Приказ о корректировке рабочих программ педагогов

Положение о рабочей программе

Согласовано Рассмотрено «Утверждаю

Протокол заседания профкома на заседании педагогического совета Директор школы

№ от протокол № от .2016 г.

Приказ № _____ от .2016 г.

Положение о рабочей программе педагога

МОУ «СОШ с. Алексашкино Питерского района Саратовской области»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии :

— Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);

— Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);

— Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

— Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

— Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

— Приказом № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,

С учетом основной образовательной программы МОУ «СОШ с. Алексашкино Питерского района Саратовской области» (далее ОУ), Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов

1.2. Рабочая программа (далее – Программа), утвержденная образовательным учреждением – это локальный нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета (элективного курса, факультатива, курса дополнительного образования), требования к результатам освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования учащимися в соответствии с ФГОС в условиях школы

1.3. Рабочая программа как компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом школы

1.4. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (предметной области).

• сформировать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

• конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов (курса) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся.

1.5. Функции рабочей программы:

• нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

• целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

• определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

• процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

• оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

2. Технология разработки рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно

2.2. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.

Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением дисциплины ( предметной области).

2.3. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

— федеральному государственному образовательному стандарту или государственному образовательному стандарту 2004 г;

примерной программе по учебному предмету (курсу) (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

-основной образовательной программе школы;

— учебно-методическому комплекту (учебникам);

2.4.Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.

3. Структура рабочей программы

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Структура рабочей программы ГОС 2004г

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание учебного предмета, курса

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности» ОУ согласно данному положению должна содержать следующие разделы:

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Структура рабочей программы ФГОС

1) титульный лист;

2) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,

3)содержание учебного предмета, курса;

4) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

Программы курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования должны содержать:

личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

3) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

4) календарно-тематическое планирование;

Структурные элементы рабочей программы педагога

1. Титульный лист

— п олное наименование образовательного учреждения, согласно Уставу;

-наличие признаков нормативного документа(грифы рассмотрения, согласования и утверждения, №№приказа, протокола);

-название рабочей программы (предмет, курс и т.п.);

-адресность (класс или ступень обучения, возраст обучающихся);

-сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);

-год составления рабочей программы(приложение 1)

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса . (Требования к уровню подготовки учащихся)

ФГОС : Описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета (учащийся научится…, учащийся получит возможность научиться…)

ГОС : требования формулируются по трем основным составляющим: «учащиеся должны знать…», «уметь…» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

3. Содержание учебного предмета, курса

-составляется на основе примерной и/или авторской программы с учетом внесенных учителем изменений;

-имеет реферативное описание каждого раздела;

-название раздела, темы;

-количество часов для их изучения;

-изучаемые в теме вопросы;

-лабораторные и практические работы

творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

4. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

-название раздела, темы

-количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

— темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения учащимися программного материала

-планируемая дата проведения (приложение 2)

Тексты контрольно-измерительных материалов (КИМ), указанных в тематическом планировании контрольных работ (диктанты, контрольные работы, тесты и др.) оформляются приложением к рабочей программе.

5. Лист корректировки

Все изменения, дополнения, вносятся педагогом в лист корректировки (приложение 3)

4. Оформление рабочей программы

4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Не допускаются ксерокопированные материалы.

Рабочая программа прошивается, страницы нумеруются, скрепляются печатью образовательного учреждения и подписью директора ОУ

4.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется (Приложение 1)

4.3.Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы (Приложение 2).

5. Утверждение рабочей программы

5.1. Рабочая программа утверждается ежегодно (до 1 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.

5.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:

-обсуждение и принятие Программы на заседании предметного методического объединения (при наличии ШМО).

-получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора.

-принятие программы педсоветом (с указанием даты и номера протокола);

Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.

5.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора. Основанием для внесения изменений и(или) дополнений может быть:

— невыполнение программного материала;

— непредвиденные пропуски уроков, занятий, вызванных болезнью педагога, карантином в ОУ, увольнением сотрудника и т.д.

5.4 Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольной работы.

5.5.Педагоги ОУ обеспечивают выполнение рабочей программы в полном объёме на основании квалификационных требований к должности «Учитель».

5.6. Рабочая программа педагога составляется в одном экземпляре.

6. Хранение рабочей программы

6.1. Рабочая программа находится у педагога. Хранится рабочая программа в течение учебного года.

