Последний закон о высшем образовании

Законы о втором высшем образовании

Отдельного закона о втором высшем образовании в российской правовой базе нет. Процедура поступления в вузы уже дипломированных специалистов, содержание и объемы программ их обучения, а также правила оплаты учебы регулируются отдельными статьями федеральных нормативных и правоприменительных актов.

Существующие законы

До 2013 года основным законом, регламентирующим сферу второго высшего образования, был вышедший в свет еще 22-го августа 1996-го года Федеральный закон 125-ФЗ под названием «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он много раз редактировался и дополнялся (последние уточнения были внесены в декабре 2011-го года).

ФЗ № 125 регламентировал все правовые отношения в системе высшего и дальнейшего послевузовского образования в России и состоял из следующих разделов:

  1. Высшая образовательная система в РФ – ее структура, уровни и стандарты.
  2. Учреждения вузовского образования:
    • их виды и задачи,
    • создание,
    • управление,
    • реорганизация и т. п.
  3. Научно-исследовательские и другие организации системы высшего образования.
  4. Обязанности и гарантии прав обучающихся в вузах.
  5. Финансовые вопросы вузовской системы:
    • отношения собственности;
    • финобеспечение;
    • платные услуги;
    • оплата труда.
  6. Международное сотрудничество.

Переход на уровневую европейскую систему образования, построенную по принципу непрерывности, потребовал кардинального изменения имеющегося законодательства. С 1.09.2013-го начал работать новый закон, в котором прописана правовая основа деятельности всех образовательных организаций – от дошкольных до послевузовских – 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Его статья № 110 содержит указание на утрату силы закона 125-ФЗ.

Содержание

Последняя редакция закона «Об образовании», утвержденная в 2014-м, вступила в силу с начала 2015-го года, включает следующую правовую информацию:

  • Структура образования, стандарты и программы.
  • Язык и формы обучения.
  • Образовательная деятельность государственных и частных организаций.
  • Права обучающихся и их законных представителей.
  • Педагогическая деятельность.
  • Международное сотрудничество.
  • Финансовые вопросы, определяющие обеспечение организаций, платные услуги, образовательное кредитование и т. п.

Новшеством стало введение в закон правил использования в обучении электронных ресурсов и реализации образовательных программ через Интернет. Документ постоянно корректируется, последние изменения вносились в ФЗ № 273 в конце 2017 года, они касались назначения социальных стипендий.

О втором высшем

Высшему и второму высшему образованию в законе посвящены статьи от 69-й до 72-й. В них закреплено следующее:

  1. Современное вузовское образование делится на 3 последовательных уровня:
    • бакалавриат;
    • специалитет и магистратура;
    • подготовка высококвалифицированных научных кадров.
  2. Для поступления на любой уровень обучения нужно иметь диплом об окончании нижестоящей ступени.
  3. Образовательные стандарты одинаковы для всех вузов страны, за исключением тех, которые наделены статусом национального исследовательского либо федерального университета (например, МГУ или НИУ ВШЭ). Такие учебные заведения вправе устанавливать собственные, не противоречащие федеральным, нормы для всех уровней – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, интернатуры.
  4. Обучение в рамках того или иного образовательного уровня является вторым высшим образованием, если у студента уже есть диплом об окончании такого же либо более высокого уровня по любому профилю. То есть образование будет считаться вторым для учащихся:
    • бакалавриата – при наличии диплома бакалавра, специалиста, магистра;
    • магистратуры – при наличии диплома магистра или специалиста;
    • ординатуры либо ассистентуры-стажировки – после окончания учебы по программам этого же уровня;
    • поступающих на программы подготовки научных работников и педагогических кадров – при наличии диплома аспирантуры либо степени кандидата.

Вопросы второго высшего образования военнослужащих регулирует 19-я статья ФЗ № 76.

Новый закон «Об образовании»: комментарий юриста

21 декабря 2012 года в окончательной редакции был принят проект Федерального закона №121365-6 «Об образовании в Российской Федерации». Дата вступления закона в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон заменит два действующих в настоящее время закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Новый закон внесет много изменений в действующую на сегодняшний день систему образования в Российской Федерации. Так что же нас ждет в ближайшем будущем и каковы эти изменения? Главные изменения нового документа комментирует юрист Городского центра информатизации «Эгида» Наталья Александровна Александрова.

В статье 2 ФЗ появляется глоссарий, состоящий из понятий, используемых в новом законе. Раскрываются, например, такие понятия, как «обучающийся», «образовательная организация», «инклюзивное образование», «конфликт интересов педагогического работника», «присмотр и уход за детьми» и другие.

