Правила установки ограждений на дорогах

Содержание страницы:

Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.017-2015 “Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения”

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандартов — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения» является документом рекомендательного характера.

Методические рекомендации предназначены для органов управления дорожным хозяйством, проектных, научных и подрядных предприятий и организации, занятых проектированием, устройством и эксплуатацией дорожных ограждений на автомобильных дорогах федерального значения.

Настоящие методические рекомендации распространяются на проектирование, устройство новых и совершенствование дорожных ограждений.

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»

ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения на

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

1 аварийность: Показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части.

3 динамический прогиб ограждения (далее — прогиб): Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.

4 дорожно-транспортное происшествие: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

5 дорожные ограничивающие ограждения: Устройства, предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).

6 дорожные удерживающие ограждения: Устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), выезда на разделительную полосу, а также переезда через неё, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание пешехода).

7 ограждение дорожное: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

8 ограждение пешеходное удерживающее: Ограждение для пешеходов, предназначенное для организации пешеходного движения через автомобильную дорогу, а также для предотвращения случайного падения пешеходов с мостового сооружения, высокой насыпи.

9 ограждение пешеходное ограничивающее: Ограждение, предназначенное для предотвращения перехода пешеходами автомобильных дорог в неустановленных местах.

10 рабочая ширина: Максимальное динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места установки ограждения) относительно лицевой поверхности недеформированного ограждения.

11 тяжесть последствий ДТП: Комплексный показатель обеспечения уровня безопасности дорожного движения, определяется отношением количества погибших в ДТП к общему числу пострадавших в ДТП.

12 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение.

13 участок ограждения рабочий: Основная часть барьерных ограждений, предназначенная для принятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и концевой участки.

14 участок ограждения начальный: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.

15 участок ограждения концевой: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия, действующего при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.

16 участок концентрации ДТП: Ограниченный по длине участок автомобильной дороги, характеризующийся устойчивым и неслучайным совершением ДТП.

17 экодуки: Наземные переходы в разных уровнях для животных.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие обозначения и сокращения:

2 КД: Световозвращатель (катафот) дорожный.

3 КД-3: Световозвращатель для разделения транспортных потоков противоположных и попутных направлений движения, обозначения пешеходных переходов и искусственных неровностей.

4 КД-5: Световозвращатель для обозначения дорожных ограждений.

5 КД-6: Световозвращатель для обозначения двусторонних дорожных ограждений на разделительной полосе.

5 Основные положения

5.1 Применение на участках автомобильных дорогах дорожного ограждения различного типа позволяет снизить тяжесть последствий ДТП при опрокидывании и столкновении, а также влияет на снижение числа и тяжести ДТП при наезде на пешехода, велосипедиста и на диких животных.

5.2 Требования по применению дорожных ограждений определяются рядом действующих нормативно-технических документов, в том числе: СНиП 2.05.02 «Автомобильные дороги» [1], ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52607 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования», ГОСТ Р 52606 «Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений», Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог, ОДМ 218.6.004-2011 «Методические рекомендации по устройству тросовых дорожных ограждений для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах».

5.3 Необходимость оборудования участков автомобильных дорог находящихся в эксплуатации устанавливается на основе: анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП, наличия участков концентрации ДТП.

5.4 Дорожные ограждения по своему назначению в соответствии с ГОСТ Р 52606 подразделяются на два основных класса — удерживающие (предназначен в основном для обеспечения безопасности водителей и пассажиров автомобилей) и ограничивающие (для пешеходов и животных).

Применяются также комбинированные дорожные ограждения, сочетающие в себе два указанных класса.

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы: боковые ограждения для автомобилей (барьерные, бордюрные, парапетные, тросовые); фронтальные ограждения для автомобилей (телескопические, упругопластические, наливные); удерживающие ограждения для пешеходов (перила).

По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы: ограничивающие ограждения для пешеходов (направляющие, защитные, предупреждающие) и ограничивающие ограждения для животных.

На рисунке 1 представлена классификационная схема существующих дорожных ограждений.

5.5 Дорожные ограждения для автомобилей, устанавливаемые на автомобильных дорогах:

— удерживают транспортное средство от съезда с дороги, мостового сооружения, наезда на препятствие, выезда на полосу встречного движения;

— плавно изменяют траекторию движения транспортного средства после наезда на ограждение, что могло бы исключить резкое перестроение других транспортных средств и не создать препятствий на пути их движения;

— обеспечивают минимальное замедление транспортного средства, наехавшего на ограждение;

— не допускают опрокидывания транспортного средства;

— поглощают энергию удара при сохранении целостности конструкции ограждения.

Дорожные ограждения для автомобилей предназначены для снижения тяжести последствий от ДТП путём предотвращения съезда транспортного средства за пределы земляного полотна и мостового сооружения или столкновения со встречными транспортными средствами.

Рисунок 1 — Классификационная схема существующих дорожных ограждений

Дорожные ограждения предотвращают переезд транспортных средств через разделительную полосу, наезд на массивные препятствия, расположенные на обочине и в полосе отвода.

5.6 Удерживающие и направляющие пешеходные ограждения рекомендуется применять для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильных дорог при отсутствии разделительных полос между тротуаром и проезжей частью.