6.2. Рабочие программы размещаются на официальном сайте ОУ не позднее 15 сентября нового учебного года

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Алексашкино Питерского района Саратовской области»

Лицей №42 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 42

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район

Московской области

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ лицея № 42

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Министерство образования Московской области, МБОУ ВП «Академия социального управления», 2012г.), Уставом муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 42 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов МОУ лицея № 42.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (2009, 2010гг.) к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).

1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения;

оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания

1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально — технического обеспечения ОУ.

  1. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции ОУ (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех уровнях образования.

2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), на параллель или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, элективы, индивидуально-групповые занятия, кружки.

2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной программой по учебному предмету и/или авторской программой, должны быть обоснованными в пояснительной записке (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

2.9. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на каждый учебный год.

2.10. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

  1. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения основного общего образования

  • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года)
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Образовательной программе начального общего образования ОУ
  • Учебному плану ОУ
  • Федеральному перечню учебников
  • Настоящему Положению о рабочей программе

3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы педагога на предмет соответствия требованиям настоящего положения. Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.

3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений лицея, членов методического совета или внешних экспертов.

3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, педагогу необходимо доработать рабочую программу в указанные сроки.

3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям программа утверждается директором лицея после согласования с заместителем директора по учебно — воспитательной работе не позднее 31 августа.

3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора лицея по учебно — воспитательной работе.

  1. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»,

Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»,

Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 1)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 2)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.4. Рабочая программа основного общего образования, среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету включает в себя следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 3)

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся
  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.5. Рабочая программа электива по учебному предмету должна иметь следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 4)

  1. Пояснительная записка
  2. Требования к уровню подготовки обучающихся
  3. Содержание электива по учебному предмету
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.6. Рабочая программа кружка должна иметь следующие разделы:

Титульный лист (Приложение 5)

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения курса
  3. Содержание курса с указанием форм организации и видов кружковой работы
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

5.Содержание и оформление рабочей программы

5.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы Приложения. На титульном листе указываются: наименование ОУ; название предмета/курса/электива/кружка (для программ по ФГОС 2004г. дополнительно указывается уровень программы); параллель или класс; фамилия, имя, отчество учителя – составителя программы; гриф утверждения программы и год составления программы.

5.2. Пояснительная записка

  • для рабочих программ по ФГОС 2009-2010гг. включает в себя указание названия авторской программы по предмету/курсу/элективу/кружку, издательства и года издания. Указание УМК (автор, название, издательства и года издания), по которому ведется обучение.
  • для рабочих программ по ФГОС 2004г.: если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу и при наличии у учителя опубликованной авторской программы, в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе (автор, название, издательства и года издания) и кратко обосновать причину ее выбора и особенности реализации в конкретном ОУ.

5.3. Для рабочих программ по ФГОС 2009-2010гг. в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета курса/электива/кружка» раскрываются результаты, формируемые учебным предметом. Результаты систематизируются по трем видам: личностным, метапредметным, предметным результатам.

Для рабочих программ по ФГОС 2004г. в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки обучающихся, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

5.4. Содержание учебного предмета/курса/электива/кружка – структурный элемент рабочей программы, включающий:

— перечень и название разделов и тем курса;

— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

— содержание учебной темы;

— темы практических и лабораторных работ;

— творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

— возможные виды самостоятельной работы учащихся;

— использование резерва учебного времени.

Для рабочих программ по ФГОС 2004г. в разделе «Содержание учебного предмета» приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем и перечня дидактических элементов каждой темы. Указывается количество часов на освоение учебного материала по каждому разделу. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

При создании рабочей программы курсов внеурочной деятельности и кружковой работы содержание расписывается с учетом форм организации и видов деятельности в виде таблицы:

Приказ о корректировке рабочих программ педагогов

Положение о рабочей программе

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочей программе (далее – Положение) регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; Федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 51 имени Михаила Захаровича Петрицы. 1.3. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный локальный правовой документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета. 1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной инструкцией педагогического работника. 1.5. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на нее принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное).

