Образ страшного суда

Страшный суд: композиция иконы

«Христианския кончины живота нашего безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на страшнем судищи Христове» просим мы на каждом православном богослужении. Это особое прошение, исполненное надежды, связано с важнейшим событием христианской жизни — встречей после смерти с Господом и ответом перед Ним за свои поступки. Образы Страшного суда — иконы, мозаики и фрески — позволяют нам явственно представить момент этой встречи, поразмышлять о приготовлении к ней.

Горе тем, кто слева
Характерная иллюстративность и наглядность, присущая этим композициям, производит глубокое впечатление на любого зрителя. Как известно, князь Владимир, еще пребывая язычником, был потрясен картиной, которую ему представили в момент спора об истинной вере греческие проповедники. «Повесть временных лет» — наиболее ранний дошедший до нас летописный источник по истории Древней Руси — описывает это так: «И… философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение. Владимир же, вздохнув, сказал: “Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева”».

Страшный суд. Икона. 12 в. Монастырь св. Екатерины на Синае

Несмотря на очевидный назидательный характер образов Страшного суда, было бы ошибкой трактовать их исключительно как устрашающие и поучающие изображения. Это были, конечно, молитвенные образы, перед которыми просили об отпущении грехов и даровании Небесного Царства. Иконы Страшного суда имели и богослужебное значение, что зафиксировано в ценнейших источниках о русской церковной жизни XVII века, так называемых «Чиновниках Успенского собора». В них подробно описывается особая служба, называемая «Действо Страшного суда», для которого на поклонение патриарху и царю выносилась одноименная икона. В воскресенье перед Масленицей на соборной площади Кремля по особому уставу пелись стихиры, освящалась вода и читалось Евангелие, после чего патриарх отирал губкою образ Страшного суда, осенял крестом и кропил святою водою государя и множество людей, присутствовавших при совершении обряда.

Страшный суд. Икона. Первая половина 15 века, Новгород. Государственная Третьяковская галерея

Губка, трость и копие
Временем возникновения иконографии Страшного суда можно уверенно считать доиконоборческий период византийского искусства. Уже в VII веке существовали эсхатологические образы, связанные с темой суда над человечеством и посмертным воздаянием.
Иконографические источники, питавшие многосоставные и сложные «судные» образы, необычайно разнообразны. Ветхозаветные пророчества, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), творения святых отцов (например, Ефрема Сирина), апокрифы и тексты церковно-учительных сборников (Прологов) давали обилие материала, который использовали художники. В Евангелии Господь говорит о Своем Втором Пришествии так: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 29-31). Следуя этому описанию, в верхней части икон Страшного суда всегда изображают Спасителя во славе, а в нижней части — трубящих ангелов, собирающих людей на судилище. По обеим сторонам от Христа обычно восседают двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда. Богоматерь с Иоанном Крестителем предстоят Спасителю в молении за человеческий род. Ниже, по центру иконы, всегда изображается Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, на который положены книга (Евангелие) и орудия страстей Иисуса: губка, трость, копие, иногда вместе с багряницей. Одно из древнейших изображение уготованного престола встречается в мозаиках конца VII столетия в храме Успения в Никее. В дальнейшем в византийской и древнерусской живописи Этимасия стала важным элементом в составе композиций Страшного суда, но продолжала существовать и как самостоятельный символический образ.

Страшный суд. Икона. Конец 14 — начало 15 века. Успенский собор Московского Кремля

Между раем и адом
В нижней части любой иконы Страшного суда располагаются сцены, связанные с участью грешников и праведников. Чаще всего слева от зрителя (по правую руку Христа) на белом фоне представлены райские сюжеты — шествие праведников к вратам рая, Лоно Авраамово — место блаженного пребывания ветхозаветных праведников, наконец, образ Богоматери, сидящей среди ангелов в райском саду. Справа от зрителя (но по левую руку от Христа) разворачиваются ужасающие картины ада, где изображаются бесы и грешники в огненном потоке. Здесь же восседает сатана с небольшой фигуркой Иуды у него на коленях.
Две противоположные части, место рая и место ада, бывают отделены друг от друга либо огненной рекой, либо так называемым змеем мытарств. Его голова, как на новгородской иконе XV века из Третьяковской галереи, расположена вверху, извивающееся тело с кольцами, за которыми прячутся бесы, проходит через центр иконы, а хвост опущен в ад. На иконах XVI-XVII веков на кольцах змея часто подписывались названия мытарств, через которые должна пройти человеческая душа. Среди них — тщеславие, сребролюбие, пьянство, блуд и многие другие. Появление в иконографии Страшного суда змея с указанием грехов, за которые испытывают человека в загробном мире, связано с популярностью «Жития Василия Нового», в котором описывались мытарства его ученицы инокини Феодоры после смерти.

