Экспертиза материалов инженерных изысканий

Экспертиза инженерно геологических изысканий

Любое строительство, предваряется комплексом изысканий, среди которых одними из основных являются инженерно-геологические, позволяющие изучить строение почвы, служащей основанием для будущего объекта. В процессе исследований узнаются свойства грунта с целью проведения дальнейшего расчёта прочности и устойчивости к деформации основания. Определяются условия залегания и протекания водотоков, характерные уровни воды, возможные размывы дна русла в местах залегания фундамента, интенсивность физико-геологических процессов, для оценки их последующего влияния в процессе эксплуатации сооружения.

Характер геологических изысканий определяется объёмом строительства и условиями участка. В стандартный комплекс входят такие работы:

  • создание подборки материалов изысканий прошлых лет;
  • рекогносцировочное обследование;
  • полевые работы;
  • геофизические исследования;
  • лабораторные исследования;
  • исследование оснований и фундаментов построенных ранее зданий;
  • прогнозирование изменения условий инженерно-геологического характера

Проведение геологических изысканий даёт возможность получить информацию о напластовании грунта, в тех местах, где планируется закладка фундамента, а также позволяет узнать физические свойства грунта, чтобы можно было его классифицировать. В процессе изысканий проводятся испытания грунта в лабораторных и полевых условиях, позволяющие установить его прочность, устойчивость к нагрузкам и как результат, определиться с типом фундамента и технологией его закладки.

Геологические изыскания для реконструкции.

Стоит отметить, что инженерно-геологические изыскания проводятся не только при строительстве нового сооружения, но и в случае реконструкции. Это довольно важный этап, который подразумевает ещё и обновление инженерно-геологических условий, ведь современная реконструкция порой включает в себя тотальное изменение не только самой постройки, но и окружающего ландшафта. Именно поэтому при изменении условий обязательно учитывается обновление рельефа, гидрогеологической обстановки и геологического строения, настоящее состояние грунтов и активность геологических процессов.

В техническое задание в таком случае, вносятся аналогичные поправки, которые содержат информацию об изменениях в прошлом и те что внесены недавно в конструкцию, об изменении нагрузки на фундамент, изменении условий эксплуатации зданий, а также о результатах наблюдений за процессами деформации. При необходимости, во время проведения инженерно-геологических изысканий проводится и обследование существующих зданий, чтобы выяснить их возможность для надстройки какой-либо конструкции или пристраивания новых корпусов к уже существующим с целью обеспечить их устойчивость. Выводы специалистов помогут выяснить возможность построения подвалов в уже построенных зданиях, где они не были предусмотрены, либо углубления цокольных и подвальных этажей.

Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.

Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Перечень нормативных правовых актов

Телефон для справок в Минстрое России: 8 (495) 647-15-80 доб. 57025

Ответственное структурное подразделение: Департамент разрешительной деятельности и контроля.

Директор – Лабыкин Дмитрий Владимирович

Телефон приемной: 8 (495) 647-15-80 доб. 57000

ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Начальник — Манылов Игорь Евгеньевич

Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (ФАУ «Главгосэкспертиза России») — государственное учреждение, подведомственное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, уполномоченное на проведение государственной экспертизы проектной документации:

объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять:

— на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

— на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

— в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

— на континентальном шельфе Российской Федерации;

— во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации;

объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну;

автомобильных дорог федерального значения;

объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта);

указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации особо опасных, технически сложных и уникальных объектов;

объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности,

государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации вышеуказанных объектов,

проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Экспертиза результатов инженерных изысканий и проведение негосударственной экспертизы инженерных изысканий

Экспертизой результатов инженерных изысканий называют научное исследование с привлечением лиц или лица, имеющего специфические данные по исследуемому вопросу, научные степени. Может дать однозначное заключение в споре по существующему вопросу. Принять решение об отсутствии или наличии определённого аспекта, основываясь на законодательных документах, проведённых исследованиях, своём опыте и знаниях. Предметом этой экспертизы является соответствие всех технических регламентов строительства и задания на проведение работ строго определённым нормам законодательства.

