Закон ссср о банках и банковской деятельности

Закон ссср о банках и банковской деятельности

Этапы разрушения банковской системы СССР

и создание Центрального банка РСФСР (Банк России)

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России) , согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты Законы �О Государственном банке СССР� и �О банках и банковской деятельности�. В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

Комитеты и рабочие группы:

Комиссии РСПП:

Точка зрения

К 25-летию создания первых коммерческих банков России

Отправить в:

Мурычев Александр Васильевич Исполнительный вице-президент РСПП

Становление новой рыночной банковской системы началось еще во времена перестройки в 1980-е годы. В 1987 году на Пленуме ЦК КПСС обсуждалась тема, связанная с созданием новых банковских структур, с совершенствованием самой банковской системы СССР. По итогам этого Пленума наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», было создано несколько специализированных кредитных организаций – Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк, а также Сберегательный банк, преобразованный из сберегательных касс.

Демократические процессы в стране набирали силу, развивалось кооперативное движение. Важным стимулом и своего рода «спусковым крючком» для развития коммерческих банков стал Закон «О кооперации», изданный в 1988 году, который позволял образовываться первым кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Поэтому первый коммерческий банк действительно появился в 1988 году. К 1 января 1989 года в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, а к концу 1991 года – 1357.

Первые кооперативные банки создавались разными людьми и организациями с разными целями. Возникло множество «карманных» банков, предназначенных для решения текущих проблем отдельных личностей, для получения прибыли путем прокрутки и отмывания денег. Выполнив подобную миссию, они благополучно закрывались. Основная часть банков той поры представляла собой «банки-однодневки». Причем все эти события разворачивались на фоне фактического отсутствия прямого законодательства. Можно было, обладая минимальным капиталом, создать банк и при этом в условиях почти полного отсутствия банковского законодательства не нести никакой ответственности.

Некоторый порядок наступил в 1991 году, после того как в конце 1990 года были приняты два главных закона – Закон «О Государственном банке СССР» и Закон «О банках и банковской деятельности», а также был учрежден Центральный банк РФ (13 июля 1990 года) на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. В июле 1991 года был принят Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР. Эти законы заложили основу для нормативного регулирования банковской деятельности. В них были определены условия открытия банков, пути и методы их контроля, окончательно создана двухуровневая банковская система в виде Центрального банка и коммерческих банков.

При появлении первых коммерческих банков стали образовываться их союзы и ассоциации как на региональном, так и на федеральном национальном уровне. В 1989 году были созданы Ассоциация банков Северо-Запада (АБСЗ), Московский банковский союз, Ассоциация коммерческих банков СССР (ликвидирована в 1992 году). В декабре 1990 года была создана Российская ассоциация акционерно-коммерческих промышленно-строительных банков «Россия» на базе бывшей системы Промстройбанка СССР (с декабря 1999 года носит название Ассоциация региональных банков России). В это же время создается Ассоциация жилищно-социальных банков на базе Жилсоцбанка СССР (ликвидирована в 1995 году). В марте 1991 года учреждается Ассоциация российских банков. Чуть позже в целом ряде регионов начинают работать региональные, межрегиональные банковские союзы. Для примера можно назвать Уральский банковский союз, Ассоциацию кредитных организаций Тюменской области, Нижегородскую ассоциацию банков, Пермский банковский союз и т.д. Все перечисленные банковские объединения, кроме ликвидированных, до сих пор вносят значительный вклад в становление банковского дела в России.

В то время политический посыл был очевидным – создавать коммерческие банки, поэтому они стали появляться во множестве. В один день можно было зарегистрировать банк, что называется «на коленке», написав устав прямо в помещении Центрального банка (тогда еще Госбанка).

После этого банковская система стала формироваться уже в условиях некоего цивилизованного законодательного русла. Коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной политики, самостоятельно могли определять процентные ставки. Стало возможным говорить о предоставлении банковских услуг, пусть и не во вполне цивилизованной форме.

