Размер необлагаемого налогом минимума

Необлагаемый минимум доходов: понятие и размер для граждан Украины в 2017 году

Под термином «необлагаемый налогом минимум доходов граждан» в Украине настоящего времени понимается наименьший доход, который не подразумевает обложения налогом и позволяет уменьшить налоговую базу, отражающую уровень доходов физических лиц. Правительством Украины, в соответствии с требованиями законодательства, был определен указанный минимум в денежном эквиваленте, составляющем 17 гривен.

Необлагаемый минимум является неким определяющим моментом при проведении процедуры определения совокупной тяжести какого-либо вида преступления, посредством которого был нанесен существенный моральный, либо материальный ущерб. При помощи данного мерила определяется также степень тяжести причиненного вреда.

Понятие необлагаемого минимума доходов

В соответствии с нормативно — правовыми актами законодательства в Украине в текущем 2016 году используется два основных вида необлагаемого минимума доходов, каждый из который призван определить итоговый размер наказания, выраженного в денежном эквиваленте, в той или иной сфере преступлений:

  • необлагаемый минимум, определенный в твердой денежной единице, равной 17 гривнам;
  • необлагаемый минимум, соответствующий среднему размеру выплат социального направления.

Как уже было сказано выше, посредством применения единицы минимума определяется не только итоговый размер наказания, но и, в том числе, степень тяжести совершенного преступления материального характера. Необлагаемый минимум в Украине в 2017 году используется для определения квалификации некоторых типов деяний противоправного характера, основными среди которых являются следующие:

  • Неправомерные деяния разного рода в сфере непосредственной служебной или трудовой деятельности, например, получение определенной выгоды посредством нанесения материального ущерба предприятию, либо физическому лицу.
  • Преступления, направленные против личного имущества в сфере дорожного движения, то есть, угон автомобильного и иных видов транспорта.
  • Преступные деяния, охватывающие в целом хозяйственную сферу, например, целенаправленное сокрытие истинных доходов с целью избежания уплаты налогов, легализация любых видов финансовых средств, которые были получены путем неправомерного характера.
  • Преступления, направленные против как личной, так и любых видов муниципальной собственности, то есть, элементарные кражи, грабежи, воровство.

Необлагаемый минимум в Украине 2017 года применяется непосредственно для определения конечного суммарного размера наказания за то или иное деяние неправомерного характера, подразумевающего, в соответствии с УК, наложение штрафа. Так, например, за деяние, квалифицируемые в соответствии со статьей 185 допустимо применения штрафа, совокупный размер которого составляет 50 необлагаемых минимумов.

Размер необлагаемого минимума доходов

Необлагаемый минимум доходов граждан Украины в 2017 году определен в соответствии с твердым денежным эквивалентом, составляющим в совокупности 17 гривен. Однако, определение квалификации, а также итогового размера наказания за совершенное ранее деяние в соответствии с данной величиной используется только в том случае, если соответствующая статья содержит ссылку непосредственно на необлагаемый минимум.

В иных случаях используется иной вид необлагаемого минимума, который классифицируется в качестве налоговой социальной льготы. Данного рода минимум ежегодно видоизменяется в соответствии с вынесенными правительством Украины нормативно — правовыми актами. Льгота социального характера, выраженная в твердом денежном эквиваленте, применяется для определения классификации противоправных деяний следующего характера:

  • определяемые в соответствии с УК, наказание за которые несет финансовый характер;
  • административные, направленные, в целом, против личности, либо имущества личного характера.

Однако, даже в том случае, если окончательный размер необлагаемого минимума доходов определен и выражен в твердом денежном эквиваленте, нередко допускаются ошибки, связанные с расчетом штрафа. Подобные обстоятельства, в конечном итоге, оказывают влияние отрицательного характера на определение степени тяжести преступления, приводя к назначению наказания, не являющегося верным, и не соответствующего реальной степени тяжести деяния.

В соответствии с нормативными актами законодательства, в текущем году для определения классификации преступления используется минимум, составляющий 100% своей величины. Несколько ранее — до января 2015 года, указанное числовое значение составляло 50% минимума. Таким образом, на определение окончательного размера наказания оказывает непосредственное влияние как предварительная классификация деяния, так и точная дата его свершения.

Не облагаемый налогом минимум по налогу на доходы физических лиц: миф или реальность? *

Соловьева Наталья Александровна, к.ю.н., преподаватель кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Проблемы установления не облагаемого налогом минимума, а также анализ стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц как разновидности не облагаемого налогом минимума с точки зрения его соответствия принципам налогообложения и современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации является актуальным предметом исследования. В статье проанализирована практика установления не облагаемого налогом минимума в зарубежных странах, определены направления совершенствования регулирования стандартного налогового вычета.

