Порядок судопроизводства в конституционном суде

Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах

Конституционное судопроизводство состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий. Они охватывают комплекс действий конституционного суда и участников судебного конституционного процесса, направленных на разрешение конкретной правовой ситуации.

Законодательством субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля предусмотрены следующие стадии судебного конституционного процесса:

1) внесение обращения в конституционный суд;

2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном суде;

3) принятие обращения конституционным судом к рассмотрению либо его отклонение;

4) подготовка к судебному разбирательству;

5) судебное разбирательство;

6) совещание, голосование и принятие конституционным судом итогового решения;

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решения конституционного суда;

8) исполнение решения конституционного суда.

Общим для всех стадий конституционного судопроизводства является вопрос о сроках. На различных стадиях конституционного судопроизводства сроки прохождения дела дифференцируются применительно к отдельным категориям рассматриваемых дел. Сроки дифференцируются и в зависимости от законодательства конкретных субъектов Федерации. Так, весьма сжатыми являются, на наш взгляд, сроки прохождения стадий конституционного судопроизводства в Конституционном Суде Республики Дагестан. Закон о Конституционном Суде Республики Дагестан устанавливает, что предварительное изучение членом Конституционного Суда должно быть завершено не позднее, чем через 10 дней после регистрации. В пятидневный срок после доклада о результатах предварительного изучения решается вопрос о принятии дела к рассмотрению. Рассмотрение дела начинается не позднее, чем через 10 дней после окончания предварительного изучения (ст. 39). В целях обеспечения прав человека на судебную защиту Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (пункт 1 статьи 6) ориентирует на рассмотрение дел в судах в разумные сроки. На соблюдение принципа разумной достаточности относительно процессуальных сроков направлены соответствующие рекомендации Комитета Министров Совета Европы от 16 сентября 1986 года. Между тем, крайне сжатые сроки, установленные в Законе о Конституционном Суде Республики Дагестан, с нашей точки зрения, могут привести к поверхностному, недостаточно глубокому рассмотрению дела, в конечном итоге — к судебной ошибке.

Практика же работы большинства конституционных судов субъектов Российской Федерации показала, что судьи применяют единый порядок исчисления процессуальных сроков. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты. Сроки, исчисляемые сутками, истекают в двенадцать часов ночи последних суток. Сроки, исчисляемые годами или месяцами, истекают в соответствующее число последнего года или месяца установленного срока. Если последний день срока приходится в нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Внесение обращений в конституционный суд

Данная стадия конституционного судопроизводства преследует цель инициировать возбуждение разбирательства дела и имеет место применительно ко всем категориям дел.

Обращениями в конституционный суд могут служить запрос, ходатайство, индивидуальная жалоба, иск и т.д., отвечающие требованиям закона и являющиеся поводом к рассмотрению дела. В принципе, в конституционный суд может обратиться любой субъект права, однако, к рассмотрению принимаются обращения лишь тех субъектов, которым дано такое право по закону.

Законы субъектов Российской Федерации о конституционных судах подробно регламентируют общие и специальные требования, предъявляемые к обращению по той или иной категории дел. Обращения, поступающие в органы конституционного контроля и надзора, подлежат обязательной регистрации и должны содержать следующие данные:

а) Конституционный (уставной) Суд в качестве, в который направляется обращение;

б) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

г) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

д) нормы конституции (устава), дающие право на обращение в Конституционный (уставной) Суд субъекта Федерации;

е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

ж) конкретные, указанные в законе субъекта Федерации о конституционном суде, основания к рассмотрению обращения в конституционном (уставном) суде;

з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы конституции (устава);

и) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к конституционному суду;

к) перечень прилагаемых к обращению документов.

Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации осуществляется бесплатно. Однако это не исключает уплату государственной пошлины стороной, которая обращается в конституционный суд, а также того, что сторона, проигравшая в деле, несет часть судебных расходов.

Законодательством субъектов предусмотрены три вида обращений, которые оплачиваются государственной пошлиной — это запрос и ходатайство, жалоба юридического лица и жалоба гражданина. При этом неодинаково устанавливается размер государственной пошлины.

В соответствии с законами о конституционных (уставных) судах государственной пошлиной не оплачиваются запросы судов, запросы о толковании Конституции (Устава), ходатайства Президента (губернатора) по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной.

Конституционный Суд (за исключением Республик Дагестан, Карелия, Марий Эл, Саха (Якутия)) своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

§1. Конституционное судопроизводство

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное судопроизводство — это установленные Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедура рассмотрения и решения дел и вопросов, принадлежащих к компетенции Конституционного Суда. Конституционное судопроизводство основывается на прочных демократических принципах и имеет некоторые особенности.

Законом определены принципы конституционного судопроизводства: независимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон, язык конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Конституционное правосудие для России относительно новый институт защиты прав и свобод граждан. Первый закон о Конституционном Суде Российской Федерации был принят Съездом народных депутатов 12 июля 1991 г., в соответствии с которым 29 октября 1991 г. внеочередным (Пятым) Съездом народных депутатов был избран первый состав Конституционного Суда. Работая на основе закона, Конституционный Суд накопил опыт разрешения спорных вопросов и совершенствования собственных процедурных вопросов. Указом Президента РФ от 7 октября 1993 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» деятельность Конституционного Суда РФ была приостановлена, и 21 июля 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон за N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о Конституционном Суде), устранивший выявленные недостатки прежнего закона, особенно в вопросах процедуры.

В частности, в нем полнее представлены принципы конституционного судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, язык судопроизводства, устность разбирательства, непрерывность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.

Важность задач, стоящих перед Конституционным Судом, подчеркивается тем, что в качестве представителя сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан.

Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный Суд занимается установкой фактических обстоятельств дела только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.

В Конституционном Суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента. Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.

Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию. И поэтому адвокат лишен возможности оставить на будущее какие-то доводы или впоследствии их чем-то дополнить. Их необходимо изложить Суду сразу — иначе можно не изложить совсем.

В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению данных решений, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не только через отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные интересы.

Например, Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в одной из своих статей гласил, что заведующий кафедрой может исполнять эти обязанности до 65 лет. Два человека обратились в Конституционный Суд, и этот пункт Закона был отменен, а действие этого решения распространилось на десятки тысяч людей во всей стране.

Напомним, что Конституционный Суд рассматривает следующие категории дел:

1) дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов всех ветвей государственной власти (законы, указы президента, постановления правительства и др.);

2) дела по спорам о компетенции между Федерацией и субъектами, между ветвями федеральной власти и т.п.;

3) дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ;

4) договоры между федеральным Центром и субъектами о разграничении полномочий и др.;

5) дела о конституционности законов по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан;

6) не вступившие в силу международные договоры РФ и договоры субъектов Федерации;

7) заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в отношении Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) дела о толковании Конституции.

В рассмотрении всех этих дел может участвовать адвокат, т.к. поле его деятельности в Конституционном Суде достаточно широко.

Стадии конституционного судопроизводства

I. ПРОВЕРКА ЖАЛОБЫ СЕКРЕТАРИАТОМ КС РФ

Сразу после подачи жалобы в КС РФ, она попадает в Секретариат, который проверяет ее на предмет соответствия формальным критериям допустимости обращений в КС РФ, отсеивая те из них, которые либо не отвечают формальным требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к жалобе (в том числе поданы лицом, которое подавать соответствующие обращения не может; не оплачены госпошлиной и т.д.), либо prima facie явно не подведомственны КС РФ (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если обращение «сходит с дистанции» уже на этом этапе, Секретариат направляет заявителю письмо с объяснением причины непринятия такого обращения. В этом случае у заявителя есть право, исправив недостатки жалобы, подать обращение в КС РФ повторно.

Одной из особенностей производства по делам в КС РФ является то, что Секретариат КС РФ часто проявляет формализм, иногда напоминающий формализм древнеримского права, где ошибка в нескольких словах могла повлечь отказ в иске. Справиться с таким формализмом может только опытный юрист.

II. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЖАЛОБЫ СУДЬЯМИ КС РФ

После прохождения жалобы через Секретариат она передается одному или нескольким судьям КС РФ на предварительное изучение для решения вопроса о возможности принятия жалобы к рассмотрению КС РФ (ст. 41 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

По итогам предварительного изучения обращения, КС РФ либо принимает его к рассмотрению либо отказывает в таком принятии.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению / об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть принято в срок не позднее 3 месяцев с момента регистрации жалобы (ч. 1 ст. 42 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В этот срок включается также срок, необходимый для предварительного изучения жалобы судьями КС РФ.

При этом принятие КС РФ именно решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению является достаточно распространенным случаем, как правило, по причине неподведомственности обращения КС РФ.

Отказ оформляется определением, в котором кратко, но при этом, к сожалению, зачастую не вполне понятно и логично излагается причина, по которой КС РФ считает себя не имеющим компетенции рассмотреть обращение.

Иногда создается ощущение, что КС РФ отвечает в своем определении как будто бы не на тот вопрос и затрагивает не ту проблему, которая обозначена в жалобе.

Такая нелогичность, а порой и намеренный уход КС РФ от ответа обычно очевидны для самого заявителя. Однако кому-либо еще ощутить это сложно по той простой причине, что сами обращения, к сожалению, нигде не публикуются (а между тем это было бы крайне важным и полезным шагом для системы конституционного судопроизводства). КС РФ доступ к ним не предоставляет кому-либо, за исключением непосредственных участников соответствующего дела. При этом интересно отметить и то, что такой доступ возможен, только если КС РФ вынес постановление по делу, а не определение. Если же это было определение, то в доступе к материалам дела в КС РФ откажут и заявителю жалобы.

Нет никаких сомнений, что если бы все обращения, как минимум, те из них, которые прошли Секретариат, КС РФ публиковались, качество определений и иных решений КС РФ явно бы повысилось.

III. ПРОВЕДЕНИЕ СЛУШАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ

По общему правилу, при принятии обращения к рассмотрению КС РФ предлагает рассмотреть обращение без проведения слушаний.

Устные слушания могут быть проведены лишь по инициативе самого КС РФ.

Тем не менее, у заявителя есть право ходатайствовать против разрешения дела без проведения слушаний (ч. 2 ст. 47.1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Однако в действующем законодательном регулировании не предусмотрено какого-либо критерия или условия, которым заявитель мог бы обосновать необходимость проведения слушаний. В результате, КС РФ обладает широким усмотрением при принятии решения об удовлетворении или нет такого ходатайства.

Если же КС РФ все-таки принимает решение о проведении слушания по делу, до непосредственно даты слушания может пройти достаточно долгий период времени, особенно, если в этот промежуток попадают летние полуторамесячные каникулы судей КС РФ.

Само же слушание обычно занимает несколько часов подряд, его ход строго регламентирован, но в целом, похож на ход обычного судебного разбирательства.

IV. ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ

Пожалуй, одной из существенных особенностей конституционного судопроизводства является то, что решение КС РФ по делу (речь о резолютивной части) сразу не принимается и не оглашается. В принципе, это характерно для западной судебной системы — например, для голландских, английских судов и т.д. — но совсем не характерно для России, где стороны сразу по окончании судебного слушания узнают, кто «выиграл», а кто «проиграл».

Принятие решения — а оно принимается в форме постановления (ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ») — происходит в закрытом режиме, а для оглашения его полного текста участники процесса вызываются в КС РФ еще раз.

V. ПУБЛИКАЦИЯ РЕШЕНИЯ

Текст решения обычно уже в день оглашения (хотя и не всегда) появляется на сайте КС РФ по адресу www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx и высылается сторонам по почте.

На сайте КС РФ также удобно отслеживать все движения жалобы в КС РФ.

Если слушания по делу не проводились, решение появляется на сайте КС РФ после его подписания. При этом сроки подготовки решения часто затягиваются. Решение можно ждать месяц, два, и даже больше.

Часто бывает и так, что появившееся на сайте решение оказывается, к сожалению, датированным днем, который был несколько месяцев назад.

К сожалению, не публикуются стенограммы заседаний КС РФ, в которых фиксируются все выступления. Между тем, некоторые из таких выступлений не только являются крайне интересными с точки зрения серьезной науки, но и нередко оказываются примерами того, как нельзя представителям государственных органов дискредитировать свои организации. Если бы такие стенограммы публиковались, то качество выступлений резко улучшилось бы: представители государственных органов более ответственно подходили бы к подготовке.

VI. ВОПРОС О РАЗЪЯСНЕНИИ РЕШЕНИЯ

После получения решения сторонами, оно, по ходатайству заявителя, может быть официально разъяснено КС РФ в порядке, предусмотренном ст. 83 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Однако по нашему опыту, КС РФ не склонен разъяснять свои решения, считая, что они предельно обоснованы, а все, что в них изложено — изложено четко, ясно, логично и недвусмысленно. В действительности, просьба заявителя разъяснить решение зачастую объясняется желанием получить от КС РФ новую интерпретацию оспариваемых положений закона.

Так, например, характерным ответом КС РФ на запрос о разъяснении его решения является следующий:

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1056-О-Р);

«Заявитель, формально требуя разъяснить указанное Определение, по сути, выражает сомнение в его обоснованности и ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопросы о разъяснении положений законодательства, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона „О Конституционном Суде Российской Федерации“» (Определение от 29 мая 2012 г. № 1057-О-Р).

Порядок судопроизводства в Конституционном суде (стр. 1 из 3)

Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции

Порядок судопроизводства в Конституционном Суде.

Работа: Смирновой И.

Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему РФ, констатирует, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Конституционный суд является одним из высших федеральных органов судебной власти и представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Судебный конституционный контроль – очень важный элемент системы разделения властей. В России Конституционный суд был учрежден 10 лет тому назад, решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ. Порядок формирования и компетенция этого судебного органа регламентировались Законом Российской Федерации о Конституционном суде от 12 июля 1991г. В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993г., установившей новые положения организации и основ полномочий Конституционного суда (ст.125), в июле 1994г. был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В состав Конституционного суда РФ входит 19 судей, назначаемых на должность Советом Федераций тайным голосованием по представлению Президента РФ. Лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федераций, считается назначенным на должность судьи.

Полномочия Конституционного Суда устанавливаются только Конституцией, федеральными законами и договорами.

Закон о Конституционном Суде не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального, административно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства. Согласно ст.118 Конституции конституционное судопроизводство является самостоятельным наряду с иными видами судопроизводства.

Основные правила конституционного судопроизводства регламентируются на базе Конституции Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде. При этом важно соблюсти меру такой регламентации. Возникает проблема соотношения законодательной регламентации и самостоятельности Конституционного Суда в регулировании своей внутренней деятельности посредством Регламента. Своеобразие Конституционного Суда, характер рассматриваемых им дел, порой уникальных по своему предмету, окончательность принимаемых им решений, невозможность предвидеть все ситуации, которые могут возникнуть в ходе конституционного судопроизводства, объективно предопределяют тот факт, что процедура, вопросы внутренней деятельности Конституционного суда не должны быть детально регламентированы на законодательном уровне, жестко связывать Конституционный Суд. Он должен иметь право, опираясь на практику, самостоятельно определять правила своей внутренней деятельности.

Часть 4 ст.3 о Конституционном Суде представляют ему такое право, устанавливая, что по вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного Суда. (В ст.28 Закона конкретизируется предмет Регламента).

Понятие и принципы конституционного судопроизводства

Конституционное судопроизводство является одним из видов судопроизводства. В ст. 118 ч.2 Конституции РФ сказано: «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».

Принципами конституционного судопроизводства являются общие конституционные принципы осуществления правосудия и принципы конституционного судопроизводства (они приведены в 4 главе Закона о Конституционном Суде):

Согласно этому принципу, судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В своей деятельности судьи Конституционного Суда не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда должны выражать соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ .

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Согласно ст. 72 Закона «О Конституционном Суде РФ» решение Конституционного Суда РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение Конституционного Суда РФ считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено законом.

Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Согласно ст.55 Закона «О Конституционном Суде РФ» закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности (т.е. в случаях, особо предусмотренных Законом). Решения, принятые на открытых и закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.

В заседании Конституционного Суда РФ могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

· Непрерывность судебного заседания

Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно. за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.

Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

Это же положение действует в отношении дел, рассматриваемых палатой.

До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда РФ, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.

· Состязательность и равноправие сторон

Смысл принципа в том, что стороны должны пользоваться равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседания Конституционного Суда РФ. Этот принцип также нашел отражение в ст. 123 Конституции РФ.

Положение о равноправии сторон конкретизируется в ст. 53 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которой стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стадии конституционного судопроизводства

1. Обращение в Конституционный Суд. Обязательным условием для возможности рассмотрения дела являются специально установленные в Законе поводы и основания (обращение в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающие следующим требованиям: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и т.д. в соответствии с Законом о Конституционном суде).

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной.

2. Предварительное рассмотрение обращений. Обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение о результатах предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании. Не более, чем через месяц после предварительного изучения обращения, Конституционный суд в пленарном заседании принимает решение о принятии к рассмотрению данного обращения, о чем уведомляются стороны. Но существуют и установленные законом основания для отказа в принятии обращения к рассмотрению (если разрешение поступившего обращения неподведомственно Конституционному суду; если согласно конституционному закону обращение не является допустимым; если ранее Конституционным судом уже было вынесено постановление по данному обращению, сохраняющее свою силу). Производство также может быть прекращено (акт, конституциональность которого оспаривается, был отменен или утратил свою силу к началу или в период слушания дела).

Понятие и виды конституционного судопроизводства

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного судопроизводства. Судебным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ (ст.

Конституционное судопроизводство — это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Консти­туционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конститу­ции РФ, иных законов и подзаконных нормативных актов, по раз­решению споров между органами государственной власти, по жало­бам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод челове­ка и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории России.

К числу существенных признаков понятия «конституционное судопроизводство» относится порядок производства по делам, рас­сматриваемым Конституционным Судом РФ. Порядок производст­ва включает в себя определенную совокупность действий, обла­дающую свойством системности, т.е. объединения их в относитель­ные и сменяющие друг друга этапы, которые принято называть стадиями конституционного судопроизводства.

Любое судопроизводство, в том числе конституционное, предпо­лагает наличие повода и оснований. Именно с наличием повода (факта обращения в Конституционный Суд РФ) следует увязывать начало первой стадии конституционного судопроизводства, которую называют стадией возбуждения производства. Этот вывод основывает­ся на анализе норм ст. 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Завершается пер­вая стадия принятием одного из двух решений:

1) принять обращение к производству (ст. 42);

2) отказать в принятии обращения к рассмотрению (ст. 43).

B случае принятия решения в соответствии со ст. 43 дальнейшее судопроизводство прекращается, и последующие стадии не наступа­ют. Стадию возбуждения производства называют первой стадией, чтобы подчеркнуть ее обязательный характер. Она присуща всем ви­дам конституционного судопроизводства.

Далее наступает стадия подготовки дела к судебному разбира­тельству. Ее начало связано с моментом обязательной регистрации обращений, поступающих в Конституционный Суд РФ (п. 1 ст. 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Следующая стадия — стадия судебного разбирательства, которая начинается с момента открытия председательствующим заседания Конституционного Суда РФ (п. 1 ст. 57 Федерального конституци­онного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Завершается стадия судебного разбирательства провозглашением решения (ст. 77), а при необходимости — одновременным разъяс­нением принятого решения (ст. 83).

И наконец, завершающей стадией конституционного судопро­изводства следует считать стадию исполнения решения (ст. 78—82 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Таким образом, в конституционном судопроизводстве всего че­тыре стадии, одна из которых (стадия судебного разбирательства), в свою очередь, может быть подразделена на несколько этапов.

B определении понятия «конституционное судопроизводство» к существенным признакам отнесены особенности при его реализа­ции, что выражается в наличии отдельных видов конституционного судопроизводства. Перечень видов конституционного судопроизводст­ва, порядок производства по ним урегулированы в разделе III «Осо­бенности производства в Конституционном Суде Российской Феде­рации по отдельным категориям дел» Федерального конституцион­ного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». B нем речь идет о следующих семи видах конституционного судо­производства:

• рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ норматив­ных правовых актов органов государственной власти и дого­воров между ними (гл. IX, ст. 84—87);

• рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не всту­пивших в силу международных договоров России (гл. X, ст. 88—91);

• рассмотрение дел по спорам о компетенции (гл. XI, ст. 92—95);

• рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционности прав и свобод граждан (гл. XII, ст. 96—100);

• рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов (гл. XIII, ст. 101—104);

• рассмотрение дел о толковании Конституции РФ (гл. XIV, ст. 105—106);

• рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в го­сударственной измене или совершении иного тяжкого престу­пления (гл. XV, ст. 107—108).

В основу формулировки такого вида конституционного судо­производства, как рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционности прав и свобод граж­дан, положена концепция о приоритете прав и законных интересов личности по отношению к правам и интересам общества и государ­ства. Авторы, разделяющие эту концепцию, используют в качестве аргумента ст. 2 Конституции РФ. При этом, однако, упускаются из виду другие статьи, в частности ч. 2 ст. 8, согласно которой «все виды форм собственности (частная, государственная, муниципаль­ная и иные) признаются и защищаются равным образом».

Идея приоритета личности — это еще одна крайность, противо­положная той, которая существовала в социалистическом обществе, — идее приоритета интересов государства и общества перед интереса­ми личности. Выдвижение интересов личности может означать лишь их помещение в один ряд с равновеликими и равноохраняе- мыми интересами общества и государства.

Данный вид конституционного судопроизводства позволяет гражданам непосредственно обращаться с индивидуальной или кол­лективной жалобой в Конституционный Суд РФ.

Помимо Конституционного Суда РФ конституционное судо­производство осуществляют и конституционные (уставные) суды отдельных субъектов Федерации. Компетенция, порядок образова­ния конституционного (уставного) суда субъекта Федерации опре­делены в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судеб­ной системе Российской Федерации».

Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации может создаваться субъектом Федерации для рассмотрения вопросов соот­ветствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых ак­тов органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления субъекта Федерации конституции (уставу) субъекта Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Федерации. Финансирование конституционного (уставно­го) суда субъекта Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации. Конституционный (устав­ный) суд субъекта Федерации рассматривает отнесенные к его ком­петенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Фе­дерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Фе­дерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пе­ресмотрено иным судом.

Название «уставный суд» связано с тем, что статус субъекта Фе­дерации, за исключением республики, определяется уставом субъ­екта Федерации (высшим законом этого же субъекта Федерации), о чем сказано в ч. 2 ст. 5, ч. 1—2 ст. 66 Конституции РФ. B соответ­ствии с п. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона «О су­дебной системе Российской Федерации» конституционный (устав­ный) суд может создаваться субъектами Федерации, а может и не создаваться. Это во многом связано с финансовыми возможностями субъектов Федерации, а также с иными причинами. B настоящее время лишь отдельные субъекты Федерации имеют конституцион­ные (уставные) суды, например Республика Карелия, Кабардино­Балкарская Республика, Республика Коми.

B соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия «О Консти­туционном Суде Республики Карелия» от 17 марта 1994 г. Консти­туционный Суд Республики Карелия является «высшим органом судебной власти по охране конституционного строя Республики Карелия. B состав Конституционного Суда Республики Карелия входят пять судей, а именно — Председатель и четыре члена суда, которые назначаются Законодательным Собранием Республики Ка­релия по представлению Правительства Республики Карелия (ст. 8).

Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики урегулированы Законом Кабар­дино-Балкарской Республики от 19 ноября 1997 г «О Конституци­онном Суде Кабардино-Балкарской Республики». Конституцион­ный Суд Кабардино-Балкарской Республики состоит из пяти судей, в том числе Председателя, его заместителя, судьи-секретаря, двоих судей, которые назначаются на должность Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики по представлению Президента Кабардино-Балкарской Республики.

Организация и порядок деятельности Конституционного Суда Республики Коми урегулированы Законами Республики Коми от 12 октября 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Коми» и от 22 декабря 1994 г. «Об обеспечении деятельности Конституци­онного Суда Республики Коми». Конституционный Суд Республи­ки Коми является судебным органом конституционного контроля (ст. 1 Закона Республики Коми «О Конституционном Суде Респуб­лики Коми»). Конституционный Суд Республики Коми состоит из пяти судей — Председателя, его заместителя и трех судей, избирае­мых Государственным Советом Республики Коми по представле­нию главы Республики Коми (ст. 4).

Еще по теме:

  • Субсидия на коммуналку для пенсионеров Как пенсионеру получить субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг? Чтобы уменьшить расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, многие пенсионеры, как, впрочем, и работающие россияне, вправе подать заявление в органы социальной защиты о назначении субсидий. Кто имеет право на […]
  • Если в отпуск попали праздничные дни как оформить приказ Работа и отпуск в новогодние праздники Беседу провела Екатерина Степина, эксперт по финансовому законодательству Новогодние праздники — горячее время для кадровиков и бухгалтеров. Именно в этот период многие сотрудники стремятся пойти в отпуск, чтобы продлить его на количество […]
  • Закон о защите прав потребителей возврат денег за товар сроки 10 дней Срок возврата денег за товар ненадлежащего качества по Закону о защите прав потребителей Необходимость возврата товара продавцу – довольно частое явление в практике потребителей. При этом зачастую продавцы, приняв назад товар от покупателя, не торопятся возвращать ему деньги. Этими […]
  • Переделка для юристов Переделка для юристов Обратившись к нам, вы получите юридическую консультацию: БЕСПЛАТНО АНОНИМНО КАЧЕСТВЕННО С нами Закон будет на Вашей стороне!Заказать звонок ОСТАВЬТЕ ЗАЯВКУ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ Мы работаем на рынке юридических услуг более 9 лет. Мы понимаем, что далеко […]
  • Работа горничной с проживанием краснодарский край Работа Горничная Питанием Проживанием Краснодарский край Вакансии с 1 по 10 из 97 Сортировать по: Дата | Соответствие Работа Вахта Питанием Проживанием Краснодарский Край Работа Проживанием Краснодарский Край Работа Вахта Питанием Проживанием Работа Вахта Проживанием Краснодарский […]
  • Наказание несовершеннолетним за вандализм Основы безопасности жизнедеятельности10 класс Урок 6Уголовная ответственность несовершеннолетних Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм Статья 213 УК РФ Хулиганство — это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с […]
  • Заявление на учет в ранние сроки беременности Заявление о выплате пособия в результате постановки на учет в ранние сроки беременности Если женщина встала на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), то работодатель обязан выплатить ей единовременное пособие cогласно п. 22 Порядка и условий назначения и выплаты […]
  • Загранпаспорт 10 лет госпошлина Государственная пошлина за оформление загранпаспорта Поделится в соц. сетях: Для того, чтобы житель России мог беспрепятственно пересекать ее границу и путешествовать по разным странам, ему необходимо получить заграничный паспорт, который будет подтверждать его личность […]