Закон франции о парламенте

Содержание страницы:

Парламент Франции принял закон о порядке отстранения президента страны от должности

Закон предусматривает быструю процедуру отстранения лидера государства от власти в случае «совершения им проступков, не совместимых с нахождением на его высокой должности»

ПАРИЖ, 22 октября. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Французский парламент принял закон о порядке отстранения президента страны от должности. Голосование по проекту состоялось минувшей ночью в Сенате. В январе текущего года этот проект поддержало Национальное собрание.

Во Франции утвержден закон, разрешающий изымать паспорта у потенциальных террористов

Николя Саркози высказался за пересмотр принятого во Франции закона об однополых браках

Министр финансов Франции: Париж не будет пересматривать законопроект о бюджете на 2015 год

Положения закона предусматривают быструю процедуру отстранения лидера государства от власти в случае «совершения им проступков, не совместимых с нахождением на его высокой должности». Согласно пояснению французских юристов, имеются в виду как уголовные преступления, например, убийство человека, так и невыполнение президентом своих непосредственных обязанностей, в том числе отказ от проведения заседания совета министров и немотивированный отказ от одобрения законов.

Также поводом может послужить воспрепятствование президентом осуществлению положений конституции и злоупотребление предоставленной ему властью.

В случае возникновения подобной ситуации обе палаты должны большинством в две трети голосов проголосовать за формирование специальной Верховной судебной палаты. В ее состав входят депутаты двух палат парламента, а возглавляет ее председатель Национального собрания. Инициатива формирования суда может исходить как от Сената, так и от Национального собрания. Однако если вторая палата парламента, в которую передается предложение о созыве, отклонит его, процедура прекращается.

Французский президент может быть заслушан как парламентской судебной палатой лично, так и направить в нее своего представителя. Решение о возможности отстранения его от должности должно быть вынесено в месячный срок. Голосование проводится бюллетенями и принимается большинством в две трети голосов.

Новый закон о порядке отстранения президента вступит в силу после рассмотрения его содержания Конституционным советом Франции.

Разработкой данного закона занялись в рамках конституционной реформы 2007 года, начатой при президенте Жаке Шираке. Он находился у власти в течение 12 лет, с 1995 по 2007 год.

Его преемнику на этом посту — Николя Саркози — минувшим летом были предъявлены официальные обвинения в рамках расследования громкого коррупционного дела. Экс-президенту был присвоен статус обвиняемого в связи с подозрениями в коррупции, нарушении тайны следствия и злоупотреблении влиянием. В случае признания вины Саркози может грозить лишение свободы на срок до 10 лет и штраф размером около €200 тыс.

14.5. Парламент Франции: структура, полномочия

Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и правительство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осуществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.

Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с каким-либо положением закона, то вправе потребовать его повторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в прежней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции Франции.

Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако Парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

14.6. Система судебной власти Франции

Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Прокуратура, в задачу которой входит поддержание государственного обвинения, действует при судах. Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд. Административные суды разрешают административные споры и дают заключения о юридической сути конфликта. Высшим органом административной юстиции является совет.

Особенностью судебной системы Франции является наличие такого органа, как Трибунал по конфликтам, призванный разрешать споры о компетенции между двумя ветвями судебной власти. В его состав входят представители Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Председателем номинально считается министр юстиции.

В судебную систему не входит Конституционный совет, обладающий особым статусом. Это специальный орган, призванный контролировать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор. В его состав входят девять человек, назначаемых на девять лет. По три члена назначает Президент, председатели Сената и Национального собрания. В состав Конституционного совета пожизненно входят по их желанию бывшие президенты Французской Республики. Все законы до подписания их Президентом проходят проверку на соответствие их Конституции Франции. Если Конституционный совет признает акт противоречащим Конституции, то вправе отменить его.

Кроме полномочий по осуществлению конституционного надзора Конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, общенациональных референдумов.

14.7. Особенности регионального и местного управления

В ст. 72 Конституции Франции говорится о том, что «территориальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории», которые «свободно управляются выборными советами при соблюдении условий, предусмотренных законом». Компетенция местных выборных органов достаточно подробно регламентируется законодательством, и государство в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия.

