Уставные суды субъектов федерации

Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Наименование суда — Ф.И.О. председателя

Почтовый адрес суда, телефоны

Дата образования, количество судей

Конституционный суд Республики Адыгея — Тлехатук Аскер Касеевич

385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217, тел. (8772) 57-09-97

29 октября 1997 г., 3 человека

Избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан — Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан — Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики — Геляхов Абдуллах Сагитович

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия — Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми — Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл — Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) — Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия — Алания — Цалиев Александр Михайлович

362038, Республика Северная Осетия — Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, 1, тел. (8672) 53-58-32, факс (8672) 53-79-05

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан — Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва — Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы — Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга — Сергевнин Сергей Львович

197022, г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, литера А, тел./факс: (812) 576-66-20, 576-48-08

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области — Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области — Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации — орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ.

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта РФ

… может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением порядка назначения на должность и срока полномочий, которые регулируются законами субъектов РФ.

В настоящее время возможность образования конституционных (уставных) судов предусмотрена конституциями и уставами 54 субъектов Российской Федерации. К настоящему времени конституционные (уставные) суды созданы уже в 17 субъектах (по состоянию на 31.07.2015).

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РФ — суд, который создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Создание данного суда на территории субъекта не является обязательным. Эти суды являются частью единой судебной системы РФ. Они функционируют в рамках одного субъекта РФ и осуществляют в его пределах конституционное правосудие в целях обеспечения единого российского конституционализма.

Компетенция Конституционного (уставный) суда субъекта РФ регламентирована в конституциях и уставах субъектов Федерации и в принимаемых в соответствии с ними законах. Как правило, к ним относятся:

1) контроль за конституционностью правовых актов субъектов Федерации, их договоров с Федерацией;

2) толкование конституции или устава субъекта РФ;

3) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики, края, области, а также между ними и органами местного самоуправления;

4) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о конституционности закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

5) защита конституции, устава от нарушения их высшими должностными лицами и другими должностными лицами.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ осуществляет свои полномочия, не вмешиваясь в компетенцию Конституционного Суда РФ, так как последний рассматривает вопросы, связанные с нарушением Конституции РФ, разрешает вопросы о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, а также между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ, иначе говоря, вопросы, прямо урегулированные Конституцией РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, в свою очередь, разрешает вопросы, связанные с нарушением конституции или устава субъекта РФ. Но нельзя сказать, что Конституционный (уставный) суд субъекта РФ не защищает Конституцию РФ, так как, проверяя на соответствие законы субъектов РФ и иные правовые акты, издаваемые органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, конституции и уставу субъекта РФ, не следует забывать, что они (конституции и уставы субъектов Федерации) также соответствуют федеральной Конституции.

Финансирование Конституционного (уставный) суда субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Решение данного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Большая юридическая энциклопедия. – 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2010, с. 251-252.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституцией прямо не предусмотрено создание в субъектах РФ конституционных (уставных) судов. Вместе с тем из положений ее ст. 10, 11, 77, предусматривающих разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ст. 118 (ч. 3), в силу которой федеральным конституционным законом может предусматриваться возможность создания судов субъектов РФ, следует право субъектов РФ создавать свои конституционные (уставные) суды. Такое право субъектов РФ получило конкретизацию в ст. 27 Закона о судебной системе.

В настоящее время создание конституционных (уставных) судов предусмотрено в 56 конституциях и уставах субъектов РФ, в 22 субъектах приняты специальные законы о конституционном (уставном) суде. Реально такие суды созданы в 18 субъектах РФ: республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике, Чеченской Республике, а также в Калининградской, Свердловской, Челябинской областях и г. Санкт-Петербурге. За время функционирования этими судами было принято несколько сотен решений, в том числе и признающих законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям и уставам.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения нс могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным Судом РФ, хотя в некоторых законах субъектов РФ (в частности, Челябинской области) возможность пересмотра этих решений Конституционным Судом РФ предусмотрена. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции.

Формирование конституционных (уставных) судов. Согласно ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. По преимуществу такой порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ (лишь Конституционный Суд Республики Дагестан формируется путем назначения судей Народным Собранием Республики).

Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти (например, в Республике Дагестан), либо президентом (главой) республики или главой исполнительной власти (например, в Республике Коми), либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти (например, в Республике Татарстан), либо, как в Республике Адыгея, на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом).

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей. Однако в некоторых из них предусматривается, в частности, что предварительно кандидатура должна быть обсуждена на заседаниях постоянных комиссий соответствующего законодательного органа власти (например, в Кабардино- Балкарии) или что голосование по предложенным кандидатурам должно быть проведено не позднее определенного срока после их внесения (например, в Республике Дагестан – не позднее двух месяцев, в Республике Адыгея – не позднее 14 дней).