5.7 Наличие удерживающих и направляющих пешеходные ограждения кроме обеспечения безопасности дорожного движения, способствует повышению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог: повышению скорости движения транспортных средств и их пропускной способности.

5.8 Ограничивающие ограждения для животных устраивают в целях предотвращения их внезапного появления на участках автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, заповедники, что приводит к возникновению различных аварийных ситуаций и ДТП. Особенно тяжелые ДТП возникают при наезде на крупных лесных животных: лосей, кабанов и др.

6 Применение дорожных ограждений для автомобилей

6.1 При проектировании автомобильных дорог действующими нормативными документами предусматривается установка удерживающих дорожных ограждений для автомобилей:

— на участках автомобильной дороги, с высокими насыпями и (или) крутыми откосами земляного полотна, а также при близком расположении железных дорог, болот, оврагов, водных потоков, горных ущелий и склонов;

— на автомагистралях и скоростных дорогах, а также разделительной полосе многополосных автомобильных дорог, транспортных развязках, кривых в плане с недостаточной видимостью;

— на участках, проходящих по мостам, путепроводам, эстакадам и иным специальным дорожным сооружениям;

— у опор путепроводов, линий электропередач, связи, освещения, отдельных дорожных знаков индивидуального исполнения, а также иных коммуникаций и сооружений, расположенных в непосредственной близости от проезжей части.

6.2 В зависимости от степени сложности дорожных условий участки автомобильных дорог разделены на две группы: А и Б.

Группа А включает участки автомобильных дорог со следующими дорожными условиями:

— ширина разделительной полосы до 6 м с односторонним поперечным уклоном круче 1:10;

— с массивными препятствиями, расположенными на разделительной полосе или сбоку от проезжей части на расстоянии 4 м и менее от ее кромки;

— высота насыпей более 5 м;

— участки, расположенные на склоне местности круче 1:4 или проложенные вдоль болот, водных потоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии менее 15 м от края проезжей части, железнодорожных путей.

Группа Б включает участки автомобильных дорог со следующими дорожными условиями:

— ширина разделительной полосы до 6 м без массивных препятствий;

— проложенные вдоль болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части, железнодорожных путей;

— насыпи с откосами круче 1:4, а также подходы к мостовым сооружениям на автомобильных дорогах IV и V, II и III, I категорий протяженностью 12, 18 и 24 м соответственно без учета концевых участков при следующих дорожных условиях и перспективной интенсивностью движения менее 2000 авт/сут;

— при высоте насыпи 3 — 4 м на прямолинейных и с кривыми в плане радиусом более 600 м или на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном до 40‰;

— при высоте насыпи 2,5 — 3,5 м на прямолинейных и с кривыми в плане радиусом более 600 м или на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном свыше 40‰;

— при высоте насыпи 2,5 — 3,5 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном до 40‰ или на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50‰;

— при высоте насыпи 2 — 3 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном свыше 40‰.

6.3 Выбор дорожных ограждений и установление требуемого минимального уровня удерживающей способности выполняется в зависимости от сложности дорожных условий на рассматриваемом участке дороги.

6.4 Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А представлены в таблице 1, а к группе Б в таблице 2.

Статистические данные свидетельствуют, что столкновения и опрокидывания транспортных средств, наезд их на препятствия в совокупности составляют почти 50 % от общего числа дорожно-транспортных происшествий.

Снижение тяжести последствий таких ДТП может быть достигнуто путем повышения пассивной безопасности дорог, одним из эффективных способов обеспечения которой являются дорожные ограждения (далее — ограждения).

Большое разнообразие видов транспортных средств, участвующих в движении, и условий их наездов на ограждения не позволяет создать универсальную конструкцию ограждения. Поэтому, оценивая возможности каждой конструкции, необходимо ограничивать область ее использования с учетом вероятности вовлечения в ДТП различных типов транспортных средств, скорости их движения и угла наезда.

В национальном стандарте ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», введенном в действие с 1 января 2006 г., впервые установлены требования к применению вновь устанавливаемых ограждений с различным уровнем удерживающей способности.

Однако в настоящее время производство и установка ограждений ведется на основании множества нормативных документов различного уровня значимости, а также технических условий, разрабатываемых каждым производителем самостоятельно.

В данных рекомендациях разъясняются отдельные положения ГОСТ Р 52289 в части применения ограждений в конкретных дорожных условиях, приведены рекомендации по контролю за их установкой и эксплуатационным состоянием, а также дополнительные рекомендации по выбору конструкции удерживающих ограждений.

При этом учтены положения проекта национального стандарта ГОСТ Р «Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования», а также национальных стандартов ГОСТ Р 52398 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» и ГОСТ Р 52399 «Геометрические элементы автомобильных дорог».