Нижним звеном административно-территориального деления во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тыс. Жители коммуны избирают сроком на шесть лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуправления. Муниципальный совет из своего состава большинством голосов избирает представителя исполнительной власти — мэра.

Объединение нескольких коммун — это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц — судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. Главой округа является субпрефект, назначаемый правительством.

Следующим звеном управления выступает департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов.

Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом. Таким образом, система управления Франции предполагает сочетание местного самоуправления с государственным управлением в различных формах. Одной из таких форм может быть административная опека, заключающаяся в том, что решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу до одобрения назначенного государством местного администратора. Другой формой является административный надзор за проверкой законности решений органов самоуправления не местах. При этом администрация может оспорить решение только в судебном порядке.

Данная система основана на сочетании выборных местных органов с назначаемыми правительством полномочными представителями, осуществляющими административный надзор за их работой. Во Франции реформой 1982 г. такой надзор был смягчен, однако суть системы осталась прежней: Комиссар Республики (представитель государства) наблюдает за правильным осуществлением полномочий департаментскими службами. Через административный суд он может аннулировать акты коммунального, департаментского и регионального уровней.

Таким образом, французская модель местного самоуправления предполагает сильный и достаточно эффективный контроль государства посредством назначаемых Президентом префектов, контролирующих избираемые населением коммунальные и региональные советы. Руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено законом», органы местного самоуправления во Франции вправе обжаловать действия префекта непосредственно Президенту, тогда как их собственные нелегитимные акты могут быть отменены лишь решением административного суда.

В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министерств). Во Франции этим ведает Министерство внутренних дел.

Административный контроль выражается в праве государственных властей утверждать некоторые акты и санкционировать определенные действия местных органов, а также смещать их должностных лиц. Есть вопросы (предметы ведения), по которым представительные органы на местах вообще не могут принимать самостоятельные решения. Обычно это касается некоторых категорий финансов, налогов, вопросов приобретения и продажи земельной собственности, сделок с муниципальным имуществом, застройки населенных пунктов.

В законодательстве предусматриваются определенные санкции к местным органам в случае ненадлежащего выполнения ими своих функций. Это может быть отстранение от должности глав администрации, муниципальных служащих, наложение на них различных взысканий, отмена актов местных органов, передача тех или иных полномочий последних правительственным агентам и т. д. Префект, например, может отстранить от должности избранных мэров сроком на один месяц. Серьезным рычагом воздействия на местное самоуправление являются финансовые меры: применение более жестких условий бюджетного кредитования, отказ в предоставлении финансовой помощи местному бюджету при несоблюдении определенных условий. Наиболее радикальной из возможных санкций во Франции является роспуск местных органов.

яебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. Гл. 15.

Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2002.

Керимов А. Д. О своеобразии государственной системы современной Франции // Государство и право. 2001. № 1.

Керимов А. Д. Парламентское право Франции. М.: Норма, 1998.

Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 46-87.

Крутоголов М. А. Президент Французской Республики. М., 1980.

Крутоголов М. А. Парламент Французской Республики. М., 1988.

Пилипенко А. Н. Парламенский контроль во Франции // Журнал росссийского права. 2000. № 12.

Салмин А. М. Современная демократия: Опыт Франции в сравнительной ретроспективе. М., 1992.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003.

Парламент Франции ужесточил борьбу с кумовством в политике

Депутаты Национального собрания утвердили закон, направленный против семейственности в политике. Ужесточена и финансовая отчетность для французских парламентариев.

Здание французского Национального собрания

Нижняя палата парламента Франции — Национальное собрание — в среду, 9 августа, утвердила закон, направленный против кумовства и коррупции в политике. В поддержку законопроекта, упраздняющего фонд, из которого депутаты могли распределять субсидии в своих избирательных округах, проголосовали 412 парламентария, еще 74 были против. Существование этого фонда, бюджет которого в минувшем году составил 146 млн евро, критиковали за содействие семейственности.

