Указ о программе по переселению

Указ Президента РФ от 15 марта 2018 г. N 109 “О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820; 2009, N 11, ст. 1278; 2010, N 3, ст. 275; 2012, N 38, ст. 5074; 2013, N 28, ст. 3816; 2014, N 14, ст. 1615; N 27, ст. 3754; N 30, ст. 4288; 2016, N 9, ст. 1249; N 40, ст. 5723; N 50, ст. 7077) и в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную этим Указом, следующие изменения:

а) подпункт «б» пункта 1 Указа признать утратившим силу;

б) в Государственной программе:

дополнить пунктом 18.1 следующего содержания:

«18.1. В случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.»;

дополнить пунктом 30.1 следующего содержания:

«30.1. В случае добровольного отказа соотечественника от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы соотечественник имеет право участвовать в Государственной программе еще один раз при условии возмещения им понесенных государством затрат, связанных с получением государственных гарантий и социальной поддержки, которые предусмотрены пунктом 20 Государственной программы.»;

дополнить пунктом 47.1 следующего содержания:

«47.1. Региональные программы переселения Московской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов Российской Федерации в переселенцах и возможности по их приему и обустройству в этих субъектах Российской Федерации.»;

пункт 48 признать утратившим силу;

пункт 50 изложить в следующей редакции:

«50. Порядок согласования региональных программ переселения и изменений, вносимых в них, определяется Правительством Российской Федерации.».

2. Внести в пункт 3 Положения о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. N 814 «Вопросы Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3533; 2008, N 45, ст. 5192; 2012, N 38, ст. 5074; 2013, N 52, ст. 7138; 2016, N 50, ст. 7077), следующие изменения:

а) абзац четвертый признать утратившим силу;

б) абзац пятый изложить в следующей редакции:

«рассмотрение обращений субъектов Российской Федерации о предоставлении отсрочки разработки государственных программ, утверждаемых субъектом Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, направленных на оказание содействия приему и обустройству участников Государственной программы и членов их семей (далее — региональные программы переселения), и подготовка соответствующих рекомендаций Правительству Российской Федерации;».

3. Признать утратившими силу:

пункт 4 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 262 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 11, ст. 1278);

подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 12 января 2010 г. № 60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и в план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 3, ст. 275);

пункт 1 (в части, касающейся изложения в новой редакции пункта 48 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом») и абзац пятый подпункта «а» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5074);

подпункт «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 942 «О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 г. N 814» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7138).

4. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Переселение соотечественников в РФ: коррекция программы и другие изменения

В Российской Федерации заинтересованы в притоке на постоянное место жительство российских соотечественников, оказавшихся по воле судьбы за пределами своего Отечества.

Так, в середине марта текущего года произошла коррекция правовых положений программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

15 марта 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ N 109 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», который внес ряд существенных изменений. Во-первых, в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Государственной программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы. Ранее этот вопрос не был урегулирован, и потенциально могли возникнуть трудности с определением статуса одного из супругов, в случае расторжения брака.

Во-вторых, Указ дает возможность участвовать в программе неоднократно, а именно, в случае добровольного отказа соотечественника от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы соотечественник имеет право участвовать в Государственной программе еще один раз при условии возмещения им понесенных государством затрат, связанных с получением государственных гарантий и социальной поддержки.

Кроме этого, в Указе отмечается, что региональные программы переселения Московской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов Российской Федерации в переселенцах и возможности по их приему и обустройству в этих субъектах Российской Федерации.

Также в марте были утверждены новые региональные программы содействия добровольному переселению соотечественников. Как сообщила «Парламентская газета», Правительство России утвердило программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Так, были одобрены программы Камчатского края, Волгоградской, Ивановской и Владимирской областей.

В Камчатском крае предпочтение будет отдаваться строителям, а также специалистам таких отраслей как рыболовство и рыбоводство. Предполагается, что в регион до 2023 года должны переселиться не менее 1500 соотечественников.

Волгоград планирует привлечь к себе специалистов и ученых, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами. Ожидается, что в этот регион до 2021 года переселятся не менее 3840 соотечественников.

