Правило десятикратных затрат это

Пояснения к понятию начальная грамотность

Однажды в одной дискуссии обрывком прозвучала фраза … правило десятикратных затрат…. Не будем гадать, к какой области знаний она принадлежит. Когда начинаешь размышлять на эту тему и находишь собственные примеры из практики, то правило начинает «оживать», преобразовываться, наполняться другим содержанием и превращаться в нечто совсем другое.

Итак, правило десятикратных затрат можно применить к изготовлению продукта, чтобы добиться высокого качества и дальше должны пойти экономические расчеты, но мы не будем на этом останавливаться, поскольку эта статья не из области экономики (а может и из этой области тоже?). Переформулируем это правило следующим образом: правило десятикратных (стократных) затрат будет действовать при исправлении ошибки, допущенной в начале. (Вот здесь и появляется понятие «начальной грамотности». Кто не знает начала – тот не понимает и конца. Грузинская пословица).

Сколько нужно потратить средств (сил) на исправление ошибки, если этот «продукт» нельзя просто выкинуть, а нужно обязательно исправить ошибку? Если речь идет об ошибках, допущенных в отношении учеников школы, в отношении взрослых людей? Какова цена ошибки? Или вечный (философский) вопрос, какой ценой достигается результат? (Цель оправдывает средства?)

Приведу примеры. Дидактическая ошибка – учим детей начальной школы безотрывному письму – получаем проблемы с почерком, которые приводят и к орфографическим ошибкам. Увеличиваем объем работы учителям, логопедам и психологам.

Другой пример. Несоответствие программ обучения (высокий/низкий уровень сложности, несоблюдение сензитивных периодов развития детей, отдельные методические ошибки и т.д.) приводят часто к искусственному порождению детей с задержкой психического развития и детей с девиантным поведением. Кто и сколько (по времени и по затратам сил) будет исправлять эти ошибки?

Примеры относятся к начальному обучению. Что в начале закладываем, то и получаем в конце. Неисправленные ошибки накапливаются как снежный ком, спущенный с горы. Это хорошо знают психологи и психотерапевты, которым приходится исправлять ошибки, допущенные кем-то еще в детстве. И если при изготовлении с ошибкой какого-либо продукта в материальной сфере, можно либо исправить, либо выкинуть испорченный продукт, то в социальной сфере «человека» выкинуть нельзя.

Третий пример. Неверно выбранные формы контроля успеваемости могут привести к снижению общего уровня образования в стране.

И чем большее количество человек затрагивает неправильно принятое решение и его исполнение, тем большее (стократное) количество затрат должно быть потрачено на восстановление ошибок. (Ср. «Шоковая терапия» в принятии политических решений. «Шок» есть, а если «терапии» нет?). Это путь хаоса. Когда количество неисправленных ошибок, значительно превышает возможности (или желание, осознание) их исправления.

Другой путь – концептуального направления (а не управления). («Направь и укрепи!» или «Укрепи и направь!»). Под словом «укрепи» понимаем – исправь ошибки, допущенные на предыдущих этапах, а иначе, и направлять куда-либо не стоит, поскольку есть опасность выработки все новых и новых ошибок.
Третий путь – обратного направления. Вернуться назад на тот этап развития, в котором было допущено меньше всего ошибок, опереться на самые сильные, лучшие стороны этого этапа и дополнить актуальными задачами современного развития.

Примеры можно приводить из разных областей, но я приведу пример из области начального обучения грамотности. Четыре года ученика обучают чтению, и он читает быстро, но понимает совсем мало из прочитанного. Он переходит в пятый класс. Кто-нибудь будет исправлять эти ошибки? Предусмотрено ли в смете «гарантийное образование»? Ведь этого ученика нужно вернуть на тот этап обучения, который был неверно отработан, и начать его обучать заново и правильно. Это и есть путь обратного направления. А мы все бежим вперед, не оглядываясь, допуская все новые и новые ошибки. Конструктивным выходом из этого положения можно предложить разработку индивидуального образовательного маршрута ученика на определенный период. Но это требует дополнительного финансирования.

Почему так важен период начального обучения? Потому что в этот период еще можно исправить допущенные ошибки, но с каждым годом это делать все сложнее и сложнее.

На практике часто бывают исключения из правил, которые надо рассматривать отдельно и очень внимательно, поскольку именно они могут, как в увеличительном стекле, отражать сделанные ошибки и подсказывать пути их исправления.

***
Книгу с аналогичным названием можно скачать в любом формате на ваши электронные устройства, а также приобрести бумажный вариант в издательстве ridero.ru

Ж. Личность и культура №2 – 2010. — C.46
Можно подписаться на этот журнал. Индекс в Каталоге Агенства «Роспечать» 72265

Невозможно рассматривать развитие личности ребенка в отрыве от семьи, семьи от общества, общества от вселенских, космических процессов. Хотим мы или не хотим, а закономерности, заложенные в устройство мироздания, так или иначе, влияют на обучение, воспитание и развитие личности. Ребенок в процессе воспитания должен в первую очередь оставаться живым, непосредственным и уметь пронести (сохранить) «детство» на долгие годы.