От «Малороссии» до «формулы Макрона»: что обсудят лидеры «нормандской четверки»

Макрон намерен на треть сократить парламент Франции

Президент Франции хочет провести реформу избирательного права и уменьшить на треть число депутатов парламента. Макрон пообещал также отменить режим ЧП в стране уже этой осенью. (03.07.2017)

Экс-кандидат в президенты Франции от социалистов вышел из партии

Бенуа Амон заявил о выходе из Французской социалистической партии и создании «Движения 1 июля». (02.07.2017)

Кроме того ужесточены условия, на которых депутатам позволено заниматься консультационной деятельностью. Президент страны Эмманюэль Макрон в своей предвыборной программе обещал полностью запретить работу депутатов советниками, хотя это обещание так и не было реализовано. Помимо этого парламентарии отменили паушальную сумму, выделяемую им на расходы. Теперь депутатам Национального собрания и членам Сената придется для возмещения служебных расходов предъявлять соответствующие счета и квитанции. До этого депутаты ежемесячно получали на компенсацию служебных расходов 5373 евро, сенаторы — 6110 евро.

На прошлой неделе французские депутаты одобрили закон, запрещающий им нанимать близких родственников на должности парламентских помощников.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Безоговорочная победа президентской коалиции

Во втором туре выборов движение нового президента Эмманюэля Макрона одержало безоговорочную победу. По итогам обработки 97 процентов голосов «Республика на марше» с союзниками из центристской партии «Демократическое движение» получит 331 место в Национальном собрании, сообщило французское МВД.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Почти вровень с прогнозами

Всего в ходе голосования распределялись 577 депутатских мандатов в нижней палате французского парламента. Экзитполы предсказывали президентской коалиции от 355 до 403 мест.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Зеленый свет для реформ

Победа на парламентских выборах означает зеленый свет для реформ, которые планирует провести Макрон. Среди первых запланированных мер — либерализация трудового законодательства. Макрон также обещал снизить финансовую нагрузку на предприятия и развивать свободную торговлю.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Консерваторы сформируют крупнейший блок от оппозиции

Хотя данные экзитполов разнятся, общий расклад сил по итогам голосования примерно понятен. Консервативная республиканская партия может претендовать на 97-133 мест, что вместе с союзниками позволит ей сформировать крупнейший оппозиционный блок. Социалисты получат от 30 до 49 депутатских мандатов.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Крах социалистов

Для социалистов это стало сокрушительным поражением. Первый секретарь партии Жан-Кристоф Камбаделис объявил об уходе со своего поста. «Крах Социалистической партии сегодня не вызывает никаких сомнений. Вся власть — у президента республики», — заявил Камбаделис.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

«Национальный фронт» останется без фракции

Партия «Национальный фронт» Марин Ле Пен, которая была главным конкурентом Макрона на президентских выборах, получает лишь от 4 до 8 мест. Это не позволяет правым популистам сформировать собственную фракцию в парламенте.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Марин Ле Пен впервые стала депутатом парламента

Сама Ле Пен выиграла выборы на своем участке и впервые стала депутатом парламента Франции.

Парламентские выборы во Франции: президент с абсолютным большинством

Рекордно низкая явка

Избирательные участки закрылись в 18:00 по местному времени в небольших населенных пунктах и в 20:00 в крупных городах. Голосование во втором туре президентских выборов прошло при рекордно низкой явке избирателей, составившей около 42 процентов.

Национальное собрание Франции приняло антитеррористический закон

Депутаты нижней палаты парламента проголосовали за законопроект, расширяющий на постоянной основе полномочия исполнительной власти в отношении подозреваемых в терроризме.

Национальное собрание Франции утвердило законопроект по борьбе с терроризмом, который существенно расширяет полномочия властей в сфере безопасности. Во вторник, 3 октября, 415 депутатов проголосовали за подготовленный министром внутренних дел Жераром Колоном документ, 127 были против, 19 воздержались.

В числе прочих законопроект поддержали социалисты и консервативные «Республиканцы». Теперь документ поступит на обсуждение Сената, где группа «Республиканцы» обладает большинством мандатов. Как ожидается, окончательное решение будет вынесено в середине октября.

Министр: решительный ответ террористам

По словам Колона, депутаты нижней палаты парламента дали «решительный ответ на постоянную угрозу» со стороны террористов, в частности из группировки «Исламское государство» (ИГ). На счету ИГ — большинство устроенных во Франции терактов, которые унесли жизни в общей сложности 241 человека, напоминает AFP.

Синдром Вертера, или Почему СМИ следует меньше сообщать о терактах

Комментарий: Террор в Европе — новая нормальность?

Немецкий исламовед: Теракты в Европе на руку Асаду

Законопроект предусматривает, в частности, наделение властей на постоянной основе полномочиями, которые они до сих пор получали только в результате введения режима чрезвычайного положения. Среди прочего, речь идет о праве главы МВД или глав департаментов ограничивать свободу передвижения подозреваемых без решения суда, а также о масштабном полицейском контроле на вокзалах и в аэропортах.

Кроме того, законопроект позволяет властям закрывать религиозные учреждения, если в них распространяются «идеи и теории», способствующие росту террористической угрозы. До сих пор такая возможность имелась только при наличии соответствующих текстов или устных заявлений.

Много критиков

Критики в левом лагере опасаются ограничения новым законом гражданских свобод. Лидер правопопулистского «Национального фронта» Марин Ле Пен также резко критиковала документ, указывая, что он не предлагает мер для борьбы против «исламистской идеологии». В свою очередь консерваторы призывали к введению более жестких мер против подозреваемых в терроризме и требовали превентивного ареста наиболее радикальных исламистов.

10 самых громких терактов в Европе

Теракты в Каталонии, 17 августа 2017 года

В центре Барселоны вечером в четверг, 17 августа, автофургон въехал в толпу пешеходов. Погибли 13 человек, еще 130 были ранены. Полиция назвала случившееся терактом. В городе Камбрильс в 100 километрах южнее Барселоны в ночь на пятницу удалось предотвратить еще один теракт. По оценке властей, оба события связаны друг с другом.

10 самых громких терактов в Европе

Взрыв в Манчестере, 22 мая 2017 года

Поздно вечером в понедельник, 22 мая, на стадионе «Манчестер Арена» во время концерта американской певицы Арианы Гранде прогремел взрыв. Полиция назвала произошедшее терактом, который осуществил смертник, пронесший на себе взрывное устройство. По последним данным, число жертв составляет как минимум 22 человека, среди них есть дети и подростки. Около 60 человек получили ранения различной тяжести.

10 самых громких терактов в Европе

Взрыв в метро в Петербурге, 3 апреля 2017 года

3 апреля на перегоне между станциями петербургского метро «Сенная площадь» и «Технологический институт» прогремел взрыв. Погибли около 10 человек, порядка 50 ранены. Генпрокуратура РФ назвала произошедшее терактом. Это первый подобный случай в истории подземки Санкт-Петербурга.

10 самых громких терактов в Европе

Трагедия в Берлине, 19 декабря 2016 года

В конце 2016 года уроженец Туниса Анис Амри направил грузовик в толпу людей на рождественском базаре в центре Берлина. В результате теракта погибли 12 человек, около 50 были ранены. Амри был объявлен в международный розыск и 23 декабря убит в Милане в ходе перестрелки с полицейскими.

10 самых громких терактов в Европе

Грузовик въезжает в толпу в Ницце, 14 июля 2016 года

Теракт по той же схеме произошел и в Ницце. 19-тонный грузовик врезался в толпу на Английской набережной около 23 часов вечера: в это время там находились сотни людей, которые пришли посмотреть фейерверк в честь Дня взятия Бастилии. Жертвами теракта стали 84 человека. По данным полиции, его совершил 31-летний выходец из Туниса, эмигрировавший во Францию в 2005 году.

10 самых громких терактов в Европе

Взрывы в аэропорту Брюсселя, 22 марта 2016 года

Утром 22 марта 2016 года два террориста-смертника один за другим совершили самоподрывы в зале вылетов брюссельского аэропорта Завентем. Примерно через час после этого еще один взрыв прогремел на станции метро «Мальбек», близ которой расположены учреждения Евросоюза. В результате серии нападений погибли в общей сложности 32 человека.

