Законы с наркоманией для детей

Законы с наркоманией для детей

Выступление Б.П. Целинского на круглом столе Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по здоровью нации, развитию спорта и туризма «Защитим детей от табака, алкоголя, наркотиков».

Основы федерального нормативного регулирования в сфере профилактики распространения наркомании среди несовершеннолетних заложены в Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, Федеральном законе о наркотических средствах и психотропных веществах N 3-ФЗ 1998 г. и Федеральном законе об охране здоровья граждан 2011 г.

В соответствии с этими федеральными нормативными правовыми актами, установившими основы государственной антинаркотической политики, каждый субъект федерации имеет возможность и должен в пределах своей компетенции, в целом очерченной статьями 72 и 73 конституции Российской Федерации, принимать адекватные меры для совершенствования профилактики детской наркомании, исходя из региональных условий, особенностей и возможностей.

Прежде всего, полагаем возможным рекомендовать принять собственный закон субъекта Федерации о профилактике наркомании. На сегодняшний день одним из добротных образцов законотворчества в этом плане является закон города Москвы «О профилактике наркомании в городе Москве» 2007 г. Упоминаю об этом законе совсем не потому, что он столичный. Как один из его разработчиков могу доложить Вам, что этот закон по своему содержанию является комплексным, скрупулезно учитывает компетенцию субъекта Федерации в современном правовом поле. Этот закон работает уже 5 лет, взят за основу в некоторых субъектах Российской Федерации при разработке подобных законопроектов и за это период времени не подвергался серьезной критике и не был опротестован прокуратурой в отличие от прежнего московского закона о противодействии распространению наркотиков, а также и некоторых других региональных законов (например, закона Свердловской области).

Вторым по важности звеном в организации профилактики наркомании, как представляется, является соответствующая региональная целевая антинаркотическая программа. Вплоть до 2009 года последовательно принимались 4 федеральные целевые программы комплексных мер противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. К сожалению, в дальнейшем ситуация сложилась таким образом, что с 2010 года на федеральном уровне такой программы нет, поэтому в настоящее время федеральный центр не может в этом вопросе быть примером для регионов. Однако, по нашим сведениям, более 60 субъектов Федерации, в том числе и Самарская область, на сегодняшний день имеют и реализуют подобные программы.

Хотелось бы при этом обратить ваше внимание на то обстоятельство, что зачастую эти программы малоэффективны вследствие того, что изначально разрабатывались они не на научной основе, не на данных тщательного научного анализа мониторинга наркоситуации в регионе. Основой многих программ явилось по сути своей соединение предложений министерств и ведомств. Важно, чтобы такая региональная программа содержала комплекс мероприятий, направленных на профилактику распространения наркомании среди детей и подростков. Причем программные мероприятия, взаимоувязанные по исполнителям, срокам и финансированию, должны охватывать собой общую, групповую и индивидуальную профилактику: в образовательной среде; по месту жительства; в местах досуга молодежи.

Наиболее целенаправленной, а значит эффективной, групповая и индивидуальная профилактика может быть в тех случаях, когда выделены группы риска или отдельные подростки, нуждающиеся в применении такого профилактического воздействия. Не случайно в последнее время, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях активно обсуждается вопрос тестирования подростков на предмет употребления наркотиков.

Тестирование – это мероприятие достаточно затратное по силам, средствам и времени и, разумеется, является не самоцелью, не способом удовлетворения любопытства о том, употребляют ли наркотики в той или иной школе и кто именно их употребляет. Информация, полученная в ходе тестирования должна использоваться для организации целенаправленного профилактического воздействия в отношении учебных коллективов и отдельных подростков, имеющих опыт употребления наркотиков.

И в этом вопросе очень важно, как представляется, выработать четкий профилактический, а не репрессивный алгоритм использования информации, полученной в результате тестирования учащихся. Нужно определиться, кто именно, представители каких ведомств, в каком объеме, в каких целях и каким образом должны использовать эту информацию о потребителях наркотиков. При этом, с одной стороны, мы должны стремиться к максимальному профилактическому эффекту, а с другой – не допускать необоснованного, чрезмерного ущемления прав несовершеннолетних и их родителей. Последнее обстоятельство тем более значимо, что тестирование является добровольным и при несоблюдении упомянутого условия очень быстро его результативность сойдет на нет.

В свете сказанного, для выработки алгоритма профилактического воздействия нам важно обмениваться опытом использования в регионах данных тестирования подростков на наркотики, изучать и внедрять положительный опыт.

Заслуживает внимания и зарубежный опыт, который, разумеется, нуждается в адаптации к российским условиям. Например, в развитых странах, чаще всего основным субъектом профилактики по отношению к подросткам, потребляющим наркотики, и их семьям выступают не медики, не учителя и не полицейские, а социальные работники, которые разрабатывают и координируют реализацию индивидуальных профилактических программ. При этом социальные службы наделены необходимыми ресурсами и полномочиями, чтобы, к примеру, при необходимости направить профилактируемого в реабилитационный центр. Пора, видимо, социальным службам и в российских условиях активно включиться в деятельность по профилактике наркомании.

