Приказы о коечном фонде

Содержание страницы:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 17 мая 2012 г. N 555н
«Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи»

С изменениями и дополнениями от:

16 декабря 2014 г.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

Утвердить номенклатуру коечного фонда по профилям медицинской помощи согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24440

Утверждена Номенклатура коечного фонда по профилям медпомощи.

Так, в акушерском деле предусмотрены 3 профиля коек: для беременных и рожениц; патологии беременности; койки сестринского ухода. Для колопроктологии — проктологические. Для неонатологии — патологии новорожденных и недоношенных детей; для новорожденных. Психиатрия — психиатрические; психосоматические; соматопсихиатрические; психиатрические для судебно-психиатрической экспертизы.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24440

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2012 г. N 132

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России от 16 декабря 2014 г. N 843н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Дальнейшее сокращение коечного фонда нецелесообразно

Перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники позволит отказаться от госпитализации только для обследования

Об авторе: Вероника Игоревна Скворцова – невролог, нейрофизиолог, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, министр здравоохранения Российской Федерации.

Министр здравоохранения РФ готова разъяснять обществу позицию ведомства. Фото предоставлено пресслужбой Минздрава РФ

В последнее время в обществе активизировалась дискуссия об эффективности реформ в сфере здравоохранения. Увы, в общественном сознании, прессе, блогах преобладают негативные оценки этой деятельности. Но так ли все плохо? Негатив всегда на поверхности, он больше режет глаза, на его фоне позитивные тенденции порой теряются, выглядят невзрачно. Мы хотели бы внести некую объективность в оценку ситуации.
Общество особенно остро реагирует на программу оптимизации соотношения стационарного и амбулаторного лечения, переноса тяжести с больниц на поликлиники. С ней напрямую связан миф о тотальной ликвидации лечебно-профилактических учреждений в регионах и столице. Этому немало способствуют перегибы на местах, подобные недавнему скандалу с приказом «О тактике ведения больных и пострадавших на догоспитальном этапе», подписанным главным врачом станции Скорой помощи имени А.С. Пучкова. Напомним, впоследствии данный приказ был отменен Росздравнадзором как противоречащий существующим законодательным актам Российской Федерации и Департамента здравоохранения города Москвы.
Примерно по такой же схеме в 2012–2013 годах были закрыты маломощные сельские лечебные учреждения – роддома, больницы – и в других регионах, в частности в Ярославской области. Минздрав РФ впоследствии признал, что во многих случаях это было сделано неправомерно, часто без учета транспортной доступности и вызвало законный протест местных жителей.
Здесь надо различать две ситуации. Первая – неправомерно закрытые лечебные учреждения, вторая – закрытые правомерно, но очень непродуманно и грубо по отношению к населению. В Ярославской области все было сделано директивно, при этом возникли выступления населения, которые широко обсуждались в прессе. Кроме того, там не учли того факта, что в поселении жили старообрядцы – люди, которые не хотели выезжать за пределы своего сообщества.
Мероприятия по сокращению койко-мест в столичных и региональных больницах ведутся в рамках программы модернизации российского здравоохранения. Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов действительно решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках, а лишь 30% – в стационарах. Для сравнения: в Москве, например, соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно – составляет 30% к 70% в пользу стационаров.
«Оптимизация» не значит «сокращение»
Минздрав РФ неоднократно подчеркивал: основой оптимизации коечного фонда должно быть не столько его сокращение, сколько перепрофилирование.
В программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи взяты тренды на развитие медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи. Оптимизация коечного фонда позволит «высвободить» неэффективно работающие койки и перераспределить их в реабилитацию и паллиативную помощь.
Перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники позволит отказаться от госпитализации пациентов только для обследования, высвободив коечные места для тех, кто действительно нуждается в стационарном лечении.
В каждом конкретном случае вопрос о сокращении или расширении коечного фонда в том или ином лечебно-профилактическом учреждении должен решаться индивидуально. Однако, как это нередко бывает, пожелания и рекомендации на местах воспринимают как директиву, хотя никаких централизованных задач по сокращению коек, а также сокращению кадров в стационарах Минздрав РФ не ставил. На местах должны принимать решения о распоряжении коечным фондом исходя из реальных потребностей региона или населенного пункта. Где-то сократить можно без всякого ущерба для качества предоставляемой медицинской помощи, а где-то, напротив, фонд следует увеличить.
Минздрав РФ еще в мае 2013 года прекратил сокращение фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики и др. Мы считаем нецелесообразным дальнейшее сокращение коечного фонда. Наоборот, нам предстоит развитие нашей коечной сети. Необходимо открывать паллиативные и реабилитационные койки, в которых у нас острый дефицит. Необходимо учитывать, что у нас увеличивается процент населения старших возрастных групп, поэтому никакого дальнейшего сокращения коек не будет.
Среди благополучных в этом отношении регионов можно назвать Воронеж, Пензу, Тамбов, Самару, Белгород, Ханты-Мансийск, Татарстан. В этих регионах сокращение идет не огульно, сначала организуется работа профилактических кабинетов, проводится диспансеризация населения, определяется реальная потребность в количестве коек. Работа ведется с учетом территориального планирования, то есть при необходимости строятся и вводятся в эксплуатацию новые межрайонные и межрегиональные центры.
В ряде регионов количество койко-мест растет. При поддержке Министерства здравоохранения РФ в регионах открываются межрегиональные медицинские центры. Ведомство помогает с их техническим обеспечением: такие примеры есть в Воронежской и в Ивановской областях. В Ярославле открываются централизованные лаборатории и диагностические центры, что позволяет повысить качество диагностики и привлекать на работу более квалифицированный персонал.
