Административный ресурс в суде

Административный ресурс

В иновник ДТП после аварии прислал адвоката.

– Договоримся по-хорошему или будем использовать административный ресурс? – сверкнув голливудской улыбкой, сразу открыл карты он.

– А «по-хорошему» – это как? – спросил я.

– Отстегнём за разбитую тачку три тысячи долларов.

– Да я за неё полгода назад почти десять отвалил! – поперхнулся я. – В кредит брал, теперь всю оставшуюся жизнь погашать придётся!

– Три тысячи – хорошие деньги, – усмехнулся адвокат. – Вы в курсе, что супруга моего доверителя имеет неплохие связи в прокуратуре?

– А его отец работает в суде!

– Будет повод познакомиться.

– Я ещё не сказал, что мама моего доверителя трудится в ФСБ.

И я понял, что без своего адвоката мне суд не выиграть. Через неделю благодаря ему я знал, что супруга ответчика трудится в прокуратуре библиотекарем, отец работает в суде электриком на полставки, а мать — уборщицей в ФСБ. Сам же виновник ДТП – обычный охранник на рынке.

– Но без административного ресурса его не сломать! – заметил адвокат.

И я стал припоминать, где трудятся мои близкие. Жена – поваром в столовой мэрии, сестра – бухгалтером в налоговой инспекции, отец в МЧС что-то типа завхоза, а двоюродный брат – водитель катафалка в самой крупной из городских фирм по оказанию ритуальных услуг.

Через два дня ответчик, не дожидаясь суда, компенсировал ущерб в полном объёме. Как рассказал адвокат, административный ресурс сделал своё дело. Узнав, где трудятся мои родственники и оценив баланс сил, виновник почесал в затылке, вздохнул и подписал все бумаги. Особенно почему-то впечатлил охранника брат с его кладбищенской профессией.

«Супруга ответчика . отец . виновник . охранник . » — королева, король, конь, ладья . и шахматишки, если как в жизни (у нас в Челябинске). Поначалу, лет пять-десять, простые пешки (охранники) но с серой лошадкой (точнее синим, конкретным конём) окружают местного короля (главу Ленинского района) удобными услугами по вывозу, ремонту дорог и т. д. Лошадка (имеющая отношение к надзорному органу) продвигает пешек вперед . некоторые выходят в ферзи . и доска внезапно меняется: конь должен публично защищать новых ферзей, брать на себя, направлять проверки для удобства новых ферзей и сам бегает условно, оказался под следствием. Районного короля (он чегой-то программу восстановления всех парков продвигал в Ленинском районе, на строительство набережной надеялся, тут ещё Столыпин отдыхал, парковки хотел строить, новые центры на месте рынков, а не на месте парков создавать), который тормозил, по ферзевым понятием, переводят в городок, где давно не работает приватизированное водоотведение, на перевоспитание по понятием 12 шагов менеджмента. Кому интересно, делай всегда свои 12 шагов туда или сюда, а за результат подумают, кому это теперь, то есть сейчас, положено. А королёк-то по старой памяти 00-х, чегой-то затрепыхался, судился с владельцем глугокопотопной канализации два года и почти высудил обязанность не только деньги собирать, но и развивать сеть. Не туда сделал 24 шага, не понимал, городок уже включили в Челябинск, и отожмут от мэрии деньги на реконструкцию! Продумали кому положено! И деньги поделят, кому положено.
Только что сообщили, что бывший уже глава Копейска после 12 месяцев в СИЗО пошел на сделку со следствием, инициированным надзорным органом за то, что при ремонте дорог требовал указывать производителя гудрона, из-за которого дорога либо проваливается, либо, как в Европе — стрелой стоит. Нам это тут не надо! Теперь тому левому слону, который делал ремонт с документами на гудрон, придётся пойти на сделку с поиском 2 миллионов, которых получение пока не было подтверждено. Всё продумано, и тщательнее, умнее, вроде. Шахматную доску на всю Россию живописать . по разному, где как фигуры расставлены. Только под выпивку не надо это представлять — прояснять надо . как-то с привилигированными лошадками, системно.

Административный ресурс – использование должностными лицами или государственными органами исполнительной ветви власти легальных властных полномочий с целью получения дополнительных возможностей и гарантий в процессе реализации своих политических интересов.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Что такое «административный ресурс»

Последней избирательной кампанией в СНГ, выигранной в основном пропагандистскими методами, стала незабываемая «Голосуй или проиграешь» образца 1996 года. В последующие годы основной «вес» в политическом бизнесе приобретают не психологические технологии влияния на электорат, а совсем другие факторы.

Это объяснимо. У жителей постсоветских стран постепенно формируется психологический иммунитет к тому шквалу коммерческой и политической рекламы, который обрушивается на них ежедневно вот уже целое десятилетие.

Во времена перестройки и первые послеперестроечные годы было достаточно обличительной риторики и ореола «борца», чтобы завоевать любовь девственного (в смысле политического опыта) электората и обеспечить успешную политическую карьеру. Сегодня красивые слова и пустые обещания не дают нужного эффекта.

Бесплатно раздаваемые во время избирательных кампаний керогазы, футбольные мячи и куриные окорочка уже никого не вводят в заблуждение. Народ постепенно понял, что, взяв у кандидата бутылку водки, голосовать за него совсем не обязательно. Поэтому брать — берут, но всеохватывающего чувства любви к «благодетелям», как правило, не возникает. Сегодня на людей не производят особенного впечатления и поспешные, аккурат перед выборами, визиты ответственных лиц в детские дома, исправительные учреждения и больницы для бедных.