Миниатюра из Киевской псалтири. 1397 г. ОЛДП F 6, Л. 180. Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербург.

    • Одним из элементов иконографии Страшного суда является огненная река, поток которой проходит через всё изображение и расширяется книзу. Огненная река упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», где архангел Михаил показывает Пресвятой загробную участь грешников: «И сказал архистратиг: «Пойдем, Пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И Святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — много грешников.»

Часто противопоставление рая и ада в образах Страшного суда подчеркнуто симметричным расположением сцен друг напротив друга. В этом смысле примечательна икона конца XIV — начала XV века из Успенского собора Кремля, где изображение рая сильно сдвинуто к центру и, таким образом, значительно выделено.
С XVI века в некоторых образах между раем и адом изображается обнаженная фигурка человека, прикованного к столбу. Это так называемый «милостивый блудник», который много раздавал милостыни бедным, но прожил в грехе блуда всю жизнь. Его посмертная участь, как об этом рассказывается в Прологе, была открыта некоему затворнику. В видении он узрел ангела, который явился к плачущему блуднику и сказал, что за грех блуда тот не достоин войти в рай, однако за милосердие не может быть заключен и в ад.

Ангел с небесным свитком. Деталь фрески «Страшный суд». Ок. 1316–1321 гг. Роспись свода южного параклесиона в монастыре Хора (ныне – музей Кахрие Джами, Стамбул)

    • Изображения свернутого неба восходят к библейской книге пророчества Исайи, где о последних временах говорится: «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34,4). К этому же образу обращался в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» преп. Ефрем Сирин.

Западная стена
Ко всему сказанному добавим, что композиция Страшного суда была чрезвычайно распространена в монументальной живописи, где достигала поистине масштабных размеров. На Руси она присутствует уже в росписях XII века в Кирилловской церкви в Киеве, Николо-Дворищенском соборе и в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, а также Георгиевском соборе Старой Ладоги. Традиционно при росписи храма Страшному суду отводилось место на западной стене основного храмового пространства, иногда с захватом части прилегающих боковых стен. Сцены мучений грешников и торжества праведников, а также изображения Христа и апостолов на судилище дошли до наших дней и в прославленных фресках Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира (1408) и во фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря (1502). Грандиозные картины последнего суда, не оставляющие равнодушными современных зрителей, развернуты на западных стенах Спасского собора в Ярославле (1560-е) и церкви Спаса-на-Сенях в Ростове Великом (1675). Рассматривая их, видишь окончание истории человечества, в которой одно из мест принадлежит твоей душе.

Море и земля отдают мертвецов. Деталь фрески «Страшный суд» на западной стене ц. Рождества Богоматери в Ферапонтовом монастыре. 1502 г. Дионисий и сыновья.

    • Персонификации моря и земли в виде юных девушек, держащих лодки или открытые гробы, являются устойчивыми элементами иконографии Страшного суда. О восстании мертвых и отдании тел морем и землей преподобный Ефрем Сирин в «Слове на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» писал так: «Тогда в аду кости человеческие, слыша глас трубы, со тщанием побегут, ища своих составов, тогда увидим, как всякое человеческое дыхание в мгновение ока восстанет с места своего и все от четырех концов земли будут собраны на суд. Ибо повелит великий Царь, имеющий власть всякия плоти, и тотчас с трепетом и тщанием дадут земля своих мертвецов, а море — своих. Что растерзали звери, что раздробили рыбы, что расхитили птицы, все это явится во мгновение ока.»

