Понятие международного арбитража и его виды

Понятие международного коммерческого арбитража и его виды

ТЕМА 17. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

1. Понятие международного арбитража и его виды.

2. Международный арбитражный суд Беларуси.

3. Арбитражные соглашения

4. Исполнение иностранных арбитражных решений

Понятие международного коммерческого арбитража и его виды.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) не является элементом государственной судебной системы. МКАС (в отличие от государственною арбитража) рассматривает споры между частными лицами (физическими и юридическими ли­цами различных государств), т.е. он разрешает частноправовые спо­ры, осложненные иностранным элементом.

По мнению В.Г. Тихини, «термин «международный» в названии этого суда носит услов­ный характер, поскольку МКАС учреждается по национальному праву и в своей деятельности руководствуется нормами внутреннего процессуального права. Термин «международный» он носит потому, что рассматривает споры, возникающие между сторонами междуна­родных коммерческих сделок (споры международного характера)».

Статья I Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитра­же 1985 г. устанавливает, что арбитраж является международным, если на момент заключения арбитражного соглашения коммерческие предприятия сторон находят­ся в различных государствах, либо за пределами государства, в котором располо­жены коммерческие предприятия сторон, находятся место арбитража, определенное в арбитражном соглашении, или место исполнения спорных материально-правовых обязательств, или место, с которым связан предмет спора, либо стороны прямо договорились, что предмет арбитражного соглашения связан более, чем с одной страной.

Слово «коммерческий» в названии МКАС подчёркивает его не­государственную принадлежность. По своей юридической природе МКАС — это третейский суд, т.е. суд, формируемый самими сторо­нами и по их усмотрению.

По своей юридической природе арбитраж является разновид­ностью третейской формы защиты права. Третейский суд – исто­рически сложившаяся форма осуществления юрисдикции по граж­данским делам, функционирующая в большинстве стран наряду с государственным правосудием. Основная специфика третейского разбирательства как формы юрисдикции по гражданским делам такова. Во-первых, третейский суд является негосударственным органом, не входит в систему государственных судов и в отли­чие от государственных судов не осуществляет правосудие, так как правосудие является формой государственно-властной деятель­ности. Во-вторых, юридической основой компетенции третейского суда на разрешение спора является заключенное сторонами согла­шение о разбирательстве спора между ними в третейском суде, которое носит название третейского договора (третейского со­глашения, третейского компромисса).

В актах законодательства подавляющего большинства госу­дарств и в юридической литературе под «арбитражем», «арбит­ражным судом» (arbitration, arbitrage) понимается, как правило, именно третейский суд. Соответственно третейский суд, рассмат­ривающий споры в сфере экономической деятельности, именует­ся коммерческим (или торговым) арбитражем (commercial arbitration), разновидностью которого в свою очередь является международный коммерческий арбитраж (international commercial arbitration) — коммерческий арбитраж, рассматривающий споры в сфере международной экономической деятельности.

Арбитраж как форма разрешения споров используется также в международном публичном праве. Однако международно-пра­вовые третейские суды (например, Постоянная Палата третейско­го суда в Гааге и т.д.) рассматривают споры между государства­ми, международными организациями и иными субъектами между­народного публичного права, международный же коммерческий арбитраж предназначен для рассмотрения частноправовых спо­ров, возникающих между различными субъектами (в том числе и государствами) в области международных экономических связей.

В юридической литературе обращается внимание на наличие у арбитражной процессуальной формы рассмотрения междуна­родных экономических споров определенных преимуществ по сравнению с процессуальной формой рассмотрения таких споров в государственных судах.

Основными преимуществамиобычно называют следующие.

1. Государственный суд создается государством и действует как одна из ветвей государственной власти. Третейские же суды (арбитражи) являются негосударственными органами, создаваемыми юридическими и/или физическими лицами. То есть арбитражные суды свободны от национальной при­страстности и протекционизма по отношению к субъектам како­го-либо государства. Деятельность большинства наиболее авторитетных арбитражных центров носит ярко выра­женный наднациональный характер. В арбитражной практике повсеместно можно встретить случаи, когда спор между субъекта­ми различных государств рассматривается арбитражным центром, расположенным на территории третьего государства, причем заседание проводится в четвертом государстве, а членами состава арбитражного суда являются граждане совсем иных государств.

2. Принимая решение, государственный суд как орган государственной власти, кроме следования внутригосударственным процессуальным нормам, склонен опираться и на внутреннее материальное право, а также может применить административно-правовые нормы. Арбитражи не являются органами государственного принуждения и не применяют норм административно-властного характера, а руководствуются преимущественно действительной волей сторон, выраженной в контракте, и, что очень важно, – обычаями. В-пятых, в отличие от разбирательства в государственном суде рассмотрение дел в арбитраже происходит негласно и конфиденциально.

3. Процессуальная форма рассмотрения спора в арбитраже менее формализована, чем в государственном суде. Разбирательство в третейском суде (арбитраже) может осуществляться в соответствии с его регламентом либо процедурой, определенной сторонами. В частности, стороны арбитражного разбирательства имеют право сами определить время и место рассмотрения спора, язык судопроизводства, порядок предоставления и исследования доказательств, а также вправе решить другие вопросы производства по делу.

4. В международном коммерческом арбитраже за сторонами признается право выбора не только самого арбитражного суда, компетентного рассматривать дело, но и конкретных лиц (арбит­ров), которые будут его рассматривать. При этом даже иностранные граждане могут быть назначены арбитрами. Арбитры к тому же не обязательно должны быть профессиональными юристами, а могут иметь какую-либо иную специальную подготовку, соответствую­щую характеру спора (например, в сфере фондового обращения, банковской деятельности и т.д.), либо просто обладать авторите­том и положительной репутацией у сторон спора.

5. Рассмотрение дел в арбитражных судах осуществляется на основании принципа конфиденциальности. Доступ в арбитраж­ное разбирательство представителей средств массовой информа­ции, публики не допускается, в то время как рассмотрение дел в государственных судах осуществляется, как правило, публично. Кон­фиденциальность рассмотрения дел соответствует интересам уча­стников международных экономических отношений, так как ис­ключает сообщение третьим лицам сведений, составляющих коммерческую тайну, а также информации о наличии, существе и об­стоятельствах самого спора, разглашение которой само по себе может по очевидным причинам крайне негативно сказаться на хозяйственной деятельности соответствующего субъекта.

6. Решение государственного суда, как правило, вступает в силу не сразу, что обусловлено наличием нескольких судебных инстанций и соответствующих стадий судопроизводства. Это решение может быть обжаловано, опротестовано, его исполнение может быть отсрочено или рассрочено. Арбитражное разбирательство проходит в одну стадию. Решение, принятое по его результатам, вступает в силу с момента вынесения и не может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке. В исключительных случаях решение арбитража может быть только отменено.

7. Арбитражные суды, как правило, специализируются на рас­смотрении определенных категорий, например, споров в области международных экономических связей. Вследствие этого рассмот­рение данных споров арбитражными судами осуществляется бо­лее компетентно, чем государственными судами, поскольку судьи государственных судов обычно не специализируются на рассмот­рении дел в определенной области или на рассмотрении дел именно с участием иностранных лиц.

В качестве одного из достоинств международного коммер­ческого арбитража в литературе также указывается на более ко­роткие сроки рассмотрения дела в арбитраже по сравнению со сроками рассмотрения дела государственными судами

Однако анализ норм процессуальных законов различных го­сударств и регламентов различных арбитражных учреждений, судебной и арбитражной практики позволяет утверждать, что сро­ки рассмотрения дел в государственных и арбитражных судах в настоящее время практически сопоставимы. Так, в соответствии со ст. 175 ХПК Республики Беларусь (с изм. от 30 декабря 2011 г.) дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 2 месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено указанным Кодексом[1]. Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более 7 месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до четырех месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, — до 1 года.

В соот­ветствии со ст. 14 Регламента МАС Беларуси состав арбитраж­ного суда обязан рассмотреть дело и вынести решение не позднее 6 месяцев с момента его формирования, причем данный срок мо­жет быть продлен председателем Международного арбитражного суда без ограничения предельного срока. Председатель МАС по обоснованному ходатайству единоличного арбитра или арбитра-председателя может продлить названный срок.

Что же касается утверждений о том, что рассмотрение дела в арбитражном суде сопряжено для сторон с меньшими расходами, чем рассмотрение дела в суде государственном, вследствие, на­пример, невзимания в арбитраже государственной пошлины, то следует согласиться с высказанными в литературе противоположными точками зрения Расходы сторон, связанные с рассмотрением дела в арбитраже, примерно соответствуют расходам, связанным с рассмотрением дела в государственном суде, а то и превосходят их (последнее особенно справедливо в отношении расходов по рассмотрению дел в наиболее крупных и авторитетныхмеждународных арбитражных центрах).

Однако арбитражная форма рассмотрения дела имеет и определенные недостатки по сравнению с процессуальной формой рассмотрения дела в государственных судах

1. Арбитры, не являясь, в отличие от судей государственных судов, носителями судебной власти, не обладают теми публично-правовыми полномочиями, которыми обладают судьи государственных судов и использование которых зачастую необходимо для правильного разрешения дела В частности, требование арбитражного суда о представлении необходимых по делу доказательств не обязательно ни для самих сторон спора, ни для лиц, не участвующих в деле. Арбитражный суд не может обязать к явке в заседание свидетеля, эксперта, реализовать многие иные правомочия процессуально принудительного характера, что влечет в некоторых случаях невозможность полного и правильного установления фактических обстоятельств дела

2. Заключение сторонами соглашения о рассмотрении спора в арбитражном порядке или даже вынесение по делу арбитражного решения не всегда позволяет избежать рассмотрения этого же дела в государственном суде. Сторона может уклоняться от участия в арбитраже (это в некоторых случаях может сделать невозможным и само проведение арбитражного разбирательства) вынесенное арбитражное решение может быть не признано государственным судом. Необходимость обращения в государствен ный суд при наличии арбитражного соглашения или арбитражного решения может быть предопределена и иными обстоятельствами

В практике ряда стран (Германия, Франция и др.) существуют арбитражи так называемых «дружеских посредников», регулирую­щих споры на основании общепринятых норм права. Создание таких арбитражей предусмотрено Европейской конвенцией 1961 года о внешнеторговом арбитраже. В соответствии с этой конвенцией, если стороны в своем соглашении обусловили вид арбитража, председа­тель торговой палаты и специальный комитет могут либо отослать стороны в тот или иной постоянно действующий арбитраж, либо предложить им в определенный срок назначить арбитров.

Международной практике известны два вида арбитража; так называемые изолированные суды и постоянно действующие суды.

Изолированный суд(ad hoc) создается сторонами специально для рассмотрения спора по конкретному делу. После того как спор рассмотрен и решение вынесено, изолированный суд прекращает свое существование. Этот арбитраж не имеет административного аппарата и каких-либо правил, регулирующих арбитражный процесс. Стороны сами определяют правила рассмотрения дел в арбитраже.

Постоянно действующие судысоздаются, как правило, на дли­тельный срок. Как прави­ло, такие арбитражи создаются при торгово-промышленных пала­тах, биржах, торговых ассоциациях, юридических высших учебных заведениях и др. Они имеют собственный аппарат, собственные правила процедуры — регламенты (rules). При этом в одном институциональном арбитражном суде может существовать не­сколько регламентов для рассмотрения различных категорий дел или для различных процедур арбитража.

Существует более ста постоянно действующих арбитражей. В Европе широкую известность получили арбитражные суды при Ме­ждународной торговой палате в Париже, Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме, арбитражные суды в Лондоне, Цю­рихе и др.

1. Международный арбитражный суд Международной торговой палаты (МТП) (International Chamber of Commerce (ICC) International Court oj Arbitration) создан в 1923 г. и яв­ляется ведущим арбитражным учреждением мира. Сама МТП является крупнейшим исследовательским центром в области международного частного права. Штаб-квартира суда находится в Париже, однако по более чем 80% дел составы арбитражного суда заседают на территориях других государств. Действующий Регламент данного арбитражного суда вступил в силу с 1 января 1998 г. Только в 2003 г. в данном суде принято к производству 580 новых дел, сторонами по которым являлись 1584 субъекта из 123 государств и независимых территорий, по 11 % делам сторонами являлись государства и квазигосударствен­ные образования, заседания суда проходили на территории 47 го­сударств, арбитрами выступали граждане 69 государств. По 55,3% дел цена исков превышала 1 млн долларов США.

2. Арбитражный институт Стокгольмской торговой па­латы (Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce) создан в 1917 г., в нынешнем виде функционирует с 1949 г. Имеет несколько Регламентов для различных процедур арбитража, которые действуют в редакциях, вступивших в силу с I апреля 1999 г. Оговорки о рассмотрении споров в данном арбитражном суде очень часто включались в период существова­ния СССР в контракты между советскими внешнеторговыми организациями и их иностранными контрагентами. В настоящее время данный арбитражный суд продолжает оставаться популяр­ным среди субъектов государств Скандинавии, Российской Фе­дерации, Украины и т.д.

3. Лондонский суд международного арбитража (London Court of International Arbitration — LCIA) существует как внут­ренний третейский суд с 1892 г., как международный — функцио­нирует с 1981 г. Популярен среди субъектов из Великобритании, государств Британского Содружества. Действующий Регламент вступил в силу с 1 января 1998 г., отличается от регламентов иных арбитражных центров достаточно существенной детализа­цией правил арбитражной процедуры.

4. Американская арбитражная ассоциация (American Arbitration Association, AAA) существует с 1922 г., штаб-кварти­ра находится в Нью-Йорке, имеет отделения по всей территории США. С учетом сложившихся традиций правоприменительной практики, высокого размера судебных расходов в государствен­ных судах популярность третейского разбирательства в США крайне велика. ААА рассматривает ежегодно около 150 000 спо­ров, вытекающих из самых различных отраслей права. Имеет бо­лее трех десятков различных регламентов для рассмотрения раз­личных категорий дел с учетом их отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Действующий в настоящее время Арбитраж­ный регламент ААА для разрешения международных споров всту­пил в силу с 1 июля 2003 г.

По предметному признаку:

а) арбитражные суды общей компетенции, которые рассматрива­ют любые гражданско-правовые споры в сфере международных и иных гражданско-правовых отношений (таковыми являются большинство вышеупомянутых институциональных арбитражных судов, например. Международный арбитражный суд МТП, Арбит­ражный институт Стокгольмской торговой палаты, МКАС при ТПП Российской Федерации, MAC Беларуси и т.д.);

б) арбитражные суды специальной компетенции (специализиро­ванные арбитражные суды), которые рассматривают только спо­ры, вытекающие из международных экономических отношений пра­воотношений определенного вида. Например, распространены специализированные морские арбитражи, рассматривающие спо­ры, вытекающие из отношений в сфере международных морских перевозок грузов и сопутствующих отношений (например. Лон­донская ассоциация морских арбитров, Палата морского арбитража в Париже, Немецкая морская арбитражная ассоциация, Морская арбитражная комиссия при ТПП Российской Федерации).

Таким образом, МКАС — это негосударственный орган, третей­ский суд по рассмотрению международных коммерческих споров.

MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Понятие международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж (МКА) — это инструмент рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, которые возникают преимущественно при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

МКА следует рассматривать как систему, а не как отдельный судебный орган или организацию по разрешению спора, хотя, впрочем, и данное утверждение нельзя считать аксиомой. По этому вопросу, так же, как и по многим другим вопросам, связанным с МЧП, существует несколько точек зрения: некоторые ученые определяют МКА только как третейский суд; другие, напротив, — только как процесс (разбирательство в форме определенной негосударственной процедуры урегулирования коммерческих споров).

В преамбуле Закона РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» косвенно выводится понятие МКА из следующего положения: «Настоящий Закон исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли».

Таким образом, российский законодатель определил понятие МКА, обозначив его одновременно и как третейский суд, и как метод разрешения споров. Как видно из преамбулы Закона, российский законодатель исходит из начал комплексного подхода к понятию МКА.

Итак, учитывая «разносторонность» использования понятия МКА и его собирательное значение, можно сформулировать следующее определение МКА, сочетающее в себе ранее указанные признаки:

Международный коммерческий арбитраж — это система, представляющая собой: негосударственный порядок рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, возникающих в сфере международных экономических связей; специфику органов и процедуру выбора арбитров, уполномоченных рассматривать эти споры, и особые правила признания и исполнения решений, вынесенных негосударственными арбитражными судами.

Иногда в целях понимания какого либо понятия, особенно такого собирательного, как МКА, используют метод расшифровки каждой составляющей части такого понятия. Применительно к МКА, это будет выглядеть следующим образом:

• международный — означает присутствие в гражданско-правовом отношении, по поводу которого возник спор, иностранного элемента;

• коммерческий — подчеркивает негосударственную принадлежность органов, рассматривающих спор, обязательным условием деятельности которых является наличие арбитражного соглашения сторон;

• арбитраж — характеризует специфику органов (особенности их организации, состава, деятельности) и механизм рассмотрения коммерческих споров.

При изучении вопроса о понятии МКА, особенно в рамках российской правовой системы, следует обратить внимание на ряд важных моментов.

Во-первых, одинаковое название «арбитраж», используемое в российской правовой системе применительно как к государственным, так и к негосударственным органам, приводит к заблуждению о возможности принудительного исполнения на территории иностранного государства российских арбитражных решений, вынесенных государственными арбитражными судами.

Во-вторых, следует понимать, что гражданско-правовые споры, осложненные иностранным элементом, возникающие в сфере международных экономических связей, могут быть рассмотрены не только в рамках МКА. Согласно пункту 5 ст. 27 АПК РФ государственные арбитражные суды Российской Федерации рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан или лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также организаций с иностранными инвестициями. Аналогичной компетенцией обладают и национальные третейские суды, действующие на основании Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Компетенция негосударственных судов должна быть обусловлена наличием специального соглашения сторон о рассмотрении спора в конкретном суде. Этот вывод вытекает из анализа пункта 2 ст. 1 Закона о МКА, в соответствии с которым споры, являющиеся предметом рассмотрения судов МКА, могут быть рассмотрены только при наличии соглашения сторон.

В отличие от этого, государственные арбитражные суды могут рассматривать спор и без соглашения сторон, руководствуясь правилами главы 4 «Компетенция арбитражных судов» АПК РФ.

Понятие международного арбитража и его виды

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 011)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (0)

Предпочтительность разрешения международных коммерческих споров посредством международного арбитража на сегодняшний день почти ни у кого в мире не вызывает сомнений. Даже в тех регионах мира, где признание международного арбитража долгое время практически отсутствовало — например, в некоторых странах Латинской Америки («Доктрина Кальво»), произошли радикальные изменения в этой области, в результате чего там были приняты современные законы об арбитраже и эти страны подписали Нью-Йоркскую конвенцию 1958 года 1.

Понятие международного коммерческого арбитража и его виды

Интенсификация международных экономических связей при развитии сотрудничества между странами с различным со­стоянием экономики, бурный рост (наряду с традиционными видами товарооборота) интернационального обмена промыш­ленным и научно-техническим опытом и достижениями — та­ковы современные условия, в которых до небывалого ранее уровня повысилось значение международного коммерческого арбитража.

Международный коммерческий арбитраж представляет со­бой альтернативу разрешению внешнеэкономических споров государственными судами. Альтернативный характер данно­го механизма разрешения споров заключается в том, что само его существование относительно конкретного спора зависит от воли его сторон, а не от постановления государства.

Международный коммерческий арбитраж рассматрива­ет спор только в том случае, если стороны заключили между собой соглашение о передаче возникших между ними споров либо споров, которые возникнут в будущем, на рассмотрение арбитражного суда.

Унифицированные нормы, а также основанные на них нор­мы национального законодательства предоставляют сторонам в этом случае следующие полномочия:

• выбор арбитражного суда, который будет рассматривать
спор;

• выбор права, применимого к процедуре арбитражного раз­
бирательства (для суда ad hoc (изолированного арбитража) сто­
роны могут сами определить процедуру рассмотрения спора, а
институционный суд пользуется своим регламентом, хотя неко­
торые положения в нем, как правило, диспозитивны), а также
права, применимого к существу спора (иногда стороны пред­
почитают, чтобы их спор рассматривался по обычаям между­
народной торговли или «по справедливости», а не по законам
конкретного государства или системы права);

• выбор права, применимого к вопросу о наличии или дейс­
твительности арбитражного соглашения;

• выбор порядка формирования состава арбитражного суда;

• выбор места проведения арбитража;

• выбор языка, на котором будет вестись арбитражное раз

Арбитраж приобретает все большее значение в сфере торговли, чему способствуют присущие ему большая дешевизна и быстрота рассмотрения дел, меньший формализм процедуры, а также то, что для рассмотрения таких споров требуются технические познания и опыт, так как торговые операции все больше дифференцируются, возникают арбитражные суды по многочисленным специальным отраслям.

Конструктивная роль арбитража в области внешнего экономического обмена получила признание со стороны различных международных организаций и конференций. Так, коммерческому арбитражу в этом смысле уделено внимание на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и Комиссией ООН по праву международной торговли.

Международная практика знает два типа коммерческого ар-битража: 1) арбитраж институционный, постоянно действующий; 2) изолированный арбитраж:, который создается ad hoc для рассмотрения спора по данному конкретному правоотношению, после того как спор по делу рассмотрен и решение вынесено, третейский суд (арбитраж) прекращает существование.

В настоящее время большое значение имеют постоянно действующие арбитражи, а также рассмотрение споров на основании оговорок об арбитраже, включенных в типовые проформы (договоры или формуляры), выпускаемые торговыми палатами или ассоциациями, образованные с целью содействия развитию арбитражного способа рассмотрения споров.

Сюда относятся, например, формуляры арбитражных соглашений, разработанные такими влиятельными организациями, как Американская ассоциация арбитража (ААА), образованная в Нью-Йорке в 1926 г., Международная торговая палата в Париже, созданная в 1920 г., и арбитражные клаузулы, то есть стандартные формы контрактов, выпускаемые многочисленными торговыми, страховыми, банковскими, транспортными ассоциациями специализированного характера.

Международный коммерческий арбитраж (МКЛ) — это инструмент рассмотрения гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом, которые возникают преимущественно при осуществлении внешнеэкономической

деятельности. Слово «международный» означает присутствие в граждан­ско-правовом отношении, по поводу которого возник спор, иностранного элемента. Слово «коммерческий» подчеркивает негосударственную принадлежность органов, рассматриваю­щих спор, и обязательным условием их деятельности является наличие арбитражного соглашения сторон. «Арбитраж» харак­теризует специфику органов, то есть особенности их организа­ции, состава, деятельности и механизм рассмотрения коммер­ческих споров.

Вопросы

экзамена по дисциплине «Международное публичное право» для студентов 4-го курса ДФО экономического факультета летнего семестра 2013-2014 учебного года

1. Предмет регулирования Международного публичного права

2. Понятие и задачи международного частного права.

3. Система международных отношений

4. Понятие и виды источников международного частного права.

5. Особенности Международного публичного права

6. Международные договоры.

7. Функции соременного Международного публичного права

8. Понятие коллизионной нормы

9. Эволюция Международного публичного права в условиях глобализации международных отношений

10. Установление и содержание иностранного права

11. Особенности Международного публичного права

12. Характеристика правового положения иностранных физических лиц

13. Возникновение Международного публичного права и переодизация его истории

14. Учение о юридических лицах в международном частном праве

15. Международное право рабовладельческого строя

16. Правовое положение государства в гражданско-правовых сделках международного характера

17. Международное право средних веков

18. Иммунитет государства и его виды

19. Международное право в эпоху буржуазных революций

20. Институт права собственности в международном частном праве

21. Понятие норм Международного публичного права, его структура

22. Общие положения правового регулирования международных инвестиций

23. Понятие, источники права прав человека

24. Понятие собственности внешнеэкономической сделки

25. Понятие и классификация источников Международного публичного права

26. Правовое регулирование международных перевозок

27. Понятие, виды и признание в Международном публичном праве

28. Понятие кредитных отношений

29. Формы международной ответственности

30. Общие положения деликтных обязательств

31. Правовой статус государственной территории

32. Понятие права интеллектуальной собственности и её международно-правовое регулирование

33. Правовой режим международных рек и озёр

34. Международно-правовое регулирование брачно-семейных отношений

35. Понятие и виды мирных средств разрешения международных споров

36. Коллезионные вопросы в области наследования

37. Понятие и правовое положение населения

38. Общие вопросы правового регулирования трудовых отношений с участием иностранного элемента

39. Орнаны внешних сношений государств

40. Понятие меэждународного коммерческого арбитража

Вопросы утверждены на заседании кафедры гражданских и уголовно-правовых дисциплин «30» августа 2013г., Протокол №7

Понятие международного арбитража и его виды;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ

«Каждый юрист должен знать, что арбитраж лучше, чем государственный суд…».

1. Нормативное определение международного арбитража в законодательстве Республики Беларусь отсутствует, как и в международных актах, принятых для его регулирования.

Под международным арбитражем понимается рассмотрение споров, возникающих при проведении внешнеэкономических сделок в третейских судах, избираемых или специально создаваемых субъектами хозяйствования разных государств. Главное отличие международного арбитража связано с органами, рассматривающими спор, которые относятся к третейским судам, не входящим в государственную судебную систему.

Третейские суды по гражданским делам возникли еще в Древнем мире. Так, должность третейского судьи называлась в римских Законах XII таблиц (V в. до н.э.). Император Юстиниан (527–565 гг.) наделил решения третейских судов юридической силой наравне с решениями государственных судов. В Средние века третейские суды существовали при купеческих гильдиях. В Статуте Великого княжества Литовского 1588 г. наряду с государственными судами назывался «полюбовный суд» – это третейский суд, который рассматривал гражданские споры. Название суда, на наш взгляд, очень точно отражает его сущность и главную цель – полюбовно, т.е. миролюбиво, взаимоприемлемо решить спор между сторонами. В качестве судей в нем выступали комиссары, назначаемые из лиц того сословия, к которому принадлежали стороны.

В Европе в XVIII–XIX вв. произошло формирование международного коммерческого арбитража, разбиравшего споры между субъектами разных государств европейских стран.

Новый этап развития международного арбитража связан с возникновением в отдельных странах специального негосударственного института, занимающегося развитием и поощрением межгосударственной торговли – торговых палат, которые взяли на себя функцию разрешения споров между представителями разных государств. В июне 1914 г. была образована Международная торговая палата в Париже, при которой был учрежден Международной арбитражный суд, являющийся одним из наиболее авторитетных арбитражных органов в настоящее время. В других странах арбитражные суды были созданы в дальнейшем также, как правило, при национальных торгово-промышленных палатах.

2. Учреждение международных арбитражных судов при торгово-промышленных палатах свидетельствует о том, что международный арбитраж рассматривается как средство развития и поощрения торговли. Практика показывает, что участники внешнеэкономической деятельности предпочитают избирать арбитражные суды в качестве мест рассмотрения возможных споров.

Предпочтение международного коммерческого арбитража государственным судам связано с рядом факторов, среди которых наиболее значимы следующие:

— более высокая степень доверия участников внешнеэкономической деятельности к международному арбитражу в силу возможности избрания арбитров самими сторонами;

— возможность привлечения в качестве арбитров не только юристов, но и специалистов в сложных областях хозяйственных отношений, что повышает профессионализм арбитража;

— более быстрое по времени рассмотрение споров по сравнению с государственным правосудием, поскольку арбитражи создаются специально для решения конкретного дела и не отвлекается от процесса его разрешения;

— арбитражное решение окончательное и не подлежит обжалованию, хотя в исключительных случаях возможно ходатайство об отмене или аннулировании решения;

— арбитраж избавлен от формализма в вопросах процедуры и проводится без участия публики, что позволяет сохранить конфиденциальность рассмотрения спора и не подвергает риску деловую репутацию сторон;

— как правило, арбитражное разбирательство спора является более дешевым по сравнению с государственным;

— арбитражное решение легче исполнить в иностранном государстве в результате действия Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанной в Нью-Йорке 10 июня 1958 г., в которой участвует в настоящее время более 130 государств мира.

Все эти преимущества, не без основания признаваемые деловыми кругами за арбитражем, создают ситуацию, когда около 80% всех мировых внешнеэкономических контрактов содержат указание на арбитражное рассмотрение возможных споров.

3. В международной практике сложились два вида арбитражных судов: изолированные арбитражные суды и институциональные постоянно действующие арбитражные суды.

Изолированные арбитражные суды создаются сторонами специально для рассмотрения конкретного спора. Такие суды называются судами ad hoc (буквально – «к этому», «для данного случая»). Стороны сами определяют порядок создания изолированного арбитража и регламент его деятельности. После вынесения решения изолированный арбитраж прекращает свое существование.

Постоянно действующие арбитражные суды создаются, как уже отмечалось, обычно при торгово-промышленных палатах государств, но могут учреждаться и при других негосударственных организациях или иметь самостоятельный статус, как, например, Американская ассоциация арбитров в США.

Главным отличием постоянно действующих арбитражей является наличие у них собственного регламента или положения, регулирующих производство дел, а также списка арбитров, из которых стороны выбирают арбитров для рассмотрения конкретного дела.

Еще по теме:

  • Приказ мо22 Приказ Министра обороны РФ от 22 января 2008 г. N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от 22 января 2008 г. N 30"О ведомственных знаках отличия Министерства обороны […]
  • Как узнать штрафы гибдд по фамилии по кбр Штрафы гибдд проверить онлайн 11.09.2014 | автор: EMEO | Уфмс якутск штраф | Просмотров: 194 Быстрая загрузка: Штрафы гибдд проверить онлайн Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим […]
  • Кто такой юрист первой категории Должностные инструкции Инструкции по категориям: Инструкции по алфавиту: Юрисконсульт I категории Должностная инструкция юрисконсульта I категории ( zip, 17 Кб., рейтинг: 1978 ) Вы можете скачать должностную инструкцию юрисконсульта I категории бесплатно. Должностные […]
  • Правило в корне после шипящих под ударением Правило в корне после шипящих под ударением После шипящих в корнях слов под ударением пишется ё (е), если есть формы слова или однокоренные слова с е в безударной позиции: шёлк – шелк а , шелков и стый. Если таких слов нет, то пишется о: шов, крыжовник. В суффиксах существительных […]
  • Пособия при алалии Пособия при алалии При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария (центр […]
  • Не оплачиваемая опека Пособия, выплаты и жилищные льготы ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ: вознаграждение за выполнение родительских обязанностей, страховой стаж, подоходный налог, отпуск по уходу за ребенком, досрочная пенсия, дополнительные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом Внимание! В настоящем материале под […]
  • Социальная работа с осужденными отбывшими наказание Социальная работы с осужденными Введение 3Глава I. Основы правовых и организационных аспектов социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы 61.1. Отечественная нормативно-правовая база социальной работы с осужденными 62.2. Правовые аспекты социальной […]
  • Land rover налог Транспортный налог - Land Rover Freelander II Транспортный налог на автомобили Land Rover Freelander II зависит от количества лошадиных сил в автомобиле( точное их количество вы можете посмотреть в свидетельстве о регистрации транспортного средства или в паспорте транспортного […]