Хочется отдельно остановиться на проблеме сокращения койко-мест в реабилитационных центрах (отделениях) в составе специализированных наркологических (психиатрических) учреждений – об этом также много говорят и пишут. За последние два года 10-процентное сокращение произошло в единственном регионе нашей страны – в Москве. По данным Национального научного центра наркологии, в Москве из 13 центров осталось только пять (число коек с 339 снизилось до 298). В остальных регионах наблюдался общий рост реабилитационного коечного фонда, который составил 22%.
Во многих регионах качество медпомощи заметно выросло
В Республике Татарстан сформирована модель здравоохранения с одноканальной формой финансирования, которая опирается на общую врачебную практику, обеспечивает избирательность оказания медицинской помощи на разных этапах, позволяет более эффективно расходовать финансовые средства. Число больничных учреждений здесь также сократилось: со 101 в 2007 году до 79 в 2012 году. Но одновременно повысилось качество оказания медицинской помощи. Оптимизация структуры отрасли осуществляется путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров.
Участковые больницы реорганизуются во врачебные амбулатории, где создаются службы общей врачебной практики и дневные стационары. Особое внимание уделено первичному звену здравоохранения: новым высокотехнологичным оборудованием оснащено 10 крупных поликлиник республики.
Большие изменения коснулись сельского здравоохранения. После проведенного капитального ремонта и оснащения современным оборудованием по-новому заработали приемно-диагностические отделения с пунктами Скорой медицинской помощи в 29 центральных районных больницах. С целью повышения качества обслуживания сельского населения отремонтированы и оснащены необходимым оборудованием 38 сельских врачебных амбулаторий. На основе медицинского районирования территории республики созданы муниципальные и межмуниципальные консультативно-диагностические центры первичной медицинской помощи.
С целью снижения смертности от внешних причин проведена реорганизация приемных отделений центров, создается новая модель их функционирования, включающая разделение потоков приема плановых, амбулаторных, экстренных больных, больных с психическими заболеваниями. В составе приемного отделения организованы отделения краткосрочного пребывания, противошоковые палаты, консультативно-диагностические отделения.
В республике функционируют два региональных и 15 первичных сосудистых центров для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Изменение логистики организации медицинской помощи позволило достичь своевременного оказания специализированной помощи в пределах «терапевтического» окна, снизить госпитальную летальность инсультом в сосудистых центрах за пять лет на 4,7%. В Татарстане начали выпускать модульные фельдшерско-акушерские пункты – дешевые и качественные, они быстро строятся, и в них есть все необходимое для работы.
В Воронежской области теперь функционируют 10 первичных сосудистых отделений, а также региональный сосудистый центр, что позволяет охватить специализированной медицинской помощью все население области. Расположение отделений позволяет госпитализировать пациента в течение 40–50 минут с момента осмотра врачом или фельдшером Скорой медицинской помощи, а это зачастую залог выздоровления. Обеспеченность жителей Воронежской области специализированными койками для больных с острым инсультом составляет 96%.
Во всех амбулаторных учреждениях области внедрены скрининговые оценки риска развития сердечно-сосудистых заболеваний по системе SCORE (Systematic Coronary Risk Evaluation – систематическая оценка коронарного риска). В амбулаторно-поликлинических учреждениях Воронежской области уже функционирует 29 кабинетов медицинской профилактики.
В девяти травмоцентрах квалифицированные специалисты оказывают помощь пострадавшим в ДТП. Эти учреждения были специально созданы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008–2011 годах.
В Ивановской области функционируют 253 фельдшерско-акушерских пункта, 34 отделения врача общей практики. В них проводится регулярная диспансеризация – важнейшая массовая и высокоэффективная медицинская технология сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения. В области налажена онкологическая служба. Ивановский областной онкологический диспансер объединяет круглосуточный стационар с 578 койками, дневной стационар на 160 коек, хоспис на 45 коек и консультативную поликлинику.
В помощь медицинским работникам станций Скорой медицинской помощи области организован кардиологический дистанционный консультативный пункт, работающий в круглосуточном режиме. В регионе функционирует шесть травматологических центров.
Нужна объективная оценка результатов реформы
Безусловно, конкретные механизмы оптимизации здравоохранения – разные в городах и селах, в разных регионах страны. Они определяются необходимостью населения, особенностями климата и состояния дорог, расстояниями между населенными пунктами. Но закономерности оптимизации едины в основе – создание трехуровневой системы позволяет каждому гражданину независимо от места проживания обеспечить своевременное оказание необходимой медицинской помощи: на первом уровне – максимально близко к дому – профилактику и лечение наиболее распространенных заболеваний; на втором уровне – в межрайонных и межмуниципальных центрах – комплексное современное лечение при острых жизнеугрожающих заболеваниях и состояниях (инфаркты миокарда, инсульты, тяжелые травмы, отравления и др.); на третьем уровне – в региональных центрах – плановую высококвалифицированную и высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь (нейрохирургическую, сердечно-сосудистую).
Но «закрытию» или отмене старого должно предшествовать создание нового. Нужно, чтобы само население могло убедиться в преимуществах преобразований.
Многое зависит от позиции органов здравоохранения на местах. В Якутии, Бурятии и некоторых других северных регионах, где низкая плотность населения, созданы недорогие социальные гостиницы при стационарах для пациентов – для отдыха после процедур, что позволяет экономить на содержании дорогого коечного фонда.
В Чувашии, которая активнее других регионов переформировывает свою систему здравоохранения, представители власти перед закрытием старой больницы организовали доставку населения в автобусах в новое медицинское учреждение, познакомили с условиями, персоналом, главным врачом. И люди восприняли эти изменения на ура. Так что реформа российского здравоохранения уже приносит плоды – надо только отказаться от стереотипа «все плохо» и попытаться оценить их объективно.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Правительство России