Ключевые слова: необлагаемый налогом минимум, стандартный налоговый вычет, налогоплательщик, налоговые льготы.

Problem of establishment of non-taxable minimum and also analysis of standard tax deduction with regard to personal income tax as a variety of non-taxable minimum from the viewpoint of its conformity to the principles of taxation and contemporary social-economy situation in the Russian Federation is a topical subject of research. The article analyses practice of establishment of non-taxable minimum in foreign countries; determines directions of improvement of regulation of standard tax deduction.

Key words: non-taxable minimum, standard tax deduction, tax-payer, tax exemptions.

Понятие свободного от обложения минимума возникло одновременно с самим подоходным налогом. Впервые установленный в 1798 г. в Англии подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Противники установления свободного от обложения минимума ссылались на нарушение им принципа всеобщности обложения, обосновывая свою позицию как теорией обмена услуг — раз пользуются услугами государства все, то и платить налоги должны тоже все, так и морально-этическими соображениями об обязанности каждого платить налоги, являющейся другой стороной политических прав .

Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2008. С. 138 — 139.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда. При этом, как правило, либо не облагаемый налогом минимум уменьшает сумму налога, подлежащую уплате, либо доход облагается при достижении им определенного в законодательстве размера . В ряде стран размер не облагаемого налогом минимума изменяется в зависимости от величины дохода налогоплательщика или от его принадлежности к определенным социальным группам.

European Tax Handbook. Amsterdam, 2008. P. 75, 225, 247 — 251, 276 — 278, 379 — 380, 513, 584, 734, 783; Taxation of workers in Europe / Edited by Moessner J.M. Cambridge, 2008. P. 34 — 36, 95 — 227.

Государства постсоветского пространства в различных формах, но все же восприняли практику установления не облагаемого налогом минимума в подоходном налогообложении физических лиц. Так, в Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы . Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Налоговый кодекс. Алматы, 2009. С. 109.

Обратимся к постсоветскому налоговому законодательству. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» закреплял необлагаемый минимум объекта налога в перечне налоговых льгот. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» , устанавливая прогрессивное налогообложение, закреплял возможность ежемесячного уменьшения совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на суммы, кратные установленному законом минимальному размеру оплаты труда. При этом кратность зависела от размера дохода, а также был установлен предельный размер дохода, дающий право на вышеописанное уменьшение.

Российская газета. 1992. N 56.
Российская газета. 1992. N 59.

Действующий Налоговый кодекс РФ понятия не облагаемого налогом минимума не содержит вообще. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что стандартные налоговые вычеты представляют собой «вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц налогового периода» , что им «практически придается смысл необлагаемого минимума доходов» .

Коновалова Т.Е., Кузьмина Н.А. Местный бюджет и налоговые льготы // Финансы и кредит. 2005. N 27. С. 45.
Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2006. С. 332.

Основной массе населения предоставляется стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ и составляющий 400 руб. Налогоплательщик вправе применять указанный вычет при исчислении налоговой базы каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 000 руб. Таким образом, ежемесячный стандартный налоговый вычет в денежном выражении составляет 52 руб. (400 руб. x 13%). Соответственно, в течение года налогоплательщик в денежном выражении может получить от 52 до 364 руб. максимум.

С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 руб. На момент введения в действие части второй Налогового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда составлял 200 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда к настоящему моменту возрос в 23 раза, в то время как размер стандартного налогового вычета не индексировался ни разу с момента его установления.

Величина прожиточного минимума, т.е. стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы , в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения составила 6473 руб. Потребительская корзина, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности — как раз тот самый минимум, который освобождали и освобождают от обложения в большинстве стран мира.

О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.
Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 25, ст. 3601.
О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.

Не рассматривая вопрос о том, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации ниже прожиточного минимума, констатируем, что стандартный налоговый вычет в настоящий момент составляет 0,8% прожиточного минимума и 1,13% минимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что в различных субъектах РФ величина прожиточного минимума неодинакова. И если, например, в Центральном и Южном федеральных округах (за исключением Московской, Рязанской, Смоленской и Волгоградской областей) прожиточный минимум чуть ниже или приблизительно равен установленным Правительством РФ 6473 руб., в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах величина прожиточного минимума гораздо выше и достигает 9000 — 10 000 тыс. руб. Нет необходимости говорить о том, что стандартный налоговый вычет в настоящее время подобную разницу не учитывает.

Еще в начале прошлого века профессор И.Х. Озеров, рассматривая Existenzminimum — доход в определенном размере, освобожденный от обложения в целях обеспечения удовлетворения насущных потребностей плательщика, полагал сомнительным установление Existenzminimum’а в едином размере для всей страны. И.Х. Озеров указывал, что при установлении Existenzminimum’а необходимо учитывать особенности местности, семейный статус и некоторые жизненные условия (например, болезнь) .

Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Учение об обыкновенных доходах. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1908. Вып. 1. С. 240 — 242.

Ограничение на применение стандартного налогового вычета суммой в 40 000 руб. представляется необоснованным даже исходя из величины минимального размера оплаты труда — в год работающий налогоплательщик должен получить не менее 55 322 руб.

Ясно, что ни величина минимального размера оплаты труда, ни прожиточный минимум не являлись экономическим критерием установления размера стандартного налогового вычета. Очевидно, не стоит говорить и о том, что подобные мизерные суммы бесконечно далеки от экономических реалий, а значит, стандартный налоговый вычет не выполняет ни компенсационной функции, присущей налоговым льготам, ни свойственную ему социальную роль.

Таким образом, можно утверждать, что, даже будучи установленным законодательно, не облагаемый налогом минимум в силу своего ничтожного размера фактически отсутствует.

Еще со времен Адама Смита экономисты и финансисты ратуют за обложение чистого дохода налогоплательщика, то есть дохода, свободного от расходов на поддержание минимального жизненного уровня.

Известный российский правовед-финансист А.А. Исаев указывал, что государство должно прежде всего обеспечить каждому условия для поддержания жизни, при этом первое и основное из этих условий — свобода от налога для тех доходов, уменьшение которых ставит налогоплательщика в необходимость крайне скудно удовлетворять даже первоначальные потребности и делает само существование его затруднительным .

Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004. С. 56.

Представляется, что ситуация, сложившаяся в отношении стандартных налоговых вычетов, противоречит как принципу обложения чистого дохода налогоплательщика, так и приведенной выше точке зрения Андрея Алексеевича Исаева, с которой не согласиться сложно. К тому же анализ размера, порядка и условий применения стандартного налогового вычета показывает, что установленная Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» система ежемесячных уменьшений совокупного дохода была более выгодной для налогоплательщиков и в гораздо большей степени выполняла компенсационную функцию.

В Послании к Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 г. Президент РФ указал на необходимость увеличения налоговых вычетов для всех семей с детьми и отмены при этом стандартных налоговых вычетов, т.к. для абсолютного большинства граждан они приобрели символический характер . Основные направления налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. предусматривают полную отмену стандартного налогового вычета в размере 400 руб. и увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 руб. на каждого третьего и последующего ребенка .

Российская газета. 2010. N 271.
URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики. Обнаруживаются противоречия между разработанной Министерством экономического развития РФ Концепцией и разработанными Министерством финансов РФ Основными направлениями налоговой политики, хотя и тот, и другой документ утверждался Правительством РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47, ст. 5489.

Итак, вместо приведения размера стандартных налоговых вычетов в соответствие с экономической и социальной ситуацией в государстве предлагается упразднение стандартных налоговых вычетов вообще. Конечно, от подобной инициативы выиграют семьи с тремя и более детьми (на 390 руб. в месяц на каждого ребенка!), но большинство налогоплательщиков неизбежно пострадают. Причем среди них окажутся и семьи с двумя детьми или одним ребенком, одинокие, в т.ч. родители, вдовы и прочие наименее защищенные слои населения. То есть государство готово отнять даже те крохи, которые предоставило. Вряд ли подобная мера может быть понята и принята обществом.

Бесспорно, объем предоставляемых государством налогоплательщикам налоговых льгот, в т.ч. и величина не облагаемого налогом минимума, зависит от уровня экономического развития государства. В то же время экономический рост, пусть и незначительный, но, тем не менее, декларируемый лидерами государства, должен вести к улучшению ситуации в сфере обеспечения интересов налогоплательщиков, в особенности наименее защищенных слоев населения. К сожалению, исходя из вышеприведенных планируемых изменений, можно констатировать ухудшение положения налогоплательщиков, идущее вразрез как с мировой практикой налогообложения доходов физических лиц, так и с принципами справедливости, равенства налогообложения, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Упразднение, впрочем, как и дальнейшее игнорирование незначительного размера, не облагаемого налогом минимума при пропорциональном налоге на доходы физических лиц позволит сделать вывод о сознательном понижении роли социальной функции этого налога, состоящей в перераспределении национального дохода между различными категориями граждан для поддержания социального баланса в обществе. Среди прочего, это будет способствовать дальнейшему расслоению населения по уровню доходов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2011 г. децильный коэффициент составил 14,8% (отношение средних доходов: 10% наиболее высоких и средних доходов к 10% доходов наименее обеспеченных граждан). При этом критическим для поддержания социальной стабильности является восьмикратное расслоение доходов населения .

URL: http:// www.gks.ru/ free_doc/ new_site/ population/ urov/ urov_32kv.htm.
Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 161.

