Налог на роскошь в странах

Налог на роскошь в странах

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Е.В. Сравнительный анализ налога на роскошь в зарубежных странах. Оценка перспектив для России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/5225 (дата обращения: 07.06.2018).

С целью борьбы с распределением неравенства получения доходов при реформировании налоговой системы государства вводят ряд мер, направленных на достижение оптимального уровня налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков. Одной из таких мер может являться введение налога на роскошь. Согласно толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой [1, с.723], понятие «роскошь» представляет собой излишества в комфорте, в удовольствиях. Это социально-экономический феномен, связанный с потреблением благ. Предметы роскоши означают товары, спрос на которые растет с получением дополнительного дохода. По цене они доступны только состоятельным людям. Без этих предметов можно обойтись в жизни, но, потребляя их, индивид переходит в новый особый сегмент – класс богачей.

Применение налога на предметы роскоши обсуждается российским правительством в течение нескольких лет. Однако введение данного налога откладывалось до неопределенного времени, пока это стало наиболее актуально и своевременно, поскольку на сегодняшний момент остро стоит проблема социального расслоения общества. За рубежом накоплен достаточно большой опыт проведения налоговой политики в области предметов роскоши, которая может помочь в выборе параметров вводимого налога на территории Российской Федерации.

Налог на роскошь представляет собой обложение предметов, потребление которых свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. По способу взимания данный налог является прямым, так как уплачивается непосредственно субъектами с имущества или дополнительного дохода налогоплательщика. Обычно им облагаются физические лица, имеющие в личном потреблении предметы роскоши. В некоторых странах этот налог прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше сумма налога). Ставки дифференцируются в зависимости от цели введения данного налога государством, это объясняется экономической политикой, инфляционными ожиданиями, ростом или спадом ВВП, темпами экономического роста, дефицитом бюджета, социальным расслоением общества и т.д. Основной вопрос относительно предмета налога: что же является роскошью? Стоит отметить, что налогом могут облагаться различные предметы роскоши, как например недвижимость, транспортные средства, ювелирные украшения и так далее. В связи с этим наиболее интересно рассмотреть опыт применения налога на роскошь в зарубежных странах.

Налог на роскошь во Франции

Наиболее успешным, относительно налога на роскошь, считается солидарный налог на богатство, принятый во Франции еще в 1982 году. Он взимается с налоговых резидентов. Налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество (например, учитывается даже недвижимость, зарегистрированная за рубежом), банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать определенный порог (1,3 миллиона евро на 2013 г). Таким образом, при стоимости имущества гражданина от 1,3 миллиона евро до 3 миллионов евро ставка налога составит 0,25%. Свыше 3 миллионов евро – 0,5%. Налогоплательщику позволяется самостоятельно рассчитать стоимость своего имущества, но ошибиться при декларировании можно не более чем на 30%. Таким образом, например, в 2012 году, в бюджет Франции было получено более трех миллиардов евро.

Стоит отметить, что Франция является одной из стран с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхдоход в размере свыше 1 миллиона евро. По его мнению, это была единственная возможность залатать дыры в государственном бюджете, поддержать пошатнувшуюся финансовую систему страны, а также поспособствовать установлению социальной справедливости [2]. Несмотря на то, что во Франции и так немаленький подоходный налог физических лиц – 41%. Однако на тот момент данный налог не был принят.

В рамках новой предложенной схемы, которая и вступила в силу 29 декабря 2013 года, 75-процентный налог теперь платят все предприятия, выплачивающие своим сотрудникам оклады, превышающие 1 миллион евро. Под действие налога попали физические лица, чей ежегодный доход превышает указанную сумму. Кроме того, налог распространяется на профессиональные футбольные клубы, которые ранее активно высказывались против введения налога и даже устраивали забастовку. По мнению представителей клубов, Франция рискует потерять множество высококлассных игроков, чьи зарплаты превышают миллион евро в год [3]. 75-процентный налог – мера временная. Он вводится на два года. По расчетам Министерства экономики, налог должен принести в государственную казну в 2014 году 260 миллионов евро, а в 2015-ом – еще 160 миллионов евро [4].

Налог на роскошь в Великобритании

Великобритания это первая в мире страна, правительство которой ввело налог на сверхприбыль (1915 году), который впоследствии стал основой для применения налога на роскошь в отношении физических лиц.

В Великобритании аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на дорогую недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта, прогрессивная ставка: 1 процент – для недвижимости стоимостью 125 – 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента – если оно стоит 250 – 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента – для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов.

Собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%. В будущем планируется повышение ставки до 7 %. Кроме того, власти намерены серьезно ужесточить надзор за уклонением от уплаты гербового сбора [5].

Таким образом, налогом на роскошь в чистом виде такое обложение предметом роскоши назвать нельзя, однако очевидно, что в Великобритании действует специальная система налогообложения для особого сегмента – богачей.

Налог на роскошь в США

В Америке неоднократно вводился и позже отменялся налог на роскошь. Во время становления США как самостоятельного государства сбор носил чисто прагматический смысл. Он помогал увеличивать доходы казны. В последствии основной целью введения данного налога стало социальное выравнивание общества. Особенно это было заметно в девяностые годы, когда богатым людям пришлось больше платить за такие предметы роскоши как: яхты, самолеты, дорогой мех и ювелирные украшения.

Но налогоплательщики стали находить способы ухода от оплаты данного налога, что повлекло отмену применения налога на роскошь. Они начали покупать предметы роскоши за рубежом, где данный налог не применялся. Например, США отменило налог на роскошь в 1991 году, в связи с тем, что богачи стали ездить отдыхать на побережье Панамы, где пришвартовывали купленные там же яхты. В связи с этим во Флориде 13 тыс. сотрудников судостроителей остались без работы. В итоге необходимо было сокращать рабочие места, и деньги государства, полученные от налога на роскошь, ушли на пособия безработным кораблестроителям.

Налог на дорогие автомобили просуществовал до 2005 года. В 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, несмотря на то, что экономика США переживала худшую после 30-х годов рецессию, закон не был принят.

Спустя много лет Америка попыталась воскресить его в новых законопроектах. Сбор с богатых домохозяйств, предложенный Бараком Обамой, который высказался в пользу обложения американских миллионеров налогами по ставке в 2 два раза выше существующей с целью сокращения дефицита госбюджета и установления в стране социальной справедливости; призывы Уоррена Баффета о повышении налогов для богатых американцев, получающих доход свыше 1 миллиона долл. в год, что подразумевало запрет платить налоги по ставкам ниже, чем они установлены для среднего класса в целях улучшения экономической ситуации в стране (в 2011, 2012 году) – все это новые инкарнации налога на роскошь. Такие решения должны были принести в казну около $1,5 трлн.

Однако, по мнению республиканцев, предложенный Обамой план смог бы навредить американской экономике: администрация Обамы, выступая с предложениями о повышении налогов, стимулировало рост безработицы, и дополнительные поступления в бюджет привели бы лишь к росту расходов. Нельзя повышать налоги, когда экономика находится в середине спада. По мнению сенатора Макконелла, корректировка налогов ударила бы не только по миллионерам, но прежде всего по самому активному слою населения — малому бизнесу и затронула 700 тыс. человек. Глава бюджетного комитета в палате представителей конгресса По Райан также раскритиковал программу Обамы: увеличение налогов для тех, кто создает рабочие места, привело бы к их сокращению, увеличение ставок на инвестиции — к их снижению [6]. В связи с чем, на сегодняшний день закон о введении налога на роскошь в США не принят.

Стоит отметить, что в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Таким образом, США пока лишь пытаются «подтянуть» финансовую нагрузку на богачей, получающих инвестиционный доход, до среднего уровня. Ни о каком введении отдельного налога на роскошь на сегодняшний день речь не идет.

Налог на роскошь в Китае

В мире быстро растет количество миллиардеров и миллионеров. Китай по этому показателю — в числе первых. За один только прошлый год в стране появились сотни тысяч новоиспеченных миллионеров. К 2015 году каждый второй азиатский миллионер окажется жителем Китая. Считается, что к 2015 году на китайский рынок придется пятая часть глобального рынка предметов роскоши. По итогам 2013 года Китай на первом мете в мире по росту объемов продаж предметов роскоши.

Налог на роскошь в Китае довольно долго является источником значительных доходов для китайского правительства. По данным на 2011 год на Китай приходилось до 27% оборота рынка предметов роскоши в мире. В 2010 году только на налогах на роскошь государство заработало 188 млрд. долларов, что составляет 78% всех расходов центрального правительства.

В Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к люксовым. Это и дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Официальная ставка единого налога 15%, но по факту товары на материковом Китае стоят на 45% дороже, чем в Гонконге, на 51% дороже, чем в США, и на 72% дороже, чем во Франции. Кроме того, введен и налог на недвижимость. В первую очередь, чтобы бороться с инвестиционным пузырем. 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад. Мера отлично действует на Тайване.

Термин «налог на роскошь» включает в себя также различные пошлины: импортные, НДС и налог на потребление. Налоговые ставки зависят от вида продукции. Например, для элитной косметики или парфюмерии пошлина на импорт может достигать 50%, НДС — 17%, а налог на потребление — 10%. Это намного выше, чем в других странах мира.

В результате многие китайские потребители стараются приобретать подобную продукцию за рубежом. Так, в настоящее время до 80% так называемых предметов роскоши приобретаются китайцами за пределами Китая. Другими словами, китайцы тратят в четыре раза больше на предметы роскоши за рубежом, чем дома. Вполне очевидно, что китайцам гораздо выгоднее покупать предметы роскоши за рубежом. Только в Европе в 2012 году китайские туристы потратили более 55 млрд. долларов на приобретение предметов роскоши.

Осознание этой проблемы ведет к снижению налогов на роскошь, чтобы привлечь китайских потребителей обратно.

Снижение налогов и сборов не только позволит вернуть китайских потребителей роскоши на отечественный рынок. Это будет способствовать росту внутреннего потребления, стимулированию импорта и снижению давления на юань. Это, в свою очередь, позволит увеличить внутреннее потребление в Китае в целом и повысит налоговые сборы во всех секторах розничной торговли. Новшества в системе налогообложения предметов роскоши будут способствовать увеличению продаж товаров роскоши на внутреннем рынке.

Налог на роскошь в России

Вопросы о введении налога на роскошь в России поднимаются с 2003 года, и только сейчас делаются первые шаги для его применения.

В 2010 году уже предпринимались попытки по введению данного налога. Был подготовлен законопроект, согласно которому предлагалось обложить яхты, катера и автомобили дороже 2 миллионов рублей, земельные участки и элитное жилье стоимостью более 15 миллионов рублей, а также драгоценные металлы, предметы искусства и ювелирные украшения стоимостью более 300 тысяч рублей.

Позднее в 2012 году депутаты фракции «Справедливая Россия» внесли в Государственную думу законопроект, по которому новым налогом на роскошь облагались бы налогоплательщики, имеющие расположенные на территории РФ жилые помещения (строения) и объекты незавершенного строительства, а также земельные участки под такими объектами, стоимостью от 30 млн. рублей и транспортные средства стоимостью от 3 млн. рублей по прогрессивной ставке налога [7]. Однако правительство сочло проект нереализуемым, не конкретизируя причину отказа.

В 2013 году к вышеуказанному законопроекту присоединились варианты проектов закона введения налога на роскошь от Минэкономразвития и членов Российского союза промышленников и предпринимателей.

Минэкономразвития в качестве объектов налогообложения видит недвижимость площадью от 1 000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 250 л.с. При этом окончательные цифры Министерством еще не определены [8].

По предложению Российского союза промышленников и предпринимателей налогом будут облагаться: квартиры стоимостью от 30 млн. руб., площадью 150 квадратных метров на человека; автомобили стоимостью от 3 млн. руб., мощностью 400 л.с.; загородные дома стоимостью 50 млн. руб., площадью 500 квадратных метров на человека; земельные участки стоимостью 10 млн. руб., площадью более 50 гектаров; в перечень также подпадают яхты, самолеты и вертолеты.

Из перечня объектов налогообложения эксперты исключили драгоценности, одежду, мебель из-за сложности администрирования; имущество, которое находится в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды и некоторые другие предметы [9].

Главная цель введения сегодняшнего налога на роскошь – социальное выравнивание и перенаправление денежный средств в реальный сектор экономики.

С 2014 года в России начал применяется налог на роскошь в виде обложения транспортных средств стоимостью свыше 3 млн. рублей. Согласно подписанному президентом закону, коэффициент 1,5 вводится для автомобилей стоимостью от трех до пяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более года. На 1,3 сумма транспортного налога будет умножаться в отношении машин аналогичной стоимости возрастом от одного до двух лет, а на 1,1 – возрастом от двух до трех лет. Удвоенный сбор будут взимать с владельцев автомобилей стоимостью от пяти до десяти миллионов рублей, с момента выпуска которых прошло не более пяти лет. В три раза транспортный налог увеличится для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов рублей в случае, если с момента выпуска этих транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.

Минпромторг России уже опубликовал список автомобилей, которые подпадают под действия данного налога. Однако уже сейчас видны определенные недоработки принятого закона: налоговой базой признается стоимость транспортного средства, определяемая официальными дилерами, без учета различных пошлин и сборов, которые уже входят в данную стоимость (НДС, таможенные пошлины, утилизационный сбор, валютный курс и так далее); размер налога на роскошь дифференцирован в зависимости от региона постановки на учет транспортного средства, логичнее было бы сделать дифференциацию именно критерия роскоши по регионам и обложить налогом на роскошь машины, стоимость которых превышает 3 млн. рублей за вычетом всех пошлин и акцизов, уплаченных с момента ввоза авто на территорию России. Таким образом, уже есть определенные предложения по доработке налога на роскошь.

В России существуют попытки введения налога на роскошь и кроме того осуществлена реализация в части налогообложения конкретного предмета роскоши исходя из его стоимости, однако данную реализацию нельзя считать безусловно успешной.

К положительным факторам введения налога на роскошь в России можно отнести то, что новый налог будет способствовать уменьшению социального расслоения в распределении налогов, станет эффективной мерой в пополнении федерального бюджета, окажется положительным средством для корректирования общей системы налогообложения. Однако существуют и отрицательные моменты: уже сейчас понятно, что для введения данного налога власти затратят колоссальные денежные средства; налогоплательщики смогут найти схемы ухода от уплаты данного налога, что потребует от государства дополнительное администрирование; новый закон может лечь на плечи среднего класса.

Анализируя эффективность применения налога на роскошь в зарубежных странах, можно отметить, что наибольшее число поступлений в бюджет происходит от обложения дорогой недвижимости. Там эта система работает давно и хорошо настроена. В нашей стране существуют определенные трудности: нет четкого определения понятия «роскоши», не ясен перечень предметов, попадающих под данное понятие; не совсем проработан механизм обложения предметов роскоши, не понятен расчет налоговой базы.

Таким образом, мера по введению налога на роскошь в России могла бы решить задачи в сфере социальной политики, пополнения федерального бюджета и улучшения уровня жизни бедного населения за счет средств богачей, но вместе с тем стоит отметить о наличии многих нерешенных проблем, которые требуют особого внимания в том числе и на законодательном уровне.

Налог на роскошь: как это делают за границей

Новость о новом варианте налога на роскошь взбудоражила весь Интернет. Минфин предложил ввести ежегодную мзду на любые покупки по цене от нескольких десятков тысяч гривен. Это не только яхты и самолеты, но и автомобили — а также шубы и туфли.

Однако сможет ли налог на сверхприбыль поправить экономическое положение в стране, как того ждут представители власти? Давайте посмотрим на примеры других стран.

США

Американские власти делали несколько неудачных попыток ввести налог на роскошь. Так, введенный в 1991 году налог на товары класса люкс был ликвидирован уже через два года, так как богатые американцы просто начали пришвартовывать свои яхты в Панаме и перестали покупать дорогие товары в США. Налог на дорогие авто просуществовал до 2005 года.

На данный момент, несмотря на сложную экономическую ситуацию, это государство не спешит вводить дополнительные налоги для миллионеров.

Франция

Франция едва не стала страной с самыми драконовскими налогами для миллионеров. Так, в 2012 году новоизбранный президент Франсуа Олланд инициировал введение 75-процентного налога на сверхприбыль в размере от 1 миллиона евро. Законопроект вызвал негодование в обществе и привел к бегству из страны некоторых известных личностей, в том числе и киноактера Жерара Депардье. Но похоже, что француз поспешил с эмиграцией – совсем недавно Французский конституционный совет, высший орган, осуществляющий во Франции контроль за соблюдением конституции, отменил налог. В вердикте говорится, что предложенные правительством меры чрезмерны, а механизм подсчета суммы, которую требуется заплатить, неправильный.

Правда, помимо него, на сегодняшний день богатые французы все же вынуждены платить налог на имущество в размере от 1,3 млн. евро. Это является серьезной проблемой для обедневших дворян, которые из-за налога не в состоянии содержать свои замки и родовые имения.

Остальная Европа

В целом почти во всех европейских странах существует налог на роскошь, правда, касается он в основном только дорогой недвижимости. Так, в Австрии или Швейцарии владельцы особняков площадью 500-600 кв.м. должны платить государству около 10-15 тысяч евро в год. Британцам и вовсе приходится платить 40% от размера прибыли, если дом не является их основным местом проживания и сдается в аренду.

А на Сардинии с 2006 по 2009 г. налог на сверхприбыль платили также владельцы дорогих яхт и частных самолетов. Так, каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Вскоре властям пришлось отказаться от налога из-за того, что миллионеры начали оставлять свои суда подальше от острова.

Сегодня налог на роскошь существует также в Мексике, Австралии, Венгрии, Чили, Тунисе, Алжире и других странах. В Таиланде налогом на роскошь считается налог на пользование Интернетом, и составляет он около 30 долларов в месяц.

Россия

Российские депутаты также, как и их украинские коллеги, хотят ввести в стране налог на дорогие автомобили и недвижимость уже с первой половины 2013 года. При этом под налогом на роскошь понимается не отдельный налог, а повышение налоговых ставок на роскошные авто и элитную недвижимость. Пока что законопроект находится в стадии обсуждения.

Критерий роскошности по отношению автомобилей будет касаться не мощности, а бренда и стоимости от 3 миллионов рублей (около 800 тыс. грн.). По поводу налога на дорогие квадратные метры, российские законодатели еще не решили, нужно ли его будет платить ежегодно или единоразово.

Ссылаясь на примеры других стран, ясно лишь одно: даже если подобный налог появится в Украине и соседней России, местные миллионеры всегда найдут способы полностью или частично его обойти.

Депардье стал гражданином России — ВИДЕО:

Богатые плачут не везде
Как в разных странах борются с роскошью

На минувшей неделе Госдума вновь не пропустила закон о введении в России налога на роскошь. Доводы разработчиков законопроекта о том, что они вдохновлялись опытом ведущих западных стран, где аналогичные законы действуют уже десятилетия, не произвели должного эффекта. «ТС» решил выяснить, а каков он, этот зарубежный опыт?

Швеция: роскошь — причина инвестиций

В Швеции отменили налогообложение крупных состояний еще в 2007 году. До этого налог на богатство там составлял 1,5 процента на сбережения более 1,5 миллиона шведских крон (214 тысяч долларов США) для одиноких людей и столько же на сбережения более 3 миллионов крон для семейных пар. Благодаря этому налогу в 2005 году в казну страны поступило 500 миллионов евро, что составило 2,5 процента от общего количества собранных налогов. Однако затем шведское правительство решило, что налог на роскошь провоцирует высокий уровень оттока капитала, не способствует инвестированию и тормозит предпринимательскую активность. В Швеции считают, что страна недосчиталась 53 миллиардов евро, поскольку у богатых не было желания платить за собственную роскошь.

В итоге в 2007 году налог на роскошь в Швеции отменили, а в 2008 году снизили и налог на недвижимость.

Франция: бегство денежных мешков

Во Франции имеется своя разновидность налога на роскошь. Его платят физические лица, чье состояние превышает установленный государством не облагаемый порог в 760 тысяч евро. Налогообложению подлежит остаток, образующийся после вычета этой суммы. Величина налога — 0,55 -1,8 процента. Сами французы не в восторге от такой государственной меры. Налогом на богатство они облагаются вне зависимости от годового дохода. Это, к примеру, создает большие проблемы обедневшим дворянским семьям, которым оказывается не по карману содержать родовые замки и наследные имения. Правда, если недвижимое имущество является местом постоянного проживания, то его владельцу предоставляется 20-процентная скидка. В свою очередь, предметы искусства, старины, а также художественные коллекции во Франции вообще не подлежат налогообложению. Но и эти маленькие послабления не особо помогают. Еще более критичной выглядит ситуация с «невольными богачами» в городах, не говоря уже о Париже. К примеру, француз, состояние которого было оценено в 778 тысяч евро, обязан платить ежегодный налог с суммы 18 тысяч, что составляет 99 евро, то есть 0,55 процента. Если же гражданин обладает состоянием, оцениваемым в 3,8 миллиона евро (примерная стоимость квартиры в центре Парижа), то его ежегодный налог будет соответствовать уже 1 проценту от суммы, превышающей не облагаемый порог, а ежегодные выплаты в государственную казну вырастут до 30 тысяч евро. В итоге Францию ежегодно покидают порядка 350 богачей, а потери государственной казны от такой миграции оцениваются в 25 — 28 миллиардов евро.

Кстати, жесткому французскому законодательству подчиняется и столь любимое российскими олигархами княжество Монако.

Германия: богатые мечтают раскошелиться

В Германии налог на богатство был отменен еще в 1997 году. В то время он составлял 1 процент. Зато сейчас в стране очень серьезная дифференцированная ставка подоходного налога. Чем выше доход граждан, тем больше денег они отчисляют в бюджет. Причем власти не стесняются повышать планку — не так давно максимальную ставку подняли с 42 до 45 процентов. Эту часть холостые немцы должны отчислять, если их доходы превышают 250 тысяч евро в год, а если они состоят в браке, то проценты отчисляются с суммы, превышающей 500 тысяч евро в год. Примечательно, что некоторые немецкие богачи недовольны таким положением вещей. И выражают свое недовольство весьма странным способом: совсем недавно группа немецких богачей разместила в Интернете петицию, призывающую вернуть налог на богатство.

Италия: остров невезучих миллиардеров

Налог на богатство не обошел стороной и Италию. В 2006 году правительством Сардинии был введен «Областной сбор в пользу охраны окружающей среды», который мгновенно был прозван «налогом на роскошь». Он был принят, дабы извлечь выгоду от наплыва миллиардеров, собирающихся каждое лето на Изумрудном побережье. Под налог на роскошь попадали владельцы двух и более домов, а также яхт и частных самолетов. Сумма налога на яхты и дома рассчитывалась с учетом их размера: за швартовку яхты длиной более 30 метров владельцу приходилось платить 10 тысяч евро; за дом площадью до 200 квадратных метров, расположенный в пределах трех километров от берега, надо было выложить 3 тысячи евро в год. А каждый взлет или посадка частного самолета обходились хозяину в сумму от 200 до 1000 евро в зависимости от типа авиалайнера. Общие поступления от налога на богатство оценивались приблизительно в 1 миллиард долларов ежегодно. Как подсчитали итальянские журналисты, больше всего от закона пострадал премьер-министрСильвио Берлускони, у которого на Сардинии оказалось целых семь вилл.

В 2008 году пресловутый налог на роскошь для итальянцев, имеющих на Сардинии «дачу» (второй, не основной дом), отменили. В 2009 году была отменена также та часть пошлины, которой облагались яхты и иные суда, чья длина превышала 14 метров, а также самолеты, выполнявшие туристические рейсы. Теперь несчастным владельцам особо длинных яхт не надо будет искать убежища на соседней Корсике.

США: вековой опыт себя не оправдал

В США налог на богатство был введен еще в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3 процента. Под его действие позднее, кстати, подпадали все междугородные и международные звонки. Только спустя более чем сто лет правительство наконец взяло на себя инициативу по отмене налога на богатство. Он перестал действовать с 2007 года. Но в 1990 году в Америке появились налоги на конкретные предметы роскоши: ювелирные изделия, часы, яхты, самолеты, меховые изделия, дорогие автомобили. Впрочем, к 1993 году стало ясно, что эта мера не оправдала ожиданий — не собрала планируемых денег, а ко всему прочему и оказала крайне негативное влияние на некоторые секторы экономики, в том числе вызвала многочисленные увольнения, в связи с чем была отменена. Однако налог на автомобили действовал еще в течение 13 лет.

Сейчас в США налоговики пошли другим путем, заменив налог на богатство повышенной ставкой НДС на товары класса «люкс», взимаемой исключительно с их изготовителя. К тому же в Америке существуют налог на недвижимость (1-2 процента от рыночной стоимости ежегодно) и налог на наследство с прогрессирующими ставками (от 18 процентов на имущество небольшой стоимости и до 55 процентов на имущество, стоимость которого превышает 3 миллиона долларов).

Великобритания: Минфин душит

В Англии аналогом налога на роскошь является Гербовый сбор на недвижимость, который уплачивается при ее покупке. Ставка налога зависит от стоимости приобретаемого объекта: 1 процент -для жилья стоимостью 125 — 250 тысяч фунтов стерлингов, 3 процента — если оно стоит 250 — 500 тысяч фунтов стерлингов, 4 процента — для объектов дороже 500 тысяч фунтов стерлингов. А на днях, 22 апреля, глава Минфина Великобритании Алистер Дарлинг заявил в парламенте о ближайшем повышении ставки подоходного налога для граждан страны, зарабатывающих более 150 тысяч фунтов стерлингов в год, с 45 до 50 процентов. В настоящий момент британцы, зарабатывающие свыше 39 тысяч 825 фунтов стерлингов в год, платят подоходный налог по ставке в 40 процентов.

Греция: чёрные дни автомобилистов

Несмотря на забастовки и демонстрации, пару месяцев назад стало известно, что НДС в Греции поднят на 1 процент и вводится налог на роскошь, который по автомобилям будет доходить аж до 30 процентов. Но редкий российский турист захочет купить автомобиль в Греции. Зато многие наши соотечественники едут туда за шубами. По предварительной информации, под действие нового закона не попадают граждане стран, не являющихся членами ЕС. А вот покупателю из Германии греческая шуба достанется на 10 процентов дороже.

Сейчас работающий человек отдает государству 13 процентов со своей зарплаты. Премьер-министр Владимир Путин по этому поводу даже как-то сказал: «Весь мир нам завидует». Но большая часть людей состоятельных доход имеет не с зарплаты, а с дивидендов от предприятий, которыми владеет или входит в долю. А налог с дивидендов в России — 9 процентов. Таким образом, учитель или врач платит государству 13 процентов, а бизнесмен — всего 9.

Что отвергла Госдума

Отклоненный депутатами законопроект предлагал облагать налогом на роскошь:

— жилые дома, квартиры, дачи, земельные участки стоимостью от 15 миллионов рублей,

— автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 миллионов рублей,

— ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей.

Ставка предлагалась — от 1 до 5 процентов.

В итоге законопроект получил всего 135 голосов, а для принятия нужно было как минимум 226.

Налог на роскошь — вчерашний день

Изменение структуры налогообложения как такового позволило многим странам отказаться от взимания налога на богатство. Он был отменен в Японии, в Ирландии. За прошлое десятилетие от него отказались Австрия, Дания, Люксембург, Финляндия.

Однако практически во всех развитых странах обеспеченные граждане облагаются более высокими налогами, чем другие жители. Верхний и низший уровни налога отличаются там, как правило, в 2 — 8 раз. Например, максимальный подоходный налог в Японии, Бразилии, Финляндии составляет, соответственно, 50, 27,5 и 35 процентов и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США в месяц.

В Китае минимальная ставка подоходного налога составляет 5 процентов, а максимальная — 45 процентов.

В Японии все работники, получающие в год менее 1 300 000 иен (чуть больше 11 тысяч долларов), подоходный налог не платят. С большинства же японцев взимается налог по ставке в 30 — 35 процентов.

Дифференцированная шкала подоходного налога существует на Украине, в государствах Балтии, Чехии, Болгарии, Румынии и Черногории.

Несколько стран — Андорра, Бахрейн, Кувейт, Катар, Каймановы острова и ряд других — вообще не имеют подоходного налога.

Налог на роскошь оказался бюджетной пустышкой

Фискальный популизм отвлекает от контроля над крупными госрасходами

Глава Минфина Антон Силуанов не против увеличения налоговой нагрузки на «роскошное потребление». Фото РИА Новости

Президент Владимир Путин высказался против прогрессивной шкалы, напомнив о введенном три года назад налоге на роскошь, под который, в частности, попадают дорогие автомобили. Правда, суммарные сборы по этому налогу можно назвать микроскопическими. Ежегодные доходы казны от обложения дорогих автомобилей составляют в среднем около 10 млрд руб. – это примерно вдвое меньше одной тысячной доли федерального бюджета. При этом суммы около триллиона рублей перераспределяются почти без обсуждения. А многие сотни миллиардов распределяются по секретным статьям практически бесконтрольно. Похоже, что популистские кампании вокруг налогов на роскошь лишь отвлекают внимание общества от настоящих бюджетных проблем.

Еще в конце 2016-го на большой пресс-конференции президент РФ Владимир Путин фактически исключил возможность перехода к дифференцированному налогу на доходы физических лиц. «Можно ли перейти к дифференцированному налогу на доходы физических лиц? Можно. Может быть, это и будет когда-то сделано, но сейчас, считаю, нецелесообразно», – пояснил он, отметив, что в конечном счете дифференциация приведет к уклонению от уплаты налогов. Президент Путин пояснил, что достижение социальной справедливости возможно и без изменения плоской шкалы налогообложения. «Такие решения уже приняты. Имеется в виду, допустим, увеличение налога на дорогие транспортные средства – это уже сделано, и можно настраивать эту систему; увеличение налога на дорогую недвижимость – это тоже сделано, можно тоже ее здесь настраивать, и так далее», – не исключил глава государства.

Чуть ранее о целесообразности увеличения косвенной налоговой нагрузки на «роскошное потребление» высказался и глава Минфина Антон Силуанов. «При сохранении общего вида налогообложения мы считаем, что возможно несколько изменить налогообложение косвенное – косвенное именно на потребление. Здесь возможно «роскошное потребление», которое осуществляется далеко не всеми гражданами и не всеми потребителями, с одной стороны», – говорил он.

Отметим, на сегодняшний день не существует как такового «налога на роскошь», однако с 2014 года действует повышенный коэффициент при уплате налога на транспорт, в частности, на автомобили дороже 3 млн руб. Размер коэффициента зависит от стоимости автомобиля и от его года выпуска. То есть чем старше автомобиль, тем ниже коэффициент. «Расчет средней стоимости легковых автомобилей и их перечень устанавливается Минпромторгом. Так, в 2014 году в перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн попали 178 моделей автомобилей, в 2015 году – 280 моделей, в 2016 году – уже 428 моделей», – пояснили «НГ» в подведомственном Минфину Научно-исследовательском финансовом институте (НИФИ), объясняя расширение списка обновлением модельного ряда и ростом цен на новые автомобили.

«По нашим оценкам, за время действия налога на роскошь (2014–2016) общий объем налоговых поступлений составит 28,5 млрд руб.», – говорит руководитель Центра налоговой политики НИФИ Миляуша Пинская. Таким образом, введение повышающего коэффициента к транспортному налогу не послужило значимым источником для пополнения налоговых доходов бюджета. «Прирост составил 0,07% от общего объема налоговых доходов консолидированного бюджета РФ, или 1,4% от общего объема налоговых доходов бюджетов субъектов РФ, или 8,3% от общего объема поступлений транспортного налога», – поясняет Пинская.

С подобными оценками согласен и директор программ факультета инженерного менеджмента Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Олег Филиппов. «Поступление транспортного налога в бюджет Москвы описывает статистика: если в 2013 году (до введения налога на роскошь) общее поступление транспортного налога составило 16,3 млрд руб., то в 2014-м – 19,1 млрд руб. (+17% к 2013 году), а в 2015-м уже 23 млрд руб. (+41% к 2013 году)», – обращает внимание эксперт.

Помимо транспортного налога к «налогу на роскошь» относят также действующий сегодня налог на имущество (недвижимости) физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта. При этом налоговый эффект от новой нормы пока что сложно оценить. «По данным Минэкономразвития, с 2015 года на уплату налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости перешли 28 субъектов РФ, а начиная с 2016 года, их количество возросло до 48. Однако оценить уровень поступления налога по новым правилам в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия необходимых данных. По действующим правилам, уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом», – поясняет Пинская.

В любом случае сборы от повышенного коэффициента только на транспортный налог ограничивается десятками миллиардов рублей.

«В теории налог на роскошь имеет две цели. Первая – привлечение в бюджет новых средств, вторая – сокращение социального разрыва в обществе. За время работы налога на роскошь в РФ ни одна из них не была полноценно исполнена: собираемость налогов присутствует лишь номинально», – считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

«В России доля состоятельных граждан, способных приобретать предметы роскоши, не превышает 10% населения. То есть говорить о том, что богатые россияне смогут обогатить казну, я бы не стал», – рассуждает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Тем более что большинство дорогих автомобилей, вилл, вертолетов, которые де-факто используются состоятельными гражданами, де-юре им никогда не принадлежали. «С учетом широкого применения практики передачи прав на имущество третьим лицам, а также использования офшоров налог на роскошь в России работать не будет. В РФ, как и в США в начале 90-х, введение налога на роскошь носит исключительно популистский характер», – считает Яковенко.

Популистский характер кампании вокруг «налогов на богатых» доказывает их сопоставление с масшабом реальных бюджетных процессов: дефицит казны измеряется не десятками миллиардов, а триллионами рублей, при этом в ручном режиме власти могут оперативно перераспределять также не десятки, а многие сотни миллиардов рублей. Так, еще осенью прошлого года стало известно, что закрытые статьи бюджетных расходов были увеличены сразу на 800 млрд руб. В Минфине это тогда объяснили выплатой госгарантий по кредитам предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). «Принято решение о том, чтобы предприятия военно-промышленного комплекса для выполнения госпрограммы вооружения и выполнения поручения президента. брали кредиты, на которые государство давало гарантии, на эти кредиты осуществляли производство продукции военного назначения», – рассказывал Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам. Этим, по словам министра, и объясняется значительное увеличение объема закрытых статей бюджета на 2016 год. В целом же, по расчетам СМИ, секретные расходы уже превышают 20% от общих расходов бюджета, которые составляют 16,4 трлн руб.

Не намного лучше и ситуация с бюджетом-2017. В частности, экономисты Института Гайдара в своем анализе основного финансового документа на предстоящую трехлетку также делали акцент на его закрытости. «Прозрачность законопроекта неудовлетворительная: число секретных приложений к тексту закона выросло до 22», – замечали экономисты. И доля закрытых расходов по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах. «Так, в ассигновании 2017 года отмечается аномальный максимум доли закрытых расходов по разделам «Национальная экономика» и «Здравоохранение», подразделам «Другие вопросы в области национальной экономики», «Дошкольное образование», «Санаторно-оздоровительная помощь» и «Периодическая печать и издательства», – сообщали эксперты (см. «НГ» от 23.11.16).

И это далеко не первый случай, когда власти внезапно и фактически без обсуждения принимают решение о перераспределении бюджетных средств. Так, еще в конце 2014 года правительство одобрило выделение триллиона рублей для помощи банкам. Минфину было предписано осуществить на эту сумму эмиссию облигаций федерального займа (ОФЗ) и внести их в качестве имущественного взноса в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Однако если общественная дискуссия все дальше отдаляется от обсуждения бюджетных расходов, то будут ли у граждан страны весомые мотивы платить налоги в фактически чуждый для них бюджет?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Еще по теме:

  • 327 прил 1 штраф Штраф за езду без страховки Вас интересует сколько составит штраф за езду без страховки? Обязательно ознакомьтесь с представленным материалом. Штраф за езду без страховки в 2017 году Статья КоАП 12.37 ч.2 Езда без полиса ОСАГО постепенно становится одним из самых распространённых […]
  • Закон мбу МБУ ДО "Центр внешкольной работы с детьми и подростками" В рамках организации и проведения мероприятий по правовому просвещению в МБОУОШ с. Казинка на занятиях кружка «ПАРУС» педагогом дополнительного образования МБУ ДО «Центр внешкольной работы с детьми и подростками» с. Тербуны […]
  • Коллектор параметры +7 (495) 661-74-41 [email protected] Параметры распределительного коллектора в отопительных системах. Система отопления считается важной и нужной, поскольку именно при ее наличии можно комфортно и безопасно проживать в любой недвижимости. При этом существует множество разновидностей […]
  • Центр региональных экспертиз воронеж Организация ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России Юридический адрес: 394006, ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛ, ВОРОНЕЖ Г, КРАСНОЗНАМЕННАЯ УЛ, 2 ОКФС: 12 - Федеральная собственность ОКОГУ: 1318000 - Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) Основной (по коду ОКВЭД ред.2): 71.20.2 - […]
  • 153 пдд штраф Вопрос №3 Этот дорожный знак: Варианты ответа: Понравилась статья? Расскажи друзьям! Новости по теме Популярные новости Советы / Лайфхак Исповедь угонщика: все, что вы не знаете об угонщиках и кражах автомобилей 1gai Вчера, 17:46 3572 просмотров Советы / […]
  • Красочно оформить кроссворд Как оформить кроссворд Оформить составленный кроссворд или сканворд сегодня можно за считанные минуты без участия традиционных карандаша и линейки. Для этого существует большое разнообразие компьютерных программ и всевозможных электронных "помощников кроссвордиста". Составление […]
  • Штраф при снятии номеров Что делать, если сняли номера с автомобиля? По действующему административному законодательству сотрудник ГИБДД имеет право снять номер с автомобиля за определенные правонарушения. Снятие номером — не самая приятная процедура для автолюбителя, так как влечет за собой не только запрет на […]
  • Шарья осаго Страховка ОСАГО, как считается стоимость ОСАГО в Шарье? В отличие от многих других известных видов страхования жизни, здоровья и имущества граждан, договор о заключении которых строится на добровольной основе, страховка ОСАГО в Шарье обязательна для всех участников дорожного движения и […]