Основные правила работы архивных организаций 2002

Основные правила работы архивов организаций

В настоящее время Федеральная архивная служба России ведет активную работу по созданию новой нормативно-методической базы архивного дела, пересмотру и отмене устаревших документов. Недавно вышли в свет новые «Основные правила работы архивов организаций» (М.: Росархив; ВНИИДАД, 2002), необходимость разработки которых обусловлена кардинальными изменениями в области экономики, реформированием управленческих структур, правовых основ архивного дела, а также широким внедрением в сферу управления новых информационных технологий.
Новые «Основные правила. » вышли взамен «Основных правил работы ведомственных архивов» (М., 1987).
Разработчики «Основных правил работы архивов организаций» стремились сохранить преемственность с Правилами 1987 года, не изменяя без особой нужды положения старых Правил, которые и до настоящего времени не утратили практического значения. Это касается таких вопросов, как задачи и функции архивов, порядок подготовки и передачи дел и документов из подразделений организации в ее архив, условия и режим обеспечения физической сохранности документов, организация и проведение экспертизы ценности, отбора и передачи документов на постоянное государственное хранение.
В то же время содержание таких разделов, как «Учет документов в архиве», «Научно-справочный аппарат к документам архива», «Использование документов архива», определяются новым законодательством в области Информационного права и архивного дела, новыми нормативно-методическими документами, утвержденными Росархивом в этих компонентах архивного дела, а также необходимостью унификации положений и требований «Основных правил работы архивов организаций» с «Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации», также недавно вышедшими в свет (М.: Росархив, 2002).
В новой редакции Правил учтен фактор широкого внедрения в делопроизводство и архивное дело современных информационных технологий, и в этой связи в них включены положения по учету, экспертизе ценности и передаче на государственное хранение электронных документов, а также имеется подраздел, определяющий основные требования к формированию и ведению научно-справочного аппарата к документам архива.
Правила освещают новые задачи, возникшие в работе архивов в настоящее время, такие как организация депозитарного хранения документов, выполнение архивами платных работ и услуг, требования к охранному режиму архивов. В раздел «Организация документов» в архиве включен новый подраздел «Организация документов по личному составу».
Новые Правила устанавливают комплекс положений, норм и требований, позволяющих на их основе выполнять архивами организаций все их функции по формированию архивного фонда организации, описанию и учету документов, обеспечению сохранности документов, их использованию в самой организации и по запросам иных пользователей, а также передаче упорядоченных документов постоянного хранения в государственные архивы.
Правила предназначены регламентировать работу архивов государственных организаций независимо от масштаба деятельности организаций, их места в управленческих структурах и объемов сохраняемой документации.
Во введении к Правилам говорится о том, что в негосударственных организациях их применение обязательно в том случае, если в архиве этой организации хранятся документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации (АФРФ), т. е. документы предшествующей государственной организации, на базе которой образовалась новая негосударственная организация. В то же время важно иметь в виду, что в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (1993) негосударственные организации обязаны сохранять документы, отнесенные к негосударственной части Архивного фонда РФ (ст. 16) и, следовательно, вести их учет, осуществлять поиск документов и документной информации по запросам пользователей, реализовывать в соответствии с законодательством доступ к архивной информации, для чего необходимо описывать документы и создавать справочный аппарат к ним. Поэтому негосударственные архивы объективно должны быть заинтересованы в том, чтобы соблюдать положения и нормы Правил, иногда в упрощенном виде, которые обеспечивают нормальное выполнение архивом своих функций независимо от того, какой организации принадлежит архив.

Делопроизводство N4 2002 год

В.Д. Банасюкевич, к.и.н., зам. директора ВНИИДАД
Источник: Делопроизводство

Новые правила работы архивов:
что изменилось?

  • Кожанова Евгения | специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству

Статус новых архивных Правил

Н а что опираться сейчас в сфере нормативного регулирования и методического обеспечения архивного дела?