Ивановская область ждет соотечественников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, инженеров, а также ученных, занимающихся актуальными исследованиями. Областная программа пока будет действовать до 2020 года, и рассчитана на привлечение 750 соотечественников.

Программа Владимирской области рассчитана до 2022 года. Ожидается, что в регион прибудет не менее 600 соотечественников, обладающих специальностями, востребованными на рынке труда, и в первую очередь для предприятий агропромышленного комплекса.

На Дальнем Востоке России придают особое значение привлечению соотечественников в регион. По мнению заместителя Министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергея Качаева Дальний Восток должен стать одной из точек притяжения для участников программы добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В ходе IV Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока» чиновник также обратил внимание на принимаемые меры по привлечению соотечественников: «Еще один важный блок — создание дополнительных условий для переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе соотечественников-старообрядцев, в регионы Дальнего Востока на постоянное место жительства. Согласно госпрограмме содействия переселения соотечественников, регионы Дальнего Востока, являются приоритетными. Участники программы получают гражданство РФ в течение не более 200 дней с момента переезда сюда. Если гражданство России получать вне программы переселения, этот срок занимает около 6,5 лет». Кроме этого замминистра сообщил, что участники программы переселения выбирают города, где легче найти работу.

«Для быстрой адаптации региональные власти помогают тем, кто решил сделать Дальний Восток постоянным местом жительства, в решении вопросов жилищного обустройства, профессионального обучения и переобучения, получения полисов медицинского страхования. В основном приезжают соотечественники из стран ближнего зарубежья – Украины, Казахстана, Таджикистана, Армении», — рассказал чиновник.

Как сообщает сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, При переезде на восток России соотечественник может рассчитывать на повышенный размер «подъёмных». Это 240 тысяч рублей на участника госпрограммы и по 120 тысяч рублей на каждого члена семьи.

Также соотечественник имеет право встать на учет в местный центр занятости и в течение 6 месяцев получать пособие по безработице до момента трудоустройства. Участники госпрограммы имеют право на возмещение всех затрат, связанных с переездом самого участника программы и всех членов семьи (авиаперелеты, железнодорожный и морской транспорт, автобусное сообщение), с провозом всего имущества (в том числе транспортного средства). Также предоставляются и другие меры социальной поддержки (медицинское обслуживание, получение среднего образования, пенсионное обслуживание, социальные льготы и выплаты).

В настоящее время госпрограмма реализуется в 8 субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа: Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, также в Еврейской автономной области и Республике Саха (Якутия). Все эти субъекты входят в перечень территорий для приоритетного заселения соотечественников.

За 2017 год в рамках госпрограммы на территорию Дальневосточного федерального округа переселились 5431 соотечественник (с учетом членов их семей), в том числе: Камчатский край – 357 человек, Приморский край – 1 556 человек, Хабаровский край – 2 038 человек, Амурская область – 495 человек, Магаданская область – 339 человек, Сахалинская область – 368 человек, Еврейская автономная область – 278 человек.

Кроме принимаемых мер в рамках программ содействия переселению соотечественников в регион, Министерство России по развитию Дальнего Востока и Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке в этом году проводит третий конкурс идей и проектов по дальневосточному гектару. Автор лучшего решения в каждой из пяти номинаций конкурса получит 100 тысяч рублей и возможность представить свой проект инвесторам на четвёртом Восточном экономическом форуме, сообщает РИА «Восток-Медиа». Посоревноваться за призы могут как граждане России в возрасте от 14 лет, так и участники государственной программы по добровольному переселению соотечественников.

Издание приводит слова Министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушка, который неоднократно говорил о том, что закон о гектаре предполагает максимальную свободу самореализации граждан: «Выбор деятельности не ограничен. Человек может выращивать клубнику, строить дом, выращивать овощи, заниматься пчеловодством. Одним словом, можно делать всё, что не запрещено российским законодательством».

Конкурсные работы принимаются в пяти номинациях: «Лучший реализованный/реализующийся проект по освоению дальневосточного гектара», «Лучшая идея по коллективному освоению дальневосточных гектаров», «Лучший проект инвестиционного гектара», «Самая необычная идея по освоению дальневосточного гектара», а также «Лучший бизнес-план». Работы принимаются с 20 марта по 15 июля. Организаторы объявят призёров 1 августа 2018 года. Подробнее ознакомиться с правилами Международного конкурса идей и проектов «Дальневосточный гектар» и направить свою работу можно на сайте Агентства: www.hcfe.ru/contest.

