Закон о торговле автолавок

Фудтраки в законе: Минпромторг завершил работу над правилами мобильной торговли

Поделиться в социальных сетях:

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Минпромторг России завершил работу над законопроектом, регулирующим деятельность фудтраков, автолавок и других объектов нестационарной торговли. Документация будет направлена в Госдуму в ближайшее время, об этом m24.ru сообщили в пресс-службе ведомства.

«Минпромторг России планирует внести законопроект в самое ближайшее время. Он полностью готов, сейчас завершаются технические процедуры, которые необходимо пройти для внесения законопроекта в Государственную думу РФ», – пояснили в ведомстве.

Министерство планировало подготовить изменения в законе о торговле, которые установят порядок размещения мобильных объектов, до конца прошлого года. Однако в итоге сроки были сдвинуты на 2017 год из-за того, что Минэкономразвития, ФАС и Минпромторг не согласовали законопроект о нестационарной рознице между собой.

В законе о торговле фудтраки и автолавки до сих пор не выведены в отдельную категорию. Сегодня они попадают под действие ФЗ № 381 «О нестационарной торговле», который предполагает продажу еды только в специально обозначенных местах. Согласно закону, владелец мобильного торгового объекта должен арендовать конкретный участок и работать только на нем. При этом фудтраки предполагают возможность следования за своими клиентами – останавливаясь у метро, парков, центральных улиц, университетов и бизнес-центров, в зависимости от времени суток и погодных условий.

После принятия законопроекта, муниципалитеты разработают схему размещения нестационарных объектов, по которым смогут курсировать автокафе. Это необходимо для того, чтобы фудтраки не мешали проходу пешеходов или движению транспорта.

Основатель проектов Gyros for Heroes и Burger Heroes Игорь Подстрешный уверен, что изменения в законодательстве не сильно повлияют на деятельность фудтраков – в Москве они востребованы в основном на фестивалях и городских парках.

«В виду климатических условий, как минимум в нашей столице, употребление пищи на улице не является комфортным для людей в принципе. На улице можно купить кофе, но съесть полноценно еду – нет. Это может быть адекватно в формате выходного дня в парках, но на парки этот закон не распространяется», – прокомментировал он m24.ru.

По мнению Подстрешного, прозрачные отношения между властью и бизнесом могут подстегнуть развитие новых форматов мобильной торговли.

«Закон – это хорошо, он регламентирует отношения предпринимателей и власти. Когда он появится, в городе, вероятно, появится большое количество фудтраков, мини-машинок, которые будут продавать бутерброды, сэндвичи и кофе – это интересно. Что-то серьезней – уже не то. Технологический процесс сложнее, значит на него требуется больше людей, значит стоимость продукции будет дороже – это будет нерентабельно. Вы согласитесь съесть гирос за 250 рублей на улице в феврале? Я – нет», – рассуждает эксперт.

Мобильная торговля активно развивается и в Москве. Так, автолавки вошли в обновленную схему размещения столичных киосков. Фургоны будут различаться по цвету в зависимости от продукции, которую они продают. Торговать молоком будут из фургонов белого цвета, мясной продукцией – из красного, рыбой – из синего, а овощами и фруктами – из зеленого.

Летом прошлого года глава департамента торговли Алексей Немерюк сообщил m24.ru, что в Москве планируют проводить первые аукционы для размещения фудтраков сразу после принятия законодательных поправок от Минпромторга.

Автолавки поставили вне закона

Разрешённых мест в Петербурге для них не осталось — ни на парковках, ни на тротуарах

К автолавкам петербуржцы настолько привыкли, что уже и не замечают их. Ну стоит у станции метро очередной ларёк, торгующий выпечкой, рыбой или бытовой химией, а есть у него колёса или нет — не важно. Зато когда их не станет, могут и заметить. А произойти это может очень скоро.