Во-первых, на действующий документ, который носит нормативный характер: Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526), вступившие в силу в конце ­сентября прошлого года. Далее в статье будем называть его ­Правила-2015.

И во-вторых, на действующий документ, который носит методический характер: Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, далее – Основные правила). Многие практические вопросы, лишь затронутые Правилами-2015, освещены здесь довольно подробно, например, порядок ­разработки ­номенклатуры дел.

Основные правила работы ведомственных архивов (утв. приказом Главархива СССР от 05.09.1985 № 263), которые уже давно в силу возраста были не вполне рабочим документом, наконец отправлены на заслуженный отдых и не подлежат применению на территории Российской Федерации с момента вступления в силу Правил-2015 (письмо Росархива от 18.09.2015 № 2/2133-А).

Нужно ли хранить документы?

Документы хранить нужно. Несмотря на то что Правила-2015 говорят о том, что «организации вправе (выделено авт.) создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов…», это право при ближайшем рассмотрении превращается в ­самую настоящую обязанность.

Во-первых, если есть организация, то есть и работники, а значит, ­полный набор документов по личному составу для каждого из них.

Во-вторых, если есть организация, то есть и ее налоговый учет, представленный также бумажными или электронными документами.

В-третьих, хотя бы все перечисленные документы должны храниться в течение установленных сроков. Источники сроков хранения – специальные перечни:

  • Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков ­хранения (утв. приказом Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558);
  • Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры и ­массовых коммуникаций РФ от 31.07.2007 № 1182).

Указанные перечни обязательны 1 для использования и государственными, и негосударственными организациями. Вот и получается, что у любой, даже самой маленькой и скромной компании, есть набор документов для архивного хранения. И для них должны быть созданы условия, отвечающие новому нормативному документу: Правилам-2015. Отсутствие структурных подразделений под названиями «архив», ­«канцелярия» на эту обязанность никак не влияет.

Далее рассмотрим, что изменилось в организации архивного дела со вступлением в действие Правил-2015. Неизбежно их придется ­сравнить с Основными правилами.

Хранение электронных документов

Новшество, на которое обратили внимание все специалисты по делопроизводству и архивному делу, – долгожданный порядок хранения электронных документов, приведенный в Правилах-2015. Имеются в виду разделы 2.30–2.33. Переход к электронным документам в Правилах-2015 осуществляется довольно резко, без каких-либо заголовков, сразу после сообщения о том, что в архиве запрещено находиться в грязной обуви.

2.30. Обязательными условиями хранения электронных документов являются:

наличие в архиве организации не менее двух экземпляров каждой единицы хранения электронных документов (основной и рабочий экземпляры должны ­находиться на разных физических устройствах);

наличие технических и программных средств, предназначенных для воспроизведения, копирования, перезаписи электронных документов, контроля физического и технического состояния;

обеспечение режима хранения электронных документов, исключающего утрату, несанкционированную рассылку, уничтожение или искажение информации.

Еще одно серьезное нововведение – определение Правилами-2015 формата архивного хранения электронных документов:

2.31. Передача текстовых электронных документов для хранения в архив организации, являющейся источником комплектования государственного и ­муниципального архива, осуществляется в формате PDF/A.

PDF, бесспорно, универсальный формат. PDF/Archives (PDF/A) – разновидность этого формата, специально разработанная для долговременного архивного хранения документов и закрепленная в стандарте ISO 19005-1:2005/Cor.2:2011 «Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного хранения». Но, как и все универсальное, PDF не совершенен. В этом формате прекрасно себя чувствуют управленческие документы, но ведь в организациях используется не только пакет Microsoft Office. Так, например, чертежи, выполненные в формате .dwg, при конвертации в .pdf отображаются некорректно. Много вопросов у специалистов вызывает и поведение электронной цифровой подписи при конвертировании документа в .pdf.

