Понятие права государственной и муниципальной собственности

Понятие права государственной и муниципальной собственности

30. ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуа-тационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; опто-во-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).

Право государственной и муниципальной собственности

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права

Субъекты права государственной и муниципальной собственности

Особым субъектом права собственности наряду с юридическими лицами и гражданами является государство.

Государственная собственность, в свою очередь, подразделяется на два вида: федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, входящих в ее состав).

Собственность муниципальных образований государственной не является, поскольку закреплена в Конституции РФ в качестве одной из самостоятельных форм собственности наряду с частной, государственной и иными (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212, 215 ГК РФ).

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника уполномочены осуществлять органы государственной власти, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами, — специальные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в определенных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными актами (в частности, уставами муниципальных образований), — специальные государственные органы, а также юридические лица и граждане (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК РФ).

Объекты права государственной и муниципальной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, и казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Ответственность по обязательствам муниципального образования ограничена лишь имуществом, составляющим его казну, и не распространяется на имущество муниципальных предприятий и учреждений (ст. 126 ГК РФ).

Содержание и осуществление права государственной и муниципальной собственности. Содержание субъективного права государственной и муниципальной собственности включает правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом по своему усмотрению и в своем интересе.

Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, государственной и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • предприятия и другие имущественные комплексы;
  • здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • земельные участки;
  • жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

В качестве продавца (отчуждателя) выступает публичный собственник (его органы или уполномоченные ими юридические лица).

В качестве покупателей (приобретателей) могут выступать любые субъекты гражданского права, кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25 %. В роли покупателей не могут выступать и другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица.

Право государственной и муниципальной собственности

Субъективное право государственной собственности — это реальная возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом в пределах, установленных законом. Для права государственной собственности характерна множественность субъектов, обусловленная многоуровневым характером государственной собственности. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность — собственность Российской Федерации (далее — РФ) и собственность, принадлежащую субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государства. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. В. состав государственной собственности входят:

• объекты, составляющие основу национального богатства (территориальные воды, заповедники);

• объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления (казна, Алмазный и валютный фонды, имущество Вооруженных Сил, имущество Железнодорожных войск);

• объекты оборонного производства (ракетные носители, космические и летательные аппараты);

• объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России (объекты речного и морского флота).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается. В муниципальную собственность входят следующие объекты: жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации; жилищные эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры городов; учреждения и объекты здравоохранения. Муниципальная собственность подлежит регистрации в реестре муниципальной собственности.

Распространенным способом осуществления права государственной и муниципальной собственности является передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственником. По своему содержанию право хозяйственного ведения является более широким, чем право оперативного правления.

Государственное или муниципальное предприятие, которому имущество передано на праве хозяйственного ведения, распоряжается этим имуществом в пределах, определенных ГК. Такое предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество без согласия собственника. В отношении движимого имущества он может совершать все эти действия, если нет ограничений в законе.

В оперативное управление имущество предается казенным предприятиям. Такие предприятия используют имущество в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, в соответствии с задачами собственника и в соответствии с назначением имущества. Казенное предприятие может распоряжаться переданным имуществом только с согласия собственника. Порядок распределения доходов определяется собственником или государством.

Осуществление права государственной и муниципальной собственности

Осуществление права государственной или муниципальной собственности означает реализацию собственником гарантированных законом возможностей удовлетворения определенных потребностей и законных интересов за счет принадлежащего ему имущества, составляющих содержание субъективного права собственности.

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Одновременно он несет и бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие прав и охраняемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК).

В частности, органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Они, представляя интересы собственника, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК).

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу — доверительному управляющему (п. 4 ст. 209 ГК).

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК).

Право государственной или муниципальной собственности осуществляется различными способами. Способы осуществления права государственной и муниципальной собственности зависят от того, закреплено ли имущество за унитарным предприятием, учреждением либо находится в государственной (муниципальной) казне.

Широкое распространение в 90-х годов прошлого века получил такой специальный способ осуществления права государственной собственности, как приватизация государственных и муниципальных предприятий на основании Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Всего за период 1991—1994 гг. по приватизации предприятий было принято более 150 законодательных и нормативных актов. В ходе массовой приватизации с использованием приватизационных чеков к 1 июля 1994 г. создано 12 тыс. акционерных обществ из 14,5 тыс. предприятий, подлежащих акционированию.

В итоге в Российской Федерации 70% промышленного потенциала перешло в частные руки. Около 40 млн россиян стали акционерами-собственниками. Приватизация государственного и муниципального имущества получила закрепление в ст. 217 ГК. Указанная статья носит общий характер и предусматривает приватизацию не только предприятий, как это было ранее, но и государственного и муниципального имущества вообще. В частности, в абз. 1 ст. 217 ГК говорится, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Примечательно, что в соответствии с ч. 2 ст. 217 ГК при приватизации государственного и муниципального имущества применяются предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности только в том случае, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации”» в ст. 26.12 закрепил порядок управления и распоряжения имуществом субъекта Федерации. Он предполагает, что органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Федерации. Причем эта деятельность должна соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и издаваемыми в соответствии с ними нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ, а также соответствовать конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации.

Кроме того, органы государственной власти субъекта Федерации вправе передавать имущество субъекта Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Федерации.

Порядок и условия приватизации имущества субъекта Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Федерации поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 51 Закона о местном самоуправлении).

При осуществлении правомочий собственника органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Однако они должны соответствовать федеральным законам. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В соответствии со ст. 54 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется в уставе муниципального образования, а также устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятие права государственной и муниципальной собственности

Право собственности юридических лиц относится к частной форме собственности. Юридические лица

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по гражданскому праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по гражданскому праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Право муниципальной собственности относится к публичному праву. Это самостоятельная форма пра

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Государство как субъект права собственности занимает особое место среди других субъектов собственности. Объясняется это следующим: до 1990 г. государственная собственность была ведущей по отношению к другим формам собственности; государство имело ряд преимуществ по сравнению с другими собственниками; сейчас часть имущества государства передана другим субъектам, а его полномочия собственника уравнены с полномочиями других субъектов.

Право государственной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, закрепляющих три полномочия собственника РФ и ее субъектов по отношению к государственному (общенародному) имуществу. Эти нормы образуют институт права государственной собственности.

Право государственной собственности в субъективном смысле – принадлежащие государству три полномочия собственника, которые осуществляются с учетом общенародных интересов. Государственное имущество должно использоваться субъектами государственной собственности по его целевому назначению. Субъектами права государственной собственности являются: РФ, ее субъекты.

Особенности объектов права государственной собственности: их круг неограничен; в их круг входит имущество, составляющее исключительную собственность государства (которая используется только в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд, она не может находиться в частной собственности): недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа; объекты культурно-исторического наследия, имущество государственной казны, объекты ядерной энергетики, ядовитые и наркотические вещества и т. д.

Имущество, находящееся в собственности государства, делится на две части: закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и не закрепленное за юридическими лицами (оно составляет государственную казну). В государственную казну входят: средства федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других внебюджетных фондов РФ, Фонда Центрального банка РФ, золотой запас и т. д. Объектом взыскания кредиторов по долгам государства может быть только имущество, не закрепленное за юридическими лицами. Таким объектом являются средства бюджета. Имущество государства подлежит регистрации в соответствующем реестре федеральной государственной собственности (собственности субъектов РФ).

Основания(способы) возникновения и прекращения права государственной собственности: общегражданские (характерные и для других субъектов); специальные способы (характерные только для государства) – национализация, реквизиция, взимание налогов и обязательных платежей, переход государству по праву наследования выморочного имущества, принудительное изъятие имущества, в том числе путем выкупа его. Специальное основание прекращения права – приватизация.

