Беседа с несовершеннолетними об ответственности

Классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему:
Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления»

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

Предварительный просмотр:

Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления»

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся

Соц. педагог: Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает об совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность — ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет .

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность — это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско — правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Задания для учащихся.

1. Разбор ситуации:

№1 Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое)

№2 Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (постановка на учет)

Учащиеся 76 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?

№4 Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

2 . Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

А- административная ответственность.

Г — гражданско — правовая.

1)Порвал учебник одноклассника(Г) ’

2)Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3)Избил одноклассника (У)

4)Совершил кражу мобильного телефона. (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Разбил мячом окно. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

А теперь рассмотрим следующую ситуацию:

«НА улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1 .Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

З.Сообщи приметы хулиганов

4.поставь в известность родителей.

А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

З.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

Соц. педагог : Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В борьбе с правонарушениями в среде несовершеннолетних основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности исп.

Что такое правонарушение, его виды, ответственность за правонарушения.

Беседа для учащихся 6-9 классов коррекционной школы VIII вида.

Родительское собрание. Классный руководитель 6А класса Бутенко ТНЦель: повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.

Тема: «Ответственность несовершеннолетних». Возраст: учащиеся 8-9классов.Цель: создание благоприятных условий для формирования законопослушного поведения.Задачи: воспитание уважительного отношен.

Выступление на заседании районной комиссии 17.05.2017.

Материал (10 класс) по теме:
Беседа с учащимися ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

рассказ социального педагога об ответственности несовершеннолетних учащихся за поступки.

Предварительный просмотр:

(Беседа для учащихся старших классов)

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами — прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом — одна из важных граней понятия — ответственность. Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? За что отвечаешь ты, еще не достигший 18 лет?

О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня. Что же значит слово «ответственность»?

В академическом «Словаре современного русского литературного языка» это слово объясняется как «возлагаемое на кого-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия». Значит, ответственность — это обязательство, это то, что по смыслу очень близко к понятию обязанность. Существуют два основных вида ответственности: моральная и юридическая. Они охватывают все отношения человека с другими людьми, с коллективом, обществом, государством. В чем суть моральной ответственности? Прежде всего в том, что человек, нарушивший нравственную норму, вызывает осуждение со стороны общества, коллектива, отдельных людей, держит ответ за свой проступок. За нарушение нравственных норм следуют моральные санкции: чувство стыда, угрызения совести виновного в аморальном поступке лица; общественное осуждение со стороны коллектива в виде отрицательного мнения о лице или его действиях; меры общественного воздействия со стороны общественной организации, товарищеского суда. Когда подросток лжет, грубит товарищам, учителям, родителям, отказывает в помощи попавшему в беду другу, он нарушает нравственные нормы и несет за это моральную ответственность. Однако среди норм, регулирующих общественные отношения, есть такие, контроль за выполнением которых берет на себя государство в лице правоохранительных органов /полиция, суд, прокуратура. Эти нормы четко фиксируются в специальных государственных актах. Их совокупность образует право. Следовательно, такие нормы называются правовыми или юридическими. Эти нормы обязательны для всех, они устанавливаются и охраняются государством. Нормы советского государственного права выражают волю всего советского народа, их выполнение — непременное условие успешного строительства коммунизма в нашей стране. Вот почему особенно нетерпимы различные отклонения от правовых норм и, прежде всего, среди несовершеннолетних.