Омская область в этом году ожидает прибытие порядка 4 тысяч соотечественников-переселенцев. ИА «Омский регион» сообщает, что возвращающимся из-за границы омичам будут доплачивать по 8,5 тысячи рублей — участнику программы и по 4,5 тысячи — каждому члену семьи. Семьям с двумя и более детьми также компенсируют часть затрат на жилье. Омская область в этом году выделит порядка 7 млн. рублей на содействие переселению соотечественников. «Средства заложены на выплату 1200 пособий. Из 7 миллионов рублей, 980 тысяч рублей — это софинансирование областного бюджета и 6,06 миллиона — федеральные средства», — о чем сообщил на заседании областного правительства первый замминистра труда и соцразвития Сергей Добрых.

Приморский край расширяет географию программы. С этого года приезжающие по программе соотечественники имеют возможность выбрать для жизни любой из 28 муниципальных образований. Это восемь городов и 20 муниципальных районов, сообщает официальный сайт Администрации Приморского края.

В Башкирии региональную подпрограмму содействия переселению соотечественников рассматривают как важный инструмент привлечения в республику на постоянное место жительства медицинских работников и студентов, приобретающих медицинские специальности, и направлена на создание комфортных условий для закрепления соотечественников и членов их семей в регионе.

На сайте министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан сообщается, что реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить вселение на территорию Республики Башкортостан ежегодно 60 участников программы и 120 членов их семей.

Привлечением в свой регион медицинских работников озаботились и в Карелии. Республика в текущем году планирует принять на свою территорию порядка 300 соотечественников из Молдовы, Казахстана, Украины и Армении. ИА «НЕВСКИЕ НОВОСТИ» передают, что если приезжие — медики и работают в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных в муниципалитетах Карелии, то они имеют право на единовременную выплату по истечении одного года работы. В случае заключения договора с медучреждением о целевом обучении, участнику программы и членам его семьи будет выплачена ежегодная стипендия в размере 10 тысяч рублей. Последний пункт выполняется при условии успешного освоения образовательной программы за полный год обучения.

«Русская Евразия» сообщает о том, что в Новосибирске произошел юридический конфликт между прокуратурой и отделением Пенсионного фонда РФ, возникший из-за разного понимания правовых оснований для выдачи материнского капитала.

Больше 70 семей, которые переехали в Новосибирск из Казахстана, лишились права воспользоваться материнским капиталом. Государственные сертификаты, как гражданам России, им вручили в отделении Пенсионного фонда Первомайского района, однако прокуратура посчитала эти действия незаконными, подав иски на переселенцев в суд. Вслед за Новосибирском отзыв сертификатов на материнский капитал произошел в Екатеринбурге, Омске и Красноярске. Прокуроры объясняют свои действия тем, что юридически значимым для приобретения права на получение мер дополнительной господдержки является не только факт рождения женщиной ребенка, но и наличие у них со дня рождения гражданства РФ.

Правда, в настоящее время, деятельность прокуратур в этом направлении приостановлена. В дело вмешались Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова и председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва. Детский омбудсмен назвала эту ситуацию абсурдной, а депутат Госдумы высказала свое мнение работникам прокуратуры об основаниях получения материнского капитала. Их всего два: российское гражданство у мамы и рождение двоих детей.

Она также подчеркнула: «Когда российское гражданство получено, не важно».

О том, что эту ситуацию необходимо разрешить в кратчайшие сроки, и по-человечески, высказался также губернатор Новосибирской области Андрей Травников.

Сейчас возникший юридический конфликт пытаются разрешить Пенсионный Фонд РФ и Министерство труда, готовя свои поправки в соответствующее законодательство. В связи с чем, появилась надежда, что российским соотечественникам, решившим перебраться в Россию на постоянное место жительства, все-таки сохранят право на материнский капитал вне зависимости от первоначального гражданства второго ребенка.