К моменту принятия профильных для системы законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих банков. К началу 1992 года действовало уже 1414 финансово-кредитных организаций. Из них 767 организаций были созданы на базе бывших советских специализированных банков (Сбербанка, Промстройбанка, Жилсоцбанка, Агропромбанка, Внешэкономбанка) путем их приватизации и акционирования, а 646 банков были вновь образованы. Как легко убедиться, система в основном создавалась не на пустом месте.

Количество кредитных учреждений ежегодно увеличивалось вплоть до кризиса 1995 года. Требования по капиталу были очень низкие, поэтому и возможность создания банков была очень высокая. Если говорить о требованиях к капиталу банков, то они были следующими. Из 1414 банков почти 80% были кредитные организации с минимальным капиталом: от 5 до 25 млн рублей. Крупными банками считались те, у кого капитал был от 250 млн рублей.

Поскольку банки, являясь финансовыми посредниками, сильно зависели от общего состояния экономики, которая находилась тогда еще в стадии становления, то и банковская система была неустойчивой. Особенностью банков этого периода была нестабильность, неустойчивость. Вторая важная черта той эпохи – это отсутствие квалифицированных кадров: в банковскую отрасль пришли бывшие «физики» и «лирики». Если даже у нас и действовали финансовые институты, то опыта выпуска профессиональных банкиров не было. Образовательная система была ориентирована на подготовку специалистов в области финансов в соответствии с социалистическими принципами организации производства и экономики.
И тем не менее в этих непростых условиях банки росли, и очередной этап развития системы – это «черный вторник» 1995 года, когда в августе разразился банковский кризис, который был, прежде всего, кризисом ликвидности банковской системы. Произошло резкое снижение курса рубля с одновременным сокращением валютных резервов. После этого количество кредитных учреждений стало сокращаться вплоть до дефолта 1998 года. Подчеркну, что за все это время лицензий лишились около 3 тыс кредитных учреждений.

Требования по капиталу продолжали расти. С 1 июля 1998 года они увеличились до 5 млн экю для вновь образуемых кредитных организаций. Для действующих банков продолжала быть в силе «дедушкина оговорка»: они могли работать с тем капиталом, который у них был на момент создания организации. И это, я думаю, разумно, потому что закон не может иметь обратной силы. Впоследствии требования по капиталу и для действующих организаций стали увеличиваться.
При этом в 1990-е годы стала развиваться нормативная база, надзорные требования к кредитным организациям. Появились требования и по достаточности капитала, и по нормативу ликвидности – по мгновенной (Н2), текущей (Н3), долгосрочной (Н4), общей ликвидности (Н5), требования по максимальному размеру риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков (Н6), по максимальному размеру крупных кредитных рисков и т.д. В это время была создана система валютного регулирования и контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО). В 2003 году в банковской системе стали внедряться международные стандарты (МСФО). Кредитные организации до сих пор работают по этим нормативам, другое дело, что надзор и регулирование совершенствуются. Центральный банк прошел серьезный путь в этом направлении, и сейчас создана нормативная база для функционирования банковской системы с учетом международной практики и опыта.

Среди важных событий для банковской системы, конечно, необходимо отметить создание Системы страхования вкладов, принятие закона «О кредитных историях» и вообще создание инфраструктуры банковской деятельности.

Все кризисы, которые банковский сектор преодолел, являются судьбоносными для российских банков – «турбулентность» на рынке летом 2004 года, «черный вторник» 1995 года, дефолт экономики и финансовой системы 1998 года и тем более кризис 2008 года. Особую роль в реструктуризации банковской системы, в оздоровлении отдельных банков после кризиса 1998 года сыграло созданное для этих целей Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Радует, что, несмотря на все эти негативные явления в экономике, банковский сектор от кризиса к кризису только укрепляется, становится более стабильным, прогнозируемым и устойчивым. Во многом это происходит и за счет усиления требований по надзору, по достаточности капитала. На сегодняшний день мы имеем вполне цивилизованную двухуровневую структуру банковской системы.

NBJ. Национальный Банковский Журнал. Май 2013.

Отправить в:

Советский период деятельности банков

Историю банковой системы СССР можно разбить на три периода: 1) военный коммунизм, когда по мере прекращения рыночных отношений сокращалась и под конец совершенно замерла деятельность банков; 2) восстановительный период, начавшийся с момента перехода к нэпу до 1925 г., когда восстанавливалась деятельность кре­дитной системы, интенсивно развивались активные и пассивные операции банков, росла и крепла сеть кредитных учреждений; 3) с 1925 г.

Уже в мае 1917 г. Ленин писал: «Высокая степень развития, капитализма, уже достигнутая в банковом деле и в трестированных отраслях промышленности, с одной стороны, а с другой стороны, разруха, созданная империалистической войной и отовсюду вызывающая требование государственного и общественного контроля за производством важнейших продуктов, побуждает партию требовать” национализации банков, синдикатов и т. п.».

После Октябрьской революции 1917 года банковская система России подверглась существенным преобразованиям. Их характер и направленность определялись идеологическими концепциями партии большевиков.

Сразу после Октября большевики приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Государственным банком. Затем, в начале декабря 1917 года, упраздняются ипотечные банки — Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк. Также были закрыты филиалы иностранных банков на территории страны – Лионского кредита и Сити-нейшнл банка.

В конце декабря 1917 года принимается декрет «О национализации банков». Данный документ подчеркивал необходимость освобождения трудящегося населения от эксплуатации банкового капитала и объективная потребность образования единого народного банка Российской республики. С этой целью декрет объявил государственной монополией банковое дело, объединил с Государственным банком все существовавшие тогда 59 частных акционерных банков и банкирских контор. В дополнение к этому, рядом последующих постановлений правительства была произведена полная конфискация капиталов бывших частных банков, а акции были аннулированы. В итоге на основе слияния банков в 1919 году, страна получила своеобразный «единый банк» в лице Народного банка РСФСР и государственный аппарат поглотил банковский сектор.

Внедрение в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между государственными предприятиями и учреждениями привело к тому, что Народный банк РСФСР прекратил осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались построить большевики.

В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

После окончания гражданской войны началось восстановление гражданского хозяйства. В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной «с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения». Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только «при условии обеспеченности их и экономической целесообразности». Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте. Так же деятельность Госбанка предполагала краткосрочное кредитование народного хозяйства.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев — банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.

С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

В период 1922-1925 гг. в СССР был создан ряд специализированных банков:

1) Акционерные банки – Промышленный банк, Электробанк, Внешторгбанк, Среднеазиатский банк

2) Кооперативные банки – Всекобанк и Украинбанк

3) Коммунальные банки – Цекомбанк

4) Система сельскохозяйственного кредитования – Центральный сельскохозяйственный банк и общества сельхозкредита

5) Общества взаимного кредита.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 года «О принципах построения кредитной системы» закреплялось существование в СССР централизованной банковской системы, которая включала: с одной стороны, Госбанк СССР, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый центр и формировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства; с другой стороны, специальные банки, все более превращающиеся в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В 1930-1932 годах завершался процесс централизации банковской системы СССР. Так, по Постановлению СНК СССР от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе»:

1) Коммерческий кредит был запрещен и сменился прямым банковским кредитованием

2) Краткосрочным кредитованием занимался только Госбанк СССР и ему передавались все краткосрочные кредиты, которые сохранились в других банках.

3) Всероссийский и Всеукраинский кооперативные банки были ликвидированы в пользу Госбанка СССР

Кроме того, было организовано четыре банка безвозвратного бюджетного финансирования в составе Народного комиссариата финансов СССР:

1) Промбанк (Стройбанк) – банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства, преобразованный из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства. Ему было поручено финансирование капитального строительства всех государственных предприятий и строительных организаций союзного, республиканского и местного значения.

2) Сельхозбанк – банк финансирования социалистического земледелия. Ему было поручено финансирование организаций государственного сельскохозяйственного сектора.(упразднен в 1959)

3) Всекобанк – банк финансирования капитального строительства кооперации, который был преобразован из Всероссийского кооперативного банка. Ему было поручено финансирование всего капитального строительства всех видов коопераций, кроме жилищной.(упразднен в 1957)

4) Цекомбанк – банк финансирования коммунального и жилищного строительства. (упразднен в 1959)

В последующие три десятилетия банки совершали свою деятельность, не подвергаясь существенным реорганизациям. Лишь в январе 1957 года прекратил операции Всекобанк (переименованный в 1936 году в Торгбанк) и в апреле 1959 года были упразднены Сельхозбанк и Цекомбанк. Функции упраздненных банков были переданы Госбанку СССР и Промбанку (который был реорганизован в Стройбанк СССР).

Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций Госбанку СССР снова позволили говорить о превращении Госбанка СССР в «единый банк».

В 1962 году Госбанку СССР были переданы сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования народного хозяйства.

Итак, к началу 1986 года в стране остались три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР, осуществлявший операции на внешнем рынке. Кроме того, действовала система Государственных трудовых сберегательных касс, общее руководство деятельностью которых осуществлял тот же Госбанк СССР.

Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственный банк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроме строительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.

Государственный банк проводил кредитное и кассовое планирование. Составление и исполнение кредитного плана производилось на основе народнохозяйственного плана и по мере его выполнения. Кредитный план, в свою очередь, использовался для воздействия на ход выполнения народнохозяйственного плана, для выявления и мобилизации дополнительных внутренних ресурсов в хозяйстве. Кассовый план Госбанка определял размеры его денежных оборотов.

В составе Госбанка СССР находились Гострудсберкассы СССР, выполнявшие через свою сеть, насчитывавшую более 4500 отделений и около 40 000 филиалов, хранение денежных средств населения, расчетное и кассовое обслуживание отдельных категорий юридических лиц Сберегательные кассы обслуживали население по операциям с государственными займами

Стройбанк СССР, осуществлявший через свои учреждения, число которых достигало 800, расчетное и долгосрочное кредитное обслуживание предприятий и отраслей капитального строительства. Он обслуживал капитальное строительство всех отраслей, кроме сельского хозяйства. Стройбанк аккумулировал специально выделяемые хозяйственными организациями средства для выполнения плана капиталовложений. За счет этих средств Стройбанк осуществлял безвозвратное финансирование капитального строительства, предоставлял кредиты на строительство, реконструкцию и ремонт и краткосрочные кредиты строительным организациям на образование оборотных средств

Внешторгбанк СССР со своими учреждениями (около 20), который обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств Он осуществлял кредитование внешней торговли, проводил валютные операции, проводил расчеты по экспорту и импорту товаров и оказанию услуг.

Такой была банковская система страны накануне реформирования. Банковская реформа в Советском Союзе проводилась в несколько этапов. На первом этапе произошли разукрупнение Государственного банка СССР, реорганизация его деятельности, деятельности Стройбанка СССР и Внешторгбанка СССР. В июле 1987 г. была создана новая система банков, в состав которой вошли: Государственный банк СССР (Госбанк СССР) и 5 специализированных банков.

Госбанк СССР был провозглашен главным банком Он выполнял следующие функции управление денежно-кредитной системой страны, координацию всей банковской деятельности, организацию расчетов между банками, организацию и укрепление денежного обращения, кассовое исполнение государственного бюджета, проведение единой валютной политики, определение официального курса иностранных валют по отношению к советскому рублю, аккредитацию в СССР представительств иностранных банков. На Госбанк СССР были возложены разработка кредитного плана в целом по стране, распределение ресурсов и кредитных вложений по специализированным банкам Госбанк должен был осуществлять контроль за работой спецбанков

В задачу Внешэкономбанка СССР входили организация и проведение расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям, кредитование внешнеэкономической деятельности хозяйственных организаций, получивших право выхода на внешний рынок, контроль за исполнением сводного валютного плана, использованием валютных ресурсов страны, ведение операций на международных валютных и кредитных рынках, совершение операций с наличной валютой и валютными ценностями. Данный банк должен был способствовать созданию совместных предприятий, международных объединений и организаций, всемерно содействовать развитию международной кооперации.

Операциями Промстройбанка СССР являлись кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных вложений, расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в системе снабженческо-сбытовых и научных организаций Кредитно-расчетное обслуживание хозяйственных организаций данных отраслей стало комплексным — предприятиям, обслуживаемым данным и другими специализированными банками, уже не надо было, как ранее, обращаться в разные банки за получением кредитов отдельно для эксплуатационной деятельности (в систему Госбанка СССР) и для инвестиционной деятельности (в учреждения Стройбанка СССР)

В соответствии с первым этапом реформы Агропромбанк СССР стал осуществлять кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты объединений, предприятий и организаций агропромышленного комплекса и потребительской кооперации Агропромышленный комплекс, который включал сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы), пищевую промышленность и другие организации, стал самым кредитоемким клиентом — на его долю приходилось более половины всех краткосрочных и 70% долгосрочных кредитов, предоставляемых народному хозяйству В данном банке было сосредоточено обслуживание 1/4 капитальных вложений в народное хозяйство

Жилсоцбанк СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты в жилищно-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности. Деятельность данного банка была направлена на стимулирование через денежные и кредитные отношения программы жилищного строительства, производства товаров народного потребления, развития коммунального хозяйства и сферы услуг населению, объектов социально-культурного назначения (школ, больниц, пансионатов, клубов и др.), кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности

Задача Сберегательного банка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты и кассовое обслуживание населения (в случае необходимости — также предприятий и учреждений), обеспечивать распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан Данный банк, созданный на базе широкой сети сберегательных касс, был призван внедрять прогрессивные ф9рмы расчетов и кредитования населения, коренным образом улучшить обслуживание населения как по месту их работы, так и по месту жительства.

Подобная структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры управления народным хозяйством. В соответствии с основными направлениями радикальной экономической реформы при перестройке управления экономикой в стране было создано 7 комплексов, в том числе 5 комплексов, связанных с промышленностью и строительством (топливно-энергетический, машиностроительный, металлургический, химико-лесной и строительный комплексы), а также аграрно-промышленный и социальный комплексы. Промстройбанк стал взаимодействовать со строительным и промышленными комплексами, Агропромбанк стал обслуживать интересы агропромышленного комплекса и, наконец, Жилсоцбанк — потребности социального комплекса. Каждый тип народнохозяйственного комплекса получил как бы поддержку в виде специального банка, осуществляющего его кредитно-расчетное обслуживание.

В первый период реформы помимо банков государственного происхождения в стране начала формироваться сеть акционерных и кооперативных коммерческих банков. Идея децентрализации банковской системы получила свою реализацию на практике — вместо трех банков в стране стали работать шесть банков государственного типа, впервые было разрешено создание самостоятельных коммерческих кредитных учреждений Значение проведенной децентрализации, однако, было относительным, по-прежнему доминировал центризм. Специализированные банки напоминали те же банковские министерства, только размером поменьше. Управление все так же осуществлялось из центра. Экономически Правление специализированного банка было зависимо от Правления Госбанка СССР, который, как и раньше, забирал ресурсы, собранные низовыми периферийными специализированными банками, и на платной основе наделял ими то или иное специализированное кредитное «министерство». Логика централизованного управления еще какое-то время была основой деятельности в банковской сфере. Ни Правление Госбанка, ни правления специализированных банков не были заинтересованы в передаче власти местным органам, командный стиль продолжал сохраняться.

Наиболее существенный недостаток проведенных в банковской сфере преобразований состоял в том, что они не привели к радикальному изменению содержания, стиля и методов банковской работы, усилению экономических методов влияния на экономику Несмотря на перестройку банков, в их деятельности реально почти ничего не изменилось Инициатива банков по-прежнему оставалась на низком уровне.

Главная причина неудачи банковской реформы на этом этапе состояла в том, что она проводилась в условиях, когда в стране не были еще созданы достаточно общие экономические предпосылки для эффективной работы. Известно, что перестройка управления советской экономикой началась с принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30 июня 1987 г., а также последовавших вслед за ним различных постановлений о перестройке важнейших структур — Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, Госснаба СССР, Министерства финансов СССР, Государственного комитета по ценам. Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, банков, статистики, министерств и ведомств сферы материального производства и республиканских органов управления. Исходным звеном перестройки оставался при этом Закон «О государственном предприятии (объединении)». Два года работы предприятий показали, что в народном хозяйстве не были созданы должные экономические стимулы, в экономике не удалось преодолеть торможения темпов экономического роста и повышения эффективности общественного производства Иными словами, экономика предприятия не стала тем «локомотивом», который вывел бы народное хозяйство в целом на новый качественно более высокий уровень Реформа банков, как и других блоков хозяйственного механизма, легла по-прежнему на недостаточно развитый хозрасчет, затратный механизм, старые цены, слабую хозяйственную активность предприятий. В этих условиях банки не могли развернуть свою работу в полном объеме, ибо коммерческие тенденции в хозяйстве слабо проявляли себя, не исходили из существа экономического механизма в целом

В декабре 1990 года был принят ряд ключевых законов: Закон «О государственном банке СССР» и Закон «О банках и банковской деятельности». Одновременно принимаются Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР» и Закон «О банках и банковской деятельности РСФСР». Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, которые не несут ответственность по обязательствам государств (так же, как и государство не несет ответственности по обязательствам банков). Стали закладываться институциональные основы новой банковской системы и она постепенно приобрела свой современный облик – двухуровневая система, включающая Центральный Банк и сеть коммерческих банков.

На уровне Центрального Банка решаются вопросы проведения политики государства в области денежного обращения и кредита, в связи с чем центральный банк освобождается от операций с иной клиентурой, кроме коммерческих банков.

Заключительный этап реформы банковской системы дал импульс к развитию ее второго звена – системы коммерческих банков. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности в РСФСР» все банки трансформировались в акционерные коммерческие банки, а их уставный капитал мог формироваться из средств не менее трех участников банка. Коммерческие банки взяли на себя функции кредитно-расчетного обслуживания предприятий и населения. В течение 1992-1995 гг. в России происходил этап бурного экстенсивного роста банковской системы, а с 1996 – стадия ее качественной эволюции.

Подводя итоги, можно сказать, что современная банковская система РФ строится на тех же принципах, что и в других странах с рыночной экономикой. Пройдя период становления, российские коммерческие банки превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования экономики.

Еще по теме:

  • Закон об лодочном моторе Получение прав на лодочный мотор Неоднозначность формулировок российских нормативных документов стала причиной того, что очень немногие знают, на какой лодочный мотор нужны права. Доходит до того, что судоводителям приходится обращаться за помощью к профессиональному юристу, чтобы […]
  • Налоговые преступления и их правовой анализ Налоговые преступления Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Под […]
  • Закон об антирадаре О запрещенных антирадарах и законных высокоэффективных радар – детекторах О запрещенных антирадарах и законных высокоэффективных радар – детекторах. Возможно, вы уже знаете, как работают радар-детекторы. Обычный радар-детектор способен обнаруживать сигнал милицейского радара с помощью […]
  • Список машин с налогом на роскошь Список авто попадающих под налог на роскошь 2018 На сайте Минпромторга России опубликован перечень автомобилей, в отношении которых транспортный налог уплачивается с учетом повышающих коэффициентов в 2018 году. Напомним, что подобным образом налоги в отношении автомобилей стоимостью […]
  • Детские пособия дата Когда перечислят детские пособия Сроки перечисления детских пособий зависят от источника выплаты. Есть несколько вариантов получения социальных пособий, через: работодателя (только в тех регионах, которые еще не подключены к пилотному проекту по прямому перечислению средств […]
  • Банкротство и ликвидация предприятия организации Готовое b2b решение - ликвидация через банкротство Банкротство и ликвидация организации по упрощенной процедуре является наиболее востребованной услугой на рынке. Такое удобное решение имеет ряд серьезных преимуществ по сравнению с альтернативными вариантами: В данном случае […]
  • Преступления примеры из практики Незаконное лишение человека свободы: особенности преступления и виды наказаний за него Обычно, когда произносят слова «лишение свободы», имеют в виду преступников и наказание для них. Однако бывают случаи, когда человек без всякого суда оказывается в заточении. И это вовсе не зачин […]
  • Неустойка по договору каско Взыскание неустойки по каско Позиции судов по взысканию неутойки: 1. Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О рассмотрении судами […]