Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий

Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий

Мир, в котором мы живём, полон опасностей. История человечества — это история борьбы с разного рода опасностями, бедствиями, которые угрожают человеку во всех сферах деятельности, поэтому человеческая цивилизация вынуждена постоянно решать проблемы безопасности.

Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой.

Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций.

В структуре управления безопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, крупномасштабное инфекционное заболевание людей, животных или растений, а также применение современных средств массового поражения, в результате которого произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Классификация ЧС (см. табл.1) учитывает количество людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения чрезвычайных ситуаций.

Причинами возникновения чрезвычайных ситуаций могут быть:

аварии — чрезвычайные события с техногенными причинами;

стихийные бедствия — чрезвычайные события природного происхождения;

катастрофы — аварии и стихийные бедствия, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб или другие тяжелые последствия.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Кол-во пострадавших (чел)

Нарушены условия жизне- деятель- ности (чел)

Матери- альный ущерб (тыс. МРОТ*)

Зона ЧС не выходит за пределы

Ликвидация осуществляется силами и средствами

Объекта производствен- ного или социального назначения

Предприятий, учреждений и организаций

Населенного пункта, района, города

Органов местного самоуправления

Органов исполнительной власти субъекта

2-х субъектов РФ

Органов исполнительной субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС

2-х субъектов РФ

Органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшегося в зоне ЧС

Выходит за пределы РФ

По решению Правительства РФ в соответствии с нормами права

* МРОТ — минимальный размер оплаты труда

Концепция гражданской защиты населения предусматривает: защиту населения и территорий, гражданскую оборону. Защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды (гражданская защита) от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий достигается:

уменьшением возможных масштабов источников аварий, катастроф и стихийных бедствий;

локализацией и сокращением времени действия существующих поражающих факторов;

снижением опасности поражения людей путем установления требований к размещению опасных объектов, планированию населенных пунктов, строительству устойчивых зданий и сооружений;

повышением устойчивости функциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;

проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ;

ликвидацией последствий ЧС и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды.

В свою очередь гражданская оборона (Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года, № 28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет премьер-министр и заместитель начальника гражданской обороны — министр МЧС РФ, на региональном уровне — региональные центры, на территориальном уровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо. Для повседневного управления в Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), созданной Постановлением Правительства РФ, существуют:

оперативно-дежурные службы всех уровней в органах управления по делам ГО и ЧС;

дежурно-диспетчерские службы, созданные параллельно с оперативно-дежурными, в министерствах федерального уровня и органах управления местного уровня.

РСЧС содержит в своем составе функциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — это аварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать в автономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования. Территориальные подсистемы включают в себя: поисково-спасательные службы и отряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек); региональные авиационные поисково-спасательные отряды (региональные центры); центральный аэромобильный отряд (Центроспас) — готовность к вылету три часа, готовность к вылету медицинской службы — 15 минут.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям:

• мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

• рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

• предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

• предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

• разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

• подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

• декларирование промышленной безопасности;

• лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

• страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации

• опасного производственного объекта;

• проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

• государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

• информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

• подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования – в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т. п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации последствий.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством энергетики РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой ряд в определенной мере самостоятельных и одновременно взаимосвязанных организационно и функционально межведомственных, ведомственных и территориальных систем, к которым можно отнести:

• Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”);

• региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

• сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

• Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;

• Единую государственную систему экологического мониторинга;

• специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а ее отдельных звеньев и элементов – положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В настоящее время весьма эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера является декларирование промышленной безопасности.

Декларирование промышленной безопасности предполагает обследование объекта и составление документа “Декларация промышленной безопасности”, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, их опасность для персонала объекта и населения, комплекс мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объекта, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе.

Основы декларирования промышленной безопасности опасных производств определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Рекомендации по организации процесса декларирования и требования к структуре и содержанию декларации безопасности представлены в методике “Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений”, утвержденной приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893.

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является составной частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах.

Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Лицензирование деятельности в соответствии с настоящим законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такими органами являются Ростехнадзор, Госпожнадзор, Роспотребнадзор, транспортные инспекции и др.

Лицензирование деятельности в комплексе с мероприятиями по декларированию безопасности и страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта способствует предупреждению аварий и катастроф техногенного и биолого-социального характера и уменьшению их масштабов.

Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России, является страхование.

Страхование–это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования является страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.

Обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и природной среде непосредственно ввел Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Для регулирования отношений, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 725-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”.

Целью этого страхования является повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий. Цель экспертизы – выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также и в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Контрольные вопросы

1. Что такое чрезвычайная ситуация?

2. Как классифицируются чрезвычайные ситуации?

3. Как подразделяются очаги поражения?

4. Какие характеристики имеет очаг ядерного поражения?

5. Что понимается под зоной заражения?

6. Что такое предупреждение чрезвычайных ситуаций?

