Законы рк Об образовании

Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III

Статья 17. Образовательные программы технического и профессионального образования

Сноска. Заголовок статьи 17 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Техническое и профессиональное образование является составной частью уровня среднего образования и направлено на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

2. Образовательные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня квалификации подготовки обучающихся делятся на образовательные программы:

1) предусматривающие подготовку квалифицированных рабочих кадров.

Содержание образовательных программ предусматривает:

изучение интегрированных курсов по общеобразовательным предметам, являющимся профилирующими для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению профессиональных навыков;

присвоение обучающимся установленного уровня профессиональной квалификации (разряда, класса, категории) по конкретной профессии;

2) предусматривающие овладение сложными (смежными) профессиями и практическими навыками выполнения работ во всех отраслях экономики, связанными с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.

Содержание образовательных программ предусматривает:

изучение общеобразовательных, общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики по приобретению и закреплению профессиональных навыков;

присвоение обучающимся повышенного уровня профессиональной квалификации по конкретной специальности;

3) обеспечивающие подготовку специалистов среднего звена.

Содержание образовательных программ предусматривает изучение интегрированных образовательных программ технического и профессионального образования с образовательными программами 1-2 курсов высших заведений.

По итогам промежуточной аттестации (после каждого курса обучения) обучающимся присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации (разряд, класс, категория) по конкретной специальности.

По завершении полного курса обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация специалиста среднего звена.

3. Образовательные программы технического и профессионального образования по специальностям культуры и искусства разрабатываются с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей подготовки обучающихся по указанным специальностям. Продолжительность обучения зависит от сложности программ и уровня присваиваемой квалификации и определяется соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования.

4. Образовательные программы технического и профессионального образования для граждан, имеющих общее среднее образование, предусматривают изучение общепрофессиональных, экономических, специальных дисциплин и выполнение учебно-производственных работ, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности.

5. Образовательные программы технического и профессионального образования состоят из программ теоретического и производственного обучения и профессиональной практики.

6. Образовательные программы технического и профессионального образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения, практики на базе предприятия.

Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Специализированные общеобразовательные учебные программы

Специализированные общеобразовательные учебные программы разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ основного среднего, общего среднего образования и направлены на углубленное освоение обучающимися основ наук, культуры, искусства, спорта, военного дела, развитие их творческого потенциала и дарований.

Специализированные общеобразовательные учебные программы реализуются в специализированных организациях образования для одаренных детей, а также в организациях образования с углубленной допризывной подготовкой в специализированных школах Министерства обороны Республики Казахстан.

Статья 19. Специальные учебные программы

Сноска. Заголовок в редакции Закона РК от 24.10.2011 № 487-IV(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Специальные учебные программы разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательных программ технического и профессионального образования и направлены на обучение и развитие лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, учитывают психофизические особенности и познавательные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.

2. Для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии разрабатываются и внедряются специальные учебные программы.

3. Специальные учебные программы реализуются в специальных организациях образования, предусмотренных законами Республики Казахстан, в общеобразовательных школах, организациях технического и профессионального образования или на дому.

Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 20. Образовательные программы послесреднего образования

1. Образовательные программы послесреднего образования направлены на подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена и прикладного бакалавра из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или техническое и профессиональное).

2. Содержание образовательных программ предусматривает изучение интегрированных, модульных программ технического и профессионального образования и отдельных дисциплин бакалавриата.

По итогам промежуточной аттестации на основании оценки уровня профессиональной подготовленности присваиваются:

1) квалификация (разряд, класс, категория);

2) повышенный уровень квалификации по сложным (смежным) профессиям.

По завершении обучения и прохождения итоговой аттестации обучающимся присваивается квалификация «специалист среднего звена», «прикладной бакалавр».

Сноска. Статья 20 в редакции Закона РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 21. Образовательные программы высшего образования

1. Образовательные программы высшего образования направлены на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики с присуждением степени «бакалавр» или присвоением квалификации «специалист».

Лица, завершившие обучение по образовательной программе высшего образования с присуждением степени «бакалавр» или присвоением квалификации «специалист», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

2. Содержание образовательных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим специальностям.

Образовательные программы высшего образования включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору. Дисциплины из компонента по выбору обучающегося в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины обязательного компонента.