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В рекомендациях приняты следующие используемые в нормативных и технических документах термины и определения:

балка — конструктивный элемент ограждения, предназначенный для воспринятая, распределения и передачи нагрузки от вступающего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения;

выбег автомобиля — процесс неуправляемого движения автомобиля после прекращения контакта с ограждением;

высота ограждения — расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части;

динамический прогиб ограждения — наибольшее горизонтальное смещение продольной оси балки ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение (Приложение 1, рис. 1а);

индекс тяжести травм — показатель воздействия инерционных перегрузок на пассажиров автомобилей, равный величине корня квадратного из суммы квадратов отношений средних фактических и допустимых величин инерционных перегрузок, действующих в течение 50 мс по направлениям главных осей автомобиля при его взаимодействии с ограждением;

консоль — элемент барьерного ограждения, расположенный между стойкой и балкой, главная функция которого — предотвращение контакта автомобиля со стойками ограждения. Консоль может быть жесткая и деформируемая (консоль-амортизатор). В конструкциях двусторонних барьерных ограждений используют консоль-распорку;

лицевая поверхность балки (бордюра или парапета) — поверхность ограждения, обращенная в сторону проезжей части;

ограждения дорожные — устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающие ограждения для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающие ограждения);

перегрузка инерционная — отношение среднего ускорения (замедления), действующего в течение 50 мс при наезде автомобиля на ограждение и измеренного вблизи центра масс автомобиля, к ускорению свободного падения;

рабочая ширина ограждения — максимальное динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места установки ограждения) относительно лицевой поверхности балки недеформированного ограждения (Приложение 1, рис. 1б);

расчётный автомобиль — автомобиль, используемый в качестве представителя определённой категории транспортных средств для полномасштабных испытаний ограждений на полигоне и расчётов характеристик взаимодействия автомобиля и ограждения;

стойка — вертикальный элемент ограждения, закреплённый в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите;

угол наезда на ограждение — угол между проекциями на плоскость дороги продольных осей автомобиля и недеформированного ограждения в начале контакта автомобиля с ограждением;

участок ограждения рабочий — основная часть ограждения, предназначенная для воспринятая ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и конечный участки;

участок ограждения начальный — дополнительная часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятая продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения;

участок ограждения конечный — дополнительная часть ограждения, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для воспринятая продольного усилия, действующего при наезде на рабочий участок ограждения;

участок ограждения переходный — часть ограждения, предназначенная для сопряжения ограждений, установленных на обочине или разделительной полосе, с ограждениями, установленными на мостовом сооружении, для сопряжения участков односторонних и двусторонних ограждений на разделительной полосе, а также для сопряжения ограждений разных типов и конструкций;

удерживающая способность (энергоёмкость) ограждения — условный показатель, характеризующий величину поглощаемой кинетической энергии движущегося автомобиля при наезде его на ограждение. Энергоёмкость определяют с использованием значений поперечной составляющей скорости движения автомобиля в момент наезда, массы автомобиля и угла наезда на ограждение;

уровни удерживания — диапазоны энергоёмкостей (от минимально допустимого до максимально возможного), по которым выбирают конструкции ограждений для применения в тех или иных дорожных условиях.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ

Основным классификационным признаком, позволяющим относить дорожные ограждения к тому или иному классу (подклассу), является назначение ограждений. Кроме того, используются следующие признаки:

расположение ограждения (определяет группы и подгруппы);

принцип работы ограждения (определяет тип конструкции дорожного ограждения);

разновидности по конструктивному исполнению (определяют виды конструкций).

Конструкции ограждений разделяются по классам (подклассам) и группам (подгруппам).

По назначению дорожные ограждения подразделяют на два класса — удерживающие (для автомобилей и пешеходов) и ограничивающие (для пешеходов и животных).

Дорожные удерживающие ограждения для автомобилей по назначению подразделяют на два подкласса — боковые и фронтальные. Боковые ограждения удерживают и корректируют траекторию движения при боковом ударе под острым углом к оси ограждения. Фронтальные ограждения удерживают автомобиль и гасят энергию удара как при ударе сбоку, так и в торец (в переднюю сторону) под углом, близким к 90°.

По условиям расположения удерживающие ограждения для автомобилей боковые подразделяют на две группы — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

одностороннее ограждение (удерживает автомобиль, удар которого об ограждение может быть с одной стороны, устанавливается по боковым сторонам дороги или разделительной полосы);

двустороннее ограждение (удерживает автомобиль, удар которого об ограждение может быть с двух сторон, устанавливается по оси разделительной полосы).

Удерживающие ограждения для автомобилей фронтальные по условиям расположения также подразделяют на две группы — дорожные и мостовые, каждая из которых состоит из подгрупп:

одностороннее ограждение (удерживает удар автомобиля, двигающегося по полосам одного направления движения), устанавливаемое при разделении потока автомобилей,

двусторонние ограждения (удерживает удар автомобилей, двигающихся по полосам различного направления движения), устанавливаемое в начале и конце разделительной полосы.

Дорожные удерживающие ограждения для пешеходов по условиям расположения подразделяют на две группы — дорожные (устанавливаемые на краю обочины) и мостовые (устанавливаемые на краю тротуаров мостовых сооружений). Ограждения для пешеходов предназначены для предотвращения падения пешехода в ограждаемую зону.

