Экспорт товаров закон

импорт экспорт товаров

Импорт экспорт товаров –это экономические понятия, которые происходят от латинских слов import и export соответственно. Импорт товара – это ввоз какого либо продукта на территорию страны. Экспорт товара – это вывоз какого-либо продукта за пределы территории страны. К экспорту также можно отнести товары, которые вывозятся для переработки в другой стране, а также перевозки товаров путем транзита.

Это наиболее часто встречающиеся виды экономической деятельности, которые составляют основу экономических взаимоотношений между странами и являются весьма серьезной составляющей государственного бюджета.

Экспорт товара в другие страны обеспечивает государство с использованием иностранной валюты, которая в свою очередь повышает благосостояние страны. Основная внешняя политика государства, которая касается таможенных вопросов направлена на снижение, а также полную отмену таможенных пошлин для вывоза товара.

Тем самым компании, которые занимаются экспортом могут увеличивать оборотные средства на своем счету, тем самым увеличивая конкурентоспособность своего товара, так как цена на внешнем рынке снижается.

Так как лицензирование экспорта и импорта товаров является элементом государственного регулирования внешней торговой деятельности, то оно имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для совершения деятельности по вывозу товаров за пределы страны.

Специальное разрешение требуется не для всей продукции, а только для ввоза и вывоза отдельных товарных наименований, список которых может быть обоснован экономическими интересами государства.

Федеральный закон «О государственном регулировании внешней торговой деятельности» был подписан президентом Российской Федерации в октябре 1995 года, почти 20 лет назад. Если прочитать статью 13 данного закона, то можно выяснить, что внешняя торговая политика государства, должна осуществляться с использованием таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. С тех пор этот Федеральный закон существенных изменений не претерпел.

Экспорт и импорт товаров является важной составляющей деятельности многих отечественных компаний.

Таможенно-тарифное регулирование относится к экономическим методам и оно заключается в установлении требуемых пошлин, как на экспорт, так и на импорт товаров.

Разобраться во всех особенностях лицензирования товара могут помочь наши консультанты, который имеют богатый опыт по данным вопросам.

Учет экспорта товаров

Предприятия, ведущие экспортную деятельность, обязаны вести отдельный бухгалтерский учет по внешнеторговым операциям, налогообложение которых имеет свои особенности. Ниже рассмотрены основные положения законодательства РФ, регламентирующие учет экспорта товаров, а также приводятся ответы на часто возникающие в связи с ним вопросы.

Как вести учет экспорта товаров

Под экспортом в экономике понимают вывоз товаров за границу для продажи или переработки. Вывозимый за пределы государства товар фиксируется таможенной службой и оформляется соответствующими документами. Документы, учитывающие и сопровождающие экспорт товаров за границу РФ, должны быть оформлены в соответствии с действующими законами России.

Основными законами, регулирующими внешнеторговую деятельность, являются Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12 и закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.

В законе № 173-ФЗ определены:

права и обязанности лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях;

органы валютного регулирования и органы валютного контроля;

права и обязанности органов и агентов валютного контроля.

В соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ товары попадают под таможенную процедуру экспорта, если соблюдены следующие условия:

для сделок, на которые не распространяются установленные законом льготы, уплачены все экспортные таможенные пошлины;

соблюдены все ограничения и запреты;

для товаров, включенных в сводный перечень, представлен сертификат о происхождении.

Учет операций по экспорту товаров: необходимые документы

При экспорте из России товар вывозится за границу Российской Федерации для последующей его переработки или продажи, то есть без права на возврат. Экспорт сопровождается уплатой пошлин. Их размер зависит от разных причин и, в частности, определяется стоимостью экспортируемого товара, которая заявлена в таможенной декларации. При осуществлении экспортных операций существует определенный порядок действий.

Учет отгрузки и продажи товаров на экспорт ведется отдельно от учета деятельности предприятия на территории РФ. В документообороте используются первичные документы, подтверждающие отгрузку товара, его оплату, услуги посредников.

Все товары, перемещаемые за границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению, которое может осуществляться:

его таможенным представителем,

иным лицом на основании доверенности.

К предъявляемой таможенному органу декларации прилагается пакет подтверждающих документов. Допускается предоставление документов в копиях, при этом таможенный орган вправе проверить любую из них на ее соответствие оригиналу.

Бухгалтерский учет экспорта товаров

Для получения достоверной информации бухгалтерский учет экспорта товаров ведется на отдельных субсчетах, что позволяет разделить в учете обычную и внешнеэкономическую деятельности. К особенностям бухгалтерского и налогового учета экспорта товаров относятся:

1. Расчеты по экспортному контракту чаще всего проводятся в иностранной валюте. Для этого нужно:

открыть валютные счета, на каждую валюту в отдельности, и использовать в учете счет 52 для расчетов с контрагентом: Дт 52 Кт 62;

освоить операции купли-продажи валюты и отражать их в отчете, используя для этой цели счет 57 (или счет 91 в зависимости от принятой учетной политики):

Дт 91 Кт 57 или Дт 57 Кт 91;

вести учет расчетов по каждой сделке одновременно в двух валютах: иностранной и российской;

проводить переоценку валютных остатков и задолженности контрагентов (в валютном выражении) как на дату совершения операции , так и на отчетную дату, с применением для этого счета 91: Дт 91 Кт 52, 62 или Дт 52, 62 Кт 91.

2. Учет экспорта товаров ведется предприятием отдельно от остального учета, что обусловлено, с одной стороны, требованиями законодательства, а с другой – необходимостью достижения следующих целей, которые включают:

разделение данных по учету экспорта товаров от информации по деятельности, облагаемой НДС по другим ставкам или освобожденной от этого налога (п. 4 ст. 149 и п. 1 ст. 153 НК РФ);

контроль над полнотой поступления оплаты от зарубежных контрагентов (п. 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ);

использование возможности не начислять НДС по авансам, которые поступили от зарубежных покупателей (п. 1 ст. 154 НК РФ);

контроль соблюдения сроков, необходимых для подтверждения права на использование нулевой ставки (п. 9 ст. 165 НК РФ);

отслеживание момента перехода права собственности на товар в том случае, если, согласно международным правилам толкования торговых терминов «Инкотермс», он не совпадает с моментом отгрузки;

правильное соотнесение объемов отгрузок, что необходимо при вычислении НДС.

3. Возникают дополнительные операции по учету экспорта товаров:

расчет по таможенным пошлинам и сборам (счет 76):

в случае несовпадения моментов перехода собственности на товар с моментом отгрузки, для ее учета применяется счет 45:

восстановление НДС, принятого к вычету, а затем отнесенного к экспортным операциям (п. 6 ст. 166 НК РФ);

пени и штрафы за НДС по не подтвержденному в срок экспорту начисляются на Дт 91 Кт 68;

для неподтвержденного экспорта НДС списывается в прочие расходы ( Дт 91 Кт 19), спустя три года с даты завершения налогового периода, в котором была совершена соответствующая отгрузка.

Самое трудоемкое в бухгалтерском учете экспорта товаров – это проводки НДС. Правильность ведения учета НДС дает возможность получения вычета по налогу, в случае подтверждения права на применение нулевой ставки НДС. В связи с этим следует обратить особое внимание на:

учет налога, относящегося к прямым затратам по экспорту;

распределение НДС по косвенным затратам для определения его части, приходящейся на экспорт;

правильность оформления документов, касающихся НДС;

соблюдение сроков подготовки документов, подтверждающих право на налоговые вычеты;

восстановление НДС, принятого к вычету, а затем отнесенным к экспортным операциям;

соблюдение установленных сроков учета налога при экспорте товаров по неподтвержденным, а также по подтвержденным позднее поставкам;

высокую вероятность несовпадения периодов учета отгрузки на экспорт для целей налога на прибыль и подтверждения права на вычет НДС по ней, что приводит к несоответствию налоговых баз по прибыли и НДС в одном и том же налоговом периоде.

НДС по экспортным затратам накапливается на счете 19 с его выделением на специальный субсчет: Дт 19 Кт 60.

Ранее принятый к вычету налог, при учете экспорта товаров, восстанавливается на момент их отгрузки проводкой: Дт 19 Кт 68.

Налог по косвенным затратам, перераспределяется на счете 19 с переносом экспортной части налога на субсчет: Дт 19 Кт 19.

Если появляются документы, подтверждающие возможность применения вычета, то со счета 19 производится списание налога в соответствующем документам размере: Дт 68 Кт 19.

Налог на неподтвержденный в срок экспорт начисляется на субсчет счета 19: Дт 19 Кт 68.

При этом налог по затратам, относящийся к нему, принимается к вычету: Дт 68 Кт 19.

Пени и штрафы по НДС по не подтвержденному в срок экспорту начисляются на Дт 91 Кт 68.

Если в дальнейшем экспорт подтверждается, то эта часть налога принимается к вычету (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ): Дт 68 Кт 19.

Для неподтвержденного экспорта НДС списывается в прочие расходы – Дт 91 Кт 19 – спустя три года с момента завершения налогового периода, в котором была совершена соответствующая отгрузка.

Особенности налогового оформления

При пересечении товаром границы экспортер начисляет и уплачивает НДС по обычной ставке. Базой для расчета НДС является сумма, складывающаяся из стоимости товара согласно декларации, а также пошлины и акциз. Если НДС не уплачен, то товар не сможет покинуть зону временного хранения на таможне. При задержке платежа на невыплаченную сумму начисляется пени. При последующем подтверждении экспорта сумму уплаченного «неподтвержденного» НДС экспортер вправе принять к вычету, если выполняются следующие условия:

Товар оприходован на учет.

Выручка от операций с товаром облагается НДС.

На товар и его транспортировку собраны все первичные документы.

Таможенный НДС уплачен полностью.

Если используется упрощенная схема налогообложения, то при учете экспорта товаров НДС к вычету не применяется. В этом случае действия с НДС зависят от того, какой объект налогообложения используется. Если в качестве объекта налогообложения используются «доходы», то НДС включается в стоимость товара или основного средства. При применении схемы «доходы минус расходы» сумма налога включается в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу.

Учет экспорта товаров за пределы Таможенного союза

Ниже приведена таблица с вопросами, касающимися экспорта товаров, налогового и бухгалтерского учета экспортных операций, наиболее часто возникающими в практической деятельности экспортеров. По каждому из них в таблице даются ссылки на соответствующие правовые акты, в которых можно найти ответы на них. Речь идет об учете отгрузки и продажи товаров на экспорт за пределы Таможенного союза.

Для детального анализа учета экспорта товаров требуется большой объема информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Экспорт товаров в 2011 году: действующее законодательство и налоговый учет

Вывоз за границу товаров для реализации их за пределами РФ, без обязательств об обратном ввозе, называется экспортом товаров. Экспорт фиксируется таможенными органами в момент пересечения товаров таможенной границы РФ и оформляется документами, в соответствии с действующим законодательством.

Учет экспортных операций – не простая задача для бухгалтера, которую он вынужден решать в условиях постоянно меняющегося законодательства. Правоотношения, связанные с вывозом товаров из РФ, в настоящее время регулируются положениями федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Так же, Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества 27.11.2009 г., Решением №17 был принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Сторонами этого договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

Именно Таможенным кодексом ТС определяется содержание таможенной процедуры экспорта.

Налогообложение экспортных операций регулируется Налоговым кодексом и имеет множество особенностей и нюансов. В 2011 году были внесены очередные изменения в НК РФ, коснувшиеся, в том числе, налогообложения экспортных операций в части НДС.

В нашей статье мы рассмотрим общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров и постараемся ответить на некоторые вопросы, возникающие у налогоплательщиков в связи с налогообложением реализации товаров на экспорт.

1. Законодательство, регламентирующее экспортные операции

Правила, по которым производится вывоз товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, распространяются на все государства и не зависят от того, вывозятся товары в страны дальнего зарубежья или страны СНГ.

Исключение из этих правил составляют три страны, являющиеся участниками Таможенного союза (далее – ТС), объединившие свои территории в целях таможенного регулирования в единую таможенную территорию.

Единая таможенная территория таможенного союза

В соответствии с п.1 ст.2 Таможенного кодекса ТС, единую таможенную территорию составляют территории следующих стран:

  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Российская Федерация.

Так же к единой таможенной территории относятся все объекты, в отношении которых вышеуказанные страны обладают исключительной юрисдикцией.

В государствах, объединенных ТС, действуют особые правила при реализации товаров внутри ТС.

Таможенная процедура экспорта

В соответствии со ст. 230 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», содержание таможенной процедуры экспорта и условия помещения товаров под таможенную процедуру определены статьями 212 и 213 Таможенного кодекса ТС.

Экспортом признается таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначены для постоянного нахождения за ее пределами (п.1 ст.212 ТК ТС). Товары, которые ранее были помещены под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории допускается помещать под таможенную процедуру экспорта, без их фактического предъявления таможенным органам (п.2 ст.212 ТК ТС).

В соответствии со ст.213 Таможенного кодекса ТС, товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

  • уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;
  • соблюдение запретов и ограничений;
  • представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.

Обратите внимание:сертификат происхождения товаров выдается Торгово-промышленной палатой РФ в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, применяемыми при предоставлении торгового режима свободной торговли СНГ (ст.231 закона 311-ФЗ).

При этом товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта фактически вывезенные с таможенной территории ТС, утрачивают статус товаров ТС (п.2 ст.213 ТК ТС).

Регулирование экспортных операций в рамках Таможенного Союза

Реализация товаров на экспорт, в пределах ТС, регулируют следующие законодательные акты:

  • Соглашение от 25.01.2008г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в ТС».
  • Протокол от 11.12.2009г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС».
  • Протокол от 11.12.2009г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Ст. 2 Соглашения установлено, что при реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0%, при условии документального подтверждения факта экспорта.

2. Налогообложение экспортных операций

Налог на прибыль

Реализацией товаров, в соответствии со ст.39 Налогового кодекса признается передача права собственности на товары на возмездной основе.

В соответствии с п.3 ст.248 Налогового кодекса, доходы, полученные в иностранной валюте, учитываются вместе с доходами, полученными в рублях. Они пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности и/или на отчетную дату, в зависимости от того, какое событие наступило раньше (п.8 ст.271 НК РФ).

Возникающие курсовые разницы будут отражаться:

  • Положительные — в составе внереализационных доходов в (п.11 ст.250 НК РФ).
  • Отрицательные – в составе внереализационных расходов (пп.5 п.1 ст.265 НК РФ).

Момент перехода права собственности на экспортируемые товары определяется условиями внешнеторгового договора. В случае, если в договоре этот пункт отсутствует, то руководствоваться следует международными правилами — базисными условиями поставки товаров Инкотермс.

Обратите внимание: в международной практике момент перехода права собственности связывают с переходом рисков гибели и повреждения товаров, поэтому правилами Инкотермс регламентируется как раз переход рисков от продавца к покупателю. Именно эту дату следует рассматривать, как дату перехода права собственности.

Расходы по экспортным операциям признаются в соответствии с 252 ст. Налогового кодекса тогда, когда они уменьшают полученные от этих операций доходы.

НДС при реализации товаров на экспорт

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, независимо от того, куда экспортируются товары, применяется ставка НДС 0% в соответствии с пп.1 п.1 ст. 164 Налогового Кодекса. Обязательным условием применения налоговой ставки 0% является предоставление пакета документов, подтверждающих факт экспорта. Перечень таких документов устанавливается 165 ст. Налогового Кодекса.

Продавцам, реализующим товар на экспорт, необходимо представить следующий комплект документов (п.1 ст. 165 НК РФ):

  • Копия или оригинал контракта налогоплательщика, заключенного с иностранной компанией на поставку товара на экспорт.
  • Таможенная декларация (или ее копия) с отметками таможенных органов РФ о выпуске товаров в режиме экспорта и об убытии товаров.
  • Копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов РФ об убытии, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ. Эти документы могут не предоставляться только в случае вывоза товаров через трубопроводы или по линиям электропередачи. В остальных случаях предоставляется:

При вывозе товаров через морские порты:

  • Копия поручения на отгрузку экспортируемых товаров с указанием порта разгрузки с отметкой «погрузка разрешена» пограничной таможни РФ.
  • Копия коносамента, морской накладной, любого документа подтверждающего факт приема к перевозке экспортного товара с указанием в графе «Порт разгрузки» места, находящегося за пределами территории РФ.

При вывозе товаров через границу РФ в государство-член ТС, в случае отмены на этой границе таможенного контроля:

  • Копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками производившего таможенное оформление таможенного органа РФ.

При вывозе товаров воздушным транспортом:

  • Копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами РФ.

Если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе товаров судами осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, для подтверждения вывоза товаров за пределы РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией:

  • Копия поручения на отгрузку грузов с отметкой «Погрузка разрешена» таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров, а также с отметкой таможенного органа РФ места убытия, подтверждающей вывоз товаров за пределы РФ.
  • Копия коносамента, морской накладной, любого документа подтверждающего факт приема к перевозке экспортного товара, с указанием в графе «Порт разгрузки» места, находящегося за пределами РФ (и иных территорий, под ее юрисдикцией).

Если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, предоставляются:

  • Контракт (или его копия), заключенный с резидентом особой экономической зоны.
  • Копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом.
  • Таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в свободную таможенную зону.

При ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами этой зоны под процедуру экспорта:

  • таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и операций при оформлении товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона. При ввозе в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта:
  • Копия или оригинал контракта налогоплательщика, заключенного с иностранной компанией на поставку товара на экспорт.

Продавцам, реализующим товар на экспорт через комиссионера (поверенного, агента) по соответствующим видам договоров, необходимо кроме вышеуказанных, представить следующие документы (п.2 ст. 165 НК РФ):

  • Оригинал или копия договора комиссии/поручения/агентского договора налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом.
  • Копия или оригинал контракта лица, осуществляющего поставку товаров по поручению налогоплательщика, с иностранной компанией на поставку товара на экспорт (в случае наличия, предоставляется вместо контракта налогоплательщика с иностранной компанией на поставку товара на экспорт).

Кроме вышеуказанных документов, организациям, осуществляющим экспортные операции на территории ТС, нужно предоставить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно составляется по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией с отметкой налогового органа об уплате (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов ТС) в соответствии с пп.3 п.2 указанного Протокола.

Обратите внимание: налогоплательщикам, осуществляющим экспорт товаров в рамках ТС важно помнить, что представленные ими сведения должны соответствовать данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств — членов ТС обмена информацией.

В случае выявления расхождений, налоговый орган может взыскать косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства — члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Обмен информации между налоговыми органами государств-членов ТС происходит в соответствии с Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Налоговые органы стран ТС обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств — членов ТС и налоговых льготах, в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Документы, подтверждающие факт экспорта, необходимо предоставлять вместе с налоговой декларацией для подтверждения ставки НДС 0% и налоговых вычетов, связанных с экспортными операциями. Организация должна самостоятельно установить учетной политикой для целей налогообложения порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров на экспорт, облагающейся по ставке 0% (п. 10 ст.165 НК РФ).

Обратите внимание: ведение раздельного учета НДС, принимаемого к вычету с товаров/работ/услуг, относящихся к экспортным операциям обязательно в соответствии с положениями ст.165 НК РФ. В случае отсутствия такого учета организация несет налоговые риски.

На сбор документов компании отводится 180 дней, этот срок считается начиная:

  • с даты отгрузки (передачи) товаров в соответствии с п.3 ст.1 Протокола о косвенных налогах ТС. Датой отгрузки признается дата первого составленного обязательного первичного документа, оформленного на покупателя (первого перевозчика).
  • со дня проставления таможенными органами на перевозочных документах отметки, свидетельствующей о помещении товаров под процедуру экспорта (или под процедуру свободной таможенной зоны) в соответствии с п.9 ст. 165 НК РФ.

Если компания успела собрать документы в срок, то НДС по ставке 0% начисляется последним днем квартала, в котором был собран полный пакет документов (п.9 ст.167 НК РФ).

Если собрать в срок 180 дней полный пакет подтверждающих документов компании не удалось, то начисляется НДС по ставкам 10% или 18% (на соответствующие товары) на дату отгрузки товаров иностранной организации. Если впоследствии организация соберет полный комплект документов, то она имеет право на возмещение уплаченного НДС после проведения камеральной проверки.

В 2011 году в 165 статью были внесены некоторые изменения, облегчающие жизнь налогоплательщика: из перечня подтверждающих экспорт документов исключена выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранной организации за реализованные товары.

Исключение документа, подтверждающего оплату экспортных товаров, означает, что компании, которые ранее были вынуждены начислять НДС в связи с отсутствием оплаты от покупателей в течении 180 дней, теперь могут применять ставку 0%, что снизит их налоговую нагрузку.

Обратите внимание: в пп.2 п.2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС», выписка банка поименована, как необходимый документ, подтверждающий факт экспорта. Однако, пп.5 п.2 этого же Протокола позволяет не предоставлять те документы, непредставление которых следует из законодательства государства — члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ЭКСПОРТ ТОВАРОВ» в других словарях:

Экспорт товаров — в РФ таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию. См. также: Таможенные режимы Экспорт Финансовый словарь Финам. Экспорт товаров Экспорт товаров вывоз товаров … Финансовый словарь

экспорт товаров — вывоз товаров Экспорт товаров для реализации их на внешнем рынке. В международной практике в зависимости от происхождения и назначения товаров различают: экспорт готовой продукции полностью отвечающей требованиям покупателя; экспорт готовой… … Справочник технического переводчика

Экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательств об их ввозе на эту территорию. При выпуске товаров на эту территорию в таможенном режиме Э. товары должны быть вывезены за пределы таможенной… … Юридическая энциклопедия

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ — в соответствии со ст. 23 ТмК (для сведения: с 1 июля 2007 г. вступает в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г.) экспорт является одним из видов таможенных режимов. Согласно ст. 97 ТмК экспорт товаров… … Юридический словарь современного гражданского права

Экспорт товаров — 28) экспорт товара вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. Источник: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164 ФЗ (ред. от 06.12.2011) Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности . … … Официальная терминология

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ — национальные или национализированные товары, вывезенные с экономической территории страны за границу в целях их конечного потребления. Национальным является товар, произведенный на экономической территории данного государства, а… … Большой экономический словарь

Экспорт товаров — 1. Таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию. Ст. 97 ТК РФ. Для экспорта товаров установлена ставка НДС 0%. Регулируется порядок… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

ЭКСПОРТ ТОВАРОВ — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательств об их ввозе на эту территорию. При выпуске товаров на эту территорию в таможенном режиме Э. товары должны быть вывезены за пределы таможенной… … Энциклопедический словарь экономики и права

экспорт товаров — таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательств об их ввозе на эту территорию. Регулируется ст. 97 99 ТК РФ. Э.т. осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных… … Большой юридический словарь

Таможенный режим экспорта товаров


Таможенный режим экспорта товаров

А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук

1. Содержание таможенного режима

Статья 97 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ТК РФ) определяет экспорт товаров как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию. Аналогичное определение экспорта содержится в Федеральном законе от 13.10.95 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В ст. 2 указанного Закона к экспорту товаров приравниваются также отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, в частности, операции, предусматривающие закупку иностранным лицом товара у российского лица и его передачу другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза переработанного товара за границу. В этой связи отметим, что в таможенном законодательстве и до принятия Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» имелись примеры расширительного толкования понятия экспорта товаров. Так, например, указанием ГТК России от 29.12.94 N 01-12/1645 «Об особенностях таможенного оформления товаров, полученных в результате переработки сырья, закупленного иностранными лицами на таможенной территории Российской Федерации за иностранную валюту, и вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта предприятиями черной металлургии» устанавливалось, что при соблюдении перечисленных в этом указании требований сырьевые товары после их продажи указанным лицам подлежали таможенному оформлению применительно к порядку, установленному для оформления товаров, вывозимых в соответствии с режимом экспорта.

Экспорт товаров осуществляется в соответствии с требованиями ст. 98, 99 ТК РФ и других законодательных актов Российской Федерации (Закон РФ от 09.10.92 N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 13.10.95 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 18.07.99 N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и др.). Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от других таможенных режимов, для правового регулирования которых используется понятие «условия помещения товаров под таможенный режим», в отношении режима экспорта применяется термин «требование» (ст. 98 «Требования при экспорте товаров» ТК РФ).

В ТК РФ установлены следующие требования к экспорту товаров:

— уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;

— соблюдение мер экономической политики;

— вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;

— выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

Важное значение для механизма правового регулирования таможенного режима экспорта имеет обеспечение подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации. В соответствии с распоряжением ГТК России от 24.05.99 N 01-14/615 таможенные органы производят такое подтверждение при условии представления в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска на таможенной границе Российской Федерации, следующих документов:

1) письменного заявления с просьбой о подтверждении товара;

2) экземпляра ГТД, возвращенного декларанту после выпуска товара (так называемый возвратный экземпляр ГТД), или ее копии, заверенной руководителем и главным бухгалтером организации.

В заявлении должна содержаться следующая информация:

— наименование и количество товара;

— номер ГТД, в которой были заявлены сведения о товаре и дате его выпуска;

— наименование пункта пропуска;

— месяц и год фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

— сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен в пункт пропуска и фактически вывезен.

Заявление подписывается руководителем организации-заявителя, ее главным бухгалтером и заверяется печатью.

Не позднее 10 дней после регистрации заявления возвратный экземпляр ГТД направляется заявителю (лично или по почте) с отметкой «Товар вывезен», заверенной личной номерной печатью сотрудника таможенного органа. Это и будет являться подтверждением факта вывоза товара. В случае если товар вывезен не полностью, на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД указывается фактическое количество вывезенного товара.

В соответствии с таможенным режимом экспорта вывоз товаров регулируется различными средствами и мерами, входящими в общую систему государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К основным инструментам государственного регулирования экспорта товаров относятся:

— тарифное и налоговое регулирование;

2. Тарифное и налоговое регулирование экспорта


2.1. Вывозные таможенные пошлины

Вывозные (экспортные) пошлины — это разновидность таможенных пошлин, взимаемых с товаров и транспортных средств при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом. В ст. 3 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-I «О таможенном тарифе» экспортные (вывозные) таможенные пошлины были отнесены к мерам оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. В п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 21.05.93 «О введении в действие Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”» предлагалось ограничить срок применения вывозных пошлин до 1 января 1996 года. Однако с наступлением этого срока экспортные пошлины продолжали взиматься (боле того, на них приходилось больше половины всех таможенных платежей!). Принятым в конце 1995 года Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспортная пошлина была «восстановлена в правах» (ст. 14): «В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации… в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные пошлины». Однако уже 1 апреля 1996 года постановлением Правительства РФ N 479 вывозные таможенные пошлины со всех видов товаров были отменены.

Такое решение Правительства РФ преследовало в качестве одной из основных целей приведение российского законодательства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к национальным законодательствам Всемирной торговой организацией (далее по тексту — ВТО). Без этого нельзя было бы рассчитывать на принятие России в эту организацию. Но на этом в истории с экспортными пошлинами не была поставлена точка. Финансово-экономический кризис 1998 года заставил российское правительство в фискальных интересах вновь вернуться к практике взимания экспортных пошлин (благо упоминавшиеся законодательные нормы о вывозных таможенных пошлинах не утратили своей силы).

В январе 1999 года Правительство РФ установило вывозные пошлины на ряд товаров в целях стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности. Ставки вывозных таможенных пошлин впоследствии не раз менялись (например, постановление Правительства РФ от 03.09.99 N 987).

Одни товары (кокс, уголь ретортный, каменно-угольный газ, смолы, некоторые виды нефти и нефтепродуктов, битум, медь и медные полуфабрикаты и изделия, никель и т.д.) облагаются адвалорными вывозными пошлинами, ставки которых устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров. По другим товарам (топочные мазуты) применяются специфические ставки экспортных пошлин, то есть ставки, исчисляемые в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. Наконец, в отношении третьих (природный газ, лесоматериалы, отходы и лом цветных металлов и др.) действуют комбинированные ставки, сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.

Для расчета экспортной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам необходимо установить таможенную стоимость облагаемых товаров. Порядок ее определения утвержден постановлением Правительства РФ от 07.12.96 N 1461.

Таможенную стоимость вывозимых товаров рассчитывают на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В стоимость включают также следующие расходы, понесенные покупателем, но не входящие в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:

1) комиссионные и брокерские вознаграждения;

2) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;

3) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

4) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт следующих товаров и услуг:

сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;

инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;

вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;

инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;

5) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;

6) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;

7) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В тех случае если сделка купли-продажи отсутствует (бартерная торговля) или невозможно использовать цену сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости (например, участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми), эту стоимость определяют либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров*1 с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
_____
*1 В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» под идентичными товарами понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми по основным идентификационным признакам (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения, производитель).

Однородными признаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми.

Приведем примеры расчета вывозных (экспортных) таможенных пошлин.

1) Расчет вывозной таможенной пошлины по адвалорной ставке.

Декларируется вывозимая из Российской Федерации медная проволока (код товара по ТН ВЭД 4708) стоимостью 5000 долл. США. Ставка вывозной таможенной пошлины — 5 процентов.

Величина экспортной пошлины в этом случае составит:

Там.пош. = 5000 долл. * 5 : 100 = 250 долл. США.

2) Расчет вывозной таможенной пошлины по специфической ставке.

За пределы таможенной территории Российской Федерации вывозят 40 тонн топочного мазута (код по ТН ВЭД — 271000710). Ставка таможенной пошлины — 10 евро за 1 тонну.

Экспортную таможенную пошлину по специфической ставке (в евро за единицу товара) исчисляют по формуле:

Там.пош. = Т * Стевро * Кевро: Кв ,

где: Т — количество вывозимого товара;

Стевро — ставка вывозной таможенной пошлины в евро за единицу товара;

Кевро — курс евро, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации;

Кв — курс валюты, в которой указана таможенная стоимость товара, установленный ЦБ РФ на дату принятия таможенной декларации.

В нашем примере на 15 января 1999 года, дату принятия таможенной декларации, курс евро составлял 25,00 руб., а американского доллара (в этой валюте указана таможенная стоимость вывозимого мазута) — 21,45 руб.

Экспортная пошлина в этом случае равна:

40 * 10 * 25,0 : 21,45 = 466,20 долл. США.

3) Для расчета экспортной пошлины по комбинированной ставке сначала определяют таможенную пошлину по адвалорной ставке, а затем по специфической. Большая из этих двух величин и будет экспортной таможенной пошлиной, подлежащей уплате.

Порядок предоставления тарифных льгот при применении вывозных таможенных пошлин устанавливается российскими законодательными актами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ. Основания получения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин закреплены в Законе РФ «О таможенном тарифе».

2.2. Косвенные налоги


2.2.1. Налог на добавленную стоимость

Согласно ч. 2 ст. 98 ТК РФ при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (п. 1 ст. 5) предусмотрено освобождение от НДС экспортируемых товаров как собственного производства, так и приобретенных, экспортируемых работ и услуг, а также услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров.

В инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» уточняется, что:

— от НДС освобождаются экспортируемые за пределы государств-участников СНГ товары как собственного производства, так и приобретенные;

— представление контракта, платежных документов, грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документов со стороны налогоплательщиков в налоговые органы для доказательства экспортных поставок, выполнения работ (услуг) должно быть обязательным, безусловным. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов льгота по экспорту не предоставляется.

Предоставление льготы в виде освобождения от обложения НДС объемов реализации продукции и возмещения входного налога по закупленным материальным ресурсам, использованным для производства экспортной продукции, производится только собственнику экспортного товара вне зависимости от того, реализует он его самостоятельно или через посредника-комиссионера. Эта идея, подтверждающая право на экспортную льготу только для владельца экспортного товара, предусмотрена также в п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения».

2.2.2. Акцизы

Пункт 4 ст. 3 Федерального закона от 06.12.91 N 1993-1 «Об акцизах» предусматривает, что акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывезенным за пределы территории Российской Федерации, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена.

Рассмотрим порядок уплаты акциза на экспортируемую нефть.

Объектом обложения акцизом при вывозе нефти является объем нефти, экспортируемой с таможенной территории Российской Федерации.

Плательщиками акциза на нефть, производимую на территории Российской Федерации, являются производящие и реализующие ее предприятия, учреждения и организации, являющиеся юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на российской территории; иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица.

Ставки акциза на нефть утверждаются Правительством РФ дифференцированно по отдельным нефтедобывающим предприятиям и в зависимости от месторождений.

Основой для исчисления акциза на экспортируемую нефть является объем товара, заявленный в графе 35 «Вес брутто» ГТД. Исчисление акциза, подлежащего уплате, производится в рублях и рассчитывается по следующей формуле:

V — количество нефти в тоннах;

CТА — ставка акциза в рублях, установленная для организации, указанной в графе 2 ГТД («Отправитель»).

Акциз на нефть, экспортируемую с таможенной территории Российской Федерации, уплачивается, как правило, экспортером, указанным в графе 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» ГТД, до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной.

При исчислении акциза на нефть, перемещаемую с использованием трубопроводного транспорта, применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом так называемой временной грузовой таможенной декларации. В других случаях применяются ставки акциза и таможенное законодательство, действующие на день принятия таможенным органом полной грузовой таможенной декларации.

В целях усиления контроля за взысканием и перечислением таможенных платежей при таможенном оформлении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом, сокращения сроков поступления акцизов в федеральный бюджет приказом ГТК России от 11.12.97 N 728 установлено, что Энергетическая таможня является таможенным органом, производящим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, вывозимой с российской территории трубопроводным и морским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении вывозимой нефти.

Заключительным этапом в процедуре вывоза нефти за пределы территории Российской Федерации является подтверждение уплаты акциза. Не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем оформления грузовой декларации, таможенный орган, производивший оформление нефти, экспортируемой с территории Российской Федерации, выдает лицу, уплатившему акциз, подтверждение о произведенной оплате для представления в налоговые органы.

Подтверждение выдается в виде реестра, который составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается лицу, уплатившему акциз, другой остается в таможенном органе. Реестр имеет порядковый номер, подписывается начальником таможни или его заместителем по экономическим вопросам и заверяется мастичной печатью таможни. Форма реестра приведена в приложении к временной инструкции ГТК России и Госналогслужбы России от 12.08.96 N 01-23/14267 и от 09.08.96 N ВЗ-6-04/572 соответственно.

Лицо, уплатившее акциз, передает соответствующему нефтедобывающему предприятию полученные от таможенного органа реестры и копии грузовых деклараций в течение семи дней со дня их получения. Реестры, выданные таможенными органами, и оформленные декларации учитываются нефтедобывающими предприятиями при составлении расчетов по уплате акцизов на добываемую нефть в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 01.11.95 N 40. Указанные реестры и грузовые таможенные декларации являются для налоговых органов подтверждением уплаты акциза.

2.3. Таможенный сбор за таможенное оформление

При помещении товаров под режим экспорта таможенный сбор за таможенное оформление взимается в валюте Российской Федерации в размере 0,1 процента таможенной стоимости товаров и дополнительно в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ, в размере 0,05 процента таможенной стоимости товаров (ст. 114 ТК РФ). ГТК России наделен правом уменьшать указанные размеры таможенного сбора за таможенное оформление, освобождать от их уплаты, а в исключительных случаях — изменять валюту, в которой может быть уплачен дополнительный сбор.

За таможенное оформление экспортируемых товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере. При этом оформление товаров за пределами региона деятельности того таможенного органа, где находится отправитель товаров или его структурное подразделение, являющееся отправителем товаров, рассматривается так же, как оформление товаров в местах, не определенных для производства таможенного оформления.

Таможенное законодательство определяет отдельные случаи освобождения от уплаты сбора за таможенное оформление (при оформлении вывозимой ЦБ РФ наличной валюты Российской Федерации, кроме памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов; при оформлении товаров, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также к которым не применяются меры экономической политики).

За таможенное оформление памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе из Российской Федерации ЦБ РФ взимаются таможенные сборы в размере 0,15 процента их таможенной стоимости.

За таможенное оформление вывозимой и пересылаемой из Российской Федерации наличной иностранной валюты взимаются таможенные сборы в размере 0,15 процента ее номинальной стоимости, заявленной в таможенной декларации. При вывозе ценных бумаг в иностранной валюте за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы в размере трех установленных законом ставок минимальной месячной оплаты труда в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации.

3. Нетарифные средства регулирования экспорта

Несмотря на закрепление в ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, административные (нетарифные) меры продолжают играть заметную роль во внешнеторговой политике.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» ограничения экспорта товаров могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

— соблюдение общественной морали и правопорядка;

— охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

— сохранение культурного наследия народов Российской Федерации;

— защиту культурных ценностей от незаконного вывоза;

— необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

— обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

— защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации.

В этой связи механизм нетарифного регулирования применяется, в первую очередь, в отношении:

— поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации;

— экспорта так называемых специфических товаров (вооружение и военная техника, драгоценные металлы и драгоценные камни, лекарственные средства и др.).

Как уже отмечалось, одним из важнейших требований при экспорте товаров является соблюдение мер экономической политики — лицензирования и квотирования (ст. 98 ТК РФ).

Лицензируемые экспортные товары можно условно разделить на несколько групп:

1) товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минторга России в пределах квот, установленных ЕЭС — Европейским Экономическим сообществом (только в страны ЕЭС);

2) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Минторга России в порядке, определяемом данным министерством по согласованию с соответствующими контролирующими организациями;

3) товары, вывоз которых осуществляется по лицензиям Минторга России в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации или Правительством РФ.

В первую группу входят товары, по которым у Российской Федерации имеются международные обязательства перед ЕЭС о самоограничении объемов экспорта. К ним, в частности, относятся карбид кремния и текстильные товары (см., например, постановление Правительства РФ от 06.07.99 N 752 «О реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле текстильными товарами»).

Ко второй группе относятся различные «специфические» товары, для экспорта которых необходимо получить лицензию Минторга России, выдаваемую на основании решения соответствующего контролирующего органа (Минприроды России, Минсельхозпрода России, ФАПСИ, Минздрава России и др.). Такими товарами являются лекарственное сырье, дикие животные, живая рыба, шифровальные средства и т.д.

В третьей группе объединены такие товары, как порох, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества, товары с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней, озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция, лекарственные средства, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, опасные отходы и др. Общим для всех этих товаров является то, что порядок их вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации определяется соответствующим указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства РФ.

Особое место в третьей группе занимают товары, вывоз которых осуществляется в соответствии с системой экспортного контроля, нацеленной на «защиту интересов Российской Федерации и реализацию требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения» (ст. 4 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

4. Валютный контроль за экспортными операциями

Валютный контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через российскую таможенную границу, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки. Для этого составляется и используется специальный документ валютного контроля — паспорт экспортной сделки. Основой этого механизма является обязанность экспортера обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с режимом экспорта по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки), предусматривающим расчеты в иностранной валюте, исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций или определенные ЦБ РФ для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст. 98 ТК РФ (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»).

Требование обязательного зачисления валютной выручки нашло свое закрепление и в п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»: «Валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации».

Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет за рубежом возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ РФ.

Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка (эта информация содержится в паспорте сделки). После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением о зачислении уполномоченным банком валютной выручки экспорта.

При несоблюдении требования обязательного зачисления экспортерами на свои счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в сроки, определенные законодательством для совершения валютных операций, таможенные органы решают вопрос о заведении и принятии к производству в отношении лиц, осуществивших экспорт товаров и не обеспечивших принятие мер к получению и зачислению валютной выручки от экспорта товаров на их счета в уполномоченных банках, дела о нарушении таможенных правил по ст. 273 ТК РФ (п. 2 приказа ГТК России от 24.07.95 N 67).

Незачисление всей или части валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке квалифицируется по ст. 273 ТК РФ («Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими»), поскольку такое нарушение выражается в несоблюдении требований режима экспорта (ст. 98 ТК РФ).

Санкция ст. 273 ТК РФ предусматривает назначение основного взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 200 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, вместе с дополнительным взысканием в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, либо взыскания их стоимости, либо отзыва лицензии (квалификационного аттестата) или без применения дополнительного взыскания.

Согласно п. 2 приказа ГТК России от 24.06.95 N 467 «О порядке применения нормы права, установленной статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации» непосредственным объектом правонарушения считается только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках.

Еще по теме:

  • Infinitive forms правило Английский инфинитив. Инфинитив в английском языке (Infinitive) Инфинитив - это базовая, неличная форма глагола. Признаком инфинитива в английском языке является частица to, например: (to) go, (to) be, (to) ask, (to) fight, (to) understand, (to) walk. Английский инфинитив сочетает в себе […]
  • Отделы организации опек Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК ОРГАНИЗАЦИЯ CTPAH-ЭКСПОРТЁРОВ НЕФТИ, ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Соuntries, OPEC), — межправительственная организация, координирующая и унифицирующая нефтяную политику стран-членов и разрабатывающая пути и методы защиты их […]
  • Бухпроводки по претензиям Учет расчетов по претензиям на счете 76.2 (с примерами) 76 счет бухгалтерского учета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» имеет несколько субсчетов, на каждом из которых происходит учет определенных операций. На субсчете 1 учитывается имущественное и личное страхование, подробно […]
  • Кимовск нотариус Нотариусы Тульской области Нотариусы Тулы Нотариусы в области г.Новомосковск, ул.Московская, д.11 Заокский р-н, п. Заокский, ул. Ленина, д. 58 г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 2а пос. Плеханово, ул. Заводская, 15 г.Богородицк, ул.Урицкого, 30 г.Венев, м/р-н "Южный", д.47 […]
  • Как лечиться по страховке Лечение зубов по страховке. Лечебная стоматология по страхованию Лечение зубов по страховке Сейчас в России набирает темпы программа по добровольному медицинскому страхованию, в которое, ко всему прочему, входит и оказание населению стоматологических услуг, а именно- лечение зубов по […]
  • Возврат за садик соцзащита Компенсация за детский сад. Сумма компенсации за первого, второго, третьего и последующих детей в 2018 году Посещение детского сада в наше время – платное удовольствие. Иногда родителям сложно оплачивать посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, однако это необходимая […]
  • Требования к пожарным насосам на судах Правило 4. Пожарные насосы, пожарные магистрали, краны и рукава 7 Пожарные рукава 7.1 Пожарные рукава должны изготавливаться из одобренного Администрацией износостойкого материала, а их длина должна быть достаточной для подачи струи воды в любое из помещений, в которых может […]
  • Помощник юриста чита вакансии Помощник юриста Прямой работодатель "ВТБ 24" ищет работника на вакантное место в своей организации на должность "Помощник юриста". Реклама для Вас: Реклама для Вас: Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: не требуется. Тип занятости на вакантном месте […]