Круг сужается

Собственно, процесс уже пошёл. Автолавки с недавних пор оказались в центре внимания сотрудников ГИБДД. Стражей дорожного порядка заинтересовало, почему киоски на колёсах припаркованы на тротуаре, ведь это запрещено ПДД. Продавцы показывают бумаги: вот разрешение, вот согласование, вот схема размещения торговых объектов, вот на ней мы. Но гаишники непреклонны: для нас вы не торговый объект, а автомобиль, и стоите вы на тротуаре, значит, нарушаете, пожалуйте заплатить штраф, прекратить торговлю и убраться отсюда.

Вот так около трёхсот питерских автолавок, имеющих все разрешения, вдруг оказались нарушителями. Что уж говорить ещё о тысяче мобильных ларьков, работающих без всяких бумаг, переезжающих с места на место, чтобы не попасться, самовольно подключающихся к электросетям или пользующихся коптящими небо генераторами на солярке.

А скоро автолавкам станет жить ещё труднее: в петербургском Заксобрании рассматривают предложенные Смольным поправки в городской закон об административных правонарушениях. По нему выписывать штрафы автолавкам за незаконное пользование городской землёй смогут не только полицейские, но и инспекторы по недвижимости из районных администраций. Комиссия Заксобрния по законности и правопорядку уже поддержала законопроект. На очереди — другие комитеты комиссии.

Авто или лавка?

На Садовой улице автолавки стоят давно. Их излюбленный товар — книги и фрукты-овощи. Вроде бы учтено всё: припаркованы машины по всем правилам, а торговля ведётся с тротуара. Но и это незаконно: в схеме размещения торговых объектов все разрешённые места — исключительно на тротуаре, том самом, откуда прогоняет ГИБДД.

Набережная Чёрной речки с её утренними пробками. В межквартальном проезде припаркована легковушка-универсал с кофемашиной на борту. Стайка парней и девчонок таскает бумажные стаканчики с горячим напитком между томящихся в заторе авто. Водители охотно покупают кофе — бизнес идёт. Но опять-таки незаконный. Да и с точки зрения ГИБДД — опасный: проезжая часть всё-таки.

На Дворцовой набережной парковаться нельзя, кроме одного короткого участка у сада Зимнего дворца. Там-то и примостился «каблучок». Задние дверцы распахнуты, а там — банки с жидкостями для стеклоомывателя. Продавец клянётся, что настоящие, не в подвале розлитые. Но торговля не идёт — ей мешают двое полицейских, выясняющих, что происходит на вверенном им участке.

— А что я нарушаю? — делает изумлённый вид продавец. — Стою по правилам.

— Здесь торговать нельзя, — объясняют правоохранители.

— Так у меня же не ларёк, а автомобиль. Вот мои документы — я работаю на ООО, торговля — уставный вид деятельности, вот регистрация, вот копия устава, убедитесь.

— Здесь торговать нельзя, — монотонно повторяют полицейские, и, похоже, других аргументов у них нет.

В итоге продавец закрыл двери и плюхнулся на водительское сидение. А минут через двадцать, когда стражи порядка ушли, продолжил работу.

Городу не надо

— Для нас в Петербурге автолавки — это некоторая ненормальность, нетипичные торговые объекты, — усмехнулся председатель комиссии городского Заксобрания по промышленности, экономике и предпринимательству Алексей Макаров. — Они пришли к нам из отдалённых населённых пунктов, где торговля так и осуществлялась: приезжала автолавка и обеспечивала население товарами. Но для города-миллионника это странно. Я считаю, что нестационарные торговые объекты — а автолавка, безусловно, является таковым — должны размещаться в соответствии с утверждённой схемой размещения. Но ушлые бизнесмены говорят: это не торговый объект, это автомобиль. Ну постойте, как же так? Он ведь не просто стоит, он торгует! Значит, место его нахождения должно быть в схеме размещения торговых объектов.

— Но все эти места на тротуарах, а там автолавки штрафует ГИБДД.

— И это разумно, — кивнул Макаров. — На мой взгляд, в Петербурге автолавки не нужны. Я совсем не против, чтобы они ездили в Ушково или другое отдалённое место, где проблема с магазинами. Но что им делать здесь, в городе?