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на следующие типы:

а) боковые ограждения для автомобилей:

барьерные (энергия удара гасится за счёт упругопластической деформации материала конструкций);

бордюрные (энергия удара гасится за счёт сопротивления колёс и подвески автомобиля, обеспечивающего коррекцию траектории движения);

парапетные (энергия удара гасится за счёт подъёма колёс, уменьшающего опрокидывающий момент);

комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше;

б) фронтальные ограждения для автомобилей:

телескопические (энергия удара гасится в основном за счёт трения при вхождении одних элементов конструкций в другие);

упругопластические (энергия удара гасится в основном за счёт упругих, эластических и упругопластических деформаций материала);

наливные (энергия удара гасится за счёт сопротивления ёмкостей с водой или другим жидким либо вязким веществом);

комбинированные конструкции, являющиеся комбинацией типов, упомянутых выше;

типы конструкций с иными принципами гашения энергии;

в) удерживающие ограждения для пешеходов:

перила парапетные (недеформируемые конструкции);

перила барьерные (внешнее расчётное воздействие воспринимается упругими деформациями всех элементов конструкции — стоек, поручня, заполнения);

перила стоечные (внешнее расчётное воздействие воспринимается в основном упругими деформациями стоек);

иные типы конструкций.

Классификация дорожных удерживающих ограждений по конструктивному исполнению (виду конструкций) может быть дана в отраслевых документах либо документах, разработанных для конкретного изделия, типа или группы изделий (например, в технических условиях).

Дорожные ограничивающие ограждения для пешеходов по условиям расположения подразделяют на три группы:

направляющие — располагаемые на боковой разделительной полосе, у надземных или подземных переходов с целью показать направление движения пешеходов;

защитные — располагаемые на газонах и других площадках, которые необходимо защитить от повреждения пешеходами;

предупреждающие — располагаемые на тротуарах со стороны проезжей части (при отсутствии удерживающих ограждений), у опор путепроводов и опор информационно-указательных знаков, а также у опор ЛЭП с целью исключить попадание человека в опасную зону.

По условиям расположения дорожные ограничивающие ограждения для животных подразделяют на две группы:

группа 1 — ограждения, располагаемые по границе полосы отвода вдоль дороги,

группа 2 — ограждения, располагаемые в специальных проходах для животных под дорогами (скотопрогонах) и перед ними.

По типам ограждения подразделяют на сетки, решетки, заборы и другие конструкции, которые представляют собой механический способ защиты от животных. Разновидности конструкций могут быть отражены в специальных документах (технических условиях, рекомендациях и др.).

3. КОНТРОЛЬ ПРАВИЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
УДЕРЖИВАЮЩИХ ОГРАЖДЕНИЙ
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 1

1 В данном разделе содержатся рекомендации, относящиеся к боковым удерживающим ограждениям. Рекомендации по применению фронтальных удерживающих ограждений будут разработаны дополнительно.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности необходимо, прежде всего, убедиться в соответствии ограждений требуемому уровню удерживающей способности (таблица 1), а также требованиям к минимальной высоте (далее — высоте), максимально допустимым динамическому прогибу (далее — прогибу) и рабочей ширине.

Рабочую ширину учитывают при установке ограждения на разделительной полосе, у опор путепроводов, консольных или рамных опор информационных дорожных знаков, опор линий электропередачи и связи, опор освещения и наземных трубопроводных коммуникаций и т.п. (далее — массивных препятствий), а также на городских дорогах и улицах у бортового камня на тротуаре или газоне, разделяющем проезжую часть и тротуар. В других случаях учитывают прогиб.

Правила установки ограждений на дорогах

в) Одностороннее двухъярусное ограждение

г) Двухстороннее двухъярусное ограждение

_______________
* В зависимости от принятого размера консоли-амортизатора размер может быть другим.

1 — балка; 2 — стойка; 3 — консоль-амортизатор; 4 — световозвращатель

Рисунок 2 — Конструкция ограждений дорожной группы с консолями-амортизаторами

Рисунок 3 — Конструкция ограждений мостовой группы

а) Одностороннее одноярусное ограждение

б) Одностороннее одноярусное ограждение, устанавливаемое на цоколь

в) Двухстороннее одноярусное ограждение

г) Одностороннее двухъярусное ограждение

д) Двухстороннее двухъярусное ограждение

_______________
* Размер может быть изменен в зависимости от размера консоли-амортизатора.

1 — балка; 2 — стойка; 3 — консоль-амортизатор; 4 — световозвращатель; 5 — фланец стойки; 6 — ребро жесткости

Рисунок 3 — Конструкция ограждений мостовой группы

На обочинах дорог или на разделительной полосе по ее границам устанавливают односторонние ограждения дорожной группы.

Односторонние ограждения мостовой группы устанавливают на границах габарита мостового сооружения (тоннеля).

По оси разделительной полосы на земляном полотне дороги или мостового сооружения устанавливают двухсторонние ограждения дорожной и мостовой групп.

4.3 В зависимости от уровня удерживающей способности ограждения изготовляют одноярусной и двухъярусной конструкции (с одним или двумя ярусами балок по высоте).

5 Технические требования

5.1 Основные показатели назначения конструкций ограждений

5.1.1 Конструкции ограждений изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта на основе рабочей документации, утвержденной в установленном порядке. В смонтированном состоянии в соответствии с действующими нормативными документами они должны обеспечивать удерживающую способность:

— на обочинах и разделительных полосах дорог:

при высоте 1,1 м — до (450 кДж) — на обочинах; до (400 кДж) — на разделительной полосе;

— на мостовых сооружениях:

при высоте 0,75 м — до (300 кДж) — на границах габарита и на разделительной полосе;

при высоте 1,1 м — до (450 кДж) — (600 кДж) — на границах габарита в зависимости от ширины тротуара на сооружении; до (400 кДж) — на разделительной полосе;

при высоте 1,3-1,5 м — до (600 кДж) — на краю пролетного строения без тротуаров.