Изложу теорию Опарина о происхождения жизни, не с точки зрения биолога, химика или физика, а с точки зрения педагога. Для педагога, по моему убеждению, представляет главную ценность – 1) понимание того, что необходимо первоочередно развивать в детях, и каким способом это делать; 2) как добиться естественного развития детей. Ответы на эти вопросы я и попыталась найти в теории Опарина.
Момент перехода от неживого к живому является решающим с методологической, или философской, точки зрения. Именно этот момент перехода и будет интересовать меня как педагога в теории происхождения жизни, может быть именно эта теория сможет объяснить, когда, в каких случаях педагоги допускают ошибки, превращая живого, непосредственного ребенка в послушного «неживого робота».

Кратко перескажу логику происхождения жизни.
1.Жизнь рассматривается как явление, естественным образом возникшее из неживой природы.

2.Опарин в Москве (1924) и Холдейн в Кембридже (1929) независимо друг от друга утверждали, что последние достижения геохимии ….. позволяют представить процесс происхождения систем, которые могут быть названы «живыми».

3. Опарин обращал внимание на то, что организмы состоят из органических соединений, обладающих более сложной структурой, чем те продукты, которые они производят. Поэтому логичнее считать, что некоторые органические соединения по времени предшествовали живым организмам и сыграли важную роль в их происхождении.

4. Общей идеей всех вариантов теорий возникновения жизни было необходимое условие – ее отсутствие. Причем и сами законы природы претерпевали изменение. С возникновением жизни законы неживой природы сменились биологическими, а с появлением человека возникли законы социальные.

5. Опарин предположил, что органика (возможно, углеводороды) возникла в океане из более простых соединений. Разнообразие простых соединений в океанах, большая водная площадь, обилие солнечной энергии, образовали, по мнению Опарина, тот «первичный бульон», в котором стали возникать органические соединения.

6. У Опарина жизнь возникает на уровне многомерных структур – коагулянты – гели – коацерваты. Возник круговорот веществ, который привел к круговороту и органических веществ, т.е. из взаимных превращений абиотических веществ образовались процессы синтеза и распада органики, стали сохраняться более устойчивые соединения и распадаться малоустойчивые.

7. В1936 г. Опарин дает описание коллоидной фазы возникновения жизни.

8. Переход к живому происходит тогда, когда на смену «соревнованию в скорости роста приходит борьба за существование». Возникновение и обострение этой борьбы есть результат нехватки запасов «предбиологического» органического материала, которым «питаются» коацерваты. Эта нехватка приводит к существованию различных путей получения пищи, организмы разделяются на автотрофные и гетеротрофные еще до перехода к биологическому уровню развития. При иссякании запасов органического материала вне коацерватов вступали в действие «естественный отбор» и другие биологические факторы, происходил переход к организмам.

9.Бернал в 1969 г. подчеркивал, что, если жизнь начала развиваться как единство процессов синтеза и деструкции органического вещества, то вряд ли она была связана с простейшими организмами. Значит, жизнь появилась раньше живых организмов. Для Опарина жизнь – это процесс, поток, обмен веществ в материи, и потому он не может быть отождествлен с какой-то застывшей формой (ДНК).

10.Согласно нескольким гипотезам о предбиологических системах, решающая роль при превращении неживого в живое принадлежит белкам. Коацерватная гипотеза Опарина, относящаяся к этой стадии жизни, достаточно разработана.

11.Из-за амфотерности молекул белка они способны образовывать коллоидные гидрофильные комплексы, т.е. притягивать к себе молекулы воды, которые создают вокруг них оболочку типа эмульсии. При слиянии таких комплексов друг с другом образуются коацерваты (лат. накопленный, собранный), отделяющие коллоиды от остальной водной среды. В разных местах этот «первичный бульон» отличался, и образовывались различные коацерваты, являющиеся сырьем для «биохимического естественного отбора». В самих коацерватах происходили дальнейшие химические реакции, при поглощении ими ионов металлов образовывались ферменты. Вдоль границ выстраивались сложные углеводороды, напоминающие мембраны клетки, которые обеспечивают некоторую стабильность.

12.Судьба коацерватной капли определялась тем, какой процесс в ней оказывался преобладающим – роста или распада. Поскольку среда, в которой они образовывались, мало отличалась по своему составу, то сохранение устойчивости не испытывало затруднений.

13.Отличающееся от среды распадалось, а то, что не особенно отличалось от среды, сохранялось и росло. Так происходил отбор капель, наиболее устойчивых в данных условиях. Миллионы лет шел отбор коацерватных капель, бесчисленное их число растворилось в мировом океане, и лишь малая часть сохранилась.

14.Достигнув определенных размеров, одна капля могла распасться на дочерние, и те из них, которые соответствовали по структуре материнской, росли дальше, а резко отличные – распадались. В процессе длительного отбора сохранялись только те капли, которые не теряли своей структуры, т.е. приобрели свойство самовоспроизведения.

15.При попадании в коацерват способной к воспроизведению молекулы и внутренней перестройки липидной оболочки могла образоваться и простейшая клетка. Процесс мог развиваться и привести к образованию простейшего организма, питающегося органическими веществами из первичного бульона.

