Устройство микроскоп и правила работы с ним

Правила работы с микроскопом

Микроскоп – это туннель между двух миров: обычным и микромиром, погружаясь в который, ребёнок начинает понимать, что всё, что нас окружает, несмотря на свои размеры, отличается хрупкость и ранимостью. Чтобы это всё увидеть и понять, важно выйти в нужном направлении из «туннеля». Для этого нужно следовать определённым правилам – правилам работы с микроскопом.

Строение микроскопа

Перед работой с прибором необходимо понять его принцип работы, ознакомиться с его составляющими – строением.

Микроскоп состоит из нескольких функциональных частей, каждая из которых выполняет свою функцию:

Осветительная часть: необходима для создания светового потока, без наличия которого работа в принципе невозможна. К ней относятся:
— зеркало, если это зеркальный микроскоп, или искусственный источник освещения (светодиод или лампа накаливания), если это прибор нового поколения;
— оптико-механическая часть состоит из коллектора, конденсора, полевой и апертурной регулируемой или ирисовой диафрагм.

Воспроизводящая часть: предназначена для построения изображение объект. Состоит из:
— объектива – системы линз, которые определяют величину полезного увеличения;
— промежуточная оптическая система – тубус, который обеспечивает проекцию.

Визуализирующая часть: её назначение – это получение конечного изображения. Сюда относятся:
— визуальная насадка (монокуляр, бинокуляр или тринокуляр);
— наблюдательная система: в обычном микроскопе это окуляр, а в цифровом – фото- или видеокамера.

Также существует разделение на конструктивно-технологические блоки:
• Оптическая: это система, состоящая из осветительной, воспроизводящей и визуализирующей частей.
• Механическая: сюда относится штатив, который состоит основания и тубусодержателя, а также узлы крепления различных элементов (предметного столика, конденсора, сменных насадок) и механизм грубой и точной настройки.
• Электрическая: есть не в каждом микроскопе. Состоит из элементов осветительной части (лампочки, электропроводка) и блока питания.

Для эффективной и безопасной работы с микроскопом необходимо соблюдать правила, которые зависят от строения определённого конструктивно-технологических блока, а также от особенностей работы функциональных частей.

Правила работы с микроскопом

1. Если микроскоп не оснащён дополнительными источниками освещения, то место работы должно быть максимально освещено: расположиться следует возле окна. В случае наличия осветительных элементов, питание которых производится от электросети, то возле места работы должна быть розетка.

2. Переносить прибор следует, удерживая одной рукой за среднюю часть тубусодержателя, а второй – поддерживая за основу.

3. Поскольку работа с микроскопом производится сидя, то необходимо позаботиться о столе и стуле удобной высоты.

4. Прибор устанавливают в 3-5 см от края стола, и до конца работы больше не сдвигают.

5. Если есть шнур электропитания, то он должен быть заведён за прибор, чтобы не было с ним контакта во время работы.

6. Мягкой салфеткой протирают все оптические элементы (зеркало, объектив, окуляр).

7. Диафрагму открыть полностью. Конденсор поднять в крайнее положение.

8. Работу следует начинать с малого увеличения.

9. Опустить объектив 8× на расстояние в 1 см от микропрепарата.

10. Если освещение проводится зеркалом, то повернуть его вогнутой стороной и направить свет в объектив так, чтобы поле было максимально равномерно освещено. При использовании лампочки следует отрегулировать её яркость с поправкой на другие источники света так, чтобы изображение в окуляре не было ослеплено.

11. Макровинтом опустить объектив на расстояние в 3-5 мм от препарата.

12. Смотреть в окуляр и винтом грубой настройки поднимать (движение – на себя) объектив до тех пор, пока не будет достигнуто хорошее изображение объекта.

13. ВАЖНО: не следует одновременно смотреть в окуляр и опускать объектив — можно раздавить покровное/предметное стекло.

14. Препарат подвигают лёгкими движениями руки до тех пор, пока необходимая для изучения область не будет видна в окуляр.

15. Если нужно увеличить изображение, то после выполнения п.13 следует переставить объектив поворотом револьвера.