Не спасают ситуации и такие «крутые» методы формирования общественного мнения, как «слив компромата» с помощью подконтрольных СМИ. Безмолвствующий электорат, на которого со всех сторон выливаются потоки «чернухи», укрепляется в одной разумной мысли: «Сегодня никому верить нельзя — все же сволочи. » В социальной психологии давно описан феномен «перекорма» или «усталости масс». На какое-то время люди становятся невосприимчивыми к громким лозунгам и призывам к борьбе за очередное «светлое будущее». Усталость обычно наступает после эпох больших социальных потрясений и может длиться несколько лет.

Как правило, в России и окрестностях терпят провал и все попытки построить имидж кандидата на его физической привлекательности для определенных групп населения. В самом деле, у нас — не Америка, где тамошняя женщина точно проголосует за более высокого, более привлекательного и, обязательно, черноволосого мужчину. Выбирать кандидатов по внешнему виду — это привилегия сытых и благополучных стран со стабильной политической системой.

В условиях переходного периода те политические технологии, которые базируются на пропагандистских методах воздействия, очень дороги и не дают гарантированного результата. В отличие, например, от западных стран с развитым гражданским обществом или стран с тоталитарными режимами. И в тех, и в других существуют свои методы информационного влияния и социального контроля, вместе составляющие систему гегемонии властных элит. В переходных обществах старые механизмы социально-психологического влияния уже недействительны, а новые еще окончательно не сформировались. Массовые социально-психологические процессы еще не приобрели необходимую инерцию, и любые незначительные влияния могут подтолкнуть электорат к непрогнозируемому поведению. Поэтому применение стандартных пропагандистских технологий неэффективно (точнее — может привести к непредсказуемым результатам).

Стоит ли беспокоиться, что народ начинает критически относиться к политике и политикам? Может оно и к лучшему. Растущая индифферентность избирателей к ухищрениям политтехнологов разного пошиба может только радовать. Однако это обстоятельство заставило политический бомонд в очередной раз вспомнить старую мысль, что важно не то, как голосуют, а то — как считают. На главные позиции снова вышел пресловутый «административный ресурс».

Обсуждать данную проблему «серьезные» специалисты не любят. Это — одна из самых закрытых тем политического бизнеса. Информацию по этому вопросу получить крайне сложно. При упоминании административного ресурса принято со значением надувать щеки и делать «понимающее» выражение лица. Те, кто знает много, предпочитают при этом молчать. Те, кто знает мало, также молчат. (Эти, правда, любят молчать с многозначительным видом, изо всех сил пытаясь показать свою близость к тайнам великих мира сего.) Ну а те, кто ничего не знает, обычно и рассказывают на каждом углу о загадочном и могущественном административном ресурсе.

На самом деле, ничего загадочного здесь нет. Все достаточно просто. Нехитрую сущность этого явления я понял несколько лет назад, когда работал на выборах в одном из крупных городов. Вопреки распространенным мифам, фальсификациями при подсчете голосов проблема отнюдь не исчерпывается. В гораздо большей степени админресурс воздействует на непосредственный ход избирательной кампании. Итак, влияние «административного ресурса» имеет место, когда:

  • есть насильственное втягивание граждан (чаще всего — работников госучреждений) в партийные ряды; другой вариант — людей под угрозой увольнения принуждают к выходу из «плохих» политических движений;
  • существует давление на предпринимателей — местная власть принуждает их перечислить деньги в различные благотворительные фонды, средства из которых идут на избирательную кампанию нужных кандидатов;
  • ответственные лица под любыми предлогами препятствуют регистрации потенциально сильных кандидатов;
  • ответственные лица проводят с кандидатами «задушевные разговоры», в ходе которых извлекаются из архивов старые уголовные дела, звучат обещания «похоронить» бизнес кандидата, предлагаются отступные в виде «непыльных и хлебных» мест, намекается на особые отношения со спонсорами конкретного кандидата и т.п.;
  • власть выдвигает список приемлемых кандидатов «пакетом», отсекая тем временем от выборов неугодных кандидатов, обеспечивая тем самым «выборы без выбора» и превращая последние в политический фарс;
  • почти все местные СМИ прославляют одного кандидата и замалчивают существование другого;
  • одному кандидату открыты все двери, а для другого в большом городе никак не находится помещения для выступления перед избирателями;
  • прямой шантаж избирателей, например, временное отключение населенных пунктов от энергоснабжения или ограничение завоза хлеба в магазины демонстрирует «непонятливым», что их может ожидать в случае «неправильного» выбора;
  • налоговая полиция «по поступившему сигналу» проводит обыски в избирательных штабах, изымает печатные материалы и финансовые документы;
  • за два дня до выборов суд «на законных основаниях» снимает одного из кандидатов, имеющего высокий рейтинг;
  • правоохранительные органы арестовывают тиражи газет с «неудобными» статьями;
  • милиция может избить на улице политических активистов, агитирующих «не за тех» кандидатов;
  • власть на местах доходчиво объясняет членам избиркома, что они могут избрать кого угодно, но им здесь жить дальше;
  • имеет место «голосование строем» — дружные ряды солдат, милиционеров, заключенных, колхозников идут голосовать за того, кого им назвали местные власти;
  • во время подсчета голосов представители местной госадминистрации попросту выгоняют за двери всех независимых наблюдателей, а утром радостно сообщают об убедительной победе «их» кандидата;
  • в конечном итоге председатель комиссии заявляет, что все имевшие место незначительные нарушения не повлияли на волеизъявление избирателей.