Высшие учебные заведения вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, содержащие новейшие технологии и методы обучения, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование системы образования.

3. Срок освоения образовательных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования и должен составлять не менее четырех лет.

4. Для граждан Республики Казахстан, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее или высшее образование, высшими учебными заведениями разрабатываются и реализуются образовательные программы, предусматривающие сокращенные сроки обучения.

5. Освоение профессиональной образовательной программы интернатуры является обязательным условием допуска к клинической практике граждан Республики Казахстан, получивших высшее медицинское образование по клиническим специальностям, перечень которых утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения.

Положение об интернатуре утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения.

Сноска. Статья 21 в редакции Закона РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 22. Образовательные программы послевузовского образования

Сноска. Заголовок статьи 22 в редакции Закона РК от 13.11.2015 № 398-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Образовательные программы послевузовского образования направлены на подготовку научно-педагогических и управленческих кадров высшей квалификации, последовательное повышение уровня их научной, педагогической и профессиональной подготовки.

2. Содержание образовательных программ послевузовского образования предусматривает: теоретическое обучение, включающее базовые и профилирующие дисциплины, профессиональную практику, научно-исследовательскую (экспериментально-исследовательскую) работу с написанием диссертации.

3. Освоение профессиональной учебной программы резидентуры является обязательным условием допуска к клинической практике граждан, получивших высшее медицинское образование по клиническим специальностям, перечень которых утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения.

Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 23. Образовательные программы дополнительного образования

Сноска. Заголовок статьи 23 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Образовательные программы дополнительного образования направлены на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов.

2. Образовательные программы дополнительного образования в зависимости от содержания и направленности подразделяются на программы:

1) дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

2) переподготовки и повышения квалификации специалистов, направленные на развитие профессиональных компетенций, адекватных современным требованиям.

3. Образовательные программы дополнительного образования для детей, реализуемые государственными организациями образования, утверждаются органами, выполняющими по отношению к данным организациям функции органа государственного управления, за исключением образовательных программ детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств, которые утверждаются уполномоченным органом в области образования.

Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными законами РК от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 24. Образование взрослых

Сноска. Статья 24 исключена Законом РК от 24.10.2011 № 487-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 25. Экспериментальные образовательные программы

Сноска. Заголовок статьи 25 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Экспериментальные образовательные программы направлены на апробацию новых технологий обучения, внедрение нового содержания образования.

Сноска. Статья 25 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 26. Общие требования к приему обучающихся и воспитанников в организации образования

1. Порядок приема на обучение в организации дошкольного и среднего образования, организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, устанавливается типовыми правилами приема в учебные заведения соответствующего типа, за исключением военных, специальных учебных заведений.

1-1. Порядок приема в высшие учебные заведения, имеющие особый статус, определяется ими самостоятельно.

2. Порядок приема на обучение в организации дошкольного и среднего образования, обеспечивающий прием всех детей, проживающих на территории обслуживания организации образования, устанавливается правилами приема, утверждаемыми местными исполнительными органами на основании типовых правил приема в учебные заведения соответствующего типа.

2-1. Прием на обучение граждан Республики Казахстан, которым на конкурсной основе присужден грант «Өркен», осуществляется автономной организацией образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

3. Прием на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего, послевузовского образования, осуществляется по заявлениям граждан на конкурсной основе. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

3-1. Прием на обучение в автономные организации образования осуществляется в порядке, определяемом указанными организациями, без применения процедур единого национального тестирования.

4. Для получения послевузовского образования в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения в соответствии с перечнем специальностей, ежегодно утверждаемым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, граждане Республики Казахстан имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак».

С гражданами Республики Казахстан, которым присуждена международная стипендия «Болашак», заключается договор на обучение по международной стипендии «Болашак».

5. При проведении конкурса на получение образовательных грантов, а также на зачисление в состав обучающихся по государственному образовательному заказу на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним и высшим образованием преимущественное право имеют:

1) лица, награжденные знаком «Алтын белгі»;

2) исключен Законом РК от 13.11.2015 № 398-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

2-1) лица, имеющие документы об образовании организаций образования, реализующих образовательные программы техни

Законы рк Об образовании

Закон РК «Об образовании» четко регламентирует права и обязанности всех сторон — комментарий

АЛМАТЫ. 28 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ — Как известно, недавно вступил в силу Закон РК «Об образовании», основанный на Конституции страны. Комментарий к статьям закона корреспонденту Казинформа дал директор Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, кандидат педагогических наук, профессор Турсунбек Баймолдаев.