16. При помощи винта точной подстройки добиться максимально качественного изображения. Для этого на коробке микрометренного механизма есть два деления, а на его винте – точка. Она должна находиться между этими делениями. В противном случае винт точной подстройки будет не функционален.

17. Если это монокуляр, то смотреть нужно каждым глазом попеременно.

18. После окончания работы револьвер возвращают на объектив малого увеличения. Снимают с предметного столика микропрепарат. Протирают все детали мягкой салфеткой, и прячут в футляр или накрывают полиэтиленом для предотвращения запыления прибора. Хранят в шкафу.

При бережном и правильном использовании микроскопа, его срок эксплуатации увеличивается на десятилетия.

Санитарный контроль

в пищевой промышленности

Работа № 3. Устройство микроскопа и правила работы с ним

Оборудование: микроскоп, предметные стекла. Порядок выполнения работы

1. Ознакомление с устройством микроскопа.

Микроскоп — это оптический прибор для получения увеличенных изображений очень малых тел. Современными моделями биологического микроскопа являются микроскопы серии «Биолам».

Микроскоп (рис. 19) состоит из оптической системы и механической части. Оптическая система предназначена для увеличения изображения предмета. Она включает увеличительную (объектив и окуляр) и осветительную системы (зеркало я конденсор с ирисовой диафрагмой и откидной линзой).

Объектив представляет собой систему линз, заключенных в трубку. В микроскопах серии «Биолам» используются объективы с увеличением х 3; х 5; х 9; х 10; х 20; х 40; х 60; х 85; х 90. Объективы малого увеличения (х 3; х 5; х 8; х 9) применяют для предварительного осмотра препарата; объективы среднего увеличения (х 20; х 40; х 60)—для изучения крупных клеток микроорганизмов; объективы большого увеличения (х 85; х 90)—иммерсионные — для изучения внутренних структур клеток. Окуляр служит для увеличения изображения, полученного от объектива. Окуляры обычно имеют увеличение х 7, х 10 и х 15. Увеличение объектива и окуляра указано на их оправе. Общее увеличение микроскопа равно произведению увеличений окуляра и объектива.

Осветительное устройство состоит из зеркала и конденсора. Зеркало имеет плоскую и вогнутую отражающие поверхности. Обычно при работе зеркало повернуто к свету плоской стороной. Конденсор состоит из двух линз. Линзы собирают параллельные лучи света, отраженные от зеркала, в один пучок в плоскости исследуемого препарата. Конденсор укреплен на кронштейне и может передвигаться вверх и вниз с помощью рукоятки. На нижней части конденсора имеется ирисовая диафрагма, с помощью которой регулируют интенсивность освещения препарата.

Пучок лучей от источника света попадает на зеркало, отражается через диафрагму конденсора, проходит через нее, через исследуемый препарат и попадает в объектив. Объектив дает увеличенное изображение препарата в плоскости окуляра.

Механическая часть микроскопа состоит из основания и тубусодержателя, на котором укреплены предметный столик, кронштейн конденсора и зеркало. В верхней части находятся головка для насадки с окуляром и револьвер с объективами. Предметный столик служит для закрепления на нем исследуемого препарата.

Фокусировка осуществляется при перемещении тубуса с помощью механизма, приводимого в движение двумя винтами — макрометрическим (грубая фокусировка) и микрометрическими (тонкая фокусировка).

2. Ознакомление с правилами работы с микроскопом. Сначала ставят объектив с малым увеличением (х 8) и при этом увеличении устанавливают наилучшее освещение. Наилучшее освещение достигается при регулировке положения зеркала, конденсора и диафрагмы. При просмотре неокрашенных препаратов применяют суженную диафрагму и опущенный конденсор, при наблюдении окрашенных препаратов — открытую диафрагму и поднятый конденсор.

Затем помещают препарат на предметный столик микроскопа, под объектив, и укрепляют зажимами. Опускают объектив (х 8) при помощи макрометрического винта почти до соприкосновения с предметным стеклом на расстояние около 0,5 см от предметного столика. Медленно вращают макровинт против часовой стрелки до появления четкого изображения препарата, после чего наводят на резкость микрометрическим винтом, который вращают в пределах одного оборота макровинта. Повернув револьвер, устанавливают объектив со средним увеличением (х 20; х 40 или х 60).