Вторая новелла состоит в изменении формулировок некоторых понятий. На сегодняшний день используется понятие «Образовательное учреждение». В новой редакции это понятие изменяется на понятие «Образовательная организация». Исходя из этого, после вступления изменения в силу образовательным учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в свои Уставы в течение трех месяцев после вступления закона в силу. При внесении данных изменений необходимо руководствоваться ст. 2 ФЗ «Об образовании».

Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые.

В статьях 7, 8, 9 ФЗ «Об образовании» определены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В Новосибирской области таким органом является Главное Управление образования мэрии г. Новосибирска. К его полномочиям относятся:

– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

– организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;

– создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях;

– создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;

– обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

– учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города Новосибирска и Новосибирской области;

– осуществление иных полномочий в сфере образования, которые закрепляются ФЗ «Об образовании».

Новый ФЗ «Об образовании» определяет следующие уровни общего образования:

1. Дошкольное образование

2. Начальное общее образование

3. Основное общее образование

4. Среднее общее образование

И следующие уровни профессионального образования:

1. Среднее профессиональное образование

2. Высшее образование – бакалавриат

3. Высшее образование – специалитет, магистратура

4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

В статье 11 раскрываются такие понятия, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Порядок их разработки, утверждения и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. Они определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации и др. Т.е. определяют список предметов и количество часов, которые будут являться обязательными к изучению и будут бесплатными.

Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с государственным образовательным стандартом. Согласно новому закону реализация образовательных программ возможна с использованием различных технологий, в том числе допускается использование дистанционных технологий и электронного обучения.

Новым законом предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Т.е. обучающиеся смогут осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных организаций.

Статья 16 посвящена понятиям «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и законодательно закрепляет право организаций, осуществляющих обучение, их применять. Т.е. организациям можно осуществлять обучение как с использованием различных баз данных, так и дистанционно (на расстоянии).

Новый ФЗ закрепляет следующие формы получения образования:

– В организациях – в очной, очно-заочной, заочной форме.

– Вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Вводятся понятия «Экспериментальная деятельность» – это возможность внедрения новых образовательных технологий, и «Инновационная деятельность» – это деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования.

После вступления ФЗ в законную силу в Российской Федерации образовательные организации будут подразделяться на следующие типы:

1. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы:

– дошкольная образовательная организация;

– профессиональная образовательная организация;

– образовательная организация высшего образования.

2. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:

– организация дополнительного образования;

– организация дополнительного профессионального образования.

В компетенцию образовательной организации включается установление требований к одежде обучающихся. На свое усмотрение образовательная организация может ввести школьную форму определенного образца.

Также нововведения коснулись и сельских школ. Согласно статье 22 принятие решения о реорганизации или закрытии общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении не допускается без учета мнения жителей этого поселения.

В статье 29 обновлен список информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на сайте образовательной организации. Например, теперь помимо сведений о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, также нужно указывать информацию об опыте работы педагогического работника.

4 глава ФЗ посвящена обучающимся и мерам их социальной поддержки. В качестве таковых указываются:

– полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью и т.п. в случаях, которые установлены ФЗ и законами субъекта Федерации;

– обеспечение питанием в случаях, которые также установлены соответствующими законами;

– обеспечение местами в интернатах и жилыми помещениями в общежитиях;

– получение стипендий и иных денежных выплат;

– предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки.

Также как и в действующем законе, в новой редакции предусмотрено по решению организации отчисление несовершеннолетнего обучающегося, однако устанавливается ограничение в том, что отчисление возможно только по достижении им 15 лет.

Впервые законодательно закрепляется особый статус педагогического работника. Указано, что педагогические работники будут иметь следующие трудовые права и социальные гарантии, которые несколько отличаются от тех, которые установлены в действующем на сегодняшний день законе:

– право на сокращенную продолжительность времени. Однако не устанавливается предела количества часов;

– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. В действующем законе установлен срок в пять лет;

– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;

– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако сейчас назначается пенсия за выслугу лет;

– право на предоставление педагогическим работникам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди помещений по договору социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан временно;

– право педагогических работников, которые проживают и работают в сельских населенных пунктах на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размеры такой компенсации устанавливаются Правительством РФ;

– педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена выплачивается компенсация за работу по подготовке и его проведению. Размеры такой компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, которые выделяются на проведение ЕГЭ.