Таким образом, представляется, что отмена стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам до достижения установленного в Налоговом кодексе РФ предельного дохода, не обоснованна. Напротив, в качестве рекомендаций следует обратить внимание на необходимость увеличения размера стандартного налогового вычета и его доведения хотя бы до величины минимального размера оплаты труда, а также повышения предельного размера дохода, дающего право на использование такого вычета.

При этом следует иметь в виду, что применение стандартного налогового вычета уменьшает налоговую базу, поэтому установление стандартного налогового вычета в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда, в денежном выражении принесет налогоплательщику только 13% минимального размера оплаты труда.

Следовательно, для обеспечения эквивалентности стандартного налогового вычета минимальному размеру оплаты труда наиболее приемлемым с точки зрения применения и администрирования будет ежемесячное освобождение от обложения доходов, не превышающих минимальный размер оплаты труда. В этом случае целесообразно сохранение предельного размера дохода, дающего право на подобное освобождение, который может быть установлен как относительно ежемесячных доходов налогоплательщика, так и относительно его дохода, исчисленного нарастающим итогом.

Какова сейчас в России величина необлагаемого налогом минимума доходов граждан?

НК РФ не содержит такого понятия, как «необлагаемый минимум» по НДФЛ.

Прочитала ваш комментарий к предыдущему ответу. Предполагаю, что вопрос у вас по налоговым вычетам.
Необлагаемый минимум в теории – это минимальный доход, не облагаемый налогом. Законодательно в НК РФ никакой минимум не установлен, но теоретически – это та часть дохода, с которой нет НДФЛ. Это — налоговые вычеты. Они уменьшают налоговую базу по НДФЛ.
В каждой статье НК о вычете указано как он предоставляется. Например, в соответствии со статьёй 218 НК РФ «Стандартные налоговые вычеты» , в пункте 3 указано : Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Существует ещё понятие минимум дохода, с которого предоставляется вычет. Например стандартный вычет в сумме 400 руб. («на самого себя» ) предоставляется если доход физлица не превысил 40 000 руб.

Конечно же есть в НК РФ и статья, перечисляющая вообще не облагаемые доходы физлиц — статья 217НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) «.

Вернёмся к вашему коменту к предыдущему ответу. Работая по гражданско-правовому договору, вы могли взять вычет по основному месту работы. Либо там, либо там – с одного годового дохода.
Если ваш налоговый агент не предоставил вам право на вычет – не беда, вычет вам даст налоговая. Надо сдать декларацию о доходах и попросить вычет. Чтобы сказать на какие вычеты вы имеете право, нужна некоторая информация.
Если вы зададите ваш вопрос специалисту – налоговику, он вам ответит, что никаких минимумов нет. И будет прав. Есть общепринятые термины, которые содержит НК РФ, лучше пользоваться ими, задавая вопросы. От того, насколько поймут вопрос, такой ответ вы получите.
Если вы студент, то я вам сочувствую. Преподов – теоретиков, которые не «нюхали» практику, часто «заносит» .

Размер необлагаемого налогом минимума

Налоговая льгота — снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы введение необлагаемого минимума (т. е. освобождение от налога части объекта) понижение ставок налога уменьшение оклада налога предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др. [c.91]

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. [c.94]

В целях ослабления социальной напряженности Милль предложил внести изменения в сферу распределения доходов при подоходном налогообложении граждан следует вводить необлагаемый минимум, равный прожиточному минимуму. При этом надо учитывать как суммы доходов членов семьи (домохозяйства), так и суммы прожиточных минимумов для всех членов семьи. Такая политика несколько лет используется во Франции, где обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а доход семьи. [c.136]

Подобного рода изменения в налоговой политике выдвигаются и российскими учеными. Предлагается освободить от налогообложения минимальные доходы граждан за счет установления необлагаемого минимума на уровне, достаточном для проживания самого работника и его семьи при условии, что будет снижено предоставление бесплатных социальных услуг, финансируемых за счет государственного [c.136]

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта налого- [c.88]

Подоходный налог с частных лиц являлся крупнейшим из платежей частного сектора в городе. Подоходный налог с момента его введения в 1922/23 г. имел прогрессивную шкалу ставок, с одной стороны, и дифференциацию этих ставок по классовому признаку — с другой. Основной льготой по налогу являлось полное освобождение от обложения военнослужащих, лиц, награжденных орденами Союза, героев труда, пенсионеров и пр. Из числа плательщиков, привлеченных к налогу, наиболее льготный порядок обложения был установлен для рабочих и служащих (и кооперированных кустарей и ремесленников), которые платили налог месячными окладами по заработку за данный месяц. Для этих категорий плательщиков были установлены наиболее низкие ставки налога и повышенный размер необлагаемого минимума. С рабочих и служащих налог удерживался у источника. Прочие плательщики подоходного налога разделялись по социальному признаку (по характеру получаемых ими доходов) на 5 групп а) литераторы, художники и т.п. б) кустари без наемных рабочих, врачи в) домовладельцы, лица свободных профессий (кроме врачей) г) кустари с 1—2 наемными рабочими д) нетрудовое население — торговцы, кустари с 3 и более наемными рабочими, служители культов и т.п. Для этих групп населения были установлены как различные размеры необлагаемого минимума доходов, так и различные ставки, построенные по типу скользящей прогрессивной шкалы (см. табл. 7). [c.235]