«Вы можете жаловаться» — как руководителю избирательного штаба, мне доводилось много раз слышать эти слова в ответ на протесты по поводу действий обличенных властью чиновников. Эта вежливо-иезуитская фраза мерещилась мне еще много недель после окончания выборов. Вы можете жаловаться куда угодно: в милицию, в суд, в прокуратуру, в госадминистрацию. Везде Вас вежливо выслушают, но и только.

Круговая порука на всех уровнях властных структур — вот в чем сила и могущество административного ресурса. В основе ее организации — взаимный услугообмен «ты — мне, я — тебе». (Средства обмена: деньги, должности, статус, покровительство, защита, преданность и т.д.) Внутренние отношения взаимной выгоды роднят «административный ресурс» с мафиозными группировками, тоталитарными сектами и другими организованными сообществами закрытого типа.

Крайней степени развития это явление достигает в тоталитарных и полуфашистских государствах. Там административные структуры способны почти полностью подавить все информационные каналы, связывающие потенциальную оппозицию с электоратом. Но и в относительно свободных условиях переходного периода тотальное административное давление часто приводит к классическим «выборам без выбора».

Схема таких псевдовыборов не меняется со времен КПСС: единый кандидат от «блока коммунистов и беспартийных»; масса людей, специально собранная органами власти; скучные выступления кандидата, ответы на вопросы подставных «представителей народа», обвинения в связи одного из кандидатов с мафией, уверения в преданности со стороны аудитории и проч. (Для примера, вспомните недавние выборы нашего горячо любимого славянского «батьки».)

Особенно это характерно для мажоритарных округов — там исключить влияние административного ресурса практически невозможно. Причина кроется в том, что, как уже было сказано, большинство людей не интересуются политикой. И если на всех уровнях местной власти авторитетные чиновники говорят: «Голосуйте за Васю», скорее всего, этот Вася и наберет большинство голосов.

Особой загадки в этом феномене нет. В отличие от полумифических демократических свобод, клановый патернализм предоставляет среднему человеку возможность сносно существовать уже сегодня. И если уважаемые им лично люди (мэр города, директор завода, председатель сельсовета, — от которых в основном и зависит благополучие местных жителей) не стесняются признаться, что нуждаются в его голосе, то почему бы и нет. Голоса ему не жалко, а что там они будут решать — не его ума дело. Барину виднее.

Смирение в обмен на относительное благополучие. В этом состоит смысл негласного договора между региональными феодалами и местным населением. Наплевать на идеалы демократии или заветы Ильича! Гораздо важнее, чтобы местный барин не отменил ежедневный автобус до ближайшего райцентра! (Для «непонятливых» периодически используется шантаж с демонстрацией реальной возможности выполнить угрозу. Так, временное отключение населенных пунктов от энергоснабжения накануне выборов явно или неявно дает понять избирателям, что их может ожидать в случае «неправильного» голосования. Угроза холода и голода — мощное средство контроля над поведением электората.)

Склонность рядовых граждан к вассально-феодальному мышлению давно подмечена политтехнологами. Об этом свидетельствует структурный анализ деятельности ведущих PR-агентств, специализирующихся в политическом бизнесе. Из года в год они все больше ориентируются не столько на применение пропагандистских методов влияния на электорат, сколько на установление отношений с людьми, контролирующими ситуацию в конкретных регионах.

В самом деле, зачем тратиться на дорогостоящую массовую пропаганду? Тем более что ее эффективность в сегодняшних условиях весьма проблематична. Достаточно заручиться поддержкой региональных властных структур, пресечь с их помощью пропаганду политических оппонентов и использовать представителей местной элиты в качестве «лидеров мнения» для населения.

Сегодня выборы выигрывает совсем не тот, кто знает самые хитрые технологии. Побеждает тот, кто может замкнуть на себя интересы большинства заинтересованных групп и согласовать их с интересами большинства избирателей. Для современного политического бизнеса это является аксиомой. Еще одна аксиома заключается в том, что в настоящий момент самые большие возможности для этого имеют административные структуры, они же — первая, главная и единственная власть в регионах.

Каким же образом можно противостоять всесильному административному ресурсу? Этого сегодня не знает никто. Силу админресурса нельзя подорвать путем разоблачения грехов и преступлений — сегодня их не особо и скрывают, хотя и не афишируют. Современные режимы власти опираются отнюдь не на уважение и авторитет у населения, а на силу круговой поруки. (Цитата из жизни: «Пока ОМОН и суды послушны, плевать мы на вас хотели. »).

Наши начальники не боятся собственного народа — в этом все дело. Они боятся друг друга, президента, местного олигарха, но только не народа. У наших начальников отсутствует панический страх перед собственным народом, свойственный, к примеру, их западным коллегам. Западный мир создал более-менее эффективную систему, которая способна противостоять административному произволу — развитое гражданское общество, независимое от органов власти. В потенциале оно способно «разорвать» недобросовестного чиновника любого ранга. Для большинства постсоветских стран это — фантастика. У нас отсутствует основная предпосылка его формирования — материальное благополучие широких слоев населения. Основная масса граждан просто парализована тяготами жизни и борется за элементарное выживание. Здесь уже не до демократических свобод.