Новый закон официально закрепляет то, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации. К примеру, средняя заработная плата на октябрь 2012 года по Новосибирской области составила 24 354 рублей (www.gks.ru).

Отдельно отмечается, что педагогический работник организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

В законе дана следующая формулировка понятия «Конфликт интересов педагогического работника»: это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Чтобы стало более понятно, попробуем привести пример.

У преподавателя в классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и соответственно оплачивается дополнительно его родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. Ну а так как часть суммы за дополнительные платные услуги оплачивается педагогу, то может возникнуть ситуация, в которой педагог будет заинтересован больше уделять внимания тем детям, которые учатся по дополнительным отдельно оплачиваемым программам.

Особое внимание хотелось бы уделить системе оплаты.

Согласно статье 65 нового ФЗ «Об образовании» с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, будет взыматься плата. Учредители детских садов сами вправе устанавливать размер взымаемой с родителей (законных представителей) платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательных организаций в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается.

Этой же статьей предусмотрена компенсация родителям (законным представителям) в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго, не менее 70% на третьего и последующих детей.

Что же касается организаций, осуществляющих общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, то образовательные программы в рамках государственного стандарта будут реализовываться бесплатно. Однако за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. То же самое касается и образовательных организаций с наличием интерната.

Изменения затронули и высшее образование. Теперь число обучающихся за счет бюджетных ассигнований будет увеличено и составит не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Т.е. в сравнении с законом, действующим на сегодняшний день, цифры значительно увеличиваются (в настоящее время – не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ).

Статья 104 регулирует такую услугу, как «образовательный кредит». Т.е. родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося или сам обучающийся, достигший возраста 18 лет, смогут в банке или иной кредитной организации получить целевой кредит на оплату обучения, питания, проживания, приобретения учебной литературы и других бытовых нужд в период обучения.

Несмотря на то, что новый закон «Об образовании» на сегодняшний день вызывает много споров и вопросов у родителей и обучающихся, его введение обещает в ближайшем будущем поднять систему образования на гораздо более высокий уровень и сделать образование более доступным.

Уважаемые коллеги! Если у вас остались вопросы по ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» или другим нормативно-правовым документам образования, вы можете задать их в рубрике «Вопрос юристу».

Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ», которым устанавливается четкая система уровней образования от дошкольного до послевузовского, сохраняется ЕГЭ и предусматривается система дистанционного обучения.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Новый закон об образовании: есть ли плюсы?

Образование. Гость Елены Щедруновой в студии радио «Вести ФМ»: первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин и член-корреспондент РАО Александр Абрамов.

Щедрунова: С 1 сентября в силу вступает новый закон об образовании в Российской Федерации, где прописаны все возможности для получения образования, все этапы получения образования. Документ новый, он заменяет собой те акты, которые действовали до этого времени, и закон об образовании, который был принят в 1992 году. Что изменилось за это время? Что нам ждать с 1 сентября? Каких-то кардинальных изменений ждать или нет? Попробуем это узнать сегодня с помощью наших гостей. У нас в студии первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин и член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов.

В этом законе, который будем обсуждать, говорится о непрерывности в том числе образования и возможности человека, гражданина Российской Федерации, получать дополнительное образование в течение всей своей жизни. Это есть в законе. Тем не менее хотелось бы понять, чем этот закон 2012 года (он был подписан в конце 2012 года, но вступает в силу сейчас) отличается от закона 1992 года, то есть 20-летней давности? Начнем с Олега Смолина. Олег Николаевич, вам слово.

Смолин: Как автор альтернативного законопроекта о народном образовании, я с глубоким прискорбием должен сообщить нашим радиослушателям, что закон 2013 года намного хуже не только закона 1992 года, но намного хуже даже того законодательства, которое действует в настоящее время.

Щедрунова: Давайте скажем, что меняется. То, что он хуже, я понимаю. В вас говорит прежде всего политик и автор альтернативного закона.

Смолин: Итак, что меняется в новом законе. В действующем законе утверждается, что плата за дошкольные учреждения (то есть за детские сады) должна составлять не более 20 процентов, а для многодетных семей — не более 10 процентов от реальных затрат государства или местного самоуправления на эти самые детские сады. В новом законе этого положения нет. Это значит, что теоретически можно поднимать плату за детские сады в 5-10 раз. С 1 сентября этого точно не произойдет, потому что бюджеты принимались на 2013 год, исходя из этой нормы, что будет с 2014. Будет происходить повышение платы за детские сады.