Группы плательщиков Необлагаемый минимум годов, дохода (в завис, от местности), руб. Процент изъятия дохода при сумме годового дохода, руб. [c.236]

Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп, для каждой из которых был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы. К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие). Объектом обложения являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. Во вторую группу входили литераторы и работники искусства. К третьей группе относились лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом к четвертой — граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т.д.) к пятой — граждане, получавшие доходы от сдачи внаем строений и другие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях, организациях. При обложении подоходным налогом применялась широкая система льгот. [c.250]

В годы Великой Отечественной войны была установлена 100%-ная надбавка к Подоходному и сельскохозяйственному налогам, замененная в 1942 г. военным налогом, которым облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. Необлагаемый минимум доходов не устанавливался. [c.251]

В сфере подоходного обложения граждан с 1960 г. в СССР началось постепенное снижение налогов с населения путем повышения необлагаемого минимума и расширения налоговых льгот. Неоднократно повышался не облагаемый налогами минимум заработной платы рабочих и служащих, уменьшен размер подоходного налога с граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, предоставлены льготы по налогообложению участникам Великой Отечественной войны и некоторым другим категориям граждан. [c.273]

Налогоплательщиками являлись советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп. Для каждой из них был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы. [c.273]

К первой группе относились рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие). Объектом обложения в этой группе являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. Данная группа плательщиков подлежала льготному обложению были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению. Для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц по месту основной работы необлагаемый минимум составлял 70 руб. в месяц. Размер подоходного налога понижался на 30% плательщикам, имевшим на иждивении четырех и более человек. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. При месячном заработке от 71 до 91 руб. ставки колебались от 0,35 до 7,8%. С заработка от 92 до 100 руб. налог уплачивался в размере 7 руб. 12 коп. плюс 12% с суммы, превышавшей 91 руб. с заработка от 100 руб. и выше — в размере 8 руб. 20 коп. и дополнительно 13% взимался с суммы, превышавшей 100 руб. В 12-й пятилетке (1986—1990) была предусмотрена [c.273]

Вторую группу налогоплательщиков составляли литераторы и работники искусства (аналог — лица свободных профессий). Подоходным налогом облагались все виды заработков и вознаграждений без вычета расходов, связанных с выполнением работы. Налог исчислялся исходя из годового заработка и удерживался по месту выплаты дохода. Ставки налога были установлены в размере от 1,5 до 13%. Максимальная ставка применялась к доходу, превышавшему 1200 руб. в год. Необлагаемый минимум и льготы на иждивенцев при обложении этой группы не были установлены. [c.274]

Закон устанавливал следующие основные виды налоговых льгот необлагаемый минимум объекта налога изъятие из обложения определенных элементов объекта налога освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков понижение налоговых ставок вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период) целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов) прочие налоговые льготы. [c.297]

Результаты, полученные по вышеназванным направлениям исследования (планирования), позволяют определить структуру налога, рациональность его элементов (плательщик, объект обложения, ставка, льготы и др.) и соответствующим образом оценить используемую в текущее время концепцию по подоходному налогу с граждан., При необходимости могут корректироваться элементы этого налога прогрессия обложения, соотношение ставок и доходов, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты и т. п. [c.154]

При исчислении налога на дарение не следует забывать о том, что налог не взимается при дарении юридическими лицами имущества своим работникам или любым другим физическим лицам (например, квартиры, автомашины или другого дорогостоящего подарка). Сумма подарка, превышающая необлагаемый минимум (12 ММОТ), включается в совокупный доход физического лица и облагается подоходным налогом. [c.337]

Ставки подоходного налога устанавливаются по методу сложной прогрессии. Периодически, обычно один раз за финансовый год, проводится налоговая индексация корректируются суммы необлагаемого минимума, вычетов на содержание зависимых лиц, а также налоговых разрядов. Необходимость индексации вызвана инфляционными процессами. [c.269]

В статье 218 части второй Налогового кодекса РФ приведены стандартные налоговые вычеты, которые представляют собой необлагаемый минимум за каждый месяц налогового периода, в зависимости от категории налогоплательщика. [c.440]