Программа переселения. Пояснение к поправкам от 25.02.2016

Добрый день! Просто уже не знаю куда обратиться. Вопрос такого рода, я являюсь участником программы переселения соотечественников с 2014 года, при получении свидетельства переселенца подписала бумагу о том что обязуюсь не выезжать на ПМЖ из региона вселения в течении двух лет. За эти два года получила гражданство, подъемные и компенсацию за переезд. Вот истекают на днях два года обязательного проживания, но звонят с ФМС и требуют явиться и подписать уведомление об обязательно проживании в регионе три года, ссылаясь на указ президента РФ №82 от 25.02.2016, мол это распространяется на всех действующих участников. Стала участником в 2014, а в 2016 поменялись условия программы, разве это законно? Разве закон имеет обратную силу? Прошу помочь разобраться в этой ситуации. Понять не могу, почему законы в разных регионах трактуют как угодно, одна страна и разные законы? Заранее благодарна за ответ.

Ответы юристов (2)

Если указание обратной силы не указано в Законе, то изменения в Закон распространяются только с даты, которой данные изменения вступили в законную силу, т.е. на правоотношения, которые начались именно с даты вступления изменений в законную силу.

Требование УФМС подписать новое уведомление неправомерно и незаконно.

Уточнение клиента

Спасибо огромное за ответ. Как бы умом все понимают (нас таких тысячи, кто-то намеренно собирался прожить всего два года по условиям программы, кто-то в силу других обстоятельств покидает выбранный регион), что незаконно требование ФМС, но в официальных запросах дают такой ответ «При этом обращаем внимание, что данное обязательство распространяется на всех соотечественников, имеющих по состоянию на 25 февраля 2016 г. действующий статус участника Государственной программы без каких-либо ограничений.» Хотя в указ гласит » 1. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.» и никакого прямого указания на участников вступивших до издания указа нет.

Простите, что заваливаю кучей вопросов, но тысячи людей сейчас в замешательстве, многих просто закинули в Сибирь без особого права выбора, люди вступали в программу, а через время оказывалось, что от сюда местные бегут бросая нажитое годами, что климат для переселенцев оказался слишком суров, некоторые отказывались от программы даже чтобы уехать. Ваши ответы нам очень важны, потому как являясь гражданами РФ стремимся соблюдать все законы уже нашего государства. Еще раз спасибо за ответы.

P.S. во вложении один из ответов такому же участнику программы как и я

11 Мая 2016, 08:06

В упоминаемом Указе Президента РФ от 25.02.2016 г. № 82 нет прямого указания о том, что изменения распространяются на всех участников программы добровольного переселения соотечественников. Руководствуясь изложенным, требование УФМС подписать новое уведомление неправомерно и незаконно, т.к. во-первых, упомянутый Указ не придает обратную силу Закону, во-вторых, требование УФМС противоречит Указу Президента РФ, связанным с программой добровольного переселения соотечественников, действовавшего на момент возникновения Ваших правоотношений как участника программы переселения соотечественников, в-третьих, требование УФМС противоречит самому упомянутому Указу № 82.

Имеете полное право подать заявление в прокуратуру (индивидуальные или коллективное) на неправомерные и незаконные требования УФМС.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Указ о программе по переселению

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июня 2006 года №637

О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

(В редакции Указов Президента Российской Федерации от 10.03.2009 г. №262, 30.06.2009 г. №716, 12.01.2010 г. №60, 14.09.2012 г. №1289, 11.07.2013 г. №621, 04.04.2014 г. №201, 01.07.2014 г. №483, 25.07.2014 г. №531, 19.12.2014 г. №792, 25.02.2016 г. №82, 27.09.2016 г. №502, 07.12.2016 г. №656)

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

б) план мероприятий по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

2. Образовать Межведомственную комиссию по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

3. Утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2013 г. №621.

4. Председателю Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в месячный срок представить в установленном порядке проект положения о Межведомственной комиссии и предложения по ее составу, предусмотрев включение в него представителей федеральных органов государственной власти, Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.