5.1.3 Параметры смонтированных ограждений и соответствующая удерживающая способность для ограждений различных групп и подгрупп приведены в приложении В.

5.2 Конструктивные требования

5.2.1 Конструкции ограждений в зависимости от их марки состоят из следующих элементов:

5.2.1.1 Ограждения дорожной группы с жесткими консолями односторонние (см. рисунок 1а):

— секция балки — СБ (см. рисунок 4); секция балки угловая — СБУ (см. рисунок 5);

— стойка дорожная — СД (см. рисунок 7а, б);

— консоль жесткая — КЖ (см. рисунок 8).

Ограждения дорожной группы с жесткими консолями двухсторонние (см. рисунок 1б):

— секция балки — СБ (см. рисунок 4); СБУ (см. рисунок 5);

— стойка дорожная — СД (см. рисунок 7в);

— консоль-распорка — КР (см. рисунок 9).

5.2.1.2 Ограждения дорожной группы с консолями-амортизаторами:

— односторонние (см. рисунок 2а):

— секция балки — СБ (см. рисунок 4); секция балки угловая — СБУ (см. рисунок 5);

— стойка дорожная — СД (см. рисунок 7 г, д);

— консоль-амортизатор — КА (см. рисунок 11);

— двухсторонние (см. рисунок 2б):

— секция балки — СБ (см. рисунок 4); секция балки угловая — СБУ (см. рисунок 5);

— стойка дорожная — СД (см. рисунок 7г, д);

— консоль-амортизатор — КА (см. рисунок 11).

Рисунок 4 — Секция балки ограждений СБ

— полная длина секции балки; — расчетная длина секции балки; — шаг осевых отверстий

Рисунок 4 — Секция балки ограждений СБ

Рисунок 5 — Секция балки угловой СБУ

СБУ (П) — правая; СБУ (Л) — левая (зеркальное изображение правой)

Рисунок 5 — Секция балки угловой СБУ

Рисунок 6 — Секция балки-вставки СБВ над деформационным швом

* — расстояние между стойками, ближайшими к деформационному шву.

Рисунок 6 — Секция балки-вставки СБВ над деформационным швом

Рисунок 7 — Стойки дорожные СД

а) Для односторонних ограждений с жесткими консолями

б) Для односторонних ограждений с жесткими консолями

в) Для двухсторонних ограждений с консолью-распоркой

г) Для односторонних ограждений с консолью-амортизатором с одним ярусом балки

д) Для односторонних и двухсторонних ограждений с консолью-амортизатором с двумя ярусами балки

_______________
* Стойки из гнутого профиля по ГОСТ 8282.

Примечание — Длину стойки принимают в соответствии с рабочими чертежами.

Рисунок 7 — Стойки дорожные СД

Рисунок 8 — Консоль жесткая КЖ

1 — задняя стенка; 2 — проставка; 3 — передняя стенка (скоба)

Рисунок 8 — Консоль жесткая КЖ

Рисунок 9 — Консоль-распорка КР

1 — швеллер N 16 (N 14); 2 — скоба

Рисунок 9 — Консоль-распорка КР

Рисунок 10 — Стойки мостовые СМ

а) Для односторонних и двухсторонних ограждений высотой 0,75 м: СМ-1, СМ-2, СМ-3

б) Для односторонних ограждений высотой 0,6 м либо односторонних и двухсторонних, используемых в составе комбинированных ограждений высотой 0,9 м: СМ-4, СМ-5, СМ-6

в) Для односторонних и двухсторонних ограждений высотой 1,1 м: СМ-7, СМ-8, СМ-9

1 — стойка; 2 — фланец; 3 — ребро жесткости

Рисунок 10 — Стойки мостовые СМ

Рисунок 11 — Консоль-амортизатор КА

* Размеры могут быть изменены в соответствии с рабочей документацией.

Рисунок 11 — Консоль-амортизатор КА

5.2.1.3 Односторонние и двухсторонние ограждения мостовой группы (см. рисунок 3) состоят из следующих элементов:

— секция балки — СБ (см. рисунок 4); балка-вставка над деформационным швом — СБВ (см. рисунок 6);

— стойка мостовая — СМ (см. рисунок 10);

— консоль-амортизатор — КА (см. рисунок 11).

5.2.1.4 Все конструкции мостовых ограждений должны быть оборудованы световозвращателями, конструкцию и число которых принимают в соответствии с действующими нормативными документами.

5.2.1.5 Сборочные чертежи конструкций ограждений — в соответствии с приложением А.

5.2.2 Длину секций балки ограждений СБ принимают по рисунку 4, выполняя перфорацию осевых отверстий в зависимости от шага стоек в конструкции ограждения (1000; 1330; 1500; 2500 мм). Стык секций балок может быть принят в любом сечении по длине ограждения (необязательно на стойке).

5.2.3 Угловые балки СБУ применяют для сопряжения рабочего участка ограждения с начальным и конечным участками. Расположение отверстий принимают по рисунку 4 (варианты 1, 2). Размеры овальных отверстий могут отличаться от приведенных на рисунке 4.