Необлагаемый минимум дохода в размере 3 000 рублей — [c.604]

Необлагаемый минимум — первые две цифры обозначают, сколько всего минимальных окладов не облагается подоходным налогом в указанном месяце, число в скобках — сколько из этих минимальных окладов приходится на детей и иждивенцев [c.294]

Совокупный доход уменьшается на сумму необлагаемого минимума. Для этого суммируются данные о необлагаемом минимуме за предыдущие месяцы (Карточка для расчета подоходного налога Необлагаемый минимум). К этой сумме прибавляется необлагаемый минимум за текущий месяц. Общая сумма необлагаемого минимума складывается из сумм минимальных, зарплат, умноженных на кратность. (Кратность за [c.296]

У нас по трудовым соглашениям работают лица без основного места работы. Должны ли учитывать им необлагаемый минимум [c.279]

В нашем конкретном случае годовой необлагаемый минимум составляет (342-j-900) 2x 12=7452 руб., т. к. с начала года до апреля месяца включительно действовал необлагаемый минимум в размере 342 рублей, а с мая месяца до конца года — 900 рублей. В этом случае находится среднее между двумя необлагаемыми минимумами. Поэтому обложению подоходным налогом подлежит сумма 2063 рубля (9515—7452). [c.282]

Налоговую базу, т.е. часть объекта, подлежащую налогообложению, составляет не весь полученный плательщиком доход, а лишь так называемый свободный доход. Человеку как минимум должны быть оставлены достаточные средства для поддержания жизнедеятельности своей и семьи (необлагаемый минимум доходов). [c.180]

При определении совокупного дохода доходы налогоплательщика, как правило, уменьшаются на сумму так называемого необлагаемого минимума. Налогообложению подлежат лишь доходы налогоплательщика, превышающие этот минимум. Размер необлагаемого минимума должен совпадать с размером прожиточного минимума. В настоящее время в Российской Федерации в отношении налогоплательщиков с невысоким уровнем дохода применяется так называемый стандартный налоговый вычет в твердо установленной законодательством сумме, не достигающей прожиточного минимума. Для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода применение стандартного вычета ограничено. [c.280]

К стандартным скидкам относятся необлагаемый минимум, семейные скидки , скидки на иждивенцев , обложение по нулевой ставке и налоговый кредит. При этом следует иметь в виду, что в одних и тех же государствах могут применяться одновременно различные формы налоговых льгот, например необлагаемый минимум, означающий освобождение от налогообложения минимальных [c.470]

Налоговые льготы позволяют в зависимости от величины доходов и видов активов снизить финансовое бремя уплачивающих налог на прирост капитала. Среди общего перечня льгот можно выделить необлагаемые активы, необлагаемый минимум и личные вычеты. [c.476]

Необлагаемые активы представляют собой те виды имущества, прирост капитала в отношении которых не облагается данным налогом. Например государственные ценные бумаги, ценные бумаги местных органов власти, ценные бумаги, выпущенные определенными в законе организациями и учреждениями, и т.д. Необлагаемый минимум означает, что прирост капитала в отношении имущества, стоимость которого не превышает определенной в законе суммы, данным налогом не облагается. Например, в Ирландии при- [c.476]

Наиболее применяемым видом налоговых льгот по налогам на наследство и дарение являются налоговые вычеты. Во многих европейских странах применяется правило необлагаемого минимума, в соответствии с которым доля наследников по прямой линии или супруга не облагается налогом, если не превышает определенной законом стоимости имущества. В зависимости от государства налоги с наследства и дарений имеют статус центральных или местных налогов. Например, во Франции, Испании, Италии и Великобритании они являются источником формирования центрального бюджета, а в ФРГ и Швейцарии отнесены к налогам, взимаемым в пользу субъектов федерации. [c.478]

Плательщикам подоходного налога предоставляются льготы. К их числу относится прежде всего установление необлагаемого минимума, а по некоторым категориям плательщиков, имеющим особые заслуги перед государством — двукратное и четырехкратное его увеличение. [c.153]

В условиях перехода к рынку возрастает социальное неравенство, увеличивается разрыв в уровне доходов разных слоев населения. Разрыв в доходах требует от государства проведения налоговой политики, нацеленной на смягчение различий в уровне доходов граждан, особенно имеющих на иждивении детей и других нетрудоспособных лиц. Поэтому в механизме обложения подоходным налогом предусмотрена такая льгота, как уменьшение налогооблагаемого дохода на величину расходов по содержанию детей и иждивенцев в размерах, соответствующих минимальному уровню заработной платы. Действуют и другие льготы. Например, полностью освобождаются от обложения доходы членов крестьянских хозяйств, полученные в этих хозяйствах в течение первых пяти лет после их образования. Предусмотрена периодическая корректировка необлагаемого минимума доходов в связи с ростом цен и инфляционными процессами в экономике. [c.153]

Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий, позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С I января 1946 года был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 года поступления от населения [c.98]

К сумме доходов, получаемых в материальной сфере производства, относятся только доходы первой и частично третьей рубрики. Чиновников министерства интересовали только доходы сверх эвентуального необлагаемого минимума, равного 1000 руб. Поэтому они исключали из подсчета доходы менее 1000 руб., причем из доходов свыше 1000 руб. необлагаемый минимум не вычитался. Таким образом, ни доход крестьянства, ни заработная плата рабочих, ни доходы части мелких служащих в это исчисление не вошли. Не попали в подсчет и городские недвижимые имущества и землевладения с доходностью менее 1000 руб. Итоговая величина расчетов, собственно говоря, дает только сумму доходов крупной и средней буржуазии, интеллигенции и части мелкой городской буржуазии. Доходы от надельных земель (крестьянских) были вообще из расчетов исключены следовательно, доходы даже верхушки крестьянства попали в расчет только в незначительной части (именно, доходы от владельческих земель). Исчисление было и территориально неполным оно охватило только 69 губерний и областей. Поэтому в итоги исчисления народного дохода Министерства финансов вошло вряд ли более 15% дохода, созданного в материальной сфере производства. [c.57]

Подоходный налог является прогрессивным, то есть его ставка зависит от величины налогооблагаемой базы — совокупного духового дохода физического лица. Необлагаемый минимум по подоходному налогу установлен из расчет 12 МРОТ за год (т. е. по одному МРОТ в месяц). Этот необлагаемый минимум может возрастать в случае, если физическое лицо содержит иждивенцев, детей, школьников, студентов, или имеет какие-то дополнительные льготы. [c.243]

Какую величину составляет необлагаемый минимум по подоходному налогу [c.246]

По налогу на доходы физических лиц налогооблагаемая база складывается из следующих показателей фонд оплаты труда, действующий и проектируемый уровень минимальной оплаты труда, численность работающих, уровень средней заработной платы, демографические изменения в целом по стране и по отдельным регионам (в основном Северные и приравненные к ним). Только при ан.шизе этих показателей можно определить базу обложения, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты, среднюю станку и на основе этого — общую сумму налога на предстоящий период. По акцизам и налогу на добавленную стоимость динамика и тенденции развития базы анализируется по показателям оборотов по реализации продукции, затрат на производство, структуры производства. [c.55]

Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны офомную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов. [c.248]

В соответствии с Положением от 12 ноября 1923 г. подоходно-поимущественный налог был объединен с рядом других налогов (общегражданским, трудгужналогом, квартирным и налогом с лиц, нанимающих домашнюю прислугу). Налог устанавливался в виде основного (классного) и дополнительного (прогрессивного). Плательщики основного налога в зависимости от источника доходов делились на категории и группы. Для каждой группы устанавливался твердый оклад налога, необлагаемый минимум, дифференцированный по поясам местности. Дополнительный налог исчислялся по прогрессивным ставкам с совокупного дохода (за вычетом основного налога), превышавшего установленный минимум. Все лица, вносившие налог по совокупности доходов (кроме рабочих и служащих), сверх налога на доход уплачивали налог с имущества личного пользования, не являвшегося предметом их промысла, по особой ступенчатой шкале. Обложение имущества постепенно утратило свое значение, и в 1924 г. подоходно-поимущественный налог был преобразован в подоходный налог. [c.212]

Сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства взимался в СССР с физических лиц в 1931 — 1942 гг. Первоначально он был установлен как единовременный сбор на культурно-бытовое, хозяйственное, а с 1932 г. и на жилищное строительство в городах и сельских местностях. Система сбора на 1933 г. была установлена законом 29 января 1933 г. С 1934 г. этот сбор приобрел характер постоянного платежа и, по существу, стал дополнением к подоходному обложению населения. Принцип построения, порядок взимания и дифференциация ставок культжилсбора по категориям плательщиков были теми же, что при обложении населения подоходным налогом. С рабочих и служащих-сбор взимался ежемесячно по месту основной работы в размере 0,75—3% месячного заработка в зависимости от его величины для этой группы плательщиков устанавливался необлагаемый минимум заработной платы. С работающих по совместительству на двух или нескольких предприятиях сбор исчислялся и уплачивался по каждому месту работы отдельно без применения необлагаемого минимума. Для подсобных хозяйств колхозников ставки устанавливались райисполкомами. Для единоличных трудовых хозяйств, облагавшихся сельскохозяйственным налогом по прогрессивным ставкам, культ-жилсбор составлял от 75 до 175%, для кулацких хозяйств — 200% оклада сельскохозяйственного налога. Суммы сбора поступали в доход союзного бюджета и в определяемом общесоюзным законодательством размере в государственные бюджеты союзных республик (некоторым республикам передавалась вся сумма сбора). Часть средств сбора в пределах доли, передаваемой в государственные бюджеты союзных республик, направлялась в местные бюджеты в качестве одного из источников регулирования этих бюджетов. [c.240]