МИКРОСКОП И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ

МИКРОСКОПИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

I. МИКРОСКОП И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НИМ

Для работы с простейшими необходимо уменье правильно пользоваться микроскопом. Нужно научиться быстро устанавливать зеркальце, наводить на фокус при помощи макро- и микрометрического винтов, суживать и расширять в зависимости от прозрачности объекта диафрагму, знать силу увеличения объективов и окуляров и т. д.

Все эти навыки микроскопист приобретает главным образом из личной практики. Чем чаще преподаватель и юные натуралисты в своей работе будут иметь дело с микроскопом, тем скорее и прочнее накопятся навыки микроскопирования. Они лишь вначале кажутся сложными и трудными. С течением времени эти навыки соблюдаются работающим автоматически, отнимая минимальное количество времени.

В этой главе я кратко сообщаю и напоминаю читателю сведения о микроскопе и работе с ним.

В царское время в России не было отечественных микроскопов; они ввозились из-за границы. Теперь у нас налажено производство своих, высококачественных советских микроскопов. Выпускаются микроскопы трёх видов: упрощенные системы, так называемые школьные, одногнёздные без микрометрического винта; затем более сложные, так называемые студенческие, с револьвером (см. ниже), микрометрическим винтом и двусторонним зеркальцем и, наконец, ещё более сложные для научно-исследовательской работы.

Микроскопы служат не только для изучения объектов живой природы (микроорганизмов, клеток и тканей), но имеются специальные микроскопы для тонкого исследования металлов, горных пород и т. п.

1. Устройство микроскопа. Микроскоп состоит из следующих частей (рис. 45).

Штатив — неподвижная, массивная часть микроскопа с раздвоенной ножкой. Штатив служит опорой для всего инструмента. К нему привинчены или прикреплены все остальные части, а именно:

Пре дметный столик — квадратная или округлая пластинка, на которую помещается стекло с исследуемым объектом. В середине столика находится отверстие, через которое проходит свет, отражаемый зеркальцем и освещающий объект. Кроме того, на столике имеются две гибкие металлические пластинки-клеммы,

Рио. 45. Микроскопы (из Кременецкого).

А — простой, школьный: 1 — зеркало; 2 — предметный столик; 3 — клемма; 4 — объектив; 5 — тубус; 6 — окуляр; 7 — микрометрический винт, Б — сложного устройства: 1 — ручка диафрагмы «ирис»; 2 — подвижной предметный столик; 3 — револьвер с тремя объективами; 4 — окуляр;

Практическая работа «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

2. Правила работы с микроскопом.

На рабочем столе микроскоп ставят тубусодержателем к себе на расстоянии 3-5 см от края стола;

Включают микроскоп в сеть и устанавливают правильное освещение (если позволяют технические возможности микроскопа);

На предметный столик помещают исследуемый препарат и закрепляют его клеммами;

Под тубус помещают нужный объектив и с помощью макро- и микровинтов устанавливают фокусное расстояние. (Так, при работе с иммерсионными объективами на препарат предварительно наносят каплю иммерсионного масла и осторожно опускают тубусодержатель макровинтом до соприкосновения со стеклом. Затем, внимательно смотря в окуляр, очень медленно поднимают тубусодержатель, вращая его против часовой стрелки, до тех пор, пока не увидят изображение.) Точную наводку объектива на фокус производят микрометрическим винтом. При работе с сухими объективами препарат вначале рассматривают с объективом х8. Поднимая с помощью макровинта тубусодержатель и внимательно смотря в окуляр, устанавливают фокусное расстояние (около 9 мм) и добиваются четкости изображения, используя микрометрический винт. Далее, двигая предметный столик или предметное стекло, устанавливают в центр поля тот участок препарата, в котором лучше всего виден изучаемый объект. Затем, вращая револьверное устройство вокруг своей оси, под тубус помещают объектив на х20 или х40. При этом под тубус не должен попасть объектив х90. В револьверном устройстве объективы располагаются таким образом, что если найдено изображение с объективом х8, то при рассмотрении препарата с объективами большего увеличения нужно слегка подрегулировать четкость изображения с помощью макро- и микрометрических винтов;