— Вы вряд ли увидите такой вид торговли в европейских мегаполисах, — согласился с парламентарием руководитель консалтинговой компании Тимур Легков. — Потребитель, выходящий из метро, не видит разницу между автолавкой и обычным киоском — да её и нет. Единственное исключение, пожалуй, это товары, предназначенные для водителей. Кофе в пробках — отличная идея, я такое видел в Италии и Испании. Продажа жидкости для стеклоомывателя — такого я за границей не видал, но, наверное, в этом есть смысл: мало ли, омывайка кончилась, стёкла грязные, со мной такое не раз бывало. И пробка — удобное и относительно безопасное место для такой торговли: машины стоят или еле ползут. Но покупать книжки или пирожки у метро — какая разница, в киоске или автолавке? Повторяю — я говорю о разнице для потребителя.

Свобода не нужна

Между тем в городском комитете по имущественным отношениям полагают, что раз автолавки есть, значит, это кому-нибудь нужно. И надо только найти форму их работы, устраивающую всех. Решать эту проблему там собираются вместе с полицией и предпринимателями.

Пока вариантов два: первый, и его продвигает Министерство промышленности и торговли, — полная свобода, чтобы автолавкам можно было торговать везде, где разрешена парковка. Бизнесменам это не нравится: они «прикармливают» место, приучают покупателя, а завтра бац — и там встанет их конкурент на всё готовенькое. Так что предприниматели за второй вариант, с нынешними схемами размещения нестационарных торговых объектов. Они только хотят, чтобы, пока автолавки стоят, ГИБДД считало их ларьками, а не автомобилями.

Но когда один из вариантов осуществится — неизвестно. Дело это бумажное, долгое. А пока автолавки будут оставаться вне закона: нет для них в Петербурге дозволенных мест.

Минпромторг России разработал законопроект об автолавках

Минпромторг России разработал законопроект 1 , направленный на развитие мобильной торговли.

Проект, уже отредактированный по итогам общественного обсуждения, вносит изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В частности, меняется определение торгового объекта – помимо зданий, сооружений, частей зданий и сооружений таковыми будут считаться специально оснащенные транспортные средства. Кроме того, вводится отдельное определение мобильного торгового объекта: это «торговый объект, представляющий собой специализированное или специально оборудованное транспортное средство, используемое при осуществлении развозной торговли». До сих пор автолавки вместе с киосками попадали в категорию нестационарных торговых объектов.

В законопроекте говорится, что Правительство РФ обязано утвердить правила развозной торговли. Ассортимент автолавок также должно будет определить Правительство РФ. В законе специально будет отмечено, что самостоятельно определяют ассортимент продукции владельцы всех торговых объектов, кроме автолавок.

В апреле 2014 года Минпромторг России объявил, что россиян необходимо обеспечить всеми форматами торговли. Сейчас администрации многих населенных пунктов выполняют нормативы по торговым площадям, указанные в постановлении Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов», открывая один большой торговый центр. В итоге граждане не обеспечиваются магазинами шаговой доступности. В июле было объявлено о начале разработки законопроектов о поддержке нестационарных торговых точек и автолавок.

Закон о торговле автолавок

Торговый хаос

Правительство России в понедельник, 22 мая, обсудит поправки в законодательство, направленные на улучшение условий для работы нестационарной и мобильной торговли. Как сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга, который является разработчиком законопроекта, на этапе согласования его рассмотрели 49 субъектов РФ, большинство из них поддержали документ без замечаний.

Одна из главных идей Минпромторга — ​передать полномочия по регулированию альтернативных форматов торговли на уровень субъектов Федерации и, таким образом, создать единые правила ведения бизнеса хотя бы на уровне отдельных регионов. Сейчас «практически все полномочия сосредоточены в органах местного самоуправления, что создает хаос в регулировании малых форматов торговли», заявил РБК статс-секретарь, замминистра Виктор Евтухов.

