Законы по оффшорам

Содержание страницы:

Изменения в законе об оффшорах в 2018 году

Борьба с оффшорными зонами стала насущной проблемой как российских чиновников, так и мирового экономического сообщества. Основная причина тому – утечка капиталов с внутреннего рынка в обход государственной казны. В связи с этим был принят ряд нормативных актов, направленных на ограничение использования данных территорий российскими компаниями. Какие именно изменения принес закон об оффшорах в 2015 году, мы и попытаемся выяснить.

«Черные» списки

В качестве способа борьбы с оффшорными зонами многие страны выбирают составление так называемых черных списков территорий, операции на которых, возможно, и не запрещены, но точно попадают под особый контроль. Каждая страна имеет ряд собственных подобных перечней, составленных уполномоченными ведомствами. Не является исключением и Россия.

В 2018 году список, утвержденный Минфином, включает 108 государств и 18 территорий, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В него вошли: Сент-Китс и Невис, Вануату, Королевство Бахрейн, Гибралтар, Бермуды, Сянган (Гонконг), КНР, Бруней-Даруссалам, Союз
Коморы, Лихтенштейн, Мальдивы, остров Лабуан (Малайзия), Ниуэ, ОАЭ, Доминика, Багамы, о.
Анжуан, Маврикий, Монтсеррат, Монако, Палау, острова Теркс и Кайкос, Либерия, Аомынь
(Макао), Нидерландские Антилы, Науру, острова Кука, острова Кайман, Гренада, Сан-Марино,
Самоа, Сент-Люсия, остров Мэн, Сейшелы, Нормандские острова, Белиз, Сент-Винсент и
Гренадины,Антигуа и Барбуда, Ангилья, Маршалловы острова, Панама, Андорра.

В 2013 году из этого списка была исключена республика Кипр, в 2015 – Республика Мальта, в 2018
– Британские Виргинские острова.

Следует отметить, что данный список имеет значение, когда речь идет о возможности применения ставки по налогам, равной 0%. Таким образом, получить нулевой процент налогообложения могут компании, которые соответствуют следующим требованиям:

  • российская компания, которая намерена получить дивиденды, владеет половиной акций компании, которая их выплачивает, на протяжении не менее 1 года;
  • иностранная компания, которая является плательщиком дивидендов, расположена в стране, не вошедшей в данный список.

Если же данные требования не соблюдены, тогда оффшорное законодательство устанавливает налог на прибыль в размере 9%.

С 1 апреля 2016 года список , утвержденный ФНС, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Великобритания, Швейцария, Австрия, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.

Борьба с оффшорами

Борьба с оффшорами началась еще в 2008 году в период мирового финансового кризиса. В 2009 году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию обнародовала так называемые черный, белый и серый списки оффшорных зон. При этом следует отметить, что страны-участницы G20 выразили свое намерение применить самые жесткие санкции против тех, кто оказался в черном и сером списке, вплоть до запрета вложения финансов в эти зоны.

Результатом стало полное исчезновение черного списка и сокращение серого всего до двух позиций – Ниуэ, Науру.

Российская сторона, в свою очередь, не остается в стороне от данного процесса. В марте текущего года она ратифицировала Конвенцию относительно взаимной административной помощи по вопросам налогов. На сегодняшний день участниками этой Конвенции являются 70 стран.

В понятие помощи участники соглашения вкладывают следующее:

  • обмен информацией;
  • проведение одновременных проверок по налогам;
  • содействие во взимании налогов;
  • помощь в вопросе вручения документов плательщикам налогов.

Конвенция также предусматривает обмен налоговой информацией. К данному пункту Россия
присоединилась с 2018 года. Начиная с 1 января указанного периода, налажен автоматический
обмен информацией между странами.

Согласно шестой статье данного документа, страны-участницы не имеют право отказывать в предоставлении сведений лишь в том случае, если они представляют собой тайну банковского или профессионального порядка. Таким образом, закон об оффшорах предусматривает, что российскому Минюсту больше нет необходимости обращаться с запросом в аналогичное иностранное министерство и ждать, пока суд решит удовлетворить или не удовлетворить ходатайство.