16.Появление самовоспроизведения закрыло этап предыстории развития жизни. Коацерватная капля стала живым организмом, открылась возможность прогрессивной эволюции.

Из логики этого построения вытекают два вывода:
1. В начале зарождения жизни (в предбиологический период) происходил рост и сохранение среде подобных;

2. Для сохранения жизни на Земле необходим рост и сохранение себе подобных средою (т.е. создание условий для развития живых систем, которые сохранили начальную первичную структуру в себе или первичную структуру, соответствующую космическому строению мироздания)

Каков вывод для педагога? 1. Создание такой обучающей среды, при которой возможно выявление «живых систем», живущих в соответствии с первичной структурой мироздания.

Условия мы создаем для того, чтобы каждый ребенок смог найти (почувствовать, ощутить, осознать) свой природный, естественный, только ему заданный ритм. Ученик может быть холериком, флегматиком, сангвиником, меланхоликом, он может иметь смешанный тип нервной системы и это, конечно, отражается на результатах его учебной деятельности. А как мы можем определить, работает ли ученик в своем ритме? Прежде всего, по итогам обучаемости, но не сиюминутным результатам, а по динамике, на протяжении длительного отрезка времени, например, учебного года или целого периода обучения (начальная школа, средняя, старшая).

Если динамика результатов учебной и воспитательной работы положительная (при условии, что мы учитываем параметры естественного развития речемыслительной деятельности), значит, по отношению к этому ученику мы правильно выстраиваем свои педагогические действия, если нет, то ищем разные подходы и формы обучения. Индивидуализация в образовательном процессе заключается, с одной стороны, в принятии особенностей каждого ученика, а с другой стороны, в поиске необходимых приемов воспитания и обучения, адекватных естественному развитию школьника.

Если обратиться к трудам Выготского Л.С., то в них мы найдем подтверждение наших выводов. Под развитием ребенка он понимал диалектический процесс, в котором переход от одной ступени развития к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. В переломные периоды происходят позитивные изменения личности, составляющие главный и основной смысл всякого критического возраста. Развитие характеризуется именно наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и всякий раз требуют особой меры. Л. С. Выготский в результате подробного анализа все теории детского развития свел к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование природных задатков. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях.

Под возрастными новообразованиями он понимал тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Задача педагога и родителей – быть внимательным к каждому ребенку (независимо от его успехов в учебной деятельности), потому что каждый из них может оказаться носителем начальной первичной структуры мироздания.

Высшая цель работы педагога, родителя и любого человека, живущего на этой планете может быть сформулирована как сохранение жизни на Земле через сохранение «носителей этой «космической» жизни. И в этом же будет заключаться определение начальной грамотности в широком смысле слова.

Каждый человек совместно с обществом, в котором он живет, проходит свой путь исканий, открытий и верований.

Известное всем: «В начале было слово…»

и другой вариант: «Ощущаю опять и снова
и блаженствую, ощутив,
что в Начале отнюдь не слово,
а мелодия и мотив». (И.Губерман)
и еще:
Начало жизни было – звук.
Спираль во мгле гудела, пела,
Торжественный сужая круг,
Пока ядро не затвердело.

И все оцепенело вдруг.
Но в жилах недр, в глубинах тела
Звук воплотился в сердца стук,
И в пульс, и в ритм вселенной целой.

И стала сердцевидной твердь,
Цветущей, грубой плотью звука.
И стала музыка порукой
Того, что мы вернемся в смерть.

Что нас умчат спирали звенья
Обратно в звук, в развоплощенье.
(1916-1955 Нат. Крандиевская-Толстая. Памяти Скрябина)

Итак, начальная грамотность в широком смысле слова – это осознание начала , движущих сил и вечности мироздания.

Правило десятикратных затрат это

1. Цели и задачи дисциплины «Ук». Ук тесно взаимосв с др дисц.: маркетинг,управление проектами,произв,персоналом. При изуч дисц рассм один из важ аспектов общ упр предпр относящ к качеству.Поэтому при изуч дисц мы оперир понятиями и терминами науки управления. УК тесно взаимосв со стандартизацией — основой нормативной базы, где излагаются требования к кач и порядок оценки кач. Постоянно расширяется перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, повышается конкурентоспособность прод, поэтому без знаний основ сертификации, основ качества невозможно выработать конкурентную стратегию.

2. Актуальность проблемы качества. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности. Отлич конкур от кач: оценку конкур дает потребитель, оценку кач работн.,Конкур-ть прод м опред только путем сравнен ее с аналог товаром др.фирм на данн рынке. Кон-ть носит времен характер и зави от ЖЦ. Происходящие в мировой экономике процессы привод к изменен роли кач-ва в обеспечении конкурен-ти. Среди процессов выд: Увелич предлож потребит,ухудш эколог обстановки, усиление влиян на кач внеш для фирм факторов. Кач продукта станов критич-м показат конкур-ти.Возраст-я конкур заставл произв приспосабл прод и усл к треб все более узких групп потреб. Обостр-ся экономич пробл. Усилив междун распр лидерства комп в обл кач.

3. Многоаспектность качества. Кач жизнедеят-субъективно-объективная хар-ка,раскрываемая ч/з степень удовлетв пост меняющихся потребностей инпотр(кач внеш среды,здоровья,коммуник,кач.познания и развития личности, кач.продуктов труда) и аутпотр(кач труд деят,отдыха) Различ техническое кач и функциональное кач. Технич-то что предост-ся фирмой как товар, Функц-кач того, как фирмой поставляется техническое качество.

4. Основные понятия в области качества: Продукция-материальный рез-т хозяйственной деятельности предприятия. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.кач опред рядом его сост-спираль или петля кач-ва-это замк послед мер, опред кач товаров или проц на этапе их пр-ва и потребл. Петля кач вкл: Марк проектир планир закуп произв проверка упаковка хранен продажа монтаж обсл послепр деят утилизация. Спираль кач-ва— пространст модель, показ-я процесс УК как повторяющ циклы петли кач-ва с повыш кач продук после кажд успешн цикла управления.

Показ кач-ва-колич хар одного или неск св-в продук сост ее кач-во,рассм применит к опред усл-ям ее созд,эксп и потребл.различ единич,комп и интегр показ кач-ва. УК- действия, осуществляемые при созда-нии, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. УК осущ путем реализ управленч функций. Состав функций УК: политика в обл кач-ва,планирование в обл кач, Обучен и мотивац персонала, контроль кач, принят реш руковод, реализ меропр и т.д. Эти функции тесно связаны м/д собой и их последовательная реализация представляет собой процесс УК.

Сист кач-ва— это структурированный набор документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который включает политику в области качества, руководство по качеству, методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции (протоколы, формы отчетов, описания работ и др.). Обеспечение качества – совокупность планируемых и систематических осуществляемых процессов, процедур, операций и отдельных мероприятий необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

5. Этапы формирования качества. Правило десятикратных затрат.

«Правило десятикратных затрат» показывает, что затраты на корректировку качества при переходе от одного этапа ЖЦ к другому меняются на порядок.

отношение затрат на провед.изменений

Этапы формирования качества:

Чем раньше будет скорректирован параметр качества, тем меньше времени и средств потребуется для получения продукта с заданным параметром качества.

6. Факторы, влияющие на качество, условия формирования факторов качества.

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально — психологические. Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции. Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала. Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. Социально — экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.

7. Показатели качества, их классификации при оценке уровня качества.

Для управления качеством продукции и его повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Качество продукции может быть выражено через показатели качества. Показатель качества продукции (ПКП) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Номенклатура ПКП зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура более многочисленна. ПКП важны при определении уровня качества продукции. Уровень качества продукции — это относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений ПКП оцениваемой продукции с базовыми значениями основных показателей, то есть значениями ПКП, принятыми за основу при сравнительной оценке ее качества. За базовые значения могут быть приняты ПКП, указанные в нормативной документации (при контроле качества продукции), а также ПКП лучших отечественных и зарубежных образцов (при определении конкурентоспособности продукции). Под конкурентоспособностью продукции понимают степень превосходства продукции с точки зрения потребителей над другими товарами аналогичного назначения. Показатели качества: по характеризуем св-ам: п.назначения- опр полез эф-кт от использ продуктов по назнач и обл их использ., п.надежности-св-во объекта выполнять установл.функции, сохраняя свои пок-ли в задан пределах в теч треб промеж врем.,к нему относ: безотказн-св-во объкта сохранять свою пригодность к использованию по назначению в теч задан врем с т.зр. надежности объекта(невосстанавливаемые и восстанавливаемые).ремонтопригодность — приспособленность продукта к предупреждению, обнаруж и усранен отказа. Сохраняемость- св-во поддерж свои параметры в теч задан срока. Долговечн- св-во продукта длительно сохранять способн исп-я по назнач до своего пред состояния. Показатели технологичности, эргономические(гигиенич, антропометр, физиолог и психолог),эстетич показ, показ стандарт и унифик.патенто правов показ(патент защиты и патент чистоты)экономич показ-условно-внутр и усл-внеш. И критич показ(опред требов к охр окр среды, по безопасн чел, треб связ с защитой техн объект от повр и с наруш их норм функционир.) По способу выр:в натур един,,в стоимост един. По колич характер св-в:единичн компл интеграл,определ-е, По оц Ур-ня кач-ва:базовые относит,По стадии: прогнозир,проектные, производств, эксплуатац. Свойство продукции — это объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании и эксплуатации (потреблении). Единичный ПКП — это ПКП, характеризующий одно из ее свойств продукции. Комплексный ПКП — это ПКП, характеризующий несколько ее свойств продукции, Определяющий ПКП — это ПКП, по которому принимают решение оценивать качество продукции. Интегральный ПКП — это ПКП, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление).

8. Методы определения показателей качества. в соответствии с ГОСТ ом существует 6 методов определения ПКП. ИЗмIерuтельный метод определения ПКП осуществляется с помощью технических средств измерений.

Регистрационный метод определения ПКП осуществляется на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Расчетный метод определения ПКП осуществляется использованием теоретических и (или) эмпирических зависимостей ПКП от параметров продукции. Органолептический метод определения ПКП базируется на анализе восприятия органов чувств. Экспертный метод определения ПКП строится на основе решения, принимаемого экспертами. Социологический метод определения ПКП предполагает сбор и анализ мнений фактических или возможных потребителей продукции. Методы оценки уровня качества продукции одного вида могут быть: дифференциальным, комплексным, смешанным. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции основан на использовании единичных ПКП. Показатель качества оцениваемой продукции Р! сопоставляется с показателем качества базового образца Комплексный метод оценки качества продукции предусматривает использовании комплексных ПКП; смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных ПКП. Статистический метод оценки качества продукции осуществляется на основе определения значения ПКП с использованием правил математической статистики.

9. Методология оценивания качества. Все метод дел на 2 группы: по способ получ инфы: измерит, основан на инф, получ с использ измерит приборов, регистрац исп-т инфу, получ на основе подсчета или регистр числа опред событий, расчетные исп теоретич и эмпирич зависимости показат кач продук от параметр прод., органолептич базир на анализе воспр органов чувств и методы по источн получ инфы: традиц (инфа формир в проц испытан продук) эксперт метод(на осн мнения эксп) Социолог-й метод( сбор и анализ мнений фактич и возм-х потребит продукции).

10. Методы оценки уровня качества. Технический уровень и его оценка.

Все метод дел на 2 группы: по способ получ инфы: измерит, регистрац, расчетные, органолептич и методы по источн получ инфы: традиц(инфа формир в проц испытан продук) эксперт метод(на осн мнения эксп) Социолог-й метод( сбор и анализ мнений фактич и возм-х потреби продукции). Технический уровень — относительная характеристика технического совершенства продукции — совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции. Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню устанавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов. Базовый образец — это образец продукции, представляющей передовые научно-техническое достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции. Этапы оценки технического уровня включают: 1. Определение номенклатуры показателей, необходимых для оценки. 2. Формирование группы аналогов и установление значений ихпоказателей.3. Выделение базовых образцов из группы аналогов.4. Сопоставление оцениваемого образца с базовым. В результате оценки продукцию относят к одному из 3-х уровней:- превосходит мировой уровень; — соответствует мировому уровню; — уступает мировому уровню. По степени дефектности продукцию делят на годную и дефектную. Годная продукция — Это продукция, удовлетворяющая всем установленным правилам. Дефект (в дальнейшем Д) — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефектное изделие — это изделие, имею шее хотя бы один Д. Явный Д. — это Д., дЛЯ выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Скрытый Д. — это Д., для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства. Критический Д. — это Д., при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо. Значительный Д. — это Д., который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим. Малозначительный Д. — это Д., который существенно не влияет на использование продукции по назначению и на ее долговечность. Устранимый Д. — это Д., устранение которого технически возможно и экономически целесообразно. Неустранимый Д. — это Д., устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно. Брак — это продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия Д.Исправимый брак — это брак, все Д. в котором, обусловившие забракование продукции, являются’ устранимыми. Неисправимый брак — это брак, в котором хотя бы один из дефектов, обусловивших забракование продукции, является неустранимы..Сорт продукции- это градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией.

11. Основные этапы развития деятельности по управлению качеством. Эволюция мышления в области качества связывается с выделением 5 фаз или 5 звезд качества ( фаза отбраковки, фаза контроля качества, управления качеством, менеджмента качества, качества среды).Эти фазы формировались под давлением противоречий между внутренними и внешними целями производителя. Внешняя цель- обеспечение качества продукции и укрепление положения производителя на рынке. Внутренняя цель — повышение эффективности производства и рост прибыли. Это противоречие решалось по-разному на каждой стадии развития производства, рынка и общества.1 фаза — отбраковки. В 70 годы ХIХ в в оружейном производстве родилась идея стандартного качества. Перед сборкой детали проверялись, а негодные отбраковывались. Механизм управления качеством каждого отдельного взятого изделия дала система Тейлора (1905r). Эта система устанавливала требования к качеству продукции в виде шаблонов (интервалов допуска). Контроль осуществлялся инспекторами, введено деление продукции на качественную и дефектную. Эта система и сейчас является одной из составляющих управления качеством. Основу концепции обеспечения качества в рамках этой фазы можно сформулировать так. Потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя. Итог 1 этапа характ-ся моделью фегунбаума. треугольник, разден на 5 частей, внутри 17 участков.1уровень: подготовка к пректир-ю,2ур-но: пректирован сист обесп кач-ом.3 ур-но: этап активизации системы 4Этап:этап реализ сист,5.конечный уровень. Итогом модели явл: потреб д получать только годные изд и осн усил д.б напр на итог конр кач-ва.В рамках этой концепции повышение качества всегда сопровождается ростом затрат на его обеспечение. Встает вопрос о сокращении трудозатрат на контроль и повышение эффективности контроля.Фаза контроля качества. Эта фаза начинается с 20-х г ХХв. В 1924г Шухард предложил метод построения контрольных карт, которые послужили началом статистических методов управления качеством. Этот инструмент позволял изъять негодные изделия до их отправки потребителю. Системы качества усложнились, Т.к. в них были включены службы, использующие статистические методы. Стали учитывать, как настроен процесс. Одним из достижений практики контроля стало создание аудиторской службы по качеству .Т.О. Сохраняется главная цель — потребитель должен получать только годные изделия, соответствующие стандартам. Or6раковка сохраняется как один из важнейших методов обеспечения качества. Но основные усилия сосредотачиваются на управлении производственными процессами, на увеличении % выхода годных изделий. Фаза управления качеством. Началом принято считать 1950г. Совершен переход от концепции контроля к концепции управления качеством. Большой вклад внесли работы Деминга, Джурана, ситенг, Ишикавы, Кросби. Итог 3 этапа модель Ситенга,которая предст кругом раздел на сектора. 1Изуч спроса2Формулир целей3Конструир изд4Планир произ проц5произ-во6распредел7обслуж потребит8эксплуат изд.Деминг. 14 пунктов 7 смерт болезн трудн и фальстарты цепная реакция по деммингу. Он сформулировал 14 постулатов, практическая реализация которых в сфере промышленности получила название Всеобщего Управления Качеством. Выявил 7 смертельных болезней, которыми в 80-е годы были «больны» большинство корпораций Америки. ( Планирование без учета требований. Акцент на краткосрочные результаты. Чрезмерная текучка административных кадров. Аттестация персонала. Управление только на основе цифр.сверх высок затр низ за возвр браков продук,сверх высок соц затр)трудности и фальстарты:это несвоевр и непослед действия,мешающие внедрению функц сист кач-ом.персонал явл глав рес комп.для повышкач деят сотр необх:повыс квалиф, повыш заинтерес сотр в рез деят. Цепная реак по Демингу:послед дейст опред взаимосв м/д кач-м труда исполнит,эф-ю предприятия и стабильн полож исполнителя на предпр. Цикл РДСА:планирован-разраб целей,проц необх для достиж высок кач.,выполн работ-,конроль рез, коррект действ-исправл кор-х дейст по дальн улучш кач-ва..Джуран разработал принцип «триад качества»: планирование, контрольи улучшение. Модель ДЖпредст восход спираль,сост из 13 этапов. 1.обслед рынка,2 сост проект заданий для изготовл издел3проектно-конст работы4сост ту для произ проц5 разраб технолог пр-ва и подг пр-ва6приобр материалов7изготовл инструмента8произ изделий9тех контр в проц пр-ва10тех контр гот изд.11 испыт рабоч хар-к изд12сбыт13тех обслуж в проц использ.14 идет повторение.Фейгенбаум в 60-е годы разработал принципы всеобщего управления качеством TQC и nараллельного (одновременного) инжиниринга. Утверждал, что качество определяется полным производственным циклом, рассматривал качество в увязке со стоимостью.Кросби предложил программу О дефектов,УК осущ путем разраб и внедр меропр по предупр появл дефектов. выдвинул 14 этапов:1орг упр,2формиров раб групп3измерен Ур кач-ва.4оц затр на кач.5ответ за кач6коррект днйст7планирование прогр 0деф8обучение конролеров9 в день 0 деф10опр цели11усранен причин возн ддеффект.12признание13 советы по кач.14все с начала.Опыт ССР В 50-60гг в странах Европы стали большое внимание уделятьдокументированию систем качества и их регистрации иди сертификации. Опыт ССР.Комплексное управление качеством сформировалось в бывшем СССР всередине 50-х годов и прошло несколько этапов.Первым этапом было создание Саратовской системы бездефектного изготовления продукции (БИП). Идея ее заключалась в том, что при сдаче продукции контролеру ОТК учитывлсяя про цент продукции, сданной с l-го предъявления, и в зависимости от этого устанавливался уровень материального поощрения. В 70-х годах была разработана комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), которая учитывала onbrr других предприятий по управлению качеством. В ее основе лежалистандарты предприятия (СТП). Ее достоинством бьulO документальное оформление систем качества и объединение разрозненных элементов управления качеством в единую систему, что дало возможность управления качеством на всех этапах жизненного цикла продукции.Осознание необходимости комплексного подхода и накопленный опыт ‘привели к тому, что в 60-х — 70 -х годах в промышленно развитых странах были разработаны стандарты на системы управления качеством. Международной организацией по стандартизации бьmи выпущены в 1987 году стандарты ИСО серии 9000 по управлению и обеспечению качества.Развитие управления качеством не остановилось на комплексном подходе. Постепенно оно переросло в так называемое тотальное управление качеством или всеобщее руководство качеством — TQM.Фаза менеджмеlПа качеств

стала зарождаться в 60-е годы в направленнн более полного удовлетворення потребlПелей.развитие ТОМВ стандарте ИСО 8402 термин TQM переведен ,как «всеобщее руководство качеством» и определен как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. .Вся работа предприятия, его CТPYIcrYpa, управление и планирование устанавливаются исходя из необходимости обеспечения требуемого качества продукции.Модели TQM, связанные с премиями по качеству (Европейская премия, Деминга и др.) и японским подходом к ТрМ, стали дальнейшим развитием тотального управления качеством.Основными чертами TQM являются:- активное руководство качеством со стороны первых лиц иадминистрации;- организация работ исходя из запросов потребителя;- выбор стратегии и политики в области качества, направленных напостоянное совершенствование и достижение результатов, обеспечивающих стабильную рабо’I)’ предприятия;- создание систем качества с учетом рекомендаций МС ИСО 9000, дополненных опытом лучших компаний, с применением критериев национальных и европейских премий по качеству;- непрерывное повышение квалификации персонала и вовлечение его в рабо’I)’ по улучшению качества;- обеспечение необходимыми ресурсами с минимальными запасами и их рациональное использование;- информационно-аналитическое обеспечение работ в области качества;- эффективное управление производственными процессами, внедрение гибкого производства, поставка материалов, узлов, деталей «точно в срок»;- внедрение сертификации продукции и систем качества. Если TQC это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM — это еще и управление целями и самими требованиями. Фаза качества среды Глобальный подход появился в 1989 году усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали учитывать интересы общества. Это не замена комплексного и тотального подхода, которые применяются в рамках предприятий. Глобальный подход предназначен для обеспечения доверия к изготовителям, испытательным лабораториям, органам по сертификации, подтверждающим качество продукции не зависимо от того, в какой стране она произведена и сертифицирована. Это привело к созданию стандартов ИСО 14000. Они устанавливают требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Необходимость принятия такого решения была обусловлена снятием таможенных барьеров для свободного перемещения товаров внутри Европейского сообщества. В первую очередь имелось в виду обеспечение безопасности и экологической чистоты поставляемой продукции. Была разработана серия европейских стандартов EN 45000, EN 29000. Гарантией служит наличие на предприятии четкой системы работ по качеству (системы качества), отвечающей современным требованиям. Предприятия, получившие сертификат на сиcтему качества, удостоверяющий, что работа по качеству организована в соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 (EN 29000), сокращает объем возможных проверок со стороны заказчика, повышая конкурентоспособность своей продукции.

13. Особенности тотального управления качеством – TQM.

Развитие управления качеством не остановилось на комплексном подходе. Постепенно оно переросло в так называемое тотальное управление качеством или всеобщее руководство качеством — TQM. Фаза менеджмета качеств

стала зарождаться в 60-е годы в направленнн более полного удовлетворення потребlПелей. развитие ТОМВ стандарте ИСО 8402 термин TQM переведен ,как «всеобщее руководство качеством» и определен как подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. .Вся работа предприятия, его CТPYIcrYpa, управление и планирование устанавливаются исходя из необходимости обеспечения требуемого качества продукции. Модели TQM, связанные с премиями по качеству (Европейская премия, Деминга и др.) и японским подходом к ТрМ, стали дальнейшим развитием тотального управления качеством.Основными чертами TQM являются:- активное руководство качеством со стороны первых лиц иадминистрации;- организация работ исходя из запросов потребителя;- выбор стратегии и политики в области качества, направленных напостоянное совершенствование и достижение результатов, обеспечивающих стабильную рабо’I)’ предприятия;- создание систем качества с учетом рекомендаций МС ИСО 9000, дополненных опытом лучших компаний, с применением критериев национальных и европейских премий по качеству;- непрерывное повышение квалификации персонала и вовлечение его в рабо’I)’ по улучшению качества;- обеспечение необходимыми ресурсами с минимальными запасами и их рациональное использование;- информационно-аналитическое обеспечение работ в области качества;- эффективное управление производственными процессами, внедрение гибкого производства, поставка материалов, узлов, дегалей «точно в срок»;- внедрение сертификации продукции и систем качества.Если TQC это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM — это еще и управление целями и самими требованиями

14. Глобальный подход к испытаниям и сертификации, причины, обусловившие его возникновения. Глобальный подход появился в 1989 году усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали учитывать интересы общества. Это не замена коммексного и тотального подхода, которые применяются в рамках предприятий. Глобальный подход предназначен для обеспечения доверия к изготовителям, испытательным лабораториям, органам по сертификации, подтверждающим качество продукции не зависимо от того, в какой стране она произведена и сертифицирована. Это привело к созданию стандартов ИСО 14000. Они устанавливают требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Необходимость принятия такого решения была обусловлена снятием таможенных барьеров для свободного перемещения товаров внутри Европейского сообщества. В первую очередь имелось в виду обеспечение безопасности и экологической чистоты поставляемой продукции. Была разработана серия европейских стандартов EN 45000, EN 29000. Гарантией служит наличие на предприятии четкой системы работ по качеству (системы качества), отвечающей современным требованиям. Предприятия, получившие сертификат на сиcrему качества, удостоверяющий, что работа по качеству организована в соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 (EN 29000), сокращает объем возможных проверок со стороны заказчика, повышая конкурентоспособность своей продукции.

15. Развитие систем управления качеством в России.