Во время микроскопирования необходимо держать оба глаза открытыми и пользоваться ими попеременно;

После окончания работы следует убрать препарат с предметного столика, опустить вниз конденсор, поставить под тубус объектив х8, удалить мягкой тканью или марлей, смоченной в спирте, иммерсионное масло с фронтальной линзы объектива х90, под объектив положить марлевую салфетку, опустить тубусодержатель.

3. Оформление результатов.

Задание 1. Внимательно изучите предложенный материал. Подпишите части микроскопа.

Задание 2. Посмотрите видео ролики:

Задание 3. Используя микроскоп, рассмотрите предложенные биологические объекты и зарисуйте увиденное.

Задание 4. Письменно ответьте на следующие вопросы:

Каково устройство биологического микроскопа?

Объективы бывают сухие и иммерсионные. Что это значит?

Перечислить основные правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Конспект лабораторной работы » Устройство микроскопа и правила работы с ним» можно использовать при проведении лабораторной работы по дисциплине «Биология», при изучении раздела «Клетка – единица живого», а также по дисциплине «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве» по одноименной теме. Урок сопровождается показом мультимедийной презентации и видеофильмов.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Устройство микроскопа и правила работы с ним»»

Конспект лабораторной работы можно использовать при проведении лабораторной работы по дисциплине «Биология», при изучении раздела «Клетка – единица живого», а также по дисциплине «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве» по одноименной теме. Урок сопровождается показом мультимедийной презентации и видеофильмов.

Лабораторная работа «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Цель работы: ознакомиться со строением микроскопа, сформировать навыки работы с увеличительным прибором, способствовать развитию мотивации и логического мышления

Тип урока: лабораторная работа

Средства обучения: компьютерная презентация, учебные фильмы, мультимедиа проектор, световые микроскопы, штативная и ручная лупа

Межпредметные связи: биология, история

Самостоятельная работа: отчет о лабораторной работе

I Организационный момент – проверка явки на занятие, готовности к уроку, приветствие студентов, психологический настрой на урок. Сообщение темы занятия, целевая установка на занятие.

II Проверка изученного материала – Выполнение теста по теме «Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории» (см. Приложение 1)

III Лабораторная работа

Инструкция по технике безопасности (см. Приложение 2)

Микроскоп — это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.

История открытия микроскопа

Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Просмотр видео-сюжета «Микроскоп Левенгука» продолжительность 4.50

Ознакомление с устройством микроскопа

Механическая система представлена подставкой, штативом с винтами. Используя винты, можно поднимать и опускать тубус, и следовательно, добиваться резкого изображения изучаемого предмета. В центре предметного столика есть отверстие, через которое направляется поток света к объекту. При помощи зажимов предметное стекло плотно прижимается к предметному столику.

Оптическая часть микроскопа

Состоит из осветительной и наблюдательной систем. Осветительная система равномерно освещает поля зрения. Наблюдательная система предназначена для увеличения изображения наблюдаемого объекта. Объективы составляют самую важную, наиболее ценную и хрупкую часть микроскопа. От них зависит увеличение, разрешающая способность и качество изображения. Они представляют собой систему взаимно центрированных линз, заключенных в металлическую оправу. Окуляр микроскопа состоит из двух линз: глазной (верхней) и собирательной (нижней). Между линзами находится диафрагма. Боковые лучи диафрагма задерживает, близкие к оптической оси пропускает, что усиливает контрастность изображения. Назначение окуляра состоит в увеличении изображения, которое дает объектив. Окуляры имеют собственное увеличение ×5, ×10, ×12.5, ×16 и ×20, что указано на оправе.

Осветительная система состоит из конденсора с диафрагмой, которая регулирует поток света, направленного к объекту.

Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Просмотр видео-сюжета «Устройство светового микроскопа» продолжительность 1.30

Зарисовка микроскопа в тетрадь

3. Правила работы с микроскопом

Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Просмотр видео-сюжета «Как работать с микроскопом»- продолжительность 3.50

Что можно увидеть в микроскоп.

Просмотр м\м презентации «Устройство микроскопа и правила работы с ним»

Просмотр видео-сюжетов: «Инфузории» – 1.30, «Микроорганизмы под микроскопом» – 0,54, «Размножение палочек» – 1,02, «Движение эвглены» – 0,53

IV Закрепление материала

Изучили устройство микроскопа и освоили правила работы с ним.

На штативе крепится __________ , который соединяет две группы линз – ________ и __________ .

Рассматриваемый объект (микропрепарат) размещается на __________ .

Улавливает и направляет свет в отверстие предметного столика __________ .

Чтобы сделать изображение чётким, положение тубуса регулируется _________ .

Мой микроскоп увеличивает в _____ раз.

V Обобщение материала

Рефлексивная деятельность студентов, формирование вывода по теме, составление отчета (см. Приложение 3)

Какую цель вы ставили перед собой на этом занятии?

Вы достигли этой цели?

Что нового вы узнали на занятии?

Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с текстом, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента, работа с иллюстрациями).

Какие источники вы использовали для получения информации?

Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

Соотнесите определения и термины

Прибор для поддержания постоянства температуры

Прибор для определения кислотности полуфабрикатов

В них выращивают культуры микроорганизмов

Прибор для стерилизации сухим жаром посуды, инвентарь

С помощью них проводят пересев жидких культур м/о

В них хранят питательные среды

Прибор для стерилизации посуды и питательных сред паром под давлением

Оборудование, использующееся для определения активности брожения по газообразованию

Еще по теме:

  • Требования к пожарным насосам на судах Правило 4. Пожарные насосы, пожарные магистрали, краны и рукава 7 Пожарные рукава 7.1 Пожарные рукава должны изготавливаться из одобренного Администрацией износостойкого материала, а их длина должна быть достаточной для подачи струи воды в любое из помещений, в которых может […]
  • Заявление о земельном споре Заявление о земельном споре Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы деклараций, форм отчетности. Далее--> Образцы для жизни. […]
  • Помощник юриста чита вакансии Помощник юриста Прямой работодатель "ВТБ 24" ищет работника на вакантное место в своей организации на должность "Помощник юриста". Реклама для Вас: Реклама для Вас: Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: не требуется. Тип занятости на вакантном месте […]
  • Как обратиться к юристам своего предприятия Регистрация предприятий Регистрация предприятия — первый шаг на пути к собственному бизнесу, первый — не значит легкий. Государственная регистрация - процесс, требующий юридической подготовки и опыта общения с гос. органами, ведь она проходит в несколько этапов и обязательно приведет вас […]
  • Закон больших чисел в форме чебышева Решение задач по ТОЭ, ОТЦ, Высшей математике, Физике, Программированию. § 5. ЗАКОНЫ БОЛЬШИХ ЧИСЕЛ. 2. Закон больших чисел Чебышева. Имеет место следующее утверждение. Пусть - последовательность попарно независимых случайных величин, имеющих ограниченные в совокупности дисперсии, т. е. […]
  • Адвокат тарабрин солнечногорск Адвокат Тарабрин Анатолий Владимирович Адвокатский каб. №386 Тел.: +7 903 750-41-05 Email: [email protected] Адрес: Солнечногорск, ул. Красная, д.121А, 1 этаж, офис №1 Сайт: advokattarabrin.ru Сферы деятельности Представительство в суде, Юридические услуги для физических лиц, Юридические […]
  • Расчет единовременного пособия при увольнении НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 30 января 2017 Автор: SobKor Просмотров: 9949 Вопрос: Облагается ли налогом единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащим, при увольнении из рядов Вооруженных Сил […]
  • Трудовая пенсия после смерти ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 16 октября 2009 Не все жители Ивановской области знают, что в случае смерти взрослого человека, которому еще не начислялась трудовая пенсия, его […]