Мы оказываем услуги в этой и других видах экспертиз

Экспертизы результатов инженерных изысканий проводятся для:

  • разрешения судебных споров или предупреждения таковых в дальнейшем;
  • проведения строительства объектов с соблюдением всех норм и законодательной базы;
  • того, чтобы избежать конструктивных ошибок при строительстве и несчастных случаев;
  • расчёта экономической выгоды и минимизации рисков, связанных с проводимым строительством;
  • экологических последствий строительства на данной территории;
  • обоснованное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий является прямым доказательством.

Какие проводятся исследования?

Перед началом строительства обязательно проводятся инженерные работы по различным изысканиям:

  • топографические;
  • геодезические;
  • геологические;
  • геофизические;
  • археологические;
  • гидрометеорологические;
  • геотехнические;
  • экологические;
  • изыскания строительных материалов в грунте;
  • почвенно-геоботанические;
  • геофизические работы;
  • кадастровые работы.

Экспертиза результатов инженерных изысканий ― это работы для получения комплексной оценки района (участка для строительства). Включающие в себя данные: по всем характеристикам грунта, грунтовых вод и вся сопроводительная документация, археологической ценности, весь изыскательский свод данных и т.п.

Необходимые документы для проведения экспертизы

  • заявление, включающее в себе все сведения о техническом заказчике, застройщике, всех исполнителях работ, об объекте капитального строительства и подписанное заявителем со всеми его личными данными;
  • копия свидетельства о допуске к определённому виду работ инженерных изысканий, выданного на дату подачи документов, заверенная соответствующим образом;
  • если заказчик не является одновременно застройщиком, то потребуется доверенность заявителя на проведение действий от его имени и имени технического заказчика. В доверенности должны быть отдельно оговорены полномочия;
  • копия задания на проведение инженерных изысканий;
  • результаты проводимых инженерных изысканий;
  • проектная документация проведения всех внешних коммуникационных систем и особенностей фундамента;
  • весь пакет документов по проектной документации, если одновременно проводится и экспертиза проектной документации.

Если экспертизу проводит государственный уполномоченный орган, то его специалисты, кроме выше указанного списка документации, в праве дополнительно потребовать:

  • копии документов, подтверждающие владение земельным участком;
  • заключение экологической экспертизы;
  • копии градостроительного плана земельной территории, на котором будет осуществляться застройка или проведение капитальных работ;
  • технический расчёт;
  • предоставление конструктивных и других расчётов;
  • другие виды документов, в индивидуальном порядке, требующиеся для проведения государственной экспертизы.

Экспертиза результатов инженерных изысканий необходима для предварительной оценки результатов строительства. Оценка их экономической целесообразности и экологических последствий.

Кто проводит экспертизу?

Специалисты-эксперты по строительству Интернет-магазина «Feldhaus Klinker» считают, что негосударственная экспертиза инженерных изысканий более предпочтительна, так как в данной сфере довольно высока конкуренция, то проведение таких работ как негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий, поручают только самым опытным сотрудникам.

Проведение государственной экспертизы может занимать срок до 3-х месяцев, а проведение негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий проводятся в кратчайшие сроки при более высоком уровне качества.

Экспертиза инженерных изысканий проводится по индивидуально рассчитанной стоимости исходя из всех характеристик объекта и, как правило, обходится ниже стоимости экспертизы которую проводит государственный орган, уполномоченный на проведение данной экспертизы.

Зачастую при составлении смет имеют место подлоги цен на стройматериалы и наращивание цен в сметах, а также использование и смешивание цен за различные периоды. Специалисты могут провести не только экспертизу всей проектной документации, но и тщательную проверку сметной документации.

Существует категория определённых объектов, при проведении работ на которых требуется проведение экспертизы результатов инженерных изысканий исключительно государственными экспертами. В этой ситуации специалисты подготовят для вас полный пакет документации для прохождения положительной экспертизы или проведут экспертизу инженерных изысканий, на основании которой будет проведена госэкспертиза в более короткие сроки.