Щедрунова: Можно, я только сделаю ремарку, что в этом законе написано, что учредитель может вообще не взимать плату с семей, у которых низкие доходы. Это в законе тоже написано.

Смолин: Это в законе тоже написано. Но при этом у учредителя (то есть у бюджетов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) в абсолютном большинстве нет денег. Долги российских регионов федеральному бюджету по разным экспертным оценкам оцениваются от триллиона до полутора. В следующем году Минфин не будет закладывать трансферты регионам.

Вторая позиция. В законе исчезает как отдельный уровень начальное профессиональное образование. По этому поводу продолжаются бурные дебаты. Последний раз при обсуждении законопроекта по этому поводу высказывалась ассоциация машиностроителей России. Министерство образования и науки уверяет нас, что все будет хорошо, но при этом у меня на руках находятся очень серьезные экспертные заключения серьезных людей в образовании, которые предсказывают нам кадровый кризис рабочих кадров в регионах.

Следующее. В действующем законе ликвидировать сельскую школу можно только с согласия сельского схода. В новом законе этого положения нет. Напомню, что за 90-е годы в России было ликвидировано около 1000 сельских школ, за 2000-е — около 19 тысяч сельских школ. Мы приветствовали заявление министра образования и науки Дмитрия Ливанова о том, что пора с этим покончить, закрывать сельские школы нельзя, недопустимо, но закон как раз облегчает закрытие сельских школ.

Абрамов: С другой стороны, 20 тысяч школ за 10 лет – это говорит об определенной политике. Давайте я выскажу все-таки несколько слов по поводу закона. Закон 1992 года я оцениваю все-таки очень высоко, причем он высоко оценивался и за рубежом. Действительно, на европейском уровне. Там были свои недостатки, но там было самое главное. Перед принятием закона в 1988 году был съезд. К тому времени вырисовалась концепция развития образования. И, скажем, она пронизывала эти ключевые слова, которые были революционными для школы: дифференциация, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, то есть под законом лежала определенная концепция развития образования. Сейчас под этим законом 2013 года никакой концепции развития национальной системы образования нет.

Закон об образовании в Российской Федерации (новый)

В настоящей статье мы затронем вопросы предназначения, структуры, цели Федерального закона об образовании в Российской Федерации (273 — ФЗ). Также вы сможете ознакомиться с последней редакцией ФЗ с изменениями на 2017 год.

В современном мире от уровня развития и качества образования зависят практически все «грани» жизни государства: начиная с экономики, научно-технического прогресса, заканчивая культурой и безопасностью. Естественно, что столь важный сегмент общественной жизни как никакой другой нуждается в адекватной правовой базе. Тем не менее, на протяжении долгих лет в России остро стояла проблема неполного соответствия между общественно-политической ролью образования и состоянием законодательной базы, призванной регулировать отношения в сфере образования.

Утвержденный в 1992 г. Закон РФ «Об образовании» уже к концу 90-х гг. нуждался в обновлениях по причине прогресса социально – экономических отношений, растущих требований к выпускникам учебных заведений, роста числа образовательных учреждений, что требовало более четкой законодательной базы. Многократно вносимые поправки и дополнения в существующее на тот момент нормативные акты лишь привели законодательство об образовании к неустранимым внутренним противоречиям. А самой главной причиной, подтолкнувшей правительство к началу разработки нового основополагающего закона об образовании, был тот факт, что старый закон был ориентирован на регулирование советской модели образования.

Изначально разработчики нового закона приняли решение пойти по пути кодификации сферы законодательства и разработать Кодекс РФ об образовании. Однако кодекс не был утвержден. Впоследствии был разработан план-проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который должен был включить в себя как принципы правового регулирования отношений в сфере реализации обучения общего характера, так и положения, призванные регламентировать отдельные уровни профессионального и общего образования.

Процесс принятия нового закона привлек к себе пристальное неподдельное внимание общественности и членов политических партий, как никакой другой проект. В ходе общественного обсуждения законопроекта число предлагаемых поправок исчислялось тысячами.

В конечном счете, новый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был принят 29 декабря 2012 г., вступил в законную силу 1 сентября 2013 г. и действует по настоящее время. Данный закон сегодня является основополагающим правовым актом в области образования.
Закон 2012 года заменил 2 основных закона: Закон об образовании от 1992 г. и Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г., а также ряд других нормативно-законодательных актов.

