Петербург достоевского в романе преступление

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Большую часть своей жизни Ф.М. Достоевский провел в Петербурге. Его отношение к городу было двойственным. В своих романах писатель называл Петербург «городом полусумасшедших», утверждал, что «сугубое несчастье обитать…» в нем, и в то же время любил его, ведь Петербург стал главным источником вдохновения писателя.

В романе «Преступление и наказание» автор «выворачивает» Петербург «наизнанку», обнажает его неприглядную сторону, обычно скрытую за парадным фасадом. Вместо роскошных дворцов перед нами предстают грязные улицы, мрачные дворы-колодцы, зловонные распивочные и едва стоящие на ногах пьяные. Картина усугубляется ужасной духотой, царящей в городе в начале июля. Люди, живущие здесь, страдают от нищеты. Они живут в тесных и душных клетушках, похожих на гробы. В этих клетушках они видят бредовые сны и сходят с ума от удушающей, в прямом и переносном смыслах, атмосферы.

На страницах романа мы постоянно сталкиваемся с трагедиями. Трагичны судьбы Мармеладова, его дочери, Катерины Ивановны и ее детей. Трагичны судьбы спившейся женщины-самоубийцы и девочки-подростка, которую напоили и «опозорили».

Нищета толкает людей на нарушение нравственных законов. Из-за нищеты спивается Мармеладов, Соня идет «по желтому билету», а ее мачеха берет у падчерицы деньги, добытые преступным путем… Кругом горе и искалеченные судьбы.

Только в такой атмосфере безысходности могла зародиться уродливая идея Раскольникова.
Петербург в романе – это не только декорации, в которых разворачивается действие, но и сообщник главного героя. Он как бы подстрекает Раскольникова совершить убийство, «подначивает» его.

У Достоевского Петербург – это символ уродливого и равнодушного общества, которое организовано таким образом, что в нем «маленький» человек обречен на страдания.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на тему Петербург Достоевского­ на примере романа Преступление и наказание, Достоевский читать бесплатно

Петербург Достоевского

Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там – деньги. Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в культурный, образовательный и деловой центр.

Разумеется, такой город просто не мог не волновать российских писателей. Пушкин, Гоголь, Достоевский, в разное время жившие там пытались передать образ Петербурга своим читателям. Почти никто из них не отзывается о городе хорошо. Гоголь описывает страдания людей, неповоротливость чиновничьего аппарата в своих произведениях. Пушкин пытается показать Петербург с двух сторон. Откровенно говоря, он больше сделал акцент на отрицательной. Можно вспомнить «люблю тебя, Петра творенье», но это одна из немногих положительных фраз. Также, по-моему, ключевым словом здесь является «творенье», то есть триумф человека над природой. Пушкин восхищается фактом появления Петербурга в таких сложных природных условиях, но не самим городом.

Образ Петербурга занимает значительное место и в творчестве Достоевского. С этим городом связаны многие воспоминания писателя. В 1838 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище. Достоевский­ создавал страшный портрет большого города, который подчиняет себе и обезличивает человека. В романе «Преступление и Наказание» целью Достоевского было вызвать отвращение читателя к домам, стенам, лестницам. Грамотный психолог, писатель прибегает к описанию самих неприятных вещей, которых можно найти в любом большом городе, таких как разлитые всюду помои.

Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа.

В том Петербурге, где разворачивается сюжет «Преступления и наказания», жизнь находится в состоянии социального и нравственного разложения. Петербургская атмосфера угнетает людей. Многие герои романа говорят о петербургской «духоте», об отсутствии «воздуха». Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши». Сам автор неоднократно сообщает о петербургской жаре, «спертом воздухе», неприятных запахах.

Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа — душной и безысходной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и его каморкой, «крошечной комнатушки шагов шесть длиной», с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким деревянным потолком, которую некоторые литературоведы называют гробом. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся «на ограниченном пространстве», усугубляет чувство духовного одиночества. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова.

Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности.

Главным цветом является желтый. По мнению некоторых литературоведов, это потому, что желтый – цвет психбольницы. По моему мнению, это подчёркивает жару и духоту. Выйдите на улицу летом в солнечный день – и поймёте, что я имел в виду.

Мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах — пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным «царством» нищеты, бесправия. Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные идеи заменяют естественные, нравственные убеждения человека.
Таким предстаёт Петербург читателю в романе «Преступление и наказание». Похож ли он был на это на самом деле? Мне трудно сказать. О чём можно судить точно, так это о том, что в Петербурге были и богатые районы, которые наверно выглядели чуть лучше.

Проблема столиц как никогда остро встала сегодня. Сегодняшние порядки, то есть порядки 19 века, приводят к тому что количество бедных людей в городе возрастает, когда он становится столицей. множество людей пытается уместиться на ограниченной площади, в результате уровень жизни отдельного индивидуума падает. Примерами могут служить города Токио, Пекин, Москва, Париж.

Подводя итоги, хочу сказать, что Достоевский слишком сгущает краски. Это свойственно многим великим писателям, художникам, музыкантам. Почему? Наверное, потому что воистину гениальные люди всегда недовольны окружающим их миропорядком, властью. Они хотят сделать мир лучше. Их цель – заставить людей задуматься. И надо задуматься.

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге;
для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!
Н. Гоголь

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей.
О Петербурге дворцов, палат, символе Петровской эпохи писал А. Пушкин (“Медный всадник”), Н. Гоголь (“Невский проспект”), А. Белый (“Петербург”), А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову.
В романе “Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.
Так, желтый цвет у него — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла “по желтому билету”, женщина — самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет “фамильного” мар-меладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и искупительную силу этих страданий. Умирая, Катерина Ивановна произносит; “Бог сам знает, как я страдала. ” Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене возрождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения “превозмогает” желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла “заря обновленного будущего”, они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

162997 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург Достоевского

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Петербург Достоевского

Школьное сочинение

«Преступление И наказание» — социальный, психологический и философский роман, написанный Достоевским в 1866 году. Это было смутное время для России. Началась активная борьба новых революционных сил, надежды на крестьянскую войну не оправдались. В России еще более усугубились социальные противоречия.

В своем романе Достоевский выступает против существующего социального устройства общества. Прежде всего, он выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Писатель показывает атмосферу, в которой живут его герои.

Достоевский отразил жизнь современной ему России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.

Особое место в романе занимает образ Петербурга. Этот образ важен как для понимания самого романа, так и всего творчества писателя.

Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, гоголевский Петербург. Преступление, о котором рассказывается в романе, происходит в Петербурге. И это не случайно: в мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. Только в мрачном, сумрачном, мучительном и враждебном человеку Петербурге могла зародиться бесчеловечная идея Раскольникова. Петербург не просто место действия, он — соучастник преступления Раскольникова.

Петербург — это темные, узкие улицы, заселенные ремесленниками и нищими чиновниками, это город грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Из крохотной клетушки, жилища бывшего студента, по Садовой, Гороховой и другим улицам Петербурга идет Раскольников к старухе-процентщице, чтобы совершить свое преступление, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню. Часто проходит через Сенную площадь. В двух шагах от Сенной находится Столярный переулок, состоящий из шестнадцати домов, в которых находятся восемнадцать питейных заведений. По ночам Раскольников не может заснуть от пьяных криков.

В произведении широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население составляют портные, слесари, кухарки, немцы, маленькие чиновники, квартирные хозяйки, уличные девицы, посетители питейных домов. Город Достоевского населен «бывшими» людьми. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города — это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Деньги в «Преступлении и наказании» все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы, преступна «благородная» мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних детей и которая отправляет свою падчерицу на панель.

От такой жизни люди отупели и смотрят друг на друга враждебно и недоверчиво. Между ними не может быть человеческих отношений, кроме безразличного звериного любопытства, злорадной насмешки. Роман Достоевского начинается с описания невыносимой жары, духоты и городской вони, царящих в Петербурге: «В начале июня, в чрезвычайно жаркое время. на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Это не только атмосфера июньского города, но и атмосфера убийства.

Жизнь города трагична. Бродя по улицам, Раскольников видит безграничное горе людей. Это пятнадцатилетняя девочка, которую напоили и обманули. Это и мещанка Афросиньюшка, бросившаяся с моста в воду.

Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, это как бы душа этих событий, символ ненормальности жизни. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевского болен, больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его романа.

Особый акцент в своем произведении Достоевский делает на описании жилища своих героев. Они также напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает раздражающий, навязчивый желтый цвет, проходящий через все произведение.

Таким образом, Достоевский в романе «Преступление и наказание» показал нам мрачный, желтый Петербург. Здесь жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского ?

Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу». Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

Еще по теме:

  • В негласное правило В негласное правило Гласные и негласные правила Правила, которые устанавливают для нас родители, происходят из их убеждений. Так же, как и сами убеждения, их манифестации правила, эволюционируют со временем. Правила это принуждение: «да» и «нет», «сделай это», «не делай этого». Например, […]
  • Пленум верховного суда по находке Сам себе адвокат Присвоение найденного УК РФ Присвоение найденного УК РФ Присвоение найденного часто встречается в судебной и следственной практике, однако эта практика неоднозначна. Одной из причин, существующей сегодня противоречивой судебной практике, является то, что в УК РФ […]
  • Как принять гражданство россии Гражданство РФ для иностранных граждан: как получить российское гражданство иностранному гражданину, основания и документы на гражданство РФ, упрощенное получение гражданства РФ – пошаговая инструкция и порядок приобретения российского гражданства Гражданство РФ – это устойчивая […]
  • Письмо ходатайство на визу Составление и написание мотивационного письма в посольство Составление мотивационного письма – это важный шаг в жизни любого человека. Если вы взялись за его составление, то это значит, что вы хотите внести некоторые изменения в вашу жизнь. Такой документ вам так же понадобится при […]
  • Бухпроводки по претензиям Учет расчетов по претензиям на счете 76.2 (с примерами) 76 счет бухгалтерского учета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» имеет несколько субсчетов, на каждом из которых происходит учет определенных операций. На субсчете 1 учитывается имущественное и личное страхование, подробно […]
  • Сколько раз можно жениться по закону в россии Сколько раз можно выходить замуж по закону? Юридическая точка зрения: сколько раз выходят по закону замуж? Количество браков не ограничено, и в России нет такого закона, который бы затрагивал этот вопрос хоть в какой-то мере. Никто не может запретить женщине выйти замуж в очередной раз. […]
  • Общая сумма налога и налоговых вычетов Налоговые вычеты для физических лиц Разделы: Задумывались ли вы над тем, какую сумму от своей заработной платы вы ежегодно отдаете в доход государства? Как известно, помимо перечисления сборов в ПФР, ФСС России и ФФОМС (в размере 30% от размера заработной платы работника), работодатель […]
  • Страховка на самолёт Страховка на самолёт Дополнительная страховка от утери или порчи багажа и от несчастных случаев. C гарантией возмещения ущерба Вы будете чувствовать себя во время полета более комфортно и уверенно. Размер защиты (страховая сумма) составляет 212 000 рублей: • утеря и порча багажа - 12 […]