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями в различных субъектах РФ, определяется по-разному: в некоторых из них он не ограничен (Республика Бурятии, Республика Карелия), в других установлен в пределах 10 лет (Республика Башкортостан, Республика Дагестан), в третьих – в пределах 12 лет (Республика Адыгея).

Руководители конституционных (уставных) судов (председатель, заместитель председателя, а в ряде судов – и судья- секретарь) избираются, как правило, из состава соответствующего суда. При этом законодательство субъектов РФ допускает избрание названных руководителей как самими судьями (Республика Адыгея, Свердловская область), так и органом законодательной власти по представлению главы субъекта РФ или самого суда (Республика Башкортостан, Республика Тыва). В некоторых республиках используется смешанный способ избрания руководящих должностных лиц конституционных судов: председатель (или председатель и заместитель председателя) избираются высшим органом законодательной власти, а заместитель председателя и судья секретарь (или только судья-секретарь) – самими судьями (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Татарстан).

Полномочия конституционных (уставных) судов. Часть 1 ст. 27 Закона о судебной системе относит к ведению конституционных (уставных) судов рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а также выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ; толкованию законов субъекта РФ; проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ устанавливается законами соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязанностей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конституционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.

Так, согласно Закону Республики Саха (Якутия) правом на обращение в Конституционный Суд с ходатайством о проверке конституционности договора или нормативного акта, помимо высших органов законодательной и исполнительной власти республики и Российской Федерации, обладают: народный депутат Республики Саха (Якутия), прокурор республики, общественные организации в лице их республиканских органов (ч. 1 ст. 26). В некоторых других субъектах РФ допускается возможность обращения в конституционный (уставный) суд постоянных комиссий парламента (Республика Татарстан); группы депутатов – от 5 до 30 человек – законодательного (представительного) органа власти (Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург, Республика Тыва); органов местного самоуправления муниципальных образований (г. Санкт-Петербург), председателя арбитражного суда республики (Республика Тыва); уполномоченного по правам человека (Республика Башкортостан); политических партий (Республика Татарстан).

Во всех субъектах РФ пределы рассмотрения дела в конституционном (уставном) суде ограничены предметом обращения. Однако есть и иные решения. Например, Конституционный Суд Республики Дагестан правомочен принимать решение о конституционности или неконституционности не только оспариваемого нормативного акта, но и нормативных актов, основанных на нем или воспроизводящих его положения, а конституционные суды республик Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) управомочены по собственной инициативе давать толкование вынесенных ими постановлений.

В законах большинства субъектов РФ о конституционном (уставном) суде содержатся положения, провозглашающие решения суда окончательными и не подлежащими обжалованию и пересмотру. При этом запрет пересмотра решения конституционного (уставного) суда в равной мере распространяется как на судебные органы государственной власти, так и на Конституционный Суд РФ, суды общей или арбитражной юрисдикции, а также на сам суд, постановивший это решение.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Федеративное устройство России основано па ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. В силу ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство, а субъект РФ — свой устав и законодательство. Для разрешения вопросов, связанных с применением положений конституций (уставов) в каждом субъекте РФ создается отдельный конституционный (уставный) суд. Эти судебные органы входят в общую судебную систему страны и наряду с мировыми судьями относятся к судам, которые создаются субъектами РФ.

Обладая идентичными полномочиями, рассматриваемые судебные органы в различных субъектах РФ именуются по-разному. Поскольку республика в составе Российской Федерации имеет конституцию, соответствующий суд называется конституционным. В иных субъектах РФ, имеющих уставы, создаются и действуют уставные суды соответствующих субъектов РФ.

Несмотря па то что данные суды входят в общую судебную систему, они с Конституционным Судом РФ не связаны ни организационно, ни по своим полномочиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами соответствующих субъектов.

Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 13.02.2002 № 10 «Об Уставном суде города Москвы» данный суд представляет собой орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства. При этом Уставный суд входит в единую судебную систему РФ.

Уставный суд г. Москвы обладает следующими полномочиями.

1. Разрешает дела о соответствии Уставу г. Москвы: законов г. Москвы; нормативных правовых актов Московской городской Думы, мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти г. Москвы; уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц.

2. Дает официальное толкование Устава.

3. Реализует законодательную инициативу.

4. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Уставом г. Москвы и Законом г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы».

Судья Уставного суда г. Москвы назначается на должность Московской городской Думой по представлению мэра Москвы. Судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Мэр Москвы осуществляет отбор кандидатов на должность судьи на конкурсной основе и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.

На заседании Уставного суда судьи большинством голосов избирают из своего состава тайным голосованием в индивидуальном порядке Председателя Уставного суда и его заместителя.