7. Что входит в комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций?

8. По каким направлениям проводится предупреждение чрезвычайных ситуаций?

9. Какие органы исполнительной власти РФ принимают участие в мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций?

10. С какой целью разрабатывается декларация промышленной безопасности?

11. Что такое лицензия на деятельность?

12. С какой целью проводится страхование ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте?

13. С какой целью проводится экспертиза в области защиты населения и территорий?

Предупреждение и ликвидация ЧС

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс проводимых заблаговременно мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения [1]. Этот комплекс мероприятий проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС (ГОСТ Р22.0.02-94).

Организация работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г . № 1098).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно- экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на сокращение числа источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
  • страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.

    Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

    Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).

    Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

    Неотложные работы включают:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Успех аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций достигается:

  • заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
  • экстренным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации (организацией эффективной разведки, приведением в готовность и созданием в короткие сроки необходимой группировки сил и средств, своевременным вводом ее в зоны ЧС);
  • непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами, принятием оптимального решения и последовательным претворением его в жизнь, поддержанием устойчивого взаимодействия сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • непрерывным ведением работ до полного их завершения с применением современных технологий, обеспечивающих наиболее полное использование возможностей сил и средств;
  • неуклонным выполнением установленных режимов работ и мер безопасности;
  • организацией бесперебойного обеспечения работ и жизнеобеспечения пострадавшего населения и спасателей.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий

    Безопасность жизнедеятельности может быть обеспечена только при комфортном (с оптимальными условиями) или допустимом (гарантирующим невозможность возникновения и развития негативных процессов у человека и в среде обитания) состояниях взаимодействия человека со средой.

    Управление безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации строится на действии многоуровневой системы законодательных и нормативно-правовых актов, а также директивной документации организаций.

    В структуре управления безопасностью жизнедеятельности равноправное место занимает система профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, головным органом управления которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

    Принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

    1. Заблаговременная подготовка и осуществление защитных мероприятий по всей территории страны. Этот принцип предполагает прежде всего накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, подготовку мероприятий по эвакуации населения из опасных зон (зон риска) и использование защитных сооружений.

    2. Комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях. Данный принцип обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, а также от современных средств поражения, согласованном осуществлении их со всеми мероприятиями по обеспечению безопасности жизнедеятельности в современной техносоциальной среде.

    3. Дифференцированный подход к определению характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона, а также от местных условий.

    В мирное время среди мероприятий по защите населения от оружия массового поражения особое значение приобретают:

    а) создание надежной системы оповещения;

    б) накопление фонда защитных сооружений;

    в) планирование и проведение эвакуационных мероприятий комбинированным способом, подготовка загородной зоны для приема и размещения эвакуированного населения;

    г) обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;

    д) всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от оружия массового поражения;

    е) обеспечение защиты продовольствия, воды от заражения;

    ж) организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля;

    з) проведение режимных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Организация постоянного радиационного и химического наблюдения, разведки и лабораторного контроля является необходимым условием для последующего своевременного оповещения населения.

    Под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается такое состояние объекта, определенной территории или акватории, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    Ликвидация ЧС выполняется Вооруженными силами, силами Гражданской Обороны Украины, специальными и невоенизированными формированиями Гражданской Обороны.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения спасательных и других неотложных работ.

    Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий

    Организация предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

    Концепция гражданской защиты населения. Гражданская защитаэто защита населения, объектов народного хозяйства и окружающей среды от действия чрезвычайных ситуаций любого происхождения, а также постоянная готовность к ликвидации их последствий.

    Гражданская защита предусматривает:

    • защиту населения и территорий,
    • гражданскую оборону ГО.

    Защита населения и территорий достигается:

    • уменьшением возможных масштабов источников аварий, катастроф и стихийных бедствий (АКСБ);
    • локализацией и сокращением времени существующих поражающих факторов;
    • снижением опасности поражения людей путем задания требований к размещению опасных объектов, планированию населенных пунктов,
    • строительством устойчивых зданий и сооружений;
    • повышением устойчивости функциональных объектов экономики и жизнеобеспечения;
    • проведением аварийно спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
    • ликвидацией последствий ЧС и реабилитацией населения, территории и окружающей среды.

    Гражданская оборона (Федеральный Закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г., № 28-ФЗ) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    ГО рассматривается как элемент стратегического оборонного потенциала страны, составная часть общей системы национальной безопасности.

    Способы защиты в чрезвычайных ситуациях предусматривают:

    • защиту населения и систем жизнеобеспечения,
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ,
    • жизнеобеспечение пострадавшего населения,
    • повышение устойчивости функционирования промышленных объектов.

    Различают несколько периодов защиты:

    • мирный период,
    • период возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий ,
    • период действия АКСБ,
    • период ликвидации последствий АКСБ,
    • период угрозы нападения противника,
    • период внезапного нападения противника,
    • период ведения военных действий.