В законе нашли свое отражение такие принципы государственной политики в данной сфере, как равенство прав на получение качественного образования, приоритетность развития отрасли, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. Это и светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение его прав и свобод, стимулирование образованности личности и развития одаренности, непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней. Это и единство обучения и воспитания, демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования, разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования.

Проводя анализ закона, можно отметить следующее. Образовательная политика Казахстана ориентирована на интеграцию в мировое пространство. Данная сфера, взаимодействуя и вовлекая в образовательный процесс другие социальные институты, содействует полноценной социализации личности. Образование благодаря своей массовости и системности переводит ценности общечеловеческой и национальной культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания и, таким образом, оказывает решающее влияние на процессы, происходящие в духовной жизни, экономике и политике.

В контексте закона возросли роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики.

Согласно Декларации Совета Европы, преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. Такая модель введена в большинстве ведущих стран мира. Ее введение в законе об образовании Казахстана позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников

Законодательно утвержден переход на 12-летнее среднее общее образование: 4+6+2, следовательно, содержание учебных предметов изменяется в соответствии с переменами в окружающем мире и достижениями базовых наук. Будущее системы образования Казахстана, всего общества в значительной мере зависит от того, какое место в системе социально-экономических и духовно-нравственных ценностей занимает учитель.

Система социальных гарантий позволяет решить проблему закрепления молодых педагогических кадров, а значит, позволит образованию в целом продолжить воспитание интеллектуально развитого поколения. Хотелось бы отметить: в статье 45 закона определены рамки ответственности руководителей учреждений образования, что является дополнительной гарантией социальной защищенности учителя.

В законе о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам образования глава 20-1 «Административные правонарушения в области образования», статья 311-1 «Нарушения законодательства РК в области образования» предусматривает следующие виды ответственности — невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей и норм педагогической этики педагогическим работником влечет штраф на физических лиц от трех до пяти месячных расчетных показателей (МРП); на должностных — от 5 до 10 МРП. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей руководителем или иным должностным лицом учреждения образования влечет штраф от 10 до 20 МРП.

Очень важно, что предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей родителями или иными законными представителями в размере от 3 до 10 МРП. Не секрет, что часто нарушаются правила приема в образовательные учреждения, перевода и восстановления обучающихся. В связи с этим актуально, что в названном документе предусмотрена такая мера: нарушение лицензиатом требований типовых правил приема, а также деятельности учреждений образования, перевода и восстановления обучающихся влечет штраф в размере от 10 до 50 МРП на должностных лиц, от 70 до 100 МРП с приостановлением лицензии — на юридических лиц.

Известно, школа свободна от политики и религия отделена от школы. Однако в данной области имеются факты нарушения. Тем актуальнее представляется нам, что создание, деятельность структур политических партий и религиозных объединений в учреждениях образования влекут штраф на должностных лиц в размере от 20 до 50 МРП, на юридических лиц от 50 до 100 МРП. Каждая организация обязана строго выполнять требования государственного общеобязательного стандарта образования

Несоответствие предоставляемых образовательных услуг госстандарту, а также иные нарушения стандартов образования влекут за собой штраф на должностных лиц — от 20 до 50 МРП, на юридических — от 50 до 100 МРП с приостановлением лицензии. Наказываются штрафом и нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания.

Думается, что принятие таких мер будет способствовать повышению уровня качества управления организациями образования, исполнительской дисциплины, ответственности участников образовательного процесса. Что касается социальной защищенности педагогических работников, то принятый Закон «Об образовании», статья 53, обеспечивает ее в значительной степени. Учитывая особенности условий образования в сельской местности, должное внимание уделяется педагогическим работникам на селе. В условиях модернизации образования непрерывность профессионального обучения педагогов и в дальнейшем будет обеспечиваться системой повышения квалификации (СПК) в соответствии с Законом РК «Об образовании» с периодичностью не реже одного раза в пять лет посредством основных видов последипломного образования педагогических кадров.