Чтобы дать гарантии бизнесу, Минпромторг предлагает заключать договоры аренды на нестационарные торговые объекты (НТО, к ним относятся павильоны и киоски) на срок не менее семи лет. Если возникнет потребность переместить точку (например, участок потребуется для госнужд), власти обязаны предоставить предпринимателю сопоставимое место.

Кроме того, законопроект отделяет понятия «мобильный торговый объект» (автомагазины, автолавки) от НТО. Сейчас мобильная торговля практически приравнена к нестационарной, то есть место под автолавку надо включать в схему размещения, заключать договор аренды земельного участка и т.д. Законопроект предполагает значительно упростить данную процедуру.

Минпромторг прогнозирует, что после принятия поправок в России появится 150 тыс. новых объектов торговли, а еще около 100 тыс. объектов будет реконструировано (все это, по оценкам министерства, потребует 400 млрд руб. частных инвестиций). Отказ от малых форм торговли приводит к падению спроса и потребления товаров. Напротив, «увеличение числа торговых объектов шаговой доступности способствует увеличению объемов реализации и потребления продовольствия», подчеркивает Евтухов. По прогнозам Минпромторга, в итоге принятия поправок объемы реализации сельхозпродукции в России могут вырасти на 4,5 млн т.

Одной из причин обращения Минпромторга к теме нестационарной торговли является падение объемов розничной торговли в России в целом. Как напоминают в пресс-службе министерства, за два года розничный оборот в России сократился на 15%, в Москве падение составило еще больше — 25%. Данный показатель учитывает все виды потребительских товаров. По мнению председателя правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, продажи продуктов питания в Москве за 2016 год снизились на 5%, однако цифра за два года «значительнее».

Собеседники РБК вспоминают ситуацию в Москве как яркий негативный пример взаимоотношений властей и мелких и средних торговцев. «Решением местных властей была практически уничтожена вся уличная торговля», — отмечает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Озвученные министерством данные по инвестициям в НТО могут быть и выше, но «при определенных гарантиях соблюдения прав собственности и безопасности инвестиций», отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр ​Оськин. Московский эксперимент с ликвидацией самостроя показал эфемерность договоренностей, констатирует он. По данным АРПП, еще пять лет в Москве было около 30 тыс. объектов мелкой розницы, сейчас — не более 7 тыс.

При этом все о​прошенные РБК участники рынка и эксперты поддерживают предложения Минпромторга. «Это очень благоприятные изменения для предпринимателей, так как они направлены на ясность «правил игры», чего так не хватает российскому бизнесу. Местные власти склонны менять нормативную базу в сфере торговли слишком часто и непрогнозируемо, что ставит предпринимателей в незащищенное положение», — рассуждает адвокат Олег Сухов. Когда «в одном городе сносят все киоски, а в другом они спокойно функционируют — это нарушает права предпринимателей, создавая слишком разные условия для торговли на местах», соглашается Денис Фролов.

Принцип «меняется место — сохраняется бизнес», по которому предпринимателю гарантируют право размещения, является «глубоко правильным», заявил РБК президент Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов. «Люди не готовы ничего вкладывать, пока они на птичьих правах», — подчеркнул он, добавив, что сейчас эти вопросы решаются на основании личных договоренностей.

Продажи ставят на ГАЗ

В Минпромторге также рассчитывают, что законопроект даст толчок для развития автопроизводителей. В случае его принятия к 2019 году предприятия российского автопрома могут реализовать 50 тыс. грузовиков (на сумму 80 млрд руб.) в качестве автомагазинов, автокафе и фуд-траков, говорится в материалах министерства. Еще около 60 млрд руб. получат производители специализированного торгового оборудования для автолавок и фуд-траков, считают в Минпромторге.