Что касается медицинской наркологической службы, то в необходимых случаях данные предварительного тестирования могут быть перепроверены проведением медицинского освидетельствования подростка и в случае наличия заболевания наркоманией в отношении него проводится соответствующее лечение.

Как известно, лечение детей и подростков от наркомании проводится либо при наличии добровольного согласия их родителей, либо в форме обязательного лечения по решению суда в случае совершения наркозависимым подростком преступления (как альтернатива уголовному наказанию). Обязательное лечение в настоящее время актуализировалось в связи с изменениями, внесенными в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. А две недели назад Минздрав России и Федеральная служба исполнения наказаний завизировали проект совместного приказа о порядке взаимодействия в случае принятия судом решения о направлении на лечение лица, больного наркоманией, взамен отбывания им наказания в виде лишения свободы.

Суть утвержденного порядка сводится к тому, что подразделение ФСИН во взаимодействии с медицинской организацией наркологического профиля осуществляет периодический контроль за прохождением обязательного лечения таким лицом, получает письменную информацию о допущенных нарушениях предписаний лечащего врача, самовольном оставлении пациентом лечебного учреждения или о факте злоупотребления им наркотическими средствами. Этот новый порядок теперь предстоит отработать на практике с тем, чтобы система лечения наркомании, как альтернатива уголовному наказанию заработала в России в полную силу и выполняла свое профилактическое назначение.

Социальная реабилитация наркозависимых лиц, как форма третичной профилактики, заслуживает отдельного упоминания. В этом направлении в обозримом будущем предстоит немало сделать и на федеральном и на региональном уровнях для нормативного, методического, ресурсного и кадрового обеспечения реабилитации. В настоящее время при координирующей роли ФСКН Росии проводится доработка законопроекта о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты. Смысл этих изменений в том, чтобы ввести в правовые рамки понятие и деятельность по медико-социальной реабилитации наркозависимых, вмонтировать медико-социальную реабилитацию в уголовно-правовые и административно-правовые институты освобождения от ответственности при условии прохождения виновными лицами реабилитационных программ. В этом направлении в развитых зарубежных странах наработан значительный опыт, созданы разветвленные сети реабилитационных центров различного профиля.

Реабилитационная работа требует значительных ресурсов, но при надлежащей организации такие затраты себя оправдывают, так как в социально-полезную сферу общества возвращаются люди, они выводятся из криминальной среды, а нарастание «снежного кома» наркомании среди детей и подростков замедляется.

Поэтому со стороны региональных и местных властей заслуживают всяческой поддержки организации, которые реально занимаются социальной реабилитацией, наркологическим учреждениям следует поддерживать постоянное рабочее взаимодействие с ними.

Внеклассное мероприятие по наркомании «Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра»

Цель: Закрепить у воспитанников знания о том, что здоровье- главное условие счастливой жизни. Провести профилактику употребления наркотических средств среди детей.

Задачи:

    Формировать отрицательное отношение к наркотикам;
  • Пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе;
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Изучение нового материала:

— Продолжение фразы: «Счастливая жизнь- это. «

— Обсуждение статьи о наркомании «Наркотик — это лопата»

Информационный блок «Вся правда о наркотиках».

4. Выступление детей в роли:

  • врача;
  • юриста;
  • психолога.

5. Разбор ситуаций.

6. Упражнение «Провокация».

7. Работа с выставкой рисунков » Мир против наркотиков».

8. Игра с помощью слов антонимов.

9. Незаконченное предложение по теме «Жизнь- это чудо!»

10. Заключительное слово.

11. Подведение итогов (рефлексия).

1. Организация начала занятия.

2. Сообщение темы, цели занятия.

— Ребята, тема нашего занятия » Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра? Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, как о главном условии счастливой жизни. Раскроем вредное влияние наркотических средств на организм человека.

3. Изучение нового материала.

Наше с вами занятие я хотела бы начать с вопроса:

— Вы любите жизнь? (ответы детей)

Жизнь — это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь?

Продолжение фразы: «Счастливая жизнь — это. «

Поразмышляйте об этом, пожалуйста, и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь — это. «

Варианты ответов:

  • Здоровье
  • Взаимопонимание с окружающими
  • Дружба
  • Любовь
  • Материальные блага.

Самое главное это здоровье, не будет здоровья и не будет всего выше перечисленного.

Хотелось бы поподробнее остановиться на здоровье.

Факторы здоровья.

Подумайте, от каких факторов зависит наше здоровье?

Но мне хотелось обратить ваше внимание на такой фактор как — вредные привычки.

(курение, употребление алкоголя, наркотиков)

Сейчас я вам зачитаю статью, а вы внимательно послушайте.