Несколько примеров: разные хобби бывают у ребят. У школьника Сергея оно было весьма своеобразное. Поздно вечером, надвинув шапку на глаза, он выходил в глухой переулок или на малолюдную улицу и ждал женщин, спешащих домой. Сергей подходил к жертве и наставлял на нее что-то, угрожающе темневшее в руке. Испуганная женщина отдавала ему сумку с деньгами. На этом промысел заканчивался. Подросток крадучись шел домой и считал деньги. Иногда их было много, иногда совсем пустяк. Как и следовало ожидать, это увлечение не могло долго продолжаться, по той простой причине, что его запрещает уголовное законодательство. Вскоре Сергей был арестован, предстал перед судом и отправился отбывать срок наказания в ВТК для несовершеннолетних. Иные юные правонарушители, оказавшись на скамье подсудимых, стремятся всю свою вину возложить на окружающих, и ни слова о собственной вине, об ответственности за свои поступки. Вы никогда не поймете причин правонарушений среди подростков, своих товарищей, если не уясните себе одну важную истину: отрицательные влияния на подростков могут быть очень сильными, обстановка жизни в семье невыносимой, но все-таки в конечном итоге выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки, за его решения — поступать так или иначе. Вместе с тем, учитывая детский возраст, незрелость и конечно, вину взрослых в некоторых детских правонарушениях, закон наказывает несовершеннолетнего намного мягче, чем взрослого. И это справедливо. Но не следует злоупотреблять этой справедливостью. Бывают случаи, когда взрослые заставляют детей совершать преступления. При этом они используют угрозы, обещают различные блага. Закон очень строго наказывает таких «воспитателей». Но даже в подобных случаях не все дети, попавшие в чрезвычайные обстоятельства, идут на поводу у взрослых преступников. Многие из них помнят о том, что они живут не на обитаемом острове, что их окружают честные люди, к которым всегда можно обратиться за помощью, которые всегда помогут. Однако, часто правонарушения совершаются подростками, впрямую не связанными со взрослыми правонарушениями.

Что же приводит их на путь нарушения закона? Как изнутри формируется готовность совершить преступление? Нередко процесс этот начинается с обыкновенной лени, разболтанности, недисциплинированности, нежелания выполнять простые обязанности учащегося: уважать учителей, родителей, товарищей, добросовестно относиться к учебе, общественной работе, не нарушать распорядка школьной жизни. Плохая успеваемость приводит к обеднению знаний, умений, навыков. Не развивается речь, память, воображение. Ученик начинает отставать от своих товарищей. На уроке ему скучно, может быть, неловко. Любой вопрос может застать врасплох. Нарушается привычная связь с одноклассниками. Тогда он ищет товарищей среди таких же, как сам, отстающих и недисциплинированных учеников. Образуются группы трудных подростков, в которых нередки сквернословие, курение и даже употребление спиртных напитков. Члены таких групп слоняются по улицам, пристают к другим ребятам. Особенно охотно к девочкам. На кино и сигареты нужны деньги. Где их достать? И вот деньги вымогаются у младших. Вымогательства сопровождаются запугиванием, угрозами. Постепенно увеличивается диапазон правонарушений: драки, оскорбления, употребление спиртного. Затем происходят кражи, хулиганство, насилие. Это, так сказать, примитивный путь к правонарушениям. Тех, кто встает на него, характеризуют крайне бедные духовные интересы, чрезвычайно низкий культурный уровень, неумеренные материальные потребности. По другому пути идут избалованные подростки, оберегаемые любящими родителями от малейших трудностей и забот. Они могут хорошо учиться, довольно прилично вести себя в школе, но в семье, на улице, во время досуга преображаются. Их отмечает беспечное отношение к жизни, стремление урвать побольше удовольствий, превратить жизнь в сплошную цепь развлечений. Они не помогают в хозяйстве, не облегчают домашних забот матери. Эгоизм становится преобладающим их качеством. Все для себя, любой ценой. Модная одежда, диски. Пытающиеся урезонить их взрослые становятся врагами. «Нас не понимают», — с презрением к окружающим говорят они. С пренебрежением начинают они относиться к труду, к простым людям. Необходимость постоянно тянуться за модой, иметь самое модное, толкает их в круг ловкачей, спекулянтов, воров, где они проходят университеты паразитического образа жизни. Нравственные ценности теряют для них всякий смысл. Происходит нравственный распад личности, полная духовная деградация, при которой правонарушение не кажется уже невозможным. Таким образом, способность совершать правонарушения подразумевает отсутствие четких нравственных и правовых ориентиров, активной общественной позиции, моральной ответственности.