10 самых громких терактов в Европе

Серия терактов в Париже, 13 ноября 2015 года

Жертвами серии терактов в Париже стали 130 человек, около 300 были ранены. Радикальные исламисты почти одновременно совершили нападения на несколько кафе и ресторанов, а также на концертный зал, и взрыв около стадиона. Ответственность за нападения взяла на себя группировка «Исламское государство».

10 самых громких терактов в Европе

Убийства в редакции журнала Charlie Hebdo, 7 января 2015 года

В начале января 2015 года двое радикальных исламистов ворвались в редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo в Париже и убили 12 человек. Через два дня другой джихадист захватил заложников в магазине кошерных продуктов, в результате чего погибли четыре человека. Все трое террористов были убиты полицией.

10 самых громких терактов в Европе

Серия взрывов в Лондоне, 7 июля 2005 года

Четверо террористов почти одновременно привели в действие спрятанные в рюкзаках бомбы. В результате погибли 52 человека, сотни людей были ранены. Взрывы прогремели в городском автобусе и нескольких поездах в метро. Теракт остался пока безнаказанным: троих обвиняемых оправдали.

10 самых громких терактов в Европе

Теракты в поездах в Мадриде, 11 марта 2004 года

В Мадриде в четырех пассажирских поездах взорвались в общей сложности 10 бомб. В результате погиб 191 человек, еще более 1800 были ранены. 21 из 28 обвиняемых по этому делу входили в турецкую ячейку «Аль-Каиды». Троих из них осудили и приговорили к длительным срокам тюремного заключения.

Особенности законодательной власти

Франция / Особенности законодательной власти

Носителем законодательной власти в Пятой республике является парламент, состоящий из двух палат — Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).

577 депутатов Национального собрания избираются сроком на 5 лет путём всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании. Действует одномандатная мажоритарная система в два тура. Каждый депутат проходит от избирательного округа, величина которого по численности избирателей не одинакова — в среднем 100 тысяч человек. Мажоритарная система была введена генералом де Голлем с целью покончить с крайней неустойчивостью правительств в период Четвёртой республики, одной из причин которой была, в частности, пропорциональная система выборов. В 1986 году правительство социалистов, стремясь увеличить представительство небольших партий и групп, восстановило пропорциональную систему, но уже в 1988 году она снова была заменена мажоритарной, которая и сохраняется до сих пор. При выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5 % голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов, то есть больше, чем любой другой кандидат, взятый в отдельности.

В Сенат избираются 343 сенатора (с 2011 года — 348) сроком на 9 лет посредством косвенных трёхстепенных выборов, состав Сената обновляется на треть каждые три года (с 2011 года — на половину каждые три года, то есть срок полномочий сенаторов составит 6 лет). Трёхстепенная структура выглядит следующим образом: избирают основную часть коллегии выборщиков (избирательной коллегии), то есть муниципальных советников, последние — делегатов, и затем проводятся выборы сенаторов. В состав этой коллегии входят депутаты Национального собрания, члены представительных собраний регионов и департаментов, делегаты муниципальных советов. Голосование проводится по департаментам. В тех департаментах, где избирается три или более членов верхней палаты французского парламента, применяется пропорциональная система, в остальных — двухтуровая мажоритарная.

Двухпалатную структуру (бикамерализм) зачастую оправдывают ссылкой на необходимость обеспечить действия системы сдержек внутри парламента. Согласно конституции, законопроект считается принятым, если он одобрен обеими палатами в идентичной редакции. В противном случае, если примирительная процедура не даст результатов и не последует согласия палат между собой, законопроект считается отклонённым.

Вместе с тем нижняя палата играет преимущественную роль по сравнению с Сенатом: при наличии разногласий между палатами правительство может просить Национальное собрание вынести окончательное решение. Кроме того, именно Национальному собранию принадлежит решающее слово при окончательном утверждении бюджета. Только Национальное собрание может принять резолюцию порицания (отказать в доверии правительству). Считается, что преимущество нижней палаты не противоречит демократическим принципам, так как именно нижняя палата представляет общенациональные интересы, что подтверждает и порядок её формирования.