В законе отмечено значение профессии педагога, и в связи с этим в статье 22 совершенствование системы подготовки и переподготовки учителей, повышения их квалификации рассматривается не только как долг научно-педагогической общественности страны, но и как общенациональный приоритет. Процесс повышения квалификации педагогических кадров уже сейчас носит системный, научный характер, методически подкреплен, адаптирован к постоянно меняющимся условиям в образовании и осуществляется через переподготовку учителей в соответствии с нуждами определенного населенного пункта или региона.

Нынешняя структура СПК охватывает всю систему образования в целом, помогая отслеживать уровень подготовки педагогических кадров, выходящих из вузов страны, помогая адаптировать учителя к современным условиям в школе, знакомя его с новейшими достижениями педагогических наук в условиях переподготовки. Потребность в повышении квалификации педагогических кадров обусловлена реформированием системы образования. Существующая сетевая модель СПК в Казахстане способна обеспечить охват необходимого количества специалистов.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК

(В редакции Законов Республики Казахстан от 24.12.2008 г. №111-IV ЗРК, 17.07.2009 г. №188-IV ЗРК, 19.03.2010 г. №258-IV ЗРК, 29.12.2010 г. №372-IV ЗРК, 06.01.2011 г. №378-IV ЗРК, 19.01.2011 г. №395-IV ЗРК, 01.03.2011 г. №414-IV ЗРК, 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК (см. вступление в силу), 15.07.2011 г. №461-IV ЗРК (см. вступление в силу), 22.07.2011 г. №478-IV ЗРК (см. сроки вступления в силу), 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК, 09.01.2012 г. №535-IV ЗРК, 13.02.2012 г. №553-IV ЗРК, 10.07.2012 г. №36-V ЗРК, 14.01.2013 г. №68-V ЗРК, 21.05.2013 г. №93-V ЗРК, 13.06.2013 г. №102-V ЗРК, 03.07.2013 г. №121-V ЗРК, 03.07.2013 г. №124-V ЗРК, 04.07.2013 г. №130-V ЗРК, 13.01.2014 г. №159-V ЗРК, 14.01.2014 г. №161-V ЗРК, 18.02.2014 г. №175-V ЗРК, 16.05.2014 г. №203-V ЗРК (вступил в силу 21.11.2014), 03.07.2014 г. №227-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2015), 29.09.2014 г. №239-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 13.01.2015 г. №276-V ЗРК, 19.05.2015 г. №315-V ЗРК, 21.07.2015 г. №337-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 13.11.2015 г. №398-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 16.11.2015 г. №403-V ЗРК, 24.11.2015 г. №419-V ЗРК (вступил в силу 01.01.2016), 24.11.2015 г. №421-V ЗРК, 03.12.2015 г. №433-V ЗРК, 04.12.2015 г. №435-V ЗРК, 09.04.2016 г. №501-V ЗРК (см. сроки вступления в силу), 22.12.2016 г. №29-VI ЗРК, 18.04.2017 г. №58-VI ЗРК, 05.05.2017 г. №59-VI ЗРК, 05.05.2017 г. №60-VI ЗРК, 30.06.2017 г. №80-VI ЗРК, 03.07.2017 г. №84-VI ЗРК, 05.07.2017 г. №88-VI ЗРК, 11.07.2017 г. №91-VI ЗРК, 25.12.2017 г. №122-VI ЗРК, 28.12.2017 г. №128-VI ЗРК, 16.05.2018 г. №155-VI ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 02.07.2018 г. №165-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК, 04.07.2018 г. №172-VI ЗРК)

(По всему тексту Закона слова «участникам войны и к инвалидам», «участникам войны и инвалидам» заменены словами «участникам и инвалидам Великой Отечественной», слова «учебного и воспитательного процесса», «Учебный и воспитательный процесс», «учебной и воспитательной работы» заменены словами «учебно-воспитательного процесса», «Учебно-воспитательный процесс», «учебно-воспитательной работы» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

(По тексту документа слова «аульной (сельской)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены на слова «сельской», «села», «сельского» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 03.07.2013 г. №121-V ЗРК)

(По тексту документа слова «высших учебных заведениях», «высшие учебные заведения», «высшего учебного заведения», «медицинского высшего учебного заведения», «высших учебных заведений», «высших заведений», «высшими учебными заведениями», «высшее учебное заведение» заменены на слова «организациях высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организации высшего и (или) послевузовского образования», «медицинской организации высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организаций высшего и (или) послевузовского образования», «организациями высшего и (или) послевузовского образования», «организацию высшего и (или) послевузовского образования» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13.11.2015 г. №398-V ЗРК