Порядок передачи электронных дел и документов описан в разделе 4.34 Правил. Из текста вытекает следующее:

  • во-первых, электронные документы могут передаваться в архив и храниться как на обособленных физических носителях, так и «по информационно-телекоммуникационной сети»,
  • во-вторых, опись электронных дел и документов составляется, тем не менее, в бумажном виде (то есть даже если мы формируем архив в СЭД, то описи придется доставить архивариусу лично),
  • в-третьих, «при приеме на архивное хранение электронные дела заверяются электронной подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица». Относительно бумажных документов ничего подобного не требуется. Как выполнять это требование организациям, которые создают электронные документы, но не ­пользуются ЭЦП, Правила-2015 умалчивают.

Наконец, «для оперативного доступа к электронным документам в справочных и поисковых целях в архиве создается фонд пользования электронных документов» (п. 2.33). Понятие фонда пользования при этом не раскрывается.

Учет документов

3.5. В архиве организации ведутся основные (обязательные) и вспомогательные учетные документы. Состав и формы основных учетных документов определяются в соответствии с настоящими правилами. Состав и формы вспомогательных ­учетных документов определяются архивом организации самостоятельно.

Основные правила разъясняли, для чего производится учет документов архива и что представляет собой система учетных документов, четко формулируя ее цель. Из Правил-2015 эти определения исчезли. ­Вспомним их, чтобы понимать, для чего мы будем заниматься учетом:

  • Учет документов в архиве организации – это определение их количества и состава в установленных единицах учета и фиксация (регистрация) принадлежности каждой единицы учета к определенному ­комплексу и общего их количества в учетных документах 2 .
  • Система учетных документов архива – комплекс взаимосвязанных учетных документов и баз данных, отражающих количество и состав документов архива организации и их изменения, составная часть системы государственного учета документов Архивного фонда ­Российской Федерации 3 .

И главное изменение: список учетных документов архива в 2015 году сократился больше чем наполовину, с 11 до 5 позиций. Остались только:

  • книга учета поступления и выбытия дел, документов;
  • список фондов;
  • лист фонда;
  • опись дел, документов;
  • реестр описей.

Порядок составления и ведения учетных форм хоть и скупо, но описан в пунктах 3.7–3.11 Правил-2015.

Остальное – на усмотрение организации. Если она является источником комплектования государственного (муниципального) архива, то должен быть дополнительно составлен паспорт организации (п. 3.12 Правил-2015). Здесь же приведена сноска на Регламент государственного учета документов Архивного фонда РФ, датированный 1997 годом и утвердивший форму паспорта архива. Заметим, что Основные правила предлагали форму, хоть и практически идентичную, но все же более «свежую», чем упомянутый регламент. По крайней мере, летоисчисление в ней начиналось с двухтысячных, а не с девяностых.

Экспертиза ценности документов

Ничего принципиально нового в порядок проведения ежегодной экспертизы ценности документов Правила-2015 не привнесли. Внимания заслуживает лишь пункт 4.12:

4.12. Организации, в деятельности которых не создаются документы Архивного фонда Российской Федерации, создают описи дел по личному составу и описи дел временных (свыше 10 лет) сроков хранения и обеспечивают их сохранность.

Это положение относится к разговору о том, что независимо от наличия в организации архива и ее принадлежности к числу источников комплектования государственных (муниципальных) архивов, заниматься своими документами хотя бы в минимальной степени она обязана. Ведь, пожалуй, мало кому удастся составить опись дел временных (свыше 10 лет) сроков хранения, не составив предварительно номенклатуру дел.

Номенклатура дел

О номенклатуре дел, которую Правила-2015 называют «основным учетным документом, отражающим состав и организацию документального фонда организации», они высказываются очень скупо и даже не дают ей сколько-нибудь внятного определения. Из текста документа следует только, что (п. 4.14–4.18):

  • «номенклатура дел закрепляет классификацию (группировку) исполненных документов в дела (электронные дела)»;
  • номенклатура дел составляется по приложенной форме;
  • номенклатура дел организации составляется на основе номенклатур дел структурных подразделений (форма прилагается, правда, по оглавлению обнаружить ее не получится: в нем содержатся два приложения с наименованием «Номенклатура дел»; к структурным ­подразделениям относится № 26);
  • номенклатура дел организации разрабатывается на основании типовых, ведомственных и иных перечней документов с указанием сроков хранения, иных нормативных правовых актов, а также типовых и ­примерных номенклатур дел;
  • организации – источники комплектования государственных (муниципальных) архивов согласуют ее с «соответствующими ЭПК или государственным (муниципальным) архивом, согласно предоставленным ему полномочиям»;
  • организации – не источники комплектования государственных (муниципальных) архивов согласуют свою номенклатуру дел самостоятельно.

Больше никакой практической информации о разработке и ведении номенклатуры дел организации в Правилах-2015 не содержится. Следует сказать однозначно: без Основных правил рядовому делопроизводителю, тем более впервые, составить ее не удастся.

Оформление дел

4.19. Законченные делопроизводством дела постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения, в том числе по личному составу, после окончания календарного года, в котором они были заведены, подготавливаются к передаче в архив организации и подлежат оформлению и описанию.

В зависимости от сроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного и временных (свыше 10 лет) сроков хранения и по личному составу.

Оформление дел на бумажном носителе предусматривает:

подшивку или переплет документов дела (неформатные документы хранятся в закрытых твердых папках или в коробках);

нумерацию листов дела;

составление листа-заверителя дела (приложение № 8);

составление внутренней описи документов дела (приложение № 27);

оформление обложки дела (приложение № 28).

Подготовка электронных дел для передачи в архив организации предусматривает составление описи электронных дел, документов (приложения № № 17, 18).

Что включает в себя частичное оформление дел и в какой зависимости оно находится от сроков хранения документов, не сообщается.

Если раньше внутренняя опись составлялась лишь «в необходимых случаях» (Основные правила, п. 3.6.3.), то из Правил-2015 это словосочетание убрали. Никаких ссылок на сроки хранения не дает и заголовок формы описи, представленный в приложении 27.

Электронные дела надлежит описывать не все, а только те, что имеют временный (свыше 10 лет) и постоянный срок хранения (формы ­описей – в приложениях 17 и 18 соответственно).

Исполнение запросов

В сфере исполнения запросов организаций и граждан, поданных в архив, имеется нововведение: архивные справка, выписка и копия по новым правилам могут «выдаваться в электронной форме на электронном носителе либо пересылаться по информационно-коммуникационным сетям». Заверяются такие справки, копии и выписки «электронной подписью руководителя организации или иного уполномоченного им ­должностного лица».

Приложения: формы документов

Традиционно Правила-2015 заканчиваются набором приложений – формами документов, сопровождающих те или иные процессы хранения документов.

В целом следует сказать, что, во-первых, в Правилах-2015 представлено меньше форм, чем в Основных правилах, во-вторых, среди них попадаются по два приложения с одинаковыми наименованиями, что очень неудобно, а в-третьих, расположены они в порядке упоминания в тексте (а не в порядке значимости или логической последовательности, как в Основных правилах). Некоторые приложения изменили наименования, некоторые незначительно изменили форму. Общая рекомендация будет такая: при необходимости составить какой-либо документ по архивному делу, архивариусу следует в первую очередь поискать его форму в Правилах-2015, и только если нужной формы в них не окажется, обратиться к Основным правилам.

Ниже приведем 3 списка. Первый (в виде таблицы) – это приложения из Правил-2015 и соответствующие им формы из Основных правил. Второй – новинки в формах, введенные в 2015 году. Третий – формы из Основных правил, не попавшие в Правила-2015, но и не отмененные (как говорится, пользуйтесь на здоровье).