5. Определить координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Министерство внутренних дел Российской Федерации, наделив его полномочиями по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2016 г. №656)
(см. предыдущую редакцию)

6. Правительству Российской Федерации:

а) в месячный срок:

утвердить типовую программу субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

б) при составлении проектов федерального бюджета на 2007 год и последующие годы предусматривать в установленном порядке средства на реализацию Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

7. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации до 1 января 2007 г. представить в Правительство Российской Федерации на согласование проекты программ соответствующих субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, за исключением высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и Тюменской областей, которым проекты указанных программ представить до 1 сентября 2006 г.

8. Федеральным органам исполнительной власти:

а) обеспечить в пределах своей компетенции реализацию Государственной программы, утвержденной пунктом 1 настоящего Указа;

б) осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении плана, утвержденного пунктом 1 настоящего Указа.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года №637

(Государственная программа изложена в новой редакции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 г. №1289)

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом


I. Общие положения

1. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа), направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

2. Государственной программой дополняется система мер, направленных на стабилизацию численности населения Российской Федерации, в первую очередь на территориях, стратегически важных для России.

3. Содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — соотечественники), является одним из направлений решения демографической проблемы. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.

4. В Государственной программе обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.

5. Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются:

а) добровольность участия соотечественников в Государственной программе;

б) финансовая обеспеченность мероприятий, предусмотренных Государственной программой, сочетание безвозвратного и возвратного принципов социально-экономической поддержки участников Государственной программы (переселенцев);

в) обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей;

г) приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;

д) адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в ней и социально-экономическими характеристиками субъектов Российской Федерации, разрабатывающих региональные программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;

е) взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов;

ж) доступность информации об условиях участия в Государственной программе, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения.

II. Основные понятия

6. В Государственной программе используются следующие основные понятия:

а) соотечественник — лицо, определенное Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Указом Президента России В. Путина от 22 июня 2006 г. N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – программа переселения). Программа переселения предполагает ускоренный порядок получения российского гражданства для соотечественников, проживающих за пределами РФ.

Понятие соотечественника, проживающего за рубежом, раскрыто в ст.2 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Принять участие в программе переселения могут лишь граждане из стран, ранее входивших в состав СССР, а также бывшие граждане России, РСФСР, СССР, которые в результате эмиграции утратили гражданство указанных государств. В соответствии с установленным порядком лицо, сделавшее добровольный и осознанный выбор о переезде в Россию на постоянное место жительства, имеющее основания для участия в программе переселения, вправе обратиться с заявлением об участии в программе. Форма заявления утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 196-р.

Заявление может быть подано иностранным гражданином, не имеющим оснований для временного или постоянного проживания в России, в консульское учреждение РФ на территории страны своей гражданской принадлежности. Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание, вид на жительство, статус беженца или временное убежище, вправе подать заявление на участие в программе на территории России. На территории России заявление на участие в программе подается в территориальное управление ГУВМ в избранном для переселения регионе. В настоящее время региональные программы переселения приняты более чем в 74 регионах России (Санкт-Петербург и Москва программу переселения не реализуют). Власти Ленинградской области начали реализовывать программу переселения в 2015 году.

Уполномоченный орган, принявший от иностранного гражданина заявление, обязан в течение 25 рабочих дней принять решение о выдаче или об отказе в выдаче свидетельства участника программы, и направить заявителю письменное уведомление. Оформляется свидетельство в течение 60 календарных дней со дня подачи заявления[1]. Стоит учесть, что в соответствии с Временными правилами, гражданам Украины, получившим в России временное убежище, свидетельство участника программы оформляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня подачи заявления[2]. Решение о выдаче свидетельства принимается после проверок заявителя по линии ФСБ, Роспотребнадзора и МВД России, а также в случае согласования его кандидатуры органом занятости населения. Орган занятости согласует кандидатуру заявителя в случае соответствия его требования Государственной программы, то есть при наличии у него квалификации, стажа и опыта работы, позволяющих трудоустроиться на территории избранного региона вселения. Наличие у заявителя необходимых умений и навыков должны быть документально подтверждены. Для этих целей, гражданин при подаче заявления об участии в Госпрограмме, предоставляет дополнительные документы, характеризующие его навыки и умения. В заявление гражданин также вправе указать членов своей семьи, переселяющихся вместе с ним в РФ. В случае успешного прохождения заявителем всех проверок и согласований, ему выдается свидетельство участника Государственной программы. Данный документ является разрешением на переезд в РФ. Непосредственно после получения свидетельства иностранный гражданин и члены его семьи вправе оформить разрешение на временное проживание в РФ без учета квоты. После получения РВП появляется возможность оформить российское гражданство, минуя условие об обязательном получении вида на жительство и непрерывном проживании в России в течение 5 лет. Также в соответствии с последними изменениями, участники программы переселения, прибывшие в РФ в экстренном массовом порядке [3] и получившие временное убежище, смогут оформить вид на жительство вместо РВП.

Участник программы и члены его семьи имеют право:

  • осуществлять в России трудовую и предпринимательскую деятельность.
  • получать в РФ образование.
  • получать бесплатную медицинскую помощь наравне с гражданами России.
  • пользоваться мерами государственной социальной поддержки, в том числе получить денежную компенсацию расходов на переезд, подъемные, пособие по безработице.

[1] П.23 и 24 Регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 18.11.2015 № 507.

[2] Постановление Правительства РФ от 8 октября 2014 года № 1032.

[3] Федеральный закон не содержит определения термина «иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке». Скорее всего, речь идет о неотложном въезде в Российскую Федерацию большого количества мигрантов, вследствие разворачивания активных боевых действий в их стране или возникновения иных обстоятельств, угрожающих их жизни. Например, под данную категорию попадают украинцы, прибывшие в Россию из Донецкой и Луганской областей Украины в период активных боевых действий.

Еще по теме:

  • Правила этикета между людьми Этикет и вежливость Для каждого человека важно знать, что такое этикет и обладать его навыками. Современное понятие этикета включает в себе и древние обычаи разных народов, и те нормы, которые уже сформировали на сегодняшний день. Понятие этикета Очевидно, что этикет представляет собой […]
  • Пенсия инвалида детства в россии Какой размер пенсии у инвалидов детства 1, 2 и 3 группы? Особенности оформления пособий. Только некоторые дети – инвалиды в состоянии полностью справиться с заболеванием. Когда им исполняется восемнадцать лет, то встает необходимость в поиске трудового места, чтобы было на какие […]
  • Оформлены как пишется Как правильно писать «тысяч» или «тысячь»? Правильным явля­ет­ся напи­са­ние сло­ва «тысяч» без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го. Часть речи слова «тысяч» Чтобы выбрать напи­са­ние «тысяч» или «тысячь«, с мяг­ким зна­ком или без мяг­ко­го зна­ка после шипя­ще­го соглас­но­го, выяс­ним […]
  • Приказ минобороны 200 от 20082003 Приказ минобороны 200 от 20082003 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 августа 2003 г. N 200 Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 сентября 2003 г. N 5056 О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказа Министра обороны РФ от […]
  • Как называется пособие матери одиночки Льготы и пособия матерям одиночкам в 2018 году – порядок их оформления и выплаты Количество родителей, в одиночку воспитывающих ребенка, увеличивается с каждым годом. Государство выплачивает пособия и льготы для матерей-одиночек. Рассмотрим основные изменения, вступившие в силу в 2018 […]
  • Интеллектуальная собственность в великобритании Власти Великобритании предлагают увеличить тюремный срок за интернет-пиратство до 10 лет По текущему законодательству, за нарушение авторских прав предусмотрено лишение свободы сроком до 2-х лет. В ближайшее время правительство Великобритании планирует внести на рассмотрение парламента […]
  • Правило жеглова «Шесть правил Глеба Жеглова» и советы Д. Карнеги Давайте прочитаем, отрывок из «Эры милосердия» братьев Вайнеров. Этот эпизод вошел и во всеми любимый фильм «Место встречи изменить нельзя». — Потому что, если преступника поймали за руку, тебе и делать там нечего. Но так редко получается. […]
  • Стоимостная экспертиза это Оценочная (стоимостная) экспертиза Это род экспертизы, предметом которого является установление значения рыночной стоимости в отношении различных объектов оценки. Оценочная деятельность в России имеет под собой строгую законодательную и нормативную базу (Федеральный закон «Об оценочной […]