения производства связаны непосредственно с наличием ресурсов – материальных и трудовых. Это означает, что ограничитель производства в этом случае – не потребности, а как бы само производство: чем больше произведенный им продукт, тем больше ресурсов для последующего его расширения и т.д. Иными словами, в ресурсоограниченной системе складывается и воспроизводится прямая связь производства не с потребностями (спросом), а с результатом производственного процесса, прежде всего с его величиной. Изменение потребностей, в том числе их структуры, оказывается совсем не обязательным для соответствующих изменений в производстве, привязанном непосредственно лишь к ресурсам. Более того, такое изменение оказывается объективно нежелательным (разрушительным) для производственной системы, приспособленной к действию с существующими ресурсами. Поэтому ресурсоограниченная система (командная экономика) – это в принципе очень «жесткая», трудноперестраиваемая система. Ее функционирование определено характером и структурой имеющихся ресурсов в строго заданном направлении. Поэтому для нее характерна и специфическая цель функционирования: расширение производства для увеличения ресурсов как средства еще большего роста производства и т.д. Это и есть «производство ради производства». Ресурсоограниченная система как реальный тип сформировалась в станах плановой экономики.

Третий тип ограничений – бюджетные ограничения — имеют место в обеих системах. Бюджетные ограничения для предприятия – это соответствие общей суммы расходов предприятия общей сумме имеющихся в его распоряжении средств. Иначе говоря, расходы предприятие должно покрывать за счет собственных доходов.

Ограничения могут быть эффективными и неэффективными и различной степени жесткости. Последнее касается прежде всего второй и третьей групп. Поскольку эти уравнения выражают не физическую необходимость, а закономерности поведения, то сами люди устанавливают их, и сами же люди их нарушают. Выделяют мягкие, средней жесткости и жесткие ограничения. Мягкое ограничение означает, что его можно нарушать без всяких последствий.

Взяв на вооружение указанные типы ограничений, можно провести сравнительный анализ капиталистического и социалистического предприятия. Функционирование капиталистического предприятия в своей основе ограничивается спросом, а деятельность социалистического – ресурсами. У капиталистического предприятия ограничение является жестким. Это означает, что неплатежеспособная фирма рано или поздно обанкротится. Напротив, у социалистического предприятия бюджетное ограничение является мягким. Это означает, что если даже предприятие убыточно, то его спасут, например, путем выдачи дополнительных кредитов, уменьшения налогов и т.п.

Нормальным явлением для ресурсоограниченной экономики является дефицит. Дефицит – не признак кризиса командной экономики, а именно ее обычное состояние. Каковы же те условия, которые постоянно воспроизводят дефицит? Это огосударствление экономики, управление хозяйственной жизнью при помощи неценовых сигналов. Дефицит – следствие особой системы отношений между предприятием и государством, существующей в командной экономике. Это отношения вертикальной зависимости, получившие название патернализма. Патернализм – это всесторонняя регламентация и опека предприятия со стороны государства. Предприятие никогда не находится на полном самообеспечении. Государство, как строгий отец, постоянно следит за действиями своих «детей» — социалистических предприятий. У них нет свободы выбора, но им не дадут и пропасть, то есть обанкротиться. Именно патернализм обусловливает мягкое бюджетное ограничение. Оно, в свою очередь, порождает ненасыщаемый спрос и, как результат, хронический дефицит.

Реальный механизм функционирования плановой экономики связан поэтому с системой напряженных планов, то-есть планов – заданий, предполагающих заранее дефицит ресурсов у производителей и соответствующий их напряженный поиск. Напряженный план, создающий иллюзию рационального хозяйствования, на деле есть форма функционирования дефицитной экономики, ведущая в итоге к нарастанию дефицита вследствие увеличения на предприятиях немобилизуемых ресурсов («омертвления» средств).

Воспроизводство дефицита в сфере производства усиливается специфическими процессами в сфере обращения. Важнейший фактор здесь – действие неэффективных цен. Цена не является ограничителем в ресурсопотреблении. Главное для предприятия — и это можно обеспечить буквально «любой ценой» — выполнить спускаемый сверху план по объему и номенклатуре продукции. Любые денежные затраты предприятия ему в конце концов как-то компенсируются.

Что касается рынка, то в плановой экономике это рынок продавца. Условия постоянно сохраняющегося неудовлетворенного спроса позволяют предприятию-производителю оказывать давление на потребителей, выпускать и сбывать ненужную им продукцию, не заботиться о качестве продукции. Сфера обращения, таким образом, дополнительно расширяет и интенсифицирует дефицит.