5.2.4 Для обеспечения перемещений в балке ограждения над деформационными швами мостового сооружения изготавливают секции балки-вставки СБВ, длины овальных отверстий в которых принимают: для мостовых сооружений с перемещениями в деформационном шве до 200 мм равными 125 мм, с перемещениями до 300 мм равными 175 мм.

5.3 Требования к сырью и материалам

5.3.1 Материалы для изготовления конструкции ограждений должны быть указаны в проектной документации.

Перфорацию отверстий в балках выполняют в соответствии с рисунком 4 в зависимости от указанного в заказе шага стоек.

5.3.3 Стойки дорожные СД (см. рисунок 7а, в) при использовании жестких консолей и консолей-распорок изготовляют из швеллеров N 12, 14, 16 по ГОСТ 8240. Марка стали ВСт3пс, ВСт3сп по ГОСТ 380. Стойки из гнутого С-образного профиля (см. рисунок 7б) выполняют по ГОСТ 8282. При выполнении конструкций с консолями-амортизаторами (см. рисунок 7 г, д) стойки выполняют из двутавров N 12, 14, 16 по ГОСТ 8239.

5.3.4 Стойки ограждений мостовой группы (см. рисунок 10) изготовляют из двутавров N 12, 14, 16 по ГОСТ 8239.

Фланцы стоек изготовляют из листовой стали марки Ст3сп2, Ст3сп5 по ГОСТ 380 толщиной 20 мм по ГОСТ 14637.

5.3.5 Консоль-амортизатор (см. рисунок 11) изготовляют из листовой стали толщиной 4-5 мм по ГОСТ 19903.

5.3.6 Заднюю стенку консоли жесткой (см. рисунок 8) изготовляют из листовой стали толщиной 4 мм по ГОСТ 19903. Марка стали по ГОСТ 380 — Ст3сп2 и Ст3сп5. Скобы следует изготовлять из листовой стали толщиной 4 мм по ГОСТ 19903. Марка стали — по ГОСТ 380.

5.3.7 Консоль-распорку (см. рисунок 9) выполняют из швеллера N 14 или N 16 (соответственно размеру стойки) по ГОСТ 8240. Марка стали — по ГОСТ 380.

5.3.8 Для соединения секций балки между собой следует применять болты М16 45.5.8 с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 и шайбы диаметром 22 по ГОСТ 11371.

5.3.9 Для соединения секций балки с жесткими консолями КЖ и консолями-распорками КР следует применять болты М16 45.5.8 по ГОСТ 7802, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 и прямоугольные шайбы (80 40 4) мм — по одной под каждый болт. Для крепления секций балок к консолям-амортизаторам применяют болты М16 45.5.8 по ГОСТ 7802, гайки М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927.

5.3.11 Световозвращатели марки КД4-1 должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

5.3.12 Крепление световозвращателей к балкам следует выполнять болтами М12 30.5.8 с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802 с гайкой М12 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 с шайбами диаметром 14 по ГОСТ 11371.

5.4 Требование стойкости к внешним воздействиям

5.4.1 Все элементы конструкции ограждения должны иметь цинковое покрытие, выполненное методами горячего или холодного цинкования.

5.4.2 При горячем цинковании по ГОСТ 9.307 толщина покрытия должна быть от 80 до 200 мкм для основных элементов (стойка, балка, консоль) и от 15 до 50 мкм для крепежных элементов при выполнении защиты методом диффузионного цинкования.

5.4.3 Допускается применение других защитных покрытий в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (например, по ГОСТ 9.401).

5.5 Требования к сварным соединениям

5.5.1 Качество сварных соединений в конструкциях ограждений должно соответствовать требованиям ГОСТ 3242, ГОСТ 5264.

5.5.2 Швы сварных соединений и стальные детали должны быть очищены от шлака, брызг сварки и натеков металла. Механическую обработку швов проводят способами, не оставляющими на поверхностях зарубок, надрезов и других дефектов.

6 Комплектность

6.1 Продукция, подготовленная к отправке потребителю, должна включать в себя в соответствии с заказом:

— комплекты всех участков ограждения — начального, конечного, рабочего;

— крепежные элементы в количестве, необходимом для монтажа ограждения;

— паспорт ограждения со штампом службы технического контроля предприятия-изготовителя о приемке;

— инструкцию по установке ограждения;

— документ, подтверждающий соответствие показателей ограждения требованиям настоящего стандарта.

6.2 Составы комплектов элементов рабочих участков ограждений приведены в таблице 1. Число световозвращателей указано для случая установки их с шагом 4 м.

Таблица 1 — Составы комплектов элементов рабочего участка ограждений

Число элементов в комплекте рабочего участка ограждения, марки

Секция балки* (см. рисунок 4)

СД (см. рисунок 7)

СМ (см. рисунок 10)

КР (см. рисунок 9)

КЖ (см. рисунок 8)

КА (см. рисунок 11)

* Число элементов в двухъярусных ограждениях увеличивают в два раза.

Примечание — Обозначения: — длина рабочего участка ограждения, м; — шаг стоек, м; — расчетная длина секции балки, м.