Икона «Страшный суд»

Икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный суд

Эта новгородская икона XVI века в 1930-х годах была легально продана за границу. Недавно ее выкупили и в 2004 году она была передана Владимиром Путиным покойному патриарху Алексию как дар для Воскресенского Новодевичьего монастыря. Сейчас образ находится в Казанском храме. Тема иконы – вселенский суд, который произойдет во время второго пришествия Иисуса Христа. На ней представлены картины конца мира, воскресения мертвых, адских мучений грешников и райского блаженства праведников. Изображения Страшного суда имели целью не запугать человека, но заставить задуматься над своими грехами и через покаяние прийти в Царство Божие.

Временем возникновения иконографии Страшного суда можно уверенно считать доиконоборческий период византийского искусства. Уже в VII веке существовали образы, связанные с темой суда над человечеством и посмертным воздаянием.

Иконографические источники, питавшие многосоставные и сложные «судные» образы, необычайно разнообразны. Ветхозаветные пророчества, Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), творения святых отцов (например, Ефрема Сирина) давали обилие материала, который использовали художники. В Евангелии Господь говорит о Своем Втором Пришествии так: «…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24: 29-31). Следуя этому описанию, в верхней части икон Страшного суда всегда изображают Спасителя во славе, а в нижней части — трубящих ангелов, собирающих людей на суд. По обеим сторонам от Христа обычно восседают двенадцать апостолов, также участвующих в совершении суда. Богоматерь с Иоанном Крестителем предстоят Спасителю в молении за человеческий род. Ниже, по центру иконы, всегда изображается Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, на который положены книга (Евангелие) и орудия страстей Иисуса: губка, трость, копие. Одно из древнейших изображение уготованного престола встречается в мозаиках конца VII столетия в храме Успения в Никее. В дальнейшем в византийской и древнерусской живописи Этимасия стала важным элементом в составе композиций Страшного суда, но продолжала существовать и как самостоятельный символический образ.

Иконография Страшного суда

Суда Твоего, Господи, боюся и муки
бесконечныя, злое же творя не престаю…
Прп. Иоанн Дамаскин

Напоминая о Страшном суде, святая Церковь зовет каждого к покаянию, при этом указывая и на истинный смысл надежды на милосердие Божие: Господь милосерд, но при этом Он праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его (Откр. 22:12). Поэтому не следует заблуждаться относительно ответственности за свое нравственное состояние и злоупотреблять долготерпением Божиим [2].

Обращая наш мысленный взор на «огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быть без меры согрешившим», «трепет неисповедимый и страх», «неумытное истязание» и «ад душетленный», Святая Церковь внушает нам мысль о необходимости покаяния и исправления, и заблаговременной слезной молитвы ко Господу, пока есть еще к тому время и возможность, и от лица всех нас восклицает: «днесь брашен отрекшися, потщимся делом и прегрешений достойно каятися» [2].

Автор канона недели мясопустной, преподобный Феодор Студит, показывает трепет души человеческой пред грозным судом Божиим. Напоминая о дне страшного Второго пришествия Христова, он молится, да не объявит Судия тайных деяний души грешной, но пощадит ее милостиво [16].

«Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши, или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста; тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти! Но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея» (Стихира на стиховне, глас 8).

Известны также песнопения недели о Страшном суде преподобного Романа Сладкопевца. В греческом рукописном кондакаре XII в. (из собрания Синодальной библиотеки, ГИМ) содержится 21 гимн в неделю мясопустную с акростихом: tou

poV (смиренного Романа творение) [16].

Песнопения Недели мясопустной представляют подробную и выразительно картину того, как будет происходить Страшный суд Божий. Главным источником для творений гимнографов является, конечно, Священное Писание: Отец … дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:26–30 ).

В изображении картины грядущего Страшного суда Божия Предание не могло ограничиться только богослужебными текстами. Картину Страшного суда с древнехристианских времен старались передать и изобразительными средствами, ведь Сам Господь описывает Свое Второе Пришествие в ярких зрительных образах: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф. 24:29–31 ).

Истоки изображения Страшного суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Первоначально Суд Божий был представлен в сюжетах отделения овец от козлищ и притчи о десяти девах. В V–VI вв. появляются отдельные части картины самого Страшного суда, а к VIII в. в Византии появляется законченная композиция [11].

Позднее Страшный суд утвердился в системе стенных росписей как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение Страшного суда в Кирилловом монастыре в Киеве, выполненное в XII в., в Георгиевском соборе Старой Ладоги (80-е годы XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). До нас дошли также фрагменты Страшного суда, написанного преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе Владимира. Наиболее раннее известное изображение в иконописи относится к XV в. (икона в Успенском соборе Московского Кремля) [1].