Соответствие форм Правил-2015 и Основных правил

Вновь появились и утверждены Правилами-2015:

  • Опись электронных дел, документов временных (свыше 10 лет) сроков хранения;
  • Приложение к описи электронных дел временных (свыше 10 лет) сроков хранения;
  • Акт приема-передачи архивных документов на хранение (от организации в организацию. – Прим. авт.)
  • Опись дел;
  • Опись электронных дел, документов с приложением к описи электронных дел, документов.

Две последние формы призваны заменить сдаточные описи и фактически представляют собой акты приема-передачи документов на хранение в архив организации.

Не содержатся в Правилах-2015 и могут составляться по формам, предложенным Основными правилами:

  • Опись дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу структурного подразделения организации ­(приложение 12 Основных правил);
  • Итоговая запись и заверительная надпись (приложение 13);
  • Титульный лист описи документов постоянного хранения (приложение 14);
  • Заказ (требование) на выдачу документов (приложение 17);
  • Книга выдачи документов (приложение 19);
  • Опись особо ценных дел (приложение 23);
  • Книга учета поступления и выбытия страхового фонда и фонда пользования (приложение 27);
  • Опись страхового фонда (приложение 28);
  • Паспорт архива организации, хранящей управленческую документацию (приложение 29);
  • Паспорт организации, хранящей документы отраслевого фонда (приложение 30);
  • Учетная карточка единицы учета электронных документов (ЭД) (приложение 31);
  • Акт о миграции и перезаписи электронных документов (приложение 32);
  • Журнал учета поступления и выбытия электронных документов (приложение 33);
  • Журнал учета миграций и перезаписей электронных документов (приложение 34);
  • Акт описания документов личного происхождения (приложение 38);
  • Акт об образовании объединенного архивного фонда (приложение 39);
  • Журнал регистрации выданных копий, выписок, справок, тематических материалов (приложение 44);
  • Журнал регистрации посещений пользователями читального зала (приложение 45);
  • Годовой план работы архива (приложение 46);
  • Карточка учета работы с организацией (приложение 47);
  • Акт приема-передачи при смене руководителя архива (приложение 48).

Очевидно, что Правила-2015 рассчитаны на подготовленного читателя. Но во многих случаях, к сожалению, делопроизводством и архивным делом в организации занимаются либо секретари, либо (по необходимости) сотрудники самых разных подразделений: бухгалтеры, кадровики, охрана труда, юристы и т.п. Этим ни в чем не повинным людям будет очень сложно разобраться в том, чего от них требуют в сфере хранения документов.

Правила-2015 дают абсолютный минимум мероприятий, обеспечивающих хранение документов в организации. Информацию о том, как реализовать этот минимум на практике, читателям правил придется искать самостоятельно в методических источниках. Таким образом, Основные правила работы архивов организаций, несмотря на свой необязательный статус, с приходом Правил-2015 будут востребованы в канцеляриях ­российских организаций еще сильнее, чем до этого.

Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11. Вернуться назад

Уничтожение документов бухгалтерского учета

Процедура уничтожения документов, не составляющих архивный фонд организации, ни в законах, ни в иных нормативно-правовых актах не урегулирована. Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок уничтожения первичных документов бухгалтерского учета.

Обязанность хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов, образующихся в результате деятельности общества, предусмотрена законодательно (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете); ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ (далее — Закон об архивном деле); ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ; ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). В компании должны быть проработаны все вопросы по правильной организации отдельных этапов документооборота: от создания документов, работы с ними до последующего хранения и уничтожения документов.

Основания для уничтожения документов

Ориентирами по данным вопросам служат следующие нормативные документы:

Компании вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности (ч. 2 ст. 13 Закона об архивном деле), руководствуясь при организации и обеспечении работы своего архива упомянутыми выше Правилами (положение о работе архива организации будет являться приложением к учетной политике).

В Законе о бухучете минимальный срок хранения обозначен как «не менее пяти лет после отчетного периода», но с оговорками на сроки хранения документов, предусмотренные правилами организации государственного архивного дела. В соответствии с разъяснениями Минфина России (письма Минфина России от 22.07.2013 № 03-02-07/2/28610, от 07.06.2013 № 03-02-07/1/21191) срок хранения первичных учетных документов организация должна соблюдать в обязательном порядке независимо от того, была ли по этим документам налоговая проверка или нет.