Главгосэкспертиза отвечает изыскателям

Главгосэкспертиза отвечает изыскателям

Владимир Коновалов
Главный специалист отдела инженерных изысканий Управления строительных решений Главгосэкспертизы России

Следует отметить, что значительная часть представленных на рассмотрение в Главгосэкспертизу России вопросов вызвана несовершенством нормативно-технической базы инженерных изысканий и внутренними противоречиями, заложенными в нормативных документах, разработанных в разное время различными организациями без должного согласования друг с другом некоторых спорных аспектов. Перед официальным утверждением каждый из этих документов прошел через всеобщее обсуждение изыскательским сообществом, в процессе которого каждая заинтересованная организация имела возможность внести необходимые с её точки зрения исправления и дополнения, причем Главгосэкспертиза России, исходя из установленного для неё законом круга обязанностей, в таком обсуждении участие принимать не могла. Таким образом, разъяснение спорных моментов, возникающих при выполнении изысканий в рамках действующих нормативных документов, в первую очередь является обязанностью их авторов. На долю Главгосэкспертизы России в процессе своей деятельности остаётся трактовка неоднозначных нормативных положений, исходя из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом индивидуальных особенностей каждого отдельно рассматриваемого объекта.

В соответствии с п.4 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, в том числе и в оказании консультационных услуг.

Тем не менее, Вашему вниманию предлагаются комментарии по ряду интересующих Вас вопросов, которые не следует рассматривать как официальные, окончательные и применимые ко всем без исключения случаям, возникающим в изыскательской практике.

От изыскателей нередко приходится слышать, что при проверке результатов инженерно-геологических изысканий эксперты могут высказать замечания к проекту, что ставит подрядчика в неловкое положение перед заказчиком, т.к. по сути к геологии замечаний нет, а в договорных обязательствах прописана ответственность до прохождения экспертизы. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли действия экспертов в таких ситуациях?

Согласно п.1 статьи 15 ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности.

Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.). Установление достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий для принятия проектных решений экспертом-геологом возможно лишь при одновременном его ознакомлении с некоторыми разделами проектной документации (в частности разделов «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», «Схема планировочной организации земельного участка» и др.).

Таким образом, замечания, сформулированные экспертом-геологом на основании выявленного несоответствия результатов инженерных изысканий принятым проектным решениям, являются не только обоснованными и правомерными, но и необходимыми с точки зрения обеспечения безопасности зданий и сооружений.

А неловкость положения, в которое подрядчик якобы попадает перед заказчиком в таких случаях, легко устраняется тесными рабочими контактами между ними с участием проектно-конструкторских организаций в ходе проведения изысканий и проектирования, что отражено в обязательных к применению пунктах 4.13, 4.17 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», где говорится о возможности внесения изменений и дополнений в инженерные изыскания в случае корректировки проектных решений.

На сегодняшний день нормативная документация, используемая инженерами-геологами в работе, делится на обязательную и добровольного применения. Кроме того, действуют отдельные нормы и инструкции, например, «Инструкции по инженерно-геологическим и геоэкологическим изысканиям по г. Москве». В документах существуют разногласия. Каковы требования к нормативной документации, используемой в работе? На какие документы следует опираться, чтобы избежать замечаний?

Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, а также оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, с учетом части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектная документация и результаты инженерных изысканий в ходе проведения государственной экспертизы проверяются на соответствие требованиям следующих документов:

  • национальных стандартов и сводов правил, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1033 от 26.12.2014;
  • документов в области стандартизации, включенных в Перечень, утвержденный приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015 – в случае, если для подготовки проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий применялись требования документов, включенных в указанный Перечень;
  • иных технических регламентов, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений) – в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований национальных стандартов и сводов правил, соответствующим положениям Постановления Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 № 248/пр (далее – СТУ). В случае, если для проведения государственной экспертизы представлена проектная документация, разработанная на основании СТУ, то такая проектная документация оценивается на соответствие требованиям соответствующих СТУ.

Иногда при проверке материалов инженерно-геологических изысканий, выполненных согласно СП 47.13330.2012, изыскатели получают замечания о несоответствии их работы СП 22.13330.2011, область применения которого — проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений. В каких ситуациях такое возможно, с чем связаны подобные случаи и правомерны ли замечания экспертов в таких ситуациях?

Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо¬ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные. Ограничивать область применения СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*», как и многих других, так называемых, проектных сводов правил (СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты» и др.) проектно-конструкторской деятельностью совершенно неприемлемо, поскольку они хоть напрямую и не относятся к инженерным изысканиям, но содержат в своём составе требования к изысканиям, в том числе и обязательные.

Возможность и необходимость применения тех или иных нормативных положений, содержащихся в указанных документах, при изысканиях для проектирования конкретного объекта оценивается экспертами на основании комплексного анализа целого ряда аспектов (идентификационные признаки и характеристики проектируемого объекта, сложность инженерно-геологических условий территории и факторы, её определяющие и др.) с учётом перечней национальных стандартов и их частей, утверждённых Постановлениями Правительства РФ №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015.

На сегодняшний день действующие нормативные документы по-разному регламентируют необходимое количество испытаний грунтов. Так, согласно СП 22 п.5.3.17 требуется «. не менее десяти для физических характеристик И не менее шести — для механических характеристик». СП 47 п.6.3.5 ссылается на ГОСТ 20522-2012 п.4.10 которого говорит о минимальном числе определений в количестве 6 опытов (не разделяя на физические или механические). СП 11-105-97 ч.1 п.6.15 так же говорит о минимальном количестве образцов 6 штук (не разделяя на физические или механические). А чуть ниже в том же СП 11-105-97 ч.1 п.7.16, говорится: «. в количестве не менее 10 характеристик состава и состояния грунтов ИЛИ характеристик механических свойств грунтов (т.е. достаточно 10 физических характеристик, без механических свойств, которые выбираются по региональным таблицам). Какими документами и в каких случаях следует руководствоваться изыскателям, чтобы не получить замечания в экспертизе?

В данном случае, очевидно, следует исходить из различной значимости перечисленных в вопросе пунктов нормативных документов, определяемой перечнем национальных стандартов и их частей, утверждённым Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 года и №1033 от 26.12.2014, где в качестве обязательного к применению указан только п.5.3.17 СП 22.13330.2011 «Основания зданий и соо­ружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*» («. не менее десяти для физических характеристик и не менее шести — для механических характеристик»).

Из пункта 6.3.5 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Актуализированная редакция СНиП 11-02-96», о котором говорится в заданном вопросе, вышеуказанным перечнем к обязательным отнесён только последний абзац, регламентирующий классификацию грунтов согласно ГОСТ 25100-2011.

Еще одно противоречие в нормативных документах связано с обработкой данных статического зондирования. Согласно СП 47.13330.2012 приложение И, табл. И.5 «Грунты ледникового комплекса невозможно обрабатывать по данным статического зондирования». Между тем, согласно МГСН 2.07-01, приложение «Б», табл. 3 — можно! Как быть изыскателям в этой ситуации?

Действительно, в приложении И СП 47.13330.2012 присутствует указание о неприменимости приведённых в нём корреляционных зависимостей к обработке результатов испытаний статическим зондированием грунтов ледникового комплекса. Изыскательская практика подтверждает это ограничение, поскольку в таком случае результаты получаются в значительной степени заниженными. Этот раздел рассматриваемого свода правил следует признать в недостаточной мере проработанным, и вопрос должен быть обращён в первую очередь к разработчикам данного нормативного документа и к изыскательскому сообществу, участвовавшему в его обсуждении.

Следует отметить, что указанное приложение И позиционировано в составе СП 47.13330.2012 как «рекомендуемое» и не перечислено в перечне национальных стандартов и их частей, утверждённом Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014 и №1033 от 26.12.2014, в качестве обязательного к исполнению.

В рассматриваемом случае использование корреляционных зависимостей, приведённых в МГСН 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения», имеющих статус действующих (актуальных) и зарегистрированных Госстроем России как ТСН 50-304-2001 г.Москвы, можно признать допустимым. Согласно п.4.15 СП 47.13330.2012, в процессе изысканий допускается применение нестандартизированных технологий (методов) при приведении соответствующего обоснования в разделе «Особые условия» программы изыскательских работ.

Каким нормативным документом руководствоваться при изысканиях под BJI и на какой стадии следует проводить изыскания под опоры, согласно действующему законодательству?

Нормативные требования к изысканиям для проектирования ВЛ приведены в составе СП 47.13330.2012 в разделе 6.3 «Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации» в пунктах 6.3.22-6.3.31, посвящённым изысканиям для проектирования линейных объектов. Кроме этого, пункт 6.3.22 того же свода правил декларирует необходимость в этих случаях учитывать требования нормативных документов по видам проектируемых сооружений.

Определяет ли СП 47.13330 требования к работам в районе распространения многолетнемерзлых грунтов? Если нет, в каких случаях нужно пользоваться таблицей 6.4, а в каком таблицами 7.2 СП 11-105-97 4.1, СП 11-105-97 ч.4, если в техническом задании присутствуют ссылки на оба нормативных документа (47.13330 и 11-105-97)?

СП 47.13330.2012, как следует из его названия и содержания пункта 1.1 данного документа, устанавливает общие требования и правила выполнения инженерных изысканий.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Исходя из нормативных положений, приведённых в п.6.6 рассматриваемого свода правил, при выполнении инженерно-геологических изысканий допускается использовать ряд сводов правил, не включённых в перечни национальных стандартов и их частей, утверждённые Постановлениями Правительства РФ №1521 от 26.12.2014, №1033 от 26.12.2014, №365 от 30.03.2015 и приказом Росстандарта №1650 от 25.12.2015, в том числе и СП 11-105-97 «Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть IV. Правила производства работ в районах распространения многолетнемёрзлых грунтов», имеющий статус действующего (актуального) нормативного документа.

Если в задании на инженерно-геологические изыскания присутствуют ссылки на нормативные документы, в которых приведены противоречащие друг другу положения, заказчик обязан дополнительно к перечню предполагаемых к использованию нормативных документов дать исполнителю указания, в каких частях и применительно к каким аспектам инженерных изысканий их следует применять. Причём при выборе того или иного нормативного документа (или его частей) необходимо исходить из требований к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, сформулированных в основополагающих документах (ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и др.) с учётом особенностей каждого отдельно взятого объекта.

Является ли соблюдение НД из перечней №1521 и №1650 гарантией положительного заключения Главгосэкспертизы? И если два разных НД противоречат друг другу, является ли присутствие одного из этих документов в соответствующих перечнях определяющим фактором при определении правильности предоставленной технической документации?

Вопрос поставлен некорректно. Простое формальное соблюдение нормативных документов, входящих в указанные перечни, не может служить гарантией положительного заключения экспертизы любого вида, поскольку в данных перечнях представлены очень разные документы, и применение, например, СП 39.13330.2012 «Плотины из грунтовых материалов» к изысканиям для метрополитенов, не приведёт ни к какому положительному результату. Кроме того, как уже говорилось выше, отдельными положениями указанных в этих перечнях нормативных документов допускается в ряде случаев применение и иной нормативно-технической базы.

Гарантией успешного выполнения инженерных изысканий может служить только использование всего комплекса действующих нормативных документов, опираясь на требования к результатам инженерных изысканий, их достоверности и достаточности для проектирования в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, приведённые в ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Градостроительный кодекс РФ и других нормативно-правовых актах, применительно к особенностям каждого отдельно взятого объекта.

Имеет ли право эксперт (или, наоборот, изыскатель) при написании замечаний (либо ответе на них) ссылаться на ранее выполненные изыскания на объекте?

Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. Эксперт при составлении экспертного заключения оперирует исключительно представленными в экспертную организацию результатами выполненных инженерных изысканий. В том случае, когда для установления достоверности и достаточности результатов инженерных изысканий представленных инженерно-геологических материалов недостаточно, в соответствии с п.17 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя предоставления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий (в том числе архивных).

Исполнитель инженерных изысканий, согласно п.6.7.1 47.13330.2012, обязан в составе технического отчёта по результатам инженерно-геологических изысканий представить геологические и инженерно-геологические разрезы, колонки или описания горных выработок, таблицы и графики лабораторных определений показателей свойств грунтов и химического состава подземных вод с результатами их статистической обработки, таблицы результатов геофизических и полевых исследований грунтов, стационарных наблюдений и других работ (в том числе по материалам изысканий прошлых лет и другим источникам), достоверность которых будет установлена экспертной организацией в числе прочих материалов, представленных для экспертной оценки.