Второй вариант противостояния административному ресурсу более реален — большое количество сильных политических партий, активно конкурирующих между собой и поэтому заинтересованных в честных и открытых «правилах игры» на политическом рынке. Анализ избирательных компаний 2000/2001 годов в Российских регионах показывает, что там, где такая конкуренция имеет место быть, власть чиновников обычно не является критическим фактором. Там, где партийной конкуренции фактически нет, выборы обычно выигрывают местные «феодалы» — те, кто имеют сильные позиции в региональных властных структурах, обеспечивают работой тысячи своих земляков и от которых зависит благополучие целых регионов. Этим трем преимуществам сегодня неспособно противостоять никакое «правильное применение современных электоральных технологий».

© 2000-2001 Виктор Сороченко
© Публикуется с любезного разрешения автора

Административный ресурс

Административный ресурс — популярный штамп современного российского политического дискурса, появившийся в 1990-х годах. Общепризнанного определения административного ресурса не существует, однако обычно в современных российских источниках под ним понимается использование своих служебных, должностных и иных возможностей, которые предоставляет госслужба для достижения личных или политических интересов (в частности, на выборах) что сопряжено с нарушениями должностных лиц норм законодательства (помимо правил профессиональной этики). Административный ресурс отличается от традиционных способов реализации ресурсов: материального, организационного, человеческого, интеллектуального и других, которые обеспечивают легальные механизмы власти.

Содержание

[править] Возникновение понятия в России

Виктор Сороченко в статье «Что такое „административный ресурс“» утверждает, что в условиях переходного периода, отсутствия реальных демократических механизмов воздействия сообщества на власть (гражданское общество), основные методы информационного влияния и социального контроля, применимые в демократических странах, не работают: они не дают гарантированного результата, так как неустоявшиеся социально-психологические процессы в обществе нестабильны, не имеют необходимой инерции и любые, на первый взгляд незначительные вещи, могут подтолкнуть народные массы в непредсказуемом направлении, что сводит возможности прогнозируемости эффективности пропаганды и иных политтехнологий к минимуму.

В постсоветской России, при фактическом отсутствии гражданского общества, все меньшее значение имели политические технологии, основанные на агитации, пропаганде, так как они довольно дороги и не дают гарантированного эффекта. Так, согласно мнению Виктора Сороченко (2001 г.), последней избирательной кампанией в СНГ, в которой активно и успешно использовались такие методы, была кампания «Голосуй или проиграешь» в 1996 году, организованная предвыборным штабом Бориса Ельцина. Данная кампания привела Ельцина к победе на данных выборах, но в дальнейшем только пропагандистские методы не использовались.

В таких условиях основным методом социального контроля, реализации власти, в том числе и на выборах, выступает административный ресурс. Обсуждение этой темы является своеобразным табу в политике, обычно этому понятию присваивается несколько сакральное значение причастности к некоему понятию, доступному ограниченному кругу лиц.

Сам термин «административный ресурс» согласно «Словарю русского публичного языка конца XX века» впервые появился в 1995 году из уст Дмитрия Ольшанского, директора Центра стратегического анализа и прогноза, который предоставил для журналистов перед выборами в Госдуму рейтинг партий основанный на более чем 100 параметрах, один из которых назывался «показатель административного ресурса», оттуда он и перекочевал в повседневный язык.

Дмитрий Ольшанский прокомментировал это так:

[править] Определение административного ресурса

Андрей Чуклинов в статье «Административный ресурс: проблемы управленческого метода» обосновывает вывод, что наиболее приближенным к реальности определением административного ресурса будет следующее: система управленческих методов и средств, реализуемых должностными лицами и государственными органами в целях, противоречащих базовым принципам государственной службы.

Это может быть и нецелевое использование служебных преимуществ, неформальных возможностей воздействия на результат путём личных и должностных знакомств, просто незаконное превышение должностных полномочий. Но понятие административного ресурса многогранно и не всегда может быть охарактеризовано как просто превышение должностных полномочий, так как часто эти неформальные действия выходят за рамки действия закона из-за двусмысленности и неопределённости самого понятия и действий, если квалифицировать это как правонарушение.

Такой способ реализации чиновниками своих должностных возможностей приводит к формированию политико-правовой культуры общества пассивного типа, ликвидируются механизмы нормального социального партнёрства характерного для здорового гражданского общества. По мнению А. Чиклинова в подобной ситуации государство вновь и вновь ступает на путь традиционного для нашей страны патернализма, весьма далекого от классических представлений о демократии, способного породить лишь пресловутое чудовище — Левиафана.

В то же время административный ресурс не всегда может быть использован и не только в негативном смысле, но и в положительном — как выражение воли госаппарата, направленного на созидательные цели в рамках закона, что может быть только положительным.

[править] Использование административного ресурса на выборах

Этот термин часто используется в России и других республиках бывшего СССР, так как используется он широко и повсеместно и часто обсуждается в обществе и СМИ. В этих странах административный ресурс является решающим фактором на многих выборах. Подобным образом, в той или иной степени, это средство используется по всему миру, не исключая и страны, традиционно считающиеся демократическими. В самом деле, понятие административного ресурса появилось ещё раньше на Западе. Теория общественного выбора (Public Choice Theory) [1] анализирует экономику бюрократии и формирование административного ресурса. Таким образом, в более общем смысле административный ресурс — это возможности и средства, которые использует бюрократия для обслуживания других целей, а не тех, для которых эти средства и возможности предназначены.

Административный ресурс является только одним из факторов, определяющих результаты выборов, которые зависят также от идеологии партии или кандидата и используемых политических технологий (PR, политические кампании и проч.).

Вот основные способы использования административного ресурса на выборах:

  • Мобилизация организационных и финансовых ресурсов. Власти могут оказывать давление на предпринимателей с целью финансирования некоторых «избранных» кандидатов и партий.
  • Избирательное толкование и применение законов для поддержки некоторых кандидатов путём препятствования оппонентам. Властями могут практиковаться частые налоговые проверки, обыски и аресты как самих кандидатов, так и предпринимателей, предоставляющих им финансовую поддержку, может оказываться давление на судебную систему.
  • Власти могут заставить пересмотреть результаты выборов, если победит кандидат-противник; можно также исключать из голосования группы людей, которые могут проголосовать против поддерживаемых правительством кандидатов.
  • В ход могут быть пущены контролируемые правительством организации, такие как армия, тюрьмы, больницы, школы и т. п. — они могут быть привлечены для сбора подписей и проч. С их помощью можно оказывать давление на избирателей (включая самих сотрудников этих организаций).
  • Перераспределение бюджетных средств. Власти могут подкупить электорат косвенно: выплачивая долги по зарплате и пенсии, индексируя зарплаты и пенсии перед выборами и т. п. Федеральные власти могут контролировать правительства регионов выделением этим регионам дополнительных средств.
  • Контроль над средствами массовой информации. Главы государств или регионов могут получать бесплатное эфирное время, предписывать СМИ те или иные темы новостей, появляясь в эфире, таким образом, чаще остальных участников выборов и обходя ограничения на время предвыборной рекламы в СМИ, наложенные законом на всех кандидатов.
  • Фальсификация итогов голосования. Могут использоваться бюллетени от имени не голосовавших граждан, уничтожаться бюллетени с голосами за оппонентов, бюллетени могут заменяться. Также властями может контролироваться персонал, производящий подсчёт голосов, и могут не допускаться на выборы независимые наблюдатели.

Наибольшее применение административный ресурс во время избирательных кампаний и выборах, часто это выражается в (по мнению В. Сороченко):

  1. принудительное включение граждан работников определённых фирм, госучреждений в ряды партии, или наоборот, выходу из политических движений, или просто указание голосовать за определённого кандидата.
  2. Давление на предпринимателей под угрозой постоянного внимания контролирующих органов заставляют перечислять средства в благотворительные фонды и/или как добровольные пожертвования для избирательных кампаний соответствующих кандидатов;
  3. ответственные лица под любыми предлогами препятствуют регистрации потенциально сильных кандидатов;
  4. ответственные лица проводят с кандидатами разговоры, в которых фигурирует различный компромат: старые уголовные дела, угрозы навредить бизнесу кандидата, предлагаются отступные в виде «непыльных и хлебных» мест, намекается на особые отношения со спонсорами конкретного кандидата и т. п.;
  5. используется ресурс подконтрольных администрации СМИ, который уделяют внимание одному кандидату и замалчивают существование другого;
  6. Осуществляются различные организационные препоны, например для неугодного кандидата в большом городе никак не находится помещения для выступления перед избирателями;
  7. прямой шантаж избирателей, например, временное отключение населенных пунктов от энергоснабжения или ограничение завоза хлеба в магазины демонстрирует «непонятливым», что их может ожидать в случае «неправильного» выбора;
  8. налоговая полиция «по поступившему сигналу» проводит обыски в избирательных штабах, изымает печатные материалы и финансовые документы;
  9. за два дня до выборов суд «на законных основаниях» снимает одного из кандидатов, имеющего высокий рейтинг;
  10. правоохранительные органы арестовывают тиражи газет с «неудобными» статьями;
  11. милиция может избить на улице политических активистов, агитирующих «не за тех» кандидатов;
  12. власть на местах доходчиво объясняет членам избиркома, что они могут избрать кого угодно, но им здесь жить дальше;
  13. имеет место «голосование строем» — дружные ряды солдат, милиционеров, заключенных, колхозников идут голосовать за того, кого им назвали местные власти;
  14. во время подсчета голосов представители местной госадминистрации попросту выгоняют за двери всех независимых наблюдателей, а утром радостно сообщают об убедительной победе «их» кандидата;

Административный ресурс в суде

Административный ресурс в государственном управлении — хорошо это или плохо?

Российские граждане, не прошедшие многовековую «школу демократии» и гражданского общества, по сути дела возродили на новом витке спирали чрезвычайно упрощенное понимание выборной процедуры и участия народонаселения в политике.

Эти последствия форсированной демократизации заставили государство серьезно задуматься о создании сдержек и противовесов «бескрайним просторам демократического творчества масс».

Возможно, в условиях российских реалий административный ресурс, которым обладала «старая псевдополитическая власть (номенклатура)», стал ответом государства на вызов общества, не готового к современной демократической правовой культуре. Административный ресурс стал средством, позволяющим отстранять или отодвигать от власти демагогов и популистов, представителей криминального мира, политических экстремистов и радикалов.

Прежде всего, следует определиться с содержанием понятия «административный ресурс». Как только употребляешь это понятие, в мыслях твоих собеседников в первую очередь всплывает устойчивое, закрепленное годами, негативное представление об этом явлении. Причем обязательно связанное с выборами или избирательным процессом. И действительно, научные споры и размышления о роли административного ресурса в политической жизни страны ведутся по большей части в связи с прошедшими или намечающимися выборами.

А ведь это не всегда так. Если исходить из семантики словосочетания, никакого отрицательного смысла оно не несет да и не обязательно связано только с выборами.