«:. А вот и таблетка. Белая таблетка с весёлым изображением зайчика или доллара, или ещё чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнёшь её и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно. Круто? Модно? Конечно же! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200 %-ой отдачей. А вот внутренние органы стираются как шестерёнки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, её можно починить. А твоё тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток.

Наркотик- это лопата:Да, да, не удивляйся, мой друг. Это очень хорошая лопата.

Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в тёмных капюшонах, натянутые на глаза. Это могильщики.

Как только ты возьмёшь в руки шприц с какой- нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик,- ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечён.

Могильщики приглашают тебя- добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе ещё рано? Что, пожить ещё хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да всё! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Пускай эти слова войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством- антибиотиком, не позваляй никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо:»

Почему я решила прочитать её вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы — 14-17 лет. И каждый второй человек от 11-24 лет уже пробовал наркотики.

— Знаете ли вы, что- нибудь о действии наркотиков?(ответы детей)

Наркотики- это оружие страшной убойной силы. Сейчас оно направлено на каждого из вас. Каждый год оно убивает миллионы людей. Как защититься от этого оружия? Первый способ защиты- это правда, это знание. Но есть и второй, самый надёжный способ защиты: Но о нем- позже. Может быть, вы сами его откроете.

4. Итак, информационный блок «Вся правда о наркотиках».

Данный блок представляют врач, юрист, психолог.

Наркотики и здоровье.

Врач: — Что такое наркотики? Это сильнодействующие вещества, вызывающие возбуждённое состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания? Слово «наркомания» произошло от греческого наркос — оцепенение и мания — безумие.

Наркомания — это болезнь, употребление наркотиков ведёт к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов смело можно назвать самоубийцами.

Почти все наркоманы колются в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц. Поэтому наркомания почти всегда сопровождается СПИДом, гепатитом, другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. Наркоманы часто умирают от передозировки.

— А теперь слово представителям закона. Их информация называется

«Закон против наркотиков»

Юрист: Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков — это уголовное преступление. А в странах Азии одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.

За хранение наркотиков в крупном размере- 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере- до 10 лет.

— Все наркотики имеют смертельно опасное свойство: они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека и, разрушают его тело.

Дорога а ад будет короткой, всего 4 ступеньки. Предоставляю слово нашему психологу.

Первый шаг: простое любопытство и давление услужливых друзей. Они первый раз предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает. Уже после первого раза многие современные наркотики вызывают зависимость.

Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На её покупку уходят все деньги. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Самому из этой стадии не выбраться.

Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия. Доза становится ежедневной необходимостью. Ради новой дозы человек готов на всё: воровство, разбой, убийство.

Четвёртый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.

— Учёные установили, что каждый наркоман за год втягивает в свою паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое: «добрый» приятель, предлагая травку, таблетку, жвачку бесплатно, преследует свои корыстные цели. Второе: никто из тех, кто пробовал первый раз, не собирался становиться наркоманом. Они лишь тешили своё любопытство, но результатом может оказаться сломанная судьба.

5. Разбор ситуаций:

После школьных соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Один из ребят предложил попробовать таблетки ЛСД. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить»,- услышали они вслед.

В дверь позвонили, Инга открыла дверь- на пороге стояла Даша, её давняя подруга.

Девушки стали оживлённо обсуждать новости:

— Слушай, Инга, давай покурим.

— Давай, — согласилась Инга, — сейчас, только сигареты принесу.

— Не надо, у меня есть, правда с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?

— Нет, — растерялась Инга.

— Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй!- и Даша протянула Инге сигарету.

6. Упражнение «Провокация».

Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза.

Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.

Спасибо, мне этого не нужно.

Нет, мне не нужны неприятности.

Я таких вещей боюсь.

Эта дрянь не для меня.

Я и без этого превосходно себя чувствую.

Нет, спасибо, это опасно для жизни.

Мне не хочется умереть молодым.

Спасибо, мне здоровье дороже!

Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.

Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, быстро и любой ценой.

Запомните: фраза «Все это делают!» является прямым давлением на вас.

7. Работа с выставкой рисунков «Мир против наркотиков» (выполнена ребятами).

8. Предлагаю вам следующие задание: попробуем имитировать роли подростков, один из которых не пробовал наркотик, другой «колется». С помощью слов- антонимов представим картину падения:

  • Мудрость — Глупость
  • Свобода — зависимость
  • Удовольствие — страдание
  • Здоровье — болезнь
  • Счастье — горе
  • Радость — отчаяние
  • Добро — зло
  • Целеустремлённость- бесцельность
  • Жизнь- смерть.

Вы видите, что у здорового подростка жизнь состоит из ярких красок , а у наркомана из тёмных красок.

9. Следующие задание: незаконченное предложение по теме «Жизнь — это чудо».

Мы живём в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно:.»

Каждый человек хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твёрдо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.

10. Заключительное слово.

Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Но я говорила, что есть ещё одно оружие от наркотиков — самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков?

— Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости- это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

11. Итог занятия.

Сегодня мы пытались бороться с наркотиками -оружием правды. Что дали вам эти знания? Что вам показалось особенно ценным и полезным сегодня на занятии?

Мне хотелось закончить наше занятие стихотворением:

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой.
Ты в праве сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти
Подумай, может ты на правильном пути,
Но если всё-таки сумел свернуть,
То потрудись себе здоровие вернуть!

Не место для иглы

С 5 декабря вступает в силу закон, которым регламентируется проведение профилактики незаконного, то есть немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. А также системы раннего выявления употребления наркотиков.

Таким образом, двухлетний эксперимент о проведении такого тестирования среди подростков и молодежи (до сих пор оно было добровольным) завершился решением о необходимости применять тестирование повсеместно. При этом закон сохраняет требование о том, чтобы до тестирования сам ребенок или его родители давали письменное согласие на его проведение.

По данным, которые приводил главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн, в школах с наркотиками знаком сегодня минимум каждый десятый ребенок. В институтах и университетах принимали наркотические вещества хотя бы однократно от 15 до 30 процентов студентов. Причем, по заявлению Евгения Брюна, само проведение тестирования, хотя и было сугубо добровольным (ребята имели возможность от него отказаться), ситуацию резко улучшало. Специалисты поясняют: правильно проведенный опрос — это не просто ответы на перечень вопросов, врач-нарколог работает, беседует с каждым ребенком. Повторное тестирование, проведенное в тех же учебных заведениях, показало, что количество ребят, интересующихся наркотиками, уменьшалось в несколько раз.

Специалисты считают, что тестирование заставляло ребят уходить от сиюминутных решений и задумываться о последствиях знакомства с вредоносными препаратами.

В то же время к анкете, предложенной минздравом для проведения опроса, у родителей протестированных детей возникло много вопросов. В частности, в социальных сетях родители-врачи возмущались детальностью анкет (в них, к примеру, назывались практически все известные наркотические вещества), а также тем, что в них содержались и вопросы о сексе. Если для старшеклассников и студентов подобные вопросы допустимы, то спрашивать 10-летних ребят о том, имели ли они половые контакты, о которых бы сожалели, и практикуют ли секс без презерватива, — это значит разжигать их интерес к этой теме и фактически провоцировать к ранней половой жизни, писали родители. В министерстве здравоохранения, к слову, критику приняли к сведению и обещали дифференцировать анкеты с учетом возраста.

Как бы то ни было, закон вступает в силу и прописывает не только первый этап борьбы с наркоманией — выявление детей, уже употребляющих отраву, но и дальнейшие действия.

Психологическое тестирование дополняется медицинскими осмотрами. К сожалению, родители, не знакомые с признаками наркотического опьянения, слишком поздно узнают о пагубных пристрастиях своих детей.

В случае если окажется, что подросток действительно применяет наркотические или психотропные вещества, его должны направить в специализированную медицинскую организацию для лечения. При этом законом предусмотрено, что для этого понадобится информированное согласие в письменной форме самого подростка (если ему уже исполнилось 15 лет). Согласие на лечение несовершеннолетних до 15 лет дают родители (один из них), либо законные представители ребенка.

Свежая голова

Николай Чиндяйкин, народный артист России

Мне кажется, мы дошли до ручки, обсуждая ясные и понятные вещи. Складывается ощущение, что главное — поспорить. Нет чтоб направить столько энергии в позитивное, созидательное русло. Но нам ведь делать-то нечего! И поэтому следующие несколько недель, а может и месяцев, мы будем дискутировать на такие темы, как возникновение чемодана на Красной площади или наркотестирование, о котором пишет «Российская газета» на 3-й полосе.

Когда меня спрашивают, нужно ли тестировать школьников и студентов на наркозависимость, я не понимаю сути вопроса. Прошу прощения, а кого это, позвольте, оскорбит, обидит или унизит? Это же все для общей пользы. Дети — это наше будущее. Я не понимаю ужаса в глазах тех, кто возмущается. Такое ощущение, что люди, выступающие против тестирования детей, боятся, что у их отпрысков обнаружат зависимость и они не смогут казаться хорошими родителями. Раньше мы ходили на флюорографию, но было другое время, более мирное, а теперь времена самые что ни на есть военные. Сколько людей умерло в России от наркотиков — страшно даже подумать! Ведь не одно поколение выжжено этой дрянью. Сколько денег заработали на нас и наших детях наркодилеры. Посмотрите статистику — это пугающие цифры. Так что нужно проверять людей, и особенно маленьких. Для их же пользы, между прочим.

Выступившие против этих проверок ничего нового не сказали. Не помню, как зовут правозащитника, который выступил против процедуры тестирования, но меня он не удивил. Естественно, он уповал на права человека. На что ж еще ему уповать? Можно пренебречь разумом, но в качестве аргумента приводить права человека. Гениально. Правозащитники — это особая профессия паразитов, выросшая относительно недавно. Пусть они себя защищают! А я лично не хочу, чтобы меня защищали, и уж, тем более, я как-нибудь проживу без защиты моих детей от трезвого состояния. Какой-нибудь Иван Иванович лучше знает, что хорошо для России, а что плохо. Меня достала эта невесть откуда взявшаяся армия чудес. Если бы российским детям действительно не нужно было проверяться на наличие наркотических средств в организме, их родители дали бы знать об этом. Это не тот законопроект, о котором стоит сожалеть.

Поймите правильно. Можно сидеть и ничего не делать. Не ловить воров, потому что можно поймать не того вора. Не бороться с маньяками, ведь всех не поймаешь. Можно также уходить и от проблем наркомании. Это не вопрос возможности или невозможности. Тут дело в человеческой глупости и лени. Очень удобно «сидеть на печи» где-нибудь в «Праге» и рассуждать о неистребимых человеческих пороках. Но неудобно делать что-либо, способное хоть как-то изменить ситуацию.

Законы с наркоманией для детей

Работу сайта поддерживают:

Адвокация � это ряд мероприятий, направленных на лиц, принимающих решения, и политических деятелей, с целью поддержки конкретных политических вопросов. Процесс адвокации считается завершенным, когда принимается решение, и в соответствии с ним проводятся определенные действия. В целом адвокация � это процесс постоянного воздействия на ситуацию, установки, политику и законы, посредством влияния на ключевых людей и организации, имеющие власть, а также на структуры и системы разных уровней, с тем, чтобы улучшить условия, в которых находятся люди, затронутые конкретной проблемой.

Наркотики и их употребление подростками

Подросток может попробовать наркотики (в частности, алкоголь) из любопытства, из желания быть принятым в компанию, считаться �своим�, или чтобы испытать новые ощущения, �найти себя�, почувствовать свою независимость от родителей. Исследования показывают, что давление со стороны сверстников является наиболее распространенной причиной, по которой ребенок впервые решает попробовать наркотики.

Наркотики

Можно выделить пять групп наркотиков:

1. Опиаты � наркотики, получаемые из опийного мака или его синтетических заменителей. Характеризуются тем, что вызывают состояние эйфории и формируют физическую и психическую зависимость.
Примеры: опиум, морфий, героин, кодеин и др.

2. Депрессанты � вещества, успокаивающие или подавляющие деятельность центральной нервной системы. Применяются в виде транквилизаторов, а также снотворных и успокоительных средств. Используются для лечения бессонницы, успокоения �расшатанных� нервов и снятия тревожного состояния. К этой группе наркотиков относится алкоголь.

3. Психостимуляторы � вещества, употребляемые для повышения активности, ослабления аппетита (регуляции веса), снятия состояния утомления.
Примеры: кофеин, никотин, кокаин и крек, амфетамины и др.

4. Галлюциногены � натуральные или синтетические вещества, которые влияют на ощущения, мышление и эмоции.
Примеры: ЛСД, мескалин, некоторые грибы и др.

5. Марихуана � наиболее часто употребляемый наркотик, получаемый из индийской конопли, из которой также изготавливают гашиш и гашишное масло.
Раньше марихуана считалась относительно безвредной, но оказалось, что она весьма опасна, так как многие, пристрастившись к употреблению марихуаны, переходят к употреблению более сильных наркотиков.

Развитие зависимости от наркотика

Нерегулярное употребление, экспериментирование
Подросток может попробовать наркотики (в частности, алкоголь) из любопытства, из желания быть принятым в компанию, считаться �своим�, или чтобы испытать новые ощущения, �найти себя�, почувствовать свою независимость от родителей. Исследования показывают, что давление со стороны сверстников является наиболее распространенной причиной, по которой ребенок впервые решает попробовать наркотики.

Регулярное употребление
Если при первом употреблении наркотика ребенок испытал приятные ощущения, он может захотеть испытать их снова. Когда употребление наркотика становится регулярным, ребенок может потерять способность справляться с ежедневными проблемами. С этого момента употребление наркотика становится средством улучшения настроения и избавления от депрессии.

Формула �4 шага�

Помощь подросткам в преодолении наркотической зависимости предполагает ваше участие в процессе, состоящем из 4 шагов: изучение, наблюдение, руководство и любовь.
1 шаг � изучение. Изучите все, что сможете, о наркотиках и симптомах их употребления.
2 шаг � наблюдение. Наблюдайте и учитесь распознавать эти симптомы.
3 шаг � руководство. Будьте примером: не употребляйте наркотики!
4 шаг � любовь. Ребенок должен почувствовать, что вы его любите несмотря ни на что.

Почему подростки употребляют наркотики?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако можно сказать, почему, миновав стадию экспериментирования, ребенок продолжает употреблять наркотики.
За употреблением наркотиков часто скрывается проходящая незамеченной подростковая депрессия. В семье, в которой вырос подросток, возможно были проблемы во взаимоотношениях родителей или проблемы, связанные с употреблением наркотиков или алкоголя. Может быть, ребенок переживает глубокое горе после развода или смерти в семье. Возможно, у родителей существуют нереалистические ожидания или завышенные требования, которым ребенок не может соответствовать. Иногда, как бывает и со взрослыми, из-за неспособности вынести атмосферу, царящую в семье, и справиться со стрессом подросток с низкой самооценкой может начать употреблять наркотики.

Что делать?

Во-первых, научитесь распознавать симптомы употребления наркотиков.
Во-вторых, руководствуйтесь своей интуицией. Если у вас возникло чувство, что ребенок время от времени пробует наркотики, это может оказаться правдой. Проверьте, нет ли наркотиков в его комнате. Не бойтесь того, что вы внедряетесь в его личную жизнь. Вы делаете это из желания спасти своего ребенка от горя, болезни, а возможно, и смерти.

Если вы уверены в том, что ребенок употребляет наркотики,
серьезно побеседуйте с ним. Дождитесь того момента, когда ребенок будет трезвым. Избегайте крика, бурного реагирования, морализаторства. Не извиняйтесь за то, что вы обыскали его комнату или за то, что вы его обвиняете. Не торгуйтесь с ним и не старайтесь его подкупить. Будьте конкретны в своих обвинениях. Сообщите обо всех имеющихся у вас доказательствах.
Затем следует установить �комендантский час�, рассказать ребенку все, что вам известно о наркотиках, и отменить прежние привилегии. Ограничьте сумму наличных денег у ребенка.
Помните, что вы, родители, должны поддерживать друг друга во всех дисциплинарных вопросах, не позволяя ребенку манипулировать ситуацией, натравливать вас друг на друга.

Симптомы употребления наркотиков

Родители!

Помните! Вы можете уберечь своих детей от употребления наркотиков, включившись в решение проблемы на ранней стадии.
Для решения проблемы наркомании среди подростков вам необходимо получить знания о наркотиках и симптомах, сопровождающих их употребление. Но самым важным является ваш пример трезвой жизни и безусловная любовь к ребенку.
Ваша задача � разумно и последовательно обучать ребенка дисциплине. Если вы обнаружите, что ваш ребенок пробует наркотики, действуйте незамедлительно: поговорите с ним об этом и сделайте все, что потребуется, чтобы остановить употребление наркотиков.

Сделай тест на ВИЧ! Для этого потребуется одна капля крови и полчаса! Не называй своё имя! Не плати! Нажми здесь!

Прочесть обязательно! Доклад Генерального секретаря ООН (71-я сессия, 2016) �К ликвидации эпидемии СПИДа ускоренными темпами�

Телефон группы поддержки ВИЧ-позитивным 24801359

Рижанин! Прояви максимум ответственности, сделай экспресс-тест на ВИЧ БЕСПЛАТНО И АНОНИМНО в любом из пунктов профилактики!

Власть и право

Полицейские методы профилактики

Закон о тестировании школьников и студентов на наркотики еще не вступил в силу, но уже нуждается в изменениях

Закон о тестировании школьников и студентов на наркотики еще не вступил в силу, но уже нуждается в изменениях. Сами депутаты считают, что он «слабо соотносится с реальностью». А эксперты ЕС еще несколько лет назад признали, что такое тестирование не является профилактической мерой и относится к категории полицейских методов.

Принятый на днях Госдумой в окончательном третьем чтении закон о тестировании учащихся на наркотики требует изменений, признали сами депутаты. Коррективы теперь в него предполагается вносить в рабочем порядке, с учетом результатов мониторинга его реализации, заявила член комитета Думы по охране здоровья Салия Мурзабаева на пресс-конференции в понедельник. В частности, это может коснуться порядка проведения тестирования.

«С учетом мнения правительства РФ, Минздрава и Минобразования, в законе пока решили не отражать порядок проведения тестирования. Но из-за того, что было много обращений по порядку проведения, мы, проводя анализ реализации закона, вернемся к вопросу, если будет необходимость внести в него изменения», — отметила депутат.

Кроме того, депутаты продолжают сомневаться в целесообразности прописанных в законе мер, что и не удивительно: эксперты Совета Европы еще несколько лет назад признали, что тестирование на наркотики в школах и вузах с точки зрения профилактики не только бессмысленно, но и вредно и относится к категории полицейских методов.

В частности, депутаты засомневались в целесообразности направления в наркологический диспансер детей, однократно употребивших наркотики. «Если ребенку 12–14 лет, это может быть большая травма и для семьи, и для самого школьника. Поэтому мы с Минобром и Минздравом продолжаем работать над тем, чтобы было четко прописано, кто и куда должен быть направлен. Мы не сторонники сплошного подхода», — рассказала Мурзабаева.

Между тем закон о тестировании школьников и студентов на наркотики может вступить в силу еще до конца этого года (через 6 месяцев после официального опубликования). Инициированный правительством документ был принят Госдумой 15 мая — ожидается, что в ближайшее время его утвердит Совет Федерации и президент.

Законом вводится состоящая их двух этапов система раннего выявления употребления учащимися наркотиков и психотропных веществ. На первом этапе подростки будут проходить социально-психологическое тестирование, проводить которое поручается школьным и вузовским психологам; на втором — профилактические медицинские осмотры. Осуществляться тестирование будет «в рамках финансовых средств, предназначенных на охрану здоровья обучающихся образовательных учреждений».

Тестирование должно проводиться исключительно на добровольной основе. Для его проведения потребуется письменное согласие учащегося старше 15 лет. За тех, кто младше, решение будут принимать родители. В случае выявления факта употребления наркотиков или возникновения подозрений на этот счет, попавшего в группу риска подростка направят в «специализированную медицинскую организацию», осуществляющую наркологическую помощь.

Новый закон обязывает учебные заведения обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования своих учеников.

Однако именно соблюдение конфиденциальности может стать одним из наиболее трудновыполнимых требований закона, опасаются эксперты.

«Проблема раннего выявления употребления наркотиков очень серьезная и пока эффективно не решаемая, — говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. – Наркологи уверяют, что, когда добровольное тестирование проводилось в экспериментальном порядке, оно давало результаты. Но самое главное, чтобы эти результаты не получал никто, кроме самого ребенка и его родителей. На этапе эксперимента это удавалось. Но при массовом тестировании сохранить конфиденциальность будет сложнее. Поэтому я буду очень внимательно смотреть за этой ситуацией».

Исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексей Головань опасается, что результаты тестирования могут не просто стать всеобщим достоянием, но и быть использованы для расправы по каким-то причинам с детьми или их родителями. Кроме того, декларируемая добровольность тестирования может быть принесена в угоду коммерческим интересам его организаторов.

«Ведь это же не бесплатное удовольствие, а значит, кто-то будет зарабатывать на проведении исследований, и в конечном счете это может стать самым главным», — говорит эксперт.

Вице-президент фонда «Нет наркомании и алкоголизму», член комиссии по делам семьи, молодежи и детей общественного совета Москвы Нодар Хананашвили добавляет, что заработать в ходе широкомасштабного тестирования можно будет не только на тест-полосках и других расходных материалах, но и на самой информации. «Случаи, когда человек оказывается фактически под угрозой санкций, будут приводить к коррупционным рискам, — считает Хананашвилли. — Кто-то постарается сам откупиться, кого-то станут шантажировать».

С опаской относится эксперт и к «добровольности» тестирования, отмечая, что в российских условиях оно станет, как это бывает обычно, добровольно-принудительным. А любой отказ от участия будет вызывать подозрение или использоваться в тех же коррупционных целях.

По его мнению, принятый Думой закон «слабо соотносится с реальностью», тестирование на наркотики не достигнет заявленной благой цели и даже может привести к «драматическим последствиям». «Если бы подростку, столкнувшемуся с этой проблемой, как-то помогали ее преодолеть, тогда в тестировании, может, и был бы смысл, — говорит эксперт. — Попавшему в беду человеку надо помочь, а не устраивать на него облаву. Но у нас же подобные нормы принимаются, чтобы устраивать «охоту на ведьм». И тестирование учащихся – очередная репрессивная мера».

Впрочем на сегодняшний день в России отсутствует сколько-нибудь существенный опыт подобных тестирований. И пока эксперты могут высказывать лишь предположения о его бессмысленности. Зато авторы закона ссылаются на международный опыт, подтверждающий «высокую эффективность» предлагаемых мер.

Как сказано в пояснительной записке, «международная практика свидетельствует о наличии значительного положительного опыта, говорящего в пользу нормативного урегулирования проведения выборочного тестирования на потребление наркотических средств и психотропных веществ в школах, особенно в старших классах».

Однако международным экспертным сообществом тестирование на наркотики в школах давно признано не только неэффективным, но даже вредным.

По словам эксперта по вопросам наркополитики в странах бывшего СССР, адвоката Михаила Голиченко, на самом деле приведенные в сопроводительных материалах к законопроекту данные о якобы положительном опыте тестирования на наркотики в некоторых европейских странах основаны на материалах доклада «Тестирование на наркотики», подготовленного в 2004 году экспертом Европейского центра по мониторингу за наркотиками и наркозависимостью Маргарет Нильсон. Однако на тот момент эти данные не содержали каких-либо оценок. «В докладе только приводятся данные о том, в каких странах Европы существует практика тестирования на наркотики, без детального указания на масштабы данной практики, проблемы правового регулирования, а также вопросы эффективности», — говорит эксперт.

Более того, в 2008 году на основании в том числе и этого доклада было подготовлено официальное «Мнение о тестировании на наркотики в школах и на рабочем месте» Комитета по вопросам этики и профессиональным стандартам «Группы Помпиду» (межгосударственный орган в рамках Совета Европы по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков, членом которого является и Россия), содержащее выводы, прямо противоположные тем, что привели авторы российского закона в пользу его принятия (все документы находятся в открытом доступе на сайте «Группы Помпиду»).

Как отмечено во «Мнении», подобное тестирование не может признаваться «профилактической мерой» и «подпадает под категорию полицейских методов».

«Нет аргументов, оправдывающих вторжение в личную жизнь школьников и вмешательство в то, что делают ученики за пределами школы, посредством тестирования на наркотики, — отмечено во «Мнении». – Тестирование, в действительности, подрывает отношения «школьник–учитель» и психосоциальный климат в школе, которые, как показывают исследования, выполняют функцию профилактики наркопотребления».

Еще один вывод «Мнения», на который обращает внимание эксперт, касается опасности, связанной с попыткой властей объяснить употреблением наркотиков некоторые проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе. «Не являясь мерой профилактики, тестирование школьников на наркотики практикуется в целях убеждения родителей в том, что школа заботится о проблеме незаконном потреблении наркотиков, — говорится в документе. — В этом случае тестирование служит для сокрытия острых социальных и культурных проблем, которые могут быть истинной причиной как испытываемых школьниками трудностей, так и возникающих у учителей сложностей с убеждением школьников в наличии у них будущего».

Причем, как утверждает Михаил Голиченко, утверждения о «положительном международном опыте» не просто основаны на непроверенных фактах — фактически речь идет о прямой дезинформации. «Тот факт, что данные, изложенные в пояснительной записке к законопроекту, были скопированы из доклада Маргарет Нильсон, который не встречается без привязки к «Мнению» комитета «Группы Помпиду», свидетельствует о том, что у разработчиков законопроекта был доступ к «Мнению» и они не могли не видеть, что во «Мнении» четко изложена отрицательная позиция комитета по тестированию на наркотики в школах», — резюмирует он.

Тем временем российские регионы уже заявляют о готовности выполнения еще не вступившего в силу закона.

Так, по сообщению РИА «Новости», в детских лагерях отдыха под Казанью пройдет тестирование на наркотики: пробы на наркотики будут проводить специалисты республиканского наркодиспансера. Тестировать школьников будут с помощью тест-полосок, которые ранее использовали для выявления наркоманов среди студентов перед началом учебного года. Каким образом планируется получать согласие родителей, отправивших детей в лагерь отдыхать, а не обследоваться, не сообщается.

Еще по теме:

  • Кому положен материнский капитал в 2014 Материнский капитал в 2014 году Начиная с 2007 года российские семьи с детьми пользуются возможностью улучшать свои жилищные условия, давать детям качественное и доступное образование и формировать накопительную часть пенсии матерей за счет средств государственной поддержки – […]
  • Зависимость пенсии от возраста Когда выходят на пенсию за границей? Во время открытия ЧМ российское правительство объявило о повышении пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. Сейчас мужчины могут выходить на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55, это правило действует с 1932 года. По словам […]
  • Соликамск материнский капитал Материнский капитал в Соликамске Материнский капитал – это мера государственной поддержки, которая предусмотрена семьям у которых появился второй и последующий ребенок. Размер материнского капитала в 2018, 2019, 2020 годах будет составлять 453 026 рублей. Маткапитал можно получить только […]
  • Приказ 54 рослесхоза Документы Федерального агентства лесного хозяйства (Введите номер и/или часть названия или дату документа. ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг») "О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. N 512 "Об утверждении […]
  • Список машин с налогом на роскошь Список авто попадающих под налог на роскошь 2018 На сайте Минпромторга России опубликован перечень автомобилей, в отношении которых транспортный налог уплачивается с учетом повышающих коэффициентов в 2018 году. Напомним, что подобным образом налоги в отношении автомобилей стоимостью […]
  • Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (подготовлен Росгвардией 15.11.2017) Досье на проект Правительство Российской Федерации постановляет: 1. […]
  • Приказ фнс россии от 16092011 ммв-7-3 576 Приказ Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2014 г. N ММВ-7-11/[email protected] "О внесении изменений в Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц, утвержденный приказом ФНС […]
  • Реестр требования кредиторов в наблюдении Порядок включения требования кредитора в реестр требований кредиторов должника (банкрота) Первой стадией банкротства юридического лица является процедура наблюдения. После введения в отношении должника процедуры наблюдения, требования кредиторов по денежным обязательствам (за исключением […]