Правонарушение — прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни. Несоблюдение правовой нормы называется правонарушением. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения — преступление, то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Этот вид ответственности выражается в необходимости отвечать за нарушение правовых норм. Существует несколько видов юридической ответственности. Российским правом предусмотрены уголовная, административная, дисциплинарная и др. виды юридической ответственности. Мы с вами поговорим сегодня об уголовной ответственности несовершеннолетних. В нашей стране подрастающее поколение окружено всеобщей заботой. Государственные органы и общественные организации делают все, чтобы молодые люди получали всестороннее развитие, росли духовно богатыми, нравственно чистыми, физически совершенными. Особое внимание государство уделяет борьбе с правонарушениями несовершеннолетних. С несовершеннолетними работают школа, ПДН, общественные организации. Подростки, совершающие правонарушения, за которые они по возрасту не могут нести ответственность по уголовному закону, а также подростки, которых в обычных школах или ПУ невозможно перевоспитать, направляются в специальные учебные заведения закрытого типа, где к ним применяют меры принудительного воспитательного характера. В этих закрытых учебно-воспитательных учреждениях они учатся, работают, участвуют в общественной деятельности. За воспитанниками осуществляется строгий надзор, они обязаны неукоснительно подчиняться требованиям специального режима. Итак, на подростков, отклоняющихся в своем поведении от норм жизни, наше общество, прежде всего, старается воздействовать воспитательными мерами, предоставляя им возможность для исправления. Однако не все несовершеннолетние правильно понимают гуманную правовую политику нашего государства. Некоторые из них, несмотря на предупреждения, повторно совершают правонарушения; поступки других нельзя квалифицировать иначе, как тяжкое преступление. В таких случаях в действие вступает уголовный закон, предусматривающий различные виды уголовного наказания. Уголовное наказание в нашей стране выполняет не только функцию кары, принуждения, но имеет и воспитательное значение. Уголовная ответственность, как форма принуждения, в применении к несовершеннолетним преследует цель вернуть их на правильный путь, показать пагубность, опасность для них самих и для общества, их преступных деяний. Назначая уголовное наказание, суд исходит из того, что несовершеннолетний правонарушитель осознает противоправность своего поступка и сделает из случившегося соответствующие выводы на будущее. Уголовную ответственность несут не все дети несовершеннолетние, а только те, которые достигли определенного возраста. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет. Их перечень строго ограничен, к ним относятся:

  1. убийство;
  2. умышленное причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести;
  3. похищение человека,
  4. изнасилование,
  5. насильственные действия сексуального характера,
  6. разбой,
  7. кража,
  8. грабеж,
  9. вымогательство,
  10. угон,
  11. злостное хулиганство;
  12. умышленное уничтожение или повреждение имущества, повлекшее тяжкие последствия;
  13. хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых или наркотических средств;
  14. заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
  15. вандализм и др.

У многих подростков могут возникнуть естественные сомнения: перечисленные преступления настолько серьезны, что трудно представить себе ребят, которые могли бы их совершить. Однако практика показывает, что такие случаи, хоть и редко, но бывают. И подчас серьезное преступление начинается с шалости.

Семиклассник Геннадий Ж. давно мечтал пострелять из отцовского охотничьего ружья. Но отец запрещал это делать, потому что несовершеннолетние не имеют права пользоваться огнестрельным оружием. Дождавшись, когда дома никого не было, он взял из сейфа ружье, набил карманы патронами и отправился в рощу, устроил из консервной банки мишень и принялся упражняться в стрельбе. Оказавшийся рядом рабочий сделал подростку замечание и посоветовал отнести ружье домой. Подросток не послушался и продолжал стрелять. Тогда рабочий попытался отнять у него ружье, чтобы отнести его участковому инспектору. Завязалась борьба. Дуло ружья оказалось на уровне груди рабочего. Мальчик случайно нажал на курок, раздался выстрел. Рабочий был смертельно ранен и через день скончался в больнице. Неосторожное убийство? Да. Но обратите внимание на то, что к нему привело. Подросток нарушил правила пользования огнестрельным оружием, он не имел права пользоваться ружьем. Рабочий пытался пресечь преступную шалость подростка, выступил в роли защитника закона. Несовершеннолетний совершил второй проступок, не подчинившись справедливому требованию взрослого. Выстрел, унесший человеческую жизнь, был в какой-то мере следствием этой цепочки правонарушений. Когда у человека случается сердечный приступ, его жизнь зависит от того, как скоро прибудет медицинская помощь. Вы бежите к таксофону. Вот она будка. Но, что вы видите? С аппарата свисает сиротливо обрезанный провод. Трубки тоже нет. Кто-то варварски испортил телефон, «позаимствовал» трубку. Вы бежите к следующему телефону, теряете время, а больной остается один на один со своей болезнью. Далеко не всегда запоздалая помощь может спасти ему жизнь. Подростки, которые портят телефонные аппараты, срезают трубки, делают ложные сообщения о готовящихся террористических актах, отнюдь не шалуны, не озорники, даже если им самим это кажется всего лишь развлечением. Они совершают уголовное преступление, повреждают и похищают государственное имущество, мешают людям пользоваться общественной телефонной связью. Тот, кто портит телефонный аппарат, может косвенным образом способствовать гибели человека, не получившего вовремя медицинскую помощь. Не менее опасны для людей и такие «игры», как бросание камней в окна электричек, подкладывание на рельсы различных предметов. Подростки, которые видят в этих действиях признак какой-то особенной смелости, забывают о том, что, играя подобным образом, они наносят государству большой материальный ущерб, создают опасность для здоровья пассажиров. Органы милиции ведут борьбу с этими правонарушениями, но важно вам самим осознать общественную опасность подобных действий, понять, что целясь камнем в окно проходящего поезда, мешая его движению, они поднимают руку на все общество, становятся его врагами, преступниками.

Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних является кража. Младшие подростки, совершающие такие преступления, как хулиганство, кража, грабеж, чаще всего идут на поводу у более взрослых друзей по уличным компаниям, которые бессовестно используют их в своих корыстных целях. Младшие члены таких отрицательно направленных групп ошибочно считают, что послушание старшим, даже самым испорченным — это закон дружбы. Многие из них не находят в себе силы, чтобы отказаться от того, что их заставляют делать. Им льстит фальшивое доверие старших. А оно оказывается, как правило, обыкновенной спекуляцией на дружбе, чтобы выгородить себя, облегчить достижения своих низменных целей. В судебной практике известны случаи, когда взрослые члены уголовных групп заставляли несовершеннолетних друзей брать на себя чужую вину, сознаваться в том, что совершили другие. Такова истинная цена дружбы, которую навязывают несовершеннолетним и опытные правонарушители. Об этом не стоит забывать ребятам, доверчиво присоединяющимся к сомнительным уличным компаниям. Как показывают исследования, далеко не все школьники осведомлены о том, с какого возраста наступает уголовная ответственность. Многие из них считают, что предстать перед судом за правонарушения могут только совершеннолетние, т.е. достигшие 18 лет. Некоторые учащиеся не имеют четкого представления, что за правонарушения уголовную ответственность несут они сами. Иные полагают, что за их проступки должны отвечать взрослые. Так, на вопрос: кто должен нести ответственность за хулиганство несовершеннолетних? — лишь 17 % из 2000 школьников ответили: «Сами несовершеннолетние». Порою на уроках, на лекциях ученики задают вопрос: почему несовершеннолетние подлежат уголовной ответственности, ведь они же еще не стали взрослыми? При определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, действующее законодательство учитывает прежде всего возрастные возможности и особенности несовершеннолетних. 14 лет- это старший подростковый возраст. Достигнув его, ребята уже вполне осознают последствия своих действий и поступков. Они уже достаточно осведомлены о том, за какие поступки наказывают, и какие действия поощряют. Их жизненный опыт включает обыденные представления о простых нормах морали, о правовом регулировании — со стороны государственных органов — общественной жизнью. Достаточно высока мера их личной ответственности за свои поступки. В этом возрасте активно складывается мировоззрение.

Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не означает, что дети до 14 лет могут вести себя безответственно, делать то, что им заблагорассудится. То, что запрещено Уголовным кодексом, запрещено для всех, независимо от возраста. Иное дело, что к детям до 14 лет по закону не может быть применено уголовное наказание — такое, как помещение в ВТК. Но не следует забывать, что, кроме уголовной ответственности, существуют иные виды ответственности, в частности и такие, как моральная ответственность, ответственность перед родителями, коллективом, наконец, ответственность перед самим собой. И воспитывать в себе чувство ответственности нужно с самого раннего возраста. Закрепление в законодательстве минимального возраста, с которого наступает уголовная ответственность, свидетельствует о гуманизме советского закона, правовой политике государства по отношению к несовершеннолетним. Иначе дело обстоит в капиталистических странах. Достаточно сказать, что в штате Нью-Йорк (США) дети могут быть подвергнуты уголовному наказанию с 7 лет, в Израиле- с 8 лет, в Англии- с 10 лет. Установление возраста, с которого наступает уголовная ответственность, без учета формирования детской психики, физических возможностей детей влияет и на стиль семейного и школьного воспитания в этих странах. Насилие, истязания характеризуют воспитательный микроклимат во многих западных семьях. Так, в ФРГ тяжелым истязаниям подвергается ежегодно не менее 30000 детей, в тысяче случаев истязания приводят к смертельному исходу. Не лучше обстоит дело в школах.

В 21 штате Америки официально разрешены телесные наказания школьников. Наказание розгами существует в Англии. О том, к чему приводят подобные методы воспитания, говорят прогрессивные психиатры Западной Германии: «При воспитании, прибегающем к насилию, дети, в конце концов, приходят к выводу, что неразумное общение и понимание других, и насилие является подходящим путем осуществления своих намерений. Позднее, ставши взрослыми, они не только будут бить собственных детей, но и будут, с одной стороны, готовы утверждать самих себя с помощью насилия и произвола, и с другой стороны, без всякой оглядки на право и бесправие подчиняться чужому нажиму. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, применяется либо наказание (т.е. привлечение к уголовной ответственности), либо применение принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетним могут назначаться следующие наказания: Штраф- назначается несовершеннолетним объявленным полностью дееспособными, т.е. только при наличии самостоятельного заработка или имущества на которое может быть обращено взыскание. Как правило, не назначают штраф подросткам в возрасте от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка или имущества. Обязательные работы назначаются несовершеннолетним в возрасте от 14 до 15 лет — не свыше 2-х часов в день; от 15 до 16 лет — не свыше 3-х часов в день; от 16 до 18 лет — не свыше 4-х часов в день назначается на бесплатной основе. Исправительные работы — назначаются несовершеннолетним, имеющим постоянную работу, в возрасте от 14 до 16 лет этот вид наказания не назначается. Лишение свободы — строгое наказание, лица, которым не исполнилось 18 лет, помещаются в воспитательные колонии общего и усиленного режима, назначается за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия также применяются к несовершеннолетним за совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за собой судимости. Последствием неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия является возможность привлечения его к уголовной ответственности.

Беседа на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних в РК»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Тема: Уголовная ответственность несовершеннолетних в РК

Цель: познакомить с основными правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними; дать определение этим правонарушениям.

Оборудование: конституция РК, ноутбук, видеоролик «Позитивный настрой», чистые листы бумаги, фломастеры.

I .Организационный момент

Видеоролик «Позитивный настрой»

II .Основная часть

УЧИТЕЛЬ: Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости.
Уголовная ответственность относится к фундаментальным понятиям уголовного права и является связующим звеном юридической триады: «преступление — уголовная ответственность — наказание», в которой выражается смысл всего уголовного законодательства.
Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности.
Уголовная ответственность – это сложное социально-правовое последствие совершения преступления, которое включает четыре элемента: во-первых, основанную на нормах уголовного закона и вытекающую из факта совершения преступления обязанность лица дать отчёт в содеянном перед государством в лице его уполномоченных органов; во-вторых, выраженную в судебном приговоре отрицательную оценку совершённого деяния и порицание лица, совершившего это деяние; в-третьих, назначенное виновному наказание или иную меру уголовно-правового характера; в-четвёртых, судимость как специфическое правовое последствие осуждения с отбыванием назначенного наказания.
Уголовная ответственность может существовать и реализовываться только в рамках уголовно-правового отношения.