1-1) адъюнкт — лицо, обучающееся в зарубежных военных учебных заведениях, реализующих образовательные программы послевузовского образования;

2) академия — организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая в определенной области научно-педагогическую деятельность и являющаяся научно-методическим центром;

2-1) академический кредит — унифицированная единица измерения объема научной и (или) учебной работы (нагрузки) обучающегося и (или) преподавателя;

2-2) академическая мобильность — перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другую организацию высшего и (или) послевузовского образования (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов в своей организации высшего и (или) послевузовского образования или для продолжения учебы в другой организации высшего и (или) послевузовского образования;

2-3) аккредитационный орган — юридическое лицо, которое проводит институциональную и (или) специализированную аккредитации организаций образования на основе разработанных им стандартов (регламентов);

2-4) стандарты (регламенты) аккредитации — документы аккредитационного органа, устанавливающие требования к процедуре аккредитации;

3) именная стипендия — учреждаемая физическими или юридическими лицами стипендия для поощрения наиболее способных обучающихся, успешно осваивающих соответствующие образовательные программы, занимающихся научно-исследовательской работой, принимающих активное участие в общественной, культурной и спортивной жизни учебного заведения;

3-1) методический кабинет — структурное подразделение органов управления образования, обеспечивающее организационно-методическое сопровождение, анализ и оценку результативности образовательного процесса, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, что способствует творческому росту педагогических кадров и их профессиональной самореализации;

(Подпункт 3-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

3-2) военные, специальные учебные заведения — организации образования, подведомственные органам национальной безопасности Республики Казахстан, Министерству внутренних дел Республики Казахстан, органам прокуратуры Республики Казахстан и Министерству обороны Республики Казахстан;

4) бакалавр — степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы высшего образования;

4-1) бакалавриат — высшее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «бакалавр» по соответствующей специальности;

5) предпрофильная подготовка — целенаправленная педагогическая поддержка выбора обучающимся основного среднего образования индивидуальной образовательной траектории;

5-1) профильная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательную учебную программу общего среднего образования;

(Подпункт 5-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

6) профильное обучение — процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся;

6-1) доктор по профилю — степень, присуждаемая лицам, освоившим программу докторантуры по соответствующей сфере профессиональной деятельности и защитившим диссертацию в Республике Казахстан или за ее пределами, признанная в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) международная стипендия «Болашак» — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных организациях высшего и (или) послевузовского образования по очной форме обучения или прохождения стажировки в зарубежных организациях работниками, категории которых определяются Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом;

7-1) ваучерно-модульная система повышения квалификации — форма повышения квалификации, предоставляющая работнику образования возможность выбора организации, содержания и сроков обучения, финансируемая на основе подушевого норматива, установленного государством и оформленного в виде именного документа (ваучера), обеспеченного определенной суммой денег;

(Подпункт 7-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

7-2) институт повышения квалификации — организация образования, реализующая актуальные образовательные программы профессионального повышения квалификации и переподготовку кадров в системе непрерывного образования, осуществляющая поддержку инновационных процессов в образовании, обеспечивающих эффективность методической работы;

(Подпункт 7-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

7-3) присвоение квалификации — процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности;

(Подпункт 7-3 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

7-4) специальные условия для получения образования — условия, включающие специальные учебные программы и методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных учебных и образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями;

8) промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;

9) итоговая аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

9-1) образование — непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности;

9-2) образовательная программа — единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;

10) образовательный грант — целевая сумма денег, предоставляемая обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оплаты высшего или послевузовского образования с присуждением степени «бакалавр» или «магистр»;

(В подпункт 10 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

10-1) образовательный кредит — деньги, предоставляемые заемщику финансовыми организациями для оплаты обучения на условиях срочности, платности и возвратности;

(Подпункт 10-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

11) образовательная деятельность — процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности;

12) образовательный мониторинг — систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;

(В подпункт 12 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

13) уполномоченный орган в области образования — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;

