Основания возникновения изменения и прекращения права собственности на землю

Содержание страницы:

Основания возникновения изменения и прекращения права собственности на землю

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются юридические факты, которые должны отвечать, как минимум, трем требованиям.
1. Юридический факт должен иметь свое объективное, реальное содержание. Так, если у гражданина возникло намерение купить земельный участок, то это намерение пока не является юридическим фактом, порождающим правоотношение собственности на тот или иной земельный участок. Если же гражданин обращается в местную администрацию с заявлением о передаче (продаже) ему участка в собственность, то такое действие будет юридическим фактом для возникновения правоотношений по продаже участка, поскольку заявление подлежит исполнению в установленный срок и неисполнение этой обязанности влечет за собой наложение штрафа на виновных должностных лиц от 40 до 100 минимальных окладов.
Юридический факт, порождающий правоотношения собственности, имеет две основные формы: событие и поведение людей. Событие как юридический факт представляет собой обстоятельство, совершающееся помимо воли человека. Например, смерть собственника земельного участка порождает правоотношения по передаче данного участка наследнику умершего.
Поведение людей как юридический факт выражается в виде действия и в виде бездействия. Действие как юридический факт — это совершение поступка, имеющего юридическую значимость. Например, если гражданин посетил орган местного самоуправления с заявлением на получение участка, но не вручил это заявление надлежащим образом, то данный поступок не является юридическим фактом для возникновения правоотношения по получению земельного участка в собственность. Но если гражданин вручил указанное заявление органу местного самоуправления надлежащим образом, то такой поступок юридически значим даже в том случае, если заявление отказались принимать, что влечет юридическую ответственность.
Бездействие признается как юридический факт, если гражданин или иное лицо обязано было по закону совершать определенные действия, но не совершило их (использование участка не по целевому назначению).
2. Конкретность — второе требование закона к юридическому факту. Например, земли используются способами, приводящими к уничтожению или систематическому повреждению природных ресурсов. Однако для придания этому обстоятельству значения юридического факта органы, контролирующие использование и охрану земель, должны доказать, что такая обстановка возникла после передачи земли в собственность в результате определенных причин (загрязнение земли химическими веществами), вызванных способами использования земельного участка.
Конкретность юридического факта имеет две стороны:
— фактическая конкретность, которая выразилась в объективной реальности: уровень снижения урожайности участка достиг критической отметки, определенной в законе; время бездействия неиспользования земельного участка по целевому назначению истекло и т. п.;
— документально доказанная конкретность (имеется договор купли-продажи участка, заключение специалиста о стоимости земли и т. д.). Каким бы конкретным ни был юридический факт, но если он не доказан документально, он не может служить основанием возникновения, изменения или прекращения отношений права собственности.
3. Связь с законом — третье требование к юридическому факту. Эта связь выражается прямо или косвенно.
Прямая связь факта с законом выражается в том, что факт конкретно предусмотрен в гипотезе правовой нормы. Например, для получения земельного участка под фермерское хозяйство в собственность необходим целый фактический состав: возраст, опыт работы, сдача квалификационных экзаменов. Этот состав конкретно закреплен в ЗК РФ.
Косвенная связь с законом выражается в том, что факт не закреплен в законе, но из смысла его явствует, что правовое регулирование не может осуществляться без данного факта. Например, в ЗК РФ не оговаривается порядок подачи гражданами заявления в местную администрацию о получении земельного участка в собственность. Однако ясно, что без соблюдения этого порядка не может возникнуть правоотношение по собственности (регистрация заявления, включение его в документооборот администрации и т. д.).
Таким образом, юридические факты — конкретные, объективные обстоятельства, с которыми закон прямо или косвенно связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений1.
Данные факты можно классифицировать на три группы: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.
Правообразующие факты — это юридические факты, на основании которых возникают правоотношения собственности на земельные участки. Таковыми являются:
1) административные акты государственных органов, изданные ими в пределах своей компетенции;
2) сделки граждан и организаций по приобретению земель в собственность;
3) обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение права собственника на землю. К таким обстоятельствам следует отнести:
а) приобретение земельных участков в порядке наследства: через наследование недвижимости, расположенной на данном земельном участке, и через непосредственное наследование земельного участка, принадлежащего наследодателю.
Но если при наследовании обычного имущества применяется круг наследников по завещанию и закону, то при наследовании земельного участка, принадлежащего на праве общей совместной собственности фермерскому хозяйству, это правило не применимо;
б) пользование непрерывно более 15 лет земельным участком, что дает гражданам и юридическим лицам преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка (ст. 234 ГК РФ) без юридического оформления своих прав, если он продается или передается безвозмездно для того же назначения;
в) приватизацию, которая является ведущим основанием для приобретения земельной собственности гражданами и юридическими лицами. Собственник приватизированного предприятия обязан в шестимесячный срок со дня его образования оформить право законного владения фактически занимаемым земельным участком. Для приватизации земельного участка гражданин или юридическое лицо обязаны предъявить договор, судебное решение, постановление правомочного органа власти и иные документы, бесспорно подтверждающие право собственности на строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, если участок застроен; постановление уполномоченного органа власти об отводе земельного участка в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду; чертежи (планы) земельного участка и др.
Правоизменяющие факты — это следующие предусмотренные законом обстоятельства, с которыми он связывает изменение правоотношений собственности:
а) сужающие правомочия собственника земельного участка. Например, ЗК РФ обязывает не нарушать права собственников других земельных участков, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами, не допускать причинения ущерба окружающей природной среде;
б) возлагающие дополнительные функции на собственников земель. Так, если у собственника сгорел на участке жилой дом, то на этого собственника возлагается дополнительная обязанность — начать строить новый дом или восстанавливать старый в течение трех лет, поскольку земельный участок сохраняется в течение этих лет при условии начала восстановления строения;
в) расширяющие права собственников земельных участков. Например, если на земельном участке имеются общераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, пресные подземные воды, а также многолетние насаждения, то это обстоятельство расширяет полномочия собственника, предоставляя ему юридическую возможность использовать для нужд своего хозяйства названные природные объекты;
г) обязывающие собственника осуществлять свои правомочия с соблюдением определенных дополнительных правил (проводить озеленение, соблюдать санитарные, противопожарные и другие правила и т. д.).
Правопрекращающие факты — обстоятельства, с которыми закон связывает обязанности и возможности прекращения права собственности. Данные факты подразделяются на две группы: которые позволяют прекратить право собственности на землю и которые обязывают это сделать.
Факты, позволяющие прекратить право собственности на землю, характерны тем, что реализация действий по прекращению права собственности ставится в зависимость от усмотрения субъекта права собственности и соответствующих органов. Например, это добровольный отказ от земельного участка или его части, от отчуждения (продажи) земельного участка.
Факты, обязывающие принудительно прекратить право собственности на земельный участок, характерны своей императивностью из-за грубого нарушения собственников земли земельного законодательства. К данной группе фактов относятся:
а) прекращение деятельности предприятия, организации, фермерского хозяйства, смерть гражданина-собственника, а также другие основания, предусмотренные договором, из которого возникли права на землю;
б) использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование его способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки, неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение последующего года;
в) прекращение статуса собственника земли вследствие сделок с землей, реорганизация сельскохозяйственных организаций и приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий.

Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 36.
Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5.
Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768.
Закон РСФСР от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1224; 1992. № 10. Ст. 469; № 34. Ст. 1976. Собрание законодательства РФ. 1994. № 16. Ст. 1860; 1998. № 1. Ст. 5.
Закон РФ от 23 декабря 1992 г. “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 1. Ст. 26.
Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 “О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 14. Ст. 761.
Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 480 “О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками” //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. Ст. 1452.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.Библиографический список
Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 “О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.
Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 “О реализации конституционных прав на землю” // Российская газета. 1996. 12 марта.
Указ Президента РФ от 25 января 1999 г. № 112 “О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1999. № 5. Ст. 651.
Положение о мониторинге земель в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 4. Ст. 183.
Постановление Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 “О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации” и Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 9. Ст. 609.
Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков. Утвержден постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30 мая 1993 г. № 503 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 23. Ст. 2114.
Постановление Совета Министров—Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 “Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. 1994. № 2. Ст. 78.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 “О порядке определения нормативной цены земли” // Российская газета. 1994. 12 ноября.
Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. М.: Новый Юрист, 1998. 544 с.
Земельное право России: Учебник. М.: Былина, 1997. 408 с.
Земельное право России: Учебник по специальности “Правоведение” / Под ред. В. В. Петрова; М.: Зерцало, 1997. 300 с.
Земельное право: Учебник для вузов / Под ред. С. А. Боголюбова; М.: Норма-Инфра, 1999. 400 с.
Петров В. В. Новый земельный строй России: формы собственности на землю и ее приватизация // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1992. № 1. С. 28—33.