Процедура уничтожения документов, не составляющих архивный фонд организации, ни в законах, ни в иных нормативно-правовых актах не урегулирована. Поэтому организация вправе сама разработать и утвердить порядок уничтожения документов.

При самостоятельной разработке такого регламента можно ориентироваться на порядок, определенный Правилами. Несмотря на то что Правила распространяются на государственные учреждения и на организации, обязанные обеспечивать сохранность документов Архивного фонда РФ, автор полагает, что предусмотренный ими порядок и предложенные формы документов могут быть полезны для всех остальных организаций.

Так, в Правилах указано, что документы, предназначенные для постоянного хранения, должны содержаться в архиве, который может быть самостоятельным структурным подразделением организации или быть подразделением в составе службы документационного обеспечения управления (делопроизводства) (п. 1.1.2 Правил).

Дела временного хранения со сроками хранения до 10 лет передаче в архив организации, как правило, не подлежат. Они находятся в структурных подразделениях организации и по истечении сроков хранения подлежат уничтожению (пп. 2.4.5, 3.3.2 Правил). Порядок хранения бухгалтерских документов в организации также изложен в разделе 6 Положения, которым определены особенности хранения отдельных видов документов.

Следует отметить, что сроки хранения документов урегулированы рядом законодательных и нормативных актов и для одной и той же категории документов они могут быть разными, при этом одни и те же документы могут быть предназначены и для целей налогообложения, и для бухгалтерского учета. В таких случаях безопаснее руководствоваться тем документом, где установлен более длительный срок хранения.

Исчисление сроков хранения документов производят с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства (абз. 3 п. 1.4 Перечня). Сроки хранения документов, относящихся к бухгалтерскому учету и отчетности, приведены в подразделе 4.1 раздела 4 «Учет и отчетность» Перечня.

Порядок уничтожения документов

Перед уничтожением документов следует провести их экспертизу. Для этого в организации приказом руководителя создают комиссию из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек.

Хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с применением электронной подписи (письма Минфина России от 06.02.2012 № 03-03-06/1/67, от 13.09.2011 № 03-02-07/1-325, от 24.07.2008 № 03-02-07/1-314).

По результатам экспертизы ценности документов составляют описи дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению (п. 2.4.1 Правил). Указанные описи и акты (приложения 1-4 к п. 2.4.1 Правил) рассматривает на заседании экспертная комиссия, и после их одобрения данной комиссией утверждает руководитель (п. 2.4.4 Правил).

Дела, подлежащие уничтожению, передают на переработку (утилизацию) (п. 2.4.7 Правил). Перед сдачей папки с документами для удобства упаковывают. Передачу дел оформляют приемо-сдаточной накладной, в которой указывают дату передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. Погрузку и вывоз на утилизацию осуществляют под контролем сотрудника, ответственного за обеспечение сохранности документов архива.

Таким образом, в 2017 году организация может готовить к уничтожению документы, законченные делопроизводством, у которых истекли сроки хранения. Например, в отношении документов, минимальный срок хранения которых составляет пять лет, это будут документы, датированные не позднее 2011 годом.

Документальное оформление уничтожения документов

Документальное оформление уничтожения документов производится в определенной последовательности.

Издание приказа о создании экспертной комиссии, которая осуществляет экспертизу ценности документов, образовавшихся в деятельности общества.

Формирование по итогам работы комиссии описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и по личному составу, а также составление акта (акт может быть составлен в произвольной форме, за основу которой взята примерная форма акта, содержащаяся в Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76) о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению (сюда включают документы, хранящиеся как в архиве организации, так и в структурных подразделениях).

Рассмотрение и утверждение экспертной комиссией описей и акта (которые затем утверждает руководитель организации).

Передача документов на утилизацию по накладной.

Способ уничтожения документов организация определяет самостоятельно (химическое уничтожение, сжигание, измельчение (шредирование)).

Акт об уничтожении документов, срок хранения которых истек


Марина Пивоварова
, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Передача документов в архив

Основные правила работы архивов организаций одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002. Они распространяются на архивы государственных организаций, а также негосударственных организаций в части обеспечения сохранности, описания, учета и использования документов Архивного фонда РФ, отнесенных к государственной собственности.

Государственные организации, не отнесенные к составу источников комплектования государственных архивов, а также негосударственные организации могут руководствоваться правилами организации и обеспечения работы своих архивов.

Для хранения документов Архивного фонда РФ, относящихся к государственной собственности, и документов временного (свыше 10 лет) срока хранения, имеющих практическое значение, а также документов по личному составу, их учета, использования, отбора и подготовки к передаче па постоянное хранение федеральный орган исполнительной власти образует архив.

Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Документы Архивного фонда РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.

После проведения экспертизы ценности документы в порядке, установленном Федеральным архивным агентством, подлежат обязательной передаче на постоянное хранение в федеральный архив как часть Архивного фонда РФ.

Передача дел с исполненными документами постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу производится только по описям дел.

Прием каждого дела производится заведующим архивом в присутствии работника структурного подразделения. При этом на обоих экземплярах описи против каждого дела, включенного в нее, делается отметка о наличии дела. В конце каждого экземпляра описи указываются цифрами и прописью количество фактически принятых дел, дата приема-передачи дел, а также подписи заведующего архивом организации и лица, передавшего дела.

Вместе с делами в архив организации передаются регистрационные картотеки на документы и (или) программные средства и базы данных, содержащие информацию о регистрации и исполнении передаваемых документов. Заголовок каждой картотеки или базы данных включается в опись.

В соответствии с Законом об архивном деле для временного хранения документов Архивного фонда РФ до их поступления в государственные и муниципальные архивы установлены сроки.

• для включенных в состав Архивного фонда РФ документов федеральных органов государственной власти, иных государственных органов РФ, а также документов государственных внебюджетных фондов и федеральных организаций — 15 лет;

• для включенных в состав Архивного фонда РФ документов органов государственной власти, иных государственных органов субъектов РФ и организаций субъектов РФ — 10 лет;

• для включенных в состав Архивного фонда РФ документов органов местного самоуправления и муниципальных организаций — 5 лет;

• для включенных в состав Архивного фонда РФ отдельных видов архивных документов:

— записей актов гражданского состояния — 100 лет,

— документов по личному составу, записей нотариальных действий, похозяйственных книг и касающихся приватизации жилищного фонда документов — 75 лет,

— проектной документации по капитальному строительству — 20 лет,

— технологической и конструкторской документации — 20 лет,

— патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец — 20 лет,

— научной документации — 15 лет,

— кино- и фотодокументов — 5 лет,

— видео- и фонодокументов — 3 года.

До передачи в архив дела хранятся в соответствующих подразделениях организации (в канцелярии, в секретариате), в ряде случаев (особенно это касается крупных организаций) непосредственно в структурных подразделениях.

Правила работы архивов организаций: правовой статус, структура и новые нормативные положения

К руглый стол в корпоративном формате

В 2015 году вступили в силу новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях», утвержденные приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526.

  • Что изменилось в новых правилах в отличие от Основных правил работы архивов организаций (2002 год)? На что особенно следует обратить внимание?
  • Какие требования устанавливают Правила к комплектованию, учету и использованию архивных документов в организациях?
  • Какие предписания относительно номенклатуры дел содержат “Правила организации хранения, комплектования, учета … “-2015?
  • Что важного «осталось за кадром»?
  • Какими еще документами руководствоваться при разработке и оформлении номенклатуры дел на 2016 год? и др. вопросы

Приглашаем руководителей и специалистов делопроизводственных и архивных служб организаций принять участие в работе круглого стола.

Ведущий эксперт по управлению документами, участвовавший в разработке и рецензировании Правил познакомит с изменением норм законодательства и даст практические рекомендации по внедрению правил в организацию.

Программа круглого стола по анализу нормативного документа “Правила работы архивов организаций”

  1. “Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях”: правовой статус, понятийный аппарат, общая характеристика, структура правил, новые нормативные положения.
  2. Анализ тематических разделов:
    – общие положения;
    – организация хранения документов архивного фонда РФ и других архивных документов в организации (в т.ч. требования к помещениям архивохранилищ);
    – учет документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в организации;
    – комплектование архива организации документами Архивного фонда РФ и другими архивными документами;
    – организация использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов организации;
    – передача документов организации на хранение в государственный (муниципальный) архив;
    – передача документов при реорганизации или ликвидации организации, смене руководителя архива организации.
  3. Анализ форм документов – приложений. Бумажные и электронные формы обязательных документов архивов. Особенности систематизации и организации хранения электронных документов.
  4. Методические рекомендации по применению новых правил в организациях. Доработка Положения об архиве и об экспертной комиссии.

Ведущий круглого стола

Иритикова Вера Степановна,
профессиональный управляющий документами, документовед, лектор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Еще по теме:

  • Лишенные прав 2012 году Автомобили Закон и право ГИБДД завалила экзамен в прокуратуре Лишенным прав до 1 сентября водителям не придется проходить проверку знаний ПДД Водителям, лишенным прав до 1 сентября этого года, для их возвращения не придется проходить проверку на знание ПДД. Такое разъяснение дала […]
  • Пособия на детей до 3 лет 2013 Пособие на 3-го ребенка до достижения трех лет в 2018 году - сумма выплаты С 2013 года во многих российских регионах было введено специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей. Деньги эти семьи получают до тех пор, пока малышу не исполнится три года. Данная […]
  • Деление долей по материнскому капиталу Распределение долей при использовании материнского капитала Распределение долей при использовании материнским капиталом. Квартира в собственности жены. Намерены продать эту квартиру и переехать в другой город. Члены семьи: жена, муж, 3 ребенка, один из которых дееспособных. Намерены […]
  • Можно ли отменить решение суда Как отменить решение суда? Поэтому сразу возникает вопрос, а как же отменить решение суда? Для отмены судебного решения стоит обратится к закону. В ГПК РФ в ст. 330 описаны возможные случаи отмены судебного решения. Но прежде всего необходимо понять природу проблематики. Так как каждое […]
  • Собственность центрального банка россии Является ли ЦБ России государственным? Хочется ещё раз вернуться к этому вопросу. Еще раз пояснить и показать «нюансы» статуса нашего Центрального Банка, о которых я писал в книге «Национализация рубля». Это очень важно. Ведь так называемые ЗВР (золото-валютные резервы России) […]
  • Заявление о возврате штрафа гибдд Вернуть штраф ГИБДД Вернуть штраф ГИБДД излишне уплаченный. Ситуации, в которых можно вернуть деньги за уплаченный штраф. Какие документы нужны для возврата денег? Здесь можете распечатать заявление в ГИБДД на возврат уплаченного штрафа. Об этом и пойдет сегодня наш […]
  • Налог с переуступки Как платятся налоги при продаже квартиры в строящемся доме? Ответ на вопрос 1 При уступке своих прав по договору участия в долевом строительстве дольщик (продавец) получает доход в виде денежных средств, уплаченных покупателем за переуступку (п. 1 ст. 210 НК РФ). Налогооблагаемый доход […]
  • Дорожный налог молдова 2018 В интернете появилась база данных техосмотра: так заставят платить дорожный налог проходить ТО? Как известно, половина белорусских водителей сегодня ездят без техосмотра. И проблема не в том, что автомобиль не соответствует требованиям, и даже не в том, что сама услуга платная (около 23 […]