6.3 В поставляемый комплект ограждения на каждый участок (рабочий, начальный и конечный) следует добавлять:

— секций балок — 1 шт. (для двухсторонних ограждений — 2 шт.);

— консолей — 1 шт. (для двухсторонних ограждений — 2 шт.);

— крепежных элементов — необходимое число для одного стыка балок, для соединений и крепления к одной стойке;

— световозвращателей — 2 шт. на весь комплект заявленных конструкций.

7 Правила приемки

7.1 Все элементы ограждений должны быть приняты службой технического контроля предприятия-изготовителя партиями.

Партией следует считать одноименные элементы конструкции ограждения, изготовленные по одной технологии без переналадки оборудования, но не более числа разовой поставки одному потребителю.

7.2 Для контроля размеров, внешнего вида элементов ограждений и качества их антикоррозионного покрытия из каждой партии отбирают не менее пяти элементов, которые подвергают приемочному контролю.

При получении неудовлетворительных результатов контроля хотя бы по одному из показателей, установленных настоящим стандартом, по этому показателю проводят повторный контроль на удвоенном числе элементов, отобранных из той же партии.

Если при повторной проверке окажется хотя бы один элемент, не соответствующий требованиям настоящего стандарта, всю партию подвергают поштучной проверке.

Элементы ограждений, не соответствующие требованиям настоящего стандарта, подлежат выбраковке.

7.3 Правильность и полнота комплекта каждого участка ограждения, отгруженного потребителю, должна быть подтверждена паспортом с подписями лиц, ответственных за качество, в соответствии с системой контроля качества.

Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия комплектов ограждений проекту и требованиям нормативных документов, соблюдая при этом указанный выше порядок отбора элементов и применяя методы контроля, установленные настоящим стандартом.

8 Методы контроля

8.1 Качество применяемых материалов должно быть подтверждено сертификатом предприятия-поставщика или данными входного контроля предприятия — изготовителя ограждений.

Качество защитного покрытия элементов ограждения и крепежных изделий следует определять по ГОСТ 9.307.

8.2 Контроль качества сварных швов и их параметров следует проводить в соответствии с действующими нормативными документами.

8.3 Линейные размеры элементов ограждений проверяют рулеткой 2-го класса точности по ГОСТ 7502, измерительной металлической линейкой 2-го класса точности по ГОСТ 427, штангенциркулем (0-320 мм, нониус с ценой деления 0,1 мм) по ГОСТ 166 или другими измерительными средствами, обеспечивающими требуемую точность измерений.

8.4 Правильность взаимного расположения отверстий в секциях балки и их размеры, а также кривизну секций балок следует проверять специальными поверочными шаблонами.

Измерения криволинейности и волнистости секций балок следует проводить натянутой струной и металлической поверенной линейкой.

8.5 Комплектность, упаковку, наличие и правильность нанесения маркировки проверяют визуально.

9 Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

9.1 Все основные элементы ограждений следует отправлять потребителю в связках.

Световозвращатели, крепежные изделия, паспорт ограждения со свидетельством о приемке и копию сертификата соответствия ограждения конкретной марки требованиям настоящего стандарта следует отправлять в специальной упаковке, изготовленной по чертежам предприятия — изготовителя ограждения.

9.2 Маркировка, наносимая на металлический, пластмассовый или деревянный ярлык, прикрепляемый к связке (упаковке), должна содержать:

— наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

— число элементов в связке (упаковке);

— массу связки (упаковки);

— номер связки (упаковки);

— клеймо (штамп) службы технического контроля предприятия-изготовителя.

Маркировку следует выполнять в соответствии с ГОСТ 14192 несмываемой краской.

9.3 Секции балки должны храниться в связках по маркам, уложенных в штабели, с опиранием на деревянные прокладки и подкладки. Подкладки под нижним рядом связок должны быть толщиной не менее 50 мм, шириной не менее 200 мм и уложены по ровному основанию через 1000 мм. Прокладки между связками балок должны быть толщиной не менее 20 мм и шириной не менее 200 мм.

Схема складирования должна обеспечивать видимость маркировки, возможность захвата каждой связки краном и безопасность подъема для погрузки на транспортное средство.

9.4 При транспортировании связок секций балок необходимо обеспечивать их укладку с опиранием на деревянные подкладки и прокладки (см. 9.3).

Условия транспортирования элементов ограждений при воздействии климатических факторов — Ж1, условия хранения — Ж2 по ГОСТ 15150.

9.5 Погрузку и выгрузку связок (упаковок) следует проводить способами, исключающими повреждение изделий.

10 Гарантии изготовителя

Изготовитель ограждений должен гарантировать сохранение показателей основных параметров ограждения требованиям настоящего стандарта в течение не менее 10 лет с момента установки ограждения на дороге при условии выполнения указаний, приведенных в приложении Б, а также требований к транспортированию и хранению по ГОСТ 15150.