Основания возникновения изменения и прекращения права собственности на землю

Согласно ст. 25 ЗК РФ п раво собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством , федеральными законами.

Основания приобретения земельных участков в собственность:

1) в частную собственность (по Гражданскому кодексу РФ):

    1. на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении земельного участка ( ст. 218 );
    2. в порядке наследования , а также в результате правопреемства при реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 218 );
    3. в порядке приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( ст. 217 );
    4. по иным основаниям (п. 3 ст. 218), например, в силу приобретательной давности.

2) в государственную собственность ( ст. 17, 18 ЗК РФ):

    1. по федеральным законам;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

3) в муниципальную собственность ( ст. 19 ЗК РФ):

    1. по федеральным законам и принятым в соответствии с ними законам субъектов Российской Федерации;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Право частной собственности удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности и возникает с момента такой регистрации .

См. также п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении

Под сделками понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с земельными участками совершаются в письменной форме . Так как предметом договора может быть только индивидуально определенное имущество, к договору в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Отсутствие паспорта влечет признание сделки недействительной.

Все сделки с землей подлежат обязательной государственной регистрации территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Данные о совершении сделок вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сделки дарения и мены совершаются по правилам гражданского законодательства. Особого порядка совершения данных сделок федеральным земельным законодательством не предусмотрено.

Ничтожным является условие передачи земельного участка после смерти дарителя. Отказ от земельного участка после оформления его в собственность является добровольным отказом от участка, прекращающим право собственности на него, и право на участок переходит к государству.

Основной трудностью при заключении договора мены может стать оценка земельного участка как объекта недвижимости, поскольку по общему правилу (п. 1 ст. 568 ГК РФ) обмениваемые вещи предполагаются (должны быть) равноценными. Такая оценка будет примерной, если она будет произведена сторонами. В случае, когда соглашение насчет цены обмениваемого имущества не достигнуто, стороны могут прибегнуть к услугам профессионального оценщика недвижимости, и, если вещи будут неравноценными, сторона, имеющая менее ценную вещь, должна будет доплатить разницу в ценах (п. 2 ст. 568 ГК РФ). Цена обмениваемого земельного участка должна быть не ниже нормативной.

В ст. 15 ЗК РФ установлен принцип равного доступа к приобретению земельных участков в собственность. Однако из данного принципа есть исключения:

  1. собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды данного земельного участка ( п. 3 ст. 35 ЗК РФ);
  2. и ностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды данного земельного участка ( п. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Переход права собственности на земельные участки по наследству

Правоотношения по передаче земельных участков по наследству регулируются нормами гражданского, наследственного и семейного законодательства.

Наследование представляет собой одностороннюю сделку, т.е. сделку, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны, в данном случае наследодателя.

Наследование земельных участков осуществляется по завещанию, а при его отсутствии — по закону (ст. 1111 ГК РФ).

Наследование есть вид универсального правопреемства, субъектами которого в большинстве случаев выступают граждане (ст. 1110 ГК РФ).

Каждый гражданин вправе завещать свое имущество (в частности, и земельный участок) любому лицу или нескольким лицам, в том числе и не входящим в круг наследников по закону. Завещание должно быть составлено письменно и нотариально удостоверено.

Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности

    • земельный участок или
    • право пожизненного наследуемого владения земельным участком

входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях , установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Согласно ст. 39.1 ЗК РФ з емельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

  1. решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка — в собственность бесплатно (приватизация) или в постоянное (бессрочное) пользование ;
  2. договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату ;
  3. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду ;
  4. договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование .

Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается , за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 39.3 Кодекса ( продажа без проведения торгов ), а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со ст. 39.18 Кодекса ( для индивидуального жилищного строительства, ведения ЛПХ, КФХ и т.д. ).

Особенности купли-продажи земельных участков установлены ст. 37 ЗК РФ.

В общем случае п родажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть земельный участок с установленными границами:

    • в качестве продавца — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления;
    • в качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) — собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация.

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также — аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами ( ст. 27 ЗК РФ):

    1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса);
    2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
    5. объектами организаций органов государственной охраны;
    6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
    9. воинскими и гражданскими захоронениями;
    10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки ( ст. 27 ЗК РФ):

    1. в пределах особо охраняемых природных территорий;
    2. из состава земель лесного фонда;
    3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
    4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия , историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
    6. в границах закрытых административно-территориальных образований;
    7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
    8. предоставленные для нужд связи;
    9. занятые объектами космической инфраструктуры;
    10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
    11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
    12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
    13. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
    14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно указаны в ст. 39.5 ЗК РФ.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов указаны в ст. 39.6 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно :

  1. органам государственной власти и органам местного самоуправления;
  2. государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
  3. казенным предприятиям;
  4. центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Основания и порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в безвозмездное пользование указаны в ст. 39.10 ЗК РФ.

Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение

Ст. 35 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (с учетом долей в праве собственности — для нескольких собственников).

Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

  1. отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;
  2. отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
  3. отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Основания прекращения права собственности на землю

Право собственности на землю прекращается ( ст. 44 ЗК):

1) добровольно:

    1. при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
    2. при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

2) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством :

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника ( ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением ( ст. 284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства ( ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка ( ст. 51 ЗК РФ);
    5. изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд ( ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель ( ст. 50 ЗК РФ).

Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам

Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом

    1. ограничений оборотоспособности земельных участков, а также
    2. специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка).

Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки — завещания.

Все подобные сделки подлежат государственной регистрации.

Отказ собственника от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права ( ст. 53 ЗК).

Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности . Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

    1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);
    2. отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);
    3. реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;
    4. отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;
    5. изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    6. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных ( ст. 49 ЗК РФ):

    • с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);
    • в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда ( ст. 55 ЗК РФ).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством .

Земельный кодекс устанавливает три основания принудительного изъятия земельных участков:

    1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55);
    2. конфискация земельного участка (ст. 50);
    3. реквизиция земельного участка (ст. 51).

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер ( ст. 51 ЗК РФ). Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Конфискацию как меру уголовного наказания по решению суда следует отличать от реквизиции как временной меры общего характера в случаях стихийных бедствий или возникновении иных обстоятельств чрезвычайного характера.

Еще по теме:

  • Узнать штрафы налоговые Ответственность за нарушение законодательства Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов) Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе: Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Штраф должностных […]
  • Росгосстрах получение страховки РОСГОССТРАХ продолжает компенсационные выплаты Дата публикации: 10.12.2012 В соответствии с Постановлением Правительства № 1249 от 30.12.2011 РОСГОССТРАХ продолжает осуществление компенсационных выплат по договорам страхования жизни, заключенным до 1 января 1992 года. Компенсации […]
  • Возврат льгот ветерана труда Какие льготы и меры социальной поддержки ветеранов труда положены по закону? При наличии статуса «ветеран труда» гражданин вправе рассчитывать на получение льгот и различных компенсаций. Расскажем в статье, как стать ветераном труда и на какие привилегии могут рассчитывать люди, имеющие […]
  • Приказ о выводе штатных единиц Изменения в штатного расписания (сокращение, выведение подразделения из штатного расписания) Уважаемые коллеги! Как правильно составить приказ (формулировку) о выведение из штатного расписания отдела в составе нескольких должностей, если фактически сокращением это не является, т.к. […]
  • Нотариус ярославской области Нотариусы Ярославль Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аввакумова Галина Кирилловна Телефон: +7 (4852) 20-29-61 Адрес: 150062, г. Ярославль, проезд Доброхотова, дом […]
  • Договора купли продажи иркутск Купля-продажа земельного участка (или его доли) Примерный перечень документов: 1. Документ удостоверяющий личность сторон (паспорт); 2. Правоустанавливающий документ (Свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи; договор дарения и др.); 3. Кадастровый паспорт (при […]
  • Пример расчета налога по усн доходы Формула расчета налога УСН Доброго времени суток уважаемые посетители моего бизнес-сайта! Сегодня рассмотрим тему которая относится к налогообложению УСН, а именно поговорим о формуле расчета налога УСН. Посетителей моего сайта и группы ВК “Секреты бизнеса для новичка” периодически […]
  • Елена васильева биография прокурор Елена Васильева Информация 99 записей к записям Елены Дорогие друзья! Мы совместно с нашей любимой Еленой Юрьевной решили провести небольшую акцию по спасению проектов "Суд присяжных" и "Окончательный вердикт". Все вы знаете о существовании петиции, созданной группой - Проект […]