Изменения в законодательстве

Во второй половине 2014 года произошло знаменательное событие для российского законодательства. Был принят закон о «контролируемых иностранных компаниях», иначе говоря, антиоффшорный закон. В ноябре документ был одобрен Советом Федерации и вступил в силу с 1 января 2015 года.

Если говорить коротко, то, согласно этому закону, использование оффшоров в России стало бессмысленным в связи с тем, что теперь появилась необходимость задекларировать всю цепочку проведенной операции.

Как известно, основная причина использования оффшоров – это даже не столько льготное налогообложение, сколько возможность сокрытия бенефициарных владельцев, утаить которых теперь закон об оффшорных зонах не позволяет.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, лица, которые являются владельцами зарубежных компаний или принимают в них долевое участие, должны незамедлительно сообщить об этом в налоговую службу. При этом данное предписание касается не только тех компаний, которые расположены в оффшорных зонах, а и резидентов любых других территорий.

Отдельно следует отметить само понятие «контролируемая иностранная компания» – КИК. Под
данным понятием подразумевается организация, которая не является налогоплательщиком в
российский бюджет, но контролируется им. Контролировать данную компанию будет физическое
или юридическое лицо, которое владеет определенной частью пакета акций этой компании. С
2016 года это 25%.

Ранее российские компании, владеющие указанным уставным капиталом в иностранном бизнесе,
должны были предоставлять отчет о прибыли, которая превысила 50 миллионов рублей.

С 2016 года данный показатель снизился до 30 миллионов, а к 2017 – и вовсе к 10 миллионам.

В случае несоблюдения данного предписания антиоффшорный закон предусматривает наказание. Минимальный штраф – 100 тысяч рублей. А в качестве максимальной меры пресечения незаконных действий избрано тюремное заключение сроком на 6 лет.

Дополнительно отмечается, что налоговым резидентом в РФ считается лицо, которое пребывает на территории страны более 183 дней из 12 месяцев налогового периода. Соответственно, данный закон не распространяется на тех российских граждан, которые проживают за рубежом. Более подробно о том, как работает оффшорный бизнес в России, можно почитать тут.

Таким образом, на сегодняшний день единственный законный способ владения оффшором без заявления о владельце – иммиграция. Но здесь возникает другой вопрос. Став гражданином любой развитой страны, к примеру, США или Великобритании, данному гражданину придется задекларировать в полном объеме весь доход, который он получает по всему миру. Здесь же следует отметить, что оформление второго гражданства без отказа от российского никак не влияет на обязательства гражданина перед российским налоговым законодательством.

Единственным способом сохранить конфиденциальность сведений является выезд в страну, где совершенно отсутствует подоходный налог. В данный момент к ним относятся Монако и ОАЭ, вопрос только в том, что ни один бизнесмен не может и не хочет проживать постоянно в этих странах. Отсюда можно сделать вывод: в ближайшие годы оффшорные схемы ожидает еще большее падение, что только на руку отечественной экономике.

Что такое оффшоры и как с ними работать: Видео

Борьба с оффшорами в России: краткий обзор законодательства

Внимание! С обзором закона о контролируемых иностраных компаниях (закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ) Вы можете ознакомиться по ссылке.

В последнее время в России был принят ряд нормативных актов, направленных на воспрепятствование использованию оффшорных компании российским бизнесом. Также наблюдается всплеск различных инициатив по этой проблеме на международном уровне. Рассмотрим основные правовые акты, регулирующие применение оффшоров отечественными предпринимателями.

История вопроса (списки оффшорных зон)

Важное значение в так называемом “антиоффшорном” регулировании играют списки оффшорных зон, которые применяются в России более 10 лет и составляются различными государственными органами. Нередко их называют “черными списками”. В России подобные списки составляются Центральным банком и Министерством финансов РФ.