Плательщиками налога выступали колхозы, в том числе рыболовецкие, имевшие доходы от сельского хозяйства, подсобных предприятий и оказания услуг (доходы колхозов от реализации государственным кооперативным заготовительным организациям продукции улова подлежали обложению рыболовным сбором). Подоходным налогом с колхозов облагались чистый доход, полученный от сельскохозяйственной деятельности, оказания услуг и подсобных предприятий и промыслов, за вычетом части дохода, соответствоэавшей рентабельности в 25% часть фонда оплаты труда колхозников, превышавшая необлагаемый минимум, исчисляемый исходя из среднемесячного заработка в расчете на одного работающего колхозника в размере 70 руб., независимо от сложившегося уровня рентабельности. Чистый доход колхоза определялся в виде разницы между суммой выручки от реализации продукции, оказания услуг, стоимости (в государственных закупочных ценах) продукции, выдаваемой в порядке оплаты труда колхозникам и лицам, привлеченным для работы в колхозе со стороны, и себестоимостью этой продукции и услуг. Уровень рентабельности хозяйства исчислялся в процентах как отношение суммы чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, оказанных услуг и стоимости продукции, предусмотренной к выдаче колхозникам и другим лицам в порядке оплаты труда. Облагаемая часть фонда оплаты труда определялась как разность между суммой, выделенной для оплаты труда колхозников (включая стоимость натуральной про- [c.259]

При определении совокупного дохода доходы налогоплательщика уменьшаются на сумму необлагаемого минимума. Налогообложению подлежат лишь доходы налогоплательщика, превышающие этот минимум. Размер необлагаемого минимума совпадает с минимальным размером оплаты труда, установленной законодательством. Однако для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода применение необлагаемого минимума ограничено. Лицам с доходом, облагаемым по минимальной ставке, предоставляется право применить необлагаемый минимум вдвух- или однократном размере минимальной оплаты труда. [c.268]

Предположим, что по больничному листу работнику начислено за январь 1 500 руб. и за февраль 2 500 руб. В январе он написал заявление в бухгалтерию организации о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов необлагаемого минимума дохода в размере 400 руб. и расходов на обеспечение ребенка в размере 300руб. [c.323]

Да, при наличии заявления этих граждан, что это их единственный источник дохода. Необлагаемый минимум исключается в данном случае за то количество месяцев, в течение которых выполнялисо работы по договору. [c.280]

У меня на предприятии полмесяца работает сотрудница на полставки. Это ее единственное место работы. Должна ли я ей целиком исключать сумму необлагаемого минимума [c.280]

Еще по теме:

  • Курортные налоги Курортный сбор введут с 1 января 2018 года Налог на отдыхающих будет экспериментом в четырёх регионах, он должен пойти на развитие инфраструктуры курортов Фото: РИА «НОВОСТИ» Правительство России рассмотрело и одобрило на своём заседании законопроект о проведении эксперимента по […]
  • Правила перевозки грузов 2014 Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2016 г. № 1442 “О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом” Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, […]
  • Закон о промышленной политике свердловской области Лента новостей В Свердловской области принят Закон о промышленной политике В Свердловской области принят закон «Об отдельных вопросах реализации в Свердловской области промышленной политики Российской Федерации» (Закон о промышленной политике). 17 ноября депутаты Законодательного […]
  • Федеральный закон no 93 дачная амнистия Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 июня 2006 г. […]
  • Приказы минздрава по онкологии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 июля 2017 г. № 379н “О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н (не вступил в силу) Внести […]
  • Новый закон об образовании в рт Закон РТ от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2014 г., 16 марта, 8 октября 2015 г., 6 июля, 17 ноября 2016 г., 23 декабря 2017 г. Принят […]
  • Закон об административной ответственности за отдельные виды правонарушений Закон об административной ответственности за отдельные виды правонарушений Состав иструктура Общиесведения ДеятельностьПарламента Законодательство Информационные ианалитические материалы Анонсысобытий Кадровоеобеспечение Обратнаясвязь Противодействиекоррупции Дата: […]
  • Новости белоруссии закон Новости белоруссии закон Национальным центром правовой информации выпущены новые печатные издания 17 Августа 2018 Вышел в свет новый номер научно-практического журнала «Право.by» № 3 [53] 2018 25 Июня 2018 Республиканский конкурс «Лучший публичный центр правовой информации» 25 […]