13-1) оператор уполномоченного органа в области образования — юридическое лицо со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое уполномоченным органом в области образования, осуществляющее размещение государственного заказа на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях, а также осуществляющее координацию деятельности участников подушевого нормативного финансирования в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, и обеспечивающее мониторинг и контроль за соблюдением лицами, указанными в пункте 17 статьи 47 настоящего Закона, своих обязанностей по отработке или возмещению расходов бюджетных средств в случае неотработки;

14) национальная система оценки качества образования — совокупность институциональных структур, процедур, форм и способов установления соответствия качества образования государственным общеобязательным стандартам образования, потребностям личности, общества и государства;

15) нострификация документов об образовании — процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных лицам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах);

16) аккредитация организаций образования — процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным стандартам (регламентам) аккредитации с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов его повышения;

(Подпункт 16 изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

17) государственная аттестация организаций образования — процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта;

17-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2018 г. №171-VI ЗРК;

18) гимназия — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное образование по общественно-гуманитарному и иным направлениям обучения в соответствии со склонностями и способностями обучающихся;

18-1) научно-методическая работа — вид деятельности, основанный на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на совершенствование функционирования и развития системы непрерывного образования;

(Подпункт 18-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

18-2) кандидат наук, доктор наук — ученые степени, присужденные на основании защиты диссертаций соискателями;

(Подпункт 18-2 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

18-3) докторант — лицо, обучающееся в докторантуре;

(Подпункт 18-3 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

18-4) докторантура — послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров для научной, педагогической и (или) профессиональной деятельности, с присуждением степени доктора философии (PhD), доктора по профилю;

19) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

19-1) дуальное обучение — форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

19-2) особый статус — статус организации высшего и (или) послевузовского образования, присваиваемый Президентом Республики Казахстан за внесение выдающегося вклада в воспитание, обучение и профессиональное становление личности, обеспечение стабильно высокого уровня высшего и (или) послевузовского образования;

19-3) лица (дети) с особыми образовательными потребностями — лица, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования;

20) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

21) общеобразовательная школа — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, а также образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

21-1) подушевой норматив финансирования — норматив финансового обеспечения гарантированной государственной стоимости обучения на всех уровнях образования;

21-2) классификатор направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием (далее — классификатор направлений подготовки кадров) — документ, устанавливающий классификацию и кодирование направлений подготовки кадров с высшим и послевузовским образованием и используемый для реализации образовательных программ высшего и послевузовского образования;

21-3) организация высшего и (или) послевузовского образования — высшее учебное заведение, реализующее образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования и осуществляющее научно-исследовательскую деятельность;

21-4) эндаумент-фонд организации высшего и (или) послевузовского образования — фонд целевого капитала, формируемый за счет благотворительной помощи, безвозмездных отчислений, пожертвований, грантов, вкладов учредителей (участников) организаций образования, инвестиционный доход от которого направляется на финансирование научной и (или) образовательной деятельности;

21-5) высший колледж — учебное заведение, реализующее интегрированные модульные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

21-6) исследовательский университет — университет, реализующий утвержденную Правительством Республики Казахстан программу развития на пять лет и использующий результаты своей деятельности для интеграции образования и науки, генерации и трансферта новых знаний и технологий;

21-7) инклюзивное образование — процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

22) инновационно-образовательный консорциум — добровольное равноправное объединение на основе договора о совместной деятельности, в котором организаций высшего и (или) послевузовского образования, научные организации и другие юридические лица, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для подготовки высококвалифицированных специалистов на базе фундаментальных, прикладных научных исследований и технологических инноваций;

23) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

24) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

25) институт — организация высшего и (или) послевузовского образования, осуществляющая научно-педагогическую деятельность, а также подготовку кадров для профессиональной деятельности;

26) институциональная аккредитация — процесс оценивания качества организации образования аккредитационным органом на соответствие заявленному статусу и установленным стандартам аккредитационного органа;

26-1) интегрированные образовательные программы — образовательные программы, разработанные на основе объединения соответствующих содержательных аспектов образовательных программ;

27) интернатные организации — организации образования, обеспечивающие государственные гарантии прав на образование определенных категорий лиц с предоставлением места проживания;

28) интернатура — форма подготовки обучающихся по клиническим специальностям в рамках базового высшего медицинского образования для получения допуска к клинической практике;

28-1) кадет — лицо, обучающееся в военном, специальном учебном заведении по образовательным программам технического и профессионального или послесреднего образования;

28-2) центры адаптации несовершеннолетних — организации, находящиеся в ведении органов образования, обеспечивающие прием и временное содержание безнадзорных и беспризорных детей в возрасте от трех до восемнадцати лет для установления родителей или других законных представителей, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, в случае невозможности их своевременного устройства, детей, отобранных при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органом опеки и попечительства от родителей (одного из них) или от других лиц, на попечении которых они находятся, детей, направляемых в специальные организации образования, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;

29) профессиональная ориентация — предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

29-1) профессиональное образование — вид образования, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности;

29-2) профессиональная подготовка-форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ;

30) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 04.07.2018 г. №172-VI ЗРК;

30-1) профессиональная практика — вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

31) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

32) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

33) комплексное тестирование — форма экзамена, проводимого одновременно по нескольким учебным дисциплинам с применением информационно-коммуникационных;

34) клиническая база — клиника организации высшего и (или) послевузовского образования или организации здравоохранения, функционирующая на базе местных организаций здравоохранения, имеющая высокий уровень материально-технической базы, осуществляющая на основе современных методов организационно-методической, учебной, лечебно-диагностической и научно-исследовательской работы подготовку и переподготовку врачей, научных кадров и оказывающая все виды медицинской помощи;

35) колледж — учебное заведение, реализующее образовательные программы общего среднего и технического и профессионального образования или послесреднего образования;

35-1) кооперативное обучение — одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений;

(Подпункт 35-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

36) кредитная технология обучения — обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с накоплением академических кредитов;

36-1) курсант — лицо, обучающееся в военном, специальном учебном заведении по образовательным программам высшего образования;

37) квота приема — предельное количество объема государственного образовательного заказа, в том числе образовательных грантов, выделяемых для приема в организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

37-1) образовательный грант Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы «Оркен» (далее — грант «Оркен») — грант, учреждаемый Первым Президентом Республики Казахстан для оплаты обучения одаренных детей в автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»;

37-2) ассоциированный профессор (доцент), профессор — ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования;

38) дистанционные образовательные технологии — обучение, осуществляемое с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредствованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника;

38-1) прикладной бакалавриат — послесреднее образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением квалификации «прикладной бакалавр»;

38-2) прикладной бакалавр — квалификация, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы послесреднего образования;

38-3) внешкольная организация дополнительного образования — учебно-воспитательная организация, реализующая образовательные программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;

39) дополнительное образование — процесс воспитания, обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов;

40) лицей — учебное заведение, реализующее общеобразовательные учебные программы основного среднего и общего среднего образования и образовательные программы дополнительного образования, обеспечивающие расширенное и углубленное естественно-математическое образование обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями;

41) магистр — степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы магистратуры;

41-1) магистрант — лицо, обучающееся в магистратуре;

(Подпункт 41-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

41-2) магистратура — послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени «магистр»;

41-3) специалист — квалификация, присваиваемая лицам после освоения образовательной программы высшего образования;

42) специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;

42-1) дошкольная организация — организация образования, реализующая общеобразовательные, специальные учебные программы дошкольного воспитания и обучения;

43) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК

44) государственная именная стипендия — стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан и (или) Правительством Республики Казахстан;

45) государственный образовательный заказ — финансируемый государством объем услуг по дошкольному воспитанию и обучению, среднему образованию, подготовке кадров, повышению квалификации и переподготовке квалифицированных работников и специалистов для обеспечения потребностей экономики, воспроизводства квалифицированной рабочей силы и интеллектуального потенциала общества, а также по учебно-методическому обеспечению системы образования;

45-1) государственный выпускной экзамен — форма итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования, являющаяся необходимым условием для получения ими документа государственного образца, свидетельствующего об окончании курса среднего образования;

46) учебная программа — программа, определяющая по каждому учебному предмету, каждой учебной дисциплине и (или) модулю содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;

47) учебный план — документ, регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, профессиональной практики, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

48) учебно-клинический центр — структурное подразделение медицинской организации высшего и (или) послевузовского образования оснащенное современной аппаратурой, фантомами и муляжами и предназначенное для освоения и контроля практических (клинических) навыков обучающихся и (или) медицинских работников;