    Из числа возможных защитных мероприятий выделяют:

    • заблаговременно проводимые,
    • мониторинг среды,
    • планирование порядка действий,
    • мероприятия при угрозе и возникновении ЧС,
    • оповещение,
    • мониторинг и разведка.

    Структура и задачи службы ГО-РСЧС. Общее руководство по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС военного и мирного времени осуществляет (рис. 6.1) премьер-министр и заместитель начальника ГО — министр МЧС, на региональном уровне — региональные центры, на территориальном уровне — подразделения в соответствующих администрациях, на уровне объекта — специальный орган или отдельное лицо.

    Для повседневного управления в составе ГО-РСЧС существуют:

    • оперативно-дежурные службы всех уровней в органах управления по делам ГО и ЧС,
    • дежурно-диспетчерские службы, созданные параллельно с оперативно-дежурными в министерствах и ведомствах федерального уровня и в органах управления местного уровня.

    РСЧС содержит в своем составе функциональные и территориальные подсистемы. Функциональные подсистемы — это аварийно-спасательные отряды (постоянная готовность и способность работать в автономном режиме не менее трех суток) и внештатные формирования. Территориальные подсистемы включают в себя:

    • поисково-спасательные, службы и отряды (отряд имеет в своем составе 30-40 человек ),
    • региональные авиационные поисково-спасательные отряды ;
    • центральный аэромобильный отряд (Центроспас) — готовность к вылету — 3 часа, готовность вылета медицинской службы — 15 минут.

    Министерство по чрезвычайным ситуациям России ставит перед собой следующие задачи:

    • разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения;
    • руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
    • обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
    • организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;
    • руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
    • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
    • организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    • организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
    • организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
    • организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;
    • организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;
    • осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
    • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
    • организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
    • организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий , разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;
    • организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
    • определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;
    • рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;
    • организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;
    • координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;
    • осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
    • осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.

    Решения этих задач во многом возможно на региональные центры МЧС (приказ МЧС №396 от 10 сентября 2001 г).

    В результате анализа чрезвычайных ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что на фоне снижения количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера вероятность возрастания общего количества чрезвычайных ситуаций сохраняется. Увеличивающееся расходование средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, в целом, не решает проблему обеспечения безопасности населения и территорий. В связи с этим основными направлениями государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности населения и территорий представляются следующие:

    Еще по теме:

    • Инструктаж правила поведения в общественных местах для школьников МАОУ НОШ №25 НАМ ДОВЕРЯЮТ САМОЕ ЦЕННОЕ Главное меню Инструкция для учащихся по поведению в общественных местах «13» апреля 2012 года ИНСТРУКЦИЯ №58-2012 для учащихся по поведению в общественных местах (театр, музей, библиотека и т.д.) 1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.1.Данная […]
    • Адрес верховного суда рф по гражданским делам Структура Верховный суд РФ Справки по приему граждан: 290-54-63Справочный отдел по жалобам по уголовным делам: 290-49-09Справочный отдел по жалобам по гражданским делам: 290-43-14Канцелярия: 921-47-53Секретариат Президиума: 923-69-92Отдел проверки судебных решений в порядке надзора: […]
    • Федеральный конституционный закон рф об арбитражных судах в рф Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ"Об арбитражных судах в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 4 июля […]
    • Изменения в закон о донорстве крови Разъясняем законодательство Внесены изменения в законодательство о донорстве крови и ее компонентов 20 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон №125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон), который содержит ряд существенных отличий от действовавшего ранее закона […]
    • Госуслуги заявление о заключении брака Как подать на расторжение брака через интернет-портал «Госуслуги»? В нынешний век новых инновационных технологий человека сложно чем-либо удивить. Для нас уже стало нормой знакомиться в интернете, осуществлять покупки и оформлять путешествия. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о […]
    • Правило подачи заявления на алименты Как подать на алименты В соответствии с действующим семейным законодательством родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Совершеннолетием признается достижение гражданином возраста 18 лет. Родители вправе и, конечно же, должны добровольно определить порядок и форму […]
    • Нотариус улСофьи ковалевской Нотариус улСофьи ковалевской Тюменская областная нотариальная палата Абрамкина Надежда АлександровнаТелефон: (3452)74-77-22 Адрес: 625025,г.Тюмень,ул.Куйбышева,25 корп.1/5 Абрамова Ирина НиколаевнаТелефон: (3452)39-02-26 Адрес: 625048,г.Тюмень,ул.Фабричная,1 Аминов Хаким […]
    • Депутаты закон о тишине Петербургские депутаты просят Уставный суд упростить закон о тишине Петербургские депутаты просят Уставный суд упростить закон о тишине Группа депутатов петербургского парламента подняла шум по поводу закона о тишине. В Уставный суд Петербурга парламентарии разных фракций во главе с […]