Парламент работает в сессионном порядке, ежегодно проводятся две сессии. Решение о вопросе созыва чрезвычайной сессии закреплено за президентом. Французский парламент остаётся формально единственным законодательным органом страны. Это означает, что среди всех государственных органов только ему, в соответствии с особой процедурой, установленной конституцией, принадлежит право принимать законы республики. Вместе с тем существует два весьма существенных исключения. Во-первых, Президент Республики по предложению правительства (или совместному положению палат) может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти или предусматривающий ратификацию международного договора при условии, что он не противоречит конституции.

Второе (не менее существенное) ограничение законодательных полномочий парламента установлено ст. 34 конституции. Данная статья определяет вопросы, регулируемые законодательными органами. Это гражданство и пользование правами и свободами, право и дееспособность, уголовное наказание и судопроизводство, налоги и денежная эмиссия, разрешение объявления войны, продление на срок более 12 дней осадного положения, предоставление полномочий на ратификацию наиболее важных международных договоров. Кроме того, законом устанавливаются общие принципы организации обороны, местного самоуправления, национального образования, режим собственности и прав собственности, гражданских и торговых обязательств, социального обеспечения, трудовых и профсоюзных прав.

На стадии, предшествующей промульгации закона, Президент Республики, премьер-министр, председатели палат или группа из 60 депутатов или 60 сенаторов могут обратиться в Конституционный совет. Последний должен в течение 30 дней высказать своё суждение о предоставленном тексте. Акт, признанный антиконституционным, не подлежит введению в действие. Если же речь идёт о законе, уполномочивающем на ратификацию международного договора, то при констатации противоречия Основному закону ратификация становится невозможной, кроме случая пересмотра самого Основного закона. Такой порядок должен защищать закон от попытки его изменения неконституционным способом.

К числу традиционных важнейших функций парламента относятся: установление государственных доходов и расходов, принятие государственного бюджета и утверждение отчёта о его исполнении. Финансовые законопроекты подготавливаются и вносятся в Национальное собрание правительством. Другая важная функция парламента — контроль за деятельностью правительства. В этой области Пятая республика обладает целым рядом новшеств. Парламентарии сохранили за собой право устных и письменных вопросов, адресуемых премьер-министру или членам правительства. Однако самой важной и значимой формой контроля остаётся институт парламентской ответственности. Именно в этой области перемены наиболее существенны. Одно из самых весомых нововведений заключается в том, что возможность постановки вопроса о доверии правительству может исходить от самого правительства.

Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской конституции 1958 года, а также в Избирательном кодексе, ряде законов, декретов правительства и циркуляров, издаваемых министрами (в том числе премьер-министром). Согласно Основному закону, выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Таким образом, право голоса предоставлено всем французским гражданам, достигшим 18-летнего возраста и проживающим на месте не менее 6 месяцев. Депутатом Национального собрания, муниципального и генерального совета может быть каждый гражданин, достигший 23 лет, а сенатором — гражданин не моложе 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики, в то время как участвовать в голосовании на местах могут и лица, не являющиеся гражданами Франции, но постоянно проживающие в стране.

В связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 года гражданства Европейского союза предусматривается, что граждане ЕС, находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент, при этом они также могут участвовать в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов. Применяемый во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения избирательных прав некоторых категорий граждан: недееспособных, лиц, отбывающих наказание по приговору суда, злостных банкротов и др. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке. Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций (префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих).

Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-либо должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закреплённая в конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путём реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.

Судьёй по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки правильности проведения выборов и обоснованности приносимых жалоб.

На законодательном уровне также регулируется порядок проведения избирательной кампании. Злоупотребление избирательной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов, хотя прецедентов пока не было. Так, например, по законам от 22 декабря 1990 года и 19 января 1995 года о финансировании партий и избирательных кампаний, политические партии и комитеты в поддержку различных кандидатов должны публиковать данные о расходах на избирательную кампанию (они должны быть сбалансированными), особенно связанных с политическими выступлениями в СМИ. Они обязаны в течение одного года до выборов не выходить за рамки определённого бюджетного лимита. За четыре месяца до начала официальной кампании запрещено размещать предвыборные афиши на коммерческих рекламных щитах.