Значение ФЗ Об образовании

Значение закона об образовании невозможно переоценить, так как он:

  • устанавливает гарантии в отношении прав и свобод граждан со стороны государства в сфере образования. В России состояние дел в сфере обучения напрямую связано не только с государственной социально ориентированной политикой, но и со стратегией экономического развития страны.
  • способствует интеграционному объединению российского и европейского образовательных пространств, создавая благоприятные условия для развития большей мобильности студентов и преподавательского состава, а также предоставляя возможность реализации совместных образовательных программ.

Цель Федерального закона об образовании

Цель федерального законодательства об образовании — предоставить каждому гражданину оптимальные условия для получения дошкольного, обязательного общего и высшего образования, а также выбор качественных образовательных организаций.

Предмет ФЗ — 273

В качестве предмета регулирования ФЗ об образовании выступают общественные отношения, которые возникают в ходе реализации права на обучение.

Содержание закона

В законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены:

  • экономические, организационные и правовые основы образования в РФ;
  • основы функционирования системы образования и практики образовательной деятельности;
  • главные принципы государственной политики России в сфере образования;
  • правовое положение субъектов отношений в сфере образования.

Стоит отметить, что новый закон об образовании от 2012 г. является гарантом бесплатности и доступности школьного, дошкольного и дополнительного образования. Основным нововведением в законе 2012 г. является то, что он разграничивает уровни общего (дошкольное, начальное, основное и среднее общее), профессионального и высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

Помимо прочего, в законе прописаны правила организации обучения несовершеннолетних инвалидов и детей, имеющих ограничения по здоровью, права ребенка на обучение по индивидуально составленному учебному графику, совмещение школьного обучения с обучением на дому (семейным).

Новый закон не подразделяет учреждения образования на виды, что прежде создавало излишние административные барьеры и накладывало ограничения на возможности в осуществлении образовательных программ.

Помимо прочего, закон вводит систему государственного мониторинга образования и процедуру независимой оценки качества обучения.

Еще по теме:

  • Преступления несовершеннолетних виды Преступления несовершеннолетних виды Согласно закону несовершеннолетними считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет. В большинстве своем эти лица совершают те же преступления, что и взрослые. Преступлениями, за которые ответственность наступает с 14 лет, являются: убийство, умышленное […]
  • Суды москвы ссср Московский городской суд 25 марта 1933 года было утверждено постановление №100 ВЦИК и СНК РСФСР, согласно которому («в изъятие из установленной „Положением о судоустройстве РСФСР" организации судебных учреждений») в системе органов юстиции Московской области образуется […]
  • Алименты во франции Развод по-французски Считается, что французы - народ любвеобильный и ветреный. Не верьте! Это всего лишь миф, придуманный местными литераторами, стареющими шансонье и охочими до острых ощущений туристами. Ветер над Францией давно дует в другую сторону: французская нация прагматична и […]
  • Сдать на права 2014 правила Новые правила сдачи на права в 2014 году В ГИБДД нужно будет сдавать три экзамена Новый регламент приема экзаменов в ГИБДД вступит в силу с 1 января 2016 года. Подробнее. В новом формате экзаменов в ГИБДД помимо сдачи двух стандартных этапов: теоретического и практического экзамена, […]
  • Правила минимализма в спальне Спальня в стиле минимализм (+80 фото) Спальня – одно из самых уютных и укромных мест в доме. Для посторонних глаз она становится настоящей тайной, а для хозяев жилья – оазисом комфорта, отдыха и спокойствия. Дизайн спальни в стиле минимализм – идеальный выбор, потому что мягкие […]
  • Можно-ли ездить без страховки с дкп Езда без страховки по ДКП. Преимущества и недостатки, срок разрешенной езды и особенности езды без страховки. Автолюбителям хорошо известен тот факт, что при покупке транспортного средства новый владелец определённое количество времени имеет право эксплуатировать его в дорожных условиях […]
  • Соколова обратилась за назначением пенсии Контрольная работа по «Гражданскому праву» Алферов отработал 6 лет в Мезенском районе Архангельской области и еще 8 лет в г. Архангельске. В каком возрасте он приобретет право на пенсию по старости? Согласно ФЗ «О пенсионном обеспечении в РФ» в районах Крайнего Севера необходимо […]
  • Законы о пиротехнике 2014 Пиротехника: Новый год без последствий Приближаются новогодние праздники, которые в России принято отмечать шумно, с использованием всевозможных фейерверков, петард и другой пиротехники. Но следует знать, что неправильное обращение с ними может представлять серьезную опасность. При […]