Согласно статье 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях оффшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России. Во исполнение данной нормы 7 августа 2003 года Указанием Центрального банка №1317-У был утвержден перечень оффшорных зон.

Указанный перечень делит все юрисдикции на три категории с понижением респектабельности и доверия от первой к третьей группе в целях дифференциации порядка установления корреспондентских отношений с банками указанных в перечне стран.

К первой категории относятся наиболее респектабельные юрисдикции, среди них: Нормандские острова, Остров Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Черногория и другие.

Во вторую включены большинство “классических оффшоров”, в частности Белиз, Британские Виргинские Острова, ОАЭ, Сейшелы, Сент-Винсент, а также США (штаты Делавер и Вайоминг) и другие.

К третей категории относятся наиболее «одиозные» по мнению Центробанка оффшорные юрисдикции: Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру.

Обращаем внимание, что в указанном перечне ЦБ РФ отсутствуют такие популярные у российского бизнеса юрисдикции как Панама, Кипр и Люксембург.
Перечень оффшорных зон Центрального банка РФ используется исключительно в целях регулирования деятельности российских банков и распространяется только на них.

13 ноября 2007 года Министерством финансов России был принят свой список оффшорных зон, утвержденный Приказом №108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

В настоящее время список Минфина включает в себя 41 государство, в том числе основные оффшорные территории (Белиз, Британские Виргинские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сент-Винсент, Сейшелы и другие), также многие низконалоговые юрисдикции (Гонконг, ОАЭ, Мальта и другие).

Список Минфина имеет важное значение в двух основных случаях.

Во-первых, при получении российской организацией дивидендов от иностранной компании.

К дивидендам, полученным российскими организациями при условии владения не менее 1/2 капитала организации, платящей дивиденды в течение как минимум одного года, применяется ставка налога на прибыль ноль процентов. Однако она применяется только в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено рассматриваемый список оффшорных зон Минфина РФ. Если же нулевая ставка налога на прибыль не применяется, то доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций облагается по ставке 9% (пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ).

Во-вторых, согласно положениям статьи 105.14 Налогового кодекса РФ сделки с резидентами оффшорных зон являются контролируемыми, если сумма доходов по сделке за календарный год превышает 60 млн. рублей. Такие сделки контролируются налоговыми органами согласно положениям раздела V.1 Налогового кодекса РФ, в частности, на предмет соответствия цены сделки рыночному уровню.

Изменения 2013 года в законодательстве о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем

Федеральным законом от 28.06.2013 №134-ФЗ были внесены изменения в Закон от 07.08.01 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступили в силу с июля 2013 года.

Данными изменениями в российское законодательство впервые было введено понятие бенефициарного владельца — физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В части выявления истинных бенефициаров организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны собирать и обновлять информацию о своих клиентах – юридических и физических лицах, и идентифицировать их. Также они обязаны предоставлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) по запросу информацию об операциях клиентов, о движении денежных средств по счетам и о бенефициарных владельцах клиентов.

Установлена обязанность обновлять информацию о бенефициарных владельцах не реже одного раза в год.

Вместе с тем были внесены существенные изменения в статью 5 указанного закона, а именно расширен круг организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Помимо финансовых организаций, банков и страховых компаний, к таким организациям теперь относятся кредитные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

Кроме того, помимо указанных организаций, названный закон теперь распространяет свое действие и на следующие категории индивидуальных предпринимателей:

  1. являющихся страховыми брокерами;
  2. осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  3. оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Важно, что теперь такие организации могут применять меры по незамедлительному замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества при включении организации-клиента или физического лица в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.

Кроме того, законом предусмотрены основания для документального фиксирования информации вышеназванными организациями, например, обязательно должно фиксироваться совершение всех операций клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию ранее направлялся запрос о предоставлении сведений об операциях (сделках). В данный момент основаниями для документального фиксирования информации являются запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации и т.д.