В отношении финансирования политических партий были также приняты ограничительные меры. Прежде всего жёстко установлены потолки по финансовым средствам и обязательная декларация взносов, перечисленных предприятиями, промышленными объединениями и частными лицами. Далее, предприятиям строго запрещено оказывать партиям финансовую помощь. Компенсация части расходов на избирательную кампанию из государственного бюджета зависит от результатов выборов.

Прямым всеобщим голосованием по спискам в масштабе всей страны избираются в Европейский парламент 78 депутатов от Франции сроком на пять лет. Необходимо отметить, что законом от 5 апреля 2000 года запрещено совмещение мандатов депутата или сенатора с мандатом депутата Европарламента от Франции. В соответствии с договором о Европейском союзе проживающие во Франции выходцы из стран — членов ЕС могут голосовать за один из списков кандидатов от Франции. При выборах в Европейский парламент применяется пропорциональная система выборов (блокирование списков, панаширование и преференциальное голосование запрещены). Каждый список должен включать число кандидатов, равное числу мест, подлежащих замещению. При выборах в Европарламент вся страна образует единый избирательный округ, и, следовательно, каждый список должен включать количество кандидатов в соответствии с числом мест, подлежащих замещению по квоте, предоставленной Франции. Выборы в Европейский парламент 2004 года вошли в историю в связи с рекордным процентом неявки (57,5 %) и по количеству голосов, которые набрала Социалистическая партия, — 29,2 %.

← Назад | Особенности законодательной власти | Вперёд →

Еще по теме:

  • Налоги ру ярославль Налог.ру задолженность, личный кабинет налогоплательщика, ИНН, база организаций Обзор полезных сервисов сайта Налог.ру (www.nalog.ru). Личный кабинет налогоплательщика(физ.лица) 1: узнай свою задолженность Что нужно ввести? ИНН, Фамилия, Имя, Регион. Какие сведения я получу? «Личный […]
  • Будет ли муж претендовать на материнский капитал Как делится материнский капитал при разводе супругов «Мы с мужем разводимся, у нас есть двое детей. Сертификат материнского капитала выдан на мое имя. Муж угрожает отобрать половину материнского капитала в процессе раздела совместного имущества. Неужели ему действительно положена […]
  • Процедуры ликвидации банка Процедура ликвидации банка Ликвидация банка — это способ рассчитаться с долгами. По результатам деятельности банка, по-другому именуемого кредитной организацией, Банк России может отозвать у него лицензию на осуществление банковских операций. Это может стать причиной для возбуждения […]
  • Возврат по карте тинькофф Как вернуть деньги, если платил через «Эпл-пэй»? Я внес депозит в гостинице 300 € через «Эпл-пэй». Гостиница должна была вернуть мне весь депозит, но не смогла. По словам сотрудника гостиницы, поскольку я оплачивал через «Эпл-пэй», у гостиницы нет номера моей карты. Якобы «Эпл-пэй» […]
  • Закон фз закон потребителей Закон фз закон потребителей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон РФ о защите […]
  • Служба по контракту с условной судимостью Берут ли в армию с судимостью в 2018 году? Многих ребят интересует, берут ли судимых граждан в армию. Сразу стоит сказать, что это в ответе на этот вопрос есть множество юридических нюансов. Не разобравшись в них, не понять, какие отношения имеют люди, имевшие судимость, с […]
  • Неустойка при досрочном расторжении договора Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 октября 2014 г. N Ф07-7122/14 по делу N А56-70753/2013 (ключевые темы: односторонний порядок - досрочное расторжение договора - арендная плата - неустойка - арендодатель) Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе […]
  • О социальной поддержке многодетных семей в тамбовской области закон Закон Тамбовской области от 7 апреля 2014 г. N 393-З "О внесении изменений в статью 3 Закона Тамбовской области "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 28 марта 2014 г.) Закон Тамбовской области от 7 апреля 2014 г. N 393-З"О […]