Уголовно-правовые отношения – это вытекающие из факта совершения преступления и регулируемые нормами уголовного права общественные отношения между лицом, совершившим преступление и государством, направленные на реализацию взаимных прав и обязанностей этих субъектов в связи с применением уголовного закона по факту совершения данного преступления.
Юридическим фактом, порождающим возникновение уголовно-правового отношения, является совершение конкретным лицом уголовно-наказуемого деяния. В данный момент и возникает уголовно-правовое отношение, однако не во всех случаях оно реализуется, наполняется фактическим содержанием (например, не установлено лицо совершившее преступление).
Субъектами уголовно-правового отношения являются, с одной стороны лицо, совершившее преступление, с другой стороны – государство, выступающее в роли уполномоченного им органа.

Уголовная ответственность – одно из основных понятий уголовного права. Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности; наступает только за совершение преступления. Следовательно, уголовная ответственность – это правовое принуждение лица, совершившего преступление, несет ответственность перед государством. Она возникает с момента совершения преступления. Реализуется уголовная ответственность вынесением обвинительного приговора, а прекращается с момента отбытия наказания и погашения или снятия судимости, освобождения от уголовной ответственности или отбытия срока.

Институт уголовной ответственности выступает важнейшим средством борьбы с преступностью и играет большую роль в защите охраняемых уголовным законодательством общественных отношений, в осуществлении карательного и воспитательного воздействия на осужденных, а также в предупреждении преступлений.

Содержание уголовной ответственности включает: порицание государством совершенного опасного деяния и лица, виновного в его совершении; применение мер уголовного наказания, предусмотренных законом. Уголовная ответственность и наказание – понятия не тождественные.

УО отличается тем, что она предусматривается только уголовным законом.

Теория уголовного права устанавливает в каждом преступлении 4 элемента: объект преступления, объективную сторону преступления, субъект преступления, субъективную сторону преступления.

Под объектом преступления понимают то, что направлено на преступление, чему оно причиняет вред. В качестве объектов преступления выступают общественные отношения (здоровье человека, его жизнь)

Субъект преступления – физически вменяемое лицо, достигшее 16 лет, а за некоторые преступления – 14 лет.

Субъективную сторону преступления составляют признаки, характеризующие внутреннюю сторону преступления, т. е. психическое отношение лица к совершенному деянию (признаки, мотив, цель преступления).

Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: специфические обстоятельства, при наличии которых причинение лицом вреда не рассматривается как влекущее уголовную ответственность за общественно опасное деяние (н- р, добровольный отказ от доведения до конца преступления). По законодательству РК уголовная ответственность наступает с 16 лет. С 14 лет подлежат уголовной ответственности физически вменяемые лица, совершившие следующие преступления: убийство (ст.96), умышленное причинение вреда здоровью (ст.103), изнасилование (ст.120), похищение человека (ст.125), кража (ст.175), грабеж (ст.178), разбой (ст.179)вымогательство (ст.181), терроризм (ст.233), вандализм (ст.258)… (ВРШ 9 –08)

Судом признана еще такая мера наказания как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (до 5 лет), в течение которого он должен доказать, что больше закон не будет им нарушен. Если в этот период он не совершит нового умышленного преступления, то непримененное наказание погашается.

Отсрочка исполнения приговора тоже гуманная мера, применяется в том случае, если подросток впервые осуждается к лишению свободы до 3 –х лет. Исполнение может быть отложено на срок от 6 месяцев до 2 лет. Осужденный находится под контролем комиссии по делам несовершеннолетних. Часто гуманная норма закона оправдывается.

Насильственные преступления несовершеннолетних отличаются большей жестокостью.

Кража – тайное хищение чужого имущества.

Грабеж – открытое хищение чужого имущества. Возможно насилие. Близок к разбою (преступник может использовать оружие).

Вымогательство – требование отдать деньги, ценности с помощью насилия или уничтожения имущества.

Угон автомобиля – угон чужого автомобиля и использование его в своих интересах.

Терроризм – это совершение взрыва, поджога. С латинского «террор» означает — «ужас».

Хулиганство – нарушение общественного порядка.

Вандализм – осквернение зданий, памятников, порча транспорта…Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах…

Захват заложников – противоправное лишение свободы одного лица или нескольких лиц, соединение с насилием или с угрозой применения этого насилия.

Похищение человека – это тайное, открытое, либо с помощью обмана завладение и удержание вопреки его воле.

Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели, причинение имущественного ущерба. Ложное сообщение может быть сделано в правоохранительные органы, а также любые государственные и коммерческие органы.

3.Кластер «Обстоятельства, смягчающие наказание» (1 группа)

Совершение преступления впервые.

Преступление небольшой тяжести вследствие стечения обстоятельств.

Наличие малолетних детей у виновного.

Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (украл, потому что хотел кушать).

Явка с повинной.

Кластер «Обстоятельства, отягчающие преступление» (2 группа)

Тяжкие последствия преступления.

Активная роль в совершении преступления.

Привлечение психически неуравновешенных лиц.

Совершение преступлений по расовому, национальному, религиозному признаку.

Совершение преступления в алкогольном состоянии, с особой жестокостью…

УЧИТЕЛЬ: Новый УК установил два возрастных уровня наступления уголовной ответственности. По общему правилу за совершение подавляющего большинства преступлений уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. Только за некоторые преступления, общественная опасность и противоправность которых, как показывает многолетний опыт, очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет, уголовная ответственность наступает по достижении этого возраста.

+Уголовная ответственность за некоторые преступления наступает только с шестнадцати лет.

+Подростки, достигшие четырнадцати лет, принимавшие участие в бандитском нападении, подлежат соответственно уголовной ответственности за другие названные преступления, но не за бандитизм.

— К несовершеннолетним (не) применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы).

— Факт совершения лицом преступления может быть установлен без суда (только вступившим в законную силу приговором суда).

+К несовершеннолетним , как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

+Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Еще по теме:

  • 442-фз об основах социального обслуживания граждан в рф 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Социальное обслуживание населения в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом 442 ФЗ. Он определяет правовые и экономические стороны данного вопроса, а также полномочия федеральных и региональных органов […]
  • Заявление форма р1 1001 Форма Р11001 – заявление на регистрацию ООО в 2018 году Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании подается по форме Р11001. Обратите внимание на 8 неочевидных нюансов заполнения заявление на регистрацию ООО в 2018 , это убережет вас от отказа в налоговой и […]
  • Форма кс-2 правила заполнения Унифицированная форма № КС-2 - скачать бланк и образец Отправить на почту Унифицированная форма КС 2 – образец заполнения вы сможете скачать на нашем сайте, используется в рамках приема строительных работ при возведении жилых домов и нежилой недвижимости. Данная форма бланка может быть […]
  • Обгон под знаком сколько штраф Что такое обгон и какой штаф грозит за нарушение Что такое обгон? За последний год правила ПДД были немного изменены, поэтому такое понятие, как «обгон» стало объясняться немного по-другому. Сейчас обгоном называют выезд на встречную полосу с целью опережения одного или же нескольких […]
  • Вакансии помощник юриста гибкий график Работа помощником юриста: свободный график, вакансии в России Ждем Ваше резюме и номер телефона по которому можно будет с Вами связаться. Полное описание Условия:5-дневная рабочая неделя, неполный рабочий день, официальное трудоустройство, социальный пакет по ТК РФ, оплата до 15000 руб., […]
  • Александр внуков находящийся под опекой драгунова достиг 14 летнего возраста Силин, опекун десятилетнего Олега Вяткина, из-за неуправляемости своего подопечного сдал его в детский дом. Освобождается ли в этом случае Силин от исполнения обязанностей опекуна? 53 Задача 16 Черткова, опекун Людмилы Дроновой, 7 лет, часто била ее за незначительные проступки, оставляла […]
  • Закон о разграничении права на землю Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ"О разграничении государственной собственности на землю" С изменениями и дополнениями […]
  • Введение закона о школьной форме Закон о введении школьной формы от 2015 года Перед тем как сложить безотлагательный документ, будет правильным размышляя разделить процесс на 3 групп. Подготовленные разделы не обязательно должны быть напечатаны в том же порядке. Перед всем следует осмыслить к чему именно вы хотите в […]