В России менеджмент качества начал свой путь в середине 1950-х годов, когда возникла Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдача ее с первого предъявления. Она предусматривала внимание всего коллектива к качеству выпускаемой продукции. В период 1960-1980-е годов начинается активное сближение методов обеспечение качества с методами общего менеджмента. Появляются другие системы качества, такие как Горьковская КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославская НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), Рыбинская НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) и, наконец, комплексная системы управления качеством — КС УКП. В основу системы БИП был положен самоконтроль результатов труда непосредственно исполнителем. Система КАНАРСПИ включала комплекс инженерно-технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для НОТПУ предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, отделов, цехов, участков. В то время, как менеджмент качества включал, накапливал и интегрировал в себе все новые элементы производственной системы, общий менеджмент, напротив распадался на ряд отраслевых дисциплин (менеджмент финансов, менеджмент персонала, маркетинг и т.п.). В результате такой дифференциации появилось «управление по целям» (МВО). Идея МВО заключается в структуризации и развертывании «дерева целей», а затем проектировании системы организации и мотивации по достижению этих целей. В то же время формировался новый набор средств, который получил название «менеджмент на основе качества» -МВQ (Mamagement by Quality). В активе менеджмента качества: 24 международных стандарта серии ИСО 9000 (включая ИСО 14000 в области экологического менеджмента); международная система сертификации систем качества; международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества; аналогичные системы на многих отраслевых, региональных и национальных уровнях; 70000 предприятий и учреждений, имеющих сертификаты на внутрифирменные системы качества. Система управления качеством базируется на комплексной стандартизации. Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Насыщение внутреннего рынка импортным продуктом обостряет конкурентную борьбу отечественных предприятий с зарубежными поставщиками. Сертификация предприятий или учреждений на соответствие нормам стандарта серии ИСО 9000, вынуждающая внедрять системы качества, способствует увеличению конкурентоспособности российских продуктов. Следовательно, для любого предприятия важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества.

16. Премии в области качества. Учитывая важное значение качества для экономики в целом, в ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется еще и на государственном уровне. Примером такого стимулирования служит премия Болдриджа в США, учрежденная по инициативе бывшего министра торговли в 1987 году. Эта премия присуждается за достижения в области качества трем категориям предприятий: промышленным, в области услуг и мелкого бизнеса. В Японии в 1951 году была учреждена премия Деминга. эта премия. присуждается не только предприятиям, но и отдельным лицам. Национальные премии по качеству учреждены также в Великобритании Швеции, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии и ряде других стран. В 1991 году Европейским Фондом по управлению качеством (EFQM), основанным 14-ю крупнейшими компаниями Европы, была учреждена Европейская премия по качеству, которая присуждается по результатам оценки предприятий по девяти критериям: роль руководства, управление персоналом, политика и стратегия, ресурсы, процессы, удовлетворение персонала, удовлетворение потребителей, воздействие на общество, результаты бизнеса. В 1996 году в России была учреждена ежегодная правительственная премия в области качества. Премия будет присуждаться организациям за достижение «..значитель

Еще по теме:

  • Как называют поведение которое стоит на грани нарушения закона почему как называют поведение которое стоит на грани нарушения закона Делинквентное поведение (от лат. delictum - Проступок) - асоциальное противоправное Поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии) , наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. […]
  • Закон о правах потребителя в сфере жкх Права потребителей в сфере ЖКХ Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является одной из важнейших проблем. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя на оказанные услуги ( работы) надлежащего качества и […]
  • Срок уплаты налога на имущество юридических лиц за 2014 год Имущественный налог для физических и юридических лиц: сроки уплаты Недавно купили квартиру? А может быть собираетесь открыть свое дело и хотите подробнее узнать о том, какие налоги придется платить? Какую бы конечную цель вы не преследовали, очевидно одно - вам необходимо узнать срок […]
  • Нтв адвокат Адвокат 16+ Новые серии «Все под контролем» 16+ «Будь моим папой» 16+ «Тень прошлого» 16+ «Очевидный мотив» 16+ «Собачье дело» 16+ «Взрослые игры» 16+ «Испорченный телефон» 16+ «Поцелуй из могилы» 16+ «Двойная жизнь» 16+ «Алиби для королевы», 1-я серия 16+ «Алиби для […]
  • Жалоба главе администрации района Составляем и подаем жалобу в администрацию города и района в 2018 году Довольно часто граждане России сталкиваются с различными проблемами и конфликтами в государственных структурах. Чиновники, а иногда и целые организации, проявляют свою некомпетентность, халатность и […]
  • Экспертиза повреждений тупыми предметами Судебно-медицинская экспертиза повреждений тупыми предметами Судебно-медицинская экспертиза повреждений тупыми предметами / В.И.Акопов. — М.: «Медицина», 1978. — 112 с. Повреждения тупыми предметами встречаются в практике судебно-медицинской экспертизы наиболее часто, однако вопрос о […]
  • Приказ 574 мчс Приказ МЧС РФ от 11 марта 2013 г. № 173 “Об утверждении перечней учреждений, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров на специальных объектах, за прохождение службы в которых сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы […]
  • Отзыв на иск арбитраж образец Отзыв на исковое заявление в арбитражный суд Если в арбитражный суд на вас или вашу компанию поступило исковое заявление, то самым основным делом становится обоснованно отстоять свою правоту. Для указанного, в первую очередь надо, ознакомившись с иском, подготовить отзыв на исковое […]