48-1) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся и воспитанников по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения знаний в течение всей жизни;

48-2) результаты обучения — подтвержденный оценкой объем знаний, умений, навыков, приобретенных, демонстрируемых обучающимся по освоению образовательной программы, и сформированные ценности и отношения;

48-3) учебно-оздоровительная организация образования — юридическое лицо, осуществляющее функции по воспитанию, образованию, оздоровлению, отдыху детей и учащейся молодежи;

49) среднее образование — гарантированное Конституцией Республики Казахстан образование, получаемое гражданами в результате освоения общеобразовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами образования;

49-1) грант «Лучшая организация среднего образования» — деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами области, города республиканского значения и столицы государственным организациям среднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;

(Подпункт 49-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

49-2) организация среднего образования — организация образования, реализующая общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, специализированные общеобразовательные и специальные учебные программы;

49-3) программа нравственно-духовного образования «Самопознание» — программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся;

49-4) производственное обучение — обучение, направленное на приобретение теоретических знаний, практических умений обучающимися, на базе организаций образования и (или) предприятий (организаций);

50) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 г. №36-V ЗРК

51) резидентура — форма получения послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

51-1) слушатель резидентуры — специалист, осваивающий образовательные программы послевузовского углубленного медицинского образования по клиническим специальностям;

(Подпункт 51-1 введен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.10.2011 г. №487-IV ЗРК)

52) духовные (религиозные) организации образования — учебные заведения, реализующие образовательные программы подготовки священнослужителей;

53) стипендия — сумма денег, предоставляемая обучающемуся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы;

53-1) стипендиальные программы — программы, предусматривающие обучение в казахстанских организациях высшего и (или) послевузовского образования иностранцев, в том числе лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Республики Казахстан, и финансируемые из средств государственного бюджета;

53-2) студент — лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

53-3) государственный заказ на обеспечение студентов, магистрантов и докторантов местами в общежитиях — денежные выплаты за услуги по обеспечению введения новых мест в общежитиях для студентов, магистрантов и докторантов, которые связаны с государственным образовательным заказом;

53-4) классное руководство — функция, возложенная на педагогического работника по координации деятельности обучающихся класса в рамках учебно-воспитательного процесса;

53-5) реестр признанных аккредитационных органов — сформированный уполномоченным органом в области образования перечень национальных и зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

53-6) наставник — квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой;

53-7) техническое и профессиональное образование — образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;

53-8) грант «Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования» — деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы государственным организациям технического и профессионального, послесреднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;

53-9) слушатель — лицо, обучающееся в организации образования по образовательным программам дополнительного образования и подготовительного отделения;

Еще по теме:

  • Фст реестр Приказ Федеральной службы по тарифам от 19 ноября 2014 г. N 2007-с "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и […]
  • Постановление пленума верховного суда 20 о добровольном страховании Правовые позиции Верховного Суда РФ по страхованию Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №20 от 27 июня 2013 г "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан" Процессуальные особенности рассмотрения дел - подведомственность, […]
  • Приказ 233 ростехнадзора с изменениями на 2018 Учебно-инжиниринговый центр, Челябинск (351) 265-73-50 | Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Приказ Ростехнадзора №233 Новости Нoрмативные документы Приказ Ростехнадзора №233 Приказ Ростехнадзора №233 […]
  • Приказ министерства здравоохранения рф от 11 марта 2013 г 121н Приказ Минздрава России от 11 марта 2013 г. N 121н Приказ, Минздрав России, 24 июня 2013 В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в […]
  • 762 приказ рк Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 “Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на […]
  • Закон 228-фз от 27072010 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" С […]
  • Приказ мо 400 2007 Приказ мо 400 2007 МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 октября 2000 года N 520 ____________________________________________________________________Утратил силу с 1 января 2008 года на основании приказа Минобороны России от 2 октября 2007 года N […]
  • Адвокат алексей игнатьев Федеральный судья Сергей Пашин (до 2007 года)Алексей СмирновМарина УлищенкоАлександр ШалаевАлександр Селютин со 2 августа 2005 по 14 ноября 2012 «Федера́льный судья́» — судебное шоу, выходившее на Первом канале российского телевидения со 2 августа 2005 года по 17 ноября 2011 года, […]