Государство осуществляет права собственника, действуя при этом в хозяйственном обороте через свои органы, обладающие соответствующей компетенцией, основной госорган – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Похожие вопросы

  • Гражданское правоПРАВОГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ
    Правогосударственнойсобственности. Государство как субъект правасобственности занимает особое место среди других субъектов собственности.
  • Аграрное правоПРАВОГОСУДАРСТВЕННОЙСОБСТВЕННОСТИ
    Правогосударственнойсобственности. Государство как субъект правасобственности занимает особое место среди других субъектов собственности.
  • Гражданское правоПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    Правогосударственнойсобственности.
    Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования.
  • Гражданское правоПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
    Объектом правасобственности юридических лиц может быть любое имущество, за исключением того, которое по закону может быть только в государственной или муниципальной.
  • Институциональная экономика — . правсобственности. Государственная.
    Сравнительная характеристика правсобственности. Государственная, общая, частная собственность.
  • Экологическое право — Понятие правасобственности на природные.
    Законодательством выделены следующие виды правасобственности на природные объекты и ресурсы
    2) правогосударственнойсобственности
  • Шпаргалки по гражданскому праву
    Правособственности юридических лиц относится к частной форме собственности.
    Правогосударственнойсобственности.
  • Правоведение — Приобретение и прекращение правасобственности
    3) принудительного прекращения правасобственности, например, реквизиции – изъятия в интересах общества по решению государственных органов имущества у собственника в.
  • Аграрное правоПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
    Правогосударственнойсобственности. Государство как субъект правасобственности занимает особое место среди других субъектов собс.
  • Правоведение — . лиц. Государственная и муниципальная собственность
    2) государственнаясобственность (федеральная, принадлежащая РФ, и собственность субъектов РФ)
    2) правогосударственнойсобственности

найдено похожих страниц:10

Еще по теме:

  • Хмелев константин леонидович суд На заседании Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, прошедшем 22 ноября в г. Москве, рассмотрены представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации о проведении квалификационной аттестации судей. По итогам рассмотрения данных представлений […]
  • Как получают пенсию за границей ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Смена страны проживания – явление достаточно распространенное. Пенсионный фонд России выплачивает за рубежом пенсии более 305 тыс. граждан, проживающим в 128 странах мира. С рядом стран у России подписаны пенсионные соглашения. Это […]
  • Заявление г1 и г2 Классификация строительных материалов по пожарной опасности гл. 3 ст. 13 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Пожарная опасность строительных материалов характеризуется следующими свойствами: горючесть; воспламеняемость; способность распространения пламени по поверхности; дымообразующая […]
  • ФМ достоевский преступление и наказание в кратком содержании Очень краткое содержание Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Преступление и наказание, само название весьма лаконично и кратко передаёт смысл романа. По одному названию можно понять, что сперва следует преступление и за ним, следом, наказание. Раскольников много, и долго думает […]
  • Кто подает на развод разница Кто должен подать на развод, муж или жена? При прекращении семейных отношений практически всегда встаёт вопрос об официальном оформлении распада семьи. Если в семье нет детей, не достигших 18 лет, и желание расторгнуть свой брак присутствует у обоих супругов — они могут обратиться в […]
  • Реестр чистка программа ccleaner Как пользоваться CCleaner. Инструкция Программы, которыми мы пользуемся на своих компьютерах, имеют несовершенную систему очистки. То есть, когда мы запускаем программу и пользуемся ею, она создает временные файлы, которые сама же и удаляет по завершению работы. Проблема в том, что […]
  • Приказ 890 от 26092012 года Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями и […]
  • Пособие матери одиночке документы Какие документы нужны матери одиночке Рождение ребенка – это самое прекрасное чудо на всем белом свете, даже если мама будет воспитывать его одна, без папы. Ведь то, что у женщины нет мужа, совершенно не означает, что она не сможет воспитать своего малыша достойным уважаемым человеком и […]