Приложение А (обязательное). Сборочные чертежи конструкций ограждений

Рисунок А.1 — Одностороннее ограждение дорожной группы с жесткой консолью. Соединение балки со стойкой

Рисунок А.1 — Одностороннее ограждение дорожной группы с жесткой консолью. Соединение балки со стойкой

Рисунок А.2 — Двухстороннее ограждение дорожной группы. Соединение балок со стойкой

Рисунок А.2 — Двухстороннее ограждение дорожной группы. Соединение балок со стойкой

Рисунок А.3 — Одностороннее ограждение мостовой и дорожной групп с консолью-амортизатором. Соединение балки со стойкой

Рисунок А.3 — Одностороннее ограждение мостовой и дорожной групп с консолью-амортизатором. Соединение балки со стойкой

Рисунок А.4 — Двухстороннее ограждение мостовой и дорожной групп с консолью-амортизатором. Соединение балок со стойкой

Рисунок А.4 — Двухстороннее ограждение мостовой и дорожной групп с консолью-амортизатором. Соединение балок со стойкой

Приложение Б (справочное). Указания по монтажу

Б.1 Общие положения

При установке ограждений следует руководствоваться требованиями действующих нормативных документов (ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52606).

Работы по установке ограждений на дороге и мостовом сооружении следует проводить после окончания работ по планировке и укреплению обочин, откосов земляного полотна, устройству присыпных берм, устройству конструкции дорожной одежды в соответствии с проектной документацией.

Сборочные чертежи ограждений — в соответствии с приложением А.

Б.2 Установка стоек

До установки стоек следует провести разбивочные работы — наметить ось расположения стоек и места их установки по длине ограждения. При разбивочных работах необходимо учитывать расстояния от кромки проезжей части дороги до лицевой поверхности балки ограждения и от бровки земляного полотна до стойки ограждения. Расстояния должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

После разбивочных работ вдоль обочины дороги (мостового сооружения) раскладывают балки и корректируют по ним положение осей стоек.

На разделительной полосе ограждение должно быть расположено по ее оси, а при наличии на ней препятствий — вдоль оси разделительной полосы на расстоянии не менее 1,0 м от кромки проезжей части.

Стойки ограждений дорожной группы погружают в земляное полотно специальными механизмами (сваебойными установками, вибропогружателями и др.).

Допускается устанавливать стойки в предварительно выбуренные в земляном полотне дороги шурфы диаметром 150-200 мм (для швеллеров и двутавров N 12 — N 16 соответственно). Глубина пробуренного шурфа должна быть на 100-200 мм меньше длины заглубляемой части стойки. Установленную в грунт стойку добивают до необходимой отметки. Вертикальность стойки проверяют с помощью отвеса по ГОСТ 7948.

Обеспечение проектной отметки верхнего торца стойки следует проводить одновременно с обратной засыпкой шурфа гравийно-песчаной смесью с послойным ее уплотнением в шурфе через 0,2-0,25 м ручными трамбовками до коэффициента уплотнения 0,96. Допускается заливка шурфа товарным бетоном.

Б.3 Установка консолей-амортизаторов

Консоли-амортизаторы следует устанавливать на стойки так, чтобы наружная (выпуклая) сторона консоли была обращена навстречу движению.

Б.4 Установка секций балки

Секции балки следует устанавливать после завершения укладки асфальтобетонного покрытия на проезжей части. Установку секций балки следует вести в направлении, противоположном направлению дорожного движения. Начало каждой секции следует располагать на наружной поверхности конца предыдущей секции.

Стыки секций допускается устраивать в любом сечении по длине ограждения — как на стойках, так и между стойками. Соединение секций балки между собой выполняют восемью (девятью — при стыковании на стойке) болтами М16 45.5.8 с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802 с шайбами по ГОСТ 11371 — по одной на каждый болт, с гайкой М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927. При креплении балки ограждения дорожной группы к консоли-распорке и жесткой консоли болтом М16 45.5.8 под него с лицевой стороны балки устанавливают прямоугольную шайбу 80 40 4 мм.

Соединение балки начального (конечного) участка с балкой рабочего участка следует выполнять с использованием секции балки угловой (СБУ).

Б.5 Установка световозвращателей

Световозвращатели, изготовленные по действующим нормативным документам, следует крепить к балке ограждения болтом с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802 с гайкой М12 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 в углублении профиля балки. При этом световозвращатель красного цвета должен быть обращен навстречу направлению движения.

Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с шагом не более 4,0 м (в том числе на половине длины участков отгона и понижения).

Б.6 Контроль качества сборки ограждения

Контролируемые параметры, допуски и средства для контроля качества сборки ограждений представлены в таблице Б.1.

Таблица Б.1 — Контролируемые параметры, допуски и средства контроля качества сборки ограждений

Еще по теме:

  • Списке должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", […]
  • Приказ минобрнауки россии 2075 от 24122010 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМЕ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ" […]
  • Приказ 890 от 26092012 года Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями и […]
  • Как будет индексироваться пенсия в апреле Индексация пенсий в России. Досье ТАСС-ДОСЬЕ. 1 апреля 2018 года социальные пенсии в России увеличатся на 2,9%. Их средний размер вырастет на 255 руб. - до 9 тыс. 62 руб. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта. Одновременно с […]
  • Правила въезда в россию иностранцев Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Российской Федерации ↓ Изменения в законодательстве! Информируем, что с 1 января 2014 г. в соответствии с вступившим в силу Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О […]
  • Закон о жилищных субсидиях гражданам выезжающим из районов крайнего севера Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов […]
  • Федеральным законом 123-фз от 22 июля 2008 года Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Опубликовано 04.12.2017 в 14:37 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 4 июля 2008 года 11 июля 2008 […]
  • Свод правил по пожаротушению Свод правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования." МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ […]