Коллективный трудовой спор понятие и порядок рассмотрения

Коллективные трудовые споры: понятие, порядок рассмотрения в примирительной комиссии

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работником (их представителем) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая зарплату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение профсоюза при принятии локальных актов.

Стороны коллективного трудового спора: представители работников — профсоюзы, их территориальные организации, их объединения. Представители работодателя — руководитель организации или уполномоченные им лица, объединения работодателей.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (ст. 399 Трудового кодекса). Требования работников организации (представительства, учреждения), представителей утверждаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан их принять к рассмотрению в течение трех рабочих дней, сообщить представителю работников о своем решении в письменном виде; по требованиям профсоюзов — в течение одного месяца.

Если работодатель удовлетворил все требования работников, то спора не возникает. Если он отклоняет их частично или полностью, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих этапов:

  1. рассмотрение спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение спора с участием посредника;
  3. рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

Ни одна из сторон не вправе уклониться от участия в примирительных процедурах.

Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех дней с момента начала спора. Комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Заседания комиссии должны проводиться в полном составе выделенных представителей. Из состава комиссии выбираются председатель и секретарь.

Решения комиссии принимаются по соглашению сторон на основе переговоров. Принятое соглашение оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу. При недостижении согласия стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Коллективные трудовые споры

Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения

После изучения главы 15 студент должен:

знать

• понятие, предмет и стороны коллективного трудового спора, его отличия от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав;

• порядок разрешения разногласий самими сторонами коллективного трудового спора;

• порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и в трудовом арбитраже;

• систему гарантий работникам, участвующим в разрешении коллективного трудового спора;

уметь

• разграничивать коллективный трудовой спор и коллективную защиту индивидуальных трудовых прав;

• проводить классификацию коллективных трудовых споров;

• формулировать требования работников в ходе рассмотрения коллективного трудового спора;

• контролировать соблюдение сторонами коллективного трудового спора обязанностей в ходе рассмотрения указанного спора;

владеть

• навыками участия в работе примирительной комиссии и трудового арбитража, рассматривающих и разрешающих коллективные трудовые споры.

Понятие и предмет коллективного трудового спора

Понятие коллективного трудового спора позволяет определить, к каким спорным отношениям применяются специфические способы рассмотрения и разрешения данных споров, в том числе право на забастовку. Для правильного понимания сущности коллективного трудового спора необходимо выявить динамику возникновения коллективного трудового спора. Она включает в себя пять стадий развития коллективного трудового спора.

Первая стадия наступает лишь при возникновении юридических коллективных трудовых споров о праве, когда имеется действительное или только предполагаемое трудовое правонарушение. Экономические коллективные трудовые споры (споры об интересах) наступают без нарушения прав стороны, выдвигающей требования.

На второй стадии возможны различная оценка нарушения коллективного договора, социально-партнерских соглашений (в случае юридических споров) или различные взгляды на тот или иной вопрос, касающийся социальных и трудовых прав и обязанностей работников и работодателей.

Третья стадия – попытка урегулировать разногласие самими сторонами путем непосредственных переговоров.

Четвертая стадия включает обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган (начало коллективного трудового спора).

Пятая стадия – давление на работодателя со стороны работников с целью разрешения спора в свою пользу с помощью промышленных акций, в том числе забастовки, если разрешение спора с участием юрисдикционных органов не было осуществлено.

Все пять указанных стадий проходят в форме коллективных переговоров.

Легальное определение понятия коллективного трудового спора дается в ст. 398 ТК РФ.

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Данное определение позволяет выделить следующие характерные черты (признаки) коллективного трудового спора:

– это противоречие между работниками и работодателями;

– данное противоречие является неурегулированным;

– подобные разногласия возникают в связи с установлением и изменением условий труда, заключением, изменением и выполнением коллективных договоров, соглашений, отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Предметом коллективного трудового спора являются права и законные интересы работников, по поводу которых возникают соответствующие разногласия между его сторонами.

Следует различать сторон и участников коллективного трудового спора. Сторона коллективного трудового спора – это субъект, который «от своего имени приобретает определенные права и обязанности, наделяется юридическими гарантиями и самостоятельно несет предусмотренную законом ответственность. Участник же именно «принимает участие» в данных отношениях, действуя от имени и в интересах стороны».

В качестве сторон коллективного трудового спора выступают работники (коллектив работников) и работодатель (работодатели). Работодатели получают статус стороны коллективного трудового спора в том случае, когда коллективный трудовой спор касается заключения, изменения и выполнения социально-партнерских соглашений. Участниками же коллективного трудового спора являются следующие субъекты:

– представители работников – органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, и иные представители, избираемые работниками;

– представители работодателя (работодателей) – руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации и иными правовыми актами юридического лица, органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

Статья 220. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (конфликтов)

Коллективные трудовые споры (конфликты), возникающие между администрацией

предприятия, учреждения, организации и трудовым коллективом (коллективом подразделения)

или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий

труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений,

рассматриваются в соответствии с законодательством о порядке разрешения коллективных

трудовых споров (конфликтов).

Комментарий к статье 220 КЗоТ РФ

§1. Редакция статьи 220 КЗоТ о порядке рассмотрения коллективных трудовых

споров ориентирована еще на Закон СССР «О порядке разрешения коллективных

трудовых споров (конфликтов), который действовал вплоть до принятия Закона

Российской Федерации от 20 октября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных

трудовых споров». См. «Российскую газету» от 5 декабря 1995 г. Далее — Закон

о коллективных трудовых спорах.

Российский Закон значительно отличается от Закона СССР о коллективных

трудовых спорах. В нем нет слова «конфликты» ни в названии, ни в содержании.

Он более демократичен в части ограничения забастовок, закрепляет в общей части

§2. Коллективными трудовыми спорами называются неурегулированные разногласия

между работниками и работодателями (далее стороны) по поводу установления

и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения

и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых

отношений. Такое легальное определение дано ст. 1 Закона РФ о коллективных

трудовых спорах (далее просто Закона РФ от 20.X.95 г. или Закон).

§3. Коллективные трудовые споры возникают следовательно лишь после процедуры

урегулирования самими сторонами разногласий. Эту процедуру, как предшествующую

коллективному трудовому спору, Закон также предусмотрел в ст. ст. 3 и 4. Для

этого работники на общем их собрании (конференции) выдвигают и формулируют

письменно требования, принимая их большинством голосов. Одновременно они избирают

своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников

они вправе создать единый орган для участия в разрешении коллективного трудового

Работодатель, получив в письменной форме требования работников обязан

рассмотреть их и сообщить о своем решении представителю работников в письменной

форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.

Если требования работников работодатель удовлетворяет, то разногласия

считаются урегулированными и коллективного спора не возникает.

Если же работодатель полностью или частично отклоняет требования работников,

то может уже возникнуть коллективный трудовой спор.

§4. Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения

решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или

несообщение работодателем своего решения по требованиям в установленный срок

трех рабочих дней, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных

переговоров (п. 5 ст. 2 Закона РФ от 20.X.1995 г.).

§5. Коллективный спор разрешается, как правило, примирительными процедурами.

Ими называется рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения

примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже

(п. 2 ст. 2 Закона РФ). Следовательно Закон предусмотрел три последовательных

органа, которые могут разрешать коллективный трудовой спор. Но может быть

по соглашению сторон и два органа: примирительная комиссия, а затем трудовой

арбитраж. Примирительная комиссия — это первый обязательный этап примирительных

§6. В разрешении коллективных трудовых споров на всех этапах мирных процедур

участвуют представители спорящих сторон, понятие которых Закон закрепил в

Представители работников — это органы профессиональных союзов и их объединений,

уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также

органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции)

работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.

Представителями работодателей являются руководители организаций или другие

полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица,

а также полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные

§7. Рассмотрение возникшего коллективного спора начинается с примирительной

комиссии. Она создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного

трудового спора из представителей сторон на равных паритетных началах как

по количеству представителей сторон, так и по их роли в вынесении решения

комиссии. Спор ею должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента

издания приказа о ее создании. Работодатель не вправе уклоняться от создания

примирительной комиссии и участия в ее работе.

Решение примирительной комиссии принимается, если есть соглашение на

него спорящих сторон, а не путем голосования. Оно оформляется протоколом комиссии

и имеет обязательную силу для сторон, а исполняется в порядке и сроки, установленные

решением. Ст. 6 Закона РФ от 20.X.1995 г.

§8. Если в примирительной комиссии стороны не достигнут соглашения, то

они продолжают примирительные процедуры с участием посредника. Это второй

этап рассмотрения коллективного трудового спора, когда он не решен в примирительной

комиссии. Но могут стороны договориться спор решать не с посредником, а в

трудовом арбитраже сразу.

Посредник приглашается по соглашению сторон по рекомендации Службы по

урегулированию коллективных трудовых споров или независимо от нее. Если же

стороны в течение до трех рабочих дней с момента обращения за посредником

в Службу не достигнут соглашения о кандидатуре посредника, то он назначается

Сам порядок рассмотрения спора с участием посредника определяется посредником

по соглашению со спорящими сторонами. А срок его рассмотрения определил Закон

— до семи календарных дней с момента приглашения (назначения) посредника.

Завершается его рассмотрение принятием согласованного решения в письменной

форме или составлением протокола разногласий, если согласованного решения

не принято. Ст. 7 Закона от 20.X.1995 г.

§9. Трудовой арбитраж — это временнодействующий орган по рассмотрению

коллективного трудового спора. Он создается спорящими сторонами и Службой,

но из третьих лиц — трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных

самими сторонами. Создается он в срок не позднее трех рабочих дней с момента

окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В состав трудового арбитража представители сторон входить не могут, но

рассматривает он спор с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих

дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж оканчивает рассмотрение спора разработкой рекомендаций

в письменной форме, которые передаются сторонам и имеют для них обязательную

силу, если стороны в письменной форме заключили об этом соглашение (ст. 8

Закона РФ от 20.X.1995 г.). Закон не указывает, когда такое соглашение заключают

стороны, поэтому могут не только до рассмотрения спора в трудовом арбитраже

заключить это соглашение, но и после получения рекомендаций трудового арбитража.

§10. Может быть и всего один этап примирительной процедуры рассмотрения

коллективного трудового спора — в трудовом арбитраже. Это тогда, когда работодатель

уклоняется от участия в создании и работе примирительной комиссии.

В случае же уклонения работодателя от участия в создании трудового арбитража

и рассмотрения в нем трудового спора, а также от выполнения рекомендаций трудового

арбитража, когда было соглашение о их обязательном выполнении, работники могут

приступить к забастовке. Ст. 10 Закона от 20.X.1995 г.

Следовательно, если работодатель уклоняется и от участия в примирительной

комиссии и ее создания и от создания трудового арбитража и от рассмотрения

спора в нем, лишь в этих случаях без примирительных процедур (поскольку работодатель

уклонился от них) коллективный трудовой спор обостряется, принимая форму трудового

конфликта, решаемого забастовкой.

§11. Закон предусмотрел права и обязанности государственного органа,

содействующего разрешению коллективного трудового спора путем организации

примирительных процедур и участия в них — Службы по урегулированию коллективных

трудовых споров с ее органами на местах (в дальнейшем — Служба). Ст. 11 Закона

РФ от 20.X.1995 г.

а) формирует список посредников и трудовых арбитров и проводит их подготовку

как разрешать коллективные трудовые споры;

б) проверяет в случае необходимости полномочия сторон коллективного трудового

в) осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров

по уведомлению работодателей;

г) выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых

споров, подготавливает предложения по их устранению;

д) оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных

е) организуют финансирование примирительных процедур, т.е. оплату посредников,

ж) организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Работники Службы имеют право беспрепятственного посещения производств

в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления их причин и

Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров утверждено

постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 468 (Российская газета,

§12. Закон (ст. 9) установил для членов примирительной комиссии, посредников,

трудовых арбитров гарантии на время их участия в разрешении коллективного

трудового спора: они освобождаются на это время от основной работы с сохранением

среднего заработка на срок в течение года — не более трех месяцев, т.е. они

могут быть несколько раз освобождены в году, но в общей сложности не более

В период разрешения коллективного трудового спора участвующие в нем представители

профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности (избранных

собранием, конференцией работников) не могут быть уволены по инициативе администрации,

переведены на другую работу или перемещены, а также подвергнуты дисциплинарному

взысканию без предварительного согласия уполномочившего их на представительство

органа. Эти дополнительные специальные гарантии права на труд указанных работников

введены впервые Законом РФ о коллективных трудовых спорах.

§13. Закон закрепил в соответствии со ст. 37 Конституции РФ право работников

на забастовку при условиях и порядке, предусмотренных законом.

Представители работодателей не вправе организовывать забастовку и участвовать

Закон дал легальное определение понятию забастовки, указав (п. 6 ст.

2), что забастовка — это временный добровольный отказ работников от выполнения

трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного

трудового спора. Она может быть лишь после попыток мирными процедурами его

решить. Если примирительные процедуры не привели к разрешению спора либо работодатель

уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение по коллективному

трудовому спору, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации,

пикетирование, включая право на забастовку.

Участие в забастовке добровольное и никто не может быть принужден к участию

или отказу от участия в забастовке, иначе лица, принуждающие к этому, несут

дисциплинарную, административную и уголовную ответственность (ст. 13 Закона

РФ от 20.X.1995 г.).

§14. Забастовка может быть объявлена лишь по решению собрания (конференции)

работников производства (филиала, представительства) или по решению профсоюзной

организации, объединения профсоюзов.

Для принятия такого решения о забастовке собрание (конференция) правомочны,

когда на нем присутствует не менее двух третей общего числа работников, членов

профсоюзной организации (делегатов конференции). Решение это принимается,

если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

Собрание (конференция) избирает орган, возглавляющий забастовку. Этот орган

предупреждает работодателя о начале забастовки в письменной форме не позднее

чем за десять календарных дней, указывая в предупреждении дату и время забастовки,

ее продолжительность, количество участников.

§15. Закон предусмотрел и другой вид забастовки — предупредительную —

часовую. Она может быть объявлена после пяти календарных дней работы примирительной

комиссии однократно. Работодатель о ней тоже должен быть предупрежден письменно,

но не позднее чем за три рабочих дня. Работодатель предупреждает о забастовке

§16. При проведении забастовки, в том числе и предупредительной, орган

ее возглавляющий обязан обеспечить минимум работ, услуг.

Этот орган вправе приостановить забастовку, но при ее возобновлении обязан

не позднее трех рабочих дней предупредить об этом работодателя и Службу.

Прекращаются полномочия органа, возглавляющего забастовку, подписанием

соглашения об урегулировании коллективного трудового спора или когда забастовка

признается незаконной, если иное не было предусмотрено собранием (конференцией)

работников. Например, избирая этот орган, оно может возложить на него контроль

за исполнением соглашения по спору.

§17. Спорящие стороны в период забастовки вместе с органом исполнительной

власти (местного самоуправления) обязаны обеспечить общественный порядок,

сохранность производственного имущества, а также работу машин, оборудования,

остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В тех же производствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением

их здоровья и жизненно важных интересов общества (транспорт, водоснабжение,

скорая помощь, больницы и т.п.) при забастовке должен быть обеспечен минимум

необходимых работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно

с органом местного самоуправления (исполнительной власти) в пятидневный срок

с момента принятия решения об объявлении забастовки.

Если этот минимум необходимых работ (услуг) не обеспечен, то забастовка

может быть признана незаконной. Ст. 16 Закона от 20.X.1995 г.

В период забастовки стороны обязаны продолжить разрешение коллективного

трудового спора путем проведения примирительных процедур.

§18. Забастовка может быть признана незаконной судом субъекта Российской

Федерации (республики, края, области и т.д.) по заявлению работодателя или

Решение суда о признании забастовки незаконной доводится до органа, возглавляющего

забастовку, который обязан об этом немедленно проинформировать работников

и они должны на следующий же день приступить к работе.

Ст. 17 Закона от 20.X.1995 г. предусматривает, что забастовка является

незаконной, если она была объявлена без учета сроков, примирительных процедур

и требований закона об обязанностях сторон при проведении забастовки.

Незаконными также являются забастовки: а) создающие реальную угрозу основам

конституционного строя и здоровью других лиц; б) работников Вооруженных Сил

Российской Федерации, правоохранительных органов, органов Федеральной службы

безопасности — если при этом создается угроза обороне страны и безопасности

Законом о чрезвычайном положении право на забастовку может быть ограничено.

Законодательство о Федеральной государственной службе и о налоговой полиции

этим работникам запрещает объявлять забастовки и принимать участие в забастовках.

§19. Отложить неначавшуюся забастовку, а начавшуюся — приостановить может

суд на срок до 30 дней в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью

людей, например, забастовку медицинских работников во время эпидемии.

Приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но

не более чем на десять календарных дней вправе Президент Российской Федерации

и Правительство России.

Если забастовка в указанных Законом случаях не может проводиться, то

решение по коллективному трудовому спору принимает Президент Российской Федерации

в 10-дневный срок.

§20. Закон закрепил в ст. 18 определенное правовое положение работников

в связи с проведением забастовки и гарантии их права на труд. Так, участие

в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины и основанием расторжения

трудового договора, кроме случаев продолжения забастовки, признанной решением

суда, вступившего в законную силу, незаконной, или отсроченной или приостановленной

За участниками забастовки на время ее проведения сохраняются место работы

и должность, а зарплату им за это время работодатель вправе не выплачивать.

Не участвующие в забастовке работники продолжают работать и получать

зарплату, а если из-за забастовки они не могут работать, то им оплачивается

простой не по их вине, т.е. не менее двух третей тарифной их ставки.

Коллективным договором, социально-партнерским соглашением или соглашением,

достигнутым по коллективному трудовому спору могут быть предусмотрены компенсационные

выплаты и участникам забастовки. Ст. 18 Закона РФ от 20.X.1995 г.

§21. Закон РФ от 20.X.1995 г. в главе 4 предусмотрел ответственность

за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников

и участия в примирительных процедурах, подвергаются дисциплинарному взысканию

или штрафу до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в

судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя

за невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной

Работники же, не прекратившие забастовку, признанную незаконной, приостановленной

или отложенной, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение

трудовой дисциплины, в том числе уволены за прогул без уважительных причин.

Профсоюзная организация, объявившая и не прекратившая забастовку после

признания ее судом незаконной, несет материальную ответственность. Она обязана

по судебному решению возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой,

из своих средств в размере, определенном судом.

Таким образом, Закон России о коллективных трудовых спорах урегулировал

более конкретно и ответственность за его нарушение.

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения — это процесс взаимодействия субъектов трудовых отношений в случае конфликта, в основе которого лежат требования коллектива работников, выдвигаемые по причинам, перечисленным в законе. Например, из-за неудовлетворенности условиями ведения деятельности. Понятие и виды таких споров, а также этапы их разрешения рассмотрены в нашей статье.

Понятие коллективного спора

Как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры представляют собой разногласия между работодателями и сотрудниками. При этом конфликты коллективного характера обладают следующими обязательными признаками:

  1. Имеется особый субъектный состав: работодателю либо группе работодателей противостоит коллектив работников, объединенных интересами в профессиональной сфере (или представительный орган);
  2. Вопрос, составляющий предмет спора, относится к причинам разногласий, приведенным в определении понятия коллективного спора (ст. 398 ТК РФ), а именно:
  • неудовлетворенность персонала условиями труда, требования об их изменении (к примеру, о повышении оплаты за труд);
  • споры по поводу заключения, реализации условий коллективного договора (в частности, когда работодатель создает препятствия к заключению договора посредством уклонения от переговоров либо иным способом);
  • реакция на отказ работодателя учитывать мнение сотрудников в ходе утверждения локальных нормативных актов (например, если правила трудового распорядка не направлены для согласования профсоюзной организации).

ВАЖНО! В отношении такой причины спора, как неудовлетворенность условиями труда, речь идет только о тех условиях, которые установлены работодателем, а не действующими правовыми актами.

Только применение субъектного и предметного критериев в совокупности позволяет идентифицировать коллективный спор, отграничить его от индивидуального. Например, ненадлежащее исполнение коллективного договора в отношении 1 работника уже будет квалифицировано как индивидуальный конфликт и подлежит урегулированию в порядке гл. 60 ТК РФ.

Виды коллективных споров согласно закону о коллективных спорах

В доктрине нет единого подхода к выделению видов коллективных конфликтов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты классификации.

Предмет конкретного разногласия в трудовой сфере является не только признаком, позволяющим отнести его к коллективным спорам, но и выступает в качестве критерия классификации таких споров на группы:

  • споры об условиях деятельности;
  • споры о заключении коллективных договоров.

Кроме того, в зависимости от уровня отношений, на котором возникли разногласия, выделяются следующие трудовые споры коллективного характера:

  • локальные (в рамках компании);
  • региональные;
  • федеральные.

Нормативное регулирование коллективных споров за последние годы значительно преобразилось. В связи с внесением в 2006 году изменений в ТК РФ утратил действие ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.1995 № 175-ФЗ.

С целью детализации порядка урегулирования спорных ситуаций между коллективом сотрудников и организацией ФЗ от 22.11.2011 № 334-ФЗ были внесены изменения в положения ТК РФ об этапах разрешения споров:

  • Сроки разбирательства были сокращены и дифференцированы в зависимости от уровня спора.
  • Закреплена обязательность участия в процессе примирительной комиссии.
  • Кроме того, зафиксирован добровольный характер такого шага, как участие посредника в разрешении ситуации. Соответственно, данный этап может быть пропущен с непосредственной передачей разногласий в трудовой арбитраж.
  • В случае, когда примирительные процедуры не оказались эффективными, работники могут прибегнуть к забастовке.

Рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией

Отправной точкой для коллективных трудовых споров и порядка их разрешения служит направление письменных требований работодателю.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Требования должны исходить именно от трудового коллектива, то есть пройти процедуру утверждения собранием в присутствии более половины сотрудников.

Если по итогам рассмотрения работодателем требований в течение 2 дней ответа не последовало либо он отрицательный, сторонам необходимо прибегнуть к примирительным процедурам для разрешения конфликта. Первой и обязательной из них является этап рассмотрения ситуации примирительной комиссией.

Именно день, когда озвучено принятое работодателем решение, является датой начала спора.

ВАЖНО! Урегулирование коллективных разногласий, в отличие от индивидуальных, разрешаемых посредством применения юрисдикционных способов (в КТС, суде), происходит без обращения в судебные органы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Спор может быть зарегистрирован Федеральной службой по труду и занятости (далее — Роструд) в случае направления уведомления любой из сторон.

Если конфликт имеет место в рамках предприятия, комиссия подлежит формированию из представителей участников спора в равном количестве в течение 2 рабочих дней с даты начала спора. Если уровень конфликта иной, на это дается 3 дня.

Аналогичным образом зафиксированы сроки рассмотрения обстоятельств конфликта:

  • на локальном уровне — 3 дня;
  • на иных — 5 дней с момента, когда издан документ о формировании комиссии.

Если удалось достичь компромисса, он оформляется в виде протокола. Если же нет, субъектам необходимо перейти к иным примирительным процедурам.

Разрешение коллективного спора с участием посредника

Этап рассмотрения спора с использованием посредничества в рамках коллективных трудовых споров и порядка их разрешения не обязателен. Стороны могут составить протокол об отказе от данной процедуры и сразу перейти к разбирательству в трудовом арбитраже.

Если же субъекты трудовых отношений пришли к общему выводу о необходимости проведения переговоров с помощью посредника, договоренность закрепляется в соглашении. Его кандидатура должна быть избрана в течение 2 дней после этого.

Главное требование к посреднику — его независимость. Он должен объективно оценивать обстоятельства конфликтной ситуации, поэтому функцию посредника не может выполнять субъект, относящийся к одной из сторон спора (например, представитель коллектива работников).

ВАЖНО! Рекомендации по организации посреднического этапа разрешения спора утверждены постановлением Минтруда РФ от 14.08.2002 № 58.

Законодатель закрепил в ст. 403 ТК РФ, что максимальный срок рассмотрения конфликта составляет:

  • на уровне компании — 3 дня;
  • на иных — 5 дней с момента, когда утверждена фигура посредника.

Задача посредника состоит не в непосредственно разрешении спора, а только в содействии работодателю и работникам в выработке взаимовыгодного решения. Если таковое не найдено, вместо соглашения итогом этого этапа станет протокол разногласий. В этом случае следующий рабочий день будет предельным сроком для решения сторонами вопроса о передаче конфликта в трудовой арбитраж.

Рассмотрение коллективного спора в арбитраже

Специальным органом, чье назначение состоит в рассмотрении коллективного спора, выступает трудовой арбитраж. Это было отмечено, к примеру, в апелляционном определении Пермского краевого суда от 09.09.2014 по делу № 33-8635-2014, где подчеркивалась невозможность обращения отдельного сотрудника с требованиями коллективного характера в судебный орган.

ВАЖНО! Об обязательности этапа разрешения ситуации в трудовом арбитраже можно говорить только в случаях, когда ст. 413 ТК РФ запрещается проведение забастовки. К примеру, в условиях чрезвычайного положения.

Трудовой арбитраж обычно является временным органом, формируемым сторонами разбирательства в каждом конкретном случае (с участием Роструда). Однако он может иметь и постоянный характер в случае его создания при трехсторонней комиссии, специализирующейся на регулировании трудовых отношений, и утверждения ее решением.

Роструд предлагает спорящим сторонам кандидатуры трудовых арбитров и утверждает их состав при недостижении сторонами согласия. Главное, чтобы указанные лица не были участниками спора.

Решение о создании арбитража, порядок рассмотрения коллективных трудовых споров оформляются протоколом заседания Роструда и сторон.

Со дня создания специального органа отсчитывается период рассмотрения спора:

  • до 3 дней, если речь идет о локальном конфликте;
  • до 5, если уровень спора иной.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От иных процедур трудовой арбитраж отличается тем, что его решения носят для участников спора обязательный характер. Кроме того, они окончательны, так как возможности их оспаривания в суде закон не предусматривает.

Законом закрепляется разграничение индивидуальных и коллективных трудовых споров и порядка их разрешения. При этом важно учитывать и предметный, и субъектный критерии для правильного выбора дальнейших действий.

Разрешение коллективного спора происходит посредством последовательного применения примирительных процедур, из которых обязательной выступает только участие в этом примирительной комиссии.

Еще по теме:

  • Отказ истца от иска это Коллегия адвокатов "Правовая Защита" Главная Статьи Отказ от иска Отказ от иска порядок и последствия Отказ истца от иска – является одной из предоставленных ему процессуальным законом возможностей распорядиться собственными правами. Отказ от иска в своем процессуальном […]
  • Право на иск гражданский процесс Иск и право на иск в гражданском процессе Основной формой гражданского судопроизводства является исковое производство, так как большинство гражданских дел вытекает из споров о праве, и разрешение этих споров в суде начинается с подачи иска и возбуждения искового производства. Исковое […]
  • Юрист по авторскому праву консультация Открытость, честность, добросовестность и профессионализм в отношениях с Клиентами! Семейное право Трудовое право Защита прав потребителей Авторское право Другие отрасли права Юридические комментарии Научно-практические статьи м. Белорусская, 1905 года, […]
  • Порядок уплаты за патент Какой порядок, какие сроки перехода и оплаты патента для ИП, декларация Процедура перехода на патентную систему налогообложения Форма заявления на получение патента утверждена Приказом ФНС России от 18.11.2014 № ММВ-7-3/[email protected] Для получения патента необходимо не позднее чем за 10 дней до […]
  • Приказ 1030 от 04101980 с изменениями Приказ 1030 от 04101980 Приказ 1030 от 04101980 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ № 1030 от 04 октября 1980 г. «О утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» В целях упорядочения ведения и использования первичной медицинской документации в […]
  • Можно ли отменить решение суда Как отменить решение суда? Поэтому сразу возникает вопрос, а как же отменить решение суда? Для отмены судебного решения стоит обратится к закону. В ГПК РФ в ст. 330 описаны возможные случаи отмены судебного решения. Но прежде всего необходимо понять природу проблематики. Так как каждое […]
  • Жалоба инициативной группы Жалоба инициативной группы В Городскую прокуратуру г. Новосибирска от межинститутской инициативной группы в защиту Академгородка копия: В Генеральную прокуратуру Российской Федерации Требуем Вашего срочного вмешательства с целью прекращения противозаконной застройки лесной и […]
  • Как начать оформлять материнский капитал Процесс оформления материнского капитала. С чего начать. Необходимые документы и помощь при оформлении Программа поддержки российских семей действует с 2007 года. Родители с двумя и более детьми могут оформить материнский сертификат и получить от государства существенную помощь: в 2017 […]