В разработанном виде иконография Страшного cуда основывается на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творений: Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы; позднее в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов. В Страшном cуде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

Из наиболее известных памятников византийского мира изображение Страшного cуда можно найти в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в.; к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атени. Фрагменты Страшного cуда середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. От эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (первая четверть XIII в.) [8].

На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после ее Крещения. Это можно объяснить тем, что изображения Страшного cуда были действенным средством убеждения язычников обратиться в веру Христову. Не случайно греческий проповедник в известном эпизоде выбора веры из жития святого равноапостольного князя Владимира развертывает перед князем впечатляющую картину Страшного cуда.

Одним из самых ранних примеров изображения Страшного cуда среди дошедших до нашего времени памятников искусства Древней Руси являются росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде начала XII в. Композиции «Страшный cуд» и «Иов на гноищи» сохранились в юго-западной части подклета храма. Программной темой в росписях Никольского собора является тема покаяния. Возможно, причиной этого стали конкретные случаи «посещения Божия», т.е. тех стихийных бедствий, которые постигли Новгород: падеж скота в 1115 г., лишивший князя и его дружину коней; буря 1125 г., от которой пострадали хоромы князя и «стада скотины истопе в Волхове»; голод 1128 г. Возможно, к этому побудила и тяжкая болезнь князя, от которой он чудесным образом исцелился от приплывшего из Киева образом Николы Липного (обретенного на острове Липно на Ильмене) [10].

Необходимо отметить важную особенность изображений Страшного cуда: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами; не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния.

Проповедь Спасителя о спасении началась словами: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ). Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия – одно из основополагающих положений христианского вероучения. Преподобный Симеон Новый Богослов так говорит о покаянии: «Бегите покаянием по пути заповедей… бегите, бегите, ищите, стучите, чтобы открылись вам врата Царства Небесного и вы были внутри его».

Для Православной Церкви рубежа XI–XII вв., в том числе и на Руси, вопрос о покаянии – не отвлеченная богословская проблема, а живая практика духовной жизни. Слова святителя Илариона Киевского, преподобного Феодосия Печерского, наконец, покаянный канон святителя Кирилла Туровского – несомненное тому подтверждение. В покаянии видят основу жизни составители «Повести временных лет»: «Аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велит житии. Глаголет бо пророк нам: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем. Да аще сице сотворим, всех грех прощении будем».

Побудить грешника к покаянию, утвердить кающегося человека в надежде на милосердие Божие, на прощение грехов – такую задачу ставили перед собой авторы Николо-Дворищенской композиции. Праведный Иов и его жена изображены в окружении сцен мучений, под изображением князя тьмы – сатаны. Рядом с Иовом на гноище на темно-красном фоне изображена фигура обнаженного человека. Это – богач, сидящий в пламене и обращающийся к праотцу Аврааму с просьбой послать бедного Лазаря облегчить его страдания, увлажнить язык (см.: Лк. 16:24 ). Изображения мук находятся ошуюю по отношению к изображению Судии Христа в восточной части свода [10].

Образ богача и другие сцены мучений рядом с Иовом призваны подчеркнуть не только меру страданий и скорби, выпавших Иову, но и мысль о надежде и вере в неизменную милость Господа, которая не покидает праведника даже в аду. На передний план выходит не тема устрашения, но спасения и личного обращения к Господу, которую лучше всего выразить словами Псалмопевца Давида: Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу. Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием ( Пс. 29:3, 4, 12 ).

Иконографическое решение Николо-Дворищенского собора подсказывает ответ на вопросы: почему праведник попал в ад; как он может выйти оттуда, вновь предстать перед Господом? В «Изборнике Святослава» 1076 г. читаем: «И в рове преисподнем, якоже пишется и в Иове, в земли темне и могильне… идеже несть света, ни видети жизни человеча, в онь же Христос пришед, Божественною душею и пречистою, посети сидящих во тьме». Тема покаянного плача грешника, ожидающего суда Господня, не только раскрывает основную мысль сцены, но и указывает на прямую связь изображения Страшного cуда с циклом богослужений Великого поста. Человека, проходящего пост и совершающего истинное покаяние, Бог восстанавливает в правах, подобно Адаму и Иову, и он, как по лестнице, может подняться из бездны греха к небесам; на Синайской иконе «Лествица Иоанна Синайского» путь монахов вверх ко Христу начинается от черного провала адской бездны [10].