Кредитным организациям предоставили право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Также им предоставлено право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по вышеуказанным основаниям.

Клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, обязали предоставлять указанным организациям информацию, необходимую для исполнения последними требований вышеназванного Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

В законе также установлено, что в случае, если в результате принятия предусмотренных законом мер по идентификации бенефициарный владелец не выявлен, то таковым может быть признан единоличный исполнительный орган клиента (директор, президент и т.д.).

По мнению судьи Арбитражного суда города Москвы Елены Николаевны Кондрат, вышеуказанная мера «является наиболее революционной и вводится в современное законодательство Российской Федерации впервые. Она позволяет осуществлять компетентными органами в рамках контрольной работы соотнесение декларируемых доходов физических лиц с их фактическими расходами в соответствии с информацией о движении средств по банковским счетам, а впоследствии выявлять соответствующие злоупотребления или правонарушения для последующего привлечения виновных либо к административной, либо к уголовной ответственности» (Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013).

Правовой статус бенефициарного владельца законодательством пока не определен: информация собирается в целях противодействия незаконным финансовым операциям. Возможно она будет использоваться для противодействия применению соглашений об избежании двойного налогообложения при осуществлении сделок с иностранными компаниями в тех случаях, когда такие компании создаются исключительно для получения льгот согласно международным налоговым соглашениям.

Что касается судебной практики, то на данный момент отсутствуют решения судов, связанные с реализацией мер по раскрытию истинных бенефициаров.

Тем не менее, уже существуют судебная практика, связанная с необходимостью раскрытия истинных бенефициаров оффшорных компаний, в частности владеющих недвижимостью в Российской Федерации. В качестве примера можно привести Определение Высшего арбитражного суда РФ от 09 января 2013 года N ВАС-14828/12 по делу N А40-82045/11-64-444.

В этом Определении суд указал, что регистрация права собственности на недвижимое имущество, находящееся в Российской Федерации, за юридическим лицом, зарегистрированным в оффшорной зоне и потому не раскрывающим публично своего конечного бенефициара, сама по себе не является правонарушением. Однако подобная юридическая организация владения недвижимым имуществом на территории Российской Федерации не должна приводить к тому, что права и законные интересы неограниченного круга третьих лиц окажутся ущемленными или нарушенными в результате их участия (в том числе, и недобровольного) в правоотношениях, другой стороной в которых выступает оффшорная компания.

В этом случае вследствие непубличной структуры владения акциями (долями) в оффшорной компании доказывание недобросовестности приобретения имущества или иных фактов, с которыми закон связывает защиту интересов третьих лиц, может быть существенно затруднено вследствие наличия в соответствующих иностранных правопорядках особых правил о раскрытии информации о бенефициарах оффшорной компании.

В связи с этим в ситуации, когда вопрос о применении положений российского законодательства, защищающих третьих лиц, ставится в отношении оффшорной компании, бремя доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, защищающих такую компанию как самостоятельного субъекта в ее взаимоотношениях с третьими лицами, должно возлагаться на саму оффшорную компанию. Такое доказывание осуществляется, прежде всего, путем раскрытия информации о том, кто в действительности стоит за компанией, то есть, раскрытия информации о ее конечном бенефициаре.

Таможенное законодательство

Помимо внесенных изменений в законодательство о противодействии незаконным финансовым операциям, в Российское таможенное законодательство также внесены «антиоффшорные» поправки.

В Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» была введена новая часть 12 статьи 86 (ФЗ от 28 июня 2013 года №134-ФЗ). В соответствии с этими дополнениями уполномоченному экономическому оператору откажут в предоставлении специальных упрощений, перечисленных в части 1 статьи 86 указанного закона в случае, если:

1) уполномоченным экономическим оператором осуществляется ввоз в Российскую Федерацию товаров, отправителем либо продавцом которых выступает юридическое лицо, зарегистрированное в офшорной зоне;

2) если оплата товаров, ввозимых уполномоченным экономическим оператором в Российскую Федерацию, осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны.

Очевидно, что во многих случаях вести деятельность напрямую от имени оффшорной компании, невыгодно. Целесообразно дополнительно использовать компании, зарегистрированные низконалоговых и так называемых “оншорных” юрисдикциях, с которыми заключены договора об избежании двойного налогообложения и которые не включены в перечни оффшорных зон.

Международное регулирование

Что касается основных «антиоффшорных» инициатив международного уровня, следует упомянуть о возможной ратификации Россией Конвенции ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) «О взаимной административной помощи по налоговым делам». Россия подписала указанную Конвенцию 03 ноября 2011 года с учетом Протокола от 27 мая 2010 года о внесении изменений в Конвенцию.

21 ноября 2013 года в Совете Федерации заместитель главы Министерства финансов РФ Сергей Шаталов в ходе парламентских слушаний о борьбе с уклонением от уплаты налогов, неналоговых и таможенных платежей заявил, что Правительство России в ближайшее время внесет в Госдуму проект закона о ратификации данной Конвенции. Однако по настоящее время Конвенция не ратифицирована.

По имеющейся на данный момент информации в Конвенции участвуют более 55 государств, включая большинство стран Европейского союза (включая Мальту, Люксембург, Нидерланды, Латвию, Эстонию), к Конвенции также присоединились и некоторые оффшорные юрисдикции, такие как Белиз. Княжество Лихтенштейн и Швейцарская конфедерация подписали указанную Конвенцию, но пока не ратифицировали ее. Кипр Конвенцию не ратифицировал.

Ожидается, что в Конвенции примут участие и зависимые британские территории, включая Британские Виргинские и Каймановы острова. Власти этих стран согласились еще в мае 2013 раскрывать данные о клиентах из Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании, между которыми уже действует многостороннее соглашение об автоматическом раскрытии налоговой информации.

В указанной Конвенции перечислено три основных вида сотрудничества налоговых инспекций и государственных органов разных стран. А именно:

  • обмен информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;
  • помощь по взиманию налогов, включая принятие мер обеспечения;
  • направление документов.

В Конвенции указано, что «стороны обмениваются любой информацией, в частности предусмотренной настоящим разделом, которая исключительно относится к исчислению и сбору налогов, взысканию и исполнению налоговых требований, и преследованию путем административного или судебного разбирательства».

Важно отметить, что в Конвенции предусмотрена возможность автоматического обмена вышеуказанной информацией. Конвенция применяется ко всем основным видам налогов — федеральным, региональным и местным.

Таким образом, после ратификации Конвенции у ФНС РФ может появиться достаточно широкая нормативная база по взаимодействию с зарубежными налоговыми инспекциями и государственными органами. Однако, как отмечает заведующий лабораторией развития налоговой системы Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Наталья Юрьевна Корниенко, «все возможности Конвенции могут так и остаться на бумаге, если не будут разработаны внутрироссийские процедуры ее применения» (http://www.iep.ru/ru/kommentarii/prisoedinenie-rossii-k-konvencii-soveta-evropy-i-oesr-o-vzaimnoi-administrativnoi-pomoschi-po-nalogovym-delam.html).

Помимо указанной Конвенции обмен налоговой информацией в мире осуществляется на основании международных договоров: соглашений об избежании двойного налогообложения и соглашения об обмене налоговой информацией.

Информация о заключенных государствами налоговых соглашениях доступна на сайте www.eoi-tax.org. В качестве примера приведем, что Белиз имеет 28 соглашений, BVI – 25 соглашений, Сейшелы – 35 соглашений, Панама – 24 соглашения, Гонконг – 29 соглашений, Кипр – 51 соглашение, Великобритания – 147 соглашений.

Россия в настоящий момент заключила 89 соглашений об избежании двойного налогообложения, при этом не подписала ни одного соглашения об обмене налоговой информацией, несмотря на неоднократные заявления представителей Министерства финансов о намерениях сделать это.

Однако в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014-2016 годы запланирована разработка Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями и дальнейшее проведение переговоров о заключении соответствующих соглашений с данными юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения.

Ближайшие перспективы

Тема борьбы с минимизацией налогообложения посредством оффшорных компаний все чаще поднимается в заявлениях официальных лиц.

Так, по заявлению аудитора счетной палаты Сергея Штогрина в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Применение субъектами экономической деятельности трансфертного ценообразования и использования оффшорных компаний с целью уклонения от уплаты налоговых, неналоговых и таможенных платежей» отток капитала из РФ за 6 месяцев 2013 года составил $27.9 млрд.

Аудитор также сообщил, что в последние три года происходит рост внешнеторговых операций с оффшорными компаниями. Объем оформленных товаров по таким внешнеторговым контрактам составил в 2010 году $242 млрд, в 2011 году — $305 млрд, в 2012 — $321 млрд.В своем докладе он отметил, что объем внешней торговли с оффшорными зонами в первом полугодии 2013 года составил 33.8% от всего объема внешнеторгового оборота РФ.

При этом 26 июня 2013 года Министр финансов А. Г. Силуанов защитил право компаний на оффшоры, заявив, что не столь важно, где зарегистрирована компания, важно, не уклоняется ли она от уплаты налогов. Офшорные юрисдикции намного удобнее с точки зрения права, подчеркнул министр: они необходимы для ведения бизнеса в той или иной стране.

Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в 2013 году подтвердил курс на “деоффшоризацию” отечественной экономики. Президент отметил, что в 2012 году через оффшоры были реализованы российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, что составляет пятую часть всего экспорта, половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлись на оффшоры.

Также было заявлено о необходимости запрета на оказание господдержки офшорным компаниям и заключение с ними муниципальных и государственных контрактов.

Согласно поручениям Президента Минфин РФ в настоящее время готовит соответствующие законопроекты и рассчитывает, что в Налоговый кодекс РФ будут введены два новых понятия — «налоговое резидентство юридических лиц» и «контролируемые иностранные компании».

Как следствие, иностранные компании, принадлежащие гражданам РФ и фактически управляемые с территории РФ, могут быть признаны плательщиками российского налога на прибыль, что таит в себе большие риски. Данная мера направлена на зарубежные компании, которые “на бумаге” зарегистрированы за рубежом только для применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения, но их управление фактически осуществляется из России.

Это делает все более актуальным для бизнеса вопрос создания эффективного присутствия (substance) менеджемента иностранной компании на территории страны регистрации.

Что касается контролируемых иностранных компаний, то предполагается, что если российская компания или физическое лицо контролирует оффшорную компанию, получающую так называемые пассивные доходы (проценты, дивиденды, роялти) и не распределяет их в пользу российского собственника, то такие доходы в этой офшорной компании должны подлежать налогообложению в России.

Для эффективного налогового планирования необходимо внимательно следить за законопроектами и предстоящими изменениями в законодательстве. До 1 июля 2014 года Правительство должно подготовить перечень мер, направленных против использования оффшорных схем в деятельности российских компаний и представить их Президенту.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что дальнейшие изменения в законодательстве будут плавными и последовательными. Основным условием “деоффшоризации” не могут быть запретительные меры, а бизнес перестанет уходить за рубеж, только если в России будут созданы соответствующие налоговые условия и благоприятный предпринимательский климат.

Путин подписал закон, разрешающий приватизацию подконтрольным офшорам юрлицам

Закон также уточняет регулирование вопросов, связанных с определением круга субъектов, подпадающих под понятие «иностранный инвестор»

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий подконтрольным офшорным компаниям юрлицам приватизировать предприятия. Об этом сообщает официальный сайт Кремля.

Путин: РФ может рассмотреть продление льгот по налогам в ТОРах для иностранных инвесторов

Власти Крыма планируют приватизировать два государственных винзавода

Путин: Россия надеется на изменение структуры своей экономики благодаря инвестициям

«Снят запрет на участие в приватизации в качестве покупателей юридических лиц, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль», — говорится в сообщении.

Подписанный закон также уточняет регулирование вопросов, связанных с определением круга субъектов, подпадающих под понятие «иностранный инвестор», в целях применения ряда федеральных законов. Иностранные организации, находящиеся под контролем граждан РФ и (или) российских юридических лиц, и иностранные граждане, имеющие также гражданство Российской Федерации, исключаются из числа лиц, на которых распространяется понятие «иностранный инвестор», предусмотренное Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Уточняются также предусмотренные этим законом определения понятий «иностранная инвестиция» и «контролируемое лицо».

Изменения, которые вносятся в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», ставят применение ряда положений этого закона в зависимость от того, предоставляет ли иностранная организация информацию о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. С учетом того же обстоятельства скорректировано и положение Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливающее запрет на участие офшорных компаний в приватизации государственного и муниципального имущества в качестве покупателей.

Как действует закон об оффшорах в России

В России борьба с оффшорными капиталами ведётся на законодательном уровне. Так, согласно Налоговому кодексу, операции, осуществляемые с резидентами оффшоров, контролируются государством. При этом данная мера действует в случае, если доход по осуществляемой сделке превосходит 60 миллионов рублей.

Также закон об оффшорах регулирует процесс налогообложения дивидендов, которые перечисляются российским компаниям от иностранных организаций. Если зарубежная компания входит в список оффшорных зон, установленных Министерством финансов, то полученные дивиденды налогооблагаются по ставке 9%.

Как контролируются денежные средства

В России установлен ряд законов, сопутствующих мерам, принятым в отношении оффшорных зон.
Одним из таких правовых ограничений является закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Следуя данному закону, Российское государство не просто уполномочено отслеживать иностранные компании,собственниками которых являются лица нашей страны, но и тщательнее проводить проверку всех акционеров организации. Суть в том, что зачастую директора российских компаний, находящихся за границей, практикуют «дистанционное» управление своей фирмой. Проще говоря – через третьих лиц. В законодательстве данные лица получили наименование бенефициарных владельцев. Российский закон обязует индивидуальных предпринимателей подавать сведения в Росфинмониторинг о бенефициарных владельцах своих компаний не менее 1 раза за год.

Текущий закон об оффшорах распространяется на все возможные организации, осуществляющие операции с имуществом или денежными средствами. Например: банки, компании осуществляющие страховую деятельность, кредитные объединения, негосударственные пенсионные фонды, сотовые операторы, самостоятельно оказывающие услуги радиотелефонной связи. Плюс ко всем перечисленным компаниям в этот перечень входят частные предприниматели, занимающиеся скупкой-продажей драгоценных камней и металлов, ювелирных украшений, а также предприниматели-посредники участвующие в сделках покупки и продажи недвижимости и страховые брокеры.

Таким образом, согласно закону об оффшорахвсе вышеперечисленные лица и организации обязаны предъявлять информацию о проделанных операциях и сделках клиентов.

Вступил в силу новый закон РФ об оффшорах

Дата новости: 12 Дек 2014

Госдумой РФ 18 ноября этого года был одобрен законопроект о деоффшоризации. Закон приняли в двух чтениях. Депутаты каждой из фракций активно участвовали в его разработке. Текст документа опубликован на официальном портале для государственной правовой информации. Закон был одобрен Советом Федерации, подписан Президентом и 25 ноября вступил в силу.

Согласно новому законопроекту все налогоплательщики обязательно должны будут предоставлять сведения об участии в иностранных компаниях. Налоговое законодательство пополнилось терминами «контролируемая сторона» и «контролирующее лицо». Согласно закону налоговые резиденты РФ получили обязанность декларировать прибыль, получаемую от участия в иностранной компании. В качестве контролирующего может выступать как физическое, так и юридическое лицо, участвующее в формировании капитала иностранной компании. Доля юридических лиц должна быть более 25% от совокупного бюджета компании, тогда как для физических лиц с учетом долей представителей семьи (жена, несовершеннолетние дети) цифра может превышать 50%.

Для подтверждения суммы прибыли контролируемой компании предусматривается предоставление налоговыми резидентами соответствующей декларации. Данные требования относятся к иностранным предприятиям, чьи доходы превысят указанные суммы: в 2015 году это 50 млн. рублей, в 2016 и 2017 годах — 30 и 10 млн. рублей соответственно.

В тексте Закона о деоффшоризации упоминаются также условия, позволяющие считать компанию контролируемой. Речь идет о зарубежной структуре, контроль за деятельностью которой осуществляется налоговыми резидентами РФ. Также в этот список вошли фонды, трасты и международные партнерства.

Стоит отметить, что «неконтролируемой» иностранная компания будет считаться в случае, если сумма эффективной ставки налога на прибыль, вырученную компанией за прошедший год, составит 75% и выше от средневзвешенной налоговой ставки. Попытки уклонения от уплаты налога, а также намеренное уменьшение базы налога за счет сокрытия всей суммы прибыли повлечет налоговую ответственность и штраф в размере 20% суммы неоплаченного налога. Сумма штрафа при этом не может быть менее 100 тысяч рублей.

Еще по теме:

  • Под залог недвижемости кредит Денежный кредит под залог НЕДВИЖИМОСТИ Альтернатива Сумма от 200 000 до 30 000 000 рублей под залог недвижимого имущества. Гражданство РФ • Возраст от 20 до 85 лет* • Клиент официально трудоустроен (имеет постоянный доход); • Клиент имеет постоянную регистрацию на территории Российской […]
  • Ребусы как решать правило Ребусы как решать правило поиск по маске л?д?а поиск по части определений ванил морож Правила разгадывания ребусов, как решать? Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. Было "ШПРИЦ" стало "ПРИЦ". Перевернутая запятая справа означает […]
  • Адвокат тахир Аресты по делу «ТФБ Финанс»: «Мещанов — сам пострадавший вкладчик, у него 12 млн сгорело» Свидание в храме Фемиды, отвод судье и 2,5 тысячи подписей за свободу обвиняемым Под стражей еще на три месяца оставил казанский суд экс-зампреда «Татфондбанка» Сергея Мещанова и двух его коллег из […]
  • Коллектор с отсекающим краном Коллектор с отсекающими кранами Скачать чертежи (VTc.580.N) Никелированный коллектор для воды и других сред, неагрессивных к материалам изделия. Корпус изготовлен из качественной сантехнической латуни марки CW617N (европейский стандарт ЕN 12165). Имеет выходы диаметром ½" с наружной […]
  • Река суда вологодская Фото: Ольга Елисеева Фото: Ольга Елисеева Фото: Ольга Елисеева Фото: Ольга Елисеева Фото: Ольга Елисеева Су́да – река в Европейской части России, в Вологодской области; правый приток р. Шексны (бассейн Волги). Суда берёт начало при слиянии рек Ножема и Колошна в северо-западной […]
  • Выплата жилищной субсидии военнослужащим Жилищные субсидии военнослужащим: социальные выплаты, ЕДВ, ГЖС Жилищная субсидия военнослужащим - это единовременная денежная выплата (ЕДВ), которая выдается на приобретение готового жилья или его строительство. Это сравнительно новая форма обеспечения жильем в виде социальной выплаты […]
  • Кассация в арбитражном суде Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 1999 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (с изменениями и дополнениями) Постановление Пленума Высшего […]
  • Налог на техобслуживание Кто обязан платить НДС? Организации на ОСНО В первую очередь платить НДС обязаны организации и ИП на общей системе налогообложения. Каждый квартал такие компании сдают отчетность по НДС, а с 2014 года делать это нужно в электронном виде через интернет. Справиться с этой задачей помогает […]