Основным автомобилем для развития мобильной торговли рассматривается «ГАЗель NEXT», в разработку которой группа ГАЗ (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски) вложила 9 млрд руб. ​Она имеет четыре базовые комплектации для мобильной торговли, на их базе может быть создано более 1 тыс. модификаций. В частности, перечисляется ряд успешно реализованных в крупных городах проектов фуд-траков и мобильных лавок на базе «ГАЗель NEXT»: «Сюда еда» (франшиза ресторанов быстрого питания), «Рыба здесь» (киоски по продаже рыбной продукции), Eat & Go (продажа гамбургеров и бутербродов в Петербурге, в том числе в аэропорту Пулково).

«Сегодня развитие мобильной торговли тормозится из-за проблем юридического регулирования: существующий закон о торговле не содержит понятия «мобильный торговый объект». Соответственно, все согласования для мобильной торговой точки происходят так же, как и для стационарной. На каждое уходит очень много времени, теряется сама идея «мобильности», — рассуждает директор по реализации и маркетингу дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» группы ГАЗ Олег Марков.

Как уточнила РБК представитель группы ГАЗ, завод готов удовлетворить потребность рынка в полном объеме. «На фоне того, что рынок начал падать с 2014 года и до сих не восстановился до докризисного уровня, эти объемы позволят компенсировать снижение продаж», — объяснила она.​ По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году группа ГАЗ продала 69,4 тыс. автомобилей, в 2015 году — 51,2 тыс., то есть на 26% меньше. В 2016 году продажи выросли на 9%, до 55,8 тыс. За первые четыре месяца 2017 года продажи выросли всего на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

«ГАЗель Next» — не единственный вариант для организации мобильной торговли, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, хотя в плане обеспеченности необходимыми мощностями ГАЗ имеет преимущество. В качестве альтернативных вариантов Беспалов называет УАЗ и Ford Tranzit, производство которого локализовано в России. Также небольшие фургоны производит ЗИЛ.

Представитель ЗИЛа сообщила РБК, что компания не рассматривает участие в проекте. Получить оперативные комментарии представителей УАЗа и Ford не удалось.​

Затянувшееся рассмотрение

Минпромторг начал разрабатывать поправки еще в 2014 году и рассчитывал, что Госдума примет их еще в 2016 году. Андрей Карпов из Ассоциации экспертов рынка ретейла предполагает, что согласование законопроекта может затягиваться из-за неуверенности властей в добросовестности владельцев НТО как налогоплательщиков.

В свою очередь, Владлен Максимов из Коалиции киоскеров отмечает, что реализация законопроекта во многом будет зависеть от региональных властей. «Можно принять любой прекрасный закон, но регионы на месте сформулируют такие рамочные требования, что никто рад не будет», — предостерегает эксперт.

Автолавкам разрешат торговать на ходу

Министерство промышленности и торговли РФ разработало условия для работы объектов «мобильной торговли», то есть автолавок. Рабочая группа при министерстве предлагает обязать владельцев моторизованных ларьков покупать разрешение местных властей на осуществление деятельности на улицах города. При этом за каждым владельцем автолавки будет закреплен район, в котором он имеет право продавать свои товары, — сейчас они получают разрешение на правах киоска и не могут менять дислокацию. Во сколько разрешение обойдется бизнесменам, пока не решено, однако известно, что после единовременной выплаты местные власти не должны взимать с представителей «мобильной торговли» арендную плату. До сих пор у таких передвижных точек не было отдельного правового статуса.

Предлагаемый Минпромторгом законопроект вносит изменения в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», больше известный как закон о торговле. Для разработки проекта Минпромторг создал специальную рабочую группу, в которую вошли представители «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), «Опоры России», «Коалиции киоскеров», Ассоциации мясной и молочной продукции «Гастроном», Центросоюза России и член комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Юрий Исупов.

Рабочая группа разработала два законопроекта. Первый касается преференций для объектов «мобильной торговли» и отменяет «крепостное право» для автолавок. Второй — о новых нормах организации «нестационарной торговли»: ларьков, киосков, павильонов, сезонных бахчевых развалов и елочных базаров (в качестве компенсации за снесенные ларьки и киоски местные власти должны будут предложить их владельцам новые места на карте города). Оба законопроекта призваны облегчить жизнь мелкой рознице.