Следует отметить, что в ближайшее время (с 01.07.2017 г.) вводится в действие новый СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения», серьёзным образом отличающийся от ныне действующего и не входящий ни в один из официально утверждённых перечней национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Отмена экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий приведет к резкому снижению качества строительства

Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Госстрой РФ) разработал проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, предусматривающий отмену экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, за исключением государственной экспертизы в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Предполагается, что соответствие проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов будет подтверждаться декларацией, которую будет утверждать заказчик-застройщик. За нарушение требований к декларации о соответствии законопроектом вводится административная и уголовная ответственность. Также законопроект предполагает ответственность лица, привлекаемого в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения, с использованием механизмов обязательного страхования.

Министерство экономического развития РФ в период с 5 по 17 декабря с.г. проводит консультации по оценке регулирующего воздействия данного законопроекта, который уже вызвал неоднозначную реакцию профессионального сообщества, а также экспертов в области права. Отмена экспертизы планируется в качестве меры по реализации пункта 18 «дорожной карты» по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства (Распоряжение Правительства РФ от 16 августа 2012 № 1487-р). Однако в нынешних условиях вместо снижения административных барьеров и улучшения предпринимательского климата отмена экспертизы развяжет руки недобросовестным участникам рынка и в конечном итоге приведет к снижению качества и безопасности объектов капитального строительства.

Необходимо также отметить, что ранее Госстроем был опубликован проект федерального закона, разработанного во исполнение пункта 13 «дорожной карты», который явно противоречит вышеназванному проекту в части проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В частности, в нем предусмотрена государственная и негосударственная экспертиза, за исключением узкого круга объектов, в то время как проектом, разработанным в соответствии с пунктом 18, институт негосударственной экспертизы полностью исключен.

Наши клиенты

Наши лицензии

Вопрос-ответ

Какова сфера применения Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»? Распространяется ли его действие в отношении объектов капитального ремонта?

Ответ:
В соответствии с Письмом Министерства регионального развития РФ № 6825-ИП/08 от 27 февраля 2010 г., Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.

Еще по теме:

  • Форма протокол арбитражный суд Примерная форма протокола собрания кредиторов по вопросу обращения в арбитражный суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего от возложенных на него обязанностей (собрание проводится конкурсным управляющим) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Протокол собрания […]
  • Статья 93 закона об образовании ст 93 Закон 273-ФЗ Об образовании в РФ 2018 новый Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования 1. Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в […]
  • Бланк на госпошлину гостехнадзор Бланк на госпошлину гостехнадзор Государственные услуги в электронном виде Заявление на получение государственных услуг, оказываемых инспекцией (государственная регистрация тракторов и других самоходных машин, прием экзаменов и выдача удостоверений тракториста – машиниста), можно подать […]
  • Приказ минтранса рф no 36 Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные […]
  • Возможно ли увольнение во время отпуска Увольнение во время отпуска по собственному желанию Актуально на: 1 февраля 2017 г. Общее правило таково, что работодатель по своей инициативе не может уволить работника, находящегося в отпуске (ст. 81 ТК РФ). Однако если заявление на увольнение в период отпуска по собственному желанию […]
  • Узнать штрафы налоговые Ответственность за нарушение законодательства Ответственность за нарушение налогового законодательства (таблица штрафов) Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе: Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе Штраф должностных […]
  • Удвоенная нн правило Правописание НН и Н в причастиях, отглагольных прилагательных если причастия образованы от приставочных глаголов* Исключения: смышленый , посаженый, названый в кратких страдательных причастиях боец ранен, диктант написан, территория около нового дома еще не благоустрое н а […]
  • Жалобы образцы на жкх Жалобы на ЖКХ. Образцы заявлений Содержание Образцы заявлений(жалоб) в ЖКХ Правильно составленное заявление (жалоба) на плохо оказанные ЖКУ - это уже половина дела. Заявления, касающиеся основных проблем, которые могут возникнуть у жильцов в многоквартирном доме, представлены ниже, а […]