Преподобный Андрей Критский в своем Великом каноне говорит о «лествице деятельного восхождения души». В этом же каноне вспоминается праведный Иов, как пример оправдания на Суде Божием: «Иова на гноище слышавши, о душе моя, оправдавшегося, того мужеству не поревновала еси». В результате чего тот, кто раньше был на престоле, – «иже первее был на престоле», – «наг на гноище гноен», а тот, кто имел, множество домочадцев и был прославлен, – «безчаден и бездомок», его палаты превратились в гноище, а сокровища – «бисерие» – в «струпы». Вспомним в этой связи, что Иов изображен сидящим под троном сатаны, а недалеко от него расположено изображение богача [10].

В центре композиции изображается Христос – Судия мира. Ему предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча – ходатаи за род человеческий. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы, стражи Небесные. С четырьмя великими архангелами – Михаилом, Гавриилом, Рафаилом и Уриилом, которые впервые упоминаются вместе в апокрифической «Книге Еноха», часто связывается эсхатологическая тематика. Они должны трубным гласом воззвать всех мертвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы [10]. Под апостолами изображены идущие на Суд народы. Справа от Христа – праведники, слева – грешники. Среди последних в поздних композициях изображены с соответствующими подписями: немцы, русь, ляхи, эллины, эфиопы (обратим внимание, что в число грешников попадают отнюдь не по признаку национальной принадлежности). Иногда изображены группы людей, обращающиеся к Судии со словами, по Евангелию, «когда мы видели Тебя алчущим» и прочее.

Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с Небес ангелов тьмы (бесов) и как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол ( h¢ e¢toimasi¢a tou

qro¢nou ). На нем одежда Христа, Крест, орудия страстей, и раскрытая «Книга бытия», в которой, по свидетельству предания, записаны все слова и дела людей: «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеком» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной); «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Там же, Слава).

Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, «мера дел человеческих» ( o¢ zugo¢V th

V dikaiosu¢nhV ). Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая часто присутствует тут же в виде фигурки обнаженного юноши.

Обнаженная человеческая фигурка как олицетворение души умирающего человека встречается в иллюстрациях псалма 118-го («Блаженни непорочнии в путь») и «Канона на исход души» (росписи Григориевой церкви Софии Охридской, середина XIV в.; клеймо Васильевских врат «Душа устрашается», 1335–1336 гг.). Подобного рода ранние попытки проиллюстрировать «Канон на исход души» свт. Кирилла Александрийского известны, в частности, по росписи трапезной монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе начала XIII в., где представлены «Смерть праведника» и «Смерть грешника» [10]. Композиция «Канон на исход души» в памятниках искусства XII в. известна только по книжным миниатюрам (миниатюра XII в. в Псалтири из монастыря Дионисиат). Вероятно, из иллюстраций рукописей эта сцена проникла в монументальную живопись поздневизантийского периода. Так, в росписи Григориевой церкви Софии Охридской, XIV в., обширный цикл канона располагается непосредственно под композицией Страшного суда [10].

В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение отрока Даниила» и композиции рая и ада. «Даниил пророк, муж желаний быв, властительное Божие видев, сице вопияше: Судия седе, и книги разгнушася» (Там же, стихира на хвалитех). Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли изображают полуобнаженную женщину – олицетворение земли; ее окружают поднимающиеся из земли фигуры людей – воскресшие из мертвых. Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали.

В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на Суд Божий. В сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) – Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе – в образе грифона, третье – в образе льва, четвертое – в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).

Особенно большое внимание уделяется в сценах Страшного суда образам ада. Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана – господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река (на иконе Страшного суда первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля).

Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII в., указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие – по грудь, и лишь третьи – по шею», в зависимости от степени их вины. Начиная с XIII в., а в некоторых случаях и ранее (мозаика Торчелло), персонажи мира грешников, увлекаемые огненным потоком, конкретизируются: это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, варвары, монахи и даже архиереи и др.)

