Порядок их разрешения экономических споров

14. Экономические споры. Порядок их разрешения.

Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

Существуют различные классификации экономических споров. В частности, выделяют следующие их виды:

договорные, т.е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров — ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений в условиях рыночной экономики возникает именно из договоров;

преддоговорные, т. е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной

из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

внедоговорные, т. е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т. п. Такого рода споры между различными хозяйствующими субъектами возникают довольно часто, хотя они и не столь многочисленны, как договорные споры.

В случаях, когда право или законные интересы хозяйствующего субъекта нарушаются или оспариваются, законодательство Российской Федерации предусматривает несколько форм защиты.

Во-первых, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами, разрешающими возникшие споры, являются арбитражные суды.

Во-вторых, возможна защита гражданских прав в административном порядке, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. Любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 11 ГК РФ).

Наконец, в-третьих, ГК РФ предусматривает возможность самозащиты гражданских прав (ст. 14). Но судебная форма защиты нарушенных или оспариваемых прав в настоящее время все же остается основной и наиболее эффективной, так как исполнение принятого судебного решения обеспечивается принудительной силой государства. Поэтому в данной главе основное внимание будет уделено разрешению экономических споров в арбитражных судах.

Однако следует иметь в виду, что по некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявления к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости устранить нарушения и исполнить обязательство в разумный срок.

И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нарушений, не исполнит обязательства (например, не погасит задолженности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.

Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий экономических споров. Так, например, до предъявления к перевозчику (железной дороге, морскому или речному пароходству, авиа- или автотранспортному предприятию) иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии письменного требования уплатить неустойку, возместить убытки и др. И лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок грузоотправитель или грузополучатель вправе обратиться с иском в суд. Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.

Если для конкретного спора законом или договором установлен досудебный порядок, в том числе претензионный, к исковому заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный порядок истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

19.1. Рассмотрение споров в арбитражном суде

Система арбитражных судов в России закреплена в ст. 23 Федерального закона РФ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», в Федеральном законе от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и в ст.

Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Арбитражный процесс — это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.

Первый уровень — федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). На этом уровне рассматриваются дела по первой инстанции, пересматриваются дела по апелляции на не вступившие в законную силу решения.

Второй уровень формируют десять федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых является кассационной инстанцией по отношению к группе арбитражных судов, образующих один судебный округ. В кассационной инстанции проверяются решения арбитражного суда с позиции правильности применения норм материального и процессуального права.

Третий уровень представляет Высший Арбитражный Суд. Согласно ст. 127 Конституции РФ он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и других дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебно-арбитражной практики.

Рассмотрение споров в арбитражном суде осуществляется следующим образом: возбуждение производства по делу; подготовка материалов к рассмотрению в заседании суда; судебное разбирательство (проходит в форме заседания); четыре возможные стадии пересмотра решений (в суде апелляционной инстанции, в кассационной инстанции, производство в порядке надзора, пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам); последняя стадия — исполнение решений арбитражного суда.

Основной принцип деятельности арбитражного суда — законность, правильное применение норм материального права и совершение процессуального действия в строгом соответствии с нормами арбитражного процессуального права.

Рассмотрение дел в первой инстанции. Подведомственность споров арбитражному суду установлена ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса и другими федеральными законами (например, ГК РФ, федеральными законами от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».

Установление подведомственности споров арбитражному суду учитывает рыночный характер экономики. В отличие от ранее действовавшего АПК, предусматривавшего деление всех подведомственных споров на экономические и споры в сфере управле- ния, действующий сегодня АПК называет все споры, рассматриваемые в арбитражном суде, экономическими.

Первыми двумя критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному суду, яаляются субъектный состав и характер деятельности субъекта (предпринимательская деятельность).

Субъектами споров могут быть: •

юридические лица, в том числе некоммерческие организации; •

граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (в случае, когда спор с участием гражданина-предпринимателя возник не в связи с предпринимательской деятельностью, он рассматривается в судах общей юрисдикции); •

субъекты Российской Федерации; •

в случаях, установленных АПК и .федеральными законами, — образования, не являющиеся юридическими лицами, граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (обжалование отказа в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя); •

иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, занятые предпринимательской деятельностью.

В результате принятия нового АПК споры с участием иностранных организаций, иностранных граждан были изъяты из числа дел, подведомственных общим судам. Арбитражный суд по ранее действовавшему законодательству рассматривал вышеуказанные споры, если одна из сторон находилась на территории другого государства, и если это было предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. Это означало, что при отсутствии данных условий спор, в котором одним из участников являлась иностранная организация, иностранный гражданин — предприниматель или предприятие с иностранными инвестициями, рассматривался судом общей юрисдикции.

Третьим критерием подведомственности споров арбитражному суду является характер спорного правоотношения. Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает, что арбитраж- ный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции Кодексом и другими федеральными законами.

В ч. 2 ст. 22 АПК содержится перечень экономических споров, подведомственных арбитражному суду.

В арбитражном суде участвуют многие лица, которых закон называет по-разному. 1.

Лица, участвующие в деле: •

стороны (истец и ответчик);

. третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; •

государственные органы, органы местного самоуправления; •

иные органы, выступающие в защиту чужих интересов в силу возложенных на них законом функций; 2.

Лица, содействующие нормальному ходу разрешения спора: •

представители в суде.

При обращении в арбитражный суд предусмотрена возможность предъявления иска как самим истцом, так и его представителем. К исковому заявлению, подписанному представителем, должна быть приложена доверенность, подтверждающая его полномочие на предъявление иска.

Общий срок рассмотрения арбитражных дел — два месяца со дня поступления искового заявления в арбитражный суд

Важным моментом в деятельности арбитражных судов является ведение протокола при рассмотрении дел. В соответствии со ст. 123 АПК в судебном заседании и при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания составляется протокол. Это положение рассматривается как усиление гарантий прав сторон и других участников процесса.

Производство апелляционной инстанции. Одной из важнейших новелл Арбитражного процессуального кодекса 1995 г. является введение апелляционной системы обжалования судебных актов. Согласно АПК правом на апелляцию наряду с участвующими в деле обладают иные лица, если обжалуемым судебным актом затронуты их права и обязанности.

Апелляция подается на акт суда первой инстанции, не вступивший в законную силу в течение месяца после его принятия. В порядке апелляции могут быть обжалованы любые решения арбитражных судов первой инстанции (кроме решений Высшего Арбитражного Суда (ВАС РФ), которые могут быть пересмотрены только в надзорном порядке), а также определения этих судов, но только в случае прямого указания на данное обстоятельство в АПК.

Арбитражный суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда без изменения, а жалобу — без удовлетворения; отменить решение полностью или в части и принять новое решение; отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью либо в части. Необходимо отметить одну особенность: апелляционная инстанция не имеет права, отменив решение суда полностью или в части, передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции вправе принять по результатам рассмотрения апелляции иное решение, чем то, на которое рассчитывало лицо, обратившееся с жалобой, поскольку для данной инстанции неприменимо правило о недопустимости поворота к худшему.

Срок рассмотрения жалобы на решение арбитражного суда, не вступившего в законную силу, в апелляционной инстанции устанавливается в один месяц со дня поступления ее в арбитражный суд (ст. 156 АПК).

Кассационное производство. Кассационная жалоба — жалоба на решение или приговор суда, не вступивший в силу. Лицо может подать кассационную жалобу (если оно по закону имеет такое право) через суд, вынесший решение или приговор, либо непосредственно в кассационную инстанцию.

Кассационная инстанция — это судебная инстанция, рассматривающая дела по кассационным жалобам и кассационным протестам на решения и приговоры и по частным жалобам и частным протестам на определения судов первой инстанции и постановления суда, не вступившие в законную силу. Кассаци- онной инстанцией является суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение или приговор.

Кассационная жалоба, как и апелляционная жалоба, может быть подана в течение месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда.

Рассмотрение кассационной жалобы на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции должны осуществляться в месячный срок со дня поступления жалобы вместе с делом в федеральный арбитражный суд округа (ст. 173 АПК). Кассационная жалоба подается в федеральный арбитражный суд округа, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение (ст. 163 АПК).

Производство в порядке надзора. Это порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу, а также кассационных определений, которыми такие постановления оставлены без изменения, отменены или изменены.

Законность и обоснованность судебного акта, вступившего в законную силу, проверяются указанными в законе должностными лицами как по собственной инициативе, так и в связи с жалобами граждан, предприятий, учреждений, СМИ и т.д.

В соответствии со ст. 181 АПК РФ протесты вправе приносить: •

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральный прокурор РФ на решения и постановления любого арбитражного суда в РФ, за исключением постановления Президиума ВАС РФ; •

Заместитель Председателя ВАС РФ и заместитель Генерального прокурора РФ за исключением решений и постановлений ВАС РФ.

Другие должностные лица арбитражного суда и прокуратуры не вправе приносить протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу решения, определения и постановления.

Органом, рассматривающим протесты в порядке надзора, является Президиум ВАС РФ. По действующему законодательству возможность опротестования и пересмотра решений и постановлений арбитражного суда в порядке надзора сроком не ограничена.

Исполнительное производство. Это заключительная стадия арбитражного процесса. На основании вступившего в законную силу решения арбитражным судом выдается исполнительный лист, обязательный к исполнению всеми организациями, учреждения- ми, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации.

Арбитражный суд также выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решений третейских судов.

Исполнение решений арбитражных судов предусмотрено нормами АПК РФ, разд. 4 (ст. 197—209), Законом РФ от 21 июня 1997 г. «Об исполнительном производстве», Законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах», а также нормами ГПК и другими нормативными актами по исполнительному производству.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев после вступления решения в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке исполнения решения, либо со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Экономические споры. Порядок их разрешения

1. Понятие и виды экономических споров.

Экономический спор – это разногласия между предпринимателями (предприятиями и частными предпринимателями), а также между ними и органами государственной власти, которые связаны с предпринимательством.

Виды экономических споров:

1. Преддоговорные споры – возникают во время заключения гражданских договоров (как правило, между предприятиями-монополистами) об условиях гражданского договора. (При условии, что есть письменная договорённость о том, что такие споры будут решаться в арбитражном суде)

2. Договорные споры – вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств, а также о расторжении или изменении условий договора.

3. Спор о нарушениях права собственности (или законного владельца) – виндикационные и негаторные иски.

4. Споры, связанные с причинением убытков.

5. Споры с государственными органами – о признании недействительными актов государственных органов, касающихся предпринимательской деятельности организации (например, отказ в регистрации предприятия, споры с налоговыми и контрольными органами (пожарные, санитарные органы и т.д.).

6. Споры о деловой репутации, товарных знаках.

Существуют следующие варианты решения споров:

1) претензионное урегулирование;

2) решение споров в арбитражном суде.

2. Досудебный (претензионный) порядок рассмотрения споров.

Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушенных прав (этот порядок разрешения споров допустим только в случае, если спор вытекает из договора или этот спор связан с причинением вреда).

В претензию включается:

1. Наименование лица, направившего претензию.

2. Наименование лица, кому претензия адресована.

3. Изложение сути дела.

4. Сумма требований с расчётом.

5. Предупреждение о последующем обращении в арбитражный суд.

3. Рассмотрение экономических споров в арбитражном суде.

У Вас возник какой-либо спор с другим субъектом. Нужно определить прежде всего, какой суд будет его рассматривать. Для этого остановимся кратко на судебной системе в РФ:

Судебная система – это совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Согласно Конституции РФ можно выделить:

Конституционный Суд РФ – он решает дела о соответствии Конституции других нормативно-правовых актов.

Верховный суд РФ, Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге, районные (городские) суды – иначе они называются судами общей юрисдикции – они решают уголовные, гражданские, административные дела.

Высший Арбитражный суд РФ и подчинённые ему суды – они решают экономические споры между предпринимателями

Основными законами, которые регламентирую решение экономических споров, являются Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), закон РФ «Об арбитражных судах в РФ».

В систему арбитражных судов РФ входят:

Первое звено – федеральные арбитражные суды субъектов РФ (республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) – они рассматривают дела в первой инстанции и пересматривают дела по апелляции.

Второе звено – арбитражный апелляционный суд РФ (мы находимся на территории восемнадцатого арбитражного суда, который обслуживает Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую область и республику Башкоротостан)

Третье звено – 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых является кассационной инстанцией по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ, мы находимся на территории Уральского округа, федеральный арбитражный суд Уральского округа находится в Екатеринбурге

Четвёртое звено – Высший Арбитражный суд – высший судебный орган по решению экономических споров, осуществляющих судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

Кроме судов, споры между гражданами может решать и другие государственные и муниципальные органы (администрация города, милиция и т.д.).

Как определить, куда именно обращться, в какой суд или орган власти? Для этого существует такое понятие, как подведомственность.

Подведомственность – это отнесения спора о чём-либо к компетенции какого-либо органа власти.

Существует и другое понятие – подсудность.

Подсудность – это полномочия того или иного суда на рассмотрения определённых споров, в настоящее время абсолютное большинство гражданских дел разрешается районными (городскими) судами, за исключением дел, подсудных судам субъектов федерации и Верховному суду РФ, оно рассматривается тем судом, на территории подсудности которого находится ответчик.

Лицами, участвующими в судебном разбирательстве, являются:

1. Судьи и судебные исполнители.

2. Лица, участвующие в деле, а именно:

— истец – то лицо (физическое или юридическое), которое обратилось в суд за защитой нарушенного права;

— ответчик – это лицо (физическое или юридическое), которое по заявлению истца является нарушителем его прав;

— третьи лица – лица, заинтересованные в исходе дела в процессе спора между истцом и ответчиком.

3. Участники процесса, содействующие нормальному прохождению правосудия (свидетели, эксперты и т.д.)

Арбитражный процесс – это порядок деятельности арбитражных судов по решению экономических споров.

Он делится на следующие стадии:

I стадия: производство в первой инстанции – это рассмотрение вновь поступившего дела, для этого заинтересованная сторона подаёт исковое заявление.

Она делится на этапы:

I этап – возбуждение производства по делу

Исковое заявление – это требование к арбитражному суду о защите нарушенного права.

Этот правовой документ состоит из двух элементов:

Предмет иска – конкретное требование истца к ответчику, по поводу которого арбитражный суд должен вынести решение.

Основание, которое делится на две составляющие:

Фактическое основание – описание конкретных жизненных обстоятельств, приведших к подаче иска (не выполнение договора или описание фактически полученных убытков от нанесения ущерба).

Юридическое основание – ссылка на конкретную норму права, которая нарушена ответчиком.

uristinfo.net

1.1. Формы разрешения экономических споров

В соответствии с Основным законом государства — Конституцией РФ — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).

В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее — АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая историю вопроса, проводя сравнительно-правовой анализ практики судебных и иных органов различных государств, разрешающих правые конфликты. Поиск альтернатив государственным судам для разрешения споров обусловлен рядом факторов, которые дифференцируются в зависимости от развития конкретного общества, государства, культуры, законодательства, устройства судебной системы, эффективности ее работы, степени развития и сложности экономических и иных отношений и других обстоятельств. К одному из основных факторов развития АРС относят недостаточную эффективность работы судебной системы при рассмотрении отдельных категорий дел, которая может заключаться в перегруженности судов, длительности судебного разбирательства, неквалифицированном рассмотрении дел, а также других недостатках, присущих судебной системе того или иного государства.

В результате этого можно говорить о том, что доступ населения к правосудию существенно ограничивается. Часто можно слышать о том, что по этой причине граждане и юридические лица просто не хотят обращаться в суд соответствующей юрисдикции.

Прежде чем более подробно изучить альтернативные способы разрешения правовых конфликтов, необходимо обратить внимание на то, что формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

Юрисдикция (от лат. jurisdictio — суд, судопроизводство) — круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. См.: Большой энциклопедический словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/339958.

К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, переговоры, иные виды разрешения споров.

Юрисдикционная форма защиты

Судебный порядок как юрисдикционная форма включает в себя государственные органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции (в качестве самостоятельной формы судебной защиты можно рассматривать право на обращение в межгосударственные органы по защите прав граждан и организаций, в частности в Европейский суд по правам человека).

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводств. Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее -ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»)).

Административный порядок, как относящийся к юрисдикционной форме, осуществляется государственными органами исполнительной власти в основном в предварительном внесудебном порядке, например налоговыми органами, когда последними предоставлено право бесспорного взыскания. Следует не забывать о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), которая может рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

В настоящее время создан ряд квазисудебных административных юрисдикций в рамках органов исполнительной власти специально для разрешения правовых конфликтов, например Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Неюрисдикционные формы защиты

«Урегулирование и разрешение споров во внесудебном порядке означает, что спор разрешается без непосредственного участия и руководства процессом со стороны арбитражного суда. То есть это те способы, которые могут использоваться для разрешения гражданско-правовых споров по соглашению сторон вместо обращения в арбитражные суды и являются действительной и буквальной альтернативой судебному разбирательству в арбитражном суде (к таковым, в частности, относят разбирательство дела в третейском суде, заключение внесудебных мировых соглашений, проведение переговоров, обращение к посреднику). Общей объединяющей для всех обозначенных видов является то, что процесс разрешения и урегулирования правового спора во внесудебном порядке определяется не арбитражной процессуальной формой, а самими спорящими субъектами, а также иными лицами, принимающими участие в разрешении и урегулировании спора» .

Медникова М.Е. Досудебное урегулирование и альтернативное разрешение экономических споров: соотношение правовых категорий // Юрист. 2006. N 9.

Действующее законодательство (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ)) предусматривает в качестве условия для обращения в суд соблюдение не только претензионного, но и иного досудебного порядка урегулирования спора, что дает право рассматривать институт досудебного урегулирования экономических споров в целом как единое и автономное правовое явление, как самостоятельную форму защиты права. Изучая в общем внесудебное урегулирование экономических споров как форму защиты прав, необходимо учитывать вопрос соотношения таких смежных правовых категорий, как досудебное урегулирование и альтернативное (негосударственное) разрешение и урегулирование споров.

Третейские суды

Третейские суды — это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений.

В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»), и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей, деятельность которых регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», в котором учтены положения Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже».

Согласно статьям 2, 3 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Согласно статье 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов (ст. 6 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Посредничество (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ)

АПК РФ не содержит определения посредничества, поэтому его качественные характеристики представляют собой обобщение мирового судебного опыта и точек зрения ученых цивилистов.

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом — посредником (медиатором).

Посредничество — примирительная процедура, которая не подлежит принудительному исполнению, направлена на урегулирование правового спора и выработку взаимоприемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника).

Посредник — это физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота, не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, отличной от судебного заседания.

При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Этапы развития процедуры посредничества:

— заключение соглашения об урегулировании правового конфликта с помощью посредника;

— изучение посредником представленных материалов, уяснение сути спора между сторонами;

— переговоры с каждой из сторон;

— выяснение позиций каждой стороны по спорным вопросам (определение спорных проблем и разработка плана их разрешения);

— выработка совместно со сторонами нескольких вариантов их разрешения;

— обсуждение предложенных вариантов (достоинства и недостатки каждого);

— поиск взаимоприемлемого решения спорных проблем и пути его реализации;

— оформление достигнутого соглашения;

— реализация достигнутого соглашения.

Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

Переговоры

Переговоры представляют собой процедуру урегулирования спора, проводящуюся сторонами (представителями сторон) с участием некоего нейтрального лица в качестве председательствующего, проходящие в форме, подражающей судебному заседанию, и направленную на урегулирование спора на компромиссной основе.

Самозащита

В юридической литературе самозащита рассматривается как разновидность защиты прав, при которой она (самозащита) осуществляется самим его обладателем, когда помощь государства в виде судебной защиты, осуществляемой органами власти государственной, может явиться слишком поздно . В большей степени ученые придерживаются точки зрения, что самозащита — это и есть единственная внесудебная форма защиты прав, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя и самостоятельно защищает и восстанавливает свои права, не прибегая к помощи правоохранительных органов .

Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997.

Анохин В.С., Завидов Б.Д., Сергеев В.И. Защита договорных обязательств. М.: ИНФРА-М, 1998. Свердлых Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав. М.: Лекс-Книга, 2002.

Досудебный претензионный порядок урегулировании спора

Предъявление и рассмотрение претензии представляют собой особый порядок разрешения спора между сторонами, предшествующий обращению в суд. В этом смысле претензионное производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. Не случайно законодатель в ст. 125 АПК РФ говорит о «претензионном или ином досудебном порядке», фактически принимая их равнозначность.

Важнейшим признаком, характеризующим претензионное производство, как, впрочем, и любой другой досудебный порядок урегулирования споров, помимо указания на время его осуществления (досудебный период развития правового конфликта), является его установление федеральным законом или соглашением сторон. На это особое внимание обращает и АПК РФ (ст. 125).

Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в п. 2 ст. 452 ГК РФ. В соответствии с положениями указанной нормы заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.

Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.

Таким образом, законодатель определил досудебный порядок решения вопроса об изменении и расторжении договора, который, по сути, является претензионным производством, хотя такая терминология и не употребляется в данном случае:

1) претензионный порядок установлен в ст. 797 ГК РФ, которая прямо предусматривает обязательность предъявления претензии перевозчику грузов до предъявления к нему соответствующего иска;

2) упоминает о претензиях кредиторов наследодателя ст. 63 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, где говорится о том, что нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством РФ принимает претензии от кредиторов наследодателя, хотя сам законодатель в ст. 1175 ГК РФ предпочитает термин «требования» кредиторов, придавая ему более широкий смысл, поскольку под такого рода требования подпадают и требования, обращенные к суду, т.е. иски кредиторов;

3) сохранен претензионный порядок также в отношениях с органами связи согласно ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», ст. ст. 55 — 56 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;

4) обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже ст. ст. 403, 405 — 407 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;

5) обязательное предъявление претензий к перевозчику до обращения в суд предписывается ст. ст. 120 — 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

6) императивный порядок предъявления претензий перевозчику при внутренних и международных воздушных перевозках установлен ст. ст. 125 — 128 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;

7) установлен обязательный претензионный порядок для предъявления претензий к экспедитору ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности»;

8) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ст. 10 устанавливает обязанность туриста обратиться с письменной претензией к туристической фирме не позднее 20 дней с
момента окончания туристической поездки.

Претензионный порядок можно определить как установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще -досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.

Еще по теме:

  • Справка об отсутствии судимости омск заказать Оформим справки об отсутствии судимости в Омске Заказать справку об отсутствии судимости Оформление от 3-х дней / Минимум документов / Без задержек Процедуры получения вида на жительство, трудоустройства и разрешения на ношение оружия часто сопровождаются требованием предоставить […]
  • Как оформить скидку от поставщика Как оформить скидки и бонусы? Тема учета скидок и бонусов все еще остается актуальной, потому что акции и распродажи плохо вписываются в налоговую систему нашей страны. Мы выделили актуальные вопросы оформления скидок и бонусов. Итак, в налоговом законодательстве не даны определения […]
  • Кому достанется наследство если нет наследников Кому Кому принадлежит приватизированная квартира после смерти хозяев,если нет наследников? Можно узнать,кому принадлежит приватизированная квартира после смерти хозяев?Если хозяева этой квартиры перед смертью жили в интернате для престарелых и родственников никого нет.Интернат от […]
  • Ярославский гарнизонный суд Ярославский гарнизонный суд - Пызиков Дмитрий Геннадьевич. Основания полномочий: Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года № 172. Приемная председателя суда - телефон 8 (4852) 59-05-10 З аместитель председателя суда: - Некрасов Сергей Владимирович. Основания […]
  • Сколько стоит доверенность у нотариуса на машину Как оформить генеральную доверенность на автомобиль В наше время не так часто встретишь человека, который не имел бы в личной собственности автомобиль и хотя бы однажды в своей жизни не покупал или не продавал его. Наверное, именно поэтому в ГИБДД была упрощена система постановки […]
  • Как будет индексироваться пенсия в апреле Индексация пенсий в России. Досье ТАСС-ДОСЬЕ. 1 апреля 2018 года социальные пенсии в России увеличатся на 2,9%. Их средний размер вырастет на 255 руб. - до 9 тыс. 62 руб. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта. Одновременно с […]
  • 195 ст уголовного кодекса К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ст.ст. 195—197 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Защита прав кредиторов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии признаков несостоятельности (банкротства) имеет первостепенное значение. Одним из […]
  • Пенсия муниципального служащего возраст ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 16 мая 2018 Отделение ПФР по г. Москве и Московской области напоминает, что с 2017 года ежегодно увеличивается возраст выхода на пенсию […]