Особую роль в углублении дефицитности ресурсов играет в плановой экономике инвестиционный процесс. Инвестиции – важнейшее средство для последующего роста производства. Мягкое бюджетное ограничение обусловливает в ресурсоограниченной системе «инвестиционный голод» — ненасыщаемый спрос на инвестиции. Механизм постоянно сохраняющейся инвестиционной напряженности определен рядом фактором плановой системы:

— мягкое бюджетное ограничение приводит к тому, что сумма заявок с мест на инвестиции намного превосходит имеющиеся у Центра лимиты;

— инвестиционные программы, как правило, нереализуемы в полной мере, ресурсов не хватает даже на осуществление первоначального этапа.

Специфический дефицит плановая экономика формировала в сфере трудовых ресурсов. Важнейшим преимуществом плановой экономики всегда считалась полная занятость, отсутствие безработицы. Эта высокая степень участия трудоспособного населения в производстве создавала дефицит рабочей силы. На деле подобный «внешний дефицит», затрудняя возможности роста производства, какого-либо маневра, скрывал значительные излишки рабочей силы внутри предприятий. Этот «резерв» рабочей силы во многом становился основой недобросовестного отношения к работе.

Дефицит проявлялся не только в недостатке продукции для удовлетворения элементарных потребностей населения, но и в связанных с ним таких негативных явлениях, как распределители, очереди, привилегии, коррупция и т.п.

Таким образом, плановая экономика привела к парадоксальному результату: возникнув как система наиболее рационального использования ресурсов, она привела в итоге к их менее рациональному использованию, чем рыночная система. Но этот парадокс есть просто следствие встроенного в ресурсоограниченную систему механизма: каждый фактор роста производства, настроенный по критерию максимального использования ресурсов, веет к появлению и углублению дефицитности ресурсов

Еще по теме:

  • Кбк пени и штрафы по налогам и сборам КБК для уплаты ЕСХН КБК для уплаты ЕСХН КБК для уплаты пени по ЕСХН Расчет и оплата ЕСХН Единый сельскохозяйственный налог платят фермеры, рыболовецкие хозяйства и другие предприниматели-производители, задействованные в сельскохозяйственной сфере, доход которых от продажи их продукции […]
  • Закон та модель вальраса МАЭ. №19. Закон Вальраса. Неоклассическая модель общего макроэкономического равновесия Общее эк. равновесие (ОЭР) — такое состояние эк-ки, при котором макроэк-ое равновесие одновременно до­стигается на всех национальных рынках: благ, финансовых активов, труда. При этом оно предполагает […]
  • Минздрав приказ 214н Минздрав приказ 214н режим работы: 9:00 — 17:30, пн-пт адрес: 664056, г. Иркутск, ул. Академическая, 28/3 12 Ноя ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАКУ О ЗАПРЕТЕ КУРЕНИЯ На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего […]
  • Имеет ли право сотрудник чоп Обязан ли сотрудник ЧОП предъявлять удостоверение? Здравствуйте, нередко с магазинах за покупателями назойливо ходят охранники и следят чтобы не украли, так вот , хотел бы спросить, могу ли я как-то понять -охранник передо мной или ряженый? Могу ли я попросить у него удостоверение или […]
  • Мдм банк штрафы Украл сотрудник, а не МДМ-Банк Если верить МДМ-Банку, вклады нескольких его клиентов мог опустошить один сотрудник. Вкладчик Александр Тихонов пытается получить свои 12,5 млн руб., которые украл этот сотрудник, с банка, а не с сотрудника. Но банк и следствие утверждают, что счетом […]
  • Закон о шуме в квартире московская область Все о законе «О тишине» в Московской области Закон об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» № 16/2014-ОЗ от 7.03.2014. Он устанавливает критерии временных интервалов, в которые недопустимо превышать установленные уровни шума, и дает пояснения, что именно, […]
  • Ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан Ужесточена административная ответственность за нарушение правил пребывания иностранных граждан на территории РФ Федеральным законом от 31.12.2017 № 499-ФЗ «О внесении изменений в статью 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 01 января 2018 года введена […]
  • Образец заявления форма 13 Образец заполнения формы Р13001 нового образца Периодически каждое предприятие или организация совершенствует свою деятельность, развивается, рационализирует производство, ведь прогресс никогда не стоит на месте. Без преобразований в учредительных документах обойтись практически […]