Характерная иконографическая особенность изображения сатаны: его фигура часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света; иногда сатана расположен на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу, показать, что князь тьмы лишен лица, образа, что он в прямом смысле «без-образен» [10].

Рай бывает представлен несколькими сюжетами. Сюда относятся «Лоно Авраамово» – праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение ворот рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключами от рая в руке. Рай в образе священного града – Горнего Иерусалима с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Под Горним Иерусалимом часто встречается изображение летящих в рай схимников [1].

Вверху, между сценами рая и ада, изображается прикованный к столбу «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».

В Софии Новгородской (1109 г.) в состав композиции входит изображение пророка Даниила. На свитке надпись, передающая слова пророка Даниила: «Аз Даниил видех? дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его пламень огнен, колеса Его огнь полящь» ( Дан. 7:2, 9 ). Аналогичный текст имеется на мозаике Мартораны в Палермо (ок. 1146 г.), в монастыре св. Неофита на Кипре (ок. 1183 г.). Другой текст: «Подобие сына человеча прикоснуся устнам моим» ( Дан. 10:16 ) – в мозаике Монреале, Сицилия (после 1183 г.). Приведенный в свитке текст из пророческого видения не используется в качестве паремийного чтения. В своем исследовании Гравгаард, ссылаясь на тексты Ерминии 1701–1745 гг., указывает, что такие тексты вводились в изображения Страшного Суда. В этом тексте особое место наряду с картиной Судилища Судилища принадлежит образу Ветхого Деньми, с которым в росписи Софийского собора соотносится изображение Христа Пантократора. Изображения «Видения пророка Даниила» известны в росписях церкви Апостолов в Пече середины XIII в. и собора псковского Святогорского монастыря [10].

Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний (за принадлежность к иноверцам, еретические учения, за неугодную Богу профессию или по каждому конкретному виду преступлений). Позднее, например, во фресках псковского Снетогорского монастыря 1313 г., все грешники и виды грехов поименованы. В храме Спаса на Нередице имеются надписания видов наказаний: «Тьма кромешная», «Мраз», «Червь неусыпающий», «Смола», «Иней». Типы мучений бывают представлены по сторонам от князя тьмы, в виде обвитых змеями обнаженных грешников; это восходит к самым ранним из известных изображений адских мук. Увитые змеями женские фигуры встречаются, например, в росписях Каппадокии Х века, в частности, в Ииланли килисе, Ихлара. Описаниями этого типа мучений изобилует Житие Василия Нового (монах Григорий видит увитых и поедаемых огненными змеями прелюбодеев, блудников, клятвопреступников). Этот же мотив встречается в апокрифических «Хождении Богородицы по мукам» и «Видении апостола Павла» – из уст жены выходят змеи и поедают ее тело. При этом женщины в огне, поедаемые змеями, означают монахинь, продавших свои тела на блуд, или сплетниц («Хождение Богородицы»). Подобным же образом представлены грешницы в росписи церкви Мавриотиссы в Кастории (начало XII в.), в храме Асину на Кипре, на мозаике пола в северном нефе собора в Отранто (1163); семь грешников в Сопочанах (около 1272 г.) [10].

Приведем несколько примеров наиболее известных памятников с изображением Страшного Суда.

Миниатюра в греческом Евангелии XI в. Национальной библиотеки в Париже (№74): Христос Судия в голубом миндалевидном с лучами ореоле сидит на троне; руки Его простерты, и на дланях видны язвы гвоздинные. Под ногами Его колесница Иезекииля и херувимы; по сторонам ореола Богоматерь и Предтеча в молитвенном положении; далее апостолы на престолах с книгами в руках; вверху ангелы дориносящие. Ниже ореола – этимасия, к которой приближаются с левой стороны группы праведников; позади праведников ангел с развернутым свитком; под ними море отдает телеса мертвых и две группы людей, идущих на суд; направо ангел трубит, мертвые восстают из гробов, звери отдают телеса мертвых. Ангел взвешивает деяния людей на весах, чашку которых тянут два беса. Внизу с левой стороны рай – вертоград: в нем сидят на престолах Богоматерь и Авраам и возле него праведные души в виде маленьких детей в сорочках. Апостол Петр приводит группу праведников к вратам рая. Картина ада обширна: от трона Судии исходит огненная река и разливается в целое озеро, в нем сидит сатана на звере, проглатывающем грешника, с Иудой в недрах; стоит немилосердный богач и указывает рукой на свой язык; ангелы ввергают в пламя грешников, и демоны подхватывают их. Под огненным озером в шести отдельных клетках представлены виды мучений грешников. Это греческое Евангелие – по полноте иконографического материала, сохранности и красоте является лучшим из всех дошедших до нас византийских лицевых Евангелий [11].

