Закон о резиновой квартире 2014

«Резиновые» квартиры в России

На территории России, по оценкам ФМС России, находится до 11 000 «резиновых» квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом, по статистике Росстата, за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек, из них на территорию Москвы и Московской области прибыли из других регионов 855 120 человек.

За этот же период, по сведениям Росреестра, на всей территории России было зарегистрировано лишь 1746 договоров аренды. Сложно предположить, что все граждане, переезжающие в поисках работы в другие регионы, сразу же приобретают там квартиры или жилые дома. Как правило, основная часть внутренних мигрантов арендует жилье. Кроме них, жилые помещения арендуются и гражданами, меняющими место жительства внутри региона. Столь мизерная часть зарегистрированных договоров аренды свидетельствует о массовом уклонении арендодателей от уплаты налогов и от регистрации арендаторов по месту жительства.

Причины появления в России «резиновых» квартир просты: на фоне высоких цен на приобретение собственного жилья (в том числе, в ипотеку), граждане вынуждены его арендовать. Они готовы выполнить требования законодательства и зарегистрироваться в арендованной квартире, однако не могут это сделать, поскольку возможность регистрации зависит не от их желания, а от дачи согласия арендатором. Арендаторы же в абсолютном большинстве случаев такого согласия не дают, поскольку не хотят показывать свои доходы и платить налоги, избегают повышения коммунальных платежей и опасаются, что зарегистрированного арендатора будет сложнее при желании выселить из квартиры.

В результате, арендатор не может зарегистрироваться по месту своего фактического проживания, однако отсутствие регистрации делает для него затруднительным устройство на работу, получение медицинской помощи, получение официальных документов, социальной помощи, реализации права на образование детей. В связи с этим арендатор практически вынужден идти на приобретение фиктивной регистрации в «резиновой» квартире.

Решение проблемы видится достаточно простым – упростить оформление регистрации и не требовать предоставления согласия собственника квартиры, поскольку регистрация не предоставляет каких-либо прав по отношению к недвижимости. Однако, законодатель упорно идет по пути ужесточения ответственности для самого арендатора. Данный путь не может дать желаемого эффекта, поскольку арендатор не имеет возможности повлиять на арендодателя. Фактически, законопослушные арендаторы, желающие и готовые регистрироваться в установленном порядке, будут привлекаться к ответственности за то, на что они не могут повлиять – за действия собственников жилья.

Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются «резиновые» квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.

* Нажмите, чтобы увеличить

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Исследования по теме:

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В случае принятия законопроекта, данные поправки позволят россиянам зарегистрироваться по месту жительства в жилых домах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных на садовых, дачных участках и землях сельскохозяйственного назначения.

Новости Общество

Закон о «резиновых квартирах» вступил в силу

В пятницу, 3 января, вступает в силу закон о так называемых «резиновых квартирах». Впервые за фиктивную регистрацию по месту жительства вводится уголовная ответственность: принудительные работы или тюремное заключение на срок до трех лет. Заметно увеличатся и штрафы за проживание в квартире без регистрации, напоминает телеканал «Россия 24».

Закон вступает в силу 3 января 2014 года. Документ усиливает ответственность за нарушение правил миграционного учета, а также правил учета граждан России по месту жительства.

За фиктивную регистрацию россиянина или иностранца будут наказывать штрафом от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Проживание без регистрации может повлечь штраф в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, собственнику помещения придется заплатить от 2 тысяч до 5 тысяч рублей. Для юридических лиц санкции составят от 250 тысяч до 750 тысяч рублей.

В Москве или Санкт-Петербурге штрафы выше: для граждан — от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для собственников — от 5 тысяч до 7 тысяч рублей, для юридических лиц — от 300 тысяч до 800 тысяч рублей.

Регистрация по месту пребывания должна быть сделана в течение 90 дней с момента заселения. Сообщать о месте своего пребывания не нужно при переездах в том же субъекте Российской Федерации, где имеется постоянная регистрация. Регистрация не обязательна при переездах по Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. От обязательного регистрационного учета освобождаются близкие родственники владельца жилья: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, внуки.

Федеральная миграционная служба планирует начать проверки «резиновых квартир» после 8 января текущего года. Проверки будут проводиться по всем обращениям граждан, кроме анонимных.

Закон о «резиновых квартирах» ударит по гражданским бракам

Селить под своей крышей родственников и любимых станет себе дороже

23.12.2013 в 16:52, просмотров: 35282

Президент Путин подписал закон «о резиновых квартирах». Дата вступления в силу в нем специально не оговорена — значит, заработает через 10 дней с момента официального опубликования. Как раз после Нового года.

Те, кто думает, что этот закон только про мигрантов и тех, кто сдает им квартиры, жестоко заблуждается. Этот закон прежде всего про россиян.

Да, общие правила регистрации по месту жительства и пребывания для граждан РФ остаются, по сути, прежними — разве что из постановления правительства в закон «О праве граждан на свободу передвижения. » перенесены отдельные нормы вроде требования обязательно регистрироваться по месту пребывания в течение 90 дней с момента приезда в тот или иной город. Но совершенно другой становится ответственность за нарушение этих правил и правил регистрации по месту жительства: она существенно ужесточается.

При этом объявленная благая цель — борьба с «резиновыми» квартирами, в которых на паре десятков квадратных метров порой зарегистрирована пара десятков, а то и больше, гастарбайтеров из государств СНГ — поражается лишь частично. Да, вводится уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, то есть регистрацию человека, который реально не проживает в квартире или доме, регистрацию на основе подложных документов: наказание — штраф в 100-150 тысяч рублей или даже лишение свободы на срок до 3 лет. Но случаи, когда квартира «резиновая» не только на бумаге, а на самом деле, и в ней в антисанитарии проживают именно что два-три десятка человек, ночуя по очереди на поставленных в два яруса кроватях, под эту статью УК не подпадают!

Зато прекрасно подпадают под неё россияне, которые из добрых чувств временно зарегистрировали у себя в квартире двоюродных, троюродных родственников или знакомых из других регионов, а те на самом деле живут в другом месте, снимая квартиру. Мало таких случаев, скажете? Конечно, в идеале приезжий должен снимать квартиру на основании договора об аренде и регистрироваться в ней. Но это в идеале. Значит, уголовная статья теперь «светит» и просто сердобольным.

Теперь смотрим Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас за проживание без регистрации (временной или постоянной) он обещает штраф в 1,5 — 2 тысячи рублей. После вступления в силу закона штраф вырастет для незарегистрированного — до 2-3 тысяч по стране и до 3-5 тысяч в Москве и Петербурге. Для собственника жилья удар по карману будет ещё более сильным: 2-5 тысяч вообще и 5-7 тысяч, если квартира в Москве или Петербурге.

Да, к этой статье КоАП прилагается длинный перечень случаев, которые административную ответственность исключают. Не будут штрафовать россиян, которые зарегистрированы в одном населенном пункте региона, а живут — в другом, но того же региона. Не будут штрафовать москвичей, живущих в Московской области, и наоборот, и петербуржцев, живущих в Ленинградской области и наоборот. А также супругов, детей (в том числе усыновленных), супругов детей, родителей (в том числе приемных), супругов родителей, бабушек, дедушек, внуков собственника или нанимателя жилья. Но право на исключение из жестких правил нужно доказать, представив «документированную информацию». Вы, гражданин, должны её представить. Свидетельства о рождении, паспорта, свидетельства о браке. Все эти бумажки лучше далеко не убирать.

Гражданские браки вообще в учет не берутся. Хорошо, если ваш гражданский муж или жена постоянно зарегистрированы в том же регионе. А если нет?

И ещё: бережное отношение к проездным документам должно стать для россиян, которые живут и работают не там, где постоянно зарегистрированы, правилом жизни. Как иначе доказать, что вы приехали, например, в Москву, менее 3 месяцев назад? Но представьте, что вы приехали не на поезде или самолете, где билеты именные, а на электричке — из Калужской или Тверской области в Москву. Доказать, что это именно ваш билет, невозможно: имени-то на нем нет, только дата и время.

Правом выписывать штрафы за нарушение правил регистрации наделены полицейские. Нужно ещё объяснять, почему подписанный президентом закон касается каждого?

Заголовок в газете: Кого потянут за собой «резиновые квартиры»?
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26418 от 24 декабря 2013

Путин ввел уголовную ответственность для владельцев «резиновых квартир»

Президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс и КоАП РФ, устанавливающие уголовную ответственность за фиктивную регистрацию и ужесточающие санкции за ее отсутствие. Сегодня закон размещен на портале официального опубликования правовых актов.

Согласно этому документу, в УК РФ появились две новые статьи 322.2 и 322.3. За фиктивную регистрацию россиян и иностранцев по месту пребывания («временная регистрация») и по месту жительства («прописка») будет грозить штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или лишение свободы до 3 лет. Фиктивной считается регистрация, основанная на заведомо ложных сведениях.

При этом закон освобождает от ответственности за отсутствие регистрации по месту пребывания тех граждан, которые зарегистрированы и проживают в различных населенных пунктах на территории одного субъекта РФ. Это же правило действует в отношении Москвы и Подмосковья, Петербурга и Ленинградской области.

Также разрешается проживание по месту пребывания или по месту жительства без регистрации супругам, детям, в том числе усыновленным, родителям, в том числе приемным, супругам родителей, бабушкам, дедушкам или внукам нанимателей (собственников) жилья, прописанного в нем. Однако лица, состоящие в гражданском браке, под эти нормы не подпадают.

На оформление регистрации или прописки у граждан будет 90 дней с момента приезда в новое помещение, если они самостоятельно этого не сделают, то уведомить орган регистрационного учета будет должен собственник или наниматель помещения. На это ему отводится три дня. Искать нарушителей будут сотрудники ФМС и органов внутренних дел.

Кроме того, вводятся поправки в КоАП РФ об ответственности за проживание гражданина России без регистрации или разрешение на такое проживание нанимателем или собственником жилья. Проживающему будет грозить штраф в 2-3 тыс. рублей, а собственникам или нанимателям этого помещения — физлицам — 2-5 тыс. рублей, юрлицам — 250-700 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге штрафы будут выше: для «съемщиков» жилья — 3-5 тыс. рублей, собственников — 5-7 тыс. рублей, а для юрлиц — 300-800 тыс. рублей.

За несвоевременное уведомление о проживании человека в квартире или доме вводится штраф для граждан в размере 2-3 тыс. рублей, для юрлиц — 4-7 тыс. рублей. Аналогичным будет взыскание и за предоставление чиновникам заведомо ложных сведений или подложных документов, если в этом не найдут признаки уголовного деяния. В Москве и Санкт-Петербурге: 3-5 тыс. рублей для граждан, и 7-10 тыс. рублей для юрлиц.

С текстом Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно ознакомиться здесь.

Меры по борьбе с «резиновыми квартирами» и фиктивной регистрацией граждан

В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость ужесточения наказания за незаконную миграцию, а также нарушения в сфере регистрационного учета. В связи с этим уже 29 декабря в Госдуму главой государства был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной и административной ответственность за нарушение правил регистрации граждан России по месту жительства и по месту пребывания. Также он предусматривал изменение действовавшего на тот момент порядка регистрации граждан. Несмотря на критические замечания со стороны Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, документ концептуально был принят Госдумой практически в неизменном виде, 21 декабря 2013 года подписан Президентом РФ и вступил в силу с 3 января 2014 года.

Основная причина принятия закона – значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях. Согласно данным ФМС России в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 млн человек 1 . В результате регистрирующие органы не имеют возможности направлять необходимые и достоверные данные в налоговые органы, военные комиссариаты, судебные органы, также затруднен учет иностранных граждан.

В данном материале мы рассмотрим Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), с целью понять, что же грозит собственникам, нанимателям и «арендаторам» соответствующих помещений за нарушение правил регистрации.

Ключевые изменения в порядке регистрации

Законом уточнен порядок регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. В частности, изменения внесены в Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – закон о регистрации граждан).

Некоторые из них ранее уже были прописаны, но в подзаконных актах – Правилах регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и Административном регламенте предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Например, теперь обязанность гражданина России зарегистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, закреплена непосредственно в законе о регистрации граждан. Также прописано, что территориальный орган ФМС России обязан зарегистрировать гражданина России по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им документов (или восьми рабочих дней – при подаче заявления в электронном виде).

Подробнее о порядке регистрации по месту жительства и месту пребывания читайте в нашем материале «Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания»

Наряду с этим, Законом введен ряд совершенно новых положений. В частности в законе о регистрации граждан четко прописано, что понимается под регистрационным учетом граждан России по месту регистрации и по месту жительства, снятием граждан России с регистрационного учета по месту регистрации и по месту жительства.

«Теперь с уверенностью можно сказать зарегистрирован человек по месту жительства или месту пребывания, раньше, увы, такой определенности не было (по крайней мере, на законодательном уровне)«, – комментирует изменения адвокат Московской коллеги адвокатов «Князев и партнеры» Антон Матюшенко.

Также введено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Одновременно законодательно закреплены понятия «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10-11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – закон об учете иностранных граждан).

Помимо этого, гражданин России теперь вправе не регистрироваться по месту пребывания, если он зарегистрирован по месту жительства, в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ (ч. 3 ст. 5 закона о регистрации граждан). Помимо этого, нет необходимости регистрироваться по месту пребывания в Москве или в Московской области, если сам гражданин зарегистрирован по месту жительства в одном из указанных субъектов РФ. Точно такое положение действует в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ч. 6-7 ст. 5 закона о регистрации граждан).

«Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается«, – отмечает Антон Матюшенко.

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России, т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 ст. 5 и абз. 11 ст. 7 закона о регистрации граждан; п. 6 ч. 1 ст. 19 и п. 4 ч. 1 ст. 23 закона об учете иностранных граждан).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Примечание № 1 к ст. 322.3 УК РФ.)

Главные нововведения, которые несет в себе Закон – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ст. 3 закона о регистрации граждан) в порядке, предусмотренном Приказом ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

«Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют», – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.

Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была ст. 19.15 КоАП РФ. Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к ст. 322.2 УК РФ и ст. 322.3 УК РФ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Законом вводится понятие «фиктивная регистрация» и три ее признака. Во-первых, предоставление заведомо недостоверных сведений или документов. Это уголовное преступление. Так всегда было и здесь это подтверждается. Хотя, на самом деле аналогичная ответственность уже есть в УК РФ и с моей точки зрения в данном случае она дублируется [см. например ч. 3 ст. 327 УК РФ, ст. 292 УК РФ – Ред.].

Во-вторых, отсутствие намерения пребывать или проживать в жилом помещении. Я с этим совершенно не согласна, потому что, может быть, человек вселялся с намерением проживать или пребывать, а потом обстоятельства изменились? Это уже основание считать это фиктивной регистрацией? Неправильно. Я вообще считаю, что здесь не должно быть никакой, даже административной ответственности.

Наконец, третий признак – отсутствие намерения нанимателя или собственника предоставить это помещение для проживания или пребывания. Это проблема того, кто предоставляет это жилое помещение. Однако бывает ситуация, когда приезжает лечиться мать с ребенком, регистрируются у родственников или друзей, а сами снимают комнату. Они не вселяются в это жилое помещение, но у них есть регистрация. Тот, кто сдает комнату, их как правило не хочет «засвечивать», потому что договор нужно заключать, налог платить. Стимулы к заключению договоров и подвижки кое-какие есть в этом плане, но, тем не менее, как правило, это передача денег из рук в руки. Без всяких договоров и без всякой регистрации.

По двум последним позициям я определение фиктивной регистрации не поддерживаю. На мой взгляд, только в части предоставления фальшивых документов и ложных сведений возможна уголовная ответственность».

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 7 тыс. до 10 тыс. руб.

Рассматривать дела о таких административных правонарушениях смогут органы ФМС России и органы внутренних дел (см. ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.67 КоАП РФ).

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

Название у закона в народе было «О резиновых квартирах». Так вот эту главную проблему закон совершенно не решает. Абсолютно. К сожалению, наши с Павлом Крашенниковым [Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. – Ред.] поправки о том, чтобы ввести ограничения по нормам на вселение в жилое помещение, были отклонены под тем предлогом, что необходимо вносить изменения в Жилищный кодекс РФ. Сейчас мы пытаемся в Жилищный кодекс РФ такие ограничения ввести, особенно когда речь идет о квартирах коммунального заселения, ситуация близка к катастрофе. Получается, что это уже не общежитие, не гостиница, а ночлежка.

Причина в том, что наниматель ограничен Жилищным кодексом РФ в праве вселения временных жильцов – он должен спросить согласия у соседей. Он также ограничен нормой [учетной нормой для отдельных квартир и нормой предоставления для коммунальных. – Ред.]. Собственник же ничем не ограничен, даже если это комната в квартире коммунального заселения. С этим нужно заканчивать, потому что в противном случае на комнату девять квадратных метров можно вселить девять граждан из ближайшего дружественного государства. Вводить эти ограничения надо, потому что у нас заявительный характер – я «заявляюсь» и регистрируюсь, а оснований для отказа никаких нет. Хоть на одном квадратном метре регистрируйся, хоть на одной десятой. Это нонсенс».

Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов «Князев и партнеры»:

«Законодатели пытались решить проблему так называемых «резиновых» квартир. На мой взгляд, они все-таки не справились с поставленной задачей. Думается, введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и ужесточение ответственности это не те меры, посредством которых можно преодолеть сложившуюся ситуацию с «резиновыми квартирами».

Так, например, собственник регистрирует в своей квартире 20 жителей средней Азии. Естественно у него, да думается и у них тоже, нет и не было никакого намерения пребывать (проживать) в данном жилом помещении. Однако как определить это намерение у выходцев из средней Азии, которые, скорее всего и по-русски-то с трудом изъясняются? Зато у них есть регистрация по месту пребывания в г. Москве. Собственник квартиры также будет заявлять, что обозначенные лица постоянно здесь проживают, просто в данный момент их нет в помещении.

Для меня остается загадкой, как будет работать данная новелла в современных реалиях российской правовой системы, но с большой долей уверенности я могу сказать, что проблему «резиновых» квартир она решит вряд ли. На мой взгляд, решение данного вопроса лежит совсем в другой плоскости, нежели ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации. Истоки решения проблемы, на мой взгляд, стоит искать в миграционном законодательстве».

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) 2 законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление, поскольку, в частности, действующие ст. ст. 292-293, ст. 322.1, ст. 327 УК РФ уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения.

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной, без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала 3 отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе «одного окна» либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации.


Новости по теме:


Инфографика:

По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 «резиновых» квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются «резиновые» квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

Полное или частичное воспроизведение материала возможно только по письменному разрешению редакции портала garant.ru с указанием активной гиперссылки.

1 Данные озвучены руководителем ФМС России на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов» 19 ноября 2013 года.
2 Текст документа опубликован на официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
3 С текстом заключения Общественной палаты РФ можно ознакомиться на официальном сайте.

Еще по теме:

  • Возврат налога на сберкнижку Возврат подоходного налога Возврат налога на доходы физических лиц (перечисление на сберкнижку или банковскую карту налогоплательщику) производится в нескольких случаях: Возврат денег производится на основании письменного заявления и декларации по форме 3-НДФЛ, представленных в налоговые […]
  • Возврат ндфл за обучение в 2014 году Возврат НДФЛ за обучение Ольга К / 17 января 2017 г. Начала обучение в 2014 году. Хочу вернуть налоговый вычет за 1 учебный год (2014/2015) В 2014 году оплатила первый семестр(на тот момент не работала). После оплаты обучения через месяц устроилась на работу,отработала 2 месяца и […]
  • Вакансии юрист балахна Юристы в Балахне 8 специалистов Цены: от 300 до 1000 / усл. Цены: от 900 до 11 000 / усл. Цены: от 1000 до 3000 / усл. Цены: от 1000 до 5000 / усл. Цены: от 3499 до 20 000 / усл. Юристы — широкая база специалистов Проверенные отзывы о специалистах на PROFI.RU Юристы в Балахне от […]
  • Налог 75 во франции Сравним налог на доходы средней семьи во Франции и России Существует ошибочное мнение, что во Франции очень высокие налоги на доходы для населения. Действительно, так как шкала налоговых ставок прогрессивная, то существующая ставка налога составляет от 0 до 75 процентов. Но давайте […]
  • Оплата налоги за работников ип Налоговые вычеты для физических лиц в 2017 году Налоговый вычет – это льгота, предоставляемая гражданам РФ и выражающаяся либо в возврате части истраченных на определенные нужны средств (покупка жилья, оплата лечения, обучения и т.п.), либо в уменьшении суммы налога, подлежащего уплате в […]
  • Как берут налог с машины Налог с продажи автомобиля в 2018 году Добрый день, уважаемый читатель. Каждому автовладельцу рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью продажи собственного автомобиля. Причины продажи могут быть совершенно разными, однако сегодня речь пойдет не о них. Думаю, для Вас не […]
  • Калуга коллегия адвокатов . Сайт продается . обращаться [email protected] В коллегии работают опытные высококвалифицированные адвокаты г. Калуга и области, имеющие в прошлом большой опыт следственной и прокурорской работы Специалисты коллегии оказывают все виды юридических услуг. Юридическая помощь по уголовным […]
  • Какие документы нужны для оплаты детского сада материнским капиталом Как оплатить детсад средствами материнского капитала? В России любое, даже "бесплатное" образование стоит денег. При чем не только высшее, но и самое простое - дошкольное. Те, у кого дети уже пошли в садик, знают об этом не понаслышке: 200 рублей на краску, 500 - на новую тюль, 600 - на […]