Председатель Уставного суда:

— является судьей и осуществляет процессуальные полномочия;

— руководит подготовкой заседаний Уставного суда, созывает их и председательствует на них;

— представляет Уставный суд в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, по уполномочию Уставного суда выступает с заявлениями от его имени;

— руководит деятельностью аппарата Уставного суда;

— осуществляет иные полномочия, установленные законодательством и Регламентом Уставного суда.

По вопросам своей компетенции Председатель Уставного суда издает приказы и распоряжения.

Заместитель Председателя Уставного суда в необходимых случаях исполняет обязанности Председателя Уставного суда, а также осуществляет отдельные полномочия Председателя уставного суда, возложенные на него Уставным судом по предложению Председателя Уставного суда.

Аппарат Уставного суда: осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Уставного суда, проводит прием посетителей; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда; осуществляет материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Уставного суда.

Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде г. Москвы является обращение. Основанием к рассмотрению дела служит неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу закон г. Москвы или иной нормативный правовой акт, а также неопределенность в понимании положений Устава. Правом на обращение в Уставный суд обладают: мэр Москвы, Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд г. Москвы, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в г. Москве, районные суды, мировые судьи, прокурор г. Москвы, главы муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления.

Уставный суд по предложению Председателя Уставного суда поручает одному из судей предварительное изучение обращения в 15-суточный срок. Если дело назначено к слушанию, то Уставный суд назначает судью-докладчика для подготовки дела, составления проекта решения, а также изложения материалов на заседании.

Участниками процесса в Уставном суде являются стороны, их представители, эксперты, переводчики и другие приглашенные судом лица. В качестве сторон выступают: заявители (органы или должностные лица, направившие обращение); органы или должностные лица, акт которых подлежит проверке на предмет соответствия Уставу.

Стороны обладают равными процессуальными возможностями. В частности, стороны и их представители вправе: знакомиться с материалами дела; излагать свою позицию по делу; задавать вопросы другим участникам процесса; давать на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела; знакомиться с отзывами другой стороны; заявлять ходатайства, осуществлять иные полномочия. Наряду с этим стороны или их представители обязаны явиться по вызову, представить необходимые материалы, дать объяснения и ответить на вопросы.

Итоговое решение по делу Уставным судом принимается на закрытом совещании. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение должно быть основано на исследованных судом материалах.

Конституционные (уставные) суды иных субъектов РФ создаются и действуют на основании законов соответствующих субъектов.

Еще по теме:

  • Уголовный закон и уголовная политика Уголовная политика Понятие уголовной политики. Политика (от греч. politik) означает искусство управления государством, в том числе в каком-либо определенном виде деятельности. Самые ранние упоминания об уголовной политике относятся к первой четверти XIX в. и содержатся, в частности, в […]
  • Правило вождение на дороге Основы вождения автомобиля – золотые правила Поступай на дороге так, как хочешь чтобы другие поступали с тобой! Пропусти помеху справа и дурака слева! Что водителю в первую очередь необходимо - Ответственность: вы должны заботиться о безопасности – своей собственной, ваших […]
  • Законы по приобретению оружия Законы по приобретению оружия 09.08.2018 Александр Турушев - почетный защитник природы, или браконьер? 06.07.2018 Охота в июле: Сроки охоты в июле, на кого можно охотиться в июле 03.06.2018 Охота в июне: Сроки охоты в июне, на кого можно охотиться в июне 07.05.2018 […]
  • Принцип состязательности в суде ст Принцип состязательности Принцип состязательности определяет способы и методы формирования материалов дела, закрепляет активность сторон и других лиц, участвующих в деле, в доказывании и обосновании своей позиции в споре и тем самым гарантирует полное и правильное установление судом […]
  • Адвокаты по разводу в суде Адвокаты по разводу в суде Для того, чтобы подать в суд на развод самостоятельно Вам необходимо: определить, какому суду подсудно Ваше дело; собрать все необходимые документы; написать исковое заявление; оплатить госпошлину; подать документы в суд; узнать дату принятия искового […]
  • Продажа доли в ооо с залогом Залог доли в уставном капитале ООО: регистрация, риски, последствия Залог доли уставного капитала ООО часто рассматривается кредиторами как ликвидный актив и хорошее обеспечение исполнения обязательства. Закладывать долю либо ее часть – право участников ООО, закрепленное Законом об […]
  • Уплата налога от сдачи квартиры Налоги от сдачи квартиры в аренду. Выбор оптимальной системы налогообложения ​С дохода, полученного от сдачи квартиры в аренду, гражданин должен исчислить и уплатить в бюджет налог. Вид и размер платежа зависит напрямую от того, в каком статусе выступает собственник: физического лица или […]
  • Образец справки на алименты для субсидии Справки об алиментах: как получить и как они выглядят Справка об алиментах входит в список требуемых документов для получения детских пособий, оформления каких-либо субсидий, соцзащиты. Для чего же нужна справка по алиментам? Она необходима для подтверждения доходов. Некоторые […]