qro¢nou ) – кресло резное, с крестом, копием, тростью, Евангелием на покрытой подушке; по сторонам павшие на колена Адам и Ева как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Ниже на это видение ангел указывает лежащему и проснувшемуся Даниилу. Во гробе подымаются с мольбой к Богу воскресшие. На левой стороне две группы воскресших, группа ангелов и несколько демонов, спорящих за жертвы перед весами ( o¢ zugo¢V th

V dikaiosu¢nhV – весы правосудия). Огненная река течет, расширяясь, и в нее ангел погружает вынырнувшего грешника. Боковые стены представляют рай и ад и дополнительные сцены Страшного Суда; справа от входа большая группа праведников: апостолы с Павлом во главе, пророков (с Даниилом и Соломоном), святителей (Иоанн Златоуст и др.), мучеников. Они входят, предводительствуемые Петром, открывающим запертую дверь в рай, над входом херувим с двумя копьями и надпись: jlogi¢nh r¢mjai¢a . За этим входом – образ рая в двух картинах: Богоматерь на троне с двумя ангелами и входящий из двери благоразумный разбойник, а ниже Исаак, Авраам и Иаков, сидящие на скамье, держат в покровах крохотные головки душ праведных. Наверху, окруженные облачной славою, как бы густой листвой, движутся к Судии группы отшельников, святых жен, монахинь, мучеников, святителей и пророков [7].

Аналогичная роспись в Ватопедском монастыре втрое меньше Лаврской. Здесь изображены: Ангел, трубящий над землею; аллегорическая Земля, едущая на льве, и лев, изрыгающий детскую фигуру, а рядом хищные звери, птицы, гады, фантастический грифон и прочие возвращают проглоченные ими куски тел. Четыре царя сидят на своих тронах: Навуходоносор, Кир, Александр с обнаженным мечем и Август с копьем; посреди них бьются падающий баран (по надписи – Дарий) и козел – Александр (в Ватопеде этого нет). В обеих росписях представлены четыре апокалипсических зверя. Ниже представлена разверстая пасть адского змия, o¢ skw¢lhx – червь (ср.: Мк. 9:48: где червь их не умирает и огнь не угасает; o¢pou o¢ skw¢hxau¢tw¢n ou¢ teleuta¢ kai¢ to¢ pu¢r ou¢ sbe¢nutai ). Адский змий проглатывает огненную реку с жертвами и демоном на двуглавом морском чудище, а в стороне в 10 отделениях изображены адские мучения. Лаврский живописец, видимо знакомый с натурализмом европейской живописи, старается достичь именно в передаче адских мучений реальности и в формах, и в колорите. Так, фигуру дымчатого демона с вылезшими из орбит глазами мастер выполняет разными тонами сепии и индиго, внешний мрак (тьму кромешную) передает зелеными тенями и красноватыми отбликами на телах людей. Тартар представлен двумя царями. Отступник Юлиан обвит змеей; представлены в типических образцах: oi¢ jilh¢doneV, kle¢ptai, prodo¢tai, mequ¢soi (сластолюбцы, воры, прелюбодеи, пьяницы); скрежет зубов представлен людьми, мучающимися в пламени. Антихрист изображен в богатых одеждах, окруженный людьми и демонами [7].

Приведем здесь отрывки из слов преподобного Ефрема Сирина, без которых описание особенностей иконографии Страшного Суда будет неполным:

«Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; в тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы (тайники) ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных будет сиять семикратно более света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполненными зловония; тело каждого покажет дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем.

Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом того неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках в сретение Христово…»

«Небо свивается в ужасе, небесные светила падут, как незрелые смоквы со смоковницы и как листья с деревьев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе пред Судией. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная будет объята пламенем, и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигаемая известь, воскурятся и обрушатся.

Судия восседает на огненном Престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него, чтобы подвергнуть испытанию все миры… Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, – в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним в то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие друг друга здесь, увидятся там…

Там добрые, по велению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низвергнуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во ад.

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы с сатаной.

Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам.

Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов.

Кого распаляла здесь постыдная похоть сладострастия и прелюбодейства, тот вместе с с сатаной будет вечно гореть в геенне. Кто преступал запрещение иереев и попирал повеление Самого Бога, тот подвергнется самому тяжкому и ужаснейшему из всех мучений…»

Иконография Страшного суда – одна из замечательных страниц истории церковного искусства, не только и не столько по сложности сюжета, но по тому глубокому воздействию на душу готовящегося вступить на поприще Святой Четыредесятницы христианина: «Приидите, услышите, царие и князи, раби и свободни, грешницы и праведницы, богати и нищи; яко грядет Судия, хотяй судити всей вселенней. И кто претерпит пред лицем Его, егда ангели предстанут обличающе деяния, помышления и мысли, яже в нощи и во дни? О каковый час тогда! Но прежде даже не приспеет кончина, потщися зовущи, душе; Боже, обратив спаси мя, яко Един благоутробен» (Стихира на хвалитех Недели мясопустной).

7 февраля 2010 г.

  1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
  2. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1893.
  3. Ефрем Сирин, прп. Полное собрание творений. Ч. 3. Сергиев Посад, 1907.
  4. Кондаков Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя. М., 2006.
  5. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.
  6. Иванов М.С. Второе пришествие. – Православная энциклопедия. т. IX. М., 2005.
  7. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.
  8. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
  9. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.
  10. Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т.Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI – первая четверть XII века. СПб., 2004.
  11. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.
  12. Покровский Н.В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. – Труды VI археологического съезда в Одессе. Т. III. Одесса, 1887.
  13. Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., 2001.
  14. Сычев Н.П. Забытые фрагменты новгородских фресок XII века. – Избранные труды. М., 1976.
  15. Триодь Постная.
  16. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902.

Еще по теме:

  • Макс осаго уфа Уважаемые клиенты! Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) необходимо иметь каждому автомобилисту. Полис ОСАГО от «МАКСа» – надежная защита Вашего автомобиля! ЧТО ТАКОЕ ПОЛИС ОСАГО И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных […]
  • Долги по налогам на имущество физических лиц Задолженность по налогам физических лиц Задолженность по налогам физических лиц образуется по различным причинам, НК РФ предоставляет плательщику возможность добровольного исполнения своего обязательства в срок, установленный законодательством. В случае несвоевременности выполнения этого […]
  • Как подать на гражданство израиля Евразийский юридический портал Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката Необходимые документы для получения гражданства Израиля Желание получить израильское гражданство вполне объяснимо, ведь граждане этой страны могут в полной мере […]
  • Стаж неопл НЕОПЛ в персонифицированном учете Актуально на: 20 октября 2016 г. Как известно, в персонифицированных сведениях, представляемых в ПФР в рамках РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п), страхователь помимо прочего указывает информацию о стаже застрахованного лица в […]
  • Гаврилов-ямский суд Гаврилов-ямский суд Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области на Ваше обращение 76 RS 003-71 от 11 декабря 2017 года сообщает, что суды не вправе давать юридические советы и консультации по существу дела, чтобы не нарушать принцип равноправия сторон, а также в соответствии со ст. […]
  • Учет материальных ценностей у материально-ответственного лица Материально ответственное лицо за основные средства — кто это, его права и обязанности, а также учет основных средств Руководители организаций, осуществляющих деятельность, связанную с различными ценным вещами, вынуждены обязывать сотрудников брать на себя материальную […]
  • Вопрос юристу по страхованию Юридическая консультация по страхованию Юристы компании «Правосфера» проконсультируют вас по любому вопросу, касающемуся страхования. Не платят страховку, навязывают полис, занижают сумму страховых выплат – все эти и многие другие вопросы помогут вам решить профессионалы агентства […]
  • Налог 75 во франции Сравним налог на доходы средней семьи во Франции и России Существует ошибочное мнение, что во Франции очень высокие налоги на доходы для населения. Действительно, так как шкала налоговых ставок прогрессивная, то существующая ставка налога составляет от 0 до 75 процентов. Но давайте […]