2. Структура рабочей программы

3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. 3.2. Обязательные компоненты рабочей программы: — планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; — содержание учебного предмета, курса; — здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательных отношениях; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; — календарно-тематическое планирование. 2.2.1. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки ООП (по уровням общего образования), исходя из требований ФГОС общего образования и (или) федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФКГОС). Достижение всех планируемых результатов освоения учебного предмета, курса подлежит оценке. 2.2.2. В разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» кратко фиксируются: — результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу; — виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата; — организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно приложение тематики проектов). 2.2.3. Раздел «Содержание учебного предмета, курса» включает: — краткую характеристику содержания предмета или курса по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования и (или) ФКГОС; — воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета курса; — межпредметные связи учебного предмета, курса; — ключевые темы в их взаимосвязи и преемственность по годам изучения (если актуально). 2.2.4. Раздел «Тематическое планирование» оформляют в виде таблицы, состоящей из граф: — название темы; — количество часов, отводимых на освоение темы: — планируемые образовательные результаты учащихся по каждой теме (распределению по темам подлежат планируемые образовательные результаты учащихся, зафиксированных согласно п. 2.2.1 настоящего Положения. 2.2.5. Тематическое планирование рабочей программы – основа для создания календарно-тематического планирования учебного предмета, курса на учебный год. 2.3. Приложение: Контрольно-измерительные материалы в соответствии со стандартами.

3. Порядок разработки рабочей программы

3.1. Рабочую программу разрабатывают как часть ООП (по уровням общего образования).

3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующий вариантов установления периода, на который разрабатывает рабочую программу:

— на учебный год;

— на период реализации ООП, равный сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности.

3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе:

— ООП школы;

— примерной программы, входящей в учебно-методической комплект;

— авторской программы;

— учебной и методической литературы.

3.4. Педагогический работник вправе: — варьировать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе; — устанавливать последовательность изучения тем; — распределять учебный материал внутри тем; — определять время, отведенное на изучение темы; — выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания. 3.5. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, принимается педагогическим советом, утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом директора школы.

4. Оформление и хранение рабочей программы

4.1. Рабочую программу оформляют в электронном и печатном варианте.

4.2. Электронный вариант рабочей программы размещается на сайте школы.

4.3. С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням общего образования) перечня реализуемых рабочих программ разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию, где указывает:

— название рабочей программы;

— срок, на который разработана рабочая программа;

— список приложений к рабочей программе.

4.4. Электронную версию рабочей программы форматируют в редакторе MS Word шрифтом Times New Roman , кегль 10-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1,3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word , листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 4.5. Тематическое и календарно-тематическое планирование (п. 2.2.4, 2.2.5 Положения) представляют в виде таблицы.

  1. 4.6. Титульный лист рабочей программы не нумеруют. На титульном листе указывается:
  • наименование образовательного учреждения;
  • какие процедуры до утверждения прошла рабочая программа;
  • наименование учебного предмета ;
  • сведения о классе или уровне образования;
  • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория или разряд);
  • год разработки.

4.7. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию за исключением аннотации. 4.8. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение всего периода ее реализации. 4.9. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу

5.1. Изменения в рабочую программу вносят в связи с необходимостью корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам: — карантин; — актированные дни; — курсы повышения квалификации педагога при невозможности замены. 5.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части корректировки содержания рабочих программ. 5.3. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством: — укрупнения дидактических единиц; — сокращения часов на проверочные работы; — оптимизация домашних заданий; — вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение темы с последующим контролем. 5.4. Не допускается уменьшение объема за счет полного исключения тематического раздела из программы. 5.5. Корректировку рабочих программ проводят согласно срокам и порядку, установленным в приказе директора о внесении изменений в ООП.

Образец оформления титульного листа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 51 имени Михаила Захаровича Петрицы

Рабочая программа
по ___________ (указывается предмет)

на 20__ — 20__ учебные годы (период освоения программы) для 1-4 (5-9, 10-11) (класс или уровень образования)

разработана в 20__ г.

Учитель : (ФИО, должность, категория)

Пример оформления календарно-тематического планирования рабочей программы

Еще по теме:

  • Приказ мвд россии 140 01032012 Приказ мвд россии 140 01032012 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 1 марта 2012 г. N 140 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ПРИЕМУ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЮ В […]
  • Федеральный закон о санитарно эпидемическом благополучии населения Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., […]
  • Закон 210 от 30122004 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" С […]
  • 106н об утверждении правил Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N […]
  • Федеральный конституционный закон рф об арбитражных судах в рф Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ"Об арбитражных судах в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 4 июля […]
  • Закон об органах судейского сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 4 июля 2003 г., […]
  • Приказ 2700 53 пункт Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700"Об утверждении Порядка обеспечения […]
  • Приказы минздрава по онкологии Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 июля 2017 г. № 379н “О внесении изменений в Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 915н (не вступил в силу) Внести […]