— Вводится термин «мобильная торговля». Под ней подразумевается реализация продукции со специализированных средств передвижения, которые имеют номер двигателя, номер кузова, стоят на учете в ГАИ, имеют технологическую карту, а также необходимое для продажи продуктов оборудование, которое удовлетворяет требованиям Роспотребнадзора, — рассказал «Известиям» вице-президент Ассоциации производителей и реализаторов мясомолочной продукции «Гастроном» и совладелец автомаркета колбасной продукции «Микомс» Илья Завельский, который принимал прямое участие в составлении проекта.

Всего в России около 50 тыс. передвижных ларьков, говорит Завельский. Чтобы продолжать работать легально, они должны будут оплатить патент, то есть разрешение на осуществление деятельности. Стоимость разрешения определят местные власти. Они же установят, в каком районе города и на какой улице автолавки могут торговать. Администрация получит право запретить торговлю продавцам на колесах в определенных местах. В остальном торговля автоларьков не должна противоречить ПДД.

По словам участников рынка, такая мобильная схема в первую очередь пригодится независимым производителям, которых крупные ритейлеры не пускают на прилавки. Завельский считает, что на улицах городов будет больше мясных автолавок.

Глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк высказался резко против федеральных инициатив. Немерюк полагает, что Москву и Санкт-Петербург нужно исключить из-под действия законопроекта, поскольку такого обилия торговых точек, как в этих городах, нет ни в одной столице мира. На предложение Евтухова упростить процедуры для нестационарной и мобильной торговли руководитель департамента отреагировал так:

— По той простой причине, что мы не будем знать, где он стоит, мы не сможем проконтролировать даже то, чем он торгует. Таким образом, мы попросту наплодим большое количество «летучих голландцев», — заявил «Известиям» Немерюк.

Еще по теме:

  • Как сдавать налоги по ип Отчетность ИП на УСН без работников УСН (упрощенная система налогообложения) — самый распространенный специальный режим уплаты налогов, который предусмотрен для малого и среднего бизнеса. Авансовый платеж по налогу платится по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев, а сам […]
  • Налог на земли промназначения Земли промышленного назначения: категории, характеристики, нюансы использования В какой-то момент своего существования люди стали покидать крошечные мастерские и взялись за строительство фабрик и заводов. Современные производственные комплексы могут занимать площади, сравнимые с […]
  • Приказ на списание бланков строгой отчетности в школе образец Как составить приказ о списании удостоверения? Вопрос-ответ по теме мне нужен образец положения о комиссии по списанию удостоверения, как его составить, что там должно быть, если можно то срочно, спасибо Комиссия должна проверить все использованные и испорченные бланки, их количество и […]
  • Подача исковых заявлений в электронном виде Как подать документы в суд в электронном виде? Порядок подачи документов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды и суды общей юрисдикции изменился в 2017 году. Граждане и юридические лица могут подавать обращения (исковые заявления, ходатайства, жалобы и другие документы) […]
  • Бланк заявление на загранпаспорт нового образца образец заполнения ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГРАНПАСПОРТА В МФЦ Последнее обновление информации: 30.03.2017 Во всех центрах государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» Санкт-Петербурга можно оформить заграничный паспорт сроком на 5 лет («старого образца»). Подать документы […]
  • Возраст молодёжи по закону Молодежи нужен новый закон ОП Кемеровской области провела общественную экспертизу соответствующего проекта закона Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской […]
  • Налог на прибыль организаций амортизация имущества Налог на прибыль организаций амортизация имущества АМОРТИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В бухгалтерском учете амортизация представляет собой процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на […]
  • Ставка единого социального налога в 2018 году Страховые взносы в 2018 году С января 2017 года фонды передали эстафету по учету страховых взносов ФНС. Как изменился расчет взносов, куда их нужно платить и как отчитываться — расскажем в данной статье. В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый […]