Новое в законе о печати

Глобальная реформа ТО пока еще готовится в правительстве

4 мая вступила в силу новая редакция закона о техосмотре. В документ внесены косметические изменения: уточнено, в частности, что диагностическая карта выдается владельцу автомобиля, даже если машина не соответствует нормам безопасности. Кроме того, из закона полностью исчезли все упоминания талона техосмотра, выведенного из оборота еще в 2011 году. Законопроект, предполагающий более масштабную реформу ТО, подготовленный Минэкономразвития, с прошлого года «завис» на согласовании в правительстве: по данным “Ъ”, документ будет полностью переработан.

В силу вступил федеральный закон №110 от 23 апреля 2018 года, которым вносятся изменения в закон «О техническом осмотре транспортных средств». Большая часть поправок носят технический или косметический характер. В старой редакции закона, к примеру, говорилось, что оператор ТО несет ответственность за выдачу диагностической карты в отношении автомобиля, не прошедшего осмотр. Теперь уточнено, что санкции наступают, если оператор выдал карту с «заключением о возможности эксплуатации транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности». Раньше в законе было сказано, что при несоответствии машины нормам безопасности диагностическая карта не выдается. Теперь, по новому закону, она выдается в любом случае, но с заключением о том, что машина не соответствует требованиям безопасности.

Также из закона окончательно исчезло упоминание талонов техосмотра. Напомним, что они были выведены из оборота еще в 2011 году, им на смену пришли диагностические карты. В соответствии с новым законом регионы теперь не устанавливают предельный размер платы за оформление дубликата талона ТО, а профессиональное объединение страховщиков более не обязано вести учет талонов.

Какой вариант реформы техосмотра предлагали страховщики

Напомним, в феврале 2018 года вступили в силу новые правила проведения ТО (утверждены правительством РФ). Изменения коснулись автомобильной оптики и правил установки шипованных шин. Обязательным стало наличие в транспортном средстве аптечки. Одновременно с этим власти готовят масштабную реформу техосмотра — соответствующий законопроект был подготовлен Минэкономразвития еще в 2017 году, о чем сообщал “Ъ”. Смысл реформы заключается в том, чтобы не дать возможности операторам техосмотра торговать диагностическими картами и вносить информацию в базу данных техосмотра о не прошедших проверку машинах. Также планируется вернуть штраф для водителей, которые ездят на машинах, не прошедших ТО. Законопроект был подготовлен и направлен в правительство РФ еще в конце 2017 года, и с тех пор дорабатывается в Белом доме.

По словам гендиректора союза «Техэксперт» (объединение операторов техосмотра) Сергея Зайцева, предложенные поправки, скорее всего, будут серьезно переработаны — новая версия законопроекта находится в главном правовом управлении президента РФ. Если раньше МВД было согласно передать информационную базу данных ЕАИС ТО Российскому союзу автостраховщиков (организация оценила доработку системы в 370–400 млн руб.), то теперь, по данным “Ъ”, ведомство категорически отказывается это делать — это все нашло отражение в новом законопроекте.

Как готовили поправки к законодательству о техосмотре

Минэкономики в январе подготовило пакет поправок к действующему законодательству для проведения глобальной реформы ТО. Соответствующее поручение было дано правительством по итогам заседания президиума Госсовета во главе с Владимиром Путиным весной 2016 года. Поправки были направлены для утверждения в правительство. “Ъ” удалось ознакомиться с содержанием одной из последних версий документа.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ»

Принят Государственной Думой 27 марта 2015 года

Одобрен Советом Федерации 1 апреля 2015 года

Подпункт 5 пункта 1 статьи 10 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года N 18-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553; 1999, N 2, ст. 245; 2005, N 30, ст. 3113; 2011, N 30, ст. 4566) после слов «организации и» дополнить словами «(при наличии печати)».

Пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423) изложить в следующей редакции:

«7. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.».

Абзац девятый пункта 1 статьи 913 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410) дополнить словами «(при наличии печатей)».

Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2002, N 52, ст. 5141; 2006, N 31, ст. 3437; 2007, N 1, ст. 45; N 50, ст. 6247; 2011, N 7, ст. 905; N 23, ст. 3262; N 48, ст. 6728; 2012, N 25, ст. 3269; N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; N 52, ст. 6985; 2014, N 30, ст. 4219) следующие изменения:

1) абзац четырнадцатый пункта 1 статьи 17 дополнить словами «(при наличии печати)»;

2) абзац одиннадцатый части четвертой статьи 18 дополнить словами «(при наличии печати)»;

3) пункт 10 статьи 27 5-3 дополнить словами «(при наличии печати)».

Внести в пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 22; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 41, ст. 4845; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 19, ст. 2283; N 52, ст. 6410; 2010, N 15, ст. 1756; N 49, ст. 6424; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; N 50, ст. 7347, 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 30, ст. 4083; N 51, ст. 6699; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218; N 52, ст. 7558) следующие изменения:

1) абзац пятый после слов «и печатью юридического лица» дополнить словами «(при наличии печати)»;

2) абзац шестой после слов «и печатью юридического лица» дополнить словами «(при наличии печати)».

Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2009, N 1, ст. 20) изложить в следующей редакции:

«5. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.».

Внести в Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3400; 2002, N 7, ст. 629; 2005, N 1, ст. 42; 2008, N 52, ст. 6219; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 50, ст. 7347; 2013, N 19, ст. 2328) следующие изменения:

1) абзац пятый пункта 3 статьи 16 после слов «и печатью депозитария, указанного в закладной» дополнить словами «(при наличии печати)»;

2) абзац пятый пункта 1 статьи 17 дополнить словами «(при наличии печати)»;

3) пункт 2 статьи 25 после слова «печатью» дополнить словами «(при наличии печати)».

Внести в статью 16 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2005, N 30, ст. 3101; 2011, N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4292) следующие изменения:

1) абзац четвертый пункта 1 после слов «печатью юридического лица» дополнить словами «(при наличии печати)»;

2) абзац первый пункта 2 после слов «печатью претендента» дополнить словами «(при наличии печати)».

Часть пятую статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2009, N 19, ст. 2270) дополнить словами «(при наличии печати)».

Часть 5 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012; 2009, N 29, ст. 3642) дополнить словами «(при наличии печати)».

Часть третью статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2007, N 43, ст. 5084; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить словами «(при наличии печати)».

Часть 2 статьи 54 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849) дополнить словами «(при наличии печати)».

Часть 10 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2014, N 42, ст. 5615) дополнить словами «(при наличии печати)».

Внести в Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2014, N 11, ст. 1098; N 19, ст. 2318, 2320) следующие изменения:

1) часть 6 статьи 39 после слов «печатью организации» дополнить словами «(при наличии печати)»;

2) пункт 6 части 3 статьи 90 после слова «печатью» дополнить словами «(при наличии печати)»;

3) пункт 2 части 5 статьи 177 дополнить словами «(при наличии печати)»;

4) пункт 1 статьи 184 дополнить словами «(при наличии печати)».

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51) следующие изменения:

а) подпункт «в» пункта 1 части 2 после слов «печатью участника открытого конкурса» дополнить словами «(при наличии печати)»;

б) часть 4 после слов «печатью участника открытого конкурса» дополнить словами «при наличии печати»;

2) в части 2 статьи 61:

а) пункт 4 после слов «его печатью» дополнить словами «(при наличии печати)»;

б) пункт 5 после слов «его печатью» дополнить словами «(при наличии печати)»;

а) подпункт «в» пункта 1 части 2 после слов «его печатью» дополнить словами «(при наличии печати)»;

б) часть 4 после слов «печатью участника закрытого аукциона» дополнить словами «(при наличии печати)».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 14 настоящего Федерального закона.

2. Статья 14 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении 40 дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

«Я выдавал свидетельство о прекращении крепостного права»

Закон «О печати и других средствах массовой информации» был принят Верховным Советом СССР 12 июня 1990 года. Его первые строки гласили: «Печать и другие средства массовой информации свободны. Цензура отменяется». Таким образом авторы законопроекта — ныне член-корреспондент РАН Юрий Батурин, профессор и доктор юридических наук Михаил Федотов и кандидат юридических наук, адвокат Владимир Энтин, а тогда молодые неизвестные ученые — заложили юридическую основу формирования в стране свободных СМИ. Сам же закон действовал вплоть до распада СССР — всего полтора года. Впоследствии, 27 декабря 1991-го, был принят подготовленный теми же авторами новый закон «О СМИ», который действует и поныне. Как признаются сами законодатели, он представлен «в очень искореженном виде».

По этому случаю в московском офисе общества «Мемориал» прошел круглый стол, организованный совместно с Государственной публичной исторической библиотекой (ГПИБ) России. В ходе мероприятия авторы закона поделились своими воспоминаниями от работы над советским законом и оценили его влияние на свободу СМИ.

В начале круглого стола председатель правления международного «Мемориала» Арсений Рогинский сказал, что с перестройкой началась новая эпоха для печатного слова — сначала наступил бурный расцвет самиздата всех форматов, а затем был принят закон «О печати». «Эти полтора года существования закона были коротким и очень глубоким периодом развития нашей свободы», — признал он, предположив, что аналогичный душевный подъем испытывали верившие в демократию и идеалы свободы люди летом 1917 года.

В свою очередь, директор ГПИБ Михаил Афанасьев отметил, что в годы перестройки для сбора новых материалов в Исторической библиотеке был создан специальный сектор «нетрадиционной печати». На сегодняшний день этот отдел — одна из крупнейших в стране коллекций, отражающих плюрализм мнений в советском обществе в конце 1980-х.

От расцвета до заката самиздата

Выступая с докладом на тему: «»Новый» самиздат. Неподцензурная печать в ожидании легитимизации», заведующая Центром социально-политической истории ГПИБ Елена Струкова отметила, что между этими двумя явлениями — самиздатом и цензурой и законом о печати — была своего рода связующая нить, политика гласности, объявленная в годы перестройки, и ее производная — неформальная печать.

В 1987 году Михаил Горбачев на январском пленуме ЦК КПСС в заключительном докладе подчеркивал: «Печать должна поддерживать гласность в стране и информировать наш народ. Но она должна это делать ответственно — такое пожелание мы высказываем. Не сбиваться на сенсации, на поиски жареных фактов. Нам нужна пресса как активная участница перестройки».

Далее партия действовала осторожно, боясь потерять контроль над ситуацией. Но в какой-то момент это все-таки произошло, и в резолюции XIX партийной конференции в июле 1988 года говорилось о недопустимости использования гласности в ущерб интересам Советского государства. Позже Горбачев в воспоминаниях написал, что пресса выходила из-под контроля.

«В действительности же политика гласности дала мощный прорыв, изменивший советское общество и показавший, что возврата к монополии государства на периодическую печать, на свободное слово уже не будет. И этот сигнал был принят обществом», — сказала Струкова. Начиная с 1987 года в выпусках «Московских новостей», «Огонька», телевизионных передачах «Взгляд» и «Пятое колесо» появляются достаточно острые сюжеты о массовых репрессиях, неизвестных страницах истории, борьбе с коррупцией, с критикой командно-административного аппарата — это то, что в советской печати еще совсем недавно не присутствовало.

Но далее события развивались, с одной стороны, стремительно, с другой же — абсолютно незаметно для современников. Начиналась трансформация самиздата в то, что называется независимой прессой. В 1989 году Историческая библиотека начала собирать неформальную печать. В 1985-м в ее коллекции насчитывается шесть изданий, в 1986 году их 17. В 1987-м цифра немного увеличивается — до 48. Этот год считается датой рождения неформальной печати, потому что 1 августа 1987-го выходит знаменитая «Экспресс-хроника» Александра Подрабинека, которая существовала до 2001 года, а также «Референдум» Льва Тимофеева и «Гласность» Сергея Григорьянца.

1987-й докладчик назвала «точкой невозврата», за которой следует уже другая эпоха: в 1988 году в коллекции библиотеки насчитывалось уже 245 изданий, тогда же на митингах появляется множество газет из Прибалтики, в первую очередь рижская «Атмода», выпускавшаяся Народным фронтом Латвии, и «Согласие и возрождение» — газета общественно-политической организации «Саюдис».

«На самом деле эти издания не были такими уж неформальными. Благодаря скользкому закону о потребительской кооперации в республиках Прибалтики данные газеты смогли печататься в типографиях республиканских комитетов КПСС. Но для ситуации в Советском Союзе они являлись примером голоса свободы, поскольку публиковали информацию о деятельности общественных организаций на всей территории СССР», — отметила Струкова. По ее словам, из-за этого по популярности с прибалтийскими газетами могли сравниться только «Свободное слово» партии «Демократический союз» Валерии Новодворской и «Экспресс-хроника».

В 1989 году ситуация с самиздатом продолжила развиваться — в коллекции уже 920 изданий. Именно на это время приходится большинство выпусков неформальных газет, среди которых особо выделяются журнал Конфедерации анархо-синдикалистов «Община» и газета «Гражданское достоинство» партии «Конституционные демократы». В этом же году зародилась еще одна тенденция — газеты-объединения избирателей, в том числе и «Хроника» которая создавалась как издание в поддержку Бориса Ельцина.

В 1990-м в коллекции насчитывались уже рекордные 1642 наименования. Но как раз в этом году многие газеты начали переходить на типографский способ воспроизведения благодаря закону о печати. С другой стороны, некоторые издания регистрировались и стали выходить как газеты политических партий и организаций (например, газета «Демократическая Россия»).

«Нельзя сказать, что закон о печати сообщество неформальных изданий восприняло однозначно», — добавила она. Поправка в законе о том, что издания с тиражом до 999 экземпляров можно было не регистрировать, привела к тому, что многие газеты заявляли свои тираж именно этой цифрой, показывая тем самым нежелание регистрироваться.

В то же время возможность регистрации была палкой о двух концах для неформалов. Например, тираж газеты «Хроника» до регистрации иногда достигал 80 тысяч экземпляров. Выйдя же из подполья, она начала терять своего читателя, в 1991 году появляется всего девять выпусков газеты, а затем — еще меньше.

«Но вся эта история, что закон о печати открывал дорогу в профессиональную журналистику, которая пришла на смену боевым листкам неформалов. Я не думаю, что он являлся могильщиком неформальной прессы, в этом было виновато время. К 1991 году выполнена задача таких изданий, страна перешла к демократическим выборам, плюрализму мнений, и неформалы постепенно начали уходить на второй план», — заключила Струкова.

О привилегии гласности

По словам Михаила Федотова, во времена перестройки хоть и появилась гласность, но она была привилегией. Газете «Атмода», «Вестнику» Народного фронта Эстонии разрешили издаваться, другим — нет. Всюду это решалось в рабочем порядке партийными органами. То, что можно напечатать в журнале «Огонек», нельзя было сделать в другом издании. И то, что являлось возможным опубликовать в одном месяце, не означало, что такой же материал мог появиться месяцем позже.

Эта привилегия давалась в разовом порядке. В подтверждение Федотов привел слова главного редактора газеты «Вечерняя Москва» Семена Индурского, произнесенные им в глубоко советское время: «Главный редактор нашей газеты может опубликовать любую статью. Но только один раз».

«Но это, конечно, преувеличение из-за работы цензора, без штампа которого невозможно было поставить текст даже в набор для печати. И именно «Закон о печати и других средствах массовой информации» превратил привилегию в право», — резюмировал Федотов.

Создание закона о печати 1990 года

Владимир Энтин отметил, что, изучая тему свободы печати в политической системе современного капитализма, он вышел на любопытную закономерность: для современного капитализма характерно, что фактически действующий режим СМИ гораздо более либерален, чем тот, что прописан в законодательстве. И это расхождение тем больше, чем увереннее себя чувствует правящая группа. «Однако в СССР все было наоборот. В теории всегда говорилось, что право — это масштаб свободы, а мы шутили, что предел свободы. Значит, если мы пойдем по такому же пути и не будем максимально расширять пределы свободы в проекте закона о печати, то никакой свободы не будет», — добавил он.

Также он сделал вывод, что, во-первых, в рамках административно-командной системы если нет законодательства и специального министерства, то никакие широковещательные меры не срабатывали. Во-вторых, в условиях упорного противостояния в те времена российской и союзной властей создавалось некое окно возможностей, позволяющее продвинуть наиболее либеральную версию законопроекта, так как в этом случае соперничающие власти будут меряться либеральностью и демократичностью. «Все эти благие идеи мы попытались опробовать и внести в текст закона», — резюмировал адвокат.

«Мы организовали круглый стол в «Московских новостях» под флагом Союза журналистов СССР, чтобы как-то легализовать наш проект (который был уже наполовину написан) и подстраховаться. Мы понимали, что подобная инициатива может быть серьезно наказуема, нас как минимум уволят с работы и стоит сказать спасибо, если не посадят. На этом круглом столе было решено собрать рабочую группу для создания законопроекта. Она состояла человек из 15 и, естественно, не собиралась ни разу. Зато мы быстро дописали наш документ, но при каждом вопросе, кто нам разрешил вообще этим заниматься, всегда ссылались на Союз журналистов СССР, тем более что его председателем на тот момент был главный редактор газеты «Правда» Виктор Афанасьев», — констатировал Михаил Федотов.

Но дальше авторы законопроекта столкнулись с проблемой его печати: «Московские новости» и журналисты не смогли этого сделать из-за цензуры. В итоге Михаил Федотов договорился с коллегами из Эстонского совета журналистов и проект напечатали в спортивной газете Sportileht на эстонском языке. Через две недели этот текст был опубликован якобы в переводе с эстонского в газете «Молодежь Эстонии». В дальнейшем он разошелся по всем изданиям от Калининграда до Владивостока. Это стало возможным, потому что существовало некое правило: если что-то однажды было уже напечатано, не требовалось проходить цензуру повторно.

По словам Федотова, когда закон вступил силу, он «взорвал» систему партийных государственных СМИ. В нем были заложены небольшие, но действенные нормы. Например, в четвертой статье документа говорилось, что каждая редакция СМИ является юридическим лицом, самостоятельно хозяйствующим субъектом, действующим на основании своего устава. И все они превратились из подразделений партийных, профсоюзных и других издательств в самостоятельные не только с юридической, но и с хозяйственной стороны.

Плюс к этому, в законе была еще одна взрывоопасная норма — о том, что каждый гражданин, а также трудовые коллективы могут быть учредителем СМИ. Начиная с 1 августа 1990 года в Министерстве печати и массовой информации России выстроилась очередь из главных редакторов, держащих в руках протокол собраний трудового коллектива и принятый устав редакции.

«И выдавая свидетельство о регистрации, я понимал, что освобождаю газеты и журналы, выдаю свидетельство о прекращении крепостного права, — признался Федотов. — Но не все захотели этим воспользоваться. И даже сейчас огромное количество СМИ пребывает в положении, в каком закон их застал в 1990 году, и совсем не мечтают ни о какой свободе, а хотят лишь повышения зарплаты и предоставления им еще каких-то льгот, которые полагаются государственным чиновникам».

Также Федотов рассказал об одной из первых попыток создания закона о печати в СССР, предпринятой в 1968 году. Он обсуждался на заседании Политбюро осенью 1968 года, во время которого секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов заявил: «От отмены цензуры в Чехословакии до ввода советских танков в Прагу прошло несколько месяцев. Если мы примем этот закон, кто и через какое время будет вводить танки в Москву?»

«И Суслов был абсолютно прав, он видел в этом законе угрозу. Закон о печати был принят 12 июня 1990 года (одновременно с принятием Декларации о суверенитете России), а 19 августа 1991-го в Москву вошли танки», — указал он.

Помог ли закон стать прессе «четвертой властью»?

СМИ вряд ли можно считать властью, если исходить из теории юриспруденции, считает Батурин. «Что такое власть, не знает никто. Имеются тысячи определений. На самом деле они характеризуют проявления власти, а не ее саму. В политической философии есть классическое определение, что такое власть: А обладает властью над Б, если Б делает то, что он не стал бы делать без усилий А. С этой точки зрения пресса, конечно, обладает признаками власти, потому что без ее усилий многие государственные органы не стали бы что-то делать», — пояснил он.

Федотов также усомнился, что к прессе можно употреблять подобный термин: «Это никакая не власть. Ведь если подходить с такой точки зрения, то Церковь тогда, получается, — пятая власть? А профсоюзы — шестая? Семья — седьмая? «Пресса — четвертая власть» было правильным в советской системе, где она смыкалась с реальной властью. В обычном обществе пресса — это зеркало. Иногда правдивое, иногда выпуклое, порой битое, а подчас и кривое. Печати не нужно придавать роль, которую она играть не может и не должна. Хотя, в принципе, четвертая власть — это власть общественного мнения. И в подобном случае СМИ выступают одним из его выразителей».

Федотов указал, что произошедшее с прессой не вина закона. Он не панацея от всех бед. «Написанный нами союзный, а потом российский закон был основан на идее сделать хороший закон, который позволит СМИ работать свободно и формировать культуру свободной прессы», — подчеркнул он.

Кроме того, по его словам, даже хорошо сделанный закон может не очень продуктивно работать. Закон о печати в СССР действовал всего лишь полтора года до распада Союза. Написанный же на его основе закон «О средствах массовой информации» в России действует уже 25 лет. Однако за это время в внесено огромное число поправок, которые просто его обезобразили. Хотя оставшаяся в нем несущая конструкция позволяет желающим сохранять свою свободу.

«Лучшее, что можно сделать с законом «О СМИ», — не трогать его. Все, что работает в цивилизованной стране, где устойчивые институты демократии, не работает у нас», — подытожил Федотов. С ним согласился Батурин, добавив, что от внесения поправок ситуацию так просто не изменить. Использование закона зависит не только от законодателя, но и от правоприменителя, общества и государства, в котором этот закон применяется.

Работа без печати — миф или реальность. Новый закон №82-ФЗ от 06.04.2015

Ольга Напалкова, руководитель отдела бухгалтерского учета и налогообложения Юридического бюро «Константа»

06 апреля 2015 года Владимир Путин подписал Закон №82-ФЗ об отмене печати и, следуя букве закона, уже с 07 апреля 2015 года юридические лица — коммерческие организации — могут использовать печать по своему усмотрению. Теперь наличие печати – право, а не обязанность юридического лица. Давайте разберемся – так ли все просто, как кажется на первый взгляд, тем более что официальных разъяснений государственных органов и правоприменительной практики по данной теме нет.

Итак, абсолютно необязательно сразу отказываться от круглой печати, это новое право коммерческих организаций, а не обязанность. Руководитель самостоятельно принимает решение об использовании печати в дальнейшей работе, либо отказывается от нее. Если чаша весов перевешивает в сторону работы с печатью, препятствий нет. Коммерческие организации могут иметь любое количество печатей и штампов разных форм, цветов и степеней защиты.

Если руководитель принимает решение отказаться от печати, заменить печать можно электронной подписью, специальными фирменными бланками, либо голографическими печатями.

Обратите внимание, что отказ от работы с печатью в обязательном порядке нужно оформить через внесение изменений в устав организации, распорядительного документа руководителя в данном случае недостаточно. При создании новых юридических лиц, в учредительных документах сразу можно зафиксировать информацию об отсутствии печати.

А как быть с документами организации, в частности, с налоговой и бухгалтерской отчетностью, в случае отказа от печати, не будут ли они считаться недействительными? На сегодняшний день официальные разъяснения по этому вопросу отсутствуют. В налоговой службе, пенсионном фонде и фонде социального страхования готовы принимать любые документы, в том числе отчетность без печати. Но, внимание! Если организация отказалась от печати, сообщите в налоговую инспекцию и фонды о таком отказе в письменной форме. Письмо можно составить в произвольной форме.

Следующий вопрос — как поступать с первичными учетными документами (счетами, накладными, приходными и расходными кассовыми документами и т.п.) Нужна ли печать в данном случае?

В ч.2 ст. 9 Закона №402-ФЗ О бухгалтерском учете от 06.12.2011 года, печати в числе в числе обязательных реквизитов нет. Печать на первичном документе требуется, если:

  • организация самостоятельно разработала форму первичного документа, и она предусматривает наличие печати;
  • организация применяет унифицированную форму, которая предусматривает наличие печати.
  • организация применяет типовые обязательные формы, установленных уполномоченными органами (Правительством РФ, Банком России и т. п.) на основании федеральных законов, и эти типовые формы предусматривают наличие печати.

В любых договорах (купли-продажи, оказания услуг и т. д.), печать также не является обязательным реквизитом. Она необходима только тогда, когда это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 160 ГК РФ).

Нужно ли ставить печать в документах, регулирующих трудовые отношения, в частности, в трудовой книжке? Правила заполнения трудовых книжек по-прежнему содержат норму, согласно которой запись на титульном листе и запись об увольнении сотрудника необходимо заверять печатью (п. 2.2 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). А вот трудовой договор с 7 апреля 2015 года можно и без печати оформить, печать в данном случае вовсе не обязательна.

Как мы видим, вопросов в связи с отменой печати немало, а вот ответы есть далеко не на все. Поэтому не стоит принимать опрометчивых и поспешных решений и отказываться от использования круглой печати. Особенно это актуально для коммерческих организаций, которые уже имеют печать.

Образец печати ООО 2018 года

Закон № 82-ФЗ, изданный 06.04.2015, отменил обязанность компаний применять печать ООО и перевёл её в разряд добровольных атрибутов. Статья 2 закона «Об ООО» теперь звучит так: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему».

Нужна ли печать ООО

На самом деле, отказаться от этого атрибута юридического лица станет возможным ещё нескоро. Причины этому следующие:

  1. Статья 2 закона «Об ООО» теперь содержит такую оговорку: «Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать». Это означает, что вновь принятый законодательный акт федерального уровня может ввести её обязательное применение в какой-либо ситуации.
  2. Изменения о добровольном использовании штампов внесены в некоторые нормативно-правовые акты, но другие по-прежнему обязывают их использовать. Так, оттиск всё еще необходим в бланках строгой отчётности и в приходных кассовых ордерах. Надо дождаться, когда упоминание об обязательности печати будет удалено из других актов, а пока в некоторых ситуациях без неё нельзя обойтись. Конечно, ведомства отметили факт отмены, поэтому дают собственное толкование возникающих спорных ситуаций. Так, Роструд разрешил подтверждать записи в трудовых книжках не круглыми оттисками, а штампами кадровой службы.
  3. Если контрагент по сделке не отказался от печати, то при заключении договора он вправе требовать её использования и от вас. В таком случае сделка может не состояться, ведь стороны должны прийти к согласию относительно всех договорных условий.

В отношении документов, направляемых в налоговые органы (декларации, отчёты, справки), ФНС России сообщает, что независимо от внесения изменений в приказы налоговой службы, они принимаются как со штампом фирмы, так и без него (письмо от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/[email protected]).

Кроме того, теперь по умолчанию признается, что организация не использует печать. Если же это не так, то в уставе обязана содержаться информация о её наличии (статья 2 закона № 14-ФЗ). Опять же, непонятно, в какие сроки надо изменить устав, если такой формулировки там не было. Ничего не сказано и об ответственности за нарушение этой нормы и о том, является ли печать организации легитимной, если в уставе о ней не говорится. Получается, что намерение законодателей упростить документальный оборот только добавило бизнесменам вопросов и хлопот.

Государственный реестр

Особый порядок регистрации предусмотрен только при использовании гербовых изображений, а официальный учёт печатей коммерческих структур не ведётся. Тем не менее, какое-то время такой реестр существовал, но только для Москвы. В 1998 году было издано распоряжение московского мэра Юрия Лужкова о создании при регистрационной Палате г. Москвы городского реестра.

Всех московских бизнесменов обязали зарегистрировать печати в этом реестре, за что взималась госпошлина. Это было своего рода самоуправство столичного градоначальника, потому что ни в каком другом регионе РФ такого порядка учёта не было. Федеральная налоговая служба, в чьей компетенции находятся вопросы регистрации субъектов предпринимательской деятельности, потребовала отменить ведение московского реестра. Произошло это только через 7 лет – в феврале 2005 года.

Хорошо это или плохо, но в 2018 году государственного федерального реестра такого важного для юридического лица атрибута не существует. Чтобы заказать клише, достаточно передать по интернету или телефону название фирмы, коды ИНН и КПП, место нахождения. Никаких официальных документов для заказа не требуется, хотя некоторые изготовители запрашивают копии свидетельства о регистрации.

Конечно, при нынешнем развитии технологий можно заказать не только клише по своим реквизитам, но и любой другой организации по образцу. К сожалению, оттиск на бумаге не всегда гарантирует легитимность и принадлежность определённому юридическому лицу.

В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность по статье 327 за подделку документов и штампов, срок наказания – до двух лет лишения свободы. Если вы хотите гарантированно защитить деловые бумаги и содержащуюся в них конфиденциальную информацию, то для этого стоит использовать электронную подпись.

Изготовители штампов тоже не стоят на месте, предлагая такие способы защиты от подделок:

  • лазерная гравировка с полутоновыми рисунками и фотографиями;
  • специальный шрифт, разработанный по алгоритму для конкретного заказчика;
  • многоцветная флэш-технология;
  • гильоширные сетки из линий толщиной менее 0,1 мм;
  • защитные элементы по ГОСТ Р 51511-2001, которые используют для гербовых штампов;
  • контрольные метки (микроповорот, микросмещение, микродеформация отдельных букв или их элементов; имитация дефекта клише, следа от пылинки, заплыва краски, брызг, клякс; включение отдельных букв с иным шрифтом);
  • УФ-метки, видимые только в ультрафиолетовом свете;
  • химические метки;
  • рельефное клише с тиснением;
  • скрытые изображения;
  • двумерный штрих-код стандарта Data-Matrix.

Чем больше степеней защиты, тем дороже обойдётся изготовление. Но пока приходится в деловом обороте использовать этот символ юридического лица, надо принять все меры для его сохранности и невозможности подделать изображение.

Какой должна быть печать

Законодательство не устанавливает обязательные требования к печати организации. В предыдущей редакции статьи 2 закона об обществах с ограниченной ответственностью говорилось только про наличие в реквизитах полного фирменного наименования на русском языке и места нахождения (населённый пункт) ООО. Сейчас же формулировка сокращена до «…печать, штампы и бланки со своим наименованием». Так что, можно считать, что никаких официальных требований к форме и реквизитам штампов коммерческих структур не существует.

Однако, если посмотреть, как выглядят оттиски на документах разных фирм, можно увидеть их явное сходство между собой: по размеру и содержащейся информации. Оно вызвано тем, что профессиональные изготовители часть клише разрабатывают по ГОСТ Р 51511–2001, предназначенного для гербовых изображений. Соответственно, оборудование и стандарты работы для них применялись и для коммерческих заказчиков.

Важно: размещать герб РФ вправе только определённый круг лиц: федеральные органы власти; государственные органы, организации, учреждения; органы ЗАГСА.

Кроме того, в распоряжении московского мэра № 843-РМ указывались требования к внешнему виду оттиска:

  • круглый — окружность диаметром 38-42 мм;
  • треугольный – равносторонний треугольник с длиной стороны 38-42 мм;
  • прямоугольный — прямоугольник со сторонами размером от 35-50 мм до 70-100 мм.

Относительно информации, обязательной для указания на клише юридических лиц, приводились такие требования:

  • полное наименование на русском языке с указанием организационно-правовой формы;
  • местонахождение (населённый пункт);
  • номер государственной регистрации.

Угловые штампы, кроме того, должны содержать полный юридический адрес и номер телефона. В добровольном порядке указывалось также наименование предприятия на языке народов Российской Федерации или иностранном языке, а также зарегистрированный товарный знак.

Образец печати ООО, обычный для делового оборота в России, выглядит так.

Идентификационный символ вашей компании может быть каким угодно, но излишний креатив все-таки лучше оставить для внутреннего пользования.

Еще по теме:

  • При утере штрафа гибдд Утеря водительского удостоверения - что делать и как восстановить права Перепроверьте всё внимательно еще раз, можно попробовать дать объявление в газету или расклеить их самостоятельно. Писать заявление о краже целесообразно, если вместе с ВУ украли паспорт и другие ценные вещи. - […]
  • Более мягкое наказание назначается 6.4. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64) В качестве оснований назначения более мягкого наказания в уголовном законодательстве предусмотрено две группы обстоятельств. Во-первых, это исключительные обстоятельства, существенно уменьшающие […]
  • Законы краснодар Законы Краснодара Постановления местных органов и другие законы города Краснодара и края Сформулировав запрос, система поиска выдаст ссылки на искомые акты, которые можно прочитать и сохранить себе. Если результатов нет, сформулируйте запрос иначе, чтобы отыскать требуемый нормативный […]
  • Уголовный адвокат в тюмени Лучшие адвокаты Тюмени по уголовным делам Если Вы задали в Интернете запрос “лучшие адвокаты Тюмени по уголовным делам”, то правильно попали на наш сайт. Мы поможем разобраться какого адвоката можно считать лучшим, и готовы оказать Вам качественную юридическую помощь. Сразу укажем наш […]
  • Как правильно оформить инвентаризацию годовую Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью Отправить на почту Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация. Зачем она нужна и каковы основные принципы ее проведения, читайте в нашей статье. Обоснование обязательности […]
  • Основной прямой налог в россии в xvi xvii вв История возникновения налогов Во все времена государству необходимы были средства на те или иные нужды. Будь то война или женитьба королевского сына, строительство дорог или космическая программа – расходы были необходимы. Откуда государство брало средства и немалые? Во все времена […]
  • Наказание удар Ударил человека по лицу, что грозит преступнику? Содержание Современный темп жизни заставляет людей находиться в постоянном напряжении. Это не может не повлиять на их поведение. Уставший человек способен повести себя неадекватно и выплеснуть свое раздражение на окружающих. Причины […]
  • Гражданское право Развод и раздел имущества Раздел движимого и недвижимого имущества при разводе. Грамотный раздел квартиры, дома, машины Как поделить имущество между супругами, потратив наименьшее количество денег и нервов - об этом наша статья. Я постарался наиболее полно ответить на все основные вопросы и грамотно […]