Семантику словосочетания «административный ресурс» составляют значения двух слов: «административный» и «ресурс». Разберем каждое из них.

Вообще в слове «администрировать» никаких отрицательных смыслов не заложено: буквальное значение глагола — управлять, руководить (мы знаем, например, компьютерное, деловое администрирование). Ресурсы — «источники, средства, возможности», а также ресурс — «средство, к которому можно прибегнуть в случае необходимости, единственный выход», то есть то, что используется для достижения чего-либо, какого-либо результата. Следовательно, понятию «административный ресурс» синонимично понятие «управленческий ресурс», то есть средство решения и достижения управленческих целей и задач.

Если исходить из такого понятия, то, очевидно, что административный ресурс прежде всего используется в системе управления, а уже потом в различных его проявлениях присутствует и в других сферах жизнедеятельности человека.

Если говорить обобщенно, то административный ресурс подразумевает довольно широкий набор легальных, полулегальных и явно незаконных методов, применяемых на всех стадиях избирательной кампании и государственного управления.

Сегодня получить в свое распоряжение административный ресурс значит «заручиться поддержкой Администрации Президента», так можно расценить многочисленные информационные сообщения периода парламентских выборов о том, какие из партий получили административный ресурс, а каким — его не хватило. «В общем и целом, можно заключить: в «мирное» время административный ресурс — это административные возможности, позволяющие сделать что-то реальное, используя рычаги управления, в «военное» — то самое, хорошо известное, «служебное положение», которым можно и злоупотребить, и использовать его в определенных целях»[1].

Проведя исследование использования административного ресурса в различных областях управления, мы составили типологию данного явления. Здесь есть несколько оснований для классификации.

Во-первых, по уровню власти, на котором он используется, можно выделить (здесь приведем примеры из практики избирательных процессов):

ресурс местного значения (имеются в виду населенные пункты типа сел. Предоставление информации об активности оппонентов на территории населенного пункта; привлечение местной администрации (старост, глав и проч.) на агитационную работу; обеспечение оптимальных условий для встреч с коллективами предприятий, находящихся на территории населенного пункта и т.п.);

ресурс муниципального значения (предоставление информации об активности оппонентов на территории МО; обеспечение оптимальных условий для проведения встреч кандидата с коллективами муниципальных бюджетных организаций; предоставление всех возможных рекламных мест для щитов и растяжек, имеющихся на территории МО; рекомендации журналистам и редакторам СМИ работать с дружественным кандидатом; привлечение комитетов и служб типа СЭС, пожарных и др. для дестабилизации работы конкурентов с пропагандистским сопровождением);

ресурс регионального значения (предоставление информации обо всех мероприятиях (совещаниях, семинарах, акциях), проводимых в регионе в целом; привлечение лидеров общественного мнения (заслуженных учителей, врачей и проч.) в качестве доверенных лиц или для выступления в СМИ, а также для сопровождения кандидата в бюджетных организациях соответствующего профиля; работа силовых ведомств (налоговая инспекция, милиция, прокуратура, РУБОП, ФСБ) для дестабилизации штаба соперника с пропагандистским сопровождением; обеспечение лояльности избирательной комиссии и прохождения в ней нужных решений, контроль за низовыми комиссиями; обеспечение нужных решений по избирательным процессам в региональном суде).

ресурс федерального значения (привлечение лидеров общественных организаций и партий для выступлений в СМИ; обеспечение лояльности Центральной избирательной комиссии и прохождения в ней нужных решений, контроль за низовыми комиссиями в интересах дружественного кандидата и мн. др.)

В зависимости от степени легитимности средств, используемых в рамках административного ресурса, мы выделяем:

легитимный административный ресурс — это использование должностными лицами или государственными органами исполнительной ветви власти легальных властных полномочий с целью получения дополнительных возможностей и гарантий в процессе реализации своих политических интересов. К этому же виду административного ресурса можно отнести кадровый резерв, запасные кадры административных сотрудников. То есть запас людей, способных к руководству, людей, постоянно повышающих уровень знаний (причем, не только в системе государственного управления);

нелегитимный административный ресурс — совокупность различных административных технологий (в основном нелегальных), позволяющих добиться при минимальных финансовых и вообще материальных затратах максимального воздействия на людей, обеспечить их «добровольную» подчиняемость. Он пускается в ход, как правило, в том случае, когда позиции действующей власти на предстоящих выборах оказываются недостаточно крепкими. Когда появляется реальный конкурент, серьезный соперник.

Третий критерий классификации административного ресурса — средства, используемые в рамках административного ресурса. В соответствии с ним можно выделить:

институциональный ресурс, связанный с разнообразным использованием потенциала государственных организаций и институтов в ходе выборов, и не только;

бюджетный ресурс, связанный с использованием бюджетных средств в электоральных целях;

медийный ресурс, связанный с использованием государственных средств массовой информации в интересах тех или иных кандидатов и партий.

Причем, необходимо отметить, что по данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив ТРАНСПЕРЕНСИ ИНТЕРНЕШНЛ-Р, в 2003-2004 гг. на выборах преобладал медийный ресурс. Соотношение между тремя типами административного ресурса продемонстрировано на рис.1.[2]

Важно отметить тот факт, что значительное число случаев использования административного ресурса носит комбинированный характер, т.е. включает в себя признаки как медийного, так и институционального ресурса.

Административный ресурс появился в нашей стране не 15 лет назад, когда стали активно применяться демократические принципы управления обществом. Административный ресурс существовал во всех политических системах нашей страны и в странах Запада, а его проблема обозначилась лишь в связи с избирательными процессами в России.

Почему же в нашем обществе это явление зачастую воспринимают отрицательно?

На наш взгляд, это связано с несоответствием ожиданий народа от власти и реального поведения чиновников. Чиновники ведут себя по старым схемам, в соответствии со старыми традициями управления, в рамках которых использовать преимущество своего должностного поведения (административный ресурс) было нормально и даже необходимо. А общество от провозглашенной в стране демократии ждет некой идеальной модели поведения представителей органов власти. Этот идеал демократии подразумевает разделение властей, подчинение, служение власти обществу. Он предполагает создание партий как форму организации общественной и политической активности и как способ реализации наиболее глубинных социальных интересов и целей людей. При этом любая партия специфическими средствами организует диалог власти и общества.

Так должно быть. Но что получилось у нас, когда государство в конце 1980-х — начале 1990-х стало инициатором форсированной демократизации? Власть назначаемая ушла со сцены общественной жизни, освободив тем самым место для свободного выражения гражданами своего демократического отношения к власти вообще. «Она как бы ушла — но как бы осталась. Деньги новой экономической власти и административный ресурс старой псевдополитической власти в едином демократическом порыве объединились и с помощью тотального черно-белого пиара создали новую, теперь уже политическую реальность так называемой управляемой демократии»[3].

Действительно, новая власть в России обладает экономическими ресурсами, а старая «принесла» с собой в демократию административный ресурс, который и был основным рычагом управления обществом в советское время.

То есть активное использование сегодня властями административного ресурса можно объяснить традициями, которые сложились еще в советской системе управления. Хотя нельзя сказать, что именно советская система «придумала» этот дополнительный механизм управления обществом и процессами, в нем происходящими. Как показали наши исследования, проявления использования административного ресурса возникают уже там, где формируется какая-нибудь государственная власть.

Кроме того, к использованию административного ресурса чиновниками подталкивает и само общество, условия, в которых существует власть и ментальность населения страны.

Общество, не имеющее укорененной правовой культуры и привычки к законопослушанию, навыков политической деятельности, опыта конкуренции и диалога с государством, да и просто сколько-нибудь серьезных институтов, способных выразить настроения той или иной группы граждан, получило демократические права и свободы.

Российские граждане, не прошедшие, в отличие от граждан стран Европы и США, многовековую «школу демократии» и гражданского общества, по сути дела возродили на новом витке спирали чрезвычайно упрощенное понимание выборной процедуры и участия народонаселения в политике. «Восторжествовал принцип: «Красиво, убедительно говоришь — наш кандидат, а не понравился — в куль, да в воду»»[4]. Отсюда — стремление к постоянной смене власти, завышенные ожидания от новой и столь же быстрые разочарования.

Эти последствия форсированной демократизации заставили государство серьезно задуматься о создании сдержек и противовесов «бескрайним просторам демократического творчества масс». Возможно, в условиях российских реалий административный ресурс, которым обладала «старая псевдополитическая власть (номенклатура)», стал ответом государства на вызов общества, не готового к современной демократической правовой культуре. Административный ресурс стал средством, позволяющим отстранять или отодвигать от власти демагогов и популистов, представителей криминального мира, политических экстремистов и радикалов.

«Включение телефонных и силовых рычагов в избирательные кампании стало своеобразным стихийно возникшим цензом. В нынешних условиях иной вариант ценза невозможен»[5].

Мы считаем, что наиболее существенной причиной такого широкого применения административного ресурса в нашей стране также является и менталитет российского народа, привыкшего подчиняться, слушаться «царя-батюшку», с одной стороны, и, с другой, — традиция правящей элиты работать в рамках «автократической государственности», когда баланс между государственными, общественными и личными интересами соблюдается всегда в пользу государства. Административный ресурс современности порожден комплексом проблем российских реформ начала 90-х, а также неразрывно связан с историей государства Российского. Получается, что когда институты гражданского общества оказываются неспособными в силу своей незрелости сдержать крайности неразвитой демократии, административный ресурс упорядочивает политическую жизнь.

Западный мир создал более или менее эффективную систему, которая способна противостоять административному произволу — развитое гражданское общество, независимое от органов власти. У нас же отсутствует основная предпосылка его формирования — материальное благополучие широких слоев населения. Основная масса граждан просто парализована тяготами жизни и борется за элементарное выживание. Здесь уже не до демократических свобод.

Встает вопрос — как бороться с административным ресурсом и необходимо ли это делать?

Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, зависит от вида административного ресурса. Если речь идет о легитимном административном ресурсе, то здесь противостояние не нужно. Напротив, надо умело использовать номенклатуру, «вдохновить ее, заставить заниматься тем, чем она должна заниматься по роду своей деятельности (ЖКХ, транспорт, социальное обеспечение и пр.) и все это включить в PR-акции для населения»[6]. Тогда получится, что администрация занимается тем, чем должна заниматься — служить своему населению, а избиратели, в свою очередь, будут довольны действующей властью и не захотят ничего менять. А это значит, что необходимость использования административного ресурса как манипулятивной технологии пропадает сама собой.

В настоящее время необходимо решать проблемы, связанные с применением нелегитимного административного ресурса, т.к. он действует на общество крайне разрушительно. Платой российской власти за использование административного ресурса стало падение авторитета в глазах собственных граждан. В условиях демократии легитимна только та власть, которая установилась в результате свободных и честных выборов. От людей, ставших во время выборов объектами административного воздействия, трудно ожидать исправной уплаты налогов, уважения к законам и патриотизма. «Ущерб от этого велик — ради достижения тактического эффекта предаются забвению стратегические цели России. Искушение властью нужно побороть — правила электоральной игры должны быть едины для всех»[7].

Против каждой отдельной административной технологии существуют методы противодействия. В этой связи большое значение имеет дальнейшее совершенствование избирательного законодательства. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме РФ» запрещает государственным и муниципальным органам власти и должностным лицам этих органов при исполнении ими должностных обязанностей вмешиваться в ход избирательной кампании.

Однако грань, отделяющая повседневную и необходимую деятельность органов власти от незаконного вмешательства в избирательный процесс, расплывчата. Четкая трактовка всех процедурных моментов и регламентация прав и обязанностей всех участников избирательного процесса существенно снизят возможности для использования административного ресурса.

Вместе с тем кардинальные перемены возможны лишь при развитии эффективной партийной системы в России. Не случайно масштаб фальсификаций во время федеральных кампаний значительно ниже. В этот период политические партии максимально мобилизуются: привлекают дополнительные финансы, направляют наблюдателей на избирательные участки и в комиссии. Поэтому выход один — формировать сильную партийную систему с партиями, способными активизировать социальную активность граждан, и с партийными структурами, которые смогут осуществлять контроль за действиями исполнительной власти на всех уровнях. Такую систему необходимо организовать, прежде всего, в регионах.

Глава Центральной избирательной комиссии А. Вешняков считает, что факты использования административного ресурса необходимо проверять и в случае их подтверждения «должна быть жесткая реакция прокуратуры и избирательной комиссии по привлечению к ответственности должностных лиц»[8] .

Таким образом, чтобы избежать вмешательства в элективный процесс нелегитимного административного ресурса, необходимо строго придерживаться существующего законодательства и полностью использовать всю систему своих прав с момента начала сбора подписей в поддержку того или иного кандидата до получения копии протоколов подсчета голосов наблюдателями.

Только в этом случае мы сможем создать эффективную систему, которая будет способна противостоять административному произволу — развитое гражданское общество, независимое от органов власти.

[1] Северская О. Административный восторг, административный ресурс //http://www.psyfactor.by.ru/

[2] По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив ТРАНСПЕРЕНСИ ИНТЕРНЕШНЛ-Р//http://www.transparency.org.ru

[3] Лоскутов В.А. Партия власти, или краткий курс политологии для начинающих партийных функционеров // ЧиновникЪ. 2002. №2 (18). С. 18.

[4] Маркедонов С. Административный ресурс как реальность // http://www.russ.ru

[6] Особенности избирательных процессов в уральском регионе. Круглый стол // Чиновник. 1998. №3. С. 73.

[7] Гиззатов Э. Искушение властью. Административный ресурс в избирательных кампаниях: сущность и методы противодействия // http://pressclub.host.ru/PR_Lib/report/gizzatov.shtml.

[8] А. Вешняков обсудил с В. Яковлевым проблему использования административного ресурса на выборах. // http://www.rosbalt.ru/2002/10/31/72122.html.

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Еще по теме:

  • Расчет единовременного пособия при увольнении НачФин.info " rel="nofollow"> Печать E-mail Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 30 января 2017 Автор: SobKor Просмотров: 9949 Вопрос: Облагается ли налогом единовременное пособие, выплачиваемое военнослужащим, при увольнении из рядов Вооруженных Сил […]
  • Причины и условия экологических преступлений Причины и условия экологической преступности Экологическая преступность обусловливается как общими, так и специфическими причинами и условиями. Общие причины экологической преступности можно определить как ряд экономических, социальных, политических, духовных и правовых обстоятельств, в […]
  • Юридические услуги в сфере защита прав потребителей Услуги по защите прав потребителей в Санкт-Петербурге СПб Юристы и адвокаты юридической фирмы (компании) М Статус оказывают юридические услуги помощь консультации в области защиты прав потребителей в СПб. Мы окажем Вам всестороннюю юридическую помощь, начиная от юридической консультации, […]
  • Посмотреть штраф гибдд по номеру автомобиля Посмотреть штраф гибдд по номеру автомобиля Мы предлагаем воспользоваться нашим ресурсом, чтобы узнать и получить полную информацию по нарушениям, которая избавит вас от различных неприятностей или судебных разбирательств. Наш онлайн сервис поможет быстро осуществить проверку штрафов по […]
  • Космос с большим разрешением Реальные фото Космоса в высоком качестве Каждый день на портале Kvant.Space появляются новые реальные фото Космоса. Космонавты без особых усилий снимают величественные виды Космоса и планет, которые приходятся по душе миллионам людей. Чаще всего фото Космоса в высоком качестве […]
  • Может ли папа получать пособие на ребенка Как переоформить детское пособие на папу Минздравсоцразвития России совместно с ФСС России недавно разъяснили, в каком порядке право на получение пособия по уходу за ребенком может переходить от матери в случае ее болезни к отцу или другому члену семьи. В свою очередь, Конституционный […]
  • Пенсионный фонд в твери материнский капитал Материнский капитал в г. Тверь Тверской области Процедуру получения сертификата на материнский капитал регламентирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 г. N 1180н "Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче […]
  • Нотариусы г орле Нотариусы Орел Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Алексеева Елена Петровна Телефон: +7 (4862) 45-42-42 Адрес: 302028 г. Орел, ул. Октябрьская, 42 Часы […]