Об эффективном использовании коечного фонда медицинских организаций, которое бы обеспечивало доступность медицинской помощи для населения с учётом развития транспортной инфраструктуры

Работа Правительства в цифрах и фактах.

Правительство, в частности, сообщило, что с участием Минздрава, Минфина и других органов государственной власти прорабатывается вопрос об оптимизации коечного фонда федеральных государственных бюджетных учреждений здравоохранения, в том числе за счёт сокращения неэффективно используемых коек, а также передачи части учреждений в субъекты Федерации с целью повышения качества и обеспечения доступности специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, на основе современных технологий, не внедрённых в медицинских организациях субъектов Федерации.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» реализуются мероприятия по повышению эффективности использования коечного фонда, включая:

— сокращение коечного фонда за счёт неэффективно работающих коек с учётом структуры заболеваемости населения;

— перенос оказания части стационарной помощи на амбулаторный этап за счёт развития стационарозамещающих технологий.

В связи с перераспределением объёмов оказываемой медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап возросла доля расходов на медицинскую помощь в амбулаторных условиях с 32,0% в 2010 году до 33,2% в 2012 году, а также в условиях дневного стационара с 2,8% в 2010 году до 3,1% в 2012 году.

Число коек дневных стационаров для детей на базе амбулаторно-поликлинических учреждений за период с 2010 по 2012 год выросло с 17 294 до 19 437.

Оказание первичной медико-санитарной помощи детям, в том числе в условиях дневных стационаров, осуществляется в соответствии с порядком оказания педиатрической помощи, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года №366н.

С 2008 по 2012 год количество отделений (кабинетов) врача общей практики (семейного врача) возросло с 3581 до 5830, или в 1,5 раза.

Увеличилось также количество структурных подразделений медицинских организаций первичного звена здравоохранения – фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов с 39 095 до 39 759 с соответствующим увеличением суммарной мощности на 6635 посещений в смену.

Внедрение в медицинскую практику стационарозамещающих технологий позволило снизить в 2012 году показатель обеспеченности круглосуточными стационарными койками для детей по сравнению с 2010 годом на 4,6%.

Реструктуризация коечного фонда и внедрение новых медицинских технологий позволили повысить интенсивность и качество лечения в стационарных условиях, что привело к сокращению средней длительности пребывания больного на койке с 13,1 дня в 2011 году до 12,4 в 2012 году.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 года №932, предусмотрено дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи.

Так, средние нормативы объёмов медицинской помощи для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), за тот же период увеличен с 2,44 до 2,77 посещения на одного жителя, для медицинской помощи в условиях дневных стационаров – с 0,63 до 0,665 пациенто-дня на одного жителя.

Указанной программой увеличен средний норматив финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи на один койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, по сравнению с 2013 годом с 1537,1 до 1654,3 рубля в 2014 году.

Развиваются выездные формы оказания медицинской помощи, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.

В 2012 году в субъектах Федерации организовано более 8 тыс. выездных бригад специалистов. Выездная работа позволяет обеспечить доступность, в том числе первичной специализированной помощи, и своевременно направлять пациентов в организации, оказывающие медицинскую помощь в условиях стационара, в том числе в федеральные учреждения здравоохранения.

В 74 субъектах Федерации функционирует 102 акушерских дистанционных консультативных центра со 122 выездными акушерскими анестезиолого-реанимационными бригадами, оснащёнными диагностическим и реанимационным медицинским оборудованием, включая мобильные кювезы.

Медицинская эвакуация всеми видами транспорта в условиях чрезвычайной ситуации составила лишь 14,3% от всех случаев медицинской эвакуации, а санитарной авиацией – менее 1%.

Всего в России в 2012 году было эвакуировано всеми видами транспорта 61 907 человек, в том числе 22 602 ребёнка. С помощью санитарной авиации – 17 093 человека, в том числе 4070 детей, что составило 28% и 18% от всей медицинской эвакуации соответственно.

Вопросы обеспечения доступности медицинской помощи, включая организацию выездных форм работы и транспортное обеспечение, рассмотрены 8 ноября 2013 года на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан с участием руководителей высших исполнительных органов государственной власти отдельных субъектов Федерации. Даны соответствующие поручения.

Органами исполнительной власти субъектов Федерации утверждены программы развития здравоохранения с учётом государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Особое внимание уделено мероприятиям, направленным на снижение смертности населения от заболеваний, являющихся основной причиной смертности населения в субъекте Федерации, повышение доступности медицинской помощи, в том числе с учётом развития материально-технической базы регионального здравоохранения, кадровой обеспеченности, развития транспортной инфраструктуры, а также эффективное использование коечного фонда медицинских организаций.

Учет и анализ расходов медицинских учреждений на содержание коечного фонда

«Бухучет в здравоохранении», 2012, N 9

В статье рассматриваются расходы медицинских учреждений на содержание коечного фонда, необходимость их оптимизации. Проводится анализ затрат и методика расчета затрат на один койко-день.

Значение эффективного использования коечного фонда

Здравоохранение — важнейшая отрасль социальной сферы, максимально приближенная к людям. Именно на нем лежит основная ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения.

Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для всего населения РФ.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработана примерная программа модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации на 2011 — 2012 гг., основной целью которой является улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации, в том числе в условиях стационара [1].

Больницы являются наиболее дорогостоящими учреждениями здравоохранения, поэтому рациональное использование коечного фонда имеет большое значение. Простой койки в больницах не только сокращает объем стационарной помощи и ухудшает медицинское обслуживание населения в целом, но и вызывает значительные экономические потери, так как расходы на содержание больничной койки имеют место и в тех случаях, когда койки не функционируют. Затраты на пустующую койку составляют 2/3 стоимости содержания занятой койки.

Более низкая стоимость одного койко-дня приходится на те больницы, где коечный фонд используется наиболее интенсивно. Сокращение простоя койки снижает непроизводительные расходы больниц и уменьшает стоимость их койко-дня.

Основными причинами простоя коек являются отсутствие равномерного поступления больных, проведение профилактической дезинфекции, карантин в связи с внутрибольничной инфекцией, ремонт и т.д.

Анализ эффективности использования коечного фонда стационара

Рациональное использование фактически развернутого коечного фонда (при отсутствии перегрузки) и соблюдение необходимого срока лечения в отделениях с учетом специализации коек, диагноза, тяжести патологии, сопутствующих заболеваний имеют большое значение в организации работы стационара. Номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 555н «Об утверждении Номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» [2] (табл. 1).

Номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи

Для анализа использования коечного фонда вычисляются следующие наиболее важные показатели:

  1. обеспеченность населения больничными койками;
  2. среднегодовая занятость больничной койки;
  3. степень использования коечного фонда;
  4. оборот больничной койки;
  5. средняя длительность пребывания больного на койке.

Обеспеченность населения больничными койками (на 10 тыс. населения):

общее число больничных коек x 10 000 / численность обслуживаемого населения.

Среднегодовая занятость (работа) больничной койки:

число койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре / среднегодовое число коек.

Среднегодовое число коек в стационаре определяется следующим образом:

число фактически занятых коек каждого месяца года в стационаре / 12 месяцев.

Этот показатель может быть вычислен как в целом по стационару, так и по отделениям. Его оценка производится путем сопоставления с расчетными нормативами для отделений различного профиля.

Работа койки меньше или больше норматива свидетельствует соответственно о недогрузке или перегрузке стационара. Ориентировочно этот показатель составляет для городских больниц 320 — 340 дней в году.

Степень использования коечного фонда (выполнение плана по койко-дням):

число фактически проведенных больными койко-дней x 100 / плановое число койко-дней.

Ежегодно на уровне Правительства Российской Федерации принимается постановление, утверждающее программу государственных гарантий на следующий год, которая утверждает нормативы объемов медицинской помощи по ее видам и нормативы финансовых затрат. На основе ее в каждом субъекте Российской Федерации принимается постановление, утверждающее программу государственных гарантий в своем регионе, которым утверждаются задания по оказанию медицинской помощи всем учреждениям здравоохранения области.

Исходя из этих заданий — плановых объемов работы больницы по согласованию с вышестоящей организацией, т.е. с Комитетом по здравоохранению и фармации администрации г. Костромы, ежегодно утверждают коечную мощность больницы и структуру в виде штатного расписания больницы, план койко-дней по стационару в разрезе его структурных подразделений, план пациенто-дней по дневным стационарам, а также план посещений по структурным подразделениям больницы и по врачебным специальностям.

Государственное задание на оказание медицинской помощи на 2012 г. в Костромской области

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Костромской области бесплатной медицинской помощи на 2012 г. предусматривает нормативы объема медицинской помощи на одного человека в год для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, — 2,78 койко-дня, в том числе в рамках программы обязательного медицинского страхования — 1,894 койко-дня на одного застрахованного жителя.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь:

  • на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров — 378,6 руб., в том числе 370,9 руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования;
  • на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях — 1113,4 руб., в том числе 1110,7 руб. — за счет средств обязательного медицинского страхования.

По итогам реализации Программы в 2012 г. планируется достичь обеспеченности населения больничными койками в количестве 85,3 койки на 10 тыс. населения. Численность населения составляет 666 306 человек.

Плановое число койко-дней за год определяется умножением среднегодового числа коек на норматив занятости койки в году. Этот показатель рассчитывается в целом по больнице и по отделениям. Если среднегодовая занятость койки в пределах норматива, то он приближается к 30%; при перегрузке или недогрузке стационара показатель будет соответственно выше или ниже 100%.

Оборот больничной койки:

число выбывших больных (выписанных + умерших) / среднегодовое число коек.

Этот показатель свидетельствует о том, какое число больных «обслужила» одна койка в течение года. Быстрота оборота койки зависит от длительности госпитализации, что, в свою очередь, определяется характером и течением заболевания. В то же время уменьшение сроков пребывания больного на койке и, следовательно, увеличение оборота койки во многом зависят от качества диагностики, своевременности госпитализации, ухода и лечения в больнице. Расчет показателя и его анализ следует вести как в целом по стационару, так и по отделениям, профилям коек, нозологическим формам. В соответствии с плановыми нормативами для городских стационаров общего типа оборот койки считается оптимальным в пределах 25 — 30, а для диспансеров — 8 — 10 больных в год.

Средняя длительность пребывания больного в стационаре (средний койко-день):

число проведенных больными койко-дней за год / число выбывших (выписанные + умершие).

Как и предыдущие показатели, вычисляется как по стационару в целом, так и по отделениям, профилям коек, отдельным заболеваниям. Ориентировочно норматив для больниц общего типа составляет 14 — 17 дней, с учетом профиля коек — значительно выше (до 180 дней).

Средний койко-день характеризует организацию и качество лечебно-диагностического процесса, указывает на резервы повышения использования коечного фонда. Величина этого показателя в большой степени зависит от типа и профиля стационара, организации его работы, качества лечения и пр. Одной из причин длительного пребывания больных в стационаре является недостаточное обследование и лечение в поликлинике. Сокращение сроков госпитализации, высвобождающее дополнительные койки, должно проводиться прежде всего с учетом состояния больных, так как преждевременная выписка может привести к повторной госпитализации, что в итоге даст не уменьшение, а увеличение показателя. Значительное снижение среднего койко-дня по сравнению с нормативом может указывать на недостаточную обоснованность сокращения сроков госпитализации [3].

Рассмотрим ряд примеров на основе статистических данных МУЗ «Городская больница N 2».

Пример 1. Исходя из данных табл. 3 сделаем расчеты.

Основные показатели деятельности стационара за 2007 — 2011 годы МУЗ «Городская больница N 2»

Возможность обслуживать одной койкой то или иное число больных определяется функцией больничной койки (Ф), которая рассчитывается как частное от деления среднегодовой занятости койки с учетом ее профиля (Д) на среднее число дней пребывания больного на койке этого же профиля (П):

Функция больничной койки в 2011 г. составила 30,1 (391,5 / 13,0).

Оптимальная среднегодовая занятость койки может быть рассчитана для каждого стационара в отдельности с учетом его коечной мощности по следующей формуле:

где Д — среднее число дней работы койки в году;

Н — среднегодовое число коек в стационаре.

Таким образом, оптимальная среднегодовая занятость койки в 2011 г. составляла

Этот показатель используется при определении расчетной стоимости одного койко-дня.

Среднегодовая занятость койки может быть снижена вследствие вынужденного простоя коек (например, в связи с ремонтом, карантином и пр.).

Для того чтобы в подобных случаях исключить причину недоиспользования коечного фонда, вычисляется показатель работы функционирующей койки, т.е. за исключением дней простоя.

Расчет производится по следующей методике:

  1. рассчитывается среднее число коек, свернутых в течение года в связи с ремонтом:

число койко-дней закрытия на ремонт / число календарных дней в году;

  1. определяется среднее число коек, функционировавших в течение года:

среднегодовое число коек — число коек, свернутых в связи с ремонтом.

Вычисляется среднее число дней работы койки в году с учетом ремонта:

число койко-дней, фактически проведенных больными / число коек, функционировавших в течение года (не закрытых на ремонт).

Пример 2. В больнице 634 койки, число койко-дней, фактически проведенных больными, составило 248 211, число койко-дней закрытия на ремонт — 4380. Необходимо определить среднегодовую занятость койки с учетом ремонта:

  1. среднее число коек, свернутых в связи с ремонтом:

4380 к/дн / 365 = 12 коек;

  1. среднее число коек, функционировавших в течение года:

634 койки — 12 коек = 622 койки;

  1. среднегодовая занятость функционировавшей койки (с учетом ремонта):

248 211 к/дн / 622 койки = 399 дней.

Таким образом, если бы дни ремонта не были учтены, среднегодовая занятость койки была бы всего 391,5 дня (248 211 к/дн / 634 койки), что говорило бы о недоиспользовании коечного фонда в больнице.

Среднее время простоя койки (в связи с оборотом) — это время от момента освобождения койки выписанными больными до занятости ее вновь поступившими.

где Т — время простоя койки данного профиля в связи с оборотом;

Д — фактическая среднегодовая занятость койки данного профиля;

Ф — оборот койки.

Пример 3. Среднее время простоя больничной койки терапевтического профиля в связи с оборотом при среднегодовой ее занятости 330 дней и средней длительности пребывания на койке 17,9 дня составит:

Ф = Д / П = 330 дней / 17,9 дня = 18,4.

Т = (365 — Д) / Ф = (365 — 330) / 18,4 = 1,9 дня.

Простой койки больше данного норматива наносит экономический ущерб. Если же время простоя меньше норматива (а при очень высокой среднегодовой занятости койки Т может принимать отрицательное значение), это свидетельствует о перегрузке стационара и нарушении санитарного режима койки.

Экономические потери в результате простоя коек вычисляются на основе определения разности между расчетной и фактической стоимостью одного койко-дня. Стоимость койко-дня вычисляется путем деления расходов по содержанию стационара на соответствующее число койко-дней (расчетное и фактическое). При этом исключаются расходы на питание больных и приобретение медикаментов, которые не влияют на величину потерь от простоя коек, так как они производятся только на койку, занятую больным.

Пример 4. Определим экономические потери от простоя коек в детской городской больнице Костромы мощностью 335 коек, если среднегодовая занятость койки составила 310 дней, а расходы по стационару — 280 000 у. е.

  1. Определяем число фактически проведенных больными койко-дней:
  1. Разница между фактической и плановой стоимостью одного койко-дня составила:

722 — 714 = 8 руб.

  1. Определяем экономические потери от простоя коек:

8 руб. x 103 850 к/дн = 830 800 руб.

Таким образом, в результате простоя коек больница понесла потери на сумму 830 800 руб.

Методика расчета затрат на один койко-день

Медицинская услуга «койко-день» включает в себя ряд простых услуг согласно Классификатору «Простые медицинские услуги» (сбор анамнеза, перкуссия, аускультация и т.д.). В связи с этим услуга «койко-день» относится к сложной услуге [4]. Услуги параклинических отделений (кабинетов) в расчет стоимости койко-дня не включаются. Расчет затрат на койко-день (С) осуществляется по формуле:

Затраты на питание больных в профильных отделениях стационаров относятся на «койко-день» по установленным нормам на основе суточных продуктовых наборов по профилям коек.

В общем виде расходы на питание в расчете на один койко-день определяются по формуле:

Расчет расходов на мягкий инвентарь производится по его износу (фактическому списанию по акту), независимо от способа перенесения стоимости, принятого в соответствии с учетной политикой медицинских учреждений. Износ мягкого инвентаря в расчете на один койко-день определяется по формуле:

Износ оборудования при расчете стоимости одного койко-дня определяется по формуле:

Косвенные расходы — это расходы на осуществление хозяйственной деятельности, управление, оказание услуг, которые не могут быть прямо отнесены на стоимость.

Медицинская учетная и отчетная документация по учету коечного фонда

Медицинская учетная и отчетная документация по учету и анализу коечного фонда включает в себя:

  • учетную форму N 007/у-02 «Листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении»;
  • учетную форму N 016/у-02 «Сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении».

Листок учета больных и коечного фонда стационара заполняется в каждом отделении, выделенном в составе больницы в соответствии со сметой и приказами вышестоящего органа здравоохранения.

По отделениям, имеющим в своем составе выделенные приказом по больнице койки узкого профиля (например, онкологические койки в составе хирургического или гинекологического отделения, койки для детей в составе неврологического отделения и т.д.), в листке записываются первой строкой сведения о числе коек и движении больных в целом по отделению (включая и сведения о койкам узких специальностей), в последующие строки выделяются сведения о койках и движении больных по узким специальностям.

При заполнении строк, относящихся к койкам узких специальностей, выделенным в составе какого-либо отделения, показывается движение больных с заболеваниями, соответствующими профилю выделенных коек в данном отделении независимо от того, на каких койках этого отделения они лежали. Например, в составе хирургического отделения выделены приказом по больнице три койки для урологических больных. Фактически в отдельные дни в отделении находилось не три, а пять и более урологических больных — движение этих больных показывается по урологическим койкам. В то же время больные с урологическими заболеваниями могли госпитализироваться и в другие отделения, в составе которых урологические койки не выделены. Сведения об этих больных показываются по койкам того отделения, в которое они были помещены, и не суммируются со сведениями об урологических больных, лежавших в отделении, имевшем урологические койки. Для получения суммарных данных по больнице сведения из листков отделений, полученных и проверенных в кабинете статистики, вносятся в дневник учета больных и коечного фонда, ведущийся по больнице в целом. Если учет в больнице и имеющихся в ней отделениях ведется сестрой, то заполнение отдельных листков нецелесообразно. В таких больницах ведется дневник учета больных и коечного фонда по стационару в целом, имеющимся в нем отделениям и койкам узкого профиля последовательно за каждый день месяца с последующим суммированием месячных сведений.

В графе 3 листа показываются фактически развернутые в пределах сметы койки, включая и койки, временно свернутые в связи с ремонтом, карантином и другими причинами. В это число не включаются приставные койки, развертываемые в палатах, коридорах и т.д. в связи с переполнением отделения.

Из числа коек, показанных в гр. 3, выделяются койки, временно свернутые в связи с ремонтом и другими причинами (гр. 4). В графах 5 — 17 даются сведения о движении больных за истекшие сутки, с 9 часов утра предыдущего до 9 часов утра текущего дня (числе состоявших и поступивших больных, числах переведенных из отделения в отделение, выписанных и умерших), и в гр. 14 и 15 — о числе больных, состоявших в отделении на 9 часов утра текущего дня. Число больных, показанное в гр. 18, должно быть переписано в гр. 5 текущего дня.

Необходимо ежедневно следить за тем, чтобы число больных балансировалось, т.е. чтобы число больных, показанное на начало текущего дня (гр. 18), было равно сумме чисел больных, состоявших на начало предыдущего дня (гр. 5), поступивших (гр. 6) и переведенных (гр. 11), за минусом чисел, переведенных в другие отделения (гр. 12), выписанных (гр. 13) и умерших (гр. 17), т.е. числам в гр. 5 + 6 + 11 — 12 — 13 — 17 = гр. 18.

Приведем пример формы Листка ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, утвержденной Приказом Минздрава России от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» (табл. 4) [6].

Сводная ведомость дает возможность следить за правильным использованием коечного фонда, за развертыванием коек в отделениях и по стационару в целом (по месяцам, кварталам, полугодиям). Данные сводной ведомости характеризуют мощность больницы, ее структуру и позволяют рассчитать такие показатели, как использование коечного фонда, средняя длительность пребывания больного в стационаре, средняя занятость койки, оборот койки, летальность (как по отделениям, так и в целом по больнице).

Зависимость финансирования здравоохранения от коечного фонда

Организация и финансирование здравоохранения — сфера, где продолжают сохраняться большие резервы повышения качества обслуживания населения и одновременно увеличения доходов самих медицинских работников. Специфика сегодняшней схемы такова, что объем финансирования во многом зависит от количества коек в лечебно-профилактическом учреждении, а не от объема и качества лечения заболеваний.

Практика показала, что принцип одноканального финансирования — это не просто механизм расчетов, который может быть интересен только специалистам в экономической и финансовой сфере. Это один из элементов системы, позволяющей улучшить организацию, доступность и качество медицинской помощи. Теперь больницы получают не за то, сколько раз человек пришел к врачу или сколько дней провел в палате, а за итог своей работы с пациентом.

Для реализации страхового принципа введено понятие законченного случая. Переход от оплаты по посещениям и койко-дням к оплате по законченному принципу вызвал снижение мотивации к необоснованному наращиванию количества посещений, необоснованной длительности госпитализации, назначению излишних консультаций, позволил добиться сокращения временных затрат врача и пациента при оказании медицинской помощи. В итоге при уменьшении числа посещений количество пролеченных больных выросло. Кроме того, законченный случай стал тем экономическим стимулом, который подталкивает ЛПУ к развитию перспективных медицинских технологий и направлений.

Вывод: основные пути совершенствования системы финансирования здравоохранения России в связи с проведением реформы:

  1. переход от оплаты по посещениям и койко-дням к оплате по законченному принципу путем одноканального финансирования обеспечит улучшение качества медицинской помощи и повышения оплаты труда работников;
  2. проблемой остается выравнивание финансирования здравоохранения в регионах, поскольку регионы-доноры получат меньше средств, чем перечислили в ФОМС, а в дотационных регионах из-за недостатка средств уменьшится количество и качество медицинской помощи.

Еще по теме:

  • 565 н приказ 565 н приказ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 565н "Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются […]
  • 1344 н приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1344н "Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1344н"Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" В соответствии со статьей 46 […]
  • Приказ на медосмотр 2012 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря […]
  • Пленум верховного суда от 2012 года Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июня 2012 г. N 17 О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ ПО СПОРАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ […]
  • Приказ 1340н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1340н "Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1340н"Об утверждении порядка […]
  • Приказы о профилактике алкоголизма Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 сентября 2015 г. N 683н "Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях" Приказ Министерства здравоохранения […]
  • Приказ от 05052008 216 н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 апреля 2015 г. № 216н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной […]
  • Пленум верховного суда по гибдд Постановление Верховного Суда РФ от 21 июля 2015 г. N 9-АД15-9 Суд отменил ранее принятые судебные постановления и прекратил